Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курникова Н.С., Школьникова М.В., Васильченко А.А., Новикова Л.А., Успенская М.Е.

Целью статьи является рассмотрение особенностей проведения общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования с учетом тенденций развития системы и изменения перечня профессий и специальностей. Представлена попытка описать основные элементы общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования, а также требования, предъявляемые к экспертам, осуществляющим процесс этой экспертизы. Основные методы исследования: описание, анализ и синтез, обобщение. По результатам исследования дано определение общественной экспертизы и ее основные особенности, функции, сущностные характеристики; в статье приведена классификация учебно-методических изданий для системы среднего профессионального образования, а также описаны требования к ним; сделан вывод о необходимости развития института общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курникова Н.С., Школьникова М.В., Васильченко А.А., Новикова Л.А., Успенская М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC EXAMINATION OF LEARNING AND TEACHING PUBLICATIONS FOR SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The purpose of the article is to consider the peculiarities of conducting a public examination of educational and methodological publications for secondary vocational education, taking into account trends in the development of the system and changing the list of professions and specialties. An attempt is made to describe the main elements of the public examination of educational and methodological publications for secondary vocational education, as well as the requirements for experts conducting the process of this examination. The main methods of research: description, analysis and synthesis, generalization. Based on the results of the study, a definition of public expertise and its main features, functions, and essential characteristics are given; the article gives the classification of educational and methodological publications for the system of secondary vocational education, as well as the requirements for them; The conclusion was made about the need to develop the institute of public expertise of educational and methodological publications for secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Общественная экспертиза учебно-методических изданий для среднего профессионального

образования

Наталия Сергеевна Курникова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и переводоведения Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева Чебоксары, Россия kurnikova.n@gmail.com 0000-0002-1010-4861

Мария Владимировна Школьникова

кандидат педагогических наук, заместитель директора Центр дополнительного образования детей «StudyOn» Москва, Россия Shkomariya@yandex.ru 0000-0002-8656-619Х

Александр Анатольевич Васильченко

кандидат экономических наук, проректор Московский государственный университет спорта и туризма Москва, Россия 1112200.info@gmail.com 0000-0003-4134-7425

Лариса Александровна Новикова

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института спорта и физического воспитания, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия Iarisa.n08@mail.ru 0000-0003-1971-6001

Марина Евгеньевна Успенская

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного дела Московский государственный университет спорта и туризма Москва, Россия maria2620002@gmail.com 0000-0002-9274-6453

Марина Вячеславовна Воробьева

кандидат педагогических наук, доцент, директор, преподаватель

Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации Одинцово, Россия m.vorobeva@odin.mgimo.ru 0000-0002-7327-2176

Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021

ч 10.25726/и8292-6049-9192-5

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение особенностей проведения общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования с учетом тенденций развития системы и изменения перечня профессий и специальностей. Представлена попытка описать основные элементы общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования, а также требования, предъявляемые к экспертам, осуществляющим процесс этой экспертизы. Основные методы исследования: описание, анализ и синтез, обобщение. По результатам исследования дано определение общественной экспертизы и ее основные особенности, функции, сущностные характеристики; в статье приведена классификация учебно-методических изданий для системы среднего профессионального образования, а также описаны требования к ним; сделан вывод о необходимости развития института общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования.

Ключевые слова

общественная экспертиза; среднее профессиональное образование; учебно-методические издания; федеральный государственный образовательный стандарт; общекультурные компетенции.

Введение

Общественная экспертиза - элемент системы государственно-общественного управления образованием. В системе отечественного среднего профессионального образования общественная экспертиза выступает способом выявления и согласования общественно и государственно значимых интересов развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Приоритетом развития отечественного профессионального образования является обновление содержания образовательных программ среднего профессионального образования. Обязательное условие их реализации - наличие учебного и научно-методического обеспечения учебного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования определяют обязательные требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, к котором одной из составляющих являются учебно-методические издания.

Качество учебно-методических изданий для среднего профессионального образования обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов. При условии развития государственно-общественного управления образованием отбор качественных учебно-методических изданий для среднего профессионального образования осуществляется посредством общественной экспертизы.

