УДК: 343.9.01
М. А. яковлева
адъюнкт
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1.
E-mail: [email protected].
Международный опыт противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел России
Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов международного сотрудничества в сфере профилактики преступности, как крайне негативного общественного, криминологического и социально-правового явления, обладающего тенденцией роста. В данной статье рассмотрены направления международного взаимодействия органов внутренних дел России в сфере профилактики преступности с органами иностранных государств, анализу международных и российских источников, в соответствии с которыми осуществляется практическая реализация сотрудничества, тенденциям дальнейшего развития. Проанализированы вопросы межнационального сотрудничества и оперативного взаимодействия органов внутренних дел России с международными организациями, включая Интерпол, охарактеризованы полномочия Национального центрального бюро Интерпола Российской Федерации. В статье отражена реализация конвенционной и институционной форм международного сотрудничества органов внутренних дел России, исследованы инновационные технологии подобного взаимодействия. На основе проведённого анализа автором предлагается в качестве новелл, которые необходимо внедрить в законодательство с целью международного взаимодействия в сфере профилактики преступности: развитие институции совместных следственно-оперативных групп и внедрение данной технологии с правоохранительными органами других иностранных государств; рецептирование в российское право практики правительств отдельных иностранных государств по официальному систематическому опубликованию конгломерата мест активизации преступности в регионе. Главное достоинство данной статьи - формирование предложения по созданию научно-исследовательскими институтами МВД России Типовых соглашений по международному взаимодействию в сфере превенции преступности, затрагивающих материальные и процессуальные аспекты межнационального взаимодействия государств в целом и отдельных ведомств в частности.
Ключевые слова: профилактика преступности, международное сотрудничество, органы внутренних дел, дижитальный компонент, инновационные технологии, конвенционная форма, институционная форма.
Для цитирования: Яковлева М. А. Международный опыт противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (81). - С. 150-157.
Margarita A. Yakovleva
Gradúate
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation.
E-mail: [email protected].
The international experience of fighting crime in activity of law-enforcement bodies of Russia
Annotation: Article is devoted to a research of issues of the international cooperation in the sphere crime prevention as extremely negative public, criminological and social and legal phenomenon possessing growth trend. In this article the directions of the international interaction of law-enforcement bodies of Russia in the sphere of prevention of crime with bodies of the foreign states, to the analysis of the international and Russian sources according to which cooperation implementation, to trends of further development is enabled are considered. Issues of international cooperation and expeditious interaction of law-enforcement bodies of Russia with the international organizations, including the Interpol are analysed, powers of the National Central Bureau of Interpol of the Russian Federation are characterized. Realization of conventional and institutional forms of the international cooperation of law-enforcement bodies of Russia is reflected in article, innovative technologies of similar interaction are investigated. On the basis of the carried-out analysis the author offers as short stories which need to be introduced in the legislation for the purpose of the international interaction in the sphere of prevention of crime: development of an institution of joint operational-investigations groups and implementation of this technology with law enforcement agencies of other foreign states; a adoption in Russian law of practice of the governments of the certain foreign states on official systematic publication of conglomerate of places of activization of crime in the region. The main advantage of this article - formation of the offer on creation by research institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the Standard agreements on the international interaction in the sphere of prevention of crime affecting material and procedural aspects of international interaction of the states, in general, and separate departments, in particular.
Keywords: crime prevention, international cooperation, law-enforcement bodies, digital component, innovative technologies, conventional form, institutional form.
For citation: Yakovleva M.A. The international experience of fighting crime in activity of law-enforcement bodies of Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 1 (81). - P. 150-157.
В современном мире преступность признана крайне негативным общественным явлением, поскольку преступность -сложное системное социальное и правовое явление, которое проявляется во всем мире в качестве совокупности общественно опасных, уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определённой территории и за конкретный исторический временной промежуток [3, с. 206]. Данное негативное явление оказывает отрицательное воздействие не только на социально-экономическое состояние государства на каждом этапе общественного развития, преступность воздействует на политическую систему страны: целый ряд преступлений имеет явно выраженный антигосударственный характер (терроризм, экстремизм и пр.).
