ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Как оценить учебник для системы среднего профессионального образования: проблемы
экспертизы
Наталия Ивановна Дружкова
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории искусств Института изящных искусств,
Московский педагогический государственный университет Москва, Россия [email protected] 0000-0001-6749-4015
Виктор Павлович Делия
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры туризма Московский государственный университет спорта и туризма Москва, Россия [email protected] 0000-0002-9697-041Х
Ольга Владиславовна Жукова
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономики спортивной индустрии им. В.В. Кузина
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия [email protected] 0000-0001-8542-1901
Алиса Юрьевна Горбачева
кандидат педагогических наук, заместитель начальника - заведующий отделом планирования и контроля научной деятельности научно-организационного управления Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия alisa. gorba4eva@yandex. ru 0000-0001-9055-2340
Ольга Юрьевна Коровина
кандидат педагогических наук, начальник отдела по развитию инноваций в сфере общего образования Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Москва, Россия korovinaolgal [email protected] 0000-0003-1109-9424
Маргарита Юрьевна Парамонова
кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Московский педагогический государственный университет Москва, Россия [email protected] 0000-0003-1178-3912
Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021
< 10.25726/р8612-9901-3587-1
Аннотация
Цель статьи - обосновать важность проведения экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования (СПО) и четкость формулировки критериев оценивания, а также обозначить проблемы экспертизы учебников для системы СПО. Основные методы исследования: аналитический обзор, сравнение, методы анализа и синтеза. В статье обоснована востребованность системы СПО в Российской Федерации. Сформулированы основные цели СПО согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Обоснованы важность проведения экспертизы учебников для системы СПО и необходимость четкой формулировки критериев оценивания учебно-теоретических материалов. Обозначены проблемы экспертизы учебников для системы СПО, связанные как с деятельностью эксперта, так и с содержательной составляющей учебника. По результатам исследования сделан вывод о том, что правильно организованный подход к подготовке и экспертизе учебников для системы СПО, с учетом новейших достижений науки и запросов рынка труда, поможет обучающимся наилучшим образом овладеть будущей профессией.
Ключевые слова
гриф; критерии; обучающиеся; среднее профессиональное образование; учебник; экспертиза.
Введение
В условиях глобальной информатизации современного общества модернизации сферы образования в Российской Федерации система среднего профессионального образования (СПО) становится более востребованной. В Сводном отчете по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования»: на начало 2019/20 учебного года в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам СПО, было принято 599562 обучающихся (из них 6239 -лица с ОВЗ, инвалиды, дети-инвалиды), на начало 2020/21 учебного года - принято 654943 обучающихся (из них 6461 - лица с ОВЗ, инвалиды, дети-инвалиды) [7].
На федеральном уровне основополагающим для образовательной системы является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, регулирующий деятельность на всех уровнях образования, в том числе и в системе СПО. Так, в статье 68 указано, что целью СПО является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека - ключевые направления СПО. В статье 35 данного Закона обозначены особенности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания [11].
Кроме того, деятельность образовательных организаций (ОО), реализующих образовательные программы СПО (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена), регулируется «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464) [12], указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [10] и другими нормативными документами.
Материалы и методы исследований
В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.07.2013 №ПК-5вн) определены основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Среди основных мероприятий Стратегии -создание современной материально-технической и учебно-методической базы для подготовки кадров; развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и др. [14].
Цель статьи - обосновать важность проведения экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования и четкость формулировки критериев оценивания, а также обозначить проблемы экспертизы учебников для системы СПО.
Необходимость модернизации системы СПО по различным направлениям часто актуализируется в научных трудах российских ученых. Это и повышение престижа СПО у современной молодежи, ее мотивации на получение СПО [2], и диверсификация образовательной деятельности (расширение видов предоставляемых услуг, разностороннее развитие, осуществление новых видов деятельности) [15], и активное взаимодействие с работодателями, способы сотрудничества предприятий различных отраслей экономики с образовательными организациями [6] и др.
Кроме того, предметом исследования ученых педагогической отрасли, а также педагогов-практиков, уже много лет являются особенности написания и экспертизы учебников. Так, разработке теории учебника посвящены труды известных российских ученых: В.П. Беспалько, В.Г. Бейлинсона, Д.Д. Зуева, Г.М. Донского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.М. Монахова, М.Н. Снаткина, Н.М. Шахмаева, А.В. Хуторского и др. В их исследованиях достаточно полно раскрыты функции учебника и его структурные компоненты. В частности, В.М. Монахов называет учебники «особым видом литературы, любые несовершенства которой имеют громадные социальные и культурные последствия» [9].