Материалы и методы исследования

В рамках настоящей статьи рассмотрены особенности общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования, что обусловлено необходимостью обеспечить потребность обучающихся в учебно-методических изданиях, позволяющих им самостоятельно овладевать определенными в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования знаниями, умениями и компетенциями: ОК 4: «Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» и ОК 5: «Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности».

Экспертиза - специфический тип работы со знаниями, направленный на их применение для подготовки и принятия решений в различных сферах практики. Функции эксперта состоят в том, чтобы дать оценку и решить проблему. Эксперт должен обладать определенной совокупностью знаний в конкретной области и специфическими умениями, позволяющими эффективно их использовать в различных ситуациях. Основная цель экспертизы - подтвердить соответствие определенным

показателям и дать экспертное заключение о достоинствах и недостатках исследуемого объекта, показать возможные пути его развития и совершенствования [15].

Общественная экспертиза осуществляется общественными органами. Заказчиком может выступать экспертируемая сторона и внешние по отношению к ней лица - вышестоящие органы управления. Здесь выявляется особенность общественной экспертизы в форме противоречия: «экспертиза - общественная, а заказчик - представитель государственной власти». Наличие данного противоречия свидетельствует о том, что явление общественной экспертизы включает принципиально различные формы экспертизы, которые определяются «...не столько составом экспертов (представители профессиональной / непрофессиональной общественности), сколько фигурой заказчика и целями экспертного исследования, формами его проведения» [9].

Результаты и обсуждение

Общественная экспертиза учебно-методических изданий для среднего профессионального образования осуществляется с целью определения соответствия материалов (их структуры и содержания) требованиям учебного процесса и уровню подготовки специалистов. Здесь отметим, что результат подготовки специалистов проявляется на демонстрационном экзамене, а далее фиксируется в цифровом паспорте компетенций. Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для выявления профессиональных умений и навыков выпускников, их способности выполнять профессиональные обязанности с учетом современных требований развития производства. «. Демонстрационный экзамен повышает учебную мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов» [4].

Цифровой паспорт компетенций «. наглядно раскрывает уровень освоения компетенции Ворлдскиллс в разрезе практических навыков, является подтверждением уровня освоения практических навыков» [10]. Новый перечень профессий, обсуждение которого началось в марте этого года, предписывает требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Достижения обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в учебной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности станут основанием для назначения стипендии Правительства Российской Федерации [6]. Следовательно, для успешной сдачи демонстрационного экзамена, необходимо создать условия освоения образовательных программ среднего профессионального образования, при которых обеспечивается возможность формирования субъектной позиции будущего специалиста и освоение им практикоориентированных умений и навыков.

Учитывая, что процесс обучения предполагает активность и самостоятельность в освоении учебного материала, в том числе в дистанционной форме, требуется обеспечить учебный процесс учебно-методическими изданиями, позволяющими освоить специфически сложный учебный материал. Учебно-методические издания для среднего профессионального образования чаще всего разрабатываются преподавателями средних профессиональных образовательных организаций и мастерами производственного обучения, что определяет требования к их научно-методической культуре и уровню профессиональной ответственности.

В частности, материалы учебно-методических изданий должны способствовать освоению обучающимися фундаментальных теоретических и технологических знаний, способов осуществления профессиональной деятельности, адаптации в профессиональном сообществе и умении ориентироваться в запросах региона [3]. Общественная экспертиза учебно-методических материалов для среднего профессионального образования как процедура оценки материала на соответствие обозначенным выше требованиями к уровню профессиональной подготовки специалистов, должна обеспечить не только отбор качественных изданий, но и дать экспертные рекомендации по доработке / переработке несоответствующего учебного материала.

К учебно-методическим изданиям для среднего профессионального образования относят (рис. 1):

1) методические издания (методические разработки, методические указания и методические рекомендации, методические пособия);

2) учебные издания (учебники, учебные пособия, практикумы, учебно-наглядные материалы).

Рисунок 1. Виды изданий для среднего профессионального образования

Методические издания в основном содержат систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения.

