Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
межгосударственное сотрудничество / международное сотрудничество / международные соглашения / транснациональная преступность / международная преступность / оперативно-разыскная деятельность / легализация доходов / полученных преступным путем / interstate cooperation / international cooperation / international agreements / transnational crime / international crime / operational-search activity / legalization of proceeds from crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Юрьевич Урядов

Рассматриваются вопросы аналитического исследования сложившейся ситуации в развитии международного взаимодействия между правоохранительными органами Российской Федерации и аналогичными компетентными в оперативноразыскной деятельности подразделениями правоохранительной системы иностранных государств. Так как современная преступность приобрела транснациональный и международный характер, позволяющий уклоняться от ответственности за совершение преступлений на территории различных государств [1], а также позволяющий осуществлять вывод полученных незаконным путем денежных средств и материальных ценностей, их легализацию и впоследствие осуществлять финансирование террористической и экстремистской деятельности, данная проблема в общей сформировавшейся системе нормативного урегулирования и правового обеспечения экономической безопасности России1 составляет единую связь основных принципиальных положений и юридических норм, реализующих в практической деятельности общую государственную политику, направленную на обеспечение защиты интересов, прежде всего, российского государства и его граждан, в частности [2]. Актуальность и ценность исследуемых в статье вопросов обусловлена важностью урегулирования нормативно-правовых коллизий, затрудняющих осуществление компетентными правоохранительными органами различных государств функций, связанных с раскрытием преступлений транснационального характера, установлением (выявлением), а также наложением ареста и последующей конфискацией денежных средств и иного имущества, полученного от такой противоправной деятельности. Статья содержит авторский анализ сложившихся международных отношений, новизна и актуальность которого представляют научно-практическое значение для дальнейшего совершенствования международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Юрьевич Урядов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF BUILDING INTERNATIONAL COOPERATION OF COMPETENT AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

Considered the issues of an analytical study of the current situation in the development of international interaction between law enforcement agencies of the Russian Federation with similar units of the law enforcement system of foreign states competent in operationalsearch activities. Since modern crime has acquired a transnational and international character, it allows evading responsibility for committing crimes on the territory of various states, as well as allowing the withdrawal of illegally obtained funds and material values, their legalization and subsequently financing terrorist and extremist activities, This problem in the overall system of normative regulation and legal support of the economic security of Russia as a whole, constitutes a single connection between the main fundamental provisions and legal norms that implement in practice a common state policy aimed at protecting the interests of the Russian state and its citizens in particular. The relevance and value of the issues investigated in the article is due to the importance of resolving regulatory collisions that make it difficult for the competent law enforcement agencies of different states to perform functions related to solving crimes of a transnational nature, the establishment (detection), as well as the seizure and subsequent confiscation of funds and other property received from such illegal activity. The article contains author’s analysis of the established international relations, the novelty and relevance of which are of scientific and practical importance for the further improvement of international law.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 343.9.022 ББК 67.91

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10262 © Ю.Ю. Урядов, 2020

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Юрьевич Урядов,

заместитель начальника отдела эксплуатации зданий и сооружений управления тылового обеспечения Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы аналитического исследования сложившейся ситуации в развитии международного взаимодействия между правоохранительными органами Российской Федерации и аналогичными компетентными в оперативно-разыскной деятельности подразделениями правоохранительной системы иностранных государств.

Так как современная преступность приобрела транснациональный и международный характер, позволяющий уклоняться от ответственности за совершение преступлений на территории различных государств [1], а также позволяющий осуществлять вывод полученных незаконным путем денежных средств и материальных ценностей, их легализацию и впоследствие осуществлять финансирование террористической и экстремистской деятельности, данная проблема в общей сформировавшейся системе нормативного урегулирования и правового обеспечения экономической безопасности России1 составляет единую связь основных принципиальных положений и юридических норм, реализующих в практической деятельности общую государственную политику, направленную на обеспечение защиты интересов, прежде всего, российского государства и его граждан, в частности [2].

Актуальность и ценность исследуемых в статье вопросов обусловлена важностью урегулирования нормативно-правовых коллизий, затрудняющих осуществление компетентными правоохранительными органами различных государств функций, связанных с раскрытием преступлений транснационального характера, установлением (выявлением), а также наложением ареста и последующей конфискацией денежных средств и иного имущества, полученного от такой противоправной деятельности.

