УДК 34 ББК 67
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
ИВАН ИВАНОВИЧ КОТЛЯРОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры прав человека и международного права
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ПУЗЫРЕВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена анализу международных договоров, применяемых органами внутренних дел Российской Федерации в своей профессиональной деятельности по обеспечению прав человека, противодействию преступности, подготовке кадров для зарубежных государств и в других сферах.
Ключевые слова: международный договор, органы внутренних дел Российской Федерации, права человека, подготовка полицейских кадров, международная преступность, миротворческие операции, вооруженный конфликт.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the international treaties applied by the internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of the maintenance of human rights, countering of organized crime, personnel training for foreign countries and other spheres of their activity.
Keywords: international treaty, the internal affairs bodies of the Russian Federation, human rights, police personnel training, international organized crime, peacekeeping operation, armed conflict.
Среди ряда федеральных органов государственной власти, которые в круглосуточном режиме занимаются обеспечением прав и свобод человека и гражданина, следует выделить органы внутренних дел России (ОВД России). Их деятельность напрямую согласуется с конституционным положением о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2)». Однако признавая защиту прав и свобод человека и гражданина одной из приоритетных сфер своей профессиональной деятельности, ОВД России, тем не менее, не ограничиваются только ею. Такая деятельность имеет не только внутригосударственное, но и внешнеполитическое значение, а поэтому осуществляется,
наряду с законодательством России, также в соответствии с «...общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации ...» (п. 4 Положения о МВД России1), что в полной мере соответствует п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации2. В обобщенном виде деятельность ОВД России весьма многогранна, охватывает многие сферы, которые следует рассмотреть подробнее.
1. Защита и обеспечение прав и свобод человека. Такого рода деятельность сводится к решению следующих основных задач:
а) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противо-
действие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
б) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, иных лиц, обеспечение которых возложено на МВД России3.
Безусловно, международно-правовые договоры в этой сфере составляют правовую основу выполнения указанных задач ввиду участия в них Российской Федерации. К примеру, в Уставе ООН 1945 г. содержится призыв к государствам «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...». В нем закрепляется принцип уважения прав и свобод человека, который достаточно широко развернут во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г. и в других международно-правовых документах4, основные положения которых нашли отражение в Конституции России (ст. 17—56, 60—64).
Так, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах государства-участники признали право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая:
a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся:
• справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;
• удовлетворительное существование для них и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;
b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основа-
нии трудового стажа и квалификации (курсив наш5);
d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни (ст. 7).
Кроме того, Пакт обязывает государства обеспечить: семье, как естественной и основной ячейке общества, предоставление по возможности самой широкой охраны и помощи, в особенности при ее образовании, особую охрану матерям в течение разумного периода до и после родов, всем детям и подросткам без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку (п. 1, 2, 3 ст. 10); «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни...» и ... «надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права...» (п. 1 ст. 11 — курсив наш), «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» (п. 1 ст. 12), одинаковую доступность высшего образования «для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования» (ст. 13).
Международный пакт о гражданских и политических правах содержит обязательства государств — участников в пределах своей территории обеспечить всем лицам право на: пользование всеми гражданскими и политическими правами, равное для мужчин и женщин (ст. 3); жизнь, как неотъемлемое право каждого человека; выражение просьбы о помиловании или смягчении приговора (п. 1 и 4 соответственно ст. 6), свободу и личную неприкосновенность (п. 1 ст. 9), гуманное обращение и уважение достоинства лиц, лишенных свободы (п. 1 ст. 10), свободное передвижение и свободу выбора местожительства каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства в пределах этой территории; право покидать любую страну, включая свою собственную (п. 1 и 2 ст. 12) и др. Следует подчеркнуть, что перечисленные выше и многие другие права человека, закрепленные в Пактах, обеспечиваются как внутригосударственным механизмом России, нашедшим отражение в законах и подзаконных актах России, так и между-
народными органами6: универсальными (например, в рамках ООН) и региональными (Совет Европы, ОБСЕ, СНГ) в соответствии с международным правом.
2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является реакцией мирового сообщества на все возрастающий рост численности преступлений в мире и их тяжкие последствия для государств.
