Научная статья на тему 'К вопросу об истории формирования международных стандартов борьбы с преступностью'

К вопросу об истории формирования международных стандартов борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1251
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / УНИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / INTERNATIONAL STANDARDS OF LAW / CRIMINAL POLICY / UNIFICATION OF LEGISLATION / INTERNATIONAL COOPERATION IN THE STRUGGLE AGAINST CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иващук В. К.

В статье рассматриваются исторические предпосылки формирования, принятия и реализации международных правовых стандартов, эволюция их правового статуса, роль международных органов и организаций в их принятии и реализации, влияние международных стандартов на национальную уголовную политику и международные отношения сотрудничества в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the History of the International Standards’ Formation for Struggle against Criminality

The article determines the historical prerequisite of the formation, adoption and realization of the standards of public law, the evolution of their legal nature, the role of the international organs and organizations in their adoption and realization, the impact of international standards on the national criminal policy and international relations of cooperation for the struggle against criminality.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории формирования международных стандартов борьбы с преступностью»

В. К. ИВАЩУК,

инспектор по контролю за исполнением поручений 4 факультета, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право.

УДК 341:343.8

V. K. IVASHCHUK, Candidate of Law, Associate Professor, Inspector for Monitoring of Orders of the 4th Faculty

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality:

12.00.08 — Criminal Law and Criminology; Criminal Executive Law.

К вопросу об истории формирования международных стандартов борьбы с преступностью

About the History of the International Standards' Formation for Struggle against Criminality

В статье рассматриваются исторические предпосылки формирования, принятия и реализации международных правовых стандартов, эволюция их правового статуса, роль международных органов и организаций в их принятии и реализации, влияние международных стандартов на национальную уголовную политику и международные отношения сотрудничества в борьбе с преступностью.

The article determines the historical prerequisite of the formation, adoption and realization of the standards of public law, the evolution of their legal nature, the role of the international organs and organizations in their adoption and realization, the impact of international standards on the national criminal policy and international relations of cooperation for the struggle against criminality.

Международные правовые стандарты, уголовная политика, унификация законодательства, международное сотрудничество по борьбе с преступностью.

International standards of law, criminal policy, unification of legislation, international cooperation in the struggle against criminality.

История зарождения, признания и развития международных стандартов борьбы с преступностью тесно связана с историей развития международных отношений в данной сфере, так как международно-правовые стандарты такого рода являются не просто продуктом отношений между государствами, но и их основой [2, с. 127—132]. При этом следует отметить, что международные стандарты в области борьбы с преступностью появились намного раньше, чем международные стандарты в области прав человека, которые являются основополагающими в рассматриваемой сфере отношений. Общемировое признание и международное юридическое закрепление международных стандартов произошло в середине XX в., но потребность разработки и принятия,

юридического закрепления стандартов борьбы с преступностью возникла в начале XIX в.

Это связано с развитием демократических начал в жизни общества и государств, признания мировым сообществом необходимости соблюдения прав и свобод человека не только на национальном, но и на международном уровне. При этом потребность в разработке международных стандартов в области борьбы с преступностью связана с развитием таких процессов и явлений криминального характера, противодействие которым на национальном уровне становилось малоэффективным. Государства были поставлены в такие условия, что вынуждены были наладить отношения сотрудничества в борьбе с такими криминальными проявлениями, которые выходили за пределы юрисдикции

14

одного государства. Данная потребность выражалась прежде всего в достижении общего понимания и оценки определенных деяний как преступлений для решения вопросов об оказании помощи в расследовании или совместном расследовании такого рода преступлений. Однако из этого не следует, что государства изначально достигли взаимопонимания в криминализации определенных деяний.

Объективно, рассмотрение вопросов международно-правовой стандартизации борьбы с преступностью возможно через призму развития отношений сотрудничества государств в борьбе с преступностью, что, как известно, связано с появлением таких преступлений, борьба с которыми малоэффективна или которые совершаются вне юрисдикции государств, например в открытом море.

