Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНИК / ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролко М.С., Третьякова Т.Н., Ткаченко Н.Л., Пасько О.В., Ванданова Э.Л.

Современное социально-экономическое развитие государства диктует высокие требования качества к системе образования в целом и к системе среднего профессионального образования, в частности. Вопрос разработки качественного учебно-методического обеспечения системы среднего профессионального образования и его адекватной оценки имеет ключевое значение для подготовки компетентных специалистов. В связи с отсутствием в Российской Федерации системы экспертизы учебников в среднем профессиональном образовании актуальным является формированием такой системы. Цель статьи - описание существующих проблем в области технологии экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, требующие решения, и возможных способов повышения качества и объективности экспертизы. Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение. По результатам проведенного исследования предложены технология экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, способы повышения ее качества и объективности и рекомендации по совершенствованию технологии проведения экспертизы учебных изданий, которые в дальнейшем станут инструментом повышения качества методического обеспечения системы среднего профессионального образования, и в целом будут способствовать повышению качества системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролко М.С., Третьякова Т.Н., Ткаченко Н.Л., Пасько О.В., Ванданова Э.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF EXAMINATION OF TEXTBOOKS: PROBLEMS REQUIRING SOLUTIONS FOR THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The modern social and economic development of the state dictates high quality requirements for the education system in general and for the secondary vocational education system in particular. The issue of developing high quality educational and methodological support of the secondary vocational education system and its adequate assessment is of key importance for the training of competent specialists. In connection with the absence of a system of textbooks in the secondary vocational education examination in the Russian Federation, the formation of such a system is important today. The purpose of the article is to describe the existing problems in the field of technology of examination of textbooks for the secondary vocational education system requiring solutions and possible ways to improve the quality and objectivity of examination. The research methods are as follows: analysis, synthesis, classification, generalization. By the results of the research held the technology of textbooks examination for the secondary vocational education system, the means of improving its quality and objectivity and recommendations for advancement of the technology for conducting the educational publications examination , which in the future will become a tool for improving the quality of methodological support of the secondary vocational education system, and, in general, will contribute to the quality improvement of the vocational education system are proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Технологии экспертизы учебников: проблемы, требующие решения для системы среднего

профессионального образования

Марина Сергеевна Фролко

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спортивной индустрии имени В. В. Кузина

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия marinafs13@yandex.ru 0000-0002-5858-8906

Татьяна Николаевна Третьякова

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой туризма и социально-культурного сервиса Южно-Уральский государственный университет Челябинск, Россия tretiakovatn@susu.ru 0000-0002-3525-5121

Наталья Львовна Ткаченко

кандидат педагогических наук, проректор

Московский государственный университет спорта и туризма

Москва, Россия

babkus@list.ru

0000-0001-5941-4548

Ольга Владимировна Пасько

доктор технических наук, профессор кафедры гостиничного и ресторанного дела Московский государственный университет спорта и туризма Москва, Россия pasko-olga@mail.ru 0000-0001-5477-4608

Эльвира Леонидовна Ванданова

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра стратегии

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Москва, Россия vadanova-el@ranepa.ru 0000-0002-8006-6178

Татьяна Викторовна Левченкова

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия profleva11@gmail.com 0000-0001-7170-3748

Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021

С 10.25726Л/9209-8279-7643-е

Аннотация

Современное социально-экономическое развитие государства диктует высокие требования качества к системе образования в целом и к системе среднего профессионального образования, в частности. Вопрос разработки качественного учебно-методического обеспечения системы среднего профессионального образования и его адекватной оценки имеет ключевое значение для подготовки компетентных специалистов. В связи с отсутствием в Российской Федерации системы экспертизы учебников в среднем профессиональном образовании актуальным является формированием такой системы. Цель статьи - описание существующих проблем в области технологии экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, требующие решения, и возможных способов повышения качества и объективности экспертизы. Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение. По результатам проведенного исследования предложены технология экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования, способы повышения ее качества и объективности и рекомендации по совершенствованию технологии проведения экспертизы учебных изданий, которые в дальнейшем станут инструментом повышения качества методического обеспечения системы среднего профессионального образования, и в целом будут способствовать повышению качества системы профессионального образования.