В целом международное сотрудничество носит вспомогательный характер по отношению к внутригосударственным мерам борьбы с правонарушениями. Однако по отдельным делам или категориям преступлений (например, борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной иммиграцией) оно зачастую играет решающую роль. В современных условиях актуальность сотрудничества в борьбе с преступностью обусловливается рядом причин: постоянным ростом международной преступности в наиболее опасных ее проявлениях (геноцид, преступления против человечности, военные преступления, агрессия; международный терроризм; незаконный оборот наркотиков; контрабанда оружия; торговля людьми и др.); изощренностью способов совершения преступлений, причем зачастую уровень технической оснащенности криминальных структур выше, чем правоохранительных органов; созданием по всему миру транснациональных сообществ и их «филиалов» с устойчивой организацией и высокой дисциплиной, не признающих границ и владеющих огромными финансовыми средствами7.
Правовую основу совместной деятельности государств и созданных ими международных организаций (международных судебных органов8) по противодействию преступности составляют многочисленные международные договоры, заключенные
9 10
на универсальном9, региональном10 и двустороннем уровнях11, а также приговоры трибуналов12.
В настоящее время свыше 600 международных договоров Российской Федерации содержат положения, относящиеся к деятельности органов внутренних дел. При этом более четверти из них полностью или преимущественно посвящены регламентации вопросов, входящих в компетенцию органов внутренних дел (договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, правовой помощи по уголовным
делам, о выдаче и др.)13. Весьма значительное место в борьбе с преступностью отводится международным организациям: универсальным (например, ООН), региональным (например, СНГ, ШОС).
В рамках ООН вопросы сотрудничества государств в борьбе с преступностью рассматриваются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (далее ГА ООН); ими занимаются также Совет Безопасности, ЭКОСОС. В соответствии с резолюцией ГА ООН 1950 г. ООН наследовала функции Международной уголовной и пенитенциарной комиссии (МУПК). Борьба с преступностью является прежде всего задачей компетентных органов каждого государства14.
В Содружестве Независимых Государств на основании Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (далее — БКБОП). Работой БКБОП руководит Совет министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СМВД)15.
Отдельно следует сказать о международных полицейских организациях по борьбе с преступностью, с которыми сотрудничают ОВД России. Прежде всего речь идет об универсальной и наиболее значимой Международной организации уголовной полиции16 (Интерполе), действующей на основе Устава 1956 г. Интерпол создан в целях обеспечения широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также создания и развития учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности (ст. 2 Устава).
Как отметил начальник Национального центрального бюро Интерпола МВД России17 А.В. Про-копчук, — смысл нашего участия в международной полицейской организации очевиден — возможность найти и задержать подозреваемого в преступлении российского гражданина практически в любой точке планеты. И, разумеется, найти и передать иностранным коллегам разыскиваемых ими преступников. Благодаря Интерполу, резко возросли возможности
российских правоохранительных органов в розыске культурных и исторических ценностей, угнанных машин, пропавших без вести людей. По инициативе России в международный розыск по каналам Интерпола объявлено порядка 2 тысяч лиц. Совместными усилиями полицейских органов ежегодно по всему миру задерживаются до 5 тысяч преступников. Только в первой половине 2014 г. нам удалось вернуть в Россию для привлечения к уголовной ответственности более 20 преступников18.
Из региональных полицейских ведомств, с которыми ОВД России взаимодействуют19 в борьбе с преступностью, следует назвать Европол20. Ведомство предназначено для оказания практического содействия и информационной поддержки на европейском уровне мероприятиям полицейских органов государств21 в области борьбы с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, а также с «другими тяжкими формами преступности» международного характера: торговлей наркотиками, отмыванием денег и т.д. (всего 24 категории преступных деяний). Одной из форм международного сотрудничества ОВД России с полицейскими органами зарубежных государств является деятельность представителей МВД РФ при дипломатических представительствах России в иностранных государствах22. На них возлагаются следующие задачи: обеспечение взаимодействия с компетентными органами, проведение анализа законодательства государства пребывания в области борьбы с преступностью и представление результатов в МВД России и загранучреждение МИД России в государстве пребывания, участие в работе международных конференций, семинаров и др. мероприятий в рамках международного сотрудничества, участие в подготовке проектов международных договоров в области борьбы с преступностью, заключаемых Россией с государством пребывания и др.23
В современных условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса ОВД России имеют практические возможности, в соответствии с принципами и нормами международного космического права, использовать космические средства наблюдения для управления полицейскими патрулями24, добывания доказательств по уголовным делам, обнаружения схронов оружия, опера-
тивно-розыскных целей и т.п.25 Например, в научно-исследовательском центре «Охрана» МВД России разработан прибор «Магистраль», который с помощью спутника сразу же выдает сигнал о попытке врезания в трубопровод и указывает точное место26.