Важность психологической составляющей учебников также часто обосновывают российские ученые в своих трудах. Так, при экспертизе учебной литературы Макшанцева Л.В. актуализирует необходимость учета психологических закономерностей развития обучающихся, возрастных норм и психофизиологических особенностей развития человека, периодов его особой восприимчивости к активному усвоению тех или иных знаний [5]. Л.М. Кузнецова подчеркивает недопустимость игнорирования психологии познания, в частности психологических закономерностей усвоения знаний обучающимися [4].
Различные аспекты подготовки учебников для системы СПО неоднократно рассматривались в научных трудах российских ученых. И.В. Власюк и Н.Н. Зайцева в своей статье анализировали вопросы экспертизы учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы СПО. В статье авторы указывают, что учебники для системы СПО - важная составляющая учебно-теоретических материалов, входящих в инвариантную часть учебно-методического обеспечения образовательного процесса [1]. Специфические особенности системы СПО, которые важно учитывать при написании учебных изданий, раскрыты в диссертации О.Ю. Прохоровой. В работе отмечено, что читательский адрес учебной литературы в системе СПО имеет много общего с читательским адресом школьных учебников для старших классов, при этом целевое
назначение - ближе к целевому назначению учебных материалов для высших учебных заведений, но с большей ориентацией на практику [13].
Результаты и обсуждение
Качество СПО определяется его способностью удовлетворять запросы общества и экономики в специалистах среднего звена, а также образовательные потребности обучающихся. В обеспечении качества СПО можно выделить следующие подсистемы:
- политика в области СПО, направленная на повышение его качества;
- установленные и признанные обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
- инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;
- механизмы и инструменты управления и самоуправления ОО с позиций качества;
- качество учебных программ, дидактических и методических материалов, высокий уровень подготовки преподавателей и студентов и др. [3].
В то же время, под качеством учебника зачастую понимают систему взаимодействующих компонентов, обеспечивающих выполнение учебником его основных функций и способствующих достижению обучающимися предметных результатов образования [8]. Поэтому учебники и другая учебная литература сегодня являются важнейшими средствами передачи учебной информации, и имеют одну из ведущих ролей среди других средств, используемых обучающимися как во время работы в образовательной организации, так и при самостоятельной работе. Следовательно, очень важно, чтобы в учебниках была изложена целостная система знаний, представленная в удобной для изучения форме, с доступным изложением материала, стимулирующим обучающегося к активному самостоятельному усвоению знаний [5].
В современных условиях подготовка учебной литературы для системы СПО является одной из острых проблем учебного книгоиздания. Недостаточное количество литературы, с одной стороны, и низкое качество содержательного контента, с другой стороны, часто становятся причинами использования в учебно-воспитательном процессе СПО школьной или вузовской литературы.
В то же время, при оценке деятельности ОО, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, наличие учебно-методической литературы с грифом учебно-методического объединения (УМО) является одним из важных показателей (в соответствии с закрепленными за УМО специальностями). Присвоение грифа УМО регулируется процедурой экспертизы учебного издания, на основании результатов которой УМО принимает решение о присвоении (или отказе в присвоении) грифа.
Отметим, что для качественно проведенной экспертизы важным фактором является четко и понятно сформулированные критерии оценивания учебно-теоретических материалов, в том числе и учебников.
К основным критерии оценивания относятся:
- соответствие содержательного наполнения учебника ФГОС СПО и рабочей программе учебной дисциплины;
- научность и практическая ориентированность изложения учебной информации;
- системность, логичность, последовательность и перспективность изложения учебной информации;
- четкость, доступность изложения, отсутствие дублирования содержания, полнота использования литературы, наличие ссылок на источники;
- целесообразность и корректность методического аппарата учебника в соответствии к категориям обучающихся;
- наличие изложения основных теорий, концепций, закономерностей развития данной отрасли знаний, научных и практических выводов;
- обеспечение дифференцированного подхода к обучению, индивидуализации образовательного процесса;
- наличие иллюстрационного материала (рисунки, чертежи, схемы, таблицы, диаграммы и
др.);
- корректность использования специальной терминологии и обозначений;
- корректность в аспекте межпредметных связей;
- учет возрастных норм и психофизиологических особенностей развития обучающихся. Таким образом, одной из серьезных проблем экспертизы учебников является нечеткость в
определении критериев оценивания учебников, что усложняет анализ и оценивание полученных на экспертизу материалов.
