Научная статья на тему 'XII конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: итоги работы'

XII конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: итоги работы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1315
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНГРЕСС / ООН / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ДЕКЛАРАЦИЯ / THE CONGRESS / THE UNITED NATIONS / CRIMINALITY / COUNTERACTION / THE DECLARATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Троицкий С. В.

Статья посвящена XII Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Кратко раскрывается история формирования института ООН по отысканию современных способов реагирования государств, народов и всего международного сообщества на преступные проявления, а также приводятся ключевые моменты проекта Салвадорской декларации «Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире». Освещены практические предложения, сформулированные в ходе XII Конгресса ООН, по усовершенствованию системы противодействия преступности. Акцентируется внимание на значимости Конгресса в целях активизации международного сотрудничества между правительствами, межправительственными и неправительственными организациями по всему спектру вопросов, связанных с предупреждением преступности и уголовным правосудием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWELFTH UNITED NATIONS CONGRESS ON CRIME PREVENTION AND CRIMINAL JUSTICE: WORK RESULTS

This article is dedicated to UN XII Congress on crime prevention and criminal justice. In the article it is explained the history of UN institute forming on finding of modern reaction me-thods of states, peoples and all international society on crime display, and also it is given key moments Draft Salvador Declaration on Comprehensive Strategies for Global Challenges: Crime Prevention and Criminal Justice Systems and Their Development in a Changing World. In this article it is elucidated practical proposals formulated in the process of UN XII Con-gress on improvement of crime resistance system. It is stressed the significance of the congress on the purpose of international cooperation activization between governments, intergovernmental and non-government organizations on all questions connected with crime prevention and criminal justice.

Текст научной работы на тему «XII конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: итоги работы»



Актуальные проблемы международного права

XII КОНГРЕСС ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОМУ ПРАВОСУДИЮ: ИТОГИ РАБОТЫ

С.В. ТРОИЦКИЙ,

адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 — международное право, европейское право

E-mil: raulll@mail.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Е.Г. Ляхов; Рецензент: доктор юридических наук, профессор кафедры прав человека и международного права

Московского университета МВД России Р.А. Каламкарян

Аннотация. Статья посвящена XII Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Кратко раскрывается история формирования института ООН по отысканию современных способов реагирования государств, народов и всего международного сообщества на преступные проявления, а также приводятся ключевые моменты проекта Салвадорской декларации «Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире». Освещены практические предложения, сформулированные в ходе XII Конгресса ООН, по усовершенствованию системы противодействия преступности.

Акцентируется внимание на значимости Конгресса в целях активизации международного сотрудничества между правительствами, межправительственными и неправительственными организациями по всему спектру вопросов, связанных с предупреждением преступности и уголовным правосудием.

Ключевые слова: конгресс, ООН, преступность, противодействие, декларация.

TWELFTH UNITED NATIONS CONGRESS ON CRIME PREVENTION AND CRIMINAL JUSTICE:

WORK RESULTS

Annotation. This article is dedicated to UN XII Congress on crime prevention and criminal justice. In the article it is explained the history of UN institute forming on finding of modern reaction me-thods of states, peoples and all international society on crime display, and also it is given key moments Draft Salvador Declaration on Comprehensive Strategies for Global Challenges: Crime Prevention and Criminal Justice Systems and Their Development in a Changing World. In this article it is elucidated practical proposals formulated in the process of UN XII Con-gress on improvement of crime resistance system.

It is stressed the significance of the congress on the purpose of international cooperation activization between governments, intergovernmental and non-government organizations on all questions connected with crime prevention and criminal justice.

Keywords: the congress, the United Nations, criminality, counteraction, the declaration.

S.V. TROITSKIY,

post-graduate student for the department of human rights and international law

of Moscow University of MVD Russian Federation

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

-G/Hi^jflb'

Конгресс ООН относится к числу уникальных институтов и инструментов ООН по отысканию современных способов реагирования государств, народов и всего международного сообщества на преступные проявления во всем их многообразии. Сегодня это самый авторитетный международный орган в сфере борьбы с преступностью.