3. Участие в вооруженных конфликтах. В современных условиях в связи с существованием значительных внешних угроз безопасности и внутренней стабильности России может быть востребован боевой потенциал ОВД России. В целях сохранения конституционного строя России, обеспечения законности и правопорядка сотрудники ОВД могут привлекаться для ведения борьбы с незаконными вооруженными формированиями на территории России. В случае агрессии против России, то есть возникновения международного вооруженного конфликта с ее участием, подразделения ОВД могут быть включены в состав Вооруженных Сил России (ст. 43 п. 3 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.) или вести вооруженную борьбу с противником в составе партизанских отрядов или опол-чения27. Сотрудники ОВД России, являясь в таком случае комбатантами (сражающимися), находятся под защитой принципов и норм международного гуманитарного права.
В том случае, когда сотрудники ОВД непосредственно не участвуют в военных действиях, то, являясь частью гражданского населения, они должны, в соответствии с международным правом и законодательством России, поддерживать правопорядок и обеспечивать права личности, включая беженцев и апатридов, оказывать помощь в розыске, производящемся членами разрозненных войной семей с целью их воссоединения, разыскивать пропавших без вести по сообщению противной стороны, а также лиц, совершивших серьезные нарушения норм международного гуманитарного права и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду28. Кроме того, «.полицейские и другие власти, которые во время войны несут ответственность за покровительствуемых лиц (выделено нами), должны иметь текст конвенции и быть специально ознакомлены с ее положениями» (ст. 144 п. 2 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны)29. В военное время огромные массы людей — вынуж-
денных переселенцев и беженцев (пример тому — ситуация в современной Украине) — стремятся покинуть свое постоянное место проживания и искать убежище в других более безопасных регионах государства или за его пределами. В связи с этим перед ОВД России и др. правоохранительными органами встает задача обеспечения защиты их прав и законных интересов с учетом принципов и норм международного права30.
4. Охрана дипломатических и консульских представительств, представительств иностранных государств и международных организаций на территории России. Международно — правовой основой указанной деятельности ОВД РФ являются принципы и нормы дипломатического и консульского права, международные обычаи. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.31 помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государство пребывания возлагается специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства (курсив наш). Помещения представительства, предметы обстановки и другое находящееся в них имущество, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22). Такой же неприкосновенностью пользуется частная резиденция дипломатического агента32. При прекращении дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства, государство пребывания должно уважать и охранять его помещения вместе с его имуществом и архивами (п. а) ст. 45). Аналогичные нормы содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.33 (п. 1 а) ст. 27, ст. 31), а также Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (ст. 23, 29)34. В бытность СССР охрана дипломатических миссий иностранных государств приказом Народного комиссара внутренних дел СССР
от 25 апреля 1937 г. была возложена на службу, отвечающей за безопасность дипломатических представительств и консульств иностранных государств. 27 февраля 2012 г. приказом Министра внутренних дел Российской Федерации дата «25 апреля 1937 г.» была объявлена как День образования подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств системы МВД России35. В Москве находится более 150 посольств. Всего дипломатических миссий — 277, учитывая, что большие государства имеют не только посольства и консульства, но и отдельные резиденции36. Их охрана возложена на полк полиции по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств ГУ МВД России по г. Москве37. Сегодня круг задач, возложенных на эти подразделения, значительно расширился. Они призваны не только обеспечивать неприкосновенность представительств и консульств, их защиту от противоправных посягательств, но и пресекать попытки совершения преступных, провокационных и иных действий, которые могут привести к осложнению межгосударственных отношений и другим нежелательным последствиям38.
5. Подготовка полицейских кадров для зарубежных государств. В современных условиях усиливающейся активности государств в борьбе с преступностью международное взаимодействие в области подготовки полицейских кадров становится одним из перспективных направлений сотрудничества государств и их правоохранительных органов.
В деятельности ОВД России особое значение придается повышению профессионализма сотрудников полиции, а также интеграции их в мировое полицейское сообщество. В связи с этим обучение сотрудников правоохранительных органов зарубежных государств является одним из важнейших направлений деятельности МВД России39. В соответствии с межправительственными договорами, межведомственными соглашениями МВД России и полицейскими ведомствами СНГ, а также др. государств в высших учебных заведениях системы МВД России осуществляется подготовка зарубежных полицейских кадров.
