Научная статья на тему 'Использование правоохранительными органами возможностей Росфинмониторинга при расследовании легализации доходов, полученных преступным путем'

Использование правоохранительными органами возможностей Росфинмониторинга при расследовании легализации доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2957
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РОСФИНМОНИТОРИНГ / ФИНАНСОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / LEGALIZATION / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ROSFINMONITORING (FEDERAL FINANCIAL MONITORING SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION) / FINANCIAL INVESTIGATION / COUNTERACTING CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахарова Е.Г.

Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются актуальными в современном обществе. С целью их разрешения создана глобальная система противодействия данному преступному явлению. Российская Федерация является одним из государств участников межправительственной организации «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ). В Российском государстве создана система противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающая правоохранительный блок, субъекты которого выполняют специфические задачи по выявлению, пресечению и расследованию соответствующих преступлений. Эффективность деятельности правоохранительных органов зависит от налаженного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которое начинается с этапа возбуждения уголовного дела и может продолжаться на протяжении всего процесса расследования уголовного дела. Данные государственные органы осуществляют взаимный обмен информацией о сомнительных операциях лиц, деятельность которых имеет признаки легализации доходов, полученных преступным путем. В статье рассмотрены критерии оценки востребованности правоохранительными и надзорными органами результатов финансовых расследований. Выявлены проблемы и недостатки взаимодействия правоохранительных органов и Росфинмониторинга, предложены способы их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the capabilities of Rosfinmonitoring by law enforcement agencies during the investigation of the legalization of proceeds of crime

The issues connected with counteracting the legalization (laundering) of proceeds of crime and terrorism financing are topical issues in modern society. In order to solve these problems, the global system to counter this criminal phenomenon has been created. The Russian Federation is one of the member states of the intergovernmental organization “The Financial Action Task Force on Money Laundering” (FATF). The system for combating the laundering of proceeds of crime and terrorism financing, including the law enforcement system, the subjects of which perform specific tasks to identify, suppress and investigate relevant crimes, has been established in the Russian state. The effectiveness of law enforcement agencies activities depends on the established cooperation with the Federal Financial Monitoring Service, which starts from the stage of the initiation of a criminal case and can continue throughout the whole criminal investigation process. These state bodies carry out mutual exchange of information on suspicious transactions of the persons whose activities can be connected with the legalization of proceeds of crime. The criteria for assessing the relevance of the results of financial investigations by law enforcement agencies and supervisory authorities are discussed in the article. The problems and shortcomings of the interaction between law enforcement agencies and Rosfinmonitoring have been revealed, the ways of their elimination are proposed.

Текст научной работы на тему «Использование правоохранительными органами возможностей Росфинмониторинга при расследовании легализации доходов, полученных преступным путем»

САХАРОВА Е.Г., кандидат юридических наук, saxarowaewgenia@mail.ru Кафедра организации расследования преступлений и судебных экспертиз; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

SAKHAROVA E.G.,

Candidate of Legal Sciences,

saxarowaewgenia@mail.ru

Chair of crime detection and forensics;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen,

625049, Russian Federation

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОСФИНМОНИТОРИНГА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Аннотация. Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются актуальными в современном обществе. С целью их разрешения создана глобальная система противодействия данному преступному явлению. Российская Федерация является одним из государств — участников межправительственной организации «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ). В Российском государстве создана система противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающая правоохранительный блок, субъекты которого выполняют специфические задачи по выявлению, пресечению и расследованию соответствующих преступлений. Эффективность деятельности правоохранительных органов зависит от налаженного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которое начинается с этапа возбуждения уголовного дела и может продолжаться на протяжении всего процесса расследования уголовного дела. Данные государственные органы осуществляют взаимный обмен информацией о сомнительных операциях лиц, деятельность которых имеет признаки легализации доходов, полученных преступным путем. В статье рассмотрены критерии оценки востребованности правоохранительными и надзорными органами результатов финансовых расследований. Выявлены проблемы и недостатки взаимодействия правоохранительных органов и Росфинмониторинга, предложены способы их устранения.