Ключевые слова

порядок проведения; проблемы; среднее профессиональное образование; технология; учебник; экспертиза.

Введение

Вопрос качества образования всегда актуален и определяет вектор государственной политики в области образования. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 одной из целей является обеспечение качества образования, которое, в свою очередь, характеризуется обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и увеличением удельного веса численности трудоустроившихся выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования [3].

В условиях современного социально-экономического развития России востребованность системы среднего профессионального образования (СПО) увеличивается. При этом на первом плане стоит профессионализм педагогов и качественное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, способствующего освоению студентами фундаментальных теоретических и технологических знаний, способов профессиональной деятельности и позволяющего выпускникам адаптироваться в профессиональном сообществе, ориентироваться в запросах региона и государства.

Целью статьи является описание существующих проблем в области технологии экспертизы учебников для системы СПО, требующих решения, и возможных способов повышения качества и объективности экспертизы.

Материалы и методы исследования

Создание качественного учебника или учебного пособия — это сложный процесс и труд иногда целого авторского коллектива [5]. В ходе его создания должна обязательно присутствовать определенная последовательность и приоритетность шагов. Учебник выступает связующим звеном

единой содержательной системы, состоящей из предметных концепций, федерального государственного образовательного стандарта, образовательных программ [15].

Проблемным аспектом обеспечения качества учебников в сфере среднего профессионального образования является отсутствие процедуры экспертизы, рецензирования или присвоения грифов учебным изданиям. На законодательном уровне отсутствуют требования по обязательному рецензированию или присвоению определенных грифов учебным изданиям, которые используются в ходе реализации профессиональных образовательных программ. Это связано с реформированием системы учебно-методических объединений и изданием ряда приказов Минобрнауки России в 2015 г.: больше не действуют приказы, которые определяли деятельность учебно-методических объединений образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, а также приказ, регламентирующий рецензирование учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных организаций начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [9].

В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 18, п. 6 и 7 упоминается проведение экспертизы учебников только в сфере общего образования. В соответствии с п. 9 ст. 18 этого же закона при реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность [10].

Из-за недостатка, а иногда и отсутствия необходимой учебной литературы, техникумы и колледжи используют в своей практике школьные и вузовские учебники. Между тем СПО является самостоятельной ступенью в системе российского образования, имеет свои специфические особенности, которые, безусловно, необходимо учитывать при подготовке учебных изданий. В частности, направленность учебной литературы для СПО схожа с направленностью учебника общего образования для старших классов, при этом одновременно целевая установка ближе к целевой установке учебной книги высшего образования, так как это уже ступень профессионального образования [12].

Результаты и обсуждение

Решение проблемы качественной разработки и оценки учебников и учебно-методического обеспечения системы СПО имеет принципиальное значение для опережающего развития. В связи с вышеизложенным на современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации актуальным становится вопрос внедрения процедуры проведения экспертизы учебников для системы среднего профессионального образования.

По причине отсутствием законодательно закрепленной процедуры проведения экспертизы учебников и учебно-методического обеспечения системы СПО ступень профессионального образования, которая направлена на обеспечение массовой подготовки высококвалифицированных специалистов-практиков во всех областях народного хозяйства, имеет большое количество методических разработок невысокого качества и недостаток учебно-методического обеспечения. При этом среднее профессиональное образование должно предоставлять образовательные услуги не только в рамках профессиональных компетенций, но и обеспечивать качественное общее образование [7].

Несмотря на схожесть ориентирования на профессиональную, практическую компоненту учебников СПО и высшего образования, профессиональные компетенции и уровень подготовки на ступени СПО иные. Это приводит к значительным отличиям знаний и иных требований к содержанию и форме подачи теоретического материала в рамках одних и тех же специальностей исходя из уровня профессиональных задач будущих специалистов.

