Урядов Ю.Ю., Жирнов Ю.Н.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ КОНФИСКАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Цель: Исследование проблемных вопросов при организации сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств при осуществлении конфискации материальных ценностей, полученных преступным путем.
Методология: Использовались системный и нормативно-правовой методы исследования.
Результаты: В статье проводится аналитическое исследование ситуации, сложившейся в развитии международных соглашений между странами - участницами договорных отношений, которое свидетельствует о техническом и технологическом совершенствовании человечества в рамках всестороннего и повседневного использования средств телекоммуникационной связи, выходящих за пределы государств. По этой причине можно сделать вывод о том, что современная преступность приобрела транснациональный и международный характер, позволяющий уклонятся от ответственности за совершение преступлений на территории различных государств, а также осуществлять вывод полученных незаконным путем денежных средств и материальных ценностей, их легализацию и впоследствии финансирование террористической и экстремистской деятельности.
Выявлена социально-правовая закономерность возникновения необходимости урегулирования расхождений в законодательстве различных государств по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права, направленного на борьбу со всеми видами противоправных посягательств.
Новизна/оригинальность/ценность: Актуальность и ценность исследуемых в статье вопросов обусловлена важностью урегулирования нормативно-правовых коллизий, затрудняющих осуществление компетентными правоохранительными органами различных государств функций, связанных с раскрытием преступлений транснационального характера, установление (выявление), а также наложение ареста и последующую конфискацию денежных средств и иного имущества, полученного от такой противоправной деятельности. Статья содержит информацию об авторском анализе сложившихся международных отношений, новизна и актуальность которых представляют научно-практическое значение для дальнейшего совершенствования международного права.
Ключевые слова: межгосударственное сотрудничество, международное сотрудничество, международные соглашения, транснациональная преступность, международная преступность, оперативно-розыскная деятельность, легализация доходов, полученных преступным путем.
Uryadov Yu.Yu., Zhirnov Y.N.
ORGANIZATION OF INTERNATIONAL COOPERATION OF BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN,CONFISCATION OF MATERIAL VALUES OBTAINED BY CRIMINAL WAY
Purpose: Study of problematic issues in the organization of cooperation between the internal affairs bodies of the Russian Federation and the competent authorities of foreign states in the confiscation of material assets obtained by criminal means.
Methodology: Systemic and regulatory research methods were used.
Results: The article deals with the analytical study of the current situation in the development of international agreements between the countries participating in these contractual relations, which testify to the development of technical and technological improvement of mankind in the framework of the comprehensive and everyday use of telecommunications that go beyond the borders of states. For this reason, it can be concluded that modern crime has acquired a transnational and international character, which allows evading responsibility for committing crimes on the territory of various states, as well as allowing the withdrawal of money and material assets received illegally, their legalization and subsequently financing ofterrorist and extremist activities.
The socio-legal pattern of the need for resolving issues of differences in the laws of various states on criminal and criminal procedure law aimed at combating crime of all types of unlawful attacks was revealed.
Novelty/originality/value: The relevance and value of the issues investigated in the article is due to the importance of resolving regulatory conflicts that make it difficult for the competent law enforcement authorities of various states to carry out functions related to the disclosure of transnational crimes, establish (identify), and seize and subsequently confiscate money and other property received from such illegal activities. The article contains information about the author's analysis of established international relations, the novelty and relevance of which are of scientific and practical importance for the further improvement of international law.
Keywords: interstate cooperation, international cooperation, international agreements, transnational crime, international crime, operational-search activity, legalization of proceeds of crime.
На современном этапе развития технического и технологического потенциала человечества, всестороннего и повседневного использования средств телекоммуникационной связи, которая выходит за пределы государств, преступления, связанные с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, оружием, военными технологиями, людьми, фальшивомонетничеством и т. п., причиняющие ущерб не только этим государствам, но и их гражданам, в ряде случаев приобрели транснациональный и международный характер, позволяющий уклонятся от ответственности за их совершение на территории иных государств, а также выводить полученные незаконным путем денежные средства и материальные ценности (как результат преступной деятельности), осуществлять их легализацию и впоследствии финансирование террористической и экстремистской деятельности, а также незаконных вооруженных формирований, частных военных компаний.