Ключевые слова: легализация; правоохранительные органы; Росфинмониторинг; финансовое расследование; противодействие преступности.

THE USE OF THE CAPABILITIES OF ROSFINMONITORING BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES DURING THE INVESTIGATION OF THE LEGALIZATION OF PROCEEDS OF CRIME

Annotation. The issues connected with counteracting the legalization (laundering) of proceeds of crime and terrorism financing are topical issues in modern society. In order to solve these problems, the global system to counter this criminal phenomenon has been created. The Russian Federation is one of the member states of the intergovernmental organization "The Financial Action Task Force on Money Laundering" (FATF). The system for combating the laundering of proceeds of crime and terrorism financing, including the law enforcement system, the subjects of which perform specific tasks to identify, suppress and investigate relevant crimes, has been established in the Russian state. The effectiveness of law enforcement agencies activities depends on the established cooperation with the Federal Financial Monitoring Service, which starts from the stage of the initiation of a criminal case and can continue throughout the whole criminal investigation process. These state bodies carry out mutual exchange of information on suspicious transactions of the persons whose activities can be connected with the legalization of proceeds of crime. The criteria for assessing the relevance of the results of financial investigations by law enforcement agencies and supervisory authorities are discussed in the article. The problems and shortcomings of the interaction between law enforcement agencies and Rosfinmonitoring have been revealed, the ways of their elimination are proposed.

Keywords: legalization; law enforcement agencies; Rosfinmonitoring (Federal Financial Monitoring Service of the Russian Federation); financial investigation; counteracting crime.

Проблема легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма актуальна не только для Российского государства. Она приобрела международный и транснациональный характер.

За январь - август 2018 г. в Российской Федерации было выявлено 757 фактов (увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. составило 48,7 %) легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, либо приобретенных другими лицами преступным путем. Из них предварительно расследовано 525 преступлений (увеличение на 18 %)*. Данная официальная статистика подтверждает тот факт, что криминальная экономика имеет тенденцию к развитию, подрывая тем самым финансовую устойчивость государства, способствует укреплению преступного контроля над экономикой страны и обеспечивает системное финансирование организованной преступности.

Важным шагом в борьбе с транснациональной организованной преступностью явилось создание глобальной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - ПОД/ФТ. С целью выработки единого подхода, единой политики и осуществления согласованных действий в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) разработаны и внедрены соответствующие международные стандарты. С июня 2003 г. Российская Федерация является одним из государств - участников ФАТФ.

Нахождение в списке членов ФАТФ связано с определенными требованиями к результативности деятельности государств-участников, которая оценивается со стороны международного сообщества. Например, в 2019 г. будет проведен четвертый раунд плановых проверок ФАТФ в ряде стран, в том числе в Российской

* Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. 11К1_: http://mvd.ru

Федерации**. В рамках проверки планируется проанализировать эффективность применения норм ПОД/ФТ. В частности, применительно к деятельности правоохранительных органов это такие направления, как налаженное и эффективное взаимодействие правоохранительных органов и Росфинмониторинга по выявлению фактов легализации доходов, полученных преступным путем; наличие у компетентных органов информации о бенефициарах компаний; количество обвинительных приговоров по легализации доходов, полученных преступным путем, и др. Иными словами, проверка будет направлена не на техническую составляющую и организационные вопросы деятельности, а на достижение определенной совокупности результатов деятельности в сфере реализации требований системы ПОД/ФТ.

В Российской Федерации с октября 2005 г. в рамках деятельности в составе ФАТФ действует Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в состав которой в настоящее время входит более десяти различных заинтересованных министерств и ведомств. Указанная комиссия разработала план мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма***.