В современном мире в целом и в Российской Федерации в частности профилактика
преступности в связи с этим представляет собой одну из важнейших государственных задач, направленных на обнаружение, устранение, нейтрализацию причин и условий, способствующих преступности на всех уровнях, на их компенсацию причинами и условиями нормативного, правомерного поведения, и в целом - на повышение уровня нормативности в обществе. [6, с. 5]. В данной актуальной для всех государств деятельности принимают активное участие общественные организации, муниципальные органы и иные лица, особенно органы внутренних дел, сфера деятельности которых непосредственно направлена на противодействие процессам детерминации преступности, ресоциализацию потенциальных преступников, и - что не менее важно - на предотвращение совершения новых преступлений.
Актуализация проблем профилактики преступности в XXI в. подчеркивается активным ростом межнациональной преступности, увеличением детерминант национальной преступности, активизацией организованных преступных групп, неформальных организаций несовершеннолетних, появлением новых видов преступлений, в частности, в сфере современных инновационных технологий. Данный факт способствует необходимости формирования нового алгоритма действий всего мирового сообщества и отдельных стран в направлении превенции преступности, в активизации межнационального взаимодействия государств и их правоохранительных органов в договорно-правовой (конвенционной) и в институционной формах.
По справедливому утверждению А. В. Лясковец, «эффективность организации международного сотрудничества в отдельных отраслях и институтах права является одним из базовых показателей уровня участия государства в международных отношениях». [7, с. 55].
В России с целью более эффективного международного сотрудничества органов внутренних дел России, уменьшения криминогенных проблем в 2018 г. Указом Президента РФ учреждено Управление международного сотрудничества МВД России. Основными задачами данного государственного органа являются организация и обеспечение участия подразделений российского Министерства внутренних дел в международном сотрудничестве, совершенствование международно-правовой базы МВД России, сотрудничество с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями, подготовка встреч должностных лиц с иностранными коллегами и ряд других актуальных задач, в т. ч. активизация международного сотрудничества подразделений органов внутренних дел России.
Договорно-правовая (конвенционная) форма межнационального взаимодействия международных организаций, отдельных государств и их органов внутренних дел регулируется конгломератом международных договоров (более 700), в частности, Рекомендацией ООН от 14 декабря 1990 г. «Относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития», Руководящими принципами
ООН для предупреждения преступности (Резолюция 2002/13 ЭКОСОС от 24 июля 2002 г.), Дохинской декларацией ООН «О включении вопросов предупреждения преступности и уголовного правосудия в более широкую повестку дня в целях решения социально-экономических проблем и обеспечения верховенства права на национальном и международном уровне, а также участию общественности» от 12 апреля 2015 г., Конвенцией Шанхайской организации сотрудничеств от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», Соглашением СНГ от 22 мая 2009 г. «Об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью».
В качестве прогрессивного явления XXI в. следует признать ратификацию в России Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 15-ФЗ Соглашения о создании совместных следственно-оперативных групп «О ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств», формирующего фундаментальные инновационные основы межнационального сотрудничества в сфере деятельности представителей компетентных органов стран СНГ в реализации процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий на территории зарубежного государства. Данное Соглашение предусматривает прогрессивный упрощенный алгоритм межнационального сотрудничества ОВД России с правоохранительными органами государств СНГ в рамках деятельности совместной следственно-оперативной группы, созданной для проведения неотложных процессуальных и (или) оперативно-розыскных мероприятий.
Исходя из данных международных источников права, Россия, принимая общепризнанные принципы и нормы международного права и заключая международные договоры в сфере профилактики преступности, признает, что является частью международного сообщества [5, с. 288].
Правовые основы международного взаимодействия органов внутренних дел России в отношении превенции преступности в Российской Федерации составляет Уголовно-процессуальный кодекс РФ, согласно ст. 453 которого при возникновении необходимости осуществления процессуальных действий на территории другого государства
(допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы и пр.) должностные лица по условиям международного договора РФ, международного соглашения правоохранительных органов в силу принципа взаимности вправе сформировать запрос о производстве указанных действий.
В основу организации сотрудничества подразделений ОВД России с зарубежными партнёрами в направлении превенции преступности положены нормативы ведомственных источников российского права: приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России»; приказа МВД России от 18 мая 2010 г. № 380 «О мерах по повышению уровня координации международного сотрудничества и порядке взаимодействия с полицейскими атташе»; приказа МВД России от 9 января 2017 г. № 1 «Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год».