Так, например, Академия управления МВД Российской Федерации уже более четверти века являет-
ся головным образовательным учреждением системы МВД России, где накоплен достаточный опыт международного сотрудничества, причем не только в сфере подготовки полицейских управленческих кадров, но и в области научного обеспечения деятельности органов внутренних дел40.
Кузницей подготовки полицейских кадров является Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 26 августа 2002 г. в Университете был образован факультет подготовки иностранных специалистов в целях обучения в соответствии с государственными стандартами на базе среднего (полного) общего образования для подготовки специалистов высшей квалификации по программе высшего профессионального образования. В настоящее время на факультете обучаются 226 иностранных слушателей из 10 стран — Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистан, Республики Узбекистан, Республики Анголы, Социалистической Республики Вьетнам, Монголии, демократической Республики Конго41.
Международную известность в повышении квалификации специалистов, включая зарубежных полицейских, получил Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД Российской Федерации. За минувшие годы Институт не только сохранился как учебное заведение, но и приобрел статус одного из ведущих образовательных учреждений дополнительного профессионального образования МВД России. В Институте ежегодно проходят обучение около 8 тысяч человек, в их числе порядка 400 иностранных специалистов42. Подготовка иностранных специалистов осуществляется и в других образовательных учреждениях МВД России43.
6. Участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, ОБСЕ и др. региональных международных организаций. С юридической точки зрения Устав ООН не содержит норм, которые определяли бы порядок проведения операций по поддержанию мира (ОПМ, миротворческих операций). В то же время одной из целей ООН является поддержание международного мира и безопасности (п. 1 ст. 1 Устава ООН), реализация которой в силу сложившейся международной практики стала осуществляться путем проведения ОПМ44 (для предупреж-
дения возникновения вооруженных конфликтов, их разрастания, прекращения огня, установления правопорядка в зоне конфликта, обеспечения защиты гражданского населения и др.) на основе резолюций Совета Безопасности ООН, определяющих их мандат.
Впервые вопрос участия в миротворческих операциях ООН представителей гражданской полиции от Российской Федерации возник в 1992 г., когда началось осуществление миротворческой операции на территории Югославии. Тогда в апреле 1992 г. в Югославию были командированы первые 14 сотрудников милиции, что открыло новую страницу в истории МВД России45. В 1990-е годы количество сотрудников ОВД России, задействованных в миротворческих операциях ООН, не превышало четырех десятков человек. Россияне в составе миротворческих полицейских сил несли службу в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Конго, Восточном Тиморе, Грузии, Либерии. Резкий рост числа российских полицейских миротворцев произошел в конце 1990-х — начале 2000-х гг., в связи с событиями в бывшей Югославии, когда сотрудники ОВД России были направлены в Косово в состав Международных Сил.
В настоящее время 18 сотрудников полиции участвуют в следующих миротворческих операциях ООН46: Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити, Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго, Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии, Миссия Организации Объединенных Наций в Республике Южный Судан, Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово47.
Кроме миротворчества в рамках ООН сотрудники МВД России принимают участие в мероприятиях, направленных на поддержание международного мира и безопасности и в рамках других международных организаций. Так, в 2008 г. сотрудники МВД России были задействованы в трех миссиях Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: 2 человека были направлены в Киргизию, по 1 человеку — в Косово и Македонию. Участие сотрудников ОВД в совместной миссии Европейского Союза (далее ЕС) на территории Боснии и Герцеговины — пример первого практического вза-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
имодействия Российской Федерации и ЕС в области безопасности и обороны48. Кроме того, российский воинский контингент и сотрудники полиции привлекались к участию в операциях в зонах грузино-абхазского конфликта в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, грузино-осетинского конфликта в составе Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ), в Приднестровском регионе Республики Молдова в составе Совместных миротворческих сил (СМС).
7. Порядок и условия использования оружия. Международными стандартами для органов по поддержанию правопорядка49 определены обстоятельства, при которых разрешается использование огнестрельного оружия. При этом следует подчеркнуть, что оно может быть применено только в крайних случаях50: в целях самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения; для предотвращения особо опасного преступления, влекущего за собой серьезную угрозу жизни; с целью ареста или предотвращения побега лица, представляющего такую опасность, и которое сопротивляется попыткам остановить угрозу. Преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты человеческой жизни51.
