Урядов Ю.Ю.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Цель: Исследование вопросов исторической важности возникновения межгосударственных отношений в правоохранительной сфере.
Методология: Использовались системный и нормативно-правовой методы исследования.
Результаты: Выявлена социально-правовая закономерность возникновения необходимости в урегулировании расхождений в законодательстве различных государств по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права, направленного на борьбу с преступностью всех видов противоправных посягательств.
Новизна/оригинальность/ценность: В статье рассматривается историческая важность возникновения межгосударственных отношений в правоохранительной сфере, образовавшихся на основе взаимовыгодных условий сосуществования различных национальных традиций, языковых и религиозных разногласий. Исследуется необходимость осуществления совместных мероприятий, направленных на раскрытие преступлений, имеющих транснациональный характер, связанных с противодействием преступным посягательствам (от общеуголовных преступлений до преступлений, связанных с нарушением прав и свобод народов различных государств, демократических основ, преступлений, связанных с торговлей наркотиками, оружием и людьми, а также с осуществлением террористической и экстремистской деятельности); выявление сокрытых от органов расследования денежных средств, предметов и ценностей, полученных преступным путем. Это, в свою очередь, стало основанием заключения международных соглашений между странами - участницами подобных договорных отношений. Раскрываются проблемы осуществления оперативно-розыскных мероприятий на территории других государств. Подробно описываются формы международного правоохранительного сотрудничества, практика их применения.
Актуальность и ценность исследуемых в статье вопросов обусловлена важностью урегулирования нормативно-правовых коллизий, затрудняющих осуществление компетентными правоохранительными органами различных государств функций в сфере оперативно-розыскной деятельности, направленной на раскрытие преступлений транснационального характера.
Статья содержит информацию об авторском анализе сложившихся международных отношений, новизна и актуальность которого представляет научно-практическое значение для дальнейшего совершенствования международного права.
Ключевые слова: международное право, межгосударственное сотрудничество, соглашения, транснациональная преступность, оперативно-розыскная деятельность.
Uryadov Yu.Yu.
HISTORICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INTER-STATE RELATIONS IN THE LAW ENFORCEMENT
Purpose: To study of issues of historical importance of the emergence of interstate relations in the law enforcement sphere.
Methodology: Systemic and regulatory research methods were used.
Results: The socio-legal pattern of the need for resolving issues of differences in the laws of various states on criminal and criminal procedure law aimed at combating crime of all types of unlawful attacks was revealed.
Novelty/originality/value: The article considers the issues of historical importance of the emergence of interstate relations in the law enforcement sphere, formed on the basis of mutually beneficial conditions for the coexistence of national traditions, linguistic and religious differences, which in some cases are different. The issues of the need for joint measures aimed at the disclosure of crimes of transnational nature related to combating criminal attacks (from ordinary crimes to crimes related to the violation of the rights and freedoms of peoples of different states, violation of democratic principles, crimes related to the sale of drugs, weapons and people, as well as related to the implementation of terrorist and extremist activities), the identification of money, items and valuables obtained from the criminal means hidden from the investigating authorities, which in turn became the basis for concluding international agreements between countries - participants in these contractual relationships. Issues of the implementation of operational-search measures on the territory of other states, and the emergence of problematic issues are disclosed. The forms of international law enforcement cooperation, the practice of their application are described in detail.
The relevance and value of the issues investigated in the article is due to the importance of resolving regulatory conflicts that make it difficult for the competent law enforcement authorities of various states to carry out functions in the field of operational-search activities aimed at solving transnational crimes.
The article contains information about the author's analysis of established international relations, the novelty and relevance of which are of scientific and practical importance for the further improvement of international law.
Keywords: international law, interstate cooperation, agreements, transnational crime, operational-search activity.
Понимание необходимости построения взаимоотношений между государствами как субъектами международного права на основе доверительного партнерства и их содействия друг другу при разрешении проблем, в том числе таких наболевших, как нестыковка и различие наций, национальностей и народностей по своей структуре и национальным традициям, является исторически важным. Еще с древних времен такое, в ряде случаев взаимовыгодное, сотрудничество, основанное на разрешении вопросов торговли и военных действий, являлось единственным способом урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с завоеванием новых территорий и, как следствие, обогащением отдельных государств, экономическим их развитием и улучшением благосостояния в целом.
