Участие профессионального сообщества в экспертизе учебников и учебных изданий, используемых при реализации программ среднего профессионального образования
Валерия Валериевна Алексеева
кандидат психологических наук, методист
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, филиал в г. Сергиев Посад Сергиев Посад, Россия [email protected] 0000-0002-4653-4353
Алексей Анатольевич Мушаков
кандидат педагогических наук, доцент, проректор Московский государственный университет спорта и туризма Москва, Россия [email protected] 0000-0002-6756-3348
Евгений Александрович Павлов
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия [email protected] 0000-0002-5073-2985
Ирина Павловна Ратникова
кандидат экономических наук, директор Гуманитарного института, доцент кафедры менеджмента и экономики спортивной индустрии имени В.В. Кузина
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия [email protected] 0000-0002-9985-3462
Марина Леонидовна Соболева
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики Московский педагогический государственный университет Москва, Россия [email protected] 0000-0002-4951-880Х
Светлана Александровна Демина
кандидат экономических наук, доцент, главный специалист отдела информационно-образовательных систем Московский педагогический государственный университет Москва, Россия [email protected] 0000-0003-1637-4587
Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021
ч 10.25726/15508-4403-0772-д
Аннотация
Цифровая экономика диктует новые образовательные тренды, делая акцент на практическую подготовку в образовательном процессе. Развитие профессионального мастерства обучающихся в системе среднего профессионального образования невозможно без интегрированного участия научно-педагогического сообщества и представителей бизнес-среды. Данное участие предполагает корректировку содержательной части учебных изданий в соответствии с текущими и перспективными запросами общества и народнохозяйственного комплекса государства. Целью написания данной статьи является обоснование важности привлечения к рецензированию учебных материалов компетентных и авторитетных представителей профессионального сообщества для того, чтобы отобрать наиболее качественную учебную литературу, отвечающую требованиям современных образовательных технологий и практико-ориентированных целей подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО). Основные методы исследования: аналитический обзор, сравнение, методы анализа и синтеза, статистического анализа. Проведенное исследование показало, что существует необходимость разработки механизмов взаимодействия представителей образовательной сферы СПО и профессионального сообщества, в частности работодателей, по вопросам проведения экспертизы учебников и учебных изданий, с целью повышения качества практической подготовки обучающихся в системе СПО.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование; учебное издание; экспертиза; рецензирование; работодатели; профессиональное сообщество.
Введение
В настоящее время среднее профессиональное образование (СПО), с одной стороны, остается недооцененным обществом, которое существенно занижает его роль, значение и престиж, в то время как инновационный путь развития национальной экономики, наоборот, выделяет доминирующее место именно качественной подготовке специалистов среднего звена, способных удовлетворить растущий спрос рынка труда и запросы народнохозяйственного комплекса страны, - с другой стороны.
В связи с этим, актуальной и стратегически важной остается задача обеспечения качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в системе СПО для разных отраслей с целью обеспечения как развития личности, общества, так и интенсивного экономического роста государства в целом.
Материалы и методы исследования
СПО, как и вся образовательная система Российской Федерации, переживает период модернизации и реформации, который затрагивает не только вопросы качества подготовки специалистов для отечественного рынка труда, но также изменения в сфере менеджмента СПО, что, в свою очередь, подразумевает внедрение инновационных управленческих подходов, решений, инициатив, направленных на развитие и совершенствование методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной и информационной поддержки образовательного процесса в системе СПО.
Осуществляя управление сферой СПО органы государственной власти, как на общенациональном, региональном, так и на муниципальном уровне, руководствуются нормативно-правовым арсеналом, в том числе в вопросах мониторинга качества реализации образовательных программ. В частности, в ст. 6, 7, 89, 93 и 97 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8] определен четкий перечень полномочий относительно государственного контроля (надзора) за деятельностью образовательных организаций относительно оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в рамках аккредитованных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Более того, реализуемый программно-целевой подход Министерства просвещения России и положения проекта Стратегии развития среднего профобразования до 2030 года [5] направлены на обновление содержания образования, формирование нового фундамента для личностного развития и повышения профессионального мастерства обучающихся в системе СПО, а также повышение квалификации работников и целевой поддержки образовательных организаций системы СПО.
