Научная статья на тему 'Эффективность региональных групп, созданных по типу ФАТФ (РГТФ), на примере Евразийской группы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (еаг)'

Эффективность региональных групп, созданных по типу ФАТФ (РГТФ), на примере Евразийской группы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (еаг) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1773
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / FINANCING OF TERRORISM / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / MONEY LAUNDERING / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПОД/ФТ / INTERNATIONAL AML/CFT STANDARDS / ФАТФ / FATF / ЕАГ / EAG / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / FINANCIAL MONITORING / НАРКОТРАФИК / DRUG TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мелкумян Кристина Славиковна

Цель: Анализ эффективности деятельности ЕАГ как одной из РГТФ, имплементирующей стандарты ФАТФ на региональном уровне с учетом специфики рисков отмывания денег и финансирования терроризма Евразийского региона. Методы: Проанализированы Стратегия ФАТФ, устав и отчеты ЕАГ, а также документы национального происхождения членов ЕАГ, которые позволили проследить динамику имплементации Рекомендаций ФАТФ и оценить уровень эффективности региональной группы в укреплении финансовой безопасности региона и глобальной системы ПОД/ФТ. В статье использован системный подход, сравнительный анализ и синтез. Результаты: На основе выполненного анализа сделан вывод о роли РГТФ в диффузии норм ФАТФ за ее пределы, уменьшении информационной асимметрии, повышении доверия между членами ЕАГ и усовершенствовании систем ПОД/ФТ стратегически важных юрисдикций в силу повышенного риска легализации доходов от афганского наркотрафика. Для повышения эффективности имплементации Рекомендаций ФАТФ сформулированы требования введения стандартов критериев и пороговой суммы для предоставления отчетности о финансовых операциях в подразделения финансовой разведки. Автор отмечает необходимость разработать единый перечень лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, для повышения эффективности международного сотрудничества по линии ПОД/ФТ. Выявлены проблемы регулирования и контроля на уровне юрисдикций в рамках систем ПОД/ФТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF FATF-STYLE REGIONAL BODIES (FSRB): A CASE-STUDY OF THE EURASIAN GROUP ON COMBATING MONEY LAUNDERING AND FINANCING OF TERRORISM (EAG)

Purpose: Analysis of the effectiveness of EAG as FSRB, implementing FATF Recommendations at the regional level with account of specific money laundering/financing of terrorism risks of the Eurasian region. Methods: The FATF Strategy, the EAG statutory documents and reports as well as the documents of the national origin of EAG members have been analyzed within the framework of the article in order to follow the dynamics of the implementation of the FATF Recommendations and assess the effectiveness of the regional group in strengthening the financial security of the region and the global AML/CFT system. The article engages a systematic approach, comparative analysis and synthesis. Results: Based on the analysis, the author presents the role of FSRBs in the FATF norms diffusion beyond its limits, the reduction of information asymmetry, the increase of trust between EAG members and the improvement of AML/CFT systems in strategically important jurisdictions due to their increased risk of legalization of proceeds from Afghan drug trafficking. Moreover, to raise the effectiveness of national AML/CFT systems the author formulated requirements for introducing unified criteria and threshold for reporting of financial transactions to financial intelligent units. The author outlines the necessity to elaborate a common list of individuals and entities involved in terrorist activities. The author identified regulatory and control issues in the framework of AML/CFT systems at the level of jurisdictions.

