3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
3.1. К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БЮРО ИНТЕРПОЛА МВД РОССИИ
Хозикова Екатерина Сергеевна, канд. юрид. наук. Должность: научный сотрудник. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: научно-исследовательский центр, отдел по изучению социальных процессов и разработке комплексных проблем обеспечения правопорядка. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задачи. Основная цель настоящей работы заключается в необходимости детального исследования особенностей реализации правоохранительных функций в деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России. Актуальность данной темы обусловлена пристальным интересом как отечественных (Н.А. Карпова, Д.В. Пожарский, И.Л. Честнов и др.), так и зарубежных (J. Jeschke, Kurta Henryk) ученых-правоведов к рассматриваемой проблематике, а также особой ролью Национального центрального бюро Интерпола МВД России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
Модель. Методологическую базу исследования образует совокупность различных методологических приемов и средств познания. Учитывая многоас-пектность рассматриваемой тематики, используются общефилософские, общенаучные, частные и специальные методы познания, в частности: сравнительно-правовой, документального анализа, формально-юридический, формально-логический и некоторые другие методы.
Выводы. Национальному центральному бюро Интерпола МВД России принадлежит важная роль в осуществлении правоохранительных функций во взаимодействии с правоохранительными органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями. Взаимодействие в рамках Интерпола позволяет реализовывать правоохранительные функции по пресечению и раскрытию наиболее тяжких преступлений против личности, собственности и общественной безопасности.
Оригинальность/ценность. Настоящее исследование рассчитано на преподавателей, студентов, аспирантов, занимающихся исследованием проблем реализации правоохранительных функций в современном государстве, а также сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих взаимодействие с иностранными правоохранительными органами и организациями правоохранительной направленности в рамках Интерпола.
Ключевые слова: правоохранительные функции государства, Национальное центральное бюро Интерпола МВД России, правоохранительные органы, сотрудничество.
THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF LAW
ENFORCEMENT FUNCTIONS IN THE ACTIVITIES OF THE
NATIONAL CENTRAL BUREAU OF INTERPOL OF THE MIA OF RUSSIA
Khozikova Ekaterina Sergeevna, PhD at law. Position: researcher. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: research center, study of social processes and the development of complex problems of rule of law department. E-mail: [email protected]
Annotation
Tasks. The main aim of this work is the need for a detailed study of the peculiarities of the implementation of law enforcement functions in the activities of the National Central Bureau of Interpol of the MIA of Russia. The relevance of this topic due to the keen interest of domestic (N.A. Karpova, D.V. Pozharsky I.L. Chestnov, etc.) and foreign (J. Jeschke, Kurta Henryk) legal scholars to the subject, as well as the special role of the National Central Bureau of Interpol of the MIA of Russia in ensuring the rights and freedoms of man and citizen.
Model. Methodological base of research forms a set of different methodological techniques and means of knowledge. Given the complexity of the monitoring subject uses General philosophical, General scientific, private, and special methods of cognition, in particular: comparative, documentary analysis, formal-legal, formal logical and some other methods.
Conclusions. The national Central Bureau of Interpol of the MIA of Russia plays an important role in the implementation of law enforcement functions in cooperation with law enforcement bodies of foreign States and international law enforcement organizations. Cooperation within the framework of the Interpol allows to implement the law enforcement functions for the prevention and disclosure of the most serious crimes against the person, property and public safety.
Originality/value. The present study is aimed at teachers, graduate students engaged in research of problems of implementation of law in the modern state, as well as employees of bodies of internal Affairs, engaged in interaction with foreign law enforcement agencies and organizations of law enforcement focus, within the framework of Interpol. Keywords: law-enforcement functions of the state, the National Central Bureau of Interpol of the MIA of Russia, law enforcement agencies, cooperation.
Непрерывный рост организованной преступной деятельности, наблюдающийся на фоне разгула международного терроризма, актуализирует вопросы взаимодействия правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.
Постоянная опасность распространения незаконного оборота оружия, наркотических средств, образцов биологического оружия, террористических провокаций, религиозной и национальной ненависти и вражды требует объединения усилий государств и организаций правоохранительной направленности в борьбе с различными проявлениями преступности.