Указанные обстоятельства затрудняют выполнение одной из ключевых задач правоохранительных органов Российской Федерации, направленных как на выявление и изобличение совершивших преступную деятельность лиц, привлечение их к уголовной ответственности, так и на получение информации о правах имущественного характера и денежных средствах (в том числе финансовых активах, банковских счетах и ценных бумагах), полученных преступным путем и легализованных с целью сокрытия их незаконного происхождения.
Очевидно, что успешное выполнение вышеуказанных задач возможно только в рамках уголовного судопроизводства и эффективного оперативного сопровождения, в том числе в рамках ратифицированных международных стандартов и соглашений, действующих на уровне межгосударственного сотрудничества компетентных по указанным вопросам органов.
Проблемы взаимодействия правоохранительных органов системы МВД России в рамках международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств в сфере оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление и раскрытие преступности транснационального и международного характера, исследовались в научных трудах А.Г. Волеводз и А.Б. Соловьева, Л.Н. Анисимова и В.К. Иващука.
Проблемы, возникающие при изучении вопросов выявления полученных преступным путем легализованных доходов, нашли свое отражение в работах О.Ю. Якимова, который акцентировал внимание на вопросе происхождения указанных
активов, вливании их в финансовые потоки отечественных субъектов хозяйственной деятельности, последующем выводе этих средств для «отмывания» по реквизитам в оффшорные зоны и, как следствие, возврате в Российскую Федерацию под видом иностранных инвестиций.
Вопросы модернизации и современного развития технологии осуществления таких финансовых операций, а именно их осуществление с применением криптовалют, нашли свое отражение в трудах В.В. Семенчука, В.Б. Батоева и Ю.В. Гаври-лина, которые, как и С.М. Сергеев, кроме способов и механизмов данных платежей исследовали вопросы использования правонарушителями при этих операциях анонимизации в сети интернет.
Однако указанными авторами в основном затронуты вопросы общеправового регулирования норм взаимного сотрудничества соответствующих подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с компетентными (в том числе и в сфере оперативно-розыскной деятельности) органами других стран. Остались нераскрыты проблемы, возникающие при организации мероприятий частного характера, направленных на установление (выявление) и последующую конфискацию материальных ценностей и денежных средств, полученных преступным путем, что и предопределило предмет нашего исследования.
В российском уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве нашли свое отражение около сорока составов преступлений, которые можно отнести к категории преступности международного или транснационального характера. Но на практике применение этих норм вызывает определенные трудности для правоохранительных органов в части организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск лиц, причастных к совершенным или совершаемым преступления, а также выявления (установления) денежных средств и иного имущества для последующего наложения на них ареста и конфискации.
Наличие данной проблематики обусловлено недостаточным нормативно-правовым урегулированием и отсутствием соответствующего методически-разъяснительного обеспечения в рамках международных соглашений.
При этом в должной степени не учитываются обстоятельства, что в ряде случаев преступления совершаются на территории Российской Федерации (в пределах ее границ), имущество и денежные средства, полученные преступным путем, вывозятся за ее пределы и в дальнейшем легализуются путем сосредоточения виновными лицами
EURASIAN
> 5 (42) 2019 <
ADVOCACY
в виде активов на банковских счетах физических или юридических лиц, в виде денежных средств, ценных бумаг и векселей, а также в виде их вложений в иное движимое и недвижимое имущество.
Данные обстоятельства также осложняются возможностью сохранения анонимности посредством интернета, имеющейся у преступного элемента, использующего новые программные технологии, такие как SSL, TOR и VPN, позволяющие осуществлять замену фактически используемого в своей преступной деятельности IP-адреса, а также динамизировать его или скрывать от распознания [1].
Как следствие таких действий современные информационные технологии, находящиеся в распоряжении высококвалифицированных специалистов, способствуют сохранению анонимности правонарушителя [2, 3].
