МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 343.2 С. 23—27
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ
Сорокин А. И.
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова E-mail: [email protected]
В статье осуществляется анализ различных научных подходов к толкованию положений некоторых международных правовых актов, актов национального законодательства в сфере регулирования борьбы государств и мирового сообщества с транснациональной легализацией доходов, полученных преступным путем. В этом контексте рассматривается законодательство Российской Федерации, препятствующее выработке механизмов придания правомерного вида владению имуществом и денежными средствами, полученными преступным путем.
Ключевые слова: преступление, уголовная ответственность, легализация, международное сотрудничество.
REGULATION OF THE COUNTERACTION OF MONEY LEGALIZATION AND OTHER PROPERTY IN THE INTERNATIONAL LEGAL ASPECT
Sorokin A. I.
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia E-mail: [email protected]
The article analyzes various scientific approaches to the interpretation of the provisions of some international legal acts, acts of national legislation in the field of regulation of the struggle of States and the world community with transnational legalization of proceeds from crime. In this context, the article considers the legislation of the Russian Federation that prevents the development of mechanisms for giving a lawful form to the possession of property and money obtained by criminal means.
Keywords: crime, criminal liability, legalization, international cooperation.
Введение
Рассмотрим легализацию денежных средств с точки зрения анализа законодательства зарубежных стран. Вообще, впервые состав легализации был закреплен в уголовном законодательстве индустриально развитых европейских стран и США. Приблизительно
формулировка состава данного преступления несет один и тот же смысл.
Описание исследования
Рассмотрим положения Уголовного кодекса Франции, который предусматривает уголовную ответственность за легализацию
денежных средств как для физических, так и для юридических лиц, как и большинство европейских стран. При этом, в УК Франции существует общий самостоятельный состав легализации, таки и частные составы, которые предусматривают легализацию, когда первоначальным составом являются сутенерство, торговля наркотиками и таможенные правонарушения.
В России введение института уголовной ответственности юридических лиц в уголовный закон все чаще обсуждается в уголовно-правовой литературе [1] и на законодательном уровне.
Для стран СНГ также характерным является, то что уголовная ответственность предусматривается только для физических лиц. В Украине относительно недавно, а именно с 2014 года, была введена в Уголовный кодекс ответственность юридических лиц. Однако, по мнению С. Я. Лиховской, в связи с данными изменениями необходимо также производить дальнейшие изменения, касающиеся в том числе и системы наказаний [3].
Легализация денежных средств зачастую является преступлением, носящим международный характер в силу своей определенной специфики. Данная специфика выражается в следующих чертах, характеризующих процесс отмывания денежных средств:
1. Состав преступления относится к категории, характеризующейся высокой степенью латентности;
2. Легализация характерна практически для всех форм транснациональной и организованной преступности;
3. Легализация совершается в силу незаконного получения денежных средств от совершения преступлений экономической направленности, а также зачастую от таких преступлений как незаконный оборот наркотических средств и оружия, торговли людьми, терроризм [4].
Так, для противодействия отмыванию денежных средств, в 1989 году международным сообществом была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF (Financial Action Task Force). Группа была учреждена ведущими индустриальными державами, такими как США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада. На данный момент в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег входят следующие страны: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг (Китай), Исландия, Индия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония,
Корея, Люксембург, Малайзия, Мексика, Нидерланды Королевство, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Объединенное Королевство, Соединенные Штаты [7]. С начала своего образования данная организация разрабатывала меры и рекомендации для осуществления противодействия легализации денежных средств. На сегодняшний день ею разработаны стандарты борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (при чем последнее является приоритетной задачей). Главным документом ФАТФ являются международные рекомендации о борьбе с легализацией денежных средств, финансированием терроризма и пролиферацией (процессом умножения числа международных судов, различные аспекты которого являются предметом пристального внимания) [6]. Данный документ закрепляет установленные сорок рекомендаций, распределенных по определенным блокам: политика и координация, отмывание денежных средств и конфискация, финансирование терроризма и финансирование пролиферации, предупредительные меры, прозрачность и благотворительная собственность юридических лиц и организаций, полномочия и ответственность компетентных органов и другие институциональные меры, международное сотрудничество. Также дополнением к данным рекомендациям идут еще девять Специальных рекомендаций ФАТФ по противодействию терроризму. Посредством положений, отраженных в данных рекомендациях, устанавливаются основные меры, которые страны-участницы должны выполнять, а именно выявлять риски, разрабатывать и координировать политику на национальном уровне, противодействовать отмыванию денег, финансированию терроризма, устанавливать полномочия и обязанности для компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных органов) и другие институциональные меры, повышать прозрачность и доступность бенефициарного права, способствовать международному сотрудничеству [8].