Текст научной работы на тему «Эффективность региональных групп, созданных по типу ФАТФ (РГТФ), на примере Евразийской группы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (еаг)»

УДК 327.7:341.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГРУПП, СОЗДАННЫХ ПО ТИПУ ФАТФ (РГТФ), НА ПРИМЕРЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ГРУППЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ЕАГ)

© 2017

Мелкумян Кристина Славиковна, аспирант кафедры мировых политических процессов

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76, e-mail: [email protected])

Аннотация. Цель: Анализ эффективности деятельности ЕАГ как одной из РГТФ, имплементирующей стандарты ФАТФ на региональном уровне с учетом специфики рисков отмывания денег и финансирования терроризма Евразийского региона. Методы: Проанализированы Стратегия ФАТФ, устав и отчеты ЕАГ, а также документы национального происхождения членов ЕАГ, которые позволили проследить динамику имплементации Рекомендаций ФАТФ и оценить уровень эффективности региональной группы в укреплении финансовой безопасности региона и глобальной системы ПОД/ФТ. В статье использован системный подход, сравнительный анализ и синтез. Результаты: На основе выполненного анализа сделан вывод о роли РГТФ в диффузии норм ФАТФ за ее пределы, уменьшении информационной асимметрии, повышении доверия между членами ЕАГ и усовершенствовании систем ПОД/ФТ стратегически важных юрисдикций в силу повышенного риска легализации доходов от афганского наркотрафика. Для повышения эффективности имплементации Рекомендаций ФАТФ сформулированы требования введения стандартов критериев и пороговой суммы для предоставления отчетности о финансовых операциях в подразделения финансовой разведки. Автор отмечает необходимость разработать единый перечень лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, для повышения эффективности международного сотрудничества по линии ПОД/ФТ. Выявлены проблемы регулирования и контроля на уровне юрисдикций в рамках систем ПОД/ФТ.

Ключевые слова: финансирование терроризма, отмывание денег, международные стандарты ПОД/ФТ, ФАТФ, ЕАГ, эффективность, финансовый мониторинг, наркотрафик.

THE EFFECTIVENESS OF FATF-STYLE REGIONAL BODIES (FSRB): A CASE-STUDY OF THE EURASIAN GROUP ON COMBATING MONEY LAUNDERING AND FINANCING OF TERRORISM (EAG)

© 2017

Melkumian Kristina Slavikovna, post-graduate student of the Department of World Politics Moscow State Institute of International Relations (University) (119454, Russia, Moscow, Prospect Vernadskogo, 76, e-mail: [email protected])

Abstract. Purpose: Analysis of the effectiveness of EAG as FSRB, implementing FATF Recommendations at the regional level with account of specific money laundering/financing of terrorism risks of the Eurasian region. Methods: The FATF Strategy, the EAG statutory documents and reports as well as the documents of the national origin of EAG members have been analyzed within the framework of the article in order to follow the dynamics of the implementation of the FATF Recommendations and assess the effectiveness of the regional group in strengthening the financial security of the region and the global AML/CFT system. The article engages a systematic approach, comparative analysis and synthesis. Results: Based on the analysis, the author presents the role of FSRBs in the FATF norms diffusion beyond its limits, the reduction of information asymmetry, the increase of trust between EAG members and the improvement of AML/CFT systems in strategically important jurisdictions due to their increased risk of legalization of proceeds from Afghan drug trafficking. Moreover, to raise the effectiveness of national AML/CFT systems the author formulated requirements for introducing unified criteria and threshold for reporting of financial transactions to financial intelligent units. The author outlines the necessity to elaborate a common list of individuals and entities involved in terrorist activities. The author identified regulatory and control issues in the framework of AML/CFT systems at the level of jurisdictions.

Keywords: financing of terrorism, money laundering, international AML/CFT standards, FATF, EAG, effectiveness, financial monitoring, drug trafficking.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Среди вызовов международной безопасности на протяжении многих лет выделяют терроризм. Однако, в последнее время в рамках борьбы с терроризмом ряд международных и отечественных исследователей выделяют в качестве отдельной проблемы финансирование терроризма, которое представляет важное значение для обеспечения деятельности террористических организаций. Более того, проблема финансирования терроризма признана многими международными организациями, включая ООН, МВФ, Всемирный Банк, группу «Эгмонт» и др. Мировое сообщество разработало ряд основополагающих международных документов по противодействию финансированию терроризму, включая конвенции и резолюции Совета Безопасности ООН., Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которые представляют собой свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия финансированию терроризма и носят универсальный характер. Именно ФАТФ является тем институтом, который дает направление борьбе с финансированием терроризма на всех уровнях взаимодействия акторов мировой политики, и представляет собой площадку для согласования интересов акторов, включая, в том числе, частный сек-

тор, гражданское общество и эпистемные сообщества, которые принимают активное участие в усовершенствовании политики ПОД/ФТ с учетом новых рисков отмывания денег и финансирования терроризма [1].