К таким обстоятельствам можно отнести как преступления, совершенные правонарушителями - гражданами Российской Федерации на территории иностранного государства, так и преступления, совершенные на территории России нерезидентами нашего государства.
При этом указанные преступления могут также иметь как транснациональный характер, так и характер международной преступности, отличия которых сформулированы непосредственно в их определениях [4]:
- под транснациональной преступностью в целом можно понимать преступность, связанную с совершением противоправных уголовно-наказуемых деяний гражданами одного государства, но на территории другого государства;
- под международной преступностью можно понимать преступность, имеющую организованный характер международного уровня, основанный на интернациональных преступных связях, в которых участвуют граждане двух и более государств.
По этой причине наибольшие осложнения в изобличении указанных преступных схем вызывают обстоятельства, которые связаны с тем, что необходимая органам следствия информация находится в ведении иностранных кредитно-финансовых и телекоммуникационных компаний, а также иных зарубежных компаний, предоставляющих услуги интернета [5].
Российскими органами досудебного расследования сведения, имеющие значение в рамках расследования уголовных дел или оперативно-розыскных мероприятий, направленных на документирование фактически совершаемых преступных деяний, на практике могут быть получены
только от компетентных органов иностранных государств в рамках исполнения соответствующих запросов о правовой помощи, разрешение и осуществление которых требуют длительного времени.
Кроме этого, несмотря на то, что российское законодательство допускает раскрытие информации об уголовно-наказуемых деяниях, совершенных тяжких и особо-тяжких преступлениях, в ряде случаев законодательство некоторых иностранных государств придерживается строгого соблюдения анонимности пользователя интернета, что также осложняет применение принципов межгосударственной взаимопомощи в сотрудничестве с их компетентными органами.
По этой причине в настоящее время требует реальной активизации взаимодействие компетентных органов иностранных государств с органами внутренних дел Российской Федерации по выявлению способов совершения преступлений, механизмов их совершения и средств, которые при этом используются, а также установление незаконно приобретенных (полученных преступным путем) денежных средств [6], и не только в части исполнения порядка оформления в соответствии с требованиями международных договоров (определенного ст. 453 и 454 УПК РФ) поручений по уголовным производствам о необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, в том числе и осуществления уголовного преследования по ходатайству иностранного государства и передачи осужденных или обвиняемых, но и при осуществлении в рамках международного сотрудничества иных мероприятий, таких как розыск, арест и конфискация полученных преступным путем и легализованных активов (в том числе денежных средств или имущества, а также имущественных прав в виде ценных бумаг и т. п.) [7].
Одним из фактических и развивающихся способов вывода финансовых активов в зарубежные государства в настоящее время является реальный способ применения криптовалют как механизм легализации доходов, полученных преступных путем, оборот которых в настоящее время российским законодательством еще не урегулирован, и как результат этой преступной деятельности [8].
Однако по ряду обстоятельств, возникающих при использовании преступных схем вывода финансовых активов посредством криптовалютных операций, таких как «биткоин», со счетов (так на-
зываемого «кошелька») через терминалы «Qiwi», с зачислением эквивалента перечисленных бит-коинов на криптовалютные счета через внутренний обменник сайта, становится затруднительным отследить движение денежных средств после перечисления на счет получателя, а также осуществить идентификацию лиц, участвующих в данной транзакции.
Но в мировой практике (в ряде стран Латинской Америки и в Китае) взаиморасчеты «битко-инами» используются в качестве товарно-денежных операций.
По этой причине с целью совершенствования российского законодательства в указанном направлении, связанном с противодействием отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, в настоящее время специальными компетентными подразделениями системы МВД России осуществляется участие в разработке проектов федеральных законодательных актов, касающихся цифровых финансовых активов.
Так, в проекте федерального закона «О цифровых финансовых активах» с использованием действующих международных правовых инструментов в соответствии с стандартами, рекомендованными Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [9], предложен механизм реального регулирования оборота криптовалюты как виртуальной финансово-расчетной единицы, применение которого ожидаемо приведет к снижению привлекательности ее противоправного использования.
