Научная статья на тему 'Организация международно-правовой борьбы с преступностью в США, Японии и других странах АТР'

Организация международно-правовой борьбы с преступностью в США, Японии и других странах АТР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ / АТР / ЯПОНИЯ / КИТАЙ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голик Юрий Владимирович

Задача Задачей написания исследовательской работы по проблемам международной борьбы с преступностью стало изучение продолжающегося ее роста в странах мира. Существующая система органов борьбы с преступностью не справляется с этим ростом. Наращивать количество работников малоэффективный путь. Необходимо искать другие решения, в т.ч. обратиться к положительному опыту стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Модель Методология исследования компаративный анализ (в области сравнительной и зарубежной криминологии). Выводы Анализ особенностей организации международно-правовой борьбы с преступностью показывает слабость международной интеграции, внутренние противоречия, необходимость изменения методов работы национальных правоохранительных органов. Практическое значение: предложения по организации международно-правовой борьбы с преступностью в странах мира перед новыми криминальными угрозами, крайне актуален для современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERNATIONAL LEGAL fight against crime in the United States, Japan and other Asia-Pacific countries

Task The task of writing a research work on the problems of the international fight against crime was the study of its continuing growth in the world. The existing system of enforcement to combat crime cannot cope with this growth. Increase the number of employees ineffective way. It is necessary to look for other solutions, including refer to the positive experience of countries in Asia-Pacific-Region. Model Research methodology comparative analysis (in the field of comparative and international criminology). Conclusions Analysis of the characteristics of the organization of international legal fight against crime reveals a weakness of international integration, internal contradictions, the need to change both working methods of the national law enforcement agencies. Practical value proposals for the organization of international legal fight against crime in the countries of the world to new criminal threats, is extremely important for modern Russia.

Текст научной работы на тему «Организация международно-правовой борьбы с преступностью в США, Японии и других странах АТР»

6. КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

6.1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В США, ЯПОНИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ АТР

Голик Юрий Владимирович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задача - Задачей написания исследовательской работы по проблемам международной борьбы с преступностью стало изучение продолжающегося ее роста в странах мира. Существующая система органов борьбы с преступностью не справляется с этим ростом. Наращивать количество работников - малоэффективный путь. Необходимо искать другие решения, в т.ч. обратиться к положительному опыту стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Модель - Методология исследования - компаративный анализ (в области сравнительной и зарубежной криминологии).

Выводы - Анализ особенностей организации международно-правовой борьбы с преступностью показывает слабость международной интеграции, внутренние противоречия, необходимость изменения методов работы национальных правоохранительных органов.

Практическое значение: предложения по организации международно-правовой борьбы с преступностью в странах мира перед новыми криминальными угрозами, крайне актуален для современной России.

Ключевые слова: органы борьбы с преступностью, борьба с преступностью на международном уровне, АТР, Япония, Китай, криминологическая политика.

ORGANIZATION OF INTERNATIONAL LEGAL FIGHT AGAINST CRIME IN THE UNITED STATES, JAPAN AND OTHER ASIA-PACIFIC COUNTRIES

Golik Yuriy Vladimirovich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Elets state university named after I.A.Bunin. Department: Criminal law and Criminology chair. E-mail: [email protected]

Annotation

Task - The task of writing a research work on the problems of the international fight against crime was the study of its continuing growth in the world. The existing system of enforcement to combat crime cannot cope with this growth. Increase the number of employees - ineffective way. It is necessary to look for other solutions, including refer to the positive experience of countries in Asia-Pacific-Region.

Model - Research methodology - comparative analysis (in the field of comparative and international criminology).

Conclusions - Analysis of the characteristics of the organization of international legal fight against crime reveals a weakness of international integration, internal contradictions, the need to change both working methods of the national law enforcement agencies.

Practical value - proposals for the organization of international legal fight against crime in the countries of the world to new criminal threats, is extremely important for modern Russia.

Keywords: authorities to combat crime, the fight against crime at the international level, the Asia-Pacific region, Japan, China, criminological policy.

Система международных органов, нацеленных на борьбу с преступностью, возникла относительно недавно. За прошедшее время она успела набрать определённую силу (особенно Интерпол и Европол), зарекомендовать себя и... устареть. Время идёт не просто быстро, оно стремительно летит вперёд, поэтому, то, что ещё хорошо работало вчера, сегодня не работает вовсе или работает, но очень плохо.