В связи с этим еще в древности начали формироваться основные черты всеобщего международного права. Они обусловлены территориальным военным порабощением одними, более могущественными, государствами (империями -Рим, Египет, Вавилон, Греция, государства индокитайского полуострова и т. д.) других государств, менее значимых на политической арене, а также неоднократным переделом сфер влияния, непостоянством, а в ряде случаев - эпизодичностью отношений между государствами, связанных с удовлетворением текущих потребностей в торговых связях, которые, в свою очередь, также характеризовались непостоянством и непродолжительностью в масштабе прошедших тысячелетий [9].
Важнейшей движущей силой внешнеполитического развития древних государств были военные действия, в результате которых начала формироваться общая примитивная, но все же структура, характерная для международных отношений.
Стали формироваться первые институты международного права, в том числе и в виде «Греческой дипломатии», согласно которой послу (посланцу-«проксену») передавались две покрытые тонким слоем воска дощечки с нанесенными на них текстами. При этом определялась позиция неприкосновенности этих послов (proxenia, от «pro» - в защиту и «xenos» - чужеземец) [11]. Таким образом, устанавливались первичные признаки посольских отношений, а стало быть, зарождалось первое дипломатическое право.
В результате возникло подобие международного договорного права, которое включало в себя различные формы и способы заключения договоров (соглашений), а именно: совместные союзные, военно-оборонительные, торгово-обменные,
о взаимной помощи и о сотрудничестве, о перемирии и о капитуляции, а также о выдаче преступников с сопряженных государственных территорий.
Постепенно возникла необходимость в регулировании соответствующих международных (межгосударственных) взаимоотношений, направленных на совместное противодействие всякого рода преступным посягательствам на интересы страны. Уровень такой преступности, как правило, определялся внешними факторами, так как наиболее опасные преступления, в ряде случаев, совершались (и совершаются в настоящее время) на территориях двух и более государств, а незаконно нажитое преступным путем имущество, как правило, скрывалось (и скрывается в настоящее время) за пределами территории государства, на котором преступление совершено.
Таким образом, эволюционное развитие международных отношений постепенно привело к разрешению правовых (юридических) споров между законодательными коллизиями различных государств в сфере уголовного и уголовно-процессуального права, направленного на борьбу со всеми видами противоправных посягательств (от общеуголовных транснациональных преступлений до преступлений, связанных с нарушением прав и свобод народов различных государств, нарушением демократических основ, с торговлей наркотиками, оружием и людьми, а также с осуществлением террористической и экстремистской деятельности), выявление сокрытых от органов расследования денежных средств, предметов и ценностей, полученных преступным путем, что, в свою очередь, стало основанием заключения международных соглашений между странами -участницами этих договорных отношений.
Первоначально в таких процессах международных урегулирований и согласований совместной правоохранительной деятельности участвовали только «наиболее сильные» государства (среди которых была и Российская империя) [2]. Такое объединение государств было вынужденной мерой реагирования на преступления, связанные с пиратством и работорговлей, которые совершались за пределами территориальных юрисдик-ций стран-участниц (Венский конгресс 1815 года, Аахенский конгресс 1818 года и Лондонский договор 1841 года).
Но на первичных этапах межгосударственных договоренностей страны-участницы лишь определили указанные противоправные действия как преступления, и уже позднее, на рубеже Х1Х-ХХ веков, понимание важности совместной
деятельности достигло соответствующего уровня развития уже по различным направлениям преступных посягательств.
В настоящее время можно выделить несколько форм международного сотрудничества (взаимодействия), направленных на осуществление борьбы с преступностью, таких как подписание и реализация международных соглашений и договоров по борьбе с преступностью; оказание помощи друг другу по делам уголовного, гражданского и семейного права; исполнение решений государств - участников (сторон) соглашений в рамках уголовно-процессуальных производств, связанных с уголовным расследованием, преследованием преступников, исполнением решений судебных инстанций и наказаний по принятым решениям; проведение совместных экспертно-криминалистических и научных исследований в области противодействия преступности; а также осуществление обмена прогрессивным передовым опытом по указанному направлению правоохранительной работы и обоюдных (всесторонних) консультаций.
