МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В СФЕРЕ
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN STATES IN CRIME FIGHTING
УДК 343.9.01
Л.Н. БОЧАРНИКОВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
В.Д. ШИНКАРЕВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
LYUDMILA N. BOCHARNIKOVA,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
VLADISLAV D. SHINKAREV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы международного сотрудничества Российской Федерации как со странами СНГ, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи обращено внимание на тот факт, что международно-правовые основы борьбы с преступностью - это одновременно и результат достигнутого уровня международного сотрудничества субъектов международного права (государств, международных и национальных правительственных и неправительственных организаций, международных органов и учреждений), и предпосылка дальнейшего углубления и расширения такого взаимодействия. Одной из основных проблем, выделяемых в данной статье, являются затраты большого количества времени на получение запросов от правоохранительных органов иностранных государств. Также рассмотрена проблема о выдаче (экстрадиции) преступников, которые совершили преступления на территории иностранного государства, в том числе на территории Российской Федерации. Помимо вопроса об экстрадиции также был рассмотрен вопрос о формах взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств. В качестве примера международного сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в статье рассмотрено решение судьи Можайского городского суда Московской области по применению меры пресечения к подозреваемому в целях его дальнейшей экстрадиции.
Ключевые слова: экстрадиция, международное взаимодействие, преступность, Интерпол, Европол, правоохранительные органы, преступления.
Для цитирования: Бочарникова Л.Н., Шинкарев В.Д. Международное взаимодействие Российской Федерации с иностранными государствами в сфере борьбы с преступностью // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 2. С. 21-25.
Abstract: the article deals with the problems of international cooperation of the Russian Federation with the CIS countries and with near-abroad and far-abroad countries. In this regard, attention should be drawn to the fact that the international legal framework for combating crime is both the result of the level of international cooperation achieved by subjects of international law (states, international and national governmental and non-governmental organizations, international bodies and institutions) and the prerequisite for further deepening and expanding such cooperation. One of the main problems emphasized in this article is a large period of waiting time for receiving requests from law enforcement agencies of foreign countries. The problem of extradition of the criminals who have committed crimes on the territory of a foreign state, including the territory of the Russian Federation, is also considered. In addition to the issue of extradition, the issue of forms of interaction between the law enforcement agencies of the Russian Federation and those of foreign states was also discussed. As an example of
КРИМИНОЛОГИЯ
international cooperation between the Russian Federation and the CIS countries, the article considers the Decision of a judge of the Mozhaisky city court of the Moscow region on the application of a preventive measure to the suspect for further extradition.
Keywords: extradition, international cooperation, criminality, Interpol, Europol, law enforcement agencies, crimes.
For citation: Bocharnikova L.N., Shinkarev V.D. International cooperation between the Russian Federation and foreign states in crime fighting // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 2. P. 21-25.
Величайшее поощрение преступления —
безнаказанность.
Цицерон Марк Туллий
На сегодняшний день аналитики разных государств бьют тревогу: рост числа преступности наблюдается с каждым годом. Данная проблема коснулась большого количества развитых и развивающихся стран, а что касается «отсталых» в развитии государств, то в этих странах рост преступности достиг своей критической точки. В настоящий момент преступность носит международный характер.
Характерной чертой современной преступности является ее интернационализация - широкое использование международных связей в преступных целях. Рост преступности на национальном, региональном и международном уровнях достиг такого масштаба, что сделал ее глобальной проблемой, затрагивающей коренные интересы международного сообщества в целом и Российской Федерации в частности. Официальные документы России справедливо исходят из того, что внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом1.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным кодексом под угрозой наказания2. На основании этого тезиса можно дать определение понятию «преступность» - социальное явление, направленное на разрушение общественных отношений, приносящее огромный материальный и моральный ущерб, угрожающее мирному существованию людей3.
1 Взаимодействие Российской Федерации со странами СНГ в сфере противодействия преступности [Электронный ресурс]. URL: http://diplomba.ru/work/37917.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 19.02.2018) // Российская газета. 1996. 1820, 25 июня.
3 Понятие и признаки преступности [Электронный ресурс].
URL: https://studfiles.net/preview/6189924/page:2/.