Институционная форма межнационального сотрудничества органов внутренних дел России и правоохранительных органов других стран в направлении профилактики преступности проявляется в рамках взаимодействия международных организаций: ООН, СНГ, ПСП Россия-ЕС, Совета Европы, ОБСЕ, Совета государств Балтийского моря, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества и пр. Вопросы межгосударственного взаимодействия в сфере противодействия легализации преступных доходов получили развитие с помощью международной организации - Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), созданной в 1989 г.1 Определённое значение в сфере превенции преступности имеют БРИКС и ШОС, которые, по мнению Е. Андреевой и А. Ратнера, «из неформального международного объединения могут превратиться во влиятельный межгосударственный блок. И это закономерный процесс, потому что в странах, входящих в БРИКС, наблюдается более быстрое экономическое развитие по сравнению со странами "семерки"» [1, с. 112].
Особую роль в области противодействия преступности в международном сотрудничестве ОВД России с другими страна-
ми выполняет Международная организация уголовной полиции Интерпол, в которой, согласно Указу Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации полиции - Интерпола», Российская Федерация принимает непосредственное участие в лице Национального центрального бюро Интерпола (в составе МВД России). [4, с. 80].
С целью профилактики преступности Интерпол предоставляет правоохранительным органам различных государств, включая ОВД России, комплекс правовых, инновационных и иных инструментов, активно используя дижитальный компонент: за-щищённую коммуникационную сеть, базы данных, механизм международных уведомлений, информационную систему 1-24/7, позволяющую оперативно, эффективно и безопасно осуществлять обмен «достаточно чувствительной информацией» [8, с. 20]. На современном этапе подобное межнациональное сотрудничество в сфере превенции преступности - прогрессивный и рациональный способ взаимодействия правоохранительных органов 192 государств мира.
В результате внедрение дижитально-го компонента позволило оптимизировать деятельность по превенции преступности, сократить время исполнения запросов в Интерпол органов внутренних дел России и других государств до 2-3 секунд. В связи с использованием данного дижитального компонента востребованность оперативных данных Интерпола является достаточно высокой. Так, количество обращений органов внутренних дел государств, включая ОВД России, составляет от 80 до 100 в секунду, а по результатам 2016 г. национальными правоохранительными органами по базам данных Интерпола осуществлено около 3 млрд. проверок различных объектов.
Особым направлением профилактики и борьбы с транснациональной преступностью выступает международный розыск с помощью правовых инструментариев Интерпола. На современном этапе по линии Интерпола, в частности, по запросам ОВД России, осуществляется розыск свыше
1 Официальный сайт ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force, FAT) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.fatf-gafi.org (дата обращения: 20.12.2018).
100 тыс. человек в год. Так, с 1 января по 1 октября 2017 г. российским Бюро Интерпола в рамках международного сотрудничества осуществлен арест 64 преступников в иностранных государствах, реализовано более 40 выдач обвиняемых лиц в России, арестованы (на территории России) более 100 разыскиваемых преступников, 12 из задержанных выданы за рубеж.
Интерпол, кроме того, осуществляет конгломерат значительных по эффективности полномочий в рамках реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, что эффективно используется российскими органами внутренних дел. В частности, по инициативе МВД России в данном направлении созданы и действуют более 2,5 тыс. уведомлений «с красным углом», около 1 тыс. - уведомлений «с зелёным углом» [8, с. 21].
Эффективной организационно-правовой формой реализации практического сотрудничества ОВД России с иностранными партнёрами в сфере профилактики и борьбы с торговлей людьми, с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия и ценностей культуры, с экономическими преступлениями является институт представителей правоохранительных органов, осуществляющих постоянную деятельность при посольствах и консульских учреждениях (в лице «полицейских атташе», «офицеров связи»). Так, на современном этапе в России в рамках ежедневного оперативного сотрудничества в отдельных российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Мурманске) осуществляют подобную профессиональную деятельность свыше 60 полицейских атташе из более чем 30 стран. В свою очередь, МВД России с указанной целью делегирует представителей органов внутренних дел России в ряд иностранных государств (Армению, Азербайджан, Израиль, Китай, Палестину, США, Францию, Швейцарию), число которых увеличивается. Кроме того, 24 сотрудника органов внутренних дел МВД России принимают непосредственное участие в 5 миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ в мире: в Конго - 1, Гаити - 5, Восточном Тиморе - 4, Либерии - 11, Киргизии - 3 [9, с. 124].