Практическую актуальность изучаемой темы повышает острота проблемы терроризма и его финансирования в нашей стране. В докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН «О борьбе с международным терроризмом» признается, что «финансирование терроризма - самое его уязвимое место. Надежно перекрыть каналы его финансовой подпитки - значит нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма» [2]. В данном контексте целесообразным будет изучить опыт ФАТФ в этой сфере, который уже сейчас перенимается Россией посредством инициирования и активного включения в работу Евразийской Группы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. До настоящего времени в отечественной и зарубежной науке не проводилось комплексных исследований, посвященных анализу деятельности ЕАГ в рамках имплементации стандартов ФАТФ с учетом специфики рисков отмывания денег и

финансирования терроризма (ОД/ФТ) Евразийского региона. Отечественные и зарубежные авторы затрагивали лишь отдельные аспекты, ограничиваясь, большей частью, анализом законов ПОД/ФТ отдельных юрисдик-ций, входящих в ЕАГ, не охватывая сотрудничество членов ЕАГ не только в рамках региональной группы, но и в рамках глобальной систем ПОД/ФТ в целом. В этом свете настоящая статья представляет особую актуальность и призвана восполнить данный пробел. В статье дается оценка эффективности настоящей системы ПОД/ФТ и сформулированы ключевые проблемы и рекомендации по повышению эффективности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одним из важных компонентов стратегии ФАТФ является развитие надежных и эффективных региональных структур (РГТФ), организованных по тем же принципам, что и ФАТФ, основной целью которых является имплементация Рекомендаций в рамках различных регионов мира с учетом их специфики [1]. На данный момент существует 9 подобных РГТФ, которые в совокупности охватывают 198 юрисдикций и покрывают все регионы мира [3]. РГТФ имеют статус ассоциированного члена, который предоставил им равный доступ к встречам, документам и дискуссиям ФАТФ. Взаимодействие с ассоциированными членами представляет важное значение для ФАТФ. Формальные критерии членства, одобренные ФАТФ в 2008 г., способствуют сотрудничеству между участниками ФАТФ и РГТФ, т. к. помимо соответствия фундаментальным критериям (размер экономики, влияние на глобальную финансовую систему, приверженность усилиям по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма), государство, желающие стать участником ФАТФ, должно не только продемонстрировать соответствие международными стандартам по ПОД/ФТ, но и быть активным и полным членом одной из РГТФ [4, с. 29]. 16 членов ФАТФ являются также членами одной или более РГТФ: Австралия (Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ)), Бразилия (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег стран Латинской Америки (ГАФИЛАТ)), Гонконг (Китай) (АТГ), Индия (АТГ, ЕАГ), Канада (АТГ), Китай (АТГ, ЕАГ), Малайзия (АТГ), Мексика (ГАФИЛАТ), Новая Зеландия (АТГ), Республика Корея (АТГ), Россия (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер ПОД/ФТ (МАНИВЭЛ)), ЕАГ), Сингапур (АТГ), США (АТГ), Южная Африка (Группа по борьбе с отмыванием денег стран Восточной и Южной Африки (ЕСААМЛАГ)), Япония (АТГ) [5].