До середины XIX в. все государства боролись с преступностью индивидуально и самостоятельно. Исключение составляло только пиратство, для борьбы с которым прибрежные государства регулярно объединялись начиная с XVII в., а эпизодически — еще раньше. Но союзы эти были недолговечными, так как многие государства если и не промышляли пиратством (как одно время Англия), то прифрахтовали каперы с наймом экипажа, но без контракта, в целях причинения вреда конкурентам. Однако с середины XIX в. государства столкнулись с тем, что преступность стала захлестывать промышленные города, и старые приемы и методы борьбы с ней оказались недейственными. Нужно было искать новые пути противодействия этому социальному злу, и эти поиски привели к необходимости консолидировать усилия государств.

В связи с чем в 1872 г. в Лондоне собрался Международный конгресс по предупреждению преступности и борьбе с ней. Он положил начало целой череде пенитенциарных конгрессов, которые в России одно время именовались тюремными, что полностью соответствовало их содержанию, так как основное внимание конгрессы уделяли рассмотрению вопросов исполнения наказания в виде изоляции осужденного от общества. В 1890 г. Международный тюремный конгресс собирался в Петербурге. Надо отметить, что в тот период человечество предприняло консолидированные и невиданные до того усилия в целях борьбы с преступностью. Стало создаваться множество различных международных структур. Так, в 1885 г. в Антверпене был учрежден Конгресс уголовной антропологии, который собирался еще несколько раз. Самое активное участие в работе таких форумов принимали российские юристы, например Д.А. Дриль1.

Международный конгресс в Лондоне учредил Международную тюремную комиссию, которой было поручено заниматься сбором статистиче-

ских данных в пенитенциарной области, содействовать проведению уголовной реформы и созывать международные конференции. Комиссия просуществовала достаточно долго и даже работала в рамках системы Лиги Наций, где провела в течение 1925—1935 гг. три конференции. Последняя из них переименовала Международную тюремную комиссию в Международную уголовную и пенитенциарную комиссию.

Лига Наций, как известно, была распущена, такая же участь постигла и Международную уголовную и пенитенциарную комиссию МУПК. Однако вопрос о борьбе с преступностью с повестки дня не был снят, и сразу после создания Организации Объединенных Наций функции и архивы Комиссии перешли в эту вновь созданную организацию. В своей резолюции 415 (V) от 1 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея санкционировала передачу ООН функций МУПК и одобрила инициативу, в соответствии с которой ООН обязалась каждые пять лет проводить международный конгресс для обсуждения политиками, чиновниками, учеными и специалистами в этой области любых актуальных проблем борьбы с преступностью2.

Очередной, XII Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, прошедший 12—19 апреля 2010 г. в Бразилии, совпал с 55-летием начала проведения конгрессов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Формат проведения данного мероприятия соответствовал руководящим принципам Организации Объединенных Наций, изложенным в п. 2 резолюции 56/119, с учетом выработанных выводов и рекомендаций3, одобренных Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 62/1734.

Во время открытия Конгресса Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обратил внимание на то, что организованная преступность как ни-

1 Люблинский П.И. Д.А. Дриль как участник международных конгрессов. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. М., 2006. С. 751—755.

2 Голик Ю.В., Коробеев А.И. Преступность — планетарная проблема (к итогам Х! Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. СПб., 2006.

3 Доклад совещания Межправительственной группы экспертов по рассмотрению уроков, извлеченных из опыта Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Бангкок. 2006. 15—18 августа.

4 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/173. URL: http://www.un.org/ru

-ii.^'fe-

Актуальные проблемы международного права

когда ранее угрожает международному миру и безопасности. Всем странам необходимо стремиться к укреплению двустороннего, регионального и международного сотрудничества, которое должно включать в себя гражданское общество, СМИ, частный сектор, экспертов уголовного правосудия, социологов, а также местные и региональные власти5.