В соответствии с Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка «применение огнестрельного оружия считается крайней мерой. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы исключить применение огнестрельного оружия, особенно против детей. Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для обсуждения или задержания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям» (ст. 3 с)52. Данная норма нашла отражение в Федеральном законе РФ «О полиции», № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., в который в июле 2015 г. внесены поправки, включая, в частности, «исчерпывающий перечень», когда сотрудник впра-
ве, в том числе в общественных местах, применить оружие53.
В статье рассмотрены лишь некоторые направления и формы деятельности ОВД России, в основе которых лежат принципы и нормы международного права. Для более полного представления о масштабности задач, выполняемых ОВД России с учетом международного права, также важно отметить такие направления, как: обеспечение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы ОВД в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций в мирное время, участие в выполнении мероприятий гражданской обороны54; участие в организации территориальной обороны Российской Федерации, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны Российской Фе-дерации55; участие в заключении международных договоров56; обеспечение безопасности дорожного движения и др.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что, несмотря на адресованность норм международного права непосредственно государствам, сотрудники полиции, как органы исполнительной ветви власти, должны неуклонно соблюдать все международные обязательства, взятые на себя Российской Федерацией при исполнении ими своих служебных обязанностей в связи с реализацией возложенных действующим законодательством задач. Все это свидетельствует о необходимости распространения принципов и норм международного права среди сотрудников ОВД России, а также обуславливает актуальность преподавания дисциплины международное право в образовательных учреждениях системы МВД России.
1 Положение о МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248. Далее — Положение о МВД России // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Электронная версия.
2 Принципы и нормы международного права в деятельности сотрудников полиции // Правоохранительная и правозащитная деятельность в России и за рубежом на современном этапе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции / гл. ред. А.А. Галушкин: Москва: Мосинформбюро; Рязань: Издательство «Концепция», 2013. С. 280—284.
3 См. п.п. 3.3, 3.5 Положения о МВД России.
4 В обобщенном виде правовую основу защиты и обеспечения прав человека составляют: Конституция Российской Федерации и изданные в развитие ее положений законы и подзаконные
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
акты, Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативные протоколы к нему, Конвенция о правах ребенка 1989 г. и Протоколы к ней, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1989 г. и многие другие договоры.
5 Выполнение этой нормы особо актуально и важно в силовых структурах нашего государства.
6 «Каждый вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ст. 46 п. 3 Конституции России).
7 См. подробнее: Пузырев С.А. Роль подразделений финансовых разведок в борьбе с легализацией преступных доходов // Актуальные проблемы финансовой безопасности России сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. Тамбов, 2015. С. 94—99.
8 Здесь речь ведется о создании по инициативе государств и при поддержке Организации Объединенных Наций органов международной уголовной юстиции с целями расследования и наказания лиц, виновных в совершении преступлений, посягающих на международный и мир и безопасность: Международный уголовный суд, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный трибунал по Руанде, Специальный суд по Сьерра-Леоне, специальный трибунал по Ливану и др.
9 Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. и Протоколы к ней, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2001 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. и многие другие договоры.
10 См., например, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) 2002 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г., Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.
11 Например, Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан 2008 г., Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Союз Мьянма.
12 Так, например, только Международным трибуналом по бывшей Югославии по состоянию на январь 2014 г. в отношении 74 лиц были вынесены приговоры. См.: Пузырева Ю.В. Международный трибунал по бывшей Югославии. «20 лет успеха?» // Московский журнал международного права. 2014. № 2. С. 23. За более, чем 20-летие работы Международного трибунала по Руанде в отношении 93 физических лиц было выдвинуто обвинение в совершении ими актов геноцида и других серьезных нарушений международного гуманитарного права в 1994 г.; в текущем процессе находятся 7 дел: 6 рассматриваются в судебной палате, 1 дополнительное апелляционное производство передано в «остаточный механизм». Key Figures of Cases // International Criminal Tribunal for Rwanda. URL: http:// www.unictr.org/en/cases/key-figures-cases (дата обращения: 10.08.2015).
13 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: учебное пособие / Д.Д. Шалягин, Ю.В. Пузырева. М.: МосУ
МВД России, 2014. С. 23—25.