В сфере профилактики преступлений, связанных с оборотом наркотиков, по линии Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН) Россий-
ской Федерацией в лице государственных органов, включая органы внутренних дел России, оказывается активное содействие различным государствам, в т.ч. Республике Таджикистан. В связи со значительными негативными последствиями, связанными с перемещением наркотических средств из приграничного государства Афганистан, доля которого на мировом рынке героина составляет 92%, на период 2018-2020 гг. на превентивные меры выделено 5,4 млн. долларов2.
В результате взаимодействия ОВД России, пограничников ФСБ России, соответствующих подразделений Республики Таджикистан в 2017 г. в целях профилактики преступности проведено 74 спецоперации, в т. ч. 46 операций - совместно с сотрудниками ГКНБ (Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан) и 18 операций совместно с другими силовыми и правоохранительными структурами данной республики, включая органы внутренних дел. В результате подобной договорно-правовой (конвенционной) формы международного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в 2017 г. усилиями ГКНБ и органов внутренних дел Республики Таджикистан из незаконного оборота изъято 1 тыс. 740,3 кг наркотиков, в т. ч. около 27,3 кг героина, 455,6 кг опиума, 865,7 кг гашиша, 386,8 кг каннабиса, 4,9 кг метамфетами-на; органами ОВД России совместно с ФСБ России - 575 кг различных видов наркотиков. Кроме того, в результате международного взаимодействия по профилактике преступности изъято 25 единиц стрелкового оружия, 605 патронов, 9 ручных гранат, 40 единиц боевой амуниции, что подчеркивает значение межнационального сотрудничества [2, с. 214].
В 2017 г. в целях профилактики преступности осуществлено взаимодействие с руководителями правоохранительных органов других государств. В ходе встречи начальника Национального центрального бюро Интерпола МВД России - вице-президента Интерпола генерал-майора полиции А. Прокопчука с начальником полиции
2 Афганский наркотрафик без границ // Сайт Военное обозрение // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://topwar.ru/139375-afganskiy-narkotrafik-bez-granic.htm (дата обращения 20.12.2018).
Республики Кипр Захариасом Хрисостому отмечена интенсивность и оперативность обмена информацией, эффективность международного сотрудничества между данными странами. В результате с начала 2017 г. компетентными органами Республики Кипр были выданы 3 лица, обвиняемых в совершении преступлений на территории России, по 4 фигурантам рассматривается вопрос об экстрадиции.
Среди направлений и форм международной борьбы с преступностью выделяют также обсуждение проблем профилактики преступности и обращения с правонарушителями; научно-информационный обмен опытом, знаниями в вопросах борьбы с преступностью, затрагивающих интересы различных государств, и др. [10, с. 4]. Достаточно эффективна подобная деятельность в сфере использования инновационных технологий по профилактике преступности.
В современном обществе результативность международного взаимодействия благодаря активному использованию дижи-тального (цифрового) компонента в сфере превенции преступности, возможна в различных сферах правоохранительной деятельности. Данный факт свидетельствует о развитии мирового сотрудничества по модели открытых инноваций путем объединения усилий современных стран по научно-техническому прогрессу в целях превенции преступности и использования данных инновационных технологий в деятельности ОВД России.
Прогрессивные формы международного взаимодействия ОВД России, включая дижитальный компонент, активно применяются в рамках Стратегии инновационного развития России до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Этот документ предусматривает координацию действий в сфере стимулирования спроса на инновации во всех сегментах жизнедеятельности современного общества, включая реализацию внешнеэкономической политики инновационной направленности. Представляется, что формирование единого международного информационного пространства, развитие дижитального компонента в рамках межнационального сотрудничества и применения их результатов в деятельности ОВД России по превенции преступности должно осуществляться эффективнее.
Определённые шаги в данном направлении предпринимаются. В частности, на современном этапе до 2020 г. действует комплексная программа международного сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Россией и Индией от 31 декабря 2010 г., результаты которой активно применяются правоохранительными органами. Подобным образом межнациональное взаимодействие организовано и с другими государствами, и это направление в целях более активного применения инноваций в сфере превенции преступности необходимо развивать и в дальнейшем.