Как заметил Луис Урруция Коррал, президент ФАТФ (2010-2011), «успешное воплощение стандартов ФАТФ, эффективность ее деятельности в целом зависит от тесного сотрудничества и координации ФАТФ с ее ассоциированными членами» [6], т. к. именно благодаря их работе, технической и финансовой помощи становится возможным построение системы ПОД/ФТ в соответствующих регионах. РГТФ проводят оценки систем ПОД/ФТ юрисдикций, входящих в их состав, и вырабатывают рекомендации по их совершенствованию, занимаются исследованием типологий, наиболее распространенных схем, используемых преступниками для отмывания денег и финансирования терроризма в соответствующем регионе. По итогам типологических исследований лучшие практики распространяются среди частного сектора, надзорных и регулирующих органов, правоохранительных структур и научно-экспертного сообщества.

В качестве примера, наглядно иллюстрирующего деятельность региональной группы в рамках достижения поставленных ФАТФ целей, можно привести ЕАГ - самую крупную по населению и территории группу ФАТФ, которая охватывает страны, разные по культуре, религии, политическому устройству и степени развития. ЕАГ, будучи созданная по инициативе Российской

Федерации в Москве 6 октября 2004 г. [7] в составе 6 государств: Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан - на сегодняшний момент расширила состав членов до 9, включив такие страны, как Узбекистан (декабрь 2005 г.), Туркменистан (июнь 2010 г.) и Индию (декабрь 2010 г.) [8]. Основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств-членов ЕАГ в международную систему ПОД/ФТ в соответствии с Рекомендациями ФАТФ, международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН и соглашениями государств-членов ЕАГ в сфере ПОД/ФТ [9].

Евразийский регион, состоящий из упомянутых выше стран, представляет особую важность в силу своего геополитического расположения, а именно вокруг Афганистана - страны, представляющий интерес с точки зрения базирования там террористических групп и идущего оттуда наркотрафика, доходы от которого составляют основу их финансирования [10]. Согласно отчету УНП ООН, в 2011 г. на долю Афганистана приходилось 63% производства нарковеществ, которые затем распространялись в разные регионы мира по нелегальным каналам [11].

ЕАГ оказывает техническое содействие государствам региона в целях приведения национальных систем ПОД/ ФТ в соответствие с международными стандартами, разрабатывает проекты законодательных и подзаконных актов в области ПОД/ФТ, реализует учебные программы для специалистов подразделений финансовой разведки (ПФР), правоохранительных и надзорных органов, координирует работу организаций-доноров и партнеров для повышения эффективности их деятельности на пространстве региона, развивает единое информационное пространство для интерактивного взаимодействия государств-участников [12] и экспертное сообщество ЕАГ, состоящее из специалистов различных областей государств-участников, взаимодействие с которыми реализуется в рамках специализированных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) [13].

Следует отметить, что оказание технической, донорской помощи является основным направлением взаимодействия ЕАГ с наблюдателями группы. Страны-члены ЕАГ участвуют в консультациях и обучающих семинарах, организованных УНП ООН, Всемирным Банком, МВФ, ОБСЕ [14]. Из стран-наблюдателей техническую помощь оказывает США. Так, Казахстан принимал участие в обучающем семинаре, организованном посольством США в Казахстане [15].

Важным направлением деятельности ЕАГ предстает также разработка и проведение совместных обучающих мероприятий в области ПОД/ФТ в пределах компетенции ПФР. В мероприятиях по обучению и обмену опытом приняли участие более тысячи представителей государственных органов, частного сектора, образовательных и научных институтов стран ЕАГ. Для реализации комплексного обучения и повышения квалификации кадров в области ПОД/ФТ активно используются возможности Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ), учрежденного ПФР России - Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) - в ноябре 2005 г. В целях реализации данного направления МУМЦФМ разработал комплекс учебно-тематических планов, обеспечивающий многоуровневое повышение квалификации государственных служащих, продолжительностью 24, 38 и 72 академических часа [16]. Оказывая техническую поддержку членам, ЕАГ повышает эффективность взаимодействия национальных ПФР на равноправной и взаимовыгодной основе, создает четкие и эффективные механизмы для быстрого и конструктивного сотрудничества между странами-партнерами, а также создает понятные и эффективные условия для обмена информацией.