Все это нацелено на пересмотр методической, информационной и материально-технической базы обучения в системе СПО, внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства предприятий и образовательных организаций в вопросах ориентации на перспективные потребности экономики субъектов Российской Федерации посредством формирования конкурентоспособных выпускников системы СПО, обладающих необходимым набором теоретических знаний и практических навыков для достижения не просто успехов в выбранной профессии, но и последующего карьерного роста.
Такие законодательные меры не случайны, ведь одним из решающих, ключевых условий получения качественного профессионального образования является обеспечение обучающихся современной, квалифицированной учебно-методической литературой, которая соответствует требованиям ФГОС и учитывает тренды практической подготовки специалистов по запросам общества и экономики страны.
Следует отметить, что от содержания учебных материалов, используемых в процессе подготовки обучающихся в системе СПО, напрямую зависит качество реализации образовательных программ СПО, т.е. вектор государственного контроля должен быть направлен именно на экспертизу содержательности и комплексности соответствующих учебников и учебных изданий. Последние, в свою очередь, формируют объем знаний, умений и навыков, которые могут получить будущие специалисты, т.е. предопределяют их квалифицированный уровень и качество теоретической и практической подготовки.
Безусловно, все требования к учебным материалам образовательных программ, их содержанию и методическому обеспечению определяют ФГОС СПО, учебные планы, рабочие программы, внутренние стандарты и положения образовательных организаций. Следовательно, они всецело определяют каких именно специалистов готовит система СПО. Однако принципиально важным моментом является участие профессионального сообщества в процессе экспертизы содержания учебных материалов как гаранта качества последних [12].
Согласно ГОСТу 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения [2], под учебным изданием следует понимать издание, которое содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, представленные в удобной для изучения и преподавания форме, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.
Одним из официально утвержденных видов учебного издания является учебник, который, в свою очередь, содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела и/или части), соответствующее учебной программе подготовки [2].
Результаты и обсуждение
Экспертиза учебных изданий и учебников всегда рассматривалась образовательным сообществом как крайне важная, престижная и целесообразная процедура оценивания качества содержания учебной литературы. Наличие независимого экспертного заключения выступает свидетельством должного соответствия учебного издания существующим требованиям ФГОС, гарантом его высокой научной и методической проработки, что, в свою очередь, позволяет рекомендовать данное учебное издание к использованию, как на уровне образовательной организации, так и во всей системе СПО. Более того, получение положительного экспертного отзыва об учебнике или учебном издании значительно повышает авторитет, репутацию автора (авторов) в профессиональном сообществе, а также поднимает престиж и статусность образовательной организации, издавшей данный документ.
До 2015 года ключевым нормативно-правовым актом, который определял порядок проведения экспертизы учебных изданий, являлся Приказ Министерства образования РФ №10 от 15.01.2007 «О
рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [7]. Теперь на законодательном уровне актуальными нормативными документами остаются только Порядок получения рецензии на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений разного уровня аккредитации, а также профильные ГОСТы и международные стандарты [11]. В связи с этим, существенного обновления и доработки требует нормативная база, выступающая фундаментом для реализации процедуры рецензирования учебных изданий, используемых в образовательном процессе, в том числе в сфере СПО.
Проводя экспертизу учебных изданий, эксперты оценивают соответствие содержания, структуры и методического аппарата учебной и учебно-методической литературы не только ФГОС и рабочим программам дисциплин, но и делают заключение относительно современности наполнения учебных изданий по сравнению с нынешним состоянием научной и технологической составляющей профессиональной деятельности образовательной программы [10].
Важно подчеркнуть, что в современных условиях процедура экспертизы учебных изданий проходит на двух уровнях. Сначала учебные и учебно-методические материалы рассматриваются внутри образовательной организации на уровне кафедр и учебно-методических советов. Наличие двух и более (в зависимости от требований внутренних положений образовательной организации СПО) положительных рецензий от экспертов является обоснованием для передачи учебного издания на внешнюю экспертизу. На данном этапе компетентные представители уполномоченных государственных учреждений (Российская академия образования и профильные академии Российской академии наук, Федеральный институт развития образования, определенные федеральные и государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и т.д.), дают свою оценку содержательного и методического контента рукописи и делают заключение о возможности дальнейшего использования учебных изданий в образовательном процессе всей системы СПО.
