Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

УЧАСТИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государство / преступность / международная преступность / международное сотрудничество / ответственность / правоохранительные органы / международные организации / полицейские.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Иванова Ю. А.

Международная преступность активно совершенствуется, с учетом цифровизации общества, поэтому правоохранительным органам государств всего мира необходимо на несколько шагов опережать последствия, поскольку именно они являются инструментами борьбы с негативными преступными явлениями. Постоянство международных отношений напрямую зависит от качественной характеристики транснациональной преступности. Любое государство должно иметь особую заинтересованность в обеспечении безопасности своей нации и своего народа, и важным инструментом выражения такой заинтересованности является достойная организация деятельности правоохранительных структур, в частности, полицейских подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Иванова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

профессор кафедры гражданского и трудового права гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, e-mail:professor60@mail. ru.

САРБАЕВ Григорий Михайлович,

адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов,

доктор права, e-mail: [email protected].

ИВАНОВА Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА, e-mail: [email protected].

УЧАСТИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Международная преступность активно совершенствуется, с учетом цифровизации общества, поэтому правоохранительным органам государств всего мира необходимо на несколько шагов опережать последствия, поскольку именно они являются инструментами борьбы с негативными преступными явлениями. Постоянство международных отношений напрямую зависит от качественной характеристики транснациональной преступности. Любое государство должно иметь особую заинтересованность в обеспечении безопасности своей нации и своего народа, и важным инструментом выражения такой заинтересованности является достойная организация деятельности правоохранительных структур, в частности, полицейских подразделений.

Ключевые слова: государство, преступность, международная преступность, международное сотрудничество, ответственность, правоохранительные органы, международные организации, полицейские.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

professor department of the civil and labor law, civil process of the «Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot», doctor of economics, candidate of law, candidate of historical, professor

SARBAYEV Grigory Mikhailovich,

lawyer, public figure, member of the European Association

of Lawyers, Doctor of Law

IVANOVA Yulia Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University - MIREA

PARTICIPATION OF POLICE ORGANIZATIONS IN THE FIGHT AGAINST INTERNATIONAL CRIME: CURRENT ASPECTS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-240-247 NIION: 2018-0076-8/21-121 MOSURED: 77/27-023-2021-08-320

Annotation. International crime is being actively improved, taking into account the digitaliza-tion of society, therefore, law enforcement agencies of states around the world need to be several steps ahead of the consequences, since they are the tools for combating negative criminal phenomena. The permanence of international relations directly depends on the qualitative characteristics of transnational crime. Any State should have a special interest in ensuring the security of its nation and its people, and an important tool for expressing such interest is the decent organization of the activities of law enforcement agencies, in particular, police units.

Key words: state, crime, international crime, international cooperation, responsibility, law enforcement agencies, international organizations, police officers.

Одновременно с зарождением человечества появляется и преступность, борьба с которой сегодня представляется одним из приоритетных направлений работы всех государств мира. Глобальный характер международной преступности обуславливается несколькими факторами: -последствия международной преступности затрудняют всестороннее развитие государств, включая социальное, экономическое, политическое и культурное; - международные и национальные усилия по предупреждению любых форм проявлений преступных деяний должны опережать наступление возможных последствий от постоянно расширяющегося перечня злоупотреблений.

Идея создания Международной организации уголовной полиции возникла в 1914 году на первом международном конгрессе криминальной полиции в Монако. Юристы и служащие полиции из четырнадцати стран рассмотрели вопрос о возможности учреждения отдела по учёту международной криминальной информации и унификации процедуры экстрадиции преступников.

В 1956 г. организация стала полностью автономной, получила свое нынешнее название и Устав1. В 1989 году штаб-квартира организации (Генеральный секретариат) переехала в г. Лион (Франция). На настоящий момент Интерпол объединяет 194 государства, не исключением является и Российская Федерация.

Основные цели Интерпола обозначены в статье 2 Устава Организации: - обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции государств в рамках существующего законодательства; - создание и развитие учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с уголовной преступностью.