В этой связи актуализируется роль правоохранительных функций государства, в содержание которых включается «не только противодействие преступности и иным правонарушениям, но и социальный контроль
над преступностью и иными противоправными деяниями» [12, с. 109].
По мнению Д.В. Пожарского, охранительная функция государства представляет собой «публично-властную деятельность государства, обусловленную его сущностью, проявляющуюся в его ценности и социальном назначении, осуществляемую в целях нейтрализации угроз безопасности общества» [7, с. 10].
Как считает Н.А. Карпова, «правоохранительная функция состоит в охране действующего права (законодательства) и правового порядка» [1, с. 41].
Раскрывая данное понятие, Н.А. Карпова указывает, что содержанием правоохранительной функции становится «деятельность, связанная, с одной стороны, с реализацией всего комплекса социальных задач на основе органического сочетания мер охранительного, превентивного и защитного порядка, а с другой стороны, с объективной необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина как приоритетной задачи» [1, с. 46].
В свою очередь, в рамках настоящей работы под правоохранительными функциями государства мы будем понимать всю совокупность мер государственного воздействия, направленных на предупреждение, пресечение, раскрытие и последующую профилактику повторного совершения преступных деяний.
Если исходить из господствующего в теории права и в правоприменительной деятельности представления о системе противодействия преступности, то к правоохранительным функциям следует отнести, во-первых, предупреждение преступлений, включающее, по меньшей мере, три составляющих:
а) общее предупреждение преступлений, которое также можно встретить в научной литературе как социальное (в данном случае речь идет о федеральных, региональных или местных мероприятиях, направленных на улучшение социально-политической, экономической, культурно-просветительской, образовательной ситуации в стране);
б) индивидуальное предупреждение (которое реализуется через воздействие на личность потенциального правонарушителя, в том числе и того, кто уже отбыл наказание за ранее совершенные деяния);
в) так называемое техническое, или ситуационное, предупреждение (в более широком смысле именуемое мерами безопасности), рассчитанное на предупреждение преступных действий со стороны неопределенного круга лиц.
Таковы, например, превентивные меры в отношении возможных акций террористов.
Во-вторых, пресечение преступлений. К данному направлению относятся следующие действия:
а) выявление факта готовящегося или совершаемого преступления;
б) собственно пресечение преступного деяния;
в) преследование и последующее задержание преступника.
В-третьих, следует выделить также уголовное преследование на постпреступной (постделиктной) стадии, которое включает следующие элементы:
а) уголовное преследование преступника - на всех стадиях уголовного процесса;
б) наказание виновного;
в) постпенитенциарная деятельность правоохранительных органов, которая отчасти совпадает с индивидуальной профилактикой, а также включает в себя другие формы деятельности (например, надзор по месту жительства) [3, с. 43].
Реализация указанных направлений деятельности находит отражение в перечне функций Национального центрального бюро Интерпола МВД России (далее -НЦБ Интерпола), среди которых следует особо отметить следующие:
- «осуществление координации деятельности подразделений МВД России, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по взаимодействию с правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола, Генеральным секретариатом и иными органами Интерпола, а также с Европолом;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности в пределах установленных полномочий;
- осуществление координации деятельности подразделений МВД России при проведении совместных международных полицейских операций с правоохранительными органами иностранных государств;
- направление запросов и сообщений правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших уголовные преступления, розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, административно-юрисдикционных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
- участие в установленном порядке в осуществлении международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести;
- направление в Генеральный секретариат Интерпола сведений о лицах, входящих в организованные преступные группы и сообщества (преступные организации), а также о лицах, совершивших уголовные преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением или сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности» [8].
Тем самым, НЦБ Интерпола занимается непосредственной реализацией правоохранительных функций государства [10; 11; 13].
Вместе с тем, эффективное противодействие преступлениям и соответствующая реализация правоохранительных функций невозможна без всестороннего взаимодействия всех заинтересованных субъектов.