Статья содержит авторский анализ сложившихся международных отношений, новизна и актуальность которого представляют научно-практическое значение для дальнейшего совершенствования международного права.

Ключевые слова: межгосударственное сотрудничество, международное сотрудничество, международные соглашения, транснациональная преступность, международная преступность, оперативно-разыскная деятельность, легализация доходов, полученных преступным путем.

BASIC PRINCIPLES OF BUILDING INTERNATIONAL COOPERATION OF COMPETENT AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

Yuriy Yu. Uryadov,

Deputy Head of the Department of Operation of buildings and structures logistics management Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125171, Moscow, ul. Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8)

Abstract. Considered the issues of an analytical study of the current situation in the development of international interaction between law enforcement agencies of the Russian Federation with similar units of the law enforcement system of foreign states competent in operational-search activities.

Since modern crime has acquired a transnational and international character, it allows evading responsibility for committing crimes on the territory of various states, as well as allowing the withdrawal of illegally obtained funds and material values, their legalization and subsequently financing terrorist and extremist activities, This problem in the overall system of normative regulation and legal support of the economic security of Russia as a whole, constitutes a single connection between the main fundamental provisions and legal norms that implement in practice a common state policy aimed at protecting the interests of the Russian state and its citizens in particular.

The relevance and value of the issues investigated in the article is due to the importance of resolving regulatory collisions that make it difficult for the competent law enforcement agencies of different states to perform functions related to solving crimes of a transnational nature, the establishment (detection), as well as the seizure and subsequent confiscation of funds and other property received from such illegal activity.

1 О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // СЗ РФ. 2011. 3 янв. № 1. Ст. 2; О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

The article contains author's analysis of the established international relations, the novelty and relevance of which are of scientific and practical importance for the further improvement of international law.

Keywords: interstate cooperation, international cooperation, international agreements, transnational crime, international crime, operational-search activity, legalization of proceeds from crime.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Урядов Ю.Ю. Основные принципы построения международного взаимодействия компетентных органов Российской Федерации в сфере оперативно-разыскной деятельности. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):215-9.

Сформировавшееся в течение последних десятилетий международное взаимодействие компетентных в сфере оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации в борьбе с преступностью сформулировано в положениях соответствующих международных договоров и соглашений, которые с учетом норм конституционного права России, в рамках действия созданных международных организаций в области предупреждения преступности, осуществляют непосредственно борьбу с ней, а также противодействуют ее возрастающей глобализации.

Несмотря на разнообразие по функциональному определению и назначению, как правило, все российские органы, которые в пределах своих полномочий осуществляют оперативно-разыскную деятельность, установленную соответствующими нормативными и правовыми актами Российской Федерации, так или иначе сталкиваются с проблемными вопросами осуществления мероприятий, направленных, в том числе на собирание, систематизацию и фиксацию сведений оперативного характера за пределами своей страны, а именно - осуществление оперативного документирования на территории иностранного государства.

При этом, такое международное сотрудничество подразделений, компетентных в Российской Федерации на осуществление оперативно-разыскных мероприятий с аналогичными органами иностранных государств основано во взаимодействии на двустороннем, региональном и универсальном уровнях [3].

Основным и приоритетным направлением такого сотрудничества является, в первую очередь, организация противодействия транснациональной организованной преступности, международному терроризму, наркоторговле, а также в торговле людьми, организация международного розыска скрывающихся от правосудия лиц, совершивших

или подозреваемых в совершении преступлений, лиц без вести пропавших, выявление полученных в результате осуществления преступной деятельности денежных средств, имущества или других материальных и нематериальных благ (в том числе в виде ценных бумаг банков не резидентов России) [4; 5].

В свою очередь, нормативно-правовая регламентация такого взаимосотрудничества определена в ратифицированных Российской Федерацией конвенциях Организации Объединенных Наций (далее - ООН), Совета Европы, в решениях Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), в международных многосторонних и двусторонних договорах (соглашениях и решениях) Российской Федерации, а также в документах, принимаемых координирующими по направлениям деятельности Советами СНГ (Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет министров внутренних дел, Совет командующих Пограничными войсками и Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ) [6].