Статья 3 Устава запрещает «какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера». Деятельность Интерпола нацелена на координацию сотрудничества государств в розыске преступников и лиц, пропавших без вести, борьбе с

1 Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.1986) // Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. -М.: ИНФРА-М, 1996. С. 607 - 617.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

организованными преступными сообществами, преступностью несовершеннолетних, терроризмом, торговлей людьми, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других сферах.

Так, например, в 2017 году Интерпол запустил проект по борьбе с терроризмом в Южной и Юго-Восточной Азии, который был рассчитан на 2-летний период и затрагивал вопросы поддержки антитеррористической политики и деятельности. По случаю запуска проекта «Скорпион» на Шри-Ланке собрались представители семи стран и в рамках проводимого 3-дневного семинара обсудили аспекты стратегий, лежащих в основе вводимого проекта.

Органами Интерпола являются: - Генеральная ассамблея; - Исполнительный комитет; - Генеральный секретариат; - Советники; Национальные центральные бюро.

Генеральной Ассамблеей, которая является высшим органом Интерпола, утвержден ряд нормативных документов, регулирующих основы и порядок его деятельности. Особое значение имеет Устав, принятый в 1956 году. Генеральная ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами, и проводит свои сессии ежегодно.

Генеральная Ассамблея имеет широкий спектр полномочий, в число которых входит [5]: -определение принципов сотрудничества полиций разных стран; - проведение мероприятий, способствующих активизации такой деятельности; - установление приоритетных направлений работы для Интерпола; - рассмотрение вопросов членства; -проведение выборов должностных лиц; - утверждение бюджета.

Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет), технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарём).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган - Национальное центральное бюро, - осу-

ществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

В системе Интерпола осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных» преступниках.

Можно выделить три основных функции Интерпола в рамках рассматриваемого вопроса: -формирование закрытой всемирной телекоммуникационной системы обмена полицейской информацией; - обслуживание баз данных полицейской информации; - поддержка всех полицейских служб; - участие в международных полицейских операциях.

Одним из основных инструментов защиты от противоправных посягательств является картотека, объемы которой с каждым годом увеличиваются на десять - двенадцать процентов.

В рамках подготовки полицейских кадров все большую популярность набирают дистанционные обучающие программы.

Отметим, что Генеральный секретариат Интерпола реализует множество проектов, которые направлены на улучшение международной обстановки в сфере нейтрализации международной преступности. В частности, в целях борьбы с трансевразийской организованной преступностью в 1996 году был одобрен проект «Millennium». В 2009 году в рамках такого проекта был учрежден подпроект «воры в законе».

В июле 2019 года в столице Уганды было проведено два мероприятия Интерпола в рамках анализа масштабов организованной преступности в Африке и ее влияния на безопасность, целостность и развитие государства. В контексте помощи Африке в реализации стратегий по борьбе с организованной преступностью был сформирован финансируемый проект ENACT, направленный на сотрудничество против транснациональной организованной преступности.

Эффективность участия полиции стран-членов Интерпола в международном полицейском сотрудничестве обеспечивают национальные центральные бюро. Заметим, что отношения правоохранительных органов стран-членов базируются на двусторонних договорах, а каналы Интерпола признаны международными конвенциями в качестве источника получения информации при расследовании уголовных дел.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что на сегодняшний день Интерпол является универсальным механизмом сотрудничества правоохранительных органов разных стран в борьбе с международной преступностью, обе-

спечивающим оперативный обмен информацией и координацию совместных действий.

Уже на протяжении нескольких десятилетий императивным правилом для государств является сотрудничество друг с другом согласно предписаниям Устава ООН 1945 года. В целях реализации эффективной и оперативной борьбы с организованной преступностью Интерпол, осуществляет тесное взаимодействие с другими международными организациями.

Интерполом заключен широкий перечень «полицейских соглашений», с международными полицейскими организациями и объединениями регионального характера, остановимся на рассмотрении некоторых более подробно.

Америпол является механизмом сотрудничества государств Латинской Америки и государств Карибского бассейна в сфере борьбы с международной преступностью и обмена оперативной информацией [3]. Штаб-квартира находится в столице Колумбии.

На сегодняшний день полицейское сообщество состоит из тридцати трех правоохранительных служб, а также двадцати трех организаций -наблюдателей. Предметом такого сотрудничества являются действия, направленные на повышение согласованности действий для более продуктивной борьбы с организованной преступностью [4].