На Конгрессе обсуждены актуальные вопросы современности, такие как:

♦ оказание технической помощи и осуществление международных средств по предупреждению и борьбе с терроризмом;

♦ ответные мероприятия уголовного правосудия в отношении торговли людьми и незаконной миграции;

♦ развитие международного сотрудничества, направленного против связей транснациональной организованной преступности, отмывания «грязных денег»;

♦ сегодняшнее состояние использования науки и технологий преступниками и соответствующими силами в борьбе с преступностью, включая кибер-преступность;

♦ усиление международного сотрудничества против проблем уголовного характера;

♦ организация ответных мер против насилия, применяемого в отношении мигрантов, рабочих-мигрантов и их семей, обеспечение действительности руководящих принципов Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности.

Большинство обсуждаемых вопросов были обозначены в позиции государств-участников Совета Европы, Европейского и Африканского союзов в ходе проведения 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН6.

Представители государств сделали акцент на том, что предупреждение преступности и система уголовного правосудия играют центральную роль в деле обеспечения верховенства права и что функционирующая, эффективная, действенная и гуманная система уголовного правосудия может оказывать положительное воздействие на долгосрочное устойчивое экономическое и социальное развитие.

Страны-участники ООН обозначили важность укрепления партнерских отношений между

государственным и частным секторами, основанных на таких международно-согласованных стандартах, как права человека в области предупреждения преступности во всех ее формах и проявлениях и борьбы с ней. Все это посредством взаимного и эффективного обмена информацией, знаниями и опытом, а также совместных и согласованных действий правительства и деловых кругов может способствовать процессу разработки, совершенствования и осуществления мер по предупреждению преступности, преследованию и наказанию преступников, и в том числе противостоять новым и новейшим вызовам.

Помимо этого была отмечена ответственность государств-членов ООН за пересмотр и поддержание эффективной, справедливой, подотчетной и гуманной системы предупреждения преступности и уголовного правосудия, которая предусматривает наличие объективной и независимой судебной системы для эффективной защиты прав человека при отправлении правосудия и обеспечении доступа к нему, а также при принятии мер по предупреждению преступности, расследованию преступлений и преследованию и наказанию за их совершение.

Также Конгресс обеспечил платформу для более тесного сотрудничества между правительствами, межправительственными и неправительственными организациями по всему спектру вопросов, связанных с предупреждением преступности и уголовным правосудием, обеспечив тем самым более эффективное международное взаимодействие в этой области7.

В целях стимулирования эффективной политики в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия по всему миру, принятия более эффективных и согласованных мер по обеспечению безопасности, преследованию и наказанию преступников8 был принят проект Салва-дорской декларации9, который явился одним из заключительных документов ООН, направленных на

5 Выступление Генерального секретаря ООН A/64/298. URL: http://www.un.org/ru/conf/crimecongress2010/

6 64 session of General assembly of the United Nations. URL: http://www.un.org/ru

7 The twelfth congress of the United Nations under the prevention of criminality and criminal justice. URL: http://www.un.-org/ru/conf/crimecongress2010/

8 A/CONF.213/L.5. URL: http://www.un.org/ru/documents/

Актуальные проблемы международного права

международное сотрудничество по противодействию преступности в условиях глобализации.

В проекте декларации государства указывают на то, что обеспокоены негативными последствиями организованной преступности для прав человека, верховенства права, безопасности и развития, а также изощренностью, разнообразием и транснациональными аспектами организованной преступности и ее связями с другой преступной и, в некоторых случаях, террористической деятельностью. В то же время страны-участники Конгресса стремятся укрепить потенциал правоохранительных органов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия путем формирования культуры предупреждения преступности и соблюдения законности, а также путем создания институционального потенциала и расширения участия общественности и международного сотрудничества.