Учебные издания, содержат систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения [12].

Уровни учебно-методических изданий:

- 1 уровень - учебно-методическое издание, созданное на основе анализа учебной литературы, накопленного учебного материала, содержащее материалы передового опыта;

- 2 уровень - учебно-методическое издание, созданное на основе переработанного (модифицированного и дополненного) передового опыта;

- 3 уровень - учебно-методическое издание, созданное на основе передовых подходов с использованием элементов диалектического мышления;

- 4 уровень - учебно-методическое издание, созданное на основе авторских разработок, содержит экспериментальную работу по их внедрению, предполагает новые формы учебной работы и методы обучения;

- 5 уровень - учебно-методическое издание, созданное на основе исследовательской и инновационной деятельности по созданию новых дидактических и технологических систем [5].

В обобщенном виде учебно-методические издания для системы среднего профессионального образования должны отвечать следующим характерным требованиям, подразумевающим:

1) фундаментальность - предполагает наличие обзора основных подходов и последних достижений в данной научной области;

2) практико-ориентированность - предполагает наличие описаний и примеров практического применения теоретических знаний;

3) развивающую направленность - предполагает ориентацию обучающихся на сбор и анализ специализированной информации, развитие умений передавать и интерпретировать информацию;

4) воспитательную направленностью - предполагает формирование самостоятельности и инициативы в обучении посредством разноуровневого характера текстов, различных форм представления учебной информации, наличия ссылок, цитирования источников, дополнительного справочного материала, указателей [11].

При проведении общественной экспертизы должны быть учтены не только традиционные характеристики экспертируемых материалов: оформление, содержание, структура, литературные

источники, технические характеристики, но и уровень экспертируемых учебно-методических изданий, соблюдение требований к их разработке.

Сущностными характеристиками общественной экспертизы являются следующие:

1) инициирование экспертизы общественностью и наличие нормативной базы для проведения и учета результатов экспертизы на уровне принятия решений / готовности власти к сотрудничеству;

2) экспертиза проводиться с учетом знания основных преобладающих идей, мнений, предложений различных групп интересов;

3) экспертная группа учитывает основные тенденции развития общества в целом и отдельных социальных групп (в данном случае запрос работодателей);

4) эксперты формируют и предоставляют итоговое обоснованное экспертное заключение с рекомендациями для лиц, принимающих решение в отношении предмета экспертизы [13].

Основные функции общественной экспертизы:

1) установление соответствия документации действующему законодательству и нормативным актам;

2) определение соответствия предлагаемых решений приоритетам развития общества;

3) обеспечение органов власти информацией необходимой для принятия обоснованных решений;

4) объективная оценка рисков и возможностей реализации принимаемых решений;

5) определение соответствия предмета экспертизы существующим стандартам, нормам и/или оценка их качества;

6) анализ и оценка эффективности деятельности в отношении результативности предлагаемых решений (затраты ресурсов, выработка рекомендаций, поиск эффективных стратегий реализации предложений и рекомендаций);

7) получение комплексной информации о состоянии проблемы: специфика, динамика развития, вклад различных агентов в решение проблемы, нормативная база;

8) анализ эффективности взаимодействия общественных, государственных, региональных, муниципальных и бизнес-структур;

9) прогноз развития предмета экспертизы в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

10) обеспечение посредничества между обществом, общественными организациями, государственной властью, работодателями;

11) трансформация интересов общества и государства в конкретные требования [14].

Заключение

Итак, в настоящее время, роль общественности в качестве участника управления средним профессиональным образования усиливается. Об этом подчеркнуто свидетельствуют тенденции его развития, связанные с необходимостью достижения таких образовательных результатов обучающихся, которые позволят обеспечить научно-технологическое и социально-экономическое развитие России в будущем.

Процедура общественной экспертизы учебно-методических изданий для среднего профессионального образования должна обеспечить отбор, детальную доработку / проработку учебного материала, освоение которого обеспечит высокий уровень развития профессиональных компетенций обучающихся.