14 Подробнее см.: Скуратова А.Ю. Международно-правовые основы в борьбе с преступностью. Международное право. Т. 2. Учебник для академического бакалавриата под ред. А.Н. Вы-легжанина. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2015. С. 153.
15 БКБОП является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств — участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений. См.: Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — БКБОП) // Исполнительный комитет СНГ. Официальный сайт // URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=13820 (дата обращения: 17.08. 2015).
16 На сегодняшний день членами Интерпола являются 190 государств, включая Российскую Федерацию в качестве правопреемника СССР, который присоединился к этой организации в 1990 году. Численность государств представлена по состоянию на август 2015 г. См. подробнее: About INTERPOL // Официальный сайт Международной организации уголовной полиции. URL: http://www.interpol.int/About-INTERPOL/Overview (дата обращения: 16.08.2015).
17 См.: Приказ МВД России от 31 марта 2012 г. № 305 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Электронная версия.
18 Кроме того, возможности Интерпола активно использовались для обеспечения безопасности крупных спортивных мероприятий, проходивших на территории нашей страны — Универсиады в Казани и Олимпийских зимних игр в Сочи. А на проходившем в Бразилии Чемпионате мира по футболу присутствовал уже представитель и российского Бюро. Бразильскими коллегами был сформирован Центр международного полицейского сотрудничества, к работе которого подключилась и российская сторона. Опыт, полученный при проведении этих игр, даст дополнительную возможность для выработки стратегических и практических решений для обеспечения безопасности Чемпионата мира по футболу 2018 г. в нашей стране. См. подробнее: А.В. Прокопчук. От Интерпола не сбежишь // Российская газета. 26.09.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/09/26/prokopchuk. html (дата обращения: 16.08. 2015).
19 6 ноября 2003 г. в Риме было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией. Справочно-правовая система Консуль-тантПлюс. Электронная версия.
20 Впервые идея о создании единой полицейской службы на территории ЕвропейскогоСоюза была закреплена еще в 1992 г. в Маастрихтском договоре, положившим начало существованию самого Евросоюза. С января 1994 г. служба существовала в ограниченном виде, как «Подразделение Европола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков». В 1998 г. все страны-члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию о Европоле и с 1 июля 1999 г. началась полноценная работа данной организации. В связи с изменениями в статусе самого ЕС, вступлением в силу в 2009 г. Лиссабонского договора 2007 г. современную правовую базу функционирования Европола составляет Решение Совета ЕС от 6 апреля 2009 г. «О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)» // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Указ. соч. С. 92.
21 В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), которому были поставлены задачи по обеспечению обмена информацией между компетентными органами Российской Феде-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
рации, включая МВД России, и Европолом и выработке мер, направленных на усовершенствование механизма сотрудничества. См.: Взаимодействие с Европолом // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https:// mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_ bjuш_Interpola/Vzaimodejstvie_s_Evшpolom (дата обращения: 16.08.2015).
22 Численность представителей МВД России за рубежом по состоянию на январь 2014 г. составляла 18 человек. См. подробнее: Представители МВД России за рубежом // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL:https://mvd.ru/contacts/foreign (дата обращения: 18.08.2015).
23 См. подробнее: Указ Президента Российской Федерации от 27 августа 2007 г. № 1104 «О представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в иностранных государствах», а также Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 975 «Об утверждении Инструкции о порядке направления и организации деятельности представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в иностранных государствах» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Электронная версия.
24 Милицейскими патрулями будут управлять из космоса // Интернет-газета «Охранами». URL: http://www.oxpaha.ru/ safenews_19_54077 (дата обращения: 17.08.2015).
25 Пространственное разрешение современных сенсоров невоенного назначения достигает десятков сантиметров, что позволяет решать задачи, выполнимые ранее только методами аэрофотосъемки или полевыми исследованиями.
26 Кто защитит народ от газовых террористов // Аргументы и факты. 2007. № 26.
27 Котляров И.И., Ходжабегова К.Л. Применение международного гуманитарного права внутренними войсками МВД и органами внутренних дел России // Вестник Московского университета МвД России. 2008. № 3. С. 17—23.