Для рассмотрения и последующих действий декларация представлена на ХХ сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, прошедшей с 17 по 21 мая 2010 г. Комиссия в очередной раз подтвердила востребованность коллективных, коллегиальных, многосторонних механизмов в поисках ответов на вызовы преступности, необходимость защиты прав человека при отправлении правосудия, предупреждения преступности и борьбы с ней, а также укрепления содействия в координировании мероприятий институтов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

В ходе проведения Конгресса государства впервые наметили процесс объединения принципов и стандартов ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также сформулировали предложения по усовершенствованию системы противодействия преступности:

♦ разработать для всех компонентов системы уголовного правосудия комплексные и рассчитанные на длительную перспективу конкретные программы оказания технической помощи;

♦ государствам активировать свою внутреннюю политику в области предупреждения транснациональной, экономической и экологической преступности, в частности, путем разработки всеобъемлющих и комплексных мер с участием разных сторон, включая межправительственные

организации, неправительственные организации, средства массовой информации, частный сектор и общество;

♦ государствам, которые не произвели процесс имплементации международно-правовых документов в сфере хищения и незаконном обороте культурных ценностей, и если это не противоречит их правовым и конституционным основам, разработать эффективное законодательство в данной сфере, учитывая Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности10, Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности11, а также Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие в форме движимых ценностей12;

♦ продолжать работу по заключению двусторонних договоров о выдаче и взаимной правовой помощи, пока рассматривается вопрос о разработке конвенции о международном сотрудничестве в уголовных делах;

♦ управлению ООН по наркотикам и преступности провести в сотрудничестве с другими компетентными организациями исследование такого явления, как фальсификация, в частности пиратское использование цифровых мультимедийных средств, что отражает актуальность процесса международного сотрудничества по противодействию преступности в условиях глобализации;

♦ комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию рассмотреть вопрос о выявлении таких возможных пробелов и потребностей и представить рекомендации по его решению в целях возможного согласования глобальной

9 Проект Салвадорской декларации «Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире», принятой на XII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию 9 апреля 2010 г.

10 Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. // Свод нормативных аков ЮНЕСКО. М., 1991. С. 283—290.

11 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.

12 Принят на XVIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 1990. 27 августа — 7 сентября.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

конвенции о международном сотрудничестве в уголовных делах, учитывая такие новые технологии, как свидетельские показания при помощи видеоконференций, в том числе с уделением особого внимания более эффективному осуществлению существующих правовых документов.

Проведенный Конгресс дал уникальные возможности обмена информацией и передовым опытом между государствами, межправительственными организациями и отдельными специалистами, представляющими различные профессии, в том, что касается исследовательской деятельности, разработки правовых норм и стратегий, выявления новейших тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также для оптимизации национальных правовых систем в контексте глобальных угроз современности.

Можно, бесспорно, констатировать, что обозначенные положения в Салвадорской декларации представляют собой эффективную основу для противодействия преступности и положительно влияют на формирование как национального, так и международного законодательства.

Вместе с тем отсутствие юридически обязательного документа, определяющего механизмы применения разработанных Конгрессом ООН стандартов в национальных правовых системах, является пробелом в современной международно-правовой доктрине, что значительно снижает не только эффективность принятых конгрессом ООН актов, но и всей деятельности ООН в сфере борьбы с преступностью.

С учетом прогрессирующей роли ООН в развитии сотрудничества государств по противодей-

ствию преступности принятые на Конгрессе акты должны стать твердой основой для разработки и принятия международных договоров в сфере уголовного правосудия, которые затем будут исполняться странами-участниками ООН.

Думается, что при разработке и осуществлении государствами нормативно-правовых актов, процедур и программ в области предупреждения преступности и уголовного правосудия необходимо придерживаться стандартов и норм ООН в качестве руководящих принципов.

Считаем, что эффективный ответ мирового сообщества на глобальные вызовы и угрозы может быть обеспечен только на основе и при строгом соблюдении Устава ООН, а также норм и принципов международного права. Также следует максимально использовать потенциал принятого консенсусом проекта Салвадорской декларации.

Стоит согласиться, что формирование под эгидой ООН единой антикриминальной стратегии и закрепление ее в решениях профильных органов системы ООН, прежде всего Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, станет одним из эффективных шагов, сконцентрированных в вопросах противодействия преступности в условиях глобализации.

Эти усилия требуют длительного времени. Поэтому государства-члены ООН должны помнить о международных обязательствах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, содействовать ратификации международных договоров и осуществлению международных норм и стандартов, а также продолжать в этой связи эффективную многостороннюю деятельность на основе верховенства права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.