При этом не следует связывать становление и развитие международных стандартов борьбы с преступностью с первыми, известными истории международными договорами о сотрудничестве по борьбе с преступностью, с чем часто связывают договор между Рамсесом II и Хатушиллем III, а также договоры Древнего мира, более поздних периодов развития международных отношений по данному направлению. О стандартизации в данном случае говорить не совсем корректно, так как для уровня стандартизации необходимо если не масштабное, мировое признание определенных правил и установок в области права, то по крайней мере их признание большинством государств.

Следует отметить, что международная стандартизация необходима прежде всего в области уголовного права для криминализации определенных деяний (деяния), что создает условия для сотрудничества с криминальными проявлениями, борьба с которыми на национальном уровне малоэффективна и требует взаимодействия между компетентными органами заинтересованных государств, которыми в том числе являются органы внутренних дел Российской Федерации [3, с. 75—79]. Далее идет формирование стандартов в области порядка взаимодействия между этими органами, а на более высоком уровне государства достигают принятия международных стандартов в иных сферах, как регулируемых, так и не регулируемых правом отношениях, но направленных на борьбу с преступностью (например создание единообразной маркировки автомобилей, порядок их регистрации) и незаконным оборотом автотранспортных средств, достижение стандартизации в экспертной деятельности и т. д.

Такие процессы на начальной стадии происходят между двумя или более государствами, затем количество государств, вовлеченных в эти процессы, увеличивается, достигая глобаль-

ных мировых масштабов. В результате на уровне мирового сообщества достигается согласие в виде принятия определенных правил и порядка борьбы с отдельными видами преступлений или борьбы с преступностью в целом, когда можно вести речь о международной правовой стандартизации в этой области.

Таким образом, рассмотрение зарождения, становления и приобретения стандартами в области права международного статуса, направленного на борьбу с преступностью, возможно через историю развития сотрудничества государств — как по отдельным видам преступлений (начало XIX в.), так и по вопросам преступности в целом (середина XX в.).

Как показывает история, технологии, на которых строятся современные отношения сотрудничества государств в борьбе с преступностью, применялись не сразу, что связано с недостаточно высоким уровнем согласия между государствами в вопросах сотрудничества по борьбе с преступностью. Это можно проследить на примере формирования отношений в борьбе с пиратством и работорговлей (начало XIX в.), когда относительно небольшое количество государств достигли понимания необходимости сотрудничества по борьбе с такими криминальными явлениями, но международные отношения не были всеобъемлющими, т. е. в них участвовали не все государства. При этом следует отметить, что в данных процессах участвовали наиболее сильные в то время государства и потребность в таких отношениях была связана с тем, что такие преступления совершались в пространстве, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства.

Начало борьбы с преступностью было положено на Венском конгрессе (1815 г.), продолжилось на Аахенском конгрессе (1818 г.) и нашло свое отражение в Лондонском договоре (1841 г.) [4, с. 155]. Однако на этом этапе государства всего лишь определили, что работорговля и пиратство являются деяниями, с которыми следует бороться, но не приняли правовых норм уголовного характера, т. е. не установили, какие деяния образуют такие преступления, как работорговля и пиратство, что произошло гораздо позже, когда на международном уровне не только пришло осознание необходимости принятия таких решений, но и отношения между государствами достигли соответствующего уровня. Вместе с тем на этом этапе формирования стандартов борьбы с пиратством и работорговлей морским военным судам отдельных государств было предоставлено право досматривать морские судна, которые вызывали подозрение по поводу того, что их экипажи могут быть причастны к совершению такого рода преступлений. Позже это право было распространено на сферу борьбы с неза-

конным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также на борьбу с незаконной миграцией.

Международное незаконное распространение наркотических средств и психотропных веществ, ставшее масштабной проблемой для многих государств, повлекло признание преступными действий, связанных с оборотом этих веществ во второй половине XX в. (Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.1, Конвенция о психотропных веществах2, Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ3).

Однако этому предшествовал длительный путь к пониманию необходимости международной криминализации незаконного оборота наркотических средств, позже — психотропных веществ, а также сырья, из которого они изготавливаются.

