Голик Ю. В.
ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ СТРАН АТР (ЯПОНИЯ, КИТАЙ, США, РОССИЯ) В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
11.1. ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ СТРАН АТР (ЯПОНИЯ, КИТАЙ, США, РОССИЯ) В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Голик Юрий Владимирович, д-р юрид. наук, профессор ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», профессор кафедры уголовного права и криминологии
Место работы: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Аннотация
Задача - определить основные факторы интеграции международной деятельности государств по совместному противодействию преступности на межнациональном, региональном и общемировом уровне. Модель - Методология исследования - компаративный анализ (в области сравнительной и зарубежной криминологии), статистический анализ.
Выводы - Необходима качественно новая стратегия интеграции в сфере международной борьбы с преступностью, новые методы и формы взаимодействия национальных органов, изменение международного и национального уголовного законодательства. Практическое значение: опыт комплексного международного сотрудничества правоохранительных органов перед новыми общемировыми криминальными угрозами, актуален и для современной России
Ключевые слова: преступность, ООН, Правоохранительные органы, международное сотрудничество, АТР, Япония, Китай.
INTEGRATION IN THE SPHERE OF FIGHT AGAINST CRIME OF ASIA-
PACIFIC COUNTRIES (JAPAN, CHINA, THE USA, RUSSIA) IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Golik Yury V., Doctor of sciences, professor, Yelets State University of I.A. Bunin, professor of department of criminal law and criminology
Work place: Yelets State University of I.A. Bunin
Annotation: There is defined major factors of international activities integration of the states for joint counteraction of crime at the international, regional and universal level. It was conducted the komparativny analysis (in the field of comparative and foreign criminology), the statistical analysis. Conclusions. It is necessary to develop the qualitatively new strategy of integration in the sphere of the international fight against crime, new methods and forms of interaction of national authorities, change of the international and national criminal legislation.
Keywords: crime, UN, Law enforcement agencies, international cooperation.
Сегодня для всех очевидно, что нет ни одной страны в мире, которая бы могла самостоятельно справиться с преступностью. Следовательно, необходимо объединять усилия. Руководители различных стран достаточно давно это поняли и с разной степенью интенсивности пытаются взаимодействовать. Следует отметить, что до середины XIX в. все государства боролись с преступностью индивидуально и самостоятельно. Исключение составляло только пиратство, для борьбы с которым прибрежные государства регулярно объединялись, начиная с XVII в., а эпизодически еще раньше. Но союзы эти были недолговечными, так как многие государства, если и не промышляли пиратством (как одно время Англия), то при случае фрахтовали каперы с наймом экипажа, но без контракта с целью причинения вреда конкурентам. Однако с середины XIX в. государства столкнулись с тем, что преступность стала захлестывать промышленные города, и старые приемы и методы борьбы с ней оказались недейственными. Нужно было искать новые пути противодействия этому социальному злу, и эти поиски привели к необходимости консолидировать усилия государств. В этой связи в 1872 году в Лондоне собрался Международный конгресс по предупреждению преступности и борьбе с ней. Он положил начало целой череде Пенитенциарных конгрессов, которые в России одно время именовались Тюремными, что полностью соответствовало их содержанию, так как они основное внимание уделяли рассмотрению вопросов исполнения наказания в виде изоляции осужденного от общества. В 1890 году Международный тюремный конгресс собирался в Петербурге. Надо отметить, что в тот период времени человеческая мысль предприняла консолидированные и невиданные до того усилия в целях борьбы с преступностью. Стало создаваться множество различных международных структур для этого. Так, в 1885 году в Антверпене собрался Конгресс уголовной антропологии, ко-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
торый собирался еще несколько раз. Самое активное участие в работе таких форумов принимали российские юристы, например, Д.А. Дриль (1, с. 751-755).
Международный конгресс в Лондоне учредил Международную тюремную комиссию, которой было поручено заниматься сбором статистических данных в пенитенциарной области, содействовать проведению уголовной реформы и созывать международные конференции. Комиссия просуществовала достаточно долго и даже работала в рамках системы Лиги Наций, где провела в течение 1925-35 гг. три конференции. Последняя из этих конференций переименовала Международную тюремную комиссию в Международную уголовную и пенитенциарную комиссию.