Начинать работу по совершенствованию структуры органов, ведущих борьбу с преступностью, в международном масштабе необходимо с ревизии законодательной базы. Эта база явно несовершенна и мало способствует решению тех проблем, которые стоят перед обществом в этой сфере. Отчасти в этом повинны учёные, которые увлеклись своими научными разработками в традиционных для них сферах научного поиска.

Следует признать, что сама наука сегодня достаточно комфортно чувствует себя в рамках догматического развития. Но скоро наступит коренной перелом в этом процессе. Он не может не наступить. И нынешнее поколение молодых учёных будут активными участниками этого процесса. Не потому, что им так захочется, а потому, что жизнь заставит резко раздвинуть рамки научного поиска. Речь идёт о влиянии научно-технического, а главное научно-технологического прогресса на всю нашу жизнь. Например, хотим мы того или нет, но вскоре перед человечеством встанет проблема клонированных людей. Одними запретами здесь ничего не сделаешь. Как относится к клонам? Это люди или не люди? А появятся ещё и специально созданные люди (или не люди? А, может, нелюди?). Звучит как фантастика, но клоны животные уже появились, генномодифицированные продукты - повседневность. Прятать голову в песок бессмысленно.

Другое направление развития, которое напрямую выходит на проблемы уголовного права - установление тотального контроля за поведением людей. Сегодня уже можно легко проследить буквально по секундам все передвижения человека и многие его действия с помощью обыкновенного телефона, лежащего в кармане практически у каждого и банковских карточек, которые почти у каждого есть в нескольких экземплярах. Двадцать лет назад ничего подобного ещё не было. А завтра будет разработана и запущена в массовое пользование автоматическая система распознавания образов, включая использование космических аппаратов. Сейчас она пока в стадии интенсивной разработки. При этом будет так же разработана и система распознавания видоизменённых и загримированных образов. Читают же сегодня уличные камеры заляпанные грязью автомобильные номера. Так же они будут распознавать и загримированные лица. Значит, спрятаться куда-то будет невозможно. Уличные, да и почти все другие преступления будут раскрываться почти мгновенно, а поимка преступника превратится в относительно несложную техническую операцию, которую и выполнять то во многом будут автоматы. Или роботы, если угодно.

2-2016

Пробелы в российском законодательстве

В этой связи с неизбежностью возникнет вопрос о создании некоего надгосударственного органа, который аккумулировал бы у себя чудовищный по объёму материал по сохранению образов граждан Земли и надлежащим образом им распоряжался. Это, конечно же, не исключает создание и функционирование национальных баз данных. И всё это должно быть завязано в единый узел, должно работать, мгновенно выдавая результат в любую точку планеты. Это сложно, но технически возможно. Банковские платёжные системы уже так работают, значит, должна заработать и та, о которой я говорю. Не исключено, что такой орган (хотя бы на первых порах) будет существовать под эгидой Организации Объединённых Наций. Так было бы удобней и в определённой мере безопасней. Но такие новшества будут иметь и откровенно криминальную составляющую (незаконная слежка и незаконное воздействие на человека, например). Уголовное право к этому не готово. Мы не знаем, что будет, поэтому не знаем и как с этим бороться.

Огромную угрозу в современном мире представляет использование властью электронных технологий для достижения своих, несанкционированных обществом, целей. Попросту говоря, речь идёт о банальной слежке абсолютно над всеми. Ещё Джордж Оруэлл в 1949 году в своём известном романе «1984» описал деятельность Старшего Брата (Иногда его называют Большим Братом, хотя ошибка перевода: в английском тексте этот герой поименован как Big Brother - Большой Брат, но в Англии так принято называть именно старшего брата, а не брата, большего по размеру) -единоличного лидера государства Океания и партии Ангсоц, который сумел поставить под контроль деятельность всего и вся, включая каждого гражданина. Тогда не было современных компьютерных технологий, но сегодня то они уже есть.

Именно использование таких технологий привело к стремлению американской власти следить за всеми и получать информацию ото всюду. «Дело Эдварда Сноудена» тому подтверждение (поскольку оно у всех на слуху, давать какие-то пояснения излишне). А до этого возникло и продолжает тянуться «дело Джулиана Ассанжа» - основателя WikiLeaks, вскрывшего огромное количество шпионских скандалов и много другой закрытой для общества информации. Не нужно думать, что всё это случайности, которые стали известны обществу только благодаря деятельности каких-то фанатиков. «Отмотаем плёнку» чуть-чуть назад.