Экспертиза учебных изданий на внутреннем уровне рецензирования осуществляется путем анализа содержательного и организационно-методического наполнения рукописи [10]. При этом обязательным является привлечение одного или двух внешних экспертов из профессионального сообщества. Это могут быть специалисты по профилю и специфике ученого издания, работающие в другой образовательной или научной организации.
Однако, учитывая важность практической составляющей в процессе подготовки выпускника СПО, актуальным остается вопрос привлечения к экспертизе учебных материалов также представителей бизнес-сообщества, профсоюзов и потенциальных работодателей, что, в свою очередь, поспособствует повышению профессионального мастерства обучающихся, формированию компетентностного профиля будущих специалистов с учетом современных тенденций в разных отраслях народного хозяйства субъектов Российской Федерации.
Более того, эффективное сотрудничество работодателей и образовательных организаций СПО является взаимовыгодным, поскольку позволит создать необходимые условия для полноценного развития как системы СПО, так и рынка труда Российской Федерации.
Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики [14], на рынке труда существует значительный профессиональный количественный и качественный дисбаланс, что находит свое проявление в существующей диспропорции между количеством выпускников СПО и заявленными вакантными местами (спросом) работодателей на конкретные профессии (специальности) и наличие у потенциальных работников ожидаемых профессиональных навыков. Так состоянием на 2020 г. на рынке образовательных услуг оперирует более 3500 организаций, которые реализуют программы СПО и обучают более 3 млн человек. В то время как по данным выборочного исследования Росстата [14], проведенного в 2019 году, практически половина выпускников образовательных организаций СПО (43% или 613,9 тыс. человек) не работает по полученной специальности, в свою очередь, уровень безработицы среди выпускников СПО уже в I квартале 2020 г. составил 17,9%.
Анализ приведенных выше статистических данных позволяет сделать вывод о несоответствии ожиданий работодателей и самих выпускников полученным образованием как в разрезе знаний и практических навыков, так и в выборе профессии в целом. Для устранения подобных негативных проявлений необходимо усилить взаимодействие профессионального сообщества и образовательных организаций СПО в направлениях совместного участия в проведении профориентационной деятельности среди школьников (например, совместная организация ярмарок вакансий или проведение мастер-классов), а также участие всех заинтересованных сторон в образовательном процессе [1], в том числе по части разработки учебных и учебно-методических материалов.
Крайне важно, чтобы в процессе подготовки учебных изданий в системе СПО учитывалось мнение работодателей, поскольку их запросы имеют опережающий характер, предусматривающий симбиоз образовательных и профессиональных стандартов [3; 9]. Например, проводя экспертизу качества учебника целесообразно привлечь представителей Российского союза промышленников и предпринимателей или общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и т.д.
Нужно отметить, что в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации предпринимаются попытки внедрения элементов дуального образования на базе СПО, предусматривающего получение обучающимся теоретических знаний на базе образовательной организации и практических навыков, профессионального мастерства - непосредственно на профильном предприятии. Такой симбиоз позволит, с одной стороны, работодателям определиться с выбором наиболее подходящего специалиста, а образовательным организациям СПО усилить качественную подготовку студентов и гарантировать их дальнейшее трудоустройство, с другой стороны.
Следует отметить, что особой актуальностью и востребованностью в настоящее время пользуется профессиональная независимая экспертиза учебников и учебных изданий, что, в свою очередь, обусловлено высоким доверием и признанием ее результатов среди научно-педагогического сообщества и представителей бизнес-среды. По мнению профессионального сообщества именно независимое рецензирование позволит отобрать наиболее качественную учебную литературу [6], отвечающую запросам современных образовательных технологий и практико-ориентированных целей подготовки специалистов в системе СПО.
Для проведения такой экспертизы важным аспектом является выбор в качестве эксперта независимого, объективного и авторитетного специалиста в той или иной отрасли знаний, виде профессиональной деятельности.
В частности, участие в экспертизе учебников и учебных изданий, используемых при реализации образовательных программ СПО, также могут принимать члены федеральных учебно-методических объединений, представители авторитетных издательств, общественных объединений, таких как международное научное общественное объединение «МАИТ», где создан специальный научно-методический совет и т.д. [15].
Таким образом, очевидным является факт необходимости государственной поддержки разработки и внедрения отлаженных механизмов взаимодействия представителей профессионального сообщества и образовательных среды СПО по вопросам проведения компетентной общественно-профессиональной экспертизы учебных изданий с учетом специфики социально-экономической и образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации.