На наш взгляд, сегодня следует говорить о развитии института общественной экспертизы и рассматривать его в качестве эффективного средства формирования механизма согласования предложений по развитию системы среднего профессионального образования и повышения качества профессиональной подготовки обучающихся между обществом (интересы общества), работодателями (спрос на конкретных специалистов) и государственной властью (государственный заказ).

Список литературы

1. Бебенина Е.В. Общественно-профессиональная экспертиза качества образовательного процесса как основа для принятия управленческих решений // Ценности и смыслы. 2011. №6(14). С. 85-107.

2. Власюк И.В., Зайцева Н.Н. Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. №1(124). С. 13-18.

3. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2017. №8. 13 с.

4. Иваницкая М.В. Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. №2(13). 29 с.

5. Киселева Е.Н. Методическое издание и требования, предъявляемые к нему. Методическая разработка для преподавателей. Н. Новгород, ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж», 2016. 38 с.

6. Минпросвещения России вынесло на общественное обсуждение новый перечень профессий и специальностей СПО для назначения стипендии Правительства Российской Федерации // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3540/minprosvescheniya-rossii-vyneslo-na-obschestvennoe-obsuzhdenie-novyy-perechen-professiy-i-specialnostey-spo-dlya-naznacheniya-stipendii-pravitelstva-rossiyskoy-federacii/ (дата обращения: 30.03.2021).

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

8. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. №1199 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://base.garant.ru/70558310/ (дата обращения: 30.03.2021).

9. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: Учебно-методический комплект / сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. М.: АСОУ, 2006. 192с.

10. Паспорт компетенции // Автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://promo.sp.worldskills.ru/ (дата обращения: 30.03.2021).

11. Пастухова И.П., Подольская О.Н. Проблемы разработки учебных изданий в соответствии с требованиями ФГОС СПО // Среднее профессиональное образование. 2014. №10. С. 5-9.

12. Система учебных изданий по дисциплине // Научная библиотека. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. http://biblio.chgpu.edu.ru/vidi_uchizd.php (дата обращения: 30.03.2021).

13. Целютина Т.В. Консультационно-экспертные институты в управлении общественными процессами: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. Белгород, 2007. 21 с.

14. Целютина Т.В., Подвигайло А.А. Функциональное представительство общественной экспертизы в мультивекторных процессах преодоления коррупции и сотрудничества власти и общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1514.

15. Экспертиза // Академик. https://epistemology_of_science .academic.ru/926/%D1%8D%D0%BA%D1%81 %й0%ВР%Р0%В5%й 1 %80%й 1 %82%00%В8%Р0%Б7%Р0 %В0 (дата обращения: 30.03.2021).

Public examination of learning and teaching publications for secondary vocational education Natalia S. Kournikova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of English philology and translation Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev Cheboksary, Russia kurnikova.n@gmail.com 0000-0002-1010-4861

Maria V. Shkolnikova

Candidate of pedagogical sciences, Deputy Director Children's Supplementary Education Center «StudyOn» Moscow, Russia Shkomariya@yandex.ru 0000-0002-8656-619X

Alexander A. Vasilchenko

Candidate of economic sciences, Vice-rector Moscow State University of Sports and Tourism Moscow, Russia 1112200.info@gmail.com 0000-0003-4134-7425

Larisa A. Novikova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Director of the Institute of sports and physical education, Head of the Department of theory and methodology of gymnastics Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism Moscow, Russia Iarisa.n08@mail.ru 0000-0003-1971-6001

Marina E. Uspenskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of technical sciences, Associate professor, Head of the Department of Hotel and Restaurant business Moscow State University of Sports and Tourism Moscow, Russia maria2620002@gmail.com 0000-0002-9274-6453

Marina V. Vorobyova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Director, Teacher

College of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Odintsovo, Russia m.vorobeva@odin.mgimo.ru 0000-0002-7327-2176

Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021

d 10.25726/u8292-6049-9192-s

Abstract

The purpose of the article is to consider the peculiarities of conducting a public examination of educational and methodological publications for secondary vocational education, taking into account trends in the development of the system and changing the list of professions and specialties. An attempt is made to describe the main elements of the public examination of educational and methodological publications for secondary vocational education, as well as the requirements for experts conducting the process of this examination. The main methods of research: description, analysis and synthesis, generalization. Based on the results of the study, a definition of public expertise and its main features, functions, and essential characteristics are given; the article gives the classification of educational and methodological publications for the system of secondary vocational education, as well as the requirements for them; The conclusion was made about the need to develop the institute of public expertise of educational and methodological publications for secondary vocational education.