Полицейское сообщество Америки было создано в рамках третьего совещания Директоров, Командиров и Начальников полиции, проходившего в Боготе с 12 по 15 ноября 2007 года. Главной миссией этой организации является осуществление обмена информацией в режиме реального времени в целях обеспечения нейтрализации потенциальных угроз.

Деятельность данной организации ориентирована на: - укрепление полицейского сотрудничества в научно-технической сфере;- подготовку кадрового сектора; - оперативность обмена информацией в области разведывательных мероприятий; - кооперацию усилий в уголовном преследовании и оказании судебной помощи между полицией и компетентными институтами Америки; - выработку стандартов работы полицейских служб; - принятие своевременных мер, нацеленных на нейтрализацию преступности.

Данная организация занимает одно из ведущих мест в мире в борьбе с международной преступностью, обеспечении безопасности всего человечества, предотвращении терроризма и торговли оружием.

Так, например, в начале марта 2020 года в ходе специальной операции «Армагеддон» была ликвидирована организация, причастная к незаконному владению оружием, что говорит о высоком уровне планирования и ведения оперативных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

мероприятий компетентными сотрудниками, а также об ориентированности организации за максимально быстрое устранение прямых и косвенных угроз для жизни и здоровья граждан.

Америпол, являясь международной правоохранительной организацией, осуществляется борьбу с национальной и интернациональной преступностью. Данный орган объединяет не только организации, заинтересованные в обеспечении безопасности, но и других субъектов -наблюдателей. Этот механизм обладает своей историей возникновения и развития, задачами, целями, атрибутикой и политикой, являющейся гарантом качества осуществляемой работы1.

Африканский союз (АС) является континентальным органом, состоящим из пятидесяти пяти государств-членов, которые составляют страны Африканского континента. Африканский Союз был официально открыт в 2002 году в качестве преемника Организации африканского единства (ОАЕ, 1963-1999 годы).

Деятельность органа ориентирована на содействие росту и экономическому развитию Африки в целях улучшения уровня жизни населения и интеграции усилий государств в сфере расширения международного сотрудничества.

Основные цели деятельности Союза: - уничтожение таких явлений как колонизация и расовая дискриминация; - развитие единства и солидарности между африканскими государствами; - координация сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью; - защита суверенитета и территориальной целостности; - эффективная социально-экономическая интеграция континента; - поддержание мира, безопасности и солидарности на континенте; - улучшение жизни африканских народов.

Учредительный акт Африканского союза является важной правовой основой в области интеграции политических усилий.

Работа Африканского союза осуществляется через органы: - Ассамблею глав государств и правительств; - Исполнительный совет; - Комитет постоянных представителей; - Специализированные технические комитеты; - Совет мира и безопасности; - Комиссию Африканского союза;

- Региональные экономические сообщества; - Африканский механизм коллегиального обзора.

28 апреля 2020 года в дистанционном режиме была проведена встреча между руководителями Интерпола и Африканского Союза по вопросам позиционирования Африпола в качестве стратегического панафриканского партнера в

контексте полицейской деятельности в целях сосредоточения основных усилий Африки на противодействие терроризму, организованной преступностью и киберпреступностью.

Участники мероприятия подчеркнули особую важность полицейских возможностей Интерпола для формирования и развития скоординированного оперативного реагирования на африканские правоохранительные операции.

Напомним, что в преддверии прошедшей церемонии в 2019 году между Интерполом и Африканским союзом было подписано соглашение о совместной работе в контексте борьбы с международной преступностью.

Необходимо отметить, что Международная организация по миграции (МОМ) с момента своего создания (1951) активно сотрудничает с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями, являясь одним из передовых межправительственных учреждений в сфере миграционных отношений.

На сегодняшний день в МОМ входит 173 государства-члена, еще 8 имеют статус наблюдателей, а подразделения осуществляют свою деятельность более, чем в 100 государствах.

Ключевой задачей Организации является содействие гуманизации и налаживание процессов миграции во всем мире. В целях успешной реализации этой задачи МОМ оказывает услуги и предоставляет консультации правительствам государств и мигрантам, в частности.