Так, одним из направлений деятельности ФАТФ является определение юрисдикции со слабыми мерами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в двух публичных документах, которые выпускаются три раза в год. Формирование списка стран со слабыми режимами противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма оказало благоприятное
воздействие на данные страны под названием: «Публичное заявление ФАТФ» [8]. Так по состоянию на октябрь 2018 года ФАТФ провела обзор более 80 стран и выявила, что в 68 из них имеются значительные недостатки в режиме по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию. В странах из данного списка проводились с тех пор необходимые реформы для устранения недостатков в проверяемых сферах деятельности, в результате чего пятьдесят пять из них достигли положительных результатов и были исключены из вышеупомянутого списка.
В случае с оставшимися странами, если они не смогут добиться достаточного или своевременного прогресса, ФАТФ может решить усилить давление на страну, чтобы добиться необходимого результата, перенеся ее в Публичное заявление, а также призывая применять к данным странам со стороны государств-участников ФАТФ контрмеры.
ФАТФ занимает ключевую позицию в формировании положений противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма в мире. Для распространения данных стандартов создаются региональные организации по типу ФАТФ. Одной из таких, являющихся ассоциированным членом ФАТФ, является Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Статус ассоциированного члена позволяет странам-участникам ЕАГ участвовать в работе ФАТФ от имени ЕАГ. В свою очередь государства ФАТФ могут участвовать в деятельности ЕАГ, включая Рабочие группы, Пленарные заседания и другие мероприятия [5].
ЕАГ была создана в 2004 году для осуществления противодействия финансированию терроризма, обеспечению прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств в рамках Евразийского региона, не включенных в уже существующие региональные группы по типу ФАТФ. В состав ЕАГ входят 9 стран региона: Беларусь, Китай, Индия, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Также статус наблюдателей предоставлен 15 государствам и 21 международной организации.
Данная международная организация создавалась с целью обеспечения эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
в соответствии с рекомендациями ФАТФ, международными конвенциями, соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН и соглашениями государств-членов ЕАГ.
Основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграция государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма в соответствии с рекомендациями ФАТФ и стандартами противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма других международных организаций, участниками которых являются государства-члены ЕАГ.
Главными задачами ЕАГ являются:
1) содействие во внедрении государствами-членами сорока рекомендаций ФАТФ в сфере противодействия легализации преступных доходов и 8 специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма (40 + 9 рекомендаций ФАТФ);
2) разработка и проведение совместных мероприятий, направленных на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
3) осуществление программы взаимной оценки государств — членов на базе рекомендаций ФАТФ, включая изучение эффективности законодательных и иных мер, принимаемых в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
4) координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями, структурами и заинтересованными государствами;
5) анализ тенденций (типологий) в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям с учетом особенностей региона [3].
В частности, 14 февраля 2019 года состоялась встреча Генпрокурора РФ Юрия Чайки с министром юстиции Словении Андреем Ка-тичем и генеральным прокурором Словении Драго Шкетой, в ходе которой был утвержден проект, который включает в себя сотрудничество указанных стран в противодействии транснациональной преступности. Был подготовлен проект программы сотрудничества между органами прокуратуры Российской Федерации и Словении на 2019—2020 годы, который позволит обмениваться опытом борьбы с коррупцией, легализацией доходов,
полученных преступным путем, а также противодействием терроризму [2].
Также в систему противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, входит Европейский союз, Организация экономического сотрудничества и развития, Содружество независимых государств, Базельский комитет по банковскому надзору, Группа Эгмонт, Вольфсбергская группа, Группа 20-ти и другие.