Существующая в Российской Федерации система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, состоит из двух элементов, каждый из которых имеет свой субъектный состав, специфические задачи и особенности правового регулирования. В указанной системе одну из важных позиций занимает правоохранительный блок. Его основное

** Годовые отчеты // Росфинмониторинг: официальный сайт. URL: http://www.fedsfm. ru/activity/annual-reports

*** Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: утв. Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г. // Президент России: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru

предназначение реализуют правоохранительные органы, на которые возложена обязанность выявления, пресечения и расследования преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Все вышеизложенное свидетельствует о значимости деятельности правоохранительных органов по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, так как она является одной из составляющих мировой системы организации борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере.

Обязанность межведомственной координации деятельности субъектов правоохранительного блока возложена на Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), которая в целях решения задачи противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая международное сотрудничество в данной сфере, согласует взаимодействие субъектов правоохранительного блока и финансового мониторинга.

По данным Росфинмониторинга, за период с января по ноябрь 2017 г. в данную службу от правоохранительных органов поступило более 3,8 тысяч запросов, в связи с которыми проведено более 3 тысяч финансовых расследований и возбуждено более 360 уголовных дел, в том числе по выявленным фактам отмывания денежных средств - 25. По результатам рассмотрения уголовных дел в суде вынесено 76 обвинительных приговоров. Кроме того, в процессе расследования уголовных дел коррупционной направленности наложен арест на сумму более 3,6 млрд рублей, по уголовным делам, связанным с легализацией, -на сумму более 2,2 млрд рублей [1].

Исходя из главных целей, которых должна достичь система ПОД/ФТ, а также вышеприведенных направлений отчетности, возможно выделить наиболее актуальные задачи совместной деятельности Росфинмониторинга и правоохранительных органов:

- повышение востребованности правоохранительными и надзорными органами результатов финансовых расследований;

- проведение расследования таких деяний, как отмывание доходов, получен-

ных преступным путем, и финансирование терроризма;

- конфискация доходов, полученных преступным путем, и средств совершения преступлений.

Критериями оценки востребованности правоохранительными и надзорными органами результатов финансовых расследований является количество запросов правоохранительных органов в Рос-финмониторинг по вопросам совершения определенными лицами, подозреваемыми в отмывании доходов и совершении предикатных преступлений, операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки подозрительных, а также о наличии информации об операциях, имеющих запутанный характер. Ожидаемым результатом осуществления Росфин-мониторингом финансового расследования является предоставление инициаторам запроса максимально полной информации обо всех сделках проверяемого лица, имеющих признаки сомнительности, а также бенефициарах проверяемых лиц.

Показатели востребованности результатов финансовых расследований зависят также от результатов их использования как источника информации при возбуждении уголовного дела. Такие результаты могут применяться при возбуждении уголовных дел по фактам совершения предикатных преступлений, а также преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ.

Анализируя сущность данного показателя, следует отметить, что результаты финансовых расследований не могут быть непосредственно использованы в качестве повода для возбуждения уголовного дела и, соответственно, ссылаться на такую информацию как на доказательство для органов предварительного расследования недопустимо. Это объясняется рядом причин, к числу которых относится:

1. Аналитический характер предоставляемых результатов финансовых расследований. Сущность деятельности Росфинмониторинга заключается в получении информации о подозрительных операциях и операциях, подлежащих обязательному контролю, от финансовых организаций, в том числе кредитных, нефинансовых организаций и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и отдельных

категорий лиц (адвокатов, нотариусов и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг)*. Росфинмонито-ринг обрабатывает и анализирует полученную информацию с целью выявления признаков, дающих основание предполагать наличие связи между финансовыми операциями и легализацией полученных преступным путем доходов, а также финансированием терроризма. Установив такие связи, Росфинмониторинг передает информацию в правоохранительные и налоговые органы. Однако передаваемые в правоохранительные органы материалы, как было отмечено, носят аналитический характер и могут быть использованы следственными подразделениями только в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий; определении источников получения информации о финансовой деятельности проверяемого субъекта; определении перечня оригиналов банковских и иных документов, подлежащих изъятию; организации деятельности по наложению ареста на денежные вклады и имущество виновных лиц; а также в целом при планировании расследования и производстве отдельных следственных действий.