Как следствие, такие оперативно-разыскные отношения дают возможность подразделениям, осуществляющим оперативно-разыскную деятельности, обеспечить противодействие организованной преступности и в России, и в других зарубежных государствах, прежде всего, путем обмена информацией о международном взаимодействии организованных преступных формирований, о преступной деятельности российских граждан на территории иностранных государств и, наоборот, - о преступлениях, совершенных иностранными гражданами на территории Российской Федерации, о способах перемещения за пределы границ Российской Федерации (и, наоборот, - на территорию России) полученных преступным путем доходов, с последующей их легализацией, а также по любым другим

направлениям документирования противоправной деятельности в сфере незаконного перемещения наличных денег, ценного сырья, цветных металлов и редкоземельных материалов, а также валютных, исторических и культурных ценностей.

К основным инструментам международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности в пределах СНГ и за его границами можно отнести, прежде всего, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - БКБОП) и Антитеррористический центр (далее - АТЦ) государств - участников Содружества Независимых Государств, а также Международную организацию уголовной полиции (далее - Интерпол) [7].

БКБОП создано 24 сентября 1993 г. и является постоянно действующим органом, руководство которым осуществляется Советом министров внутренних дел государств - участников СНГ (действующее Положение о БКБОП утверждено решением Совета глав правительств государств - участников СНГ от 9 октября 1997 г.) [8].

Должность директора БКБОП по значимости приравнивается к должности начальника главного оперативного управления МВД государства пребывания (МВД России).

К основным задачам и функциям БКБОП можно отнести непосредственное содействие в разработке и последующей практической реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, а также принятие практических мер и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности практического взаимодействия министерств внутренних дел государств - участников СНГ в борьбе с наиболее опасными видами преступлений, совершаемых на их территории.

Кроме этого, БКБОП систематизирует информацию и формирует специализированную картотеку (банк данных) о лидерах преступной среды, организаторах и активных участниках международных организованных преступных формирований.

По инициируемым запросам, БКБОП обеспечивает предоставление соответствующей информации

в заинтересованные министерства внутренних дел стран СНГ.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Положением о БКБОП, им осуществляется основная координирующая функция при подготовке и проведении совместных оперативно-разыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств - участников СНГ, а также практическое содействие в обеспечении межгосударственного розыска и выдачи лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывшихся от уголовного преследования (или исполнения приговора).

АТЦ (сформирован в соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г.), в свою очередь, также является постоянно действующим специализированным органом СНГ, деятельность которого направлена на организацию взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в противодействии международному терроризму и иным проявлениям экстремизма [9].

Общее руководство деятельностью АТЦ осуществляется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ. Однако, решения по принципиальным (глобальным) вопросам его деятельности принимаются исключительно Советом глав государств СНГ.

При этом к полномочиям АТЦ можно прежде всего отнести использование в том числе и оперативных возможностей специализированных антитеррористических подразделений ФСБ России, а также баз данных информационных систем подразделений безопасности и специальных служб государств - участников СНГ.

Интерпол также является международной организацией, координирующей международное полицейское сотрудничество более 180 входящих в него стран [10].

Благодаря своей уникальной структуре управления и функционального распределения, а также правовой базе и техническому оснащению, являясь межправительственной организацией, имеющей соглашение о сотрудничестве с ООН, Интерпол с даты своего создания в 1923 году способен эффективно противодействовать преступности.

Основным исполнительным органом Интерпола является Генеральный секретариат, который в соот-

ветствии с возложенными на него функциональными обязанностями и полномочиями осуществляет систематизацию межгосударственной информации о лицах, совершивших, в том числе и общеуголовные преступления, а также о преступлениях с классификацией по категориям, месту и способу их совершения.

Кроме этого, учету Интерполом также подлежит информация о похищенных предметах искусства и культурного наследия, о случаях выявления фальшивых банкнотах национальных денежных единиц, отпечатки пальцев и фотографии преступников, а также лиц, пропавших без вести.

Посредством используемой Генеральным секретариатом системы электронного архивирования и компьютеризованной индексацией, а также сервера электронных тестов и изображений, национальные центральные бюро стран - членов Интерпола имеют возможность прямого доступа к этой базе данных.

Кроме указанной информации, регулярно рассылаемой Генеральным секретариатом через НЦБ, полицейским органам, входящим в Интерпол государств, также направляются информационные листки, содержащие данные о новых, вызывающих особый интерес, способах совершения преступлений, криминальный анализ, основанный на платформах новейших компьютерных технологий.