Keywords

public expertise; secondary vocational education; teaching and methodological publications; federal state educational standard; general cultural competencies.

References

1. Bebenina E.V. Obshhestvenno-professional'naja jekspertiza kachestva obrazovatel'nogo processa kak osnova dlja prinjatija upravlencheskih reshenij // Cennosti i smysly. 2011. №6(14). S. 85-107.

2. Vlasjuk I.V., Zajceva N.N. Jekspertiza uchebno-metodicheskogo obespechenija osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm sistemy srednego professional'nogo obrazovanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. №1(124). S. 13-18.

3. Vlasjuk I.V., Kazakova A.F. Professional'naja gramotnost' specialista jekonomicheskoj sfery v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija // Srednee professional'noe obrazovanie. 2017. №8. 13 s.

4. Ivanickaja M.V. Demonstracionnyj jekzamen. Pljusy i minusy // Jelektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2018. №2(13). 29 s.

5. Kiseleva E.N. Metodicheskoe izdanie i trebovanija, pred#javljaemye k nemu. Metodicheskaja razrabotka dlja prepodavatelej. N. Novgorod, GBPOU «Nizhegorodskij gubernskij kolledzh», 2016. 38 s.

6. Minprosveshhenija Rossii vyneslo na obshhestvennoe obsuzhdenie novyj perechen' professij i special'nostej SPO dlja naznachenija stipendii Pravitel'stva Rossijskoj Federacii // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://edu.gov.ru/press/3540/minprosvescheniya-rossii-vyneslo-na-obschestvennoe-obsuzhdenie-novyy-perechen-professiy-i-specialnostey-spo-dlya-naznacheniya-stipendii-pravitelstva-rossiyskoy-federacii/ (data obrashhenija: 30.03.2021).

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 01.03.2021).

8. Ob utverzhdenii perechnej professij i special'nostej srednego professional'nogo obrazovanija: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 29 oktjabrja 2013 g. №1199 // Informacionno-pravovoj portal «Garant». https://base.garant.ru/70558310/ (data obrashhenija: 30.03.2021).

9. Organizacija professional'noj i obshhestvennoj jekspertizy programm razvitija i obrazovatel'nyh programm uchrezhdenij obshhego obrazovanija: Uchebno-metodicheskij komplekt / sost. i red. T.A. Mercalova, S.G. Kosareckij. M.: ASOU, 2006. 192s.

10. Pasport kompetencii // Avtonomnaja nekommercheskaja organizacija «Agentstvo razvitija professional'nogo masterstva (Vorldskills Rossija)». https://promo.sp.worldskills.ru/ (data obrashhenija: 30.03.2021).

11. Pastuhova I.P., Podol'skaja O.N. Problemy razrabotki uchebnyh izdanij v sootvetstvii s trebovanijami FGOS SPO // Srednee professional'noe obrazovanie. 2014. №10. S. 5-9.

12. Sistema uchebnyh izdanij po discipline // Nauchnaja biblioteka. Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ja. Jakovleva. http://biblio.chgpu.edu.ru/vidi_uchizd.php (data obrashhenija: 30.03.2021).

13. Celjutina T.V. Konsul'tacionno-jekspertnye instituty v upravlenii obshhestvennymi processami: avtoref. dis. ... kand. soc. nauk: 22.00.08. Belgorod, 2007. 21 s.

14. Celjutina T.V., Podvigajlo A.A. Funkcional'noe predstavitel'stvo obshhestvennoj jekspertizy v mul'tivektornyh processah preodolenija korrupcii i sotrudnichestva vlasti i obshhestva // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 1-1. S. 1514.

15. Jekspertiza // Akademik. https://epistemology_of_science .academic.ru/926/%D1%8D%D0%BA%D1%81 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0 %B0 (data obrashhenija: 30.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.