В указанном направлении предпринимается ряд других прогрессивных мер: осуществление совместных научных исследований и инновационных разработок в рамках международного сотрудничества научно-исследовательских институтов различных стран, включая Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России3.
Подобная деятельность осуществляется и в других вузах МВД России. Так, Барнаульский юридический институт МВД России по согласованию с ДГСК МВД России, ДПД МВД России и ДДО МВД России осуществляет научную деятельность по международному сотрудничеству в рамках международных договоров МВД России с иностранными министерствами, ведомствами и образовательными организациями, а также в рамках прямых двусторонних соглашений (по согласованию с МВД России). На современном этапе в качестве международных партнёров Барнаульского юридического института МВД России по разработке инновационных и иных технологий, направленных, в частности, на профилактику преступности, признаны следующие вузы: Синьцзянская полицейская академия Китайской Народной Республики, Алматин-ская академия МВД, Костанайская академия МВД им. Ш. Кабылбаева, Карагандинская академия МВД им. Б. Бейсенова, Актюбин-ский юридический институт МВД им. Мал-кеджара Букенбаева и Академия «Болашак» Республики Казахстан; Академия МВД и Могилевский институт МВД Республики Беларусь, Академия МВД Республики Узбекистан, Академия МВД Киргизской Республики им. Э.А. Алиева.
Деятельность ОВД России, направленная на установление и укрепление межнационального сотрудничества в сфере профилактики преступности, в том числе с
применением диджитального компонента, предоставления юридической помощи, повышения результативности профилактики и раскрытия преступлений, усиления сотрудничества с иными субъектами профилактики преступности необходимо признать в качестве особого положительного фактора в области защиты прав и свобод человека и гражданина. С целью более эффективного сотрудничества в сфере превенции преступности представляется необходимой дальнейшая унификация источников в данной сфере, формирование научно-исследовательскими институтами МВД России Типовых соглашений по международному взаимодействию в сфере превенции преступности, затрагивающих основной конгломерат аспектов (материальных и процессуальных) межнационального взаимодействия государств в целом и отдельных ведомств, в частности. Предлагается в качестве Приложения к данному Типовому соглашению предусмотреть Дополнительное соглашение, в котором будут отражены правовые особенности международного взаимодействия по борьбе с преступностью отдельных государств.
Данная мера позволит активизировать международную деятельность по профилактике преступности, а также работу ОВД России с иностранными партнёрами в данном направлении.
В качестве новелл, которые представляется своевременным внедрить в российское право с целью профилактики преступности, необходимо указать также следующее:
- развитие институции совместных следственно-оперативных групп и внедре-
Официальный сайт Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: ИВ.: Шр8://хп--Ь1ата8. хп--Ь1ае^хп--р1а1/.(дата обращения 20.12.2018).
ние данной инновационный технологии международного взаимодействия по превенции преступности органов внутренних дел России с правоохранительными органами других иностранных государств;
- рецептирование в российское право практики правительств отдельных иностранных государств по официальному систематическому опубликованию конгломерата мест активизации преступности в регионе.
В результате деятельность ОВД России, направленная на установление и укрепление межнационального сотрудничества в сфере профилактики преступности, в том числе с применением дижитального компонента, на повышение результативности профилактики и раскрытия преступлений, усиление сотрудничества с иными субъектами профилактики преступности будет осуществляться более эффективно, способствуя не только положительному воздействию на детерминанты преступности, на уменьшение удельного веса преступности, но и на снижение её латентности.
Тем не менее в связи с активными миграционными процессами, дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере профилактики преступности не может ограничиваться данными мерами. Необходимо согласиться с мнением И. А. Цветочкиной и О. В. Харахоновой, что урегулирование актуальных проблем в лице террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в России. - Авт.) не решит проблемы с потоком беженцев, что должно привести к консолидации политической элиты ЕС и России против навязывающей политики США [11, с. 35]. Это будет способствовать профилактике преступности среди данной категории лиц и превенции преступности как в отдельных государствах, так и в мире в целом.