Субъектами сотрудничества по линии Интерпола помимо Генерального секретариата Интерпола и правоохранительных органов иностранных государств-членов Интерпола являются:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации;
- прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры;
- Следственный комитет Российской Федерации;
- подразделения центрального аппарата МВД России;
- органы внутренних дел по субъектам Российской Федерации, органы внутренних дел на транспорте и органы внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах;
- Главное управление по вопросам миграции;
- Главное управление по контролю за оборотом наркотиков;
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
- территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты);
- оперативное управление Федеральной службы охраны Российской Федерации;
- Федеральная таможенная служба;
- региональные таможенные управления и таможни;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний;
- Федеральная служба судебных приставов;
- главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители;
- Государственная противопожарная служба;
- территориальные органы Государственной противопожарной службы.
Кроме того, исходя из смысла Указа Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 [4], обмен информацией с НЦБ Интерпола могут осуществлять в пределах своей компетенции и иные государственные органы. Прежде всего, речь идет о следующих субъектах сотрудничества:
- высшие государственные органы власти (Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание Российской Федерации);
- судебные органы;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу;
- контролирующие органы и организации (Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ и др.);
- субъекты оперативно-розыскной деятельности (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Служба внешней разведки РФ).
В НЦБ Интерпола могут обращаться и иные государственные органы, например Министерство культуры РФ по вопросам защиты культурных ценностей. Так, «По данным Интерпола, Россия занимает третье место в мире после Италии и Чехии по числу преступлений, связанных с хищениями культурных ценностей. В розыске по базе данных ГИАЦ МВД России числится свыше 75 000 единиц культурных ценностей. Кражи являются наиболее распространенным способом хищения культурных ценностей (87 % преступлений). Как показывает практика, подобные преступления часто носят заказной характер и тщательно подготавливаются. Хищения культурных ценностей, как правило, совершаются группой лиц, в том числе организованными преступными группами, с участием или при содействии специалистов в сфере искусства и религиоведения» [2, с. 81-86].
На территории России обмен информацией между НЦБ Интерпола, правоохранительными и иными органами осуществляется путем направления запросов, сообщений и ответов на русском языке.
Обмен информацией между НЦБ Интерпола и Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на официальных языках Интерпола (английском, французском, испанском).
В настоящее время в научных кругах все большую популярность приобретает понятие сетевой правоохранительной деятельности, под которой принято по-
нимать совместные действия нескольких субъектов государственного управления в среде правоохранительной коммуникации, направленные на получение общего результата [9, с. 315].
Реализация сетевой правоохранительной деятельности возможна не только в рамках взаимодействия национальных правоохранительных органов, но и в рамках сотрудничества правоохранительных органов различных государств и международных правоохранительных организаций, что позволяет объединить усилия государств и международных правоохранительных организаций для пресечения и раскрытия наиболее резонансных, тяжких и особо тяжких преступлений против личности, собственности и общественной безопасности.
Реализация правоохранительных функций в рамках НЦБ Интерпола осуществляется достаточно эффективно. Так, 15 ноября 2016 г. в сопровождении сотрудников НЦБ Интерпола МВД России из Румынии доставлен разыскиваемый за убийство и изнасилование гражданин Молдовы Валерий Граур, который был объявлен в международный розыск по каналам Интерпола по инициативе ГУ МВД России по г. Москве в марте 2016 г. Он обвиняется в совершении убийства, изнасилования и насильственных действий сексуального характера. По данным следствия, в 2004 году обвиняемый в Москве изнасиловал девушку, а затем задушил её брючным ремнем и скрылся.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники полиции получили информацию о возможном выезде Граура за пределы Российской Федерации, в результате чего он был включен в розыскные учеты Интерпола. В сентябре 2016 г. обвиняемого задержали румынские полицейские.
После удовлетворения компетентными органами Румынии ходатайства Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче фигуранта он был передан российскому конвою в аэропорту Бухареста [5].