Оценивая информацию Росфинмо-ниторинга, сотрудники органов предварительного расследования должны учитывать, что данный орган получает данные от подотчетных организаций и, следовательно, у него нет в наличии первичных документов, удостоверяющих осуществление операций проверяемыми субъектами, и такая информация не может подтверждать юридический факт.

2. Непроцессуальный характер проведения финансовых расследований, осуществляемых Росфинмониторингом. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ собирание доказательств должно осуществляться надлежащим субъектом, то есть следователем, дознавателем, прокурором и судом, в ходе производства следственных и иных процессуальных действий. В связи с тем, что в УПК РФ не предусмотрено финансовое

* Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808: ред. от 8 марта 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 25. Ст. 3314; 2016. N 11. Ст. 1522.

расследование, отсутствует также процессуальная форма его назначения, проведения и получения результатов органами предварительного расследования. Как отмечают исследователи, это исключает использование полученных результатов применительно к актам ревизии в качестве допустимых доказательств [2, с. 31; 3, с. 37].

Таким образом, результаты финансовых расследований, предоставляемые Росфинмониторингом, не могут быть непосредственно использованы в качестве прямых доказательств по уголовным делам. На данную информацию недопустимо ссылаться как на доказательство в процессуальных документах. Они также не могут использоваться в уголовном деле в качестве косвенных доказательств, поскольку, как справедливо отмечают Ю.В. Шелегов и С.Г. Загорьян, косвенные доказательства «непосредственно и есть факты или фактические данные», указывающие на возможность существования каких-либо явлений и событий [4, с. 37]. Кроме того, сообщение из Росфинмониторинга не является поводом для возбуждения уголовного дела, однако оно может содержать в себе информацию, позволяющую сделать вывод о наличии данных, указывающих на признаки преступлений и наличие оснований для привлечения лица к уголовной ответственности по ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ, либо об их отсутствии. Предоставленное заключение вместе с материалами, собранными при проверке сообщения о преступлении, возможно использовать при возбуждении уголовного дела по фактам легализации доходов, полученных преступным путем.

3. Конфиденциальность информации. Действующее законодательство** не предус-

** О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г. N 115-ФЗ: ред. от 23 апр. 2018 г. // Рос. газ. 2001. 9 авг.; 2018. 25 апр.; Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем: приказ Генпрокуратуры России N 309, МВД России N 566, ФСБ России N 378, ФСКН России N 318, ФТС России N 1460, Следственного комитета при прокуратуре РФ N 43, Росфинмониторинга N 207 от 5 авг. 2010 г. // Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. 2010. N 3-4.

матривает предоставление другим государственным органам Российской Федерации, организациям и гражданам информации, полученной Федеральной службой по финансовому мониторингу. Кроме того, подобная информация не должна находиться в общедоступных источниках, в том числе не подлежит опубликованию, а также размещению в сети Интернет.

Предоставляемая в Росфинмонито-ринг информация используется данным органом только для выполнения внутренних задач при осуществлении деятельности в пределах возложенных на данный орган полномочий.

В исключительных случаях (см. ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») при наличии достаточных оснований, свидетельствующих об отно-симости операции к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, указанный орган направляет соответствующую информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией. Исключение составляет передача информации в правоохранительные и налоговые органы.

Кроме того, в соответствии со статьей 8.1 указанного законодательного акта уполномоченный орган обязан в целях противодействия коррупции предоставлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и Председателю Центрального банка Российской Федерации по их запросам, направленным в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, имеющуюся у него информацию.