В общем представлении деятельность МОМ ориентирована на упорядочивание мер регулирования миграционных процессов, развитие международного сотрудничества между правоохранительными органами в сфере миграции, оказание помощи в поиске эффективных решений существующих проблем в сфере предоставления гуманитарной помощи нуждающимся мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.

Устав МОМ2 закрепляет положение о том, что процессы миграции неразрывно связаны с экономическим, социальным, культурным развитием, а также с правом людей на свободное передвижение. Логично предположить, что успешная реализация компетенций МОМ также связана с качеством сотрудничества в области борьбы с преступностью, поскольку негативные последствия неправомерных деяний могут препятствовать построению стабильных связей и контактов в сфере миграции.

Сферу деятельности Организации можно разделить на четыре блока: - развитие

1 Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью // Сборник материалов между-

народной научно-практической конференции. - М.: Издательство МЮИ. 2012. С. 336.

2 Конституция Международной организации по миграции // Комментарий законодательства о вынуж-

денных переселенцах и беженцах. литература, 1998.

М.: Юридическая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

миграционных отношений; - содействие миграционным процессам; - регулирование миграции; -вынужденная миграция.

Все эти направления имеют конечной целью подготовку рекомендаций по вопросам миграционной политики, защиты прав мигрантов, здравоохранения и защиты женщин и детей.

С 1992 года в Москве функционирует представительство Международной организации по миграции, на законодательном уровне деятельность которого урегулирована Соглашением о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции, а именно закрепляются следующие направления работы: - помощь переселенцам на новых местах пребывания; - организация чрезвычайных мероприятий в Северокавказском регионе; - техническая и экспертная помощь в управлении процессами миграции; - пограничный и иммиграционный контроль; - профилактические мероприятия в сфере торговли людьми, в частности, с целью сексуальной эксплуатации; - предотвращение незаконной миграции; - оказание медицинской помощи мигрантам; - реализация компенсационных программ жертвам нацистских преследований и другие.

По нашему мнению, МОМ помогает государствам-членам эффективно регулировать отношения в сфере миграции, устанавливать доверительные отношения между правоохранительными органами государств, которые напрямую связаны с обеспечением прав мигрантов во всем мире.

Асеанопол - первое официальное совещание начальников полиции АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии) состоялось в Маниле, Филиппины, 21-23 октября 1981 года, на котором обсуждались актуальные вопросы правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью. Такое совещание с течением времени стало ежегодным и получило название «Конференция Асеа-нопол».

Основное требование для включения страны в ряды участников Асеанопол состоит в том, что страна первоначально должна являться членом АСЕАН, а заявка должна быть представлена на конференции для утверждения.

Членами Асеанопола первоначально были Малайзия, Сингапур, Таиланд, Индонезия и Филиппины. В 1984 году присоединилась Королевская полиция Брунея, 1996 году - Национальная полиция Республики Вьетнам, а через два года (1998) присоединились Лаосский главный департамент полиции и полицейские силы Мьянмы, еще через два года (2000) - Национальная полиция Камбоджи.

В настоящее время членами Асеанопол являются 10 стран: Бруней, Камбоджа, Индоне-

зия, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам.

Секретариат Асеанопол начал функционировать с 1 января 2010 года и имеет следующие цели: - стандартизация и гармонизация механизмов координации и коммуникации между полицейскими учреждениями АСЕАН; - проведение исследований в отношении резолюций, согласованных в совместных коммюнике Асеанопол; -создание механизма контроля и мониторинга за исполнением резолюций.

Рабочая группа, которая была создана для рассмотрения жизнеспособности постоянного Секретариата Асеанопол, доработала следующие положения: - секретариат управляется на основании технического задания; - руководитель секретариата является исполнительным директором, которому помогают 2 директора.

Секретариат реализует следующие функции: подготавливает и реализует планы работы для эффективного выполнения всех резолюций; - координирует трансграничное сотрудничество в области обмена различного рода информацией; -содействует проведению мероприятий, связанных с уголовным расследованием, созданием базы данных Асеанопол, обучением, разработкой методов проведения научных расследований; - обеспечивает необходимую помощь в организации конференций Асеанопол; - ежеквартально представляет начальникам полиции АСЕАН предложения по проведению мероприятий и реализации программ; - выступает хранителем документов и записей Асеанопол; - подготавливает ежегодный отчет о своей деятельности и расходах, представляемый Исполнительному комитету Асеанопол непосредственно перед Конференцией.