При осуществлении финансовой разведки странами СНГ Россией была выдвинута инициатива реализации проекта «Млечный путь», который предполагает производство анализа трансграничных финансовых потоков и выявления инфраструктуры, создаваемой членами организованных преступных групп и террористических организаций для перераспределения, отмывания и управления денежными средствами. Данный проект был поддержан всеми участниками. Также участники СНГ реализуют проект «Барьер»
по выявлению и перекрытию каналов финансирования терроризма.
Вывод
Таким образом, за последние 50 лет в мире была сформирована система, обеспечивающая борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Также основным направлением деятельности данной системы является обеспечение противодействия еще одному связанному с легализацией и характеризующемуся высокой степенью общественной опасности направлению преступной деятельности как финансирование терроризма. Руководящая роль в рамках данной системы принадлежит ФАТФ, которая разрабатывает рекомендации и стандарты по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и координирует деятельность всех иных участников, а также определяет критические зоны и принимает меры по устранению недостатков.
Список литературы
1. Баранникова, М. А. К вопросу об уголовной ответственности юридических лиц / М. А. Баранникова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2 (58). — С. 234—239.
2. Генпрокурор РФ представил министру юстиции Словении проект соглашения о сотрудничестве [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС. — URL: https://tass.ru/politika/6117454 (дата обращения: 18.02.2019).
3. Лиховская, С. Я. Уголовная ответственность юридических лиц по законодательству Украины / С. Я. Лиховская // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2014. — № 2.
4. Пимакова, О. Г. Динамика и тенденции рецидивной преступности в России / О. Г. Пимакова // Научный вестник ОрЮИ МВД России. — 2019. — № 2.
5. Соглашение о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма [Электронный ресурс] // Сайт Eurasian Group. — URL: https:// eurasiangroup.org/rus.pdf (дата обращения: 18.02.2019).
6. Толстых, В. Л. Формирование системы международного правосудия и ее основные характеристики / В. Л. Толстых // Вестник НГУ Серия: Право. — 2010. — Т. 6, № 2.— С. 125—132.
7. FATF members [Электронный ресурс] // Сайт Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). — URL: http://www.fatf-gafi.org/countries/#FATF (дата обращения: 08.01.2019).
8. International standards on combating money laundering and the financing of terrorism & proliferation. The FATF Recommendations 2018 [Электронный ресурс] // Сайт Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). — URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/fatf-recommendations.html (дата обращения: 18.02.2019).
References
1. Baranchikova, M. A. K voprosu ob ugolovnoy otvetstvennosti yuridicheskikh lits / M. A. Baranchikova // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. — 2014. — № 2 (58). — S. 234—239.
2. Genprokuror RF predstavil ministru yustitsii Slovenii proekt soglasheniya o sotrudnichestve [Elektronnyy resurs] // Informatsionnoe agentstvo TASS. — URL: https://tass.ru/politika/6117454 (data obrashcheniya: 18.02.2019).
3. Likhovskaya, S. Ya. Ugolovnaya otvetstvennost yuridicheskikh lits po zakonodatelstvu Ukrainy / S. Ya. Likhovskaya // Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. — 2014. — № 2.
4. Pimakova, O. G. Dinamika i tendentsii retsidivnoy prestupnosti v Rossii / O. G. Pimakova // Nauchnyy vestnik OrYUI MVD Rossii. — 2019. — № 2.
5. Soglashenie o Yevraziyskoy gruppe po protivodeystviyu legalizatsii prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma [Elektronnyy resurs] // Sayt Eurasian Group. — URL: https://eurasiangroup.org/ rus.pdf (data obrashcheniya: 18.02.2019).
6. Tolstykh, V. L. Formirovanie sistemy mezhdunarodnogo pravosudiya i ee osnovnye kharakteristiki / V. L. Tolstykh // Vestnik NGU. Seriya: Pravo. — 2010. — T. 6, № 2.— S. 125—132.
7. FATF members [Elektronnyy resurs] // Sayt Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). — URL: http://www.fatf-gafi.org/countries/#FATF (data obrashcheniya: 08.01.2019).
8. International standards on combating money laundering and the financing of terrorism & proliferation. The FATF Recommendations 2018 [Elektronnyy resurs] // Sayt Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). — URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/fatf-recommendations.html (data obrashcheniya: 18.02.2019).
Рецензент: канд. юрид. наук Е. А. Семенов. Дата поступления статьи в редакцию: 26.08.2019.