Лига Наций, как известно, была распущенна, такая же участь постигла и Международную уголовную и пенитенциарную комиссию (МУПК). Однако вопрос о борьбе с преступностью с повестки дня не ушел и сразу после создания Организации Объединенных Наций функции и архивы Комиссии перешли в эту вновь созданную организацию. В своей резолюции 415 (V) от 1 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея санкционировала передачу ООН функций МУПК и одобрила инициативу, в соответствии с которой ООН обязалась каждые пять лет проводить международный конгресс для обсуждения политиками, чиновниками, учеными и специалистами в этой области любых актуальных проблем борьбы с преступностью. Одновременно в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Именно он вел подготовку Первого Конгресса. В 1971 г. Комитет преобразовали в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. на его базе был создан более значимый по статусу орган - Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия работает в межконгрессионный период (заседания проходят, как правило, один раз в год) и готовит следующий Конгресс.
На сегодняшний день состоялось 12 Конгрессов. Последний проходил в 2010 г. в Бразилии. Следует отметить, что XI Конгресс (2005 г., Таиланд) имел главную тему «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия». На последнем, XII Конгрессе, по решению Генеральной Ассамблеи ООН, основная тема была сформулирована как «Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире». Даже простое сопоставление этих тем показывает продолжение линии по поиску новых приёмов и методов борьбы с преступностью. Это вполне оправдано и понятно. Сегодня в мире ежегодно совершается не
менее 500 млн. преступлений. Ряд экспертов утверждает, что преступлений совершается значительно больше - до 1 млрд. (отсутствие единой методики учёта, а в ряде случаев и самого учёта, не позволяет сделать более точного вывода). Принимая во внимание, что население Земли сегодня приближается (а, может быть, уже и перевалило этот рубеж) к 7 млрд. человек, преступником является почти каждый седьмой житель планеты, что, конечно, очень много.
Анализируя работу двух последних Конгрессов, следует прийти к выводу об их очень невысокой эффективности. Объясняется это, на мой взгляд, тем, что общество находится в некотором замешательстве: что бы оно не делало, какие бы меры не принимало, но преступность не уменьшается, а только растёт. Надежд на то, что произойдёт чудо, и преступность пойдёт на спад не высказывал никто. И «революционных» решений никто не предлагал. Этот период -растерянности и замешательства - продлится ещё несколько лет. Надеюсь, что к следующему Конгрессу он полностью пройдёт.
Борьба с преступностью в сегодняшних условиях требует серьёзного нормативного обеспечения. Каждое государство решает эту проблему так, как считает нужным и так, как ему позволяют его ресурсы (материальные, интеллектуальные, традиции и обычаи и т.д.). Но этого уже давно явно недостаточно. В этой связи последние десятилетия интенсивно развивается конвенционный путь. Конвенции принимаются всемирные (в рамках ООН) и масса региональных. Количество этих документов постоянно увеличивается и конца края этому не видно.
Кроме конвенционного пути следует обратить внимание на создание единого правового акта - кодекса, нацеленного на решение проблемы борьбы с преступностью. Речь идёт об Уголовном кодексе. Определённый опыт есть.
Ещё в 1932 г. Межпарламентский союз разработал проект Всемирного правового кодекса (Code de droit mondial), в котором были рассмотрены многие традиционные для такого рода документов вопросы и предложено их нормативное описание. Были новеллы. Так, кодекс предусмотрел посягательства, совершённые государством, и посягательства, совершённые отдельными лицами. По этому направлению различались и санкции, могущие быть применёнными к государству, и к физическому лицу. Более того, Проект выделял особые санкции - для юридических лиц, подчёркивая таким образом разницу между государством и юридическим лицом. Кое-что из этого сейчас возвращается, но только в национальное законодательство.