Реализуется издательский проект ЕАГ - Информационный Бюллетень, который содержит актуальную информацию о развитии национальных систем ПОД/ФТ в рамках ЕАГ, а также сведения о ключевых событиях в сфере ПОД/ФТ. Реализация положений Информационно-коммуникационной стратегии содействует в формировании общественного интереса и вовлечении гражданского общества в проблематику ПОД/ ФТ, а также в проведении разъяснительной работы в период внедрения новых стандартов ФАТФ [9].

В рамках осуществляемой деятельности ЕАГ проводит консультации с частным сектором государств региона (кредитными и иными финансовыми/нефинансовыми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами) по вопросам минимизации рисков их использования в преступных целях. В ходе консультаций анализируются тенденции развития международной и региональных систем ПОД/ФТ, ключевые риски и методологии управления ими, обсуждаются результаты типологических исследований, проводимых экспертами ЕАГ [17]. По результатам мероприятий формируются практические рекомендации, которые позволяют минимизировать риски ОД/ФТ и повысить эффективность надзора в сфере ПОД/ФТ. Партнерство частного сектора с государственными органами играет важную роль в развитии эффективной системы ПОД/ФТ в стране, принося реальную пользу национальной экономике и банковскому сектору. Деловое сообщество региона заинтересовано в выполнении международных стандартов, что ведет к укреплению репутации отдельных компаний и, в итоге, повышению инвестиционной привлекательности национальных экономик.

ЕАГ исследует типологии ОД/ФТ, характерные для Евразийского региона, изучает ведущую международную практику в этом направлении. К настоящему моменту ЕАГ провел исследования рисков ОД/ФТ в рамках рынка ценных бумаг, налоговой сферы, кипер-преступлений, физического перемещения денежных средств, использования внешнеторговых операций, хищения бюджетных средств и злоупотребления должностными полномочиями руководителями организаций с государственной долей участия, использования электронных денег, небанковских финансовых институтов, некоммерческих организаций, осуществления внешнеторговых операций, операций с нематериальными активами, операций для государственных и муниципальных нужд, операций с наличными и безналичными денежными средствами.

ЕАГ проводит совместные типологические исследования и с другими РГТФ, что способствует интенсификации сотрудничества, обмену опытом и укреплению режима противодействия финансированию терроризма в целом. К примеру, типологические исследования по темам: «Риски использования электронных денег в схемах отмывания денег и финансирования терроризма» и «Криминальные потоки в сети Интернет» - проводились ЕАГ совместно с МАНИВЭЛ [18]. По итогам проведенных исследований разрабатываются меры противодействия существующим и потенциальным рискам. Например, по итогам совместных типологических исследований ЕАГ и МАНИВЭЛ было принято решение о введении ограничений на сумму денежных переводов, отказе в платеже, если не указано его назначение, лицензировании деятельности систем электронных денег, что представляет особое значение в связи с повышенным риском использования электронных систем платежей в террористических целях.

ЕАГ активно взаимодействует с наблюдателями группы. Статус наблюдателя в ЕАГ имеют 18 международных и региональных организаций: Азиатский банк развития, АТГ, Всемирный банк, ФАТФ, МЕНАФАТФ, Группа «Эгмонт», Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Интерпол, Исполком СНГ, Антитеррористический Центр СНГ (АТЦ СНГ),

Контртеррористический комитет ООН (КТК ООН), МВФ, ОДКБ, ОБСЕ, МАНИВЭЛ, УНП ООН, ШОС; и 15 государств: Армения, Афганистан, Германия, Италия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Сербия, США, Турция, Украина, Франция, Черногория, Южная Корея. В свою очередь, ЕАГ имеет статус наблюдателя в иных РГТФ: АТГ, МАНИВЭЛ, Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег стран Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ). Также, ЕАГ является участником группы «Эгмонт», Варшавской конвенции и с 2015 г. Парижского Пакта. ЕАГ подписаны и действуют соглашения, меморандумы и протоколы с Координационным советом руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов (КСОПН) ОДКБ, Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, Региональной антитеррористической структурой ШОС и Антитеррористическим центром СНГ.