В таблице 1 представлены существующие проблемы экспертизы учебников для системы СПО, связанные с деятельностью эксперта и с содержательной составляющей учебника.
Таблица 1. Существующие проблемы экспертизы учебников для системы СПО
Проблемы, связанные с деятельностью эксперта Проблемы, связанные с содержательной составляющей учебника
Нарушение общего порядка проведения экспертизы, сроков проведения экспертизы, отступление от инструктивно-методических материалов для проведения экспертизы, основных требования к оформлению экспертного заключения и др. Устаревшие научные подходы, которые используют авторы современных учебников, игнорируя новейшие достижения науки и запросы рынка труда
Некомпетентность экспертов как в отрасли, к которой относится учебник, так и в методологии и методике оценивания Недостаточный анализ и оценка теоретической и практической направленности содержания представленного на экспертизу учебника
Недостаточное обоснование экспертом замечаний к учебнику Несоответствие объема, содержания, структуры учебника возрастным психологическим особенностям обучающихся (восприятие, память, мышление, мотивация и др.)
Дискриминационное содержание контента и визуальных элементов (иллюстраций, схем, таблиц и т.п.)
Экспертиза качества учебников проводится с целью установления их соответствия требованиям в системе СПО, включая федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), примерные основные образовательные программы, соответствие современному научному уровню в соответствующей области знаний. При оценке учебников для системы СПО, в отличие от школьных и вузовских учебников, особого внимания заслуживают профильная и практическая направленности учебника, подробный справочный аппарат.
Учебники для системы СПО подлежат экспертизе технического, содержательного и комплексного характера. Целью технической экспертизы является анализ и оценка наличия структурных частей, их соответствие ФГОС СПО и требованиям федерального и регионального уровней. В процессе содержательной экспертизы проводится оценка содержания основных разделов, а также соответствие современному состоянию отрасли, науки, производства. Комплексная экспертиза сочетает в себе требования технического и содержательного характера [1].
Заключение
Таким образом, сегодня одной из важнейших задач методической работы образовательных организаций системы СПО является освоение и реализация эффективных технологий обучения,
создание современного, востребованного обществом, комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. От уровня полученных знаний выпускников СПО зависит качество продукции всех отраслей промышленности Российской Федерации. В свою очередь, правильно организованный подход к подготовке и экспертизе учебников для системы СПО, с учетом новейших достижений науки и запросов рынка труда, поможет обучающимся наилучшим образом овладеть будущей профессией.
Список литературы
1. Власюк И.В., Зайцева Н.Н. Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования // Известия ВГПУ. 2018. №1(124). С. 13-18.
2. Задорина М.А. Проблемы модернизации среднего профессионального образования (на примере Свердловской области) // Образование в современном мире. 2017. №12. С. 97-103.
3. Кривошеев В.Ф. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса // Pandia.ru. https://pandia.ru/text/77/274/376.php (дата обращения: 01.04.2021).
4. Кузнецова Л.М. Проблема экспертизы школьных учебников // Химия. 2007. №24. https://him.1sept.ru/article.php?ID=200702403
5. Макшанцева Л.В. Социально-психологические вопросы экспертизы учебной литературы // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №3. С. 106-113.
6. Мигунова Д. Современное состояние и проблемы российского среднего профессионального образования // Вестник общественного мнения. 2014. №1-2(117). С. 106-114.
7. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения: 01.04.2021).
8. Михеева С.А. Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. №4. С. 147-183.
9. Монахов В.М. Проблемы содержания и методов обучения в свете реформы // Вопросы психологии. 1984. №5. С. 5-16.
10. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №599 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. https://docs.cntd.ru/document/ 902345105#7D20K3 (дата обращения: 01.04.2021).
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2021).
12. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150312/ (дата обращения: 01.04.2021).
13. Прохорова О.Ю. Принципы формирования комплекса учебных изданий для среднего профессионального образования: дис. ... канд. филол. наук: 05.25.03. М., 2006. 174 с.
14. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. https://docs.cntd.ru/document/ 456016920 (дата обращения: 01.04.2021).
15. Харина Н.В. Проблемы профессионального образования в России и за рубежом // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Reviev. 2013. №1(1). С. 8-15.