Была так же серия доктринальных проектов международных уголовных законов. Наибольшую известность получил проект румынского юриста Веспасиана Пеллы, но были проекты, предложенные проф. Саль-
Голик Ю. В.
ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ СТРАН АТР (ЯПОНИЯ, КИТАЙ, США, РОССИЯ) В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
дана и проф. Левитом. Было бы целесообразно продолжить эту работу. Разумеется, я прекрасно понимаю, что никакой проект не будет сразу принят, но если ничего не делать, то не то что принимать, а и обсуждать будет нечего.
Организационные усилия и формирование нормативной основы в сфере борьбы с преступностью должны дополняться созданием и функционированием специальных органов, нацеленных на борьбу с преступностью на нашей планете именно в масштабах всей планеты. Т.е. национальные границы для деятельности таких органов должны быть прозрачными. Формирование этих органов идёт уже несколько десятилетий. Есть органы интернациональные: Интерпол и Европол, например. Есть международные судебные органы. Самый известный на сегодняшний день это Международный уголовный суд, действующий на основании Римского Статута (принят в Риме 17 июля 1998 года, вступил в силу 1 июля 2002 года). Хорошо известен так же Европейский Суд по правам человека, чья деятельность касается и сферы борьбы с преступностью. Несколько раз поднимался вопрос, но только на уровне теории, о создании международной прокуратуры и даже международной адвокатуры. Первое вряд ли возможно в ближайшее время хотя бы в силу того, что в разных правовых системах прокуроры выполняют разные функции. Второе же вряд ли целесообразно.
Есть органы, созданные несколькими государствами в рамках организационного объединения государств: Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), например. На 1 октября 2011 г. состоялось уже девятнадцать заседаний этой структуры, на которых обсуждаются текущие вопросы повышения эффективности борьбы с терроризмом и принимаются соответствующие решения, которые затем исполняются участниками.
В этой связи следует особое внимание обратить на опыт стран АТР. В современной Азии главными источниками угроз стали национальный сепаратизм, экстремизм и международный терроризм, представляющие собой угрозу конституционному строю и территориальной целостности государств (2, с. 69). Однако очевидно, и что успехи уголовной политики таких стран, как Япония, Южная Корея в последние годы обусловлены и активным региональным и международным сотрудничеством национальных правоохранительных органов. В этих странах накоплен значительный опыт успешного противостояния криминальному злу. Исследования причин успеха позволяют понять особую роль национальной культуры и традиционного образа жизни в системе антикриминогенных факторов, где ультура и образ жизни оказываются теми феноменами, которые настолько существен-
но трансформируют меры воздействия на преступность, что на разном культурном и социальном фоне одни и те же меры могут привести к диаметрально противоположным результатам (3, с.7).
Остановлюсь лишь на одном показательном примере. После террористических атак «11 сентября» совместными усилиями стран АТР по инициативе и при финансировании Японии принята специальная программа по обучению специалистов стран АТР, ставящая задачу противодействия международной преступности и терроризму, в том числе обеспечения помощи азиатским странам, которые не имеют возможностей для принятия соответствующих мер по борьбе с терроризмом. На основании данной политики, предприняты действия и меры по «наращиванию потенциала» в следующих шести приоритетных областях: иммиграция, авиационная безопасность, таможенное сотрудничество, экспортный контроль, правоохранительные органы, антитеррористическое финансирование.
Начиная с 2003 года ежегодно стажировку по указанным программам проходят десятки представителей правоохранительных органов стран АТР. Цель проекта заключается в содействии наращиванию потенциала стран АТР за счет участия чиновников из министерств и ведомств, ответственных за политику и координацию в области борьбы с терроризмом и кризисным регулированием, а также обеспечение их знаниями и опытом, необходимыми для планирования, разработки и координации политики по вопросам международного сотрудничества по борьбе с терроризмом.