В связи с тем, что преступность как негативное явление в целом не существует сама по себе, а является индикатором здоровья всей системы международных контактов (и в ряде случаев каждого государства в отдельности), зачастую возникают различные затруднения в урегулировании общих сложных стратегических вопросов по противодействию этому явлению. Разрешение таких общих вопросов осуществляет Организация Объединенных Наций (ООН), на сессиях Генеральной Ассамблеи которой неоднократно указывалось на рост транснациональной преступности, что влечет за собой угрозу внутренней безопасности каждого отдельного государства, входящего в состав данной организации.
При этом еще в 1945 году Уставом ООН (в преамбуле которого сказано о решимости создания условий, «при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права») определены функции данной международной организации как мирового организатора борьбы с преступностью. ОНН в своей деятельности руководствуется Международным пактом о гражданских и политических правах, а также Всеобщей декларацией прав человека, являющимися основными важными компонентами сформировавшихся принципов и стандартов в сформированных международных нормах, в том числе и по защите лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также
лиц, лишенных свободы или в отношении которых приняты процессуальные решения об ограничении их права на свободное перемещение [8].
За время существования Генеральная Ассамблея ООН задекларировала ряд документов, направленных на всеобщую организацию борьбы с мировой преступностью.
Так, в декабре 1991 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Программа по предупреждению преступности и уголовного правосудия, основной задачей которой является оказание помощи мировому сообществу в деле предупреждения криминальных проявлений и правосудия, а также объединение усилий государств - членов ООН в предупреждении транснациональной преступности [7].
В связи с этим для актуализации проблематики борьбы с преступностью в 1992 году создана Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, в которую входит сорок государств - членов ООН (в соответствии с резолюцией от 6 февраля 1992 г. № 1992/1) [5]. Основными направлениями деятельности данной Комиссии являются разработка проектов принципов предупреждения преступности и мирового уголовного правосудия, а также планирование предстоящих мероприятий ООН по борьбе с преступностью.
В 1996 году данной Комиссией подготовлен к рассмотрению проект Декларации о преступности и общественной безопасности (утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН), в котором указано, что все государства, входящие в состав ООН, обязуются сотрудничать в целях предупреждения «опасной транснациональной, в том числе организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия, контрабанды других незаконных товаров, организованной торговли людьми, террористических преступлений, коррупции и отмывания преступных доходов».
В сложной системе координирующих органов ООН Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию является не единственной структурой, деятельность которой направлена на борьбу с преступностью.
Так, научными исследованиями, изучением квалификационных кадровых вопросов различных национальных органов правоохранительной системы государств - членов ООН (и иных стран), а также проблемами информационного обеспечения сведениями о состоянии преступности в мировых масштабах, обмене информацией, а также мерах борьбы с такой преступностью, занимается ряд других научных, научно-исследо-
вательских и аналитических организаций ООН. К их числу относятся: Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (Рим), Азиатский и Дальневосточный институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Токио), Африканский институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Арабский исследовательский и учебный центр по вопросам безопасности (Эль-Рияд), Хельсинский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней, Австралийский институт криминологии (Канберра), Канадский Международный центр по реформам уголовного законодательства и политике по уголовному правосудию (Ванкувер), Центр по международному предупреждению преступности (Венский центр) и др. [1].
Таким образом, обширные организационные возможности ООН позволяют оперативно и качественно реагировать на возникающие в мире осложнения и повышение уровня преступности, получать количественные и качественные ее показатели, своевременно разрабатывать эффективные средства противодействия криминогенной ситуации в отдельных регионах (государствах), а также новым видам преступлений в мире в целом.
Однако ООН как структура и административный инструмент в борьбе с преступностью исследует вопросы разрешения, как правило, глобальных задач стратегического характера.
При этом еще в 1923 году в качестве средства борьбы с преступностью (а именно для разрешения конкретных задач противодействия транснациональным преступлениям) с целью обеспечения разностороннего взаимодействия всех правоохранительных органов (криминальной полиции) в рамках действующего законодательства создана Международная организация уголовной полиции - Интерпол, которая категорически исключает возможность вмешательства во внутренние дела государств - членов Интерпола, а также любую деятельность военного, политического, религиозного или расового характера.