Перед проведением Конференции собирается ежегодный исполнительный комитет, который состоит из заместителей глав делегаций. Конференция с участием начальников полиций стран проводится ежегодно на основе ротации среди стран-членов.

Исполнительный директор Секретариата Асеанопол представляет Исполнительному комитету доклад о своей деятельности, в том числе по вопросам финансовых показателей, закупок, работ, материалов и услуг, а также контроля и управления контрактами.

Исполнительный директор Секретариата назначается Конференцией Асеанопол по представлению на ротационной основе в алфавитном порядке сроком на два года. Исполнительным директором Секретариата является старший офицер полиции в звании полковника и выше или его эквивалент. У директора-исполнителя в подчинении находится Исполнительный директор и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

директором по планам и программам - старший офицер полиции в звании майора и выше или его эквивалент.

Целями Асеанопол являются: - повышение уровня профессионализма полиции; -укрепление полицейского сотрудничества в области охраны общественного порядка; -укрепление межличностных связей между сотрудниками полиции стран-членов.

Министерство внутренних дел Российской Федерации от лица государства участвует в реализации основных направлений межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью не только совместно с международными полицейскими организациями, но и вместе с правоохранительными органами: Федеральной службой безопасности России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной таможенной службой Российской Федерации и другими.

Международная деятельность Российской Федерации достаточно многогранна и имеет широкий охват. Самыми актуальными направлениями взаимодействия сохраняются с такими полицейскими организациями как Интерпол, Евро-пол, Асеанопол.

В 2019 году в Лионе (Франция) состоялась XV ежегодная конференция для Национальных центральных бюро. Повесткой проведения такого мероприятия послужила необходимость усиления решающей роли НЦБ Интерпола в масштабах мировой безопасности. В конференции приняли участие сотрудники полиции из 150 государств. В рамках мероприятия активно обсуждались вопросы разработки коллективных стратегий обеспечения эффективного сотрудничества Интерпола с полицейскими подразделениями государств, модернизации и расширения базы данных, расширения сети связи Интерпола с полицией иностранных государств и определения политики «работы рука об руку».

Сегодня мы с уверенностью можем утверждать, что особое внимание специалистов приковано к взаимодействию Интерпола и Российской Федерации, поскольку в контексте такого сотрудничества открываются новые возможности противодействия растущей преступности [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становление российского бюро Интерпола пришлось на период распада Союза Советских Социалистических Республик, когда происходила активизация международных контактов, в том числе по линии полицейского сотрудничества. Для нашего государства вступление в Интерпол открыло новые возможности противодействия преступности. И на первый план выдвинулось создание организованной системы взаимодействия российских партнеров с зарубежными [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Союз Советских Социалистических Республик стал членом Интерпола 27 сентября 1990 года, а в январе 1991 года в структуре Министерства внутренних дел было создано Национальное Центральное Бюро (НЦБ) Интерпола, которое стало связующим звеном по линии полицейского взаимодействия, поскольку появились широкие возможности передачи служебной и оперативной информации.

В числе задач НЦБ Интерпола находятся [4]:

- обмен информацией; - направление запросов;

- предоставление сведений по преступлениям, о документах и разыскиваемых лицах, а также лицах, подозреваемых в преступной деятельности; - прием запросов Генерального секретариата и НЦБ государств-членов Интерпола; - организация исполнения запросов; - формирование банка данных о лицах, фактах, документах и предметах.

Иные подразделения Министерства внутренних дел также выстраивают оперативное взаимодействие с зарубежными партнерами в области подготовки кадров и обмена опытом, в частности, таковым является Управление международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации. Управление осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности структурных подразделений в области международного сотрудничества, соблюдений положений государственного протокола и норм международной практики.

На сегодняшний день имеет статус решенной проблема использования дистанционных образовательных программ Интерпола при подготовке специалистов из России или повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации.