Список литературы
1. Андреева Е., Ратнер А. Потенциал БРИКС и ШОС // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 4. - С. 111-114.
2. Беккайров Н. Б. Сотрудничество в области обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом в рамках Шанхайской организации // Молодой ученый. - 2018. - № 14. -С. 213-215.
3. Гребенникова С. С. Понятие преступности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2016. - № 1-2 (18). - С. 204-206.
4. Дьяков Н.В. Национальное бюро Интерпола и его возможности в борьбе с преступностью // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2016. - № 1. -С. 78-83.
5. Жадан В. Н. Значение для России сотрудничества с международными организациями // Молодой ученый. - 2017. - № 5. - С. 287-292.
6. Ибрагимова Х. А Проблемы профилактики преступлений : учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Юриспруденция», профиль «Уголовное право». - Махачкала: ДГУНХ, 2016. - С. 5.
7. Лясковец А. В. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: проблемы категориального определения // Политика, государство и право. - 2015. -№ 2. [Электронный ресурс]. - URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2741 (дата обращения: 28.12.2018).
8. Прокопчук А. В. Универсальный механизм взаимодействия // Журнал Министерства внутренних дел РФ. - 2017. - № 12. - С. 19-23.
9. Саркисов О. Р. Международное сотрудничество органов внутренних дел: правовое регулирование, практика взаимодействия // Вестник экономики, права и социологии. -2016. - № 3. - С. 120-124.
10. Смирнов П. А. Понятие и содержание международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений международной борьбы с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2011. - № 1. - С. 3-5.
11. Цветочкина И. А., Харахонова О. В. Проблемы международного сотрудничества России и Евросоюза / Научный форум: Экономика и менеджмент : сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. - № 1 (3). — Москва: МЦНО, 2017. - С. 33-36.
References
1. Andreyeva Ye., Ratner A. Potentsial BRIKS i SHOS // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. - 2015. - № 4. - S. 111-114.
2. BekkayrovN. B. Sotrudnichestvo v oblasti obespecheniya bezopasnosti i bor'by s terrorizmom v ramkakh Shankhayskoy organizatsii // Molodoy uchenyy. - 2018. - № 14. - S. 213-215.
3. Grebennikova S. S. Ponyatiye prestupnosti // Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya «Pravo». - 2016. - № 1-2 (18). - S. 204-206.
4. D'yakov N. V. Natsional'noye byuro Interpola i yego vozmozhnosti v bor'be s prestupnost'yu // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2016. - № 1. - S. 78-83.
5. Zhadan V. N. Znacheniye dlya Rossii sotrudnichestva s mezhdunarodnymi organizatsiyami // Molodoy uchenyy. - 2017. - № 5. - S. 287-292.
6. Ibragimova Kh. A Uchebnoye posobiye (kurs lektsiy) po distsipline «Problemy profilaktiki prestupleniy» dlya napravleniya podgotovki «Yurisprudentsiya», profil' «Ugolovnoye pravo». -Makhachkala: DGUNKH, 2016. - S. 5.
7. Lyaskovets A. V. Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva: problemy kategorial'nogo opredeleniya // Politika, gosudarstvo i pravo. - 2015. - № 2. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2741 (data obrashcheniya: 28.12.2018).
8. Prokopchuk A. V. Universal'nyy mekhanizm vzaimodeystviya // Zhurnal Ministerstva vnutrennikh del RF. - 2017. - № 12. - S. 19-23.
9. Sarkisov O. R. Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo organov vnutrennikh del: pravovoye regulirovaniye, praktika vzaimodeystviya // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. - 2016. - № 3. - S. 120-124.
10. Smirnov P. A. Ponyatiye i soderzhaniye mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva kak odno iz napravleniy mezhdunarodnoy bor'by s prestupnost'yu // Mezhdunarodnoye ugolovnoye pravo i mezhdunarodnaya yustitsiya. - 2011. - № 1. - S. 3-5.
11. Tsvetochkina I. A., Kharakhonova O. V. Problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva Rossii i Yevrosoyuza / Nauchnyy forum: Ekonomika i menedzhment : sb. st. po materialam III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - № 1 (3). — Moskva: MTSNO, 2017. - S. 33-36.
© Яковлева М.А., 2019
Статья поступила в редакцию 29.12.2018 г.
157