В настоящее время Интерпол как международная межправительственная организация в качестве равноправных членов объединяет 192 государства (Россия в качестве правопреемника Союза Советских Социалистических Республик принята в Интерпол 27 сентября 1990 г.). В структуре их национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ
Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола [7], фактически осуществляющим текущую его работу [4].
После распада СССР в 1991 году с целью урегулирования отношений сотрудничества между государствами - бывшими республиками, входившими в его состав, была образована международная организация Содружество Независимых Государств (СНГ), которая не является надгосу-дарственным образованием, а функционирует на добровольной основе [6].
При этом одной из основных целей образования СНГ, наряду с всесторонним развитием государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной их кооперацией и интеграцией, сотрудничеством их в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, является обеспечение прав и свобод человека, сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения, а также взаимная их правовая помощь.
Таким образом, в числе важных и приоритетных сфер совместной деятельности государств -участников СНГ можно выделить обеспечение прав и основных свобод человека, вопросы социальной и миграционной политики, сотрудничество в области оборонной политики и охраны внутренних и внешних границ, а также борьбу с организованной преступностью [3].
Однако, несмотря на разносторонность направлений правоохранительной деятельности образовавшихся международных организаций и равенство прав каждого из участников (в том числе и стран постсоветского пространства), действующих в рамках подписанных договоров, конвенций и разного рода соглашений, которыми регламентировано полное или частичное их взаимодействие, остаются проблемными вопросы урегулирования организационно-правовых механизмов осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории других государств и координации этой деятельности. Это является основным фактором, оказывающим негативное воздействие на результативность деятельности правоохранительных органов в данной сфере, так как законодательство Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности ограничивает территориальность проведения мероприятия оперативного характера исключительно по своей территориальной юрисдикции, исключая при этом реализацию своих оперативных возможностей на территории других государств.
Как следствие, эти обстоятельства не дают возможности исполнения полного комплекса мероприятий, направленных на получение доказательств по уголовным делам, преступления по которым имеют признаки транснациональности и результаты которых послужили бы основанием их использования в качестве доказательств.
Так, в настоящее время основной формой международного сотрудничества является направление и исполнение соответствующих запросов о правовой помощи, оформленных в соответствии с требованиями международных договоров в порядке, определенном ст. 453 и 454 УПК РФ (о необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, а именно процессуальных следственных действий).
При этом практически не используются рычаги оперативно-служебной деятельности полиции (или органов досудебного расследования, как в ряде европейских государств - выходцев из состава Советского Союза) по привлечению агентурного аппарата, полезного в оперативном отношении для раскрытия транснациональных преступлений.
Не привлекаются и не используются квалифицированные в оперативном отношении специалисты, кадровый аппарат, а также специальные технические средства.
Взаимодействие на межгосударственном уровне при обеспечении проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентировано некоторыми вышеуказанными совместными договорными актами. Оперативные подразделения правоохранительных ведомств Российской Федерации, информируя руководство правоохранительных органов принимающих государств, обязаны предоставить информацию о цели и сроках, а также о перечне проводимых (запланированных) оперативно-розыскных мероприятий, определив при этом степень участия в этих мероприятиях оперативных подразделений принимающего государства (степень взаимодействия).
Непосредственное проведение оперативно-розыскных мероприятий на территории другого государства в рамках международных соглашений предусмотрено только в рамках действующего законодательства этого принимающего государства. В ряде случаев из-за длительности согласований таких мероприятий, расхождений в криминализирующих понятиях стран-участниц по отдельным преступлениям, а также по причине возможных идеологических или политиче-
ских расхождений во взглядах на обстоятельства совершенных преступных посягательств (что усложняет наступательный характер применения оперативно-розыскных мероприятий) затрудняется последующее использование полученных результатов оперативно-розыскных мероприятий в судебных инстанциях.
Таким образом, вопросы организации международного (межгосударственного) сотрудничества в правоохранительной сфере и, в частности, в оперативно-розыскной деятельности требуют дальнейшего урегулирования и, как следствие, дальнейшего совершенствования правового регулирования и практического применения.