В рамках профессиональной переподготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации аналитическое подразделение НЦБ Интерпола совместно с ДГСК МВД России ежегодно организует занятия в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя с сотрудниками территориальных подразделений НЦБ Интерпола в МВД по республикам, ГУ МВД, УМВД России по другим субъектам Российской Федерации.

В процессе обучения принимают участие сотрудники Бюро, которые наравне с профессорско-преподавательским составом выступают перед лицом служащих территориальных подразделений. Помимо этого, сотрудники территориальных подразделений имеют возможность ознакомиться с аспектами работы Интерпола при проведении выездных занятий [5].

Стоит отметить, что сформированным высокопрофессиональным коллективом, способным

оперативно принимать решения, Бюро неоднократно обеспечивало выполнение самых сложных задач.

На сегодняшний день, отдел информационной безопасности и компьютерных технологий Интерпола ставит перед собой перспективную задачу широкого внедрения систем и сервисов Интерпола в деятельность НЦБ Интерпола МВД России и российских правоохранительных органов, осуществления интеграции информационных ресурсов.

Противодействие организованной преступности остается одним из самых приоритетных направлений служебной деятельности отдела. За период существования оказано широкое содействие в получении оперативно-значимой информации при сопровождении раскрытия и расследования огромного массива уголовных дел, имеющих общественный резонанс, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Отметим, что отдел международного розыска лиц НЦБ Интерпола МВД России также успешно выполняет возложенные на него задачи по организации розыска преступников и особо опасных лиц.

Сотрудники отдела обработки и обмена оперативно-розыскной информацией НЦБ Интерпола МВД России вносят существенный вклад в его работу, обеспечивая круглосуточную оперативную обработку информации и оказывая содействие российским и зарубежным правоохранительным органам [1].

В целях обеспечения эффективного и оперативного международного обмена информацией о преступлениях в субъектах Российской Федерации созданы территориальные подразделения НЦБ Интерпола, которые являются важным элементом в международном антикриминальном взаимодействии и надежной опорой Бюро при выполнении задач повышенной сложности по борьбе с транснациональной преступностью.

Национальные правоохранительные органы сотрудничают с международными правоохранительными органами и организациями на основе множества международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров различного уровня. Считается априори, что межведомственные соглашения, заключаемые в рамках компетенции МВД России и содержащие регламентацию традиционных форм полицейского сотрудничества, не должны вступать в противоречие с действующим законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Один из таких документов закрепляет сотрудничество Европола с Российской Федерацией. В 2003 году на саммите «Россия-ЕС» было

подписано Соглашение о сотрудничестве1, которое определяло российские компетентные органы, предусматривало обмен оперативной информацией о состоянии и динамике преступности, формы противодействия, методы проведения расследований и криминалистических экспертиз, каналы перевода денежных средств, полученных преступным путем.

В 2004 году появилась острая необходимость создания в структуре Национального Центрального Бюро Интерпола МВД России Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом (РНКП) [3]. Спектр компетенций следующий: - обеспечение обработки запросов; - направление запросов от компетентных органов в Европол; - обеспечение соблюдения установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией.

В последние годы активизировалось сотрудничество между МВД России и Асеанополом в рамках реализации различных направлений диалогового партнерства, установленного в 1996 году [3].

Важным аспектом налаженного сотрудничества является противодействие терроризму и транснациональной преступности посредством проведения ежегодных совещаний по транснациональной преступности, а также создание в 2009 году Рабочей группы Российской Федерации и АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности [6].

Огромный опыт сотрудничества МВД России и Асеанопола позволяет выделить следующие компетенции [3]: - подготовка и повышение квалификации кадров; - оказание различного рода помощи, в том числе материальной, технической и консультативной; - обмен полицейским опытом; - проведение научных исследований, требующих обоснования актуальных вопросов.

Участие Российской Федерации в международном полицейском сотрудничестве позволяет оперативно принимать решения по самым важным и наиболее проблемным вопросам, которые касаются общественного порядка и безопасности всего человечества [4].

На сегодняшний день большое внимание уделяется вопросам участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве, целью которого является определение приоритетов на ближайшую и отдаленную перспективы.