Заключение
Подводя итоги, важно подчеркнуть значимость вклада в процедуру экспертизы учебных изданий СПО как уполномоченных государственных учреждений, их учебно-методических подразделений и научно-методических советов, так и отдельных авторитетных представителей профессионального сообщества, учебно-методических объединений, профильных организаций, в том числе представителей бизнес среды. Такое внимание к содержанию учебных материалов, с обоих сторон призвано повысить качество образовательного процесса, усилить его практическую составляющую, тем самым повысить профессиональное мастерство обучающихся в системе СПО, способствовать их последующей
интеграции в систему высшего профессионального образования или реализации полученных навыков в рамках отдельных профессий, специальностей на благо развития общества и экономики страны в целом.
Список литературы
1. Гончарова А.А. Объект и предмет общественной экспертизы // Материалы III Международной научно-практической конференции «Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако». Тамбов, 2019. С. 162-166.
2. ГОСТ 7.60-2003. СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. http://docs.cntd.ru/document/1200034382 (дата обращения: 01.04.2021).
3. Денисенко Е.Н. Первый опыт общественной экспертизы учебников // сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы образования и науки». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 62-63.
4. Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / С.В. Барабанова, Ч.В. Пешкова, И.В. Баранов, А.В. Менкенов, А.Х. Селезнева, Н.Ю. Чернусь, М.А. Беляев, М.Ю. Зенков, С.А. Котухов // Информационно-правовой портал «Гарант». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 01.03.2021).
5. Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 01.04.2021).
6. Моисеева К.А., Короткова О.А. Актуальные вопросы проведения общественной экспертизы в российской федерации // Вестник Калужского университета. 2020. №3(48). С. 11-13.
7. О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2007 г.№10 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90478/ (дата обращения: 01.03.2021).
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2021).
9. Организация открытого форума по обсуждению качества учебников / А.И. Виноградов, И.С. Горянский, Е.А. Сенькина, А.П. Смоляков // Информатизация образования и науки. 2009. №1. С. 81-92.
10. Пархоменко Н. Школа экспертов учебников: перспективы становления // Проблеми сучасного тдручника. 2019. №22. С. 201-212.
11. Порядок получения рецензий на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: утвержден 24.04.2007 г. // Инновации и предпринимательство: гранты, технологии, патенты. http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumlD_130297.html (дата обращения: 01.04.2021).
12. Реморенко И. Экспертиза учебных изданий // Народное образование. 2008. №1 (1374). С. 1214.
13. Степанов А. Г. О некоторых результатах работы УМО по юридическому образованию вузов России // Юридическое образование и наука. 2008. №4. С. 15-17.
14. Три факта о трудоустройстве выпускников 2016-2018 годов // Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/ 70843/document/88401 (дата обращения: 01.04.2021).
15. Фаткулин А.А. Экспертиза и грифование учебных изданий: актуальность и организация // Дальневосточный региональный учебно-методический центр. https://dvrumc.dvfu.ru/index.php/365-2017-11-24-03-04-40 (дата обращения: 01.04.2021).
Participation of professional community in examination of textbooks and educational publications used in the secondary vocational education system implementation
Valeria V. Alekseeva
Candidate of psychological sciences, Methodologist
All-Russian State Institute of Cinematography named after S.A. Gerasimov, branch in Sergiev Posad Sergiev Posad, Russia [email protected] 0000-0002-4653-4353
Alexey A. Mushakov
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Vice-rector Moscow State University of Sports and Tourism Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-6756-3348
Evgeny A. Pavlov
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Vice-rector for teaching and methodological work, Head of the Department of recreation and sports and recreational tourism Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-5073-2985
Irina P. Ratnikova
Candidate of economic sciences, Director of the Humanitarian Institute, associate professor of the Department of management and economics of the sports Industry named after V.V. Kuzin Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-9985-3462
Marina L. Soboleva
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of theoretical informatics and discrete mathematics
Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-4951-880X
Svetlana A. Demina
Candidate of economic sciences, Associate professor, Chief specialist of the Department of information and educational systems Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia [email protected] 0000-0003-1637-4587
Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021
i 10.25726/15508-4403-0772-q
Abstract
Digital economics is driven by new educational trends focusing on practical training in the educational process. The development of students' professional skill in the secondary vocational education system is impossible without integrated participation of scientific and pedagogic community and representatives of business. This participation contemplates adjustment of the educational publications scope in accordance with the current and prospective demands of the society and the national economy of the state. This article is aimed at substantiation of importance to involve competent and respective professional community representatives for the educational materials review in order to select the most proficient educational literature consistent with the modern educational technologies and practice-oriented goals of the specialists' training in the secondary vocational education system. Principal research methods: analytical survey, comparison, methods of analysis, synthesis, and statistical analysis. The research held showed the necessity to elaborate the mechanisms for interaction of educational representatives of the secondary vocational education system and professional community, in particular, employers, on the issues relating the textbooks and educational publications examination to improve practical efficiency of students in the secondary vocational education system.