Не менее эффективно осуществляется взаимодействие по пресечению торговли наркотиками. Так, 28 декабря 2016 г. в сопровождении сотрудников НЦБ Интерпола из Франции экстрадирован граждан России Станислав Молоко, обвиняемый в организации поставки крупной партии наркотиков в Россию из Венесуэлы. Станислав Молоко находился в международном розыске по каналам Интерпола с 1998 года. Он был активным участником организованного преступного сообщества, на счету которого различные виды преступлений, в том числе организация канала поставки кокаина из Венесуэлы в Россию, использование фальшивых документов, мошеннические действия с кредитными картами, а также налаживание нелегальных каналов миграции с целью дальнейшего вовлечения в занятие проституцией. Данная преступная группа действовала на территории нескольких иностранных государств. Фигурант был задержан во Франции в сентябре 2015 г. До этого он несколько раз попадал в поле зрения правоохранительных органов европейских государств, но ему удавалось избежать ареста благодаря использованию фиктивных документов. Тем не менее, в результате скоординированных действий российских и французских полицейских разыскиваемый был идентифицирован и задержан.
В декабре 2016 г. французские компетентные органы удовлетворили ходатайство российской стороны о выдаче Станислава Молоко [6].
Вместе с тем, не менее эффективно осуществляется задержание иностранных граждан, совершивших пре-
ступления и скрывающихся на территории Российской Федерации. Так, 30 августа 2016 г. на территории Свердловской области задержан 29-летний мужчина, находящийся в межгосударственном розыске по инициативе правоохранительных органов Республики Молдова за совершение мошенничества в крупном размере.
Согласно материалам уголовного дела, в 2014-2015 годах в различных регионах Республики Молдова данный гражданин под предлогом оказания посреднических услуг по продаже и ремонту автомобилей обманным путем завладел шестью машинами, а также денежными средствами одного из потерпевших. В 2015 году после серии совершенных преступлений подозреваемый скрылся на территорию Российской Федерации, где был задержан [7].
26 мая 2016 г. в Псковской области задержан 25-летний мужчина, подозреваемый в совершении убийства на территории Италии.
По полученным из правоохранительных органов Италии данным следует, что задержанный в конце 2015 г. в городе Альбино совершил убийство. С целью сокрытия преступления подозреваемый поместил тело своей жертвы в багажник автомашины, которую впоследствии сжег. После совершения преступления он покинул территорию Италии [8].
Таким образом, Национальному центральному бюро Интерпола МВД России принадлежит важная роль в осуществлении правоохранительных функций во взаимодействии с правоохранительными органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями. Взаимодействие в рамках Интерпола позволяет реализовывать правоохранительные функции по пресечению и раскрытию наиболее тяжких преступлений против личности, собственности и общественной безопасности.
Список литературы:
1. Карпова Н.А. Правоохранительная функция правового государства: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. 159 с.
2. Косицына В.М. Нормативно-правовые основы деятельности таможенных органов государств-членов таможенного союза в борьбе с контрабандой культурных ценностей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2014. № 11. С. 81-86.
3. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2005. 366 с.
4. Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола: Указ Президента РФ от 30.07.1996 г. № 1113 (в ред. Указа Президента РФ от 27.10.2011 г. № 1434) // СЗ РФ. 1996. 5 авг. № 32. Ст. 3895; 2011. 31 окт. № 44. Ст. 6240.
5. Официальный сайт МВД России: https://xn--b1aew.xn--
p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_ bjuro_Interpola/Publikacii_i_vistuplenija/item/8932383/. Дата обращения: 03.01.2017 г.
6. Официальный сайт МВД России: https://xn--b1aew.xn--
p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_ bjuro_Interpola/Publikacii_i_vistuplenija/item/9183472/. Дата обращения: 03.01.2017 г.
5. Официальный сайт МВД России: https://xn--b1aew.xn--
p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_
bjuro_Interpola/Publikacii_i_vistuplenija/item/8392620/. Дата обращения: 03.01.2017 г.
6. Официальный сайт МВД России: https://xn--b1aew.xn--
p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_ bjuro_Interpola/Publikacii_i_vistuplenija/item/7849059/. Дата обращения: 03.01.2017 г.
7. Пожарский Д.В. Охранительная функция государства: теоретико-методологические проблемы: Авто-реф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2015. 49 с.
8. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола МВД России: Официальный сайт МВД России: https://мвд.рф/mvd/structure1/ Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola/Polo zhenie_o_Nacionalnom_centralnom_bjur. Дата обращения: 03.01.2017 г.
9. Тагиров З.И. Вопросы совершенствования информационного обеспечения деятельности полиции и других государственных органов в области противодействия терроризму (на опыте Европейского союза) // Совершенствование деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере обеспечения национальной безопасности: сборник материалов восемнадцатой международной научно-практической конференции «Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие» (Москва, 24 ноября 2016 г.). -М.: Академия управления МВД России, 2016. С. 313318.
10. Хажироков В.А. Правоохранительная функция российского государства: исторические особенности // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 172-176.
11. Хозикова Е.С. Некоторые аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 177-180.
12. Честнов И.Л. Правоохранительная функция современного государства // КриминалистЪ. 2011. № 1 (8). С. 109-112.
13. Яковлев К.Л., Яковлева Е.И., Яковлева О.Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2011. 160 с.
Рецензия
на статью Е.С. Хозиковой «К вопросу о реализации правоохранительных функций в деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России»
Представленная для рецензирования статья является, несомненно, актуальной, так как в ней раскрываются различные аспекты реализации правоохранительных функций в деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России.
Проблема реализации правоохранительных функций в современном государстве традиционно является дискуссионной в отечественной правовой науке (Н.А. Карпова, Д.В. Пожарский, В.А. Хажироков, И.Л. Чест-нов и др.). Вместе с тем, автор характеризует особую роль Национального центрального бюро Интерпола МВД России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время деятельность Национального центрального бюро Интерпола МВД России приобретает все большую значимость в виду распространения незаконного оборота оружия, наркотических средств, образцов биологического оружия, террористических провокаций, религиозной и национальной ненависти и вражды, что, несомненно, требует объединения уси-
лий всех государств мира и организаций правоохранительной направленности в борьбе с различными проявлениями преступности.
Обращает на себя внимание тот факт, что сотрудничество государств в рамках Интерпола направлено, в первую очередь, на пресечение и раскрытие наиболее резонансных, тяжких и особо тяжких преступлений против личности, собственности и общественной безопасности.
Статья выполнена на основе всестороннего анализа действующего законодательства Российской Федерации, а также фундаментальных трудов ученых, посвященных как реализации правоохранительных функций в современном государстве, так и деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России.
Автор владеет методами сравнительного анализа, правильно руководствуется нормативными правовыми документами, проявил умение анализировать источники и на основе этого делать собственные выводы и обобщения.
В ходе проведения научного анализа Е.С. Хозикова приводит актуальные статистические данные и конкретные примеры взаимодействия государств в рамках Интерпола по борьбе с различными проявлениями преступности, что характеризует ее как настойчивого, целеустремленного исследователя, способного решать теоретико-прикладные задачи и на высоком уровне владеющего рассматриваемой проблематикой.
Отмечается, что статья подготовлена автором самостоятельно, обладает внутренним единством, содержит новые научные результаты и положения, что свидетельствует о личном вкладе Е.С. Хозиковой в науку.
В заключении автор делает вывод о том, что Национальному центральному бюро Интерпола МВД России принадлежит важная роль в осуществлении правоохранительных функций во взаимодействии с правоохранительными органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями. Взаимодействие в рамках Интерпола позволяет реализовывать правоохранительные функции по пресечению и раскрытию наиболее тяжких преступлений против личности, собственности и общественной безопасности.
Структура статьи логична и позволила полно и глубоко исследовать и раскрыть тему. Стиль изложения материала доступен. Замечаний по оформлению нет.
Вывод: представленная для рецензирования статья актуальна, выполнена на достаточно высоком теоретическом уровне в соответствии с предъявляемыми требованиями и может быть рекомендована для опубликования в журнале, включенном в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Рецензент:
Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии Следственного комитета Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент К.Л. Яковлев
Статья проверена по системе ЕШ Антиплагиат.
Оригинальность текста составляет 72%.