В ноябре 2002 года мир узнал о сверхновой программе Пентагона, получившей название TIA "Total Information Awareness" - «Тотальная информационная осведомлённость». Программа была запущена в дело через Агентство передовых военных исследований (DARPA). Цель - «создание гигантской компьютерной системы для наблюдения за многими миллионами граждан США и других стран мира - для предотвращения, как объявлено будущих террористических актов на этапе их подготовки. Под «наблюдением» здесь понимаются постоянные анализ и оценка данных из множества сведённых воедино информационных баз, правительственных и коммерческих, содержащих самые разные сведения о личной жизни граждан по всему миру» (2, с. 19). Таким образом в поле зрения этой программы попали все ежедневные действия любого гражданина: обращение к врачам или юристам, оплата покупок в магазине (что за продукты или товары были куплены, какие книги приобретены и т.д.), бронирование мест в отелях и на транспорте, все перемещения,

отправка электронных (и простых) посланий, посещение общественных мероприятий и т.д. и т.п.

Уже очень быстро список «потенциальных террористов» стал исчисляться миллионами. И не только в США. Естественно, общественность встала на дыбы. Посыпались гневные обвинения в адрес правительства. Пытаясь спасти ситуацию, власть поменяла название программы. Её стали называть Terrorism Information Awareness - Информационная осведомлённость о терроризме. Это всё напоминало известную ситуацию, когда новый хозяин убыточного борделя, вместо того, чтобы поменять девочек, стал переставлять кровати в номерах.

Естественно, это не помогло. 24 сентября 2004 года на совместном заседании обеих палат Конгресса США было принято решение о полном прекращении финансирования с 2004 году как программы TIA, так и её руководящей структуры - Управления информационной осведомлённости. Решение очень жёсткое, но малоэффективное. Как очень часто бывает в таких случаях, финансы раскидали по другим структурам при сохранении их целевого предназначения. Таким образом, ситуация стала ещё хуже и ещё опаснее для миллиона граждан во всём мире.

Прошло десять лет. Что изменилось? Английская газета Guardian популяризирует книгу своего журналиста Глен Гринвалда «Нигде не спрятаться», в которой он пишет, что АНБ (Агентство Национальной Безопасности США) устанавливает в промышленных масштабах специальные средства за отслеживанием всех производимых операций в компьютерные устройства, поставляемые за границу (3). Можно ли с этим бороться средствами уголовного права? Наверное, можно. Но вот только власть особенно к этому не стремиться. В этом случае ей необходимо бороться с собой. А это, ко всему прочему, как правило, бывает болезненно. Увы, но это тоже проблема и уголовного права в том числе (4).

Ещё одна проблема - это модификация поведения. Через какое-то время человек научиться модифицировать поведение другого человека без особого (или вообще без такового) ущерба для его личности. Это открывает огромные возможности как для позитивной, так и для негативной деятельности. Можем ли мы вторгаться в эту сферу, и, если да, то до каких пределов? Как уголовное право должно реагировать на такую реальность?

Наконец, последняя проблема, в которую мы постепенно вползаем - это компьютеризация преступности. Не компьютерные преступления и не компьютерная преступность сама по себе, а компьютеризация преступности. Наступит время, когда подавляющее большинство преступлений будет совершаться с использованием компьютера. Даже автотранспортные преступления. Решающая роль в управлении автомобилем будет принадлежать не человеку, а компьютеру. Без такого использованию будет совершаться разве что уличное хулиганство, которое не отомрёт и никуда не исчезнет, покуда жив человек. Механизм его возникновения и проявления совсем иной, чем у большинства других преступлений. Хотя и в этом случае не всё так просто. Хакерство - то же самое хулиганством по мотива его совершения («Люди, посмотрите на меня! Вот что я могу делать!»). И хакерство набирает в современном мире обороты. Одна из глубинных причин этого - тотальное сокращение живого общения людей друг с другом. Его всё больше и больше занимает виртуальное общение через Интернет.