Еще в 1909 г. 13 государств — Россия, США, Австро-Венгрия, Германия, Англия, Франция, Италия, Китай, Япония, Нидерланды, Персия, Португалия, Сиама — создали Шанхайскую опиумную комиссию, что является началом консолидации государств по ограничению распространения наркотических средств в мировом масштабе. Однако на этом этапе не был решен ключевой вопрос, не установлены международные стандарты по кругу деяний, образующих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Международная конвенция о наркотиках (г. Гаага, 1912 г.), в которой участвовали представители вышеперечисленных государств, за исключением Австро-Венгрии, также не решила данный вопрос, но конкретизировала отдельные направления по ограничению международного оборота наркотических средств. Были определены основные принципы государственного контроля за ними.

Разрастающиеся масштабы международного распространения наркотических средств после Первой мировой войны потребовали усиления борьбы с этим явлением. Уже на международном уровне Лига Наций приняла на себя общий контроль за выполнением международных договоренностей по торговле опиумом и другими наркотическими веществами. Было принято

1 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года [Электронный ресурс]: заключена в г. Нью-Йорке 30 марта 1961 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Конвенция о психотропных веществах [Электронный ресурс]: заключена в г. Вене 21 февраля 1971 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных

веществ [Электронный ресурс]: заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

важное решение о том, что производство наркотических средств возможно исключительно на законных основаниях, а также расширен их список. В этих целях была введена система лицензирования и контроля за внешнеторговыми сделками с наркотическими средствами и психотропными веществами.

И лишь в 1936 г., на Женевской конвенции, была установлена уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным распространением наркотических веществ. Реализация международных уголовно-правовых стандартов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств возлагалась на государства — участников Лиги Нации. Это был первый шаг к принятию государствами обязательства о криминализации незаконного оборота наркотических средств.

В Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г. были включены основные положения предыдущих международных правовых актов, а также она систематизировала правила — стандарты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств:

— государственное лицензирование на из- ^ готовление, экспорт и импорт наркотических ы средств; ^

— распространение положений Единой кон- ^ венции не только на наркотические средства, За но и на сырье, из которого эти средства изготов- ^ ляются; ^

— введение классификации наркотических ^ средств по четырем группам с соответствующей < дифференциацией мер по контролю за ними; ^

— криминализация на национальном уровне действий, образующих состав преступления по незаконному обороту наркотических средств;

— признание приговоров иностранных судов для установления рецидива.

Следующим этапом формирования международной уголовной политики и стандартизации в области борьбы с наркотическими средствами и психотропными веществами является Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Конвенция расширила перечень деяний, образующих состав преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Государства — участники данной Конвенции ООН не в виде рекомендаций, а в качестве обязательств принимали на себя обязательства по установлению уголовной ответственности за незаконный оборот наркоти- . , ческих средств и психотропных веществ, вклю- 1, чая отмывание денежных средств, полученных от торговли наркотиками, а также установление ответственности за приобретение и хранение наркотических средств в целях личного по-

16

требления, конфискацию доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств.

Таким образом, на примере эволюции общих правил и установок в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ можно наблюдать этапы развития международных стандартов борьбы с преступностью от принятия таких правил рекомендательного характера до правовых норм-обязательств государств, участвующих в сотрудничестве по борьбе с преступностью. Реализация таких стандартов на национальном уровне способствует унификации национальных законодательств и объединяет уголовную политику государств — участников отношений сотрудничества в сфере борьбы с определенным видом преступлений и преступностью в целом, что является основанием для признания международной уголовной политики.

Следует отметить, что, наряду с уголовно-правовыми мерами, вышеперечисленные конвенции поэтапно формировали определенное единообразие в государственном контроле за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что, соответственно, также достигается благодаря принятию стандартов.