Анализ современной литературы позволил выявить ряд проблем в сфере обеспечения системы СПО качественной учебной литературой:

1. Материал в учебниках представлен с ошибками, неточностями, тексты и рисунки подобраны без учета психофизиологических и возрастных особенностей учащихся.

2. Отсутствие корреляции, согласования материалов, преподаваемых на уровне высшего образования и начального профессионального образования в рамках одной и той же специальности.

3. Отсутствие согласования, синхронизации материала разных учебных предметов, учебников как во временном, так и в смысловом аспектах.

4. Отсутствие качественных, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО электронных учебников.

5. Недостаток переводных учебников для преподавания обучающимся на родных языках народов России, помимо русского.

6. Недостаток экспертов соответствующей квалификации. Необходимо развивать институт экспертов: конкретизировать требования к экспертам конкретных областей наук, разработать критерии отбора, организовать курсы повышения квалификации по экспертизе учебников, формировать банк данных экспертов по определенным областям знаний (заносить также в созданный банк данных информацию о недобросовестных экспертах).

7. Отсутствие открытости экспертных процедур, широкого предварительного обсуждения, диалога с автором, обратной связи от родителей, обучающихся и педагогов.

8. Снижение престижа СПО обуславливает необходимость мероприятий по формированию мотивации учащихся, положительного имиджа профессии и самого уровня образования, его качества. Задача мотивации непосредственно связана с формированием комплекса навыков, умений и компетенций выпускника достаточных для качественного осуществления своей профессиональной деятельности.

9. Формальность использования иллюстраций в учебниках для системы СПО. На данном уровне образования иллюстрирование выполняет специфические задачи, иллюстрации должны быть информационно полными, иметь практическую ориентацию. Помимо этого иллюстрирование должно способствовать пробуждению интереса к предмету и направлено на формирование у студента представления о профессии.

Перечисленные проблемы возможно решить посредством внедрения института экспертизы учебников для системы СПО. Технология такой экспертизы может включать следующие этапы:

1. Учебник, поступающий на экспертизу, регистрируется и направляется для экспертизы трем независимым экспертам - ведущим специалистам в соответствующей профессиональной области [1].

2. Проводится техническая, содержательная или комплексная экспертиза [11]. Техническая экспертиза включает анализ и оценку наличия структурных частей и содержания материалов, их соответствия ФГОС СПО и установленным требованиям федерального и регионального уровней, правилам оформления материалов. В ходе содержательной экспертизы оценивается содержание основных разделов учебника, его соответствие современному состоянию отрасли, науки, производства в соответствии с профилем и направлением подготовки. Комплексная экспертиза предполагает оценку учебника в том числе несколькими экспертами различных специальностей (областей знаний) в случае, если учебник написан на стыке различных наук.

Критерии экспертизы должны быть четкими, конкретными. Целесообразно распределить их на 2 блока: техническая составляющая и содержательная составляющая. Также допустимо использование блока дополнительных критериев, обусловленных спецификой учебника, профессии или специальности, а также позицией автора-разработчика. Обязательно среди критериев должны быть критерии оценки практической направленности учебного материала, лаконичности и доступности его изложения. Необходимо предусмотреть следующую процедуру: если эксперт ставит балл по критерию ниже максимального, он должен пояснить свою оценку, указать недостаток, на основании которого по данному критерию выставлен меньший балл.

Эксперту должна быть предоставлена детальная инструкция по заполнению экспертного заключения, пояснения по оценке каждого критерия для исключения разночтения сущности критериев.

Отдельного внимания заслуживает экспертиза электронного учебника, цифрового. Для такого вида учебника блок технической составляющей должен дополнительно предусматривать также критерии

оценки технологичности учебного продукта, его наглядности и интерфейса, удобства использования. Может оцениваться наличие технических решений, например, таких как построение учебного материала по принципу гипертекста, который позволяет при сохранении полноты и сжатости расширить знания по конкретному направлению.