Столь масштабные изменения преступности потребуют и полного переформатирования международных органов борьбы с преступностью. Видимо, решающая роль будет принадлежать координирующим органам. Координировать они будут действия национальных органов борьбы с преступностью и международных (и тех, что есть, тех, что будут созданы).

Надо заметить, что координации действий органов, ведущих борьбу с преступностью, не уделяется должного внимания нигде. И напрасно.

В этой связи интересно обратиться к опыту организации международной борьбы с преступностью в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Известно, что страны Северо-Восточной Азии (Япония и Южная Корея) стабильно на протяжении последних десятилетий демонстрируют наиболее низкую динамику роста уровня преступности среди стран мира. Не главная, но одна из причин такой позитивной ситуации - тесная координация правоохранительных органов стран АТР в сфере борьбы с преступностью, в частности международным терроризмом, региональной организованной преступностью, наркотрафиком.

Традиционный подход борьбы с преступностью в АТР включает тотальный «мониторинг и наблюдение». Хотя передовые технологические инструменты используются, правоохранительные органы Японии, Кореи, КНР признают, что вместо того чтобы полагаться на высокотехнологичные решения, основываются на человеческом факторе, в то время как Америка имеет склонность искать технологические решения национальных проблем в области технологической безопасности. Так успеху преследования региональных преступных групп способствовала опора правоохранительных органов на традиционный общинный «азиатский» менталитет в странах АТР, предполагающий фактически тотальную систему доносительства не только о преступлениях, но и любых случаях де-линквентного поведения, «чужаках» и малейших подозрениях.

Однако и новые технологии в борьбе с преступностью доказали свою эффективность. Так страны АТР постоянно совершенствуют и видоизменяют меры пограничного контроля, а также иммиграционной политики для борьбы с терроризмом. Специальные подразделения блокируют киберпреступность, отслеживают любую гипотетическую возможность использования оружия (особенно химического и биологического, которые могут оказаться у преступников, ведь та же Япония была первой страной, подвергшейся химической атаки в столичном метро).

Предпринят и ряд практических шагов по созданию законодательной базы для «полноценного реагирования» на «новые вызовы и угрозы национальной безопасности». Так в Японии были разработаны и приняты еще в октябре 2001 г. законы и поправки к существующим законам, создавшие правовую основу для самостоятельных и коллективных действий Японии в борьбе с международной преступностью и терроризмом: Закон об особых мерах, поправки к Закону о силах самообороны и Закону об управлении по безопасности на море.

Кроме правоохранительных органов происходит координация политических, общественных и финансовых организаций. Так, используя Азиатский банк развития, обеспечивается помощь Филиппинам в целях выработке мер по борьбе с отмыванием денег, разработке системы мониторинга и планирования учебных

курсов для должностных лиц в соответствующих учреждениях.

В целом можно сделать вывод, что координация -сложнейшее организационно-правовое явление, которое у нас сегодня сведено практически к одной из низовых форм: согласованию позиций, а уже на этой основе происходит согласование действий. Это очень ущербный подход. То, что для одного ведомства может являться плюсом, для другого будет явным минусом (контролируемая поставка наркотиков, например, с пересечением государственной границы). Как показывает опыт, сами ведомства с большим трудом и не всегда охотно договариваются друг с другом. Значит, их надо освободить от этой работы. Координация будет заключаться в объединении усилий путём, например, делегирования полномочий как «по вертикали», так и «по горизонтали», а равно и перекрёстное делегирование. В эту работу включаются законодатели всех уровней и органы исполнительной власти. Сама координационная структура должна быть небольшой по количеству работающих сотрудников, но состоять должна только из профессионалов высокого уровня.

Эффект скажется очень быстро, но удовлетворит он далеко не всех. Именно координация способна поставить жесткий заслон на пути распространения преступности и коррупции. Переход, однако, жизненно необходим. Рост преступности в обозримом будущем не прекратится (хотя показатели «управляемой статистики» могут говорить и об обратном - бумага всё стерпит), а возможности уголовной юстиции в её нынешнем виде практически исчерпаны.

Список литературы:

1. Оруэлл Дж. 1984. - М., 1989.

2. Киви Б. Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом. - М.: Бестселлер, 2004.

3. Сюрприз от АНБ // Ведомости. - 2014. - 14 мая.

4. Злоупотреба мо^и: XIII Тематски ме^ународни на-учни скуп. - Тара, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.