Конвертируемость валют, обеспечившую развитие товарно-денежных отношений в начале XX в. на международном уровне, стали использовать преступники-фальшивомонетчики, которые распространяли свою «продукцию» в разных странах. В целях борьбы с фальшивомонетчиками между государствами были установлены договорные отношения, в соответствии с которыми фальшивомонетчиков стали преследовать не только за подделку национальных, но и иностранных денежных знаков. Такое согласие было достигнуто в рамках Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков4

Кардинальное изменение международных отношений после Второй мировой войны привело к необходимости криминализации новых видов преступлений. В данный период изменились отношения между государствами, причиной этому послужили криминализация международной агрессии, ведение войны и другие деяния, совершаемые в межгосударственных отношениях. Был создан прецедент привлечения к ответственности физических лиц на международном уровне за деяния, совершенные в отношении других государств и их населения (Нюрнбергский, Токийский и другие трибуналы). Были криминализированы геноцид, апартеид, позже — работорговля, экоцид и другие деяния масштабного характера, которые подпадают под

международную юрисдикцию (ст. 5 Римского статута Международного уголовного суда)5.

Однако история международных стандартов не ограничивается принятием исключительно уголовно-правовых стандартов.

Расширяющиеся в мире контакты между уполномоченными органами государств в сфере борьбы с преступностью не только способствуют международной уголовно-правовой стандартизации, т. е. криминализации деяний на международном уровне, но и установлению правил, принципов, взаимодействия государств. Деятельность в этом направлении осуществлялась и осуществляется конгрессами Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Несмотря на то, что конгрессы принимают документы, не имеющие статуса международных договоров, следует отметить, что они имеют ключевое значение в формировании правовой основы борьбы с преступностью, основанной на международных стандартах, разрабатываемых конгрессами. В дальнейшем такие стандарты закрепляются в конвенциях и реализуются на национальном уровне. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию разрабатывают концептуальные положения, предопределяющие совершенствование национального законодательства и расширение сотрудничества правоохранительных органов различных стран в борьбе с преступностью:

— на I Конгрессе в Женеве в 1955 г. были приняты Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными6;

— на II Конгрессе в 1960 г. рассматривались вопросы преступности среди несовершеннолетних, о труде заключенных, условном досрочном освобождении и реабилитации после отбытия наказания, приняты рекомендации по профилактике отдельных преступлений;

— на III Конгрессе в 1965 г. преступность рассматривалась не только как антиобщественное поведение личности, но и как социальное явление, одобрены меры по борьбе с рецидивной преступностью;

— на V Конгрессе в 1975 г. принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения наказания7, рассмотрен

4 Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (вместе с «Протоколом») [Электронный ресурс]: заключена в г. Женеве 20 апреля 1929 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Римский статут Международного уголовного суда [Электронный ресурс]: принят в г. Риме 17 июля 1998 г. Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными [Электронный ресурс]: приняты в г. Женеве 30 августа 1955 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения наказания [Электронный ресурс]: принята 9 декабря 1975 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Доступ из справ.-правовой системы

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка8;

— на VI Конгрессе в 1980 г. приняты Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)9;

— на VII Конгрессе в Милане в 1985 г. впервые рассматривались вопросы о жертвах преступлений, о возмещении ущерба, об укреплении международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Были приняты Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка10; Основные принципы независимости судебных органов11; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)12;

— на VIII Конгрессе в 1990 г. принято более 50 документов, большинство из которых направлено на совершенствование международного и национального уголовного права и уголовного процесса: Типовые договоры о выдаче преступников и о взаимной помощи по у головным делам; Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней13; Меры по борьбе с международным терроризмом; Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства14; Типовой договор о пере-

«КонсультантПлюс».

8 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [Электронный ресурс]: принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [Электронный ресурс]: приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями) [Электронный ресурс]: приняты в г. Милан (Италия) 26 августа - 6 сентября 1985 г. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

11 Основные принципы независимости судебных органов [Электронный ресурс]: приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в г. Милан (Италия) 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. № 40/32 и от 13 декабря 1985 г. № 40/146. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

12 Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) [Электронный ресурс]: приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней [Электронный ресурс]: приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.). Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

14 Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства

даче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобож-дены15; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследо-вание16; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка17; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей18, и др.;

— на IX Конгрессе в 1995 г. были изменены приоритеты в пользу защиты потерпевших и общественных интересов, в отличие от традиционной защиты прав лиц, виновных в совершении преступлений;