Одним из направлений международного сотрудничества государств, используемого для расследования, предотвращения и профилактирования преступлений международного характера, является заключение международных договоров. Положения этих международных правовых актов закрепляют международную противоправность деяний и обязательства государств в борьбе с ними, а также регламентируют основы практической реализации поставленных задач: выдачи лица (экстрадиции), осуществления уголовного преследования, международной правовой помощи и других форм международного сотрудничества [3, с. 189].
Вопросы международного взаимодействия закреплены в нормативных правовых актах Российской Федерации, например:
- в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 № 453 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о повышении эффективности взаимодействия в борьбе с преступностью»4;
- в приказе МВД России от 31.03.2012 № 305 (ред. от 06.06.2016) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации»5.
В настоящее время международное взаимодействие между Российской Федерацией и иностранными государствами ведется по следующим направлениям:
- заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 № 453 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о повышении эффективности взаимодействия в борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 21. Ст. 2720.
5 Приказ МВД России от 31.03.2012 № 305 (ред. от 06.06.2016) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
КРИМИНОЛОГИЯ
- оказание правовой помощи по уголовным делам, включая экстрадицию;
- разработка международных норм и стандартов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка;
- регламентирование вопросов национальной и международной юрисдикции;
- признание и использование решений иностранных органов по административным и уголовным делам;
- взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.
Координация деятельности полицейских органов в борьбе с общеуголовной преступностью -одна из приоритетных задач всего международного сообщества [1, с. 22].
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что Российская Федерация активно взаимодействует с такими организациями, как Интерпол и полицейская служба Евросоюза (Европол).
Так, правоохранительные органы Российской Федерации в рамках сотрудничества с Интерполом:
- направляют запросы в Интерпол о получении сведений о преступниках, которые совершили противоправные деяния на территории Российской Федерации и скрываются за ее пределами;
- делают запрос на оказание помощи в экстрадиции особо опасных преступников, сбежавших от правосудия на территории Российской Федерации;
- производят обмен опытом в раскрытии преступлений;
- подают запрос на оказание помощи в поиске лиц, пропавших без вести;
- направляют запрос на оказание помощи в поиске похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.)6.
Сотрудники правоохранительных органов в последние время активно сотрудничают и с Ев-рополом. Взаимодействие МВД России и Евро-пола заключается в следующем:
- осуществление методологической помощи сотрудникам полиции в сфере раскрытия преступлений;
- оказание помощи в борьбе с терроризмом;
- оказание помощи в поиске и поимке лиц, уклонившихся от органов предварительного следствия и суда;
- оказание содействия в вопросах нелегальной миграции;
- осуществление совместно с сотрудниками полиции противодействия незаконному обороту
6 Роль Интерпола в борьбе с преступностью [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5641975/page:207/.
наркотических средств на территории Российской Федерации;
- осуществление борьбы с киберпреступно-стью7.
Стоит отметить, что взаимодействие Российской Федерации с международными организациями Интерпол и Европол с каждым годом все увеличивается. На основании этого стоит полагать, что в скором времени уровень преступности в нашем государстве сведется к минимуму.
Необходимо обратить внимание, что ООН вносит большой вклад в копилку раскрытых международных преступлений. Борьба с преступностью - одна из важнейших задач Организации Объединенных Наций. Главные органы ООН, такие как Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Секретариат, занимаются проблемой борьбы с международной преступностью. ООН осуществляет свою деятельность по борьбе с преступностью в форме экстрадиции (выдачи преступников государствам, на территории которых были совершены преступления).
Организация Объединённых Наций активно информирует страны ее участников о потенциально опасных преступниках и возможном месте их нахождения.
Стоит отметить, что Российская Федерация принимает активное участие в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью со странами СНГ. В целях повышения качества раскрываемости преступлений происходит постоянный обмен опытом между органами предварительного следствия, организовываются встречи между министрами внутренних дел, совместно осуществляется подготовка и переподготовка кадров, приграничные подразделения органов внутренних дел проводят совместные совещания.
В качестве наглядного примера хотелось бы привести решение судьи Можайского городского суда Московской области по делу об экстрадиции иностранного гражданина с территории Российской Федерации.
17 августа 2010 года судья Можайского городского суда Московской области Русаков Г.С. с участием помощника Можайского городского прокурора Морозова Д.Б., обвиняемого Синявского О.В., защитника, адвоката Можайского филиала МОКА Конашенковой В.В. при секретаре Барановой Е.А., рассмотрев постановление Можайского городского прокурора Погоняева П.В. о возбуждении перед судом
7 Взаимодействие МВД с Европолом [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/ Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola/Vzaimodejstvie_s_ Evropolom.