Необходимо отметить, что согласно ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» работники уполномоченного

органа (Росфинмониторинга) при исполнении указанного законодательного акта обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Пункт 10 Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, гласит, что сотрудники правоохранительных органов и Росфинмониторинга, участвующие в информационном взаимодействии, обязаны обеспечить конфиденциальность получаемой и предоставляемой информации. Установленный порядок работы с информацией определяется необходимостью обеспечения сохранности банковской и иной охраняемой законом тайны. Росфин-мониторинг относится к числу субъектов, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну, и получающих ее без судебного решения. В рамках деятельности отечественной системы ПОД/ФТ не предусмотрен специальный порядок раскрытия охраняемой законом тайны.

Наличие законодательных ограничений на передаваемые сведения не означает, что такая информация совсем не может быть использована в уголовном судопроизводстве. Соответствующая процедура рассекречивания, то есть легализации материалов, предусмотрена в рамках оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности с изъятиями, установленными законодательством.

Как отмечает Н.В. Тугаринов, сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел при производстве такого оперативно-розыскного мероприятия, как наведение справок, имеют возможность по своим запросам получить банковскую информацию в отношении подозреваемых лиц без судебного решения и без непосредственного обращения в финансовые учреждения. Также следует отметить, что «подобная схема получения оперативно значимой информации обладает преимуществом с точки зрения оперативности и

удобства направления запросов в одну организацию по всему кругу лиц, попавших в орбиту оперативного интереса» [5].

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что информация, содержащаяся в заключении, выносимом специалистами Росфинмониторинга по результатам финансовых расследований, требует процессуального закрепления. Как отмечают О.А. Суров и Л.П. Климович, «для обоснования цели совершения финансовых сделок и операций^ целесообразно получение заключения специалиста и его допрос, а для этого необходимо привлечь в качестве специалиста сотрудника межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу» [6, с. 41].

В случае соблюдения процедуры легализации информации, полученной оперативными подразделениями от Рос-финмониторинга, и подтверждения ее процессуальными способами результаты финансовых расследований могут быть использованы в качестве источников информации для формирования доказательств по уголовным делам. Подобная практика «сопровождения» уголовного дела сотрудником Росфинмониторинга, осуществляющим финансовое расследование, существует в Омской области, где в качестве доказательств были использованы заключения специалиста и судебного эксперта-экономиста и по результатам судебного рассмотрения уголовных дел вынесены обвинительные приговоры по ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ [6, с. 41-43].

Следующим показателем, свидетельствующим о востребованности в деятельности правоохранительных и надзорных органов результатов финансовых расследований, является проведение расследования отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма во взаимодействии с Росфинмониторингом.

Эффективность данного показателя зависит от итогов использования ответов указанного органа на запросы, направляемые сотрудниками органов предварительного расследования и оперативными подразделениями ОВД. В данном случае важное значение имеет качество и содержание направляемых в Росфинмониторинг запросов, основные требования к которым предусмотрены в Инструкции по организа-

ции информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем.

Представляется возможным выделить следующие недостатки во взаимодействии в форме направления и исполнения запросов:

- направляемые правоохранительными органами запросы по своему содержанию не позволяют осуществить полную и качественную проверку лиц;

- не указывается, в чем конкретно заключаются противоправные действия виновных;

- отсутствие в запросах фабулы предикатного преступления;

- указание в запросах в качестве цели расследования только установления объема совершенных виновным лицом безналичных денежных операций и наличия сомнительных сделок без связи с легализацией или конкретным преступлением;

- отсутствие в запросах сведений об объемах похищенного, позволяющих выявить взаимосвязь операций с легализацией денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем;

- при запросе сведений о счетах физических и юридических лиц не указывается их привязка к каким-либо сведениям о получении ими преступного дохода, совершении предикатного преступления, фактические обстоятельства проверки;

- не указываются либо определены слишком широко периоды совершения преступлений; отсутствует информация о предполагаемых связях проверяемых лиц, в том числе с юридическими лицами или общественными организациями.