По итогам оценки критериев всех блоков полученные баллы суммируются [2], и итоговая максимальная сумма является основой для принятия решения экспертом: а) если сумма баллов выше 90% от максимума, то учебник рекомендуется к утверждению и дальнейшей апробации и внедрению; б) если сумма баллов 50-90% от максимума - учебник рекомендуется к доработке; в) если сумма баллов менее 49% от максимума - учебник отклоняется и рекомендуется его переработка.

3. Эксперты проводят экспертизу учебника с использованием единых критериев оценки [8].

4. При наличии противоположных мнений рецензентов рукопись отправляется на дополнительную экспертизу [13].

5. Федерально учебно-методическое объединение (далее - ФУМО) по направлению подготовки на основании экспертных заключений формирует итоговое экспертное заключение на учебник и направляет его автору учебника.

6. При наличии ошибок, неточностей в учебнике, при положительной общей оценке учебника (если сумма баллов 50-90% от максимума), все замечания сводятся в один документ и отправляются автору/ коллективу авторов.

7. ФУМО по направлению подготовки по итогам формирования сводного экспертного заключения организовывает открытое обсуждение в формате диалога с приглашением экспертов, автора/коллектива авторов, на котором обсуждаются вопросы к экспертам/автору. Обсуждение может быть организовано дистанционно. Возможность авторам взаимодействовать с экспертами позволит согласовать позиции относительно доработок, апеллировать автору, прийти к общему знаменателю и в итоге улучшить качество учебников.

8. Учебник отправляется на доработку автору/коллективу авторов.

9. После доработки эксперты оценивают проведенную корректировку, учебник получает статус экспериментального издания и направляется на апробацию в образовательные организации.

10. Информация об экспериментальном учебнике размещается на открытой платформе для независимой оценки общественностью, в том числе родителями. Оценивается ценность и качество учебника. В качестве платформы целесообразно использовать открытый информационный ресурс, на котором в режиме реального времени будет размещаться информация об учебнике, экспертное заключение, результаты апробации.

11. Во время апробации на открытом информационном ресурсе проводится сбор замечаний/дополнений к изданию от педагогов, родителей, обучающихся. При разработке формы для заполнения родителями, необходимо предусмотреть обязательное для заполнения поле с обоснованными замечаниями к учебнику с указанием страницы, рисунка.

12. На основании анализа собранной информации группа экспертов делает заключение о доработке учебника или рекомендацию к публикации для дальнейшего внедрения в учебный процесс. Если принимается решение о доработке, то на встрече с автором учебника (возможно, дистанционно) обсуждается перечень доработок, и учебник отправляется автору на корректировку.

13. Доработанное учебное издание представляется на рассмотрение в ФУМО по направлению подготовки.

14. Организация, выпустившая учебное издание с рекомендацией ФУМО по направлению подготовки, представляет в ФУМО по направлению подготовки один экземпляр данного издания или сообщает адрес, по которому оно размещается в Интернете, и порядок доступа к нему.

15. Результаты экспертизы и сам текст экспертизы размещаются в открытом доступе, возможно на той же платформе, на которой проводилась общественная экспертиза. Это позволит обеспечить открытость экспертной процедуры.

Общие рекомендации по проведению экспертизы учебных изданий:

1. Целесообразно предусмотреть закрепление ответственности за содержание учебников за правообладателем, а за качество экспертизы должна отвечать эксперты, проводившие экспертизу.

2. При внесении изменений в учебник, который прошел экспертизу, следует закрепить необходимость прохождения процедуры экспертизы повторно.

3. С целью обеспечения качества экспертных процедур финансирование должно проводить Министерство просвещения Российской Федерации или Российская академия наук посредством реализации государственного задания.

4. Критерии качества учебной литературы необходимо утвердить на законодательном

уровне.

5. Организовать опрос педагогов субъектов Российской Федерации, преподающих на родных языках в системе СПО, относительно потребности в переводной литературе по учебным предметам, и организовать перевод на родные языки народов России учебников, прошедших экспертизу, в которых имеется потребность.