Можно привести примеры таких наиболее востребованных программ:
- курс «Контроль за иммиграцией» (осуществляется японским агентством международного сотрудничества) имеет целью предоставить участникам практические знания и профессиональную подготовку для координации миграционного контроля в регионе, обмена информацией о тенденциях и методах обнаружения поддельных проездных документов, которые часто используют нелегальные мигранты с целью предотвращения распространения этих документов;
- семинар «Безопасность авиации» ставит цель предоставить участникам информацию по безопасности авиации, реализуемой в Японии, способствуя тем самым исследованию применяемых методов повышения авиационной безопасности в странах-участницах;
- курс «Таможенное сотрудничество» направлен на улучшение таможенного администрирования в развивающихся странах и регионах, что приводит к унификации и гармонизации системы всемирной таможенной системы, и как результат к более быстрому и качественному таможенному оформлению. Всемирная таможенная организация регулярно проводит
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
семинары по вопросам сбора и анализа информации для таможенных органов в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях повышения таможенного контроля правонарушений, в том числе наркотиков и контрабанды оружия в регионе. Инициатором выступает Японии, которая видит угрозу в том, что идет сохраняется высокий уровень потребления метамфетамина (в 2000-х гг. ежегодно потреблялось от 10 до 20 тонн импортированного в страну), который в основном производится в Китае, Тайване и на Филиппинах и ввозится через морские порты (4);
- семинар «Экспортный контроль». В результате экономического развития азиатские страны получили возможности для производства элементов, которые могут быть направлены для разработки оружия массового уничтожения и средств его доставки. Кроме того, большое количество груза проходит через страны АТР, используемые в качестве пунктов перегрузки. Поэтому, эффективный контроль над экспортом в этих странах важен для международных усилий, направленных на недопущение распространения ядерного оружия. Семинар нацелен на достижение более глубокого понимания важности контроля над экспортом;
- семинар по исследованию международного терроризма. Семинар разработан для руководителей, отвечающих за предотвращение международного терроризма. Ожидается, что участники поймут организацию японской системы полиции и контрмер международного расследования терроризма на основе тематических исследований, приобретут знания и навыки для проведения расследований и наладят сотрудничество;
- семинар по морскому праву. Целью этого курса является получение знаний и навыков, которые необходимы для планирования и контроля морской деятельности правоохранительных органов, в частности, расследование преступлений, таких как пиратство, незаконный оборот наркотиков и огнестрельного оружия и контрабанды людей в море;
- семинар по борьбе с организованной преступности в АТР. Целью данного семинара является содействие наращиванию потенциала стран АТР. Приглашаются эксперты по контролю организованной преступности.
Конечно, деятельность правоохранительных органов в АТР лишь выходит на региональный и международный уровень, о ее полной координации говорить пока рано. Есть и межнациональная и профессиональная конкуренция. Есть и рудименты прошлого типа «шпиономании» - так японская полиция продолжает ставить приоритеной целью противодействие «влиянию извне» на властные органы, причем особенную обеспокоенность у нее вызывают позиция КНДР, КНР и «деятельность спецслужб России по сбору политической, экономической, военной и технологической ин-
формации» (5, с. 115). Но в целом правоохранительные органы региона несомненно идут по пути интеграции.
Опыт стран такого важного и в настоящее время проблемного региона как АТР необходимо внимательно изучать, и его наиболее эффективные методы внедрять в международную практику.
Таким образом, государства последовательно ведут работу по объединению усилий в сфере борьбы с преступностью. Как говорит наш народ: «Улита едет, когда-то будет». Будем надеяться, не слишком поздно.
Список литературы:
1. Люблинский П.И. Д.А. Дриль как участник международных конгрессов // Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. - М.: ИН-ФРА-М, 2006. - С. 751-755.
2. Пластун В.Н. Интеграции в Центральной Азии и влияние внешних сил Материалы международной конференции. Худжанд, 26-28 июня 2007 года. Издательский дом «Printhouse». - Бишкек. - 2007. С. 69.
3. Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в Японии: Монография. - СПб., 2003.
4. Narcotics Control Strategy Report. 2006. Japan // Released by the Bureau for International Narcotics and Law Enforcement Affairs. URL: http://www.state.gоv/g/inl/rls/mxrpt/2006/
5. White Paper on Police 1995.