Совокупность обозначенных недостатков при составлении запросов в Рос-финмониторинг является причиной их возврата инициатору проверки без рассмотрения и принятия в работу в связи с отсутствием информации, на основании которой возможно сделать вывод о том, что результатом совершения противоправных действий проверяемых лиц является получение дохода преступным путем.

Некачественный обмен информацией имеет место также на стадии проведения углубленных финансовых расследований, так как после направления материалов по

результатам расследований инициаторам проверок в адрес Росфинмониторинга не поступает дополнительная информация, либо поступающая информация не позволяет получить представление о том, используются ли результаты проверки в раскрытии и расследовании преступлений, или в поступающей информации не усматриваются основания для проведения дополнительного финансового расследования.

Другими словами, негативной тенденцией, влияющей на снижение уровня востребованности результатов финансовых расследований, является то, что у инициаторов запросов, то есть сотрудников органов предварительного расследования или оперативных подразделений органов внутренних дел, нет обратной связи с Росфинмо-ниторингом. Пункт 17.2.1 действующей межведомственной Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, предусматривает обязанность информирования Росфинмониторинга со стороны правоохранительных органов о результатах рассмотрения материалов и расследования уголовных дел в случаях использования результатов финансовых расследований. Однако на практике такое информирование либо не производится совсем, либо отзывы правоохранительных органов содержат стандартные формулировки, носящие формальный характер (например: «используется для проведения проверки в отношении фигуранта запроса», «полученная информация учтена при проведении оперативно-розыскных мероприятий»). В результате исполнители запросов не имеют возможности в дальнейшем координировать проведение финансовых расследований и получить какое-либо представление об установлении размера дохода, полученного преступным путем, и обстоятельств его получения, которые можно было бы использовать для продолжения финансовых расследований. Отсутствие обратной связи также исключает широкое использование возможностей Росфинмониторинга, в том числе по международному сотрудничеству с подразделениями финансовых разведок иных государств.

Применительно к роли Росфинмони-торинга в организации деятельности пра-

воохранительных органов по конфискации доходов, полученных преступным путем, и средств совершения преступлений следует отметить, что возможности отыскания с целью последующего изъятия добытых преступным путем активов и иного имущества виновных лиц у данной структуры гораздо шире, чем у правоохранительных органов.

Например, согласно имеющимся в открытом доступе источникам информации с использованием данных межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу была осуществлена конфискация имущества по приговору суда на сумму около 12 млн рублей, наложен арест на сумму более 27 млн рублей, осуществлено возмещение денежных средств и имущества на сумму более 25 млн рублей*.

Подводя итог, следует отметить, что правоохранительные органы в лице сотрудников органов предварительного расследования и оперативных подразделений являются важной составляющей единой мировой системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Во взаимодействии с Федеральной службой по финансовому мониторингу правоохранительные органы выполняют обязанности по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с легализацией преступных доходов.

С целью использования в доказывании по уголовным делам информации, предоставленной Росфинмониторингом по результатам финансовых расследований, органам предварительного расследования необходимо подтвердить выявленные факты процессуальным (легитимным) способом. Кроме того, справки, предоставляемые по результатам финансовых расследований, могут быть использованы в уголовных делах в качестве источников информации для формирования доказательств, но с предусмотренными законодательством изъятиями, касающимися обеспечения сохранности банковской и иной охраняемой законом тайны.

Эффективность использования правоохранительными и надзорными органами

* Итоговое совещание по результатам работы МРУ Росфинмониторинга по УФО в 2014 г. 11К1_: http://www.fedsfm.ru/yfo/news/1462

результатов финансовых расследований, а также повышение оценки востребованности получаемой информации зависит от правильности и полноты составляемых запросов и своевременных ответов. В связи с этим сотрудникам органов внутренних дел, истребующим информацию из Росфинмониторинга и использующим ее в своей деятельности, при организации взаимодействия с указанным органом рекомендуется четко следовать требованиям Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, по составлению запросов и использованию ответов на них в раскрытии и расследовании преступлений. В частности, в обязательном поряд-

ке должны составляться отзывы на ответы Росфинмониторинга, содержащие информацию о том, выявлению каких фактов способствовали результаты финансовых расследований, а именно: какие лица, причастные к расследуемым событиям, были дополнительно установлены; какие операции процессуально подтверждены и какими документами и т.д.