Keyword
secondary vocational education; educational publication; examination; review; employers; professional community.
References
1. Goncharova A.A. Ob#ekt i predmet obshhestvennoj jekspertizy // Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Tambovskie pravovye chtenija imeni F.N. Plevako». Tambov, 2019. S. 162166.
2. GOST 7.60-2003. SIBID. Izdanija. Osnovnye vidy. Terminy i opredelenija // Jelektronnyj fond pravovoj normativno-tehnicheskoj dokumentacii. http://docs.cntd.ru/document/1200034382 (data obrashhenija: 01.04.2021).
3. Denisenko E.N. Pervyj opyt obshhestvennoj jekspertizy uchebnikov // sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Teoreticheskie i prikladnye voprosy obrazovanija i nauki». Tambov: 0OO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014. S. 62-63.
4. Kommentarij k federal'nomu zakonu ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» / S.V. Barabanova, Ch.V. Peshkova, I.V. Baranov, A.V. Menkenov, A.H. Selezneva, N.Ju. Chernus', M.A. Beljaev, M.Ju. Zenkov, S.A. Kotuhov // Informacionno-pravovoj portal «Garant». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (data obrashhenija: 01.03.2021).
5. Minprosveshhenija Rossii predstavilo Strategiju razvitija srednego profobrazovanija do 2030 goda // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-
rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
6. Moiseeva K.A., Korotkova O.A. Aktual'nye voprosy provedenija obshhestvennoj jekspertizy v rossijskoj federacii // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. 2020. №3(48). S. 11-13.
7. O recenzirovanii uchebnyh izdanij, ispol'zuemyh v obrazovatel'nom processe obrazovatel'nyh uchrezhdenij nachal'nogo professional'nogo, srednego professional'nogo, vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 15 janvarja 2007 g.№10 // Informacionno-pravovoj portal «Garant». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90478/ (data obrashhenija: 01.03.2021).
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
9. Organizacija otkrytogo foruma po obsuzhdeniju kachestva uchebnikov / A.I. Vinogradov, I.S. Gorjanskij, E.A. Sen'kina, A.P. Smoljakov // Informatizacija obrazovanija i nauki. 2009. №1. S. 81-92.
10. Parhomenko N. Shkola jekspertov uchebnikov: perspektivy stanovlenija // Problemi suchasnogo pidruchnika. 2019. №22. S. 201-212.
11. Porjadok poluchenija recenzij na uchebnye izdanija, ispol'zuemye v obrazovatel'nom processe obrazovatel'nyh uchrezhdenij nachal'nogo professional'nogo, srednego professional'nogo, vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: utverzhden 24.04.2007 g. // Innovacii i predprinimatel'stvo: granty, tehnologii, patenty. http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_130297.html (data obrashhenija: 01.04.2021).
12. Remorenko I. Jekspertiza uchebnyh izdanij // Narodnoe obrazovanie. 2008. №1 (1374). S. 1214.
13. Stepanov A.G. O nekotoryh rezul'tatah raboty UMO po juridicheskomu obrazovaniju vuzov Rossii // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. №4. S. 15-17.
14. Tri fakta o trudoustrojstve vypusknikov 2016-2018 godov // Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. https://rosstat.gov.ru/folder/ 70843/document/88401 (data obrashhenija: 01.04.2021).
15. Fatkulin A.A. Jekspertiza i grifovanie uchebnyh izdanij: aktual'nost' i organizacija // Dal'nevostochnyj regional'nyj uchebno-metodicheskij centr. https://dvrumc.dvfu.ru/index.php/365-2017-11-24-03-04-40 (data obrashhenija: 01.04.2021).