КРИМИНОЛОГИЯ
ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Синявского О.В., установил, что Синявский О.В. органами предварительного расследования Республики N обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 233 УК Республики N.
Синявский О.В. 15 августа 2010 года был задержан на территории Можайского района Московской области Российской Федерации в связи стем,что он находился в розыске, объявленном правоохранительными органами Республики N. Также было установлено, что Синявский О.В. объявлен в розыск УДФР КГК Республики N по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 233 УК Республики N.
16 августа 2010 г. старшим следователем по ОВД ОПР УДФР КГК Республики N по *** с санкции прокурора в отношении Синявского О.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Материалы экстрадиционной проверки на Синявского О.В. были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Можайский городской прокурор возбудил ходатайство об избрании в отношении Синявского О.В. меры пресечения в виде заключения под стражу, мотивируя свое ходатайство тем, что он обвиняется в совершении преступления, которое по российскому уголовному законодательству относится к категории средней тяжести, для решения вопросов, связанных с экстрадицией Синявского О.В.
Проверив представленные материалы, суд учел отсутствие у Синявского О.В. постоянного места жительства и регистрации на территории Российской Федерации, имеющуюся в связи с этим возможность скрыться от правоохранительных органов Республики N а также то обстоятельство, что деяние, в совершении которого обвиняется Синявский О.В. органами предварительного расследования Республики N соответствует законодательству Российской Федерации и может быть квалифицировано как преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, относящееся к категории преступлений средней тяжести.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 108 УПК РФ, ст. 61 и ст. 62 ч. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, судья Русаков Г.С. постановил:
Ходатайство Можайского городского прокурора - удовлетворить.
Избрать обвиняемому правоохранительными органами Республики N Синявскому О.В., гражданину Республики N меру пресечения в виде
заключения под стражу сроком на сорок дней, т.е. до 23 сентября 2010 года включительно.
Таким образом, Российская Федерация довольно активно взаимодействует со странами СНГ в области противодействия преступности. Одной из таких форм выступает экстрадиция. Экстрадиция (выдача) преступников является одним из важных и старейших институтов международного права и международных отношений в целом. Особое значение она приобретает для межгосударственных отношений в современную эпоху - в эпоху разгула международного терроризма и других международных противоправных деяний [4, с. 69].
На наш взгляд, для более эффективного взаимодействия между странами - участниками СНГ, а также с организациями по борьбе с преступностью дальнего зарубежья (Интерпол, Европол) стоит обратить внимание на определенные препятствия, которые мешают сотрудничеству. К таковым следует отнести:
- различия в законодательстве (возможна различная квалификация совершенных преступных деяний);
- влияние отдельных стран дальнего зарубежья на проведение политики в некоторых странах СНГ;
- сложная система ответно-запросной формы (а ведь зачастую от быстрого получения информации зависит ход дальнейшего расследования);
- отказ некоторых государств в выдаче преступников, скрывающихся от суда на их территории;
- незавершенность во многих странах СНГ этапа государственного строительства8.
Международно-правовые основы борьбы с преступностью - это одновременно и результат достигнутого уровня международного сотрудничества субъектов международного права (государств, международных и национальных правительственных и неправительственных организаций, международных органов и учреждений), и предпосылка дальнейшего углубления и расширения такого взаимодействия. В этой связи не следует смешивать международные и зарубежные правовые акты в области борьбы с преступностью, хотя опыт многих зарубежных стран сам по себе во многом ценен для российского законодателя и правоприменителя.
В целом можно констатировать, что Россия активно принимает участие в международном
8 Взаимодействие МВД с Европолом [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/ Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola/Vzaimodejstvie_s_ Evropolom.
КРИМИНОЛОГИЯ
сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью. Определенные успехи достигнуты в рамках взаимодействия с государствами - участниками СНГ, по линии Интерпола, ООН. Для
противодействия преступности необходимо и дальше наращивать взаимодействие, в первую очередь за счет оперативного обмена имеющейся информацией.
Литература
1. Волгина Т.Е. Международная уголовная полиция (Интерпол) / Проблемы межгосударственного сотрудничества в борьбе с международными и транснациональными преступлениями: материалы студенческой научно-практической конференции / под ред. д-ра юрид. наук В.Е. Степенко, канд. юрид. наук О.А. Черновой. - Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2013. С. 22-25.