Таким образом, вышеуказанные направления совместной деятельности субъектов, входящих в национальную систему ПОД/ФТ, будут способствовать формированию оценки эффективности деятельности заинтересованных органов в воспрепятствовании вывода активов в теневую экономику и осуществлении профилактической деятельности по борьбе с экономической преступностью.

Список литературы

1. Интервью заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу // Росфинмо-ниторинг: официальный сайт. URL: https://pasmi.ru/archive/201867/ (дата обращения: 20 нояб. 2018 г).

2. Рохлин В., Данилова Н., Николаева Т. Использование специальных бухгалтерских знаний при расследовании экономических преступлений // Законность. 2006. N 4. С. 29-31.

3. Шейфер С.А. Обновление правовой регламентации доказывания по УПК РФ: шаг вперед? // Государство и право. 2004. N 12. С. 35-42.

4. Шелегов Ю.В., Загорьян С.Г. Классификации косвенных доказательств: основания, теоретическая и практическая значимость // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. N 3 (74). С. 67-73.

5. Тугаринов Н.В. Использование возможностей Росфинмониторинга в оперативно-розыскном обеспечении установления имущества, подлежащего конфискации // Аллея науки. 2018. N 3 (19). URL: http://Alley-science/ru (дата обращения: 20 нояб. 2018 г.).

6. Суров О.А., Климович Л.П. Использование результатов финансовых расследований в раскрытии легализации преступных доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. N 2 (23). С. 37-45.

References

1. Interv'yu zamestitelya direktora Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu [Interview of the Deputy Director of the Federal Service for Financial Monitoring]. Rosfinmonitoring: ofitsial'niy sayt [Rosfinmonitoring: official site]. Available at: https://pasmi.ru/archive/201867/ (Accessed November 20, 2018).

2. Rohlin V., Danilova N., Nikolaeva T. Ispol'zovanie spetsial'nyh buhgalterskih znaniy pri rassledovanii ekonomicheskih prestupleniy [The use of special accounting knowledge in the investigation of economic crimes]. Zakonnost' - Legality, 2006, no. 4, pp. 29-31.

3. Sheyfer S.A. Obnovlenie pravovoy reglamentatsii dokazyvaniya po UPK RF: shag vpered? [Updating the legal regulation of evidence under the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: a step forward?]. Gosudarstvo i pravo - State and law, 2004, no. 12, pp. 35-42.

4. Shelegov Yu.V., Zagor'yan S.G. Klassifikatsii kosvennyh dokazatel'stv: osnovaniya, teoreticheskaya i prakticheskaya znachimost' [Classification of indirect evidence: grounds, theoretical and practical significance]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 3 (74), pp. 67-73.

5. Tugarinov N.V. Ispol'zovanie vozmozhnostey Rosfinmonitoringa v operativno-rozysknom obespechenii ustanovleniya imushchestva, podlezhashchego konfiskatsii [Using the possibilities of Rosfinmonitoring in the operational-search support for the establishment of property subject to confiscation]. Alleya nauki - Science Alley, 2018, no. 3 (19). Available at: http://Alley-science/ru (Accessed November 20, 2018).

6. Surov O.A., Klimovich L.P. Ispol'zovanie rezul'tatov finansovyh rassledovaniy v raskrytii legalizatsii prestupnyh dohodov, poluchennyh ot nezakonnogo oborota narkotikov [Using the results of financial investigations in the disclosure of the legalization of criminal proceeds from drug trafficking]. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii - Bulletin of the Siberian Law Institute Federal Drug Control Service of Russia, 2016, no. 2 (23), pp. 37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.