В свою очередь, в рамках заседаний рабочих групп ФАТФ, состоявшихся в преддверии заключительного пленарного заседания ФАТФ под председательством США, в июне 2019 года отмечена важность резолюции Совета Безопасности ООН 2462 (2019), принятой на 8496-м заседании 28 марта 2019 г., о противодействии терроризму и финансовому терроризму.
При этом в указанной резолюции конкретизирована роль ФАТФ в качестве разработчика глобальных стандартов по противодействию финансовому терроризму и озвучена необходимость соблюдения всеми странами таких Рекомендаций ФАТФ, касающихся виртуальных активов, в соответствии с которыми государства обязаны законодательно закрепить меры, позволяющие осуществлять уголовное преследование за совершение преступлений, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма с использованием криптовалют, их конфискацию, осуществление лицензирования и надзора за деятельностью про-
вайдеров услуг в сфере виртуальных активов, а также обеспечение международного сотрудничества в указанной сфере. Так, путём использования новых финансовых и регуляторных технологий всем государствам рекомендовано повысить от-слеживаемость и прозрачность финансовых операций [10].
Эти вновь принятые рекомендации и предложения также будут учтены при разработке проектов законодательных актов Российской Федерации, направленных на регулирование оборота цифровых финансовых активов в государстве.
Однако в настоящее время, несмотря на разносторонность направлений правоохранительной деятельности образовавшихся международных организаций и равные права каждого из их участников, действующих в рамках подписанных договоров, конвенций и разного рода соглашений, которыми регламентировано полное или частичное их взаимодействие, остаются проблемные вопросы урегулирования организационно-правовых механизмов осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории других государств и координации этой деятельности. Это является основным фактором, оказывающим негативное воздействие на результативность деятельности правоохранительных органов в данной сфере, так как законодательство Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности ограничивает территориальность проведения мероприятия оперативного характера исключительно по своей территориальной юрисдикции, исключая при этом возможность реализации своих оперативных возможностей на территории других государств.
Как следствие, эти обстоятельства не предоставляют возможности исполнения полного комплекса мероприятий, направленных на получение доказательств по уголовным делам, преступления по которым имеют признаки преступности транснационального или международного характера и результаты которых послужили бы основанием использования их в качестве доказательств.
Практически не используются рычаги оперативно-служебной деятельности компетентных органов по привлечению агентурного аппарата, полезного в оперативном отношении для раскрытия преступлений. Не привлекаются и не используются квалифицированные в оперативном отношении специалисты, кадровый аппарат, а также специальные технические средства. По этой причине, так как страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры, а
EURASIAN
5 (42) 2019
ADVOCACY
также различные финансовые системы, вышеуказанные компетентные органы в полной мере не используют все имеющиеся допустимые рычаги комплексного и последовательного воздействия на преступный элемент, которые им следует применять для противодействия отмыванию денег и в ряде случаев финансированию терроризма или осуществления иных мероприятий, направленных на выявление и конфискацию сокрытых от органов расследования денежных средств, предметов и ценностей, полученных преступным путем.
В свою очередь, лишение преступности ее доходов, а также пресечение посредством уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий незаконного вывоза капитала за пределы юрисдикций государств, розыск, арест и конфискация полученных преступным путем финансово-материальных активов являются приоритетной задачей в целенаправленной деятельности всего международного института правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, в сфере оперативно-розыскной деятельности сложившаяся практика международно-правовых отношений органов внутренних дел Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств в рамках действующего российского законодательства и иных актов международной правовой помощи указывает на неполноту проведенных мероприятий по экономическим преступлениям, относящимся к категории преступности транснационального и международного характера, а также на необходимость обязательного исполнения функций установления и обеспечения сохранности подлежащих конфискации денег, ценностей и иного полученного преступным путем имущества, а также использования доходов от преступной деятельности обвиняемого или подозреваемого лица по уголовному судопроизводству в качестве доказательств преступных действий или для возмещения причиненного его действиями ущерба, с последующей конфискацией этих приобретенных преступным путем активов.