How to assess a textbook for the secondary vocational education system: examination problems Natalia I. Druzhkova
Doctor of pedagogical sciences, Associate professor, Professor of the Department of theory and art history of the Institute of fine arts Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-6749-4015
Victor P. Delia
Doctor of economic sciences, Associate professor, Professor of the Department of tourism Moscow State University of Sports and Tourism Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-9697-041X
Olga V. Zhukova
Candidate of economic sciences, Associate professor, Head of the Department of management and economics of the sports industry named after V.V. Kuzin Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-8542-1901
Alisa Yu. Gorbacheva
Candidate of pedagogical sciences, Deputy head - Head of the Department of planning and control of scientific activities of the Scientific and organizational department Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia alisa. gorba4eva@yandex. ru 0000-0001-9055-2340
Olga Yu. Korovina
Candidate of pedagogical sciences, Head of the Department for the development of innovation in general education Union «Professionals in the field of educational innovation» Moscow, Russia korovinaolgal [email protected] 0000-0003-1109-9424
Margarita Yu. Paramonova
Candidate of pedagogical sciences, Dean of the Faculty of preschool pedagogy and psychology, Associate professor of the Department of theory and methodology of preschool education Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia [email protected] 0000-0003-1178-3912
Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021
C 10.25726/p8612-9901-3587-i
Annotation
The purpose of the article is to substantiate the importance of holding the examination of the textbooks for the secondary vocational education system and the correctness of estimation criteria formulation as well as to outline the problems of examination of textbooks for the secondary vocational education system. Principal research methods: analytic review, comparison, analysis and synthesis methods. The article substantiates the demand for the secondary vocational education system in the Russian Federation. The main goals of secondary vocational education are formulated in accordance with the Federal Law «On Education in the Russian Federation». The importance of the examination of textbooks for the secondary vocational education system and the need for a precise wording of criteria for assessment educational and theoretical materials are substantiated. The problems of examination of textbooks for the secondary vocational education system are outlined, related both to the activities of the expert and to the content of the textbook. By the research results the conclusion was made that the well-structured approach to preparation and examination of the textbooks for the secondary vocational education system taking into account the latest achievements of science and labor market demand would allow the students to master the future profession in the best possible way.
Keywords:
signature stamp; criteria; students; secondary vocational education; textbook; examination.
References
1. Vlasjuk I.V., Zajceva N.N. Jekspertiza uchebno-metodicheskogo obespechenija osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm sistemy srednego professional'nogo obrazovanija // Izvestija VGPU. 2018. №1(124). S. 13-18.
2. Zadorina M.A. Problemy modernizacii srednego professional'nogo obrazovanija (na primere Sverdlovskoj oblasti) // Obrazovanie v sovremennom mire. 2017. №12. S. 97-103.
3. Krivosheev V.F. Problemy rosta kachestva srednego professional'nogo obrazovanija v uslovijah modernizacii obrazovatel'nogo processa // Pandia.ru. https://pandia.ru/text/77/274/376.php (data obrashhenija: 01.04.2021).
4. Kuznecova L.M. Problema jekspertizy shkol'nyh uchebnikov // Himija. 2007. №24. https://him.1sept.ru/article.php?ID=200702403
5. Makshanceva L.V. Social'no-psihologicheskie voprosy jekspertizy uchebnoj literatury // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. №3. S. 106-113.
6. Migunova D. Sovremennoe sostojanie i problemy rossijskogo srednego professional'nogo obrazovanija // Vestnik obshhestvennogo mnenija. 2014. №1-2(117). S. 106-114.
7. Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (data obrashhenija: 01.04.2021).
8. Miheeva S.A. Sistema formalizovannyh kriteriev ocenki shkol'nogo uchebnika // Voprosy obrazovanija. 2015. №4. S. 147-183.
9. Monahov V.M. Problemy soderzhanija i metodov obuchenija v svete reformy // Voprosy psihologii. 1984. №5. S. 5-16.
10. O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07 maja 2012 g. №599 // Jelektronnyj fond pravovoj normativno-tehnicheskoj dokumentacii. https://docs.cntd.ru/document/ 902345105#7D20K3 (data obrashhenija: 01.04.2021).
11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
12. Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovanija: Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 14 ijunja 2013 g. №464 // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150312/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
13. Prohorova O.Ju. Principy formirovanija kompleksa uchebnyh izdanij dlja srednego professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand. filol. nauk: 05.25.03. M., 2006. 174 s.
14. Strategija razvitija sistemy podgotovki rabochih kadrov i formirovanija prikladnyh kvalifikacij v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda // Jelektronnyj fond pravovoj normativno-tehnicheskoj dokumentacii. https://docs.cntd.ru/document/ 456016920 (data obrashhenija: 01.04.2021).
15. Harina N.V. Problemy professional'nogo obrazovanija v Rossii i za rubezhom // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Reviev. 2013. №1(1). S. 8-15.