28 См. ст. 26 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, ст. 33, 74 Дополнительного протокола I 1977 г.; ст. 49, 50,129 и 146 п. 2 соответственно Женевских конвенций I, П,Ш и IV 1949 г.). В документе регионального значения - Декларации о полиции 1979 г., принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы (резолюция 690 (1979), на этот счет отмечается, что полицейский во время войны и вражеской оккупации должен продолжать выполнять свои задачи по защите граждан и собственности в интересах гражданского населения (т. е. когда он не является комбатантом - прим. наше), а также то, что положения IV Женевской конвенции от 12 августа 1949 г., касающиеся защиты гражданских лиц во время войны, распространяются на гражданскую полицию (С.п.2). См.: Резолюция № 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Декларация о полиции» (Принята в г. Страсбурге 08.05.1979 на 31-ой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Электронная версия.
29 См. подробнее: Международное гуманитарное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., профессор А.Я. Капустин, д.ю.н., профессор И.И. Котляров. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 72—104.
30 В частности, в период международных вооруженных конфликтов беженцы и апатриды находятся под защитой Женевской конвенции IV (части I и III), Дополнительного протокола I (ст. 73) при всех обстоятельствах и без какого-либо неблагоприятного различия. В случае вооруженных конфликтов немеждународного характера Женевские конвенции 1949 г. требуют от воюющих сторон относиться ко всем лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях, гуманно, без всякой дискриминации (ст. 3, общая для Женевских конвенций 1949 г.). Дополнительный протокол II также содержит ряд положений о защите гражданского населения (ст. 13).
31 Вступила в силу 24 апреля 1964 г. Российская Федерация, как правопреемник СССР, является ее участницей, ратифициро-
вана 25 марта 1964 г. См.: Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. Т. 1. М.: МНИМП, 1996. С. 515, 517, 522—523.
32 Им является глава дипломатического представительства или члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг.
33 См.: Действующее международное право. Указ. соч. С. 539, 540—541.
34 «Международная организация универсального характера» означает Организацию Объединенных Наций, ее специализированные учреждения, Международное агентство по атомной энергии и любую аналогичную организацию, членский состав и ответственность которой носят широкий международный характер. Там же, С. 583, 591, 593.
35 Полк полиции по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http:// petrovka38.ru/guvdmvd/Struktura_Upravlenija/Podrazdelenija/ Polk_policii_po_ohrane_diplomaticheskih (дата обращения: 03.08. 2015).
36 Список руководителей дипломатических и консульских представительств зарубежных государств в России (по состоянию на апрель 2015 г.) // Официальный сайт Министерства иностранных дел России. URL: http://www.mid.ru/spisok (дата обращения: 10.08.2015).
37 Дипломатичные часовые // Еженедельная газета «Петровка 38». Номер 31 (9485) от 25 августа 2015 г. URL: http:// petrovka-38.com/arkhiv/item/diplomatichnye-chasovye (дата обращения: 03.08.2015).
38 Об актуальности обеспечения безопасности дипломатических представительств иностранных государств свидетельствуют, к сожалению, многие факты: так, 4 ноября 1979 г. радикально настроенные студенты-исламисты, называвшие себя «учениками Хомейни», под предлогом того, что дипломатическая миссия является «гнездом шпионажа и заговоров против Ирана», взяли штурмом здание посольства США, разоружили охрану и захватили в плен по разным оценкам от 66 до 90 человек и удерживали их 444 дня. См. подробнее: Захват посольства США в Тегеране 4 ноября 1979 года. Справка // Официальный сайт РИА Новости. URL:http://ria.ru/world/20091104/191810271. html (дата обращения: 03.08.2015); нападение в июне 2014 г. на посольство России в Киеве. См. подробнее: Их знают в лицо // Российская газета. 30.10.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/10/31/ litso.html (дата обращения: 04.08.2015).
39 Обучение иностранных специалистов // Официальный сайт Всероссийского института повышения квалификации МВД Рос-ra^URL: http://www.vipkmvd.ru/education_foreigners (дата обращения: 05.08.2015).
40 См., например, Протокол о взаимодействии Академии управления МВД Российской Федерации и Академии полиции МВД Азербайджанской Республики 2003 г.; Протокол о взаимодействии Академии управления МВД Российской Федерации и Академии полиции Республики Армения в области подготовки кадров 2003 г.; Рабочую договоренность между ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России» и Европейским колледжем полиции» 2013 г. См.: Международные договоры и соглашения // Официальный сайт Академии МВД России. URL: http://www.amvd.ru/D/node/199 (дата обращения: 05.08.2015).