Международные отношения в сфере оперативно-розыскного взаимного сотрудничества по направлениям служебной деятельности предопределяют более расширенное изучение правоотношений российских и зарубежных правоохранительных органов в виде оказания международной правовой помощи. В настоящее время такое сотрудничество не способно в полной мере обеспечить реализацию своих целей и задач, поскольку не позволяет должным образом разрешать во-
просы, связанные с розыском, арестом и конфискацией денежных средств и другого имущества, полученных преступным путем, и как следствие, возмещением причиненного преступными действиями ущерба.
Пристатейный библиографический список
1. Сергеев С.М. Некоторые проблемы противодействия в преступной деятельности средств обеспечения анонимизации пользователя в сети интернет // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). С. 137.
2. https://cryptoworld.su/как-сох ранит ь-анонимность-в-сети-полн.
3. http:// https://forum.detective-agency.info/index. php?threads/Анонимность-в-сети-Полный-faq.28476.
4. Ивашук В.К. Классификация международных стандартов борьбы с преступностью: монография. М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 100.
5. Гаврилин Ю.В. Электронные носители информации в уголовном судопроизводстве // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).
6. Якимов О.Ю. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем: уголовно-правовые и уголовно-политические проблемы. М.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 78.
7. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / науч. ред. проф. А.Б. Соловьев. М., 2000. С. 31-33.
8. Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование крип-товалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).
9. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения: пер. с англ. М.: Вече, 2012. С. 176.
10. Информационное сообщение о ключевых итогах пленарного заседания Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) 16-21 июня 2019 года в г. Орландо (США) [Электронный ресурс]. URL: http://www.https://cbr.ru/today/anti_legalisation/ infoJatf/2019-06-16-21.
References (transliterated)
1. Sergeev S.M. Nekotory"e problemy" protivodejst-viya v prestupnoj deyatel"nosti sredstv obespecheniya anonimizacii pol"zovatelya v seti internet // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1 (73). S. 137.
2. https://cryptoworld.su/kak-soxranit~-anonimnost~-v-seti-poln.
3. http:// https://forum.detective-agency.info/index. php?threads/Anonimnost"-v-seti-Polny"j-faq.28476.
4. Ivashhuk V.K. Klassifikaciya mezhdunarodny"x standartov bor"by" s prestupnost"yu: monografiya. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2017. S. 100.
EBPA3MMCKAA 5 (42) 2019 A4BOKATYPA
5. Gavrilin Yu.V. E"lektronny"e nositeli informacii v ugolovnom sudoproizvodstve // Trudy" Akademii uprav-leniya MVD Rossii. 2017. № 4 (44).
6. Yakimov O.Yu. Legalizaciya (otmy"vanie) doxodov, priobretenny"x prestupny"m putem: ugolovno-pravovy"e i ugolovno-politicheskie problemy". M.: Izd-vo R. Aslano-va «Yuridicheskij centr Press», 2005. S. 78.
7. Volevodz A.G. Mezhdunarodny"j rozy"sk, arest i konfiskaciya poluchenny"x prestupny"m putem denezhny"x sredstv i imushhestva (pravovy"e osnovy" i metodika) / nauch. red. prof. A.B. Solov"ev. M., 2000. S. 31-33.
8. Batoev V.B., Semenchuk V.V. Ispol"zovanie krip-tovalyuty" v prestupnoj deyatel"nosti: problemy" pro-
tivodejstviya // Trudy" Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 2 (42).
9. Rekomendacii FATF. Mezhdunarodny"e standarty" po protivodejstviyu otmy"vaniyu deneg, finansirovaniyu terrorizma i finansirovaniyu rasprostraneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya: per. s angl. M.: Veche, 2012. S. 176.
10. Informacionnoe soobshhenie o klyuchevy"x itogax plenarnogo zasedaniya Gruppy" razrabotki finansovy"x mer bor"by" s otmy"vaniem deneg (FATF) 16-21 iyunya 2019 goda v g. Orlando (SShA) [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.https://cbr.ru/today/anti_legalisation/ info_fatf/2019-06-16-21.