2. Игнатенко Е.А. Правовая регламентация института экстрадиции / Проблемы межгосударственного сотрудничества в борьбе с международными и транснациональными преступлениями: материалы студенческой научно-практической конференции / под ред. д-ра юрид. наук В.Е. Степенко, канд. юрид. наук О.А. Черновой. - Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2013. С. 33-38.
3. Истомина Ю.С., Воробьева С.В. Международный договор как одна из форм сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 3-2 (70). С. 189-191.
4. Плотников А.В. История становления и развития института экстрадиции в современном международном праве (на примере РФ и США) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2009. № 4. С. 69-83.
5. ИващукВ.К. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - сфера формирования международно-правовых стандартов // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 127-131.
6. Цепелев В.Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно-правовые, криминалистические и организационно-правовые аспекты: монография. - Москва, 2001. 418 с.
7. Миронова А.В. О необходимости развития сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по оказанию правовой помощи в уголовном судопроизводстве // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 168-172.
8. Нигматуллин Р.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Право и государство: теория и практика. 2017. № 7. С. 104-108.
9. Косовский В.Б. Опыт сотрудничества государств в борьбе с международной организованной преступностью // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2017. № 4 (130). С. 17-19.
10. Сальников В.П., Клименко О.А., Мирзоев А.К., Третьяков И.Л. Интересы и их роль в жизнедеятельности государства по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью в контексте государственного суверенитета // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 9. С. 146-158.
— References —
1. Volgina T.E. Mezhdunarodnaja ugolovnaja policija (Interpol) / Problemy mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva v bor'be s mezhdunarodnymi i transnacional'nymi prestuplenijami: materialy studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. d-ra jurid. nauk V.E. Stepenko, kand. jurid. nauk O.A. Chernovoj. - Habarovsk: Tihookean. gos. un-t, 2013. S. 22-25.
2. Ignatenko E.A. Pravovaja reglamentacija instituta jekstradicii / Problemy mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva v bor'be s mezhdunarodnymi i transnacional'nymi prestuplenijami: materialy studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. d-ra jurid. nauk V.E. Stepenko, kand. jurid. nauk O.A. Chernovoj. - Habarovsk: Tihookean. gos. un-t, 2013. S. 33-38.
3. Istomina Ju.S., Vorob'eva S.V. Mezhdunarodnyj dogovor kak odna iz form sotrudnichestva gosudarstv v bor'be s mezhdunarodnoj prestupnost'ju // Novaja nauka: Strategii i vektory razvitija. 2016. № 3-2 (70). S. 189-191.
4. PlotnikovA.V. Istorija stanovlenija i razvitija instituta jekstradicii v sovremennom mezhdunarodnom prave (na primere RF i SShA) // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Juridicheskie nauki. 2009. № 4. S. 69-83.
5. Ivashhuk V.K. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v bor'be s prestupnost'ju - sfera formirovanija mezhdunarodno-pravovyh standartov // Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii. 2017. № 2 (42). S. 127-131.
6. Cepelev V.F. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v bor'be s prestupnost'ju: ugolovno-pravovye, kriminalisticheskie i organizacionno-pravovye aspekty: monografija. - Moskva, 2001. 418 s.
7. Mironova A.V. O neobhodimosti razvitija sotrudnichestva Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami po okazaniju pravovoj pomoshhi v ugolovnom sudoproizvodstve // Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti. 2016. № 1. S. 168-172.
8. Nigmatullin R.V. Aktual'nye voprosy mezhdunarodnogo sotrudnichestva gosudarstv v bor'be s prestupnost'ju // Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika. 2017. № 7. S. 104-108.
9. Kosovskij V.B. Opyt sotrudnichestva gosudarstv v bor'be s mezhdunarodnoj organizovannoj prestupnost'ju // Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov. 2017. № 4 (130). S. 17-19.
10. Sal'nikov V.P., Klimenko O.A., Mirzoev A.K., Tret'jakov I.L. Interesy i ih rol' v zhiznedejatel'nosti gosudarstva po mezhdunarodnomu sotrudnichestvu v bor'be s prestupnost'ju v kontekste gosudarstvennogo suvereniteta // Juridicheskaja nauka: istorija i sovremennost'. 2016. № 9. S. 146-158.
(статья сдана в редакцию 09.04.2018)