Пристатейный библиографический список
1. Деятельность институтов, входящих в сеть Программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Доклад Генерального секретаря на Четырнадцатой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Вена, 23-27 мая 2005 года.
2. Иващук В.К. К вопросу об истории формирования международных стандартов борьбы с преступностью // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3. C. 184.
3. Иващук В.К. Международное сотрудничество органов внутренних дел в борьбе с преступностью: учебник. М.: Академия управления МВД России, 2015. C. 254.
4. Интерпол: штаб-квартира, государства-члены, функции // Сайт FB [Электронный ресурс]. URL: http:// fb.ru/artide/401347/interpol-shtab-kvartira-gosudarstva-chlenyi-funktsii.
5. Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // ConsulMir. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://konsulmir. com/komissiya-oon-po-preduprezhdeniyu-prestupnosti-i-ugolovnomu-pravosudiyu.
6. Содружество Независимых Государств // Энциклопедия России. 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://www.encydopaedia-russia.ru/artide.php?id=352/.
7. Тамаев Р.С. Проблемы предупреждения преступлений в сфере международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Уголовное право. Автономная некоммерческая организация «Юридические программы». 2006. № 2. C. 107-114.
8. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945).
9. Ушаков Н.А. Международное право: учебник. М.: Юрист, 2000. C. 304.
10. Чернова О.А., Степенко В.Е. К вопросу о реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции / ООО «Научный мир». Одесса, 2009. Т. 12. № 3. C. 41-48.
11. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.
References (transliterated)
1. Deyatel'nost" institutov, vxodyashhix v set1 Pro-grammy" Organizacii Ob""edinenny"x Nacij v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudi-ya. Doklad General'nogo sekretarya na Chety'rnadczatoj sessii Komissii po preduprezhdeniyu prestupnosti i ugo-lovnomu pravosudiyu, Vena, 23-27 maya 2005 goda.
2. Ivashhuk V.K. K voprosu ob istorii formirovaniya mezhdunarodny'x standartov bor'by" s prestupnost'yu // Trudy" Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 3. C. 184.
3. Ivashhuk V.K. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo organov vnutrennix del v bor'be s prestupnost'yu: ucheb-nik. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2015. C. 254.
4. Interpol: shtab-kvartira, gosudarstva-chleny", funk-cii // Sajt FB [E'lektronny'j resurs]. URL: http://fb.ru/ar-ticle/401347/interpol-shtab-kvartira-gosudarstva-chlenyi-funktsii.
5. Komissiya OON po preduprezhdeniyu prestupnos-ti i ugolovnomu pravosudiyu // ConsulMir. 2016 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://konsulmir.com/komis-
siya-oon-po-preduprezhdeniyu-prestupnosti-i-ugolovno-mu-pravosudiyu.
6. Sodruzhestvo Nezavisimy'x Gosudarstv // E'ndklopediya Rossii. 2010 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=352/.
7. Tamaev R.S. Problemy" preduprezhdeniya prestu-plenij v sfere mezhdunarodnogo sotrudnichestva gosudarstv v bor'be s prestupnost'yu // Ugolovnoe pravo. Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya «Yuridicheskie programmy"». 2006. № 2. C. 107-114.
8. Ustav Organizacii Ob""edinenny"x Nacij (Prinyat v g. San-Francisko 26.06.1945).
9. Ushakov N.A. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnik. M.: Yurist, 2000. C. 304.
10. Chernova O.A., Stepenko V.E. K voprosu o re-alizacii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v bor'be s prestupnost'yu // Sbornik nauchny'x trudov po material-am mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / OOO «Nauchny'j mir». Odessa, 2009. T. 12. № 3. C. 41-48.
11. E'ndklopedicheskij slovar" F.A. Brokgauza i I.A. Efrona. SPb.: Brokgauz-Efron, 1890-1907.
EURASIAN LEGAL PORTAL
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Наш портал состоит из следующих разделов:
a Законопроекты a Принятые законы a Судебная практика a Пресс-релизы a Юридические статьи a Юридические вузы a Юридическая школа в лицах a Новости a Наши партнеры a Институт законодательства a Бесплатная юридическая консультация
www.eurasialegal. info
Целями проекта являются:
1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.
2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.