— на X Конгрессе в 2000 г. рассматривались действия по объединению усилий международного сообщества по борьбе с транснациональной организованной преступностью;

— на XI Конгрессе в 2005 г. рассматривались вопросы борьбы с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, наркопреступностью, коррупцией, об экономических основах преступности. В этих целях было принято Типовое двустороннее соглашение о распоряжении конфискованными доходами от преступлений;

— на XII Конгрессе в 2010 г. рассмотрена Декларация о комплексных стратегиях для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также получили развитие обозначенные на IX Конгрессе проблемы возмещения вреда,

[Электронный ресурс]: принят Резолюцией 45/118 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ ded_conv/conventions/transfer_of_proceedings.shtml (дата обращения: 05.05.2018).

15 Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены [Электронный ресурс]: принят Резолюцией 45/119 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/transfer_of_supervision.shtml (дата обращения: 05.05.2018).

16 Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование [Электронный ресурс]: приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.). Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

17 Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка [Электронный ресурс]: приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/firearms.shtml (дата обращения: 05.05.2018).

18 Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей [Электронный ресурс]: приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage. shtml (дата обращения: 05.05.2018).

причиненного преступлениями, и роли потерпевших в уголовном судопроизводстве;

— на XIII Конгрессе в 2015 г. была подчеркнута роль стандартов и норм ООН в предупреждении преступности, а также необходимость использования в этих целях социальных сетей и коммуникационных технологий для привлечения общественности. В уголовном судопроизводстве государств были отмечены тенденции к переходу от карательного до реституционного правосудия, усиление роли потерпевших в уголовном судопроизводстве, приоритетным было определено восстановление нарушенных прав потерпевших.

Следует отметить, что на всех этапах своей деятельности данные конгрессы закладывали основы для установления стандартов и развития межгосударственного сотрудничества. «Рекомендации Конгрессов закрепляются в резо-

люциях Генеральной Ассамблеи ООН, которая принимает и открывает для подписания государствами важнейшие международные договоры универсального характера, направленные на борьбу с международной преступностью» [1].

Таким образом, международные стандарты борьбы с преступностью исторически эволюционируют от концептуальных положений к статусу международных правовых норм и реализуются на национальном уровне. Формируясь на уровне отношений нескольких государств, по мере глобализации международных отношений и участия в них практически всех государств мира, международные стандарты борьбы с преступностью расширяют масштабы своего действия, не только формируя международную уголовную политику, но и оказывая влияние на формирование национальных политик государств.

Список литературы:

References:

1. Волеводз А, Тарасенко С. Двенадцатый Кон- 1. гресс Организации Объединенных Наций

по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Салвадор, Бразилия, 12—19 апреля 2010 года: сборник документов. М., 2011. URL: https://mgimo.ru/upload/ iblock/689/689478610e7e3f6280e5338a213e db03.pdf (дата обращения: 05.04.2018).

2. ИващукВ. К.. Международное сотрудничество 2. в борьбе с преступностью — среда формирования международно-правовых стандартов // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).

3. Корабельникова Ю. Л. Правовое регулирование 3. международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации

с компетентными органами зарубежных государств в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (37). 4.

4. Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право: учебник. М., 1999.

Volevodz A, Tarasenko S. Dvenadcatyj Kongress Organizacii Ob»edinennyh Nacij po pre-duprezhdeniyu prestupnosti i ugolovnomu pra-vosudiyu. Salvador, Braziliya, 12—19 aprelya 2010 goda: sbornik dokumentov. M., 2011. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/689/6 89478610e7e3f6280e5338a213edb03.pdf (data obrashcheniya: 05.04.2018). Ivashchuk V. K International Cooperation against Crime at Standard Setter in International Law // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 2 (42).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Korabel'nikova Yu. L. Legal Regulation of International Collaboration between the Ministry of Internal Affairs Competent Organs of Foreign States in Law Enforcement Sector // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 2 (37). Lukashuk 1.1., Naumov A. V. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo: uchebnik. M., 1999.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.