Заключение

Таким образом, предложенные технология экспертизы учебников для системы СПО, возможные способы повышения ее качества и объективности и рекомендации по проведения экспертизы учебных изданий станут инструментом повышения качества учебно-методического обеспечения системы СПО и в целом будут способствовать повышению качества системы профессионального образования.

Список литературы

1. Барышникова Ю.Е. Современные требования к учебнику как к основному средству обучения: учимся проводить экспертизу // Сибирский учитель. 2015. №2(99). С. 71-73.

2. Власюк И.В., Зайцева Н.Н. Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования // Известия ВГПУ. 2018. №1(124). С. 13-18.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.04.2021).

4. Жадраева Л.У. Оценка качества учебников и учебно-методического комплекса // Известия ВУЗов (Кыргызстан). 2012. №8. С. 190-191.

5. Журавлева О.Н. Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2009. 174 с.

6. Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / С.В. Барабанова, Ч.В. Пешкова, И.В. Баранов, А.В. Менкенов, А.Х. Селезнева, Н.Ю. Чернусь, М.А. Беляев, М.Ю. Зенков, С.А. Котухов // Информационно-правовой портал «Гарант». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 01.03.2021).

7. Минпросвещения: Учебники для колледжей будут проходить госэкспертизу // Российская газета. 01.03.2021. https://rg.ru/2021/03/01/minprosveshcheniia-uchebniki-dlia-kolledzhej-budut-prohodit-gosekspertizu.html (дата обращения: 01.04.2021).

8. Михеева С.А. Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. №4. С. 147-183.

9. О приказах Минобрнауки России: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №АК-2692/05 от 16.09.2015 г. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. http://fgosvo.ru/news/6/1322 (дата обращения: 30.03.2021).

10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

11. Пархоменко Н. Школа экспертов учебников: перспективы становления // Проблеми сучасного тдручника. 2019. №22. С. 201-212.

12. Прохорова О.Ю. Принципы формирования комплекса учебных изданий для среднего профессионального образования: дис. ... канд. филол. наук: 05.25.03. М., 2006. 174 с.

13. Реморенко И. Экспертиза учебных изданий // Народное образование. 2008. №1(1374). С. 1214.

14. Учебники: проблема качества // Комитет Государственной Думы по образованию и науке. http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/Publikacii/item/16370952/ (дата обращения: 01.04.2021).

15. Экспертиза учебников: проблема, требующая решения / Г. А. Шипарева, Р. Б. Хачатурян, Е.И. Чуднова, Л.Г. Шмелева, М.В. Аврамчикова, И.В. Чудинова // Химия в школе. 2019. №5. С. 52-55.

Technologies of examination of textbooks: problems requiring solutions for the secondary vocational

education system

Marina S. Frolko

Candidate of economic sciences, Associate professor of the Department of management and economics of the sports industry named after V.V. Kuzin

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia marinafs13@yandex.ru 0000-0002-5858-8906

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tatiana N. Tretyakova

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of the Department of tourism and social and cultural services South Ural State University Chelyabinsk, Russia tretiakovatn@susu.ru 0000-0002-3525-5121

Natalia L. Tkachenko

Candidate of pedagogical sciences, Vice-rector Moscow State University of Sports and Tourism Moscow, Russia babkus@list.ru

0000-0001-5941-4548

Olga V. Pasko

Doctor of technical sciences, Professor of the Department of hotel and restaurant business Moscow State University of Sports and Tourism Moscow, Russia pasko-olga@mail.ru 0000-0001-5477-4608

Elvira L. Vandanova

Candidate of psychological sciences, Associate professor, Lead scientific research of the Center for strategy Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Moscow, Russia vadanova-el@ranepa.ru 0000-0002-8006-6178

Tatiana V. Levchenkova

Doctor of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the Department of pedagogy Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia profleva11@gmail.com 0000-0001-7170-3748

Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021

1 10.25726/v9209-8279-7643-e

Abstract

The modern social and economic development of the state dictates high quality requirements for the education system in general and for the secondary vocational education system in particular. The issue of developing high quality educational and methodological support of the secondary vocational education system and its adequate assessment is of key importance for the training of competent specialists. In connection with the absence of a system of textbooks in the secondary vocational education examination in the Russian Federation, the formation of such a system is important today. The purpose of the article is to describe the existing problems in the field of technology of examination of textbooks for the secondary vocational education system requiring solutions and possible ways to improve the quality and objectivity of examination. The research methods are as follows: analysis, synthesis, classification, generalization. By the results of the research held the technology of textbooks examination for the secondary vocational education system, the means of improving its quality and objectivity and recommendations for advancement of the technology for conducting the educational publications examination , which in the future will become a tool for improving the quality of methodological support of the secondary vocational education system, and, in general, will contribute to the quality improvement of the vocational education system are proposed.

Keywords

procedure; problems; secondary vocational education; technology; textbook; examination.

References

1. Baryshnikova Ju.E. Sovremennye trebovanija k uchebniku kak k osnovnomu sredstvu obuchenija: uchimsja provodit' jekspertizu // Sibirskij uchitel'. 2015. №2(99). S. 71-73.

2. Vlasjuk I.V., Zajceva N.N. Jekspertiza uchebno-metodicheskogo obespechenija osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm sistemy srednego professional'nogo obrazovanija // Izvestija VGPU. 2018. №1(124). S. 13-18.

3. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija»: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrja 2017 g. №1642 // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (data obrashhenija: 01.04.2021).

4. Zhadraeva L.U. Ocenka kachestva uchebnikov i uchebno-metodicheskogo kompleksa // Izvestija VUZov (Kyrgyzstan). 2012. №8. S. 190-191.

5. Zhuravleva O.N. Gumanitarnaja model' sovremennogo uchebnika: proektirovanie i jekspertiza soderzhanija. SPb.: Sankt-Peterburgskaja akademija postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2009. 174 s.

6. Kommentarij k federal'nomu zakonu ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» / S.V. Barabanova, Ch.V. Peshkova, I.V. Baranov, A.V. Menkenov, A.H. Selezneva, N.Ju.

Chernus', M.A. Beljaev, M.Ju. Zenkov, S.A. Kotuhov // Informacionno-pravovoj portal «Garant». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (data obrashhenija: 01.03.2021).

7. Minprosveshhenija: Uchebniki dlja kolledzhej budut prohodit' gosjekspertizu // Rossijskaja gazeta. 01.03.2021. https://rg.ru/2021/03/01/minprosveshcheniia-uchebniki-dlia-kolledzhej-budut-prohodit-gosekspertizu.html (data obrashhenija: 01.04.2021).

8. Miheeva S.A. Sistema formalizovannyh kriteriev ocenki shkol'nogo uchebnika // Voprosy obrazovanija. 2015. №4. S. 147-183.

9. O prikazah Minobrnauki Rossii: pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii №AK-2692/05 ot 16.09.2015 g. // Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija. http://fgosvo.ru/news/6/1322 (data obrashhenija: 30.03.2021).

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 01.03.2021).

11. Parhomenko N. Shkola jekspertov uchebnikov: perspektivy stanovlenija // Problemi suchasnogo pidruchnika. 2019. №22. S. 201-212.

12. Prohorova O.Ju. Principy formirovanija kompleksa uchebnyh izdanij dlja srednego professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand. filol. nauk: 05.25.03. M., 2006. 174 s.

13. Remorenko I. Jekspertiza uchebnyh izdanij // Narodnoe obrazovanie. 2008. №1(1374). S. 1214.

14. Uchebniki: problema kachestva // Komitet Gosudarstvennoj Dumy po obrazovaniju i nauke. http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/Publikacii/item/16370952/ (data obrashhenija: 01.04.2021).

15. Jekspertiza uchebnikov: problema, trebujushhaja reshenija / G.A. Shipareva, R.B. Hachaturjan, E.I. Chudnova, L.G. Shmeleva, M.V. Avramchikova, I.V. Chudinova // Himija v shkole. 2019. №5. S. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.