Российская Федерация также является членом Интерпола в порядке правопреемства от Союза советских социалистических республик, ставшего его членом с сентября 1990 года (7 апреля 1990 г. принято постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол»; 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (Оттава, Канада) СССР принят в члены Интерпола; 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро. После распада СССР НЦБ Интерпола в России стал правопреемником НЦБ Интерпола в СССР) [11].

При этом Национальное центральное бюро (далее - НЦБ) России в качестве Главного управления Центрального аппарата МВД России сформировано в 1996 году.

Так, Указ Президент Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской

Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» (далее -Указ) определено, что НЦБ Интерпола является структурным подразделением МВД России - органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

Согласно данного Указа, в качестве главных задач НЦБ Интерпола в России определены функции по обеспечению эффективного международного обмена информацией по уголовным преступлениям, оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществление наблюдения за исполнением условий международных договоров по вопросам противодействию преступности, участником которых является Российской Федерации.

В свою очередь, правовой статус НЦБ Интерпола на основании данного Указа определен соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола», которым данное структурное подразделение определено как подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления.

В качестве основных функций, которые возложены на НЦБ Интерпола (кроме учетно-статистиче-ских и информационно-аналитических функций, в том числе имеющих оперативно-разыскной характер их исполнения) можно отнести такие функции, как прием в установленном порядке, обработка и направление в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ Интерпола иностранных государств международных запросов, поручений о проведении на территории других государств следственных и иных процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов, направление различных, оформленных в соответствии с инструктивными рекомендациями, сообщений право-

охранительных и иных государственных органов Российской Федерации для организации розыска, задержания, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, для организации розыска, ареста и конфискации вывезенных за пределы России материальных и финансовых активов, полученных в качестве результата от преступной деятельности, а также организации розыска и возврата похищенных предметов и документов.

При этом, в рамках осуществления своих функциональных обязанностей и полномочий НЦБ Интерпола обеспечивает строгое соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, поручениях на проведение оперативно-разыскных мероприятий, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и (или) физическим лицам, которым она не предназначена; так как категорически не допускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации или конституционным правам ее граждан.

Литература

1. Иващук В.К. Классификация международных стандартов борьбы с преступностью: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 100.

2. Долинко В.И. Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок // Российский следователь. 2011. № 7. С. 29-30.

3. Оперативно-розыскная деятельность: Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синило-ва, А.Ю. Шумилова. Учебник. 2-е изд., доп. и пе-рераб. Высшее образование. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 848.

4. Урядов Ю.Ю., Жирнов Ю.Н. Организация международного сотрудничества органов внутренних дел российской федерации при конфискации материальных ценностей, полученных преступным путем // Евразийский научно-исследовательский

институт проблем права (Уфа). Евразийская адвокатура. 2019. № 5 (42). С. 77-82.

5. Рагулин А.В. Россия на пути международного наркотрафика: из опыта российского адвоката // Евразийский научно-исследовательский институт проблем права (Уфа). Евразийская адвокатура. 2020. № 1 (44). С. 7-10.

6. Информационное сообщение «О развитии сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств», иИ!: http://www.mid.ru/o-razvitii-sotrudшcestva-v-ramkah-sodruzestva-nezavisimyh-gosudarstv/ (дата обращения: 17.10.2020).

7. Информационное сообщение «Правовые основы международного сотрудничества в оперативно-розыскной деятельности» // Сайт https:// studref.com / [Электронный ресурс] / иИ!: http:// studref.com/649499/pravo/pravovye_osnovy_ mezhdunarodnogo_sotrudnichestva_operativno_ rozysknoy_deyatelnosti// (дата обращения: 17.10.2020).

8. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ (БКБОП) // Сайт https://e-cis.info/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://e-cis.info/cooperation/2829/77467/ (дата обращения: 10.10.2020).

9. Антитеррористический Центр государств -участников Содружества Независимых Государств (Антитеррористический Центр СНГ, АТЦ СНГ) // Сайт http://cis.minsk.by/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cis.minsk.by/page/13828/ (дата обращения: 10.10.2020).

10. Иващук В.К. Международные стандарты в деятельности Интерпола // Сборник научно-практической конференции, посвященной столетию международного полицейского сотрудничества. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С. 55.

11. Интерпол: штаб-квартира, государства-члены, функции // Сайт FB.ru [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/401347/interpol-shtab-kvartira-gosudarstva-chlenyi-funktsii/ (дата обращения: 10.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.