41 Факультет подготовки иностранных специалистов Московского университета МВД России // Официальный сайт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. URL: https://mosu.mvd.ru/document/3333808 (дата обращения: 05.08.2015).
42 За эти годы в Институте обучено более 180 000 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы России, силовых структур стран Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. СМ.: Добро пожаловать в ВИПК
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
МВД России // Официальный сайт Всероссийского института повышения квалификации МВД России. URL: http://www. vipkmvd.ru/ (дата обращения: 05.08.2015 г.).
43 Так, например, в Санкт-Петербургском университете МВД России на базе факультета подготовки иностранных специалистов осуществляется обучение по программам высшего образования по специальностям: «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Психология» сотрудников правоохранительных органов Азербайджанской Республики, Киргизской Республики, Республики Таджикистана, Республики Узбекистана, Монголии, Республики Гвинеи, Республики Гвинеи-Бисау, Республики Мали, Республики Чада, Республики Замбии, Республики Мозамбика. Иностранные специалисты обучаются и в адъюнктуре на факультете подготовки научно-педагогических и научных кадров. См.: Подготовка иностранных специалистов// Официальный сайт Санкт-Петербургского университета МВД России. URL: https:// univer.mvd.ru/upload/site125/megdunarodnoe_sotrudnichestvo/ Podgotovka_inostrannykh_spetsialistov_sokraschennoe.pdf (дата обращения: 06.08.2015).
44 Начало миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было положено в 1948 г., когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Цель миссии состояла в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. Впоследствии эта операция получила название Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП). Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), 1967 г. С тех пор ООН осуществила 69 операциий по поддержанию мира, причем 56 — после 1988 г. За это время в операциях ООН приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских (курсив наш) и др. персонала ООН из более чем 120 стран мира. См.: История миротворческих операций // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ operations/history.shtml (дата обращения: 06.08.2015).
45 Подробнее см.: Земсков Ю.В. Международно-правовые проблемы организации и деятельности российских полицейских наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира: Монография. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 5.
46 В настоящее время участие сотрудников ОВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности регламентируется п. 2 ст. 2 Федераль-
ного закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», а также п. 39 ст. 12 Положения о МВД России.
47 Текущие миротворческие операции ООН // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL:http://www. un.org/ru/peacekeeping/operations/current.shtml(дата обращения: 10.08.2015).
48 К 10-летию участия МВД России в миротворческих операциях ООН и ОБСЕ (справочная информация) // Официальный сайт Министерства иностранных дел. URL: http://archive. mid.ru/nsdmo.nsf/8f29680344080938432569ea00361529/43256 9f10031eb9343256ba5002f0305?0penDocument (дата обращения: 10.08.2015); Миротворческая деятельность МВД России // Профессионал. Популярно-правовой альманах МВД России. URL: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15490/ (дата обращения: 10.08.2015).
49 URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ training5Add1ru.pdf (дата обращения: 10.08.2015).
50 См. подробнее: Беликин В.В., Грищенко Л.Л., Косиков-ский А.Р. Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия // Специальные средства нелетального действия. 2012. URL: http://e-edition.ru/katalog/ neletal/files/assets/basic-html/page109.html (дата обращения: 01.08.2015).
51 Международные стандарты для органов по поддержанию правопорядка. Карманное пособие по правам человека работникам полиции. Верховный комиссар ООН по правам человека. Центр по правам человека. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, Женева, 1996. URL: http://www.ohchr.org/ Documents/Publications/training5Add1ru.pdf (дата обращения: 14.08.2015).
52 Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml (дата обращения 14.08.2015).
53 ВГосдуме разъяснили предложение разрешить полиции применять оружие в общественных местах // Интерфакс. 02.07.2015. URL: http://www.interfax.ru/russia/451190 (дата обращения: 03.07.2015).
54 Положение о МВД России, п. 36.
55 Там же, п. 37.
56 Приказ МВД РФ от 05.01.2007 г. № 6 (ред. от 23.07.2007 г.) «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Электронная версия.
Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [С.Ю. Анохина и др.]; под ред. Ф.П. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 815 с.
Цель учебника — ознакомить читателя с деятельностью полиции по вопросам организации обеспечения общественного порядка (ООП) и безопасности в современных условиях.
Рассмотрены правовое положение полиции и участие подразделений полиции в ООП, а также отдельные направления деятельности ряда подразделений полиции.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для должностных лиц местных органов власти и иных правоохранительных органов.