Последние несколько десятилетий ученые и специалисты в области международного права

1 Постановление Правительства РФ от 03.11.2003 № 655 «О подписании Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 45. Ст. 4393.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

констатируют, что характер преступности имеет глобальный характер в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, преступность как явление существенно затрудняет социально-экономическое, политическое и культурное развитие государств. Именно поэтому основной задачей всех полицейских ведомств заинтересованных государств является поиск, разработка и применение наиболее эффективных методов и вариантов решения проблемы нарастающей международной преступности, которая не знает границ. Во-вторых, сам перечень преступных деяний, представляющих международную опасность, периодически обновляется, дополняясь новыми видами (например, незаконный трансграничный оборот наркотиков, торговля людьми, компьютерная преступность), следовательно, это требует, в свою очередь, эффективной согласованности действий и мер реагирования государств и рациональности подбора усилий национального или международного уровня.

Сотрудничество в такой специфической сфере, как полицейская деятельность, должно осуществляться на неукоснительном соблюдении норм международного права, в том числе общепризнанных, и постулатов международной законности.

Активно осуществляющие на основе заключенных соглашений свою деятельность международные правоохранительные организации имеют специальную компетенцию, наделены достаточной международной правосубъектностью и действуют в рамках установленных международных процедур в области противодействия явлению международной преступности, однако, по своей сути они не определяют векторы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. В рамках установленной компетенции они наделены полномочиями по применению мер принуждения в контексте установления индивидуальной уголовной ответственности.

Руководство МВД России уделяет огромное внимание вопросам совершенствования и развития международного сотрудничества с правоохранительными органами других государств, работая на эффективные профилактические, результативные критерии. Неоспоримым является факт того, что международное сотрудничество невозможно без взаимного уважения интересов государств, отчего необходимо учитывать специфику организации правоохранительной деятельности каждого субъекта международного права в целях построения прочных и перспективных отношений полицейских организаций всего мирового сообщества.

Список литературы:

[1] Артамонова Г.К., Шумков Д.В., Реуф В.М. Концепция государственного суверенитета: социально-политические и идейно-теоретические истоки // Юридическая наука: история и современность. № 2. 2012. С. 44-48.

[2] Гришин В.С. Америпол как потенциальный партнер России в борьбе с транснациональной преступностью / В.С. Гришин. // Право: современные тенденции. Материалы IV научной конференции. - Краснодар, 2017. С. 20.

[3] Губернская А.А. Актуальные вопросы сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации с международными региональными полицейскими организациями. - М., Вестник Московского университета МВД России. № 4., 2016. С. 197-202.

[4] Колесников В.А. Международно-правовые основы сотрудничества по линии Интерпола // Вестник Воронежского института МВД России. № 2. 2014. С. 29-36.

[5] Немец Ю. Полномочия Интерпола // Адвокатская газета. № 18. 2017.

[6] Овчинский В.С. Интерпол в вопросах и ответах: учебное пособие. - М., 2014. С. 367.

Spisok literatury:

[1] Artamonova G.K., Shumkov D.V., Reuf V.M. Koncepciya gosudarstvennogo suvereniteta: social'no-politicheskie i idejno-teoreticheskie istoki // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. № 2. 2012. S. 44-48.

[2] Grishin V.S. Ameripol kak potencial'nyj partner Rossii v bor'be s transnacional'noj prestupnost'yu / V.S. Grishin. // Pravo: sovremennye tendencii. Materialy IV nauchnoj konferencii. - Krasnodar, 2017. S. 20.

[3] Gubernskaya A.A. Aktual'nye voprosy sotrudnichestva Ministerstva vnutrennih del Rossi-jskoj Federacii s mezhdunarodnymi regional'nymi policejskimi organizaciyami. - M., Vestnik Mosk-ovskogo universiteta MVD Rossii. № 4., 2016. S. 197-202.

[4] Kolesnikov V.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva po linii Interpola // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. № 2. 2014. S. 29-36.

[5] Nemec Yu. Polnomochiya Interpola // Advokatskaya gazeta. № 18. 2017.

[6] Ovchinskij V.S. Interpol v voprosah i otvetah: uchebnoe posobie. - M., 2014. S. 367.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.