ЕАГ играет важную роль в укреплении глобальной сети ПОД/ФТ. Одними из элементов этого процесса стали регулярные консультативные совещания секретариатов РГТФ в рамках Пленарных недель ФАТФ, посвящённые обмену опытом проведения типологических исследований и выявлению наиболее актуальных направлений для будущих работ, а также обмену результатами проведённых проектов. Все ключевые мероприятия ЕАГ: пленарные заседания, заседания Рабочих групп, семинары для экспертов-оценщиков, конференции доноров - проходят при активном участии представителей ФАТФ, МВФ, Всемирного Банка, УНП ООН, МАНИВЭЛ, АТЦ СНГ, а также стран-наблюдателей. ЕАГ, в свою очередь, направляет на все мероприятия, проводимые ФАТФ и РГТФ, своих представителей [9].

Одной из приоритетных задач ЕАГ на пространстве Евразийского региона является развитие сотрудничества с организациями, в компетенцию которых входят вопросы региональной интеграции и безопасности. Среди них особенно выделяются СНГ, ОДКБ и ШОС. Опыт участия государств ЕАГ в антинаркотической операции «Канал», проводимой под эгидой ОДКБ, показал, что возможности подразделений финансовой разведки по своевременному выявлению и перекрытию каналов денежных средств, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, способны значительно повысить эффективность антинаркотической работы в Евразийском регионе [9].

В рамках осуществляемой деятельности ЕАГ проводит взаимные оценки стран-членов на предмет соответствия их систем ПОД/ФТ международным стандартам и вырабатывает рекомендации по устранению выявленных недостатков. Несмотря на небольшой срок своего существования, уже сейчас можно говорить об эффективности деятельности ЕАГ. Так, Кыргызстан (июнь 2007 г.) [19], Китай (июнь 2007 г.) [20], Россия (июль 2008 г.) [21], Беларусь (декабрь 2008 г.) [22], Таджикистан (декабрь 2008 г.) [23], Узбекистан (июнь 2010 г.) [24], Казахстан (июнь 2011 г.) [25], Туркменистан (июнь 2011 г.) [26] прошли взаимную оценку на предмет соответствия их систем ПОД/ФТ международным стандартам, по результатам которой для каждой страны ЕАГ выработала набор рекомендаций по совершенствованию национальной системы ПОД/ФТ, а Кыргызстан, Китай, Таджикистан и Узбекистан попали под процедуры особого мониторинга.

При поддержке ЕАГ в странах-членах была проведена комплексная реформа законодательства ПОД/ФТ, направленная на выполнение рекомендаций ЕАГ и обеспечение более полного соответствия международным стандартам. Благодаря ЕАГ были заложены необходимые правовые и институциональные основы режимов ПОД/ФТ в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане, а в Кыргызстане, Китае, России и Беларуси они были усовершенствованы. В Таджикистане, несмотря на отсутствие основного закона по ПОД/ФТ, тем не менее,

тоже была проведена работа по совершенствованию правовой базы. Помимо этого, были сформированы ПФР Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана [27]. Необходимость создания ПФР в этих странах наиболее реально появилась с началом членства в ЕАГ, которое требовало создания специального уполномоченного органа, который бы непосредственно осуществлял и координировал работу в сфере ПОД/ФТ. При поддержке ЕАГ Беларусь (30 мая 2007 г.), Кыргызстан (27 мая 2009 г), Казахстан (13 июля 2011 г.), Узбекистан (1 июля 2011 г.) и Таджикистан (13 июля 2012 г.) вступили в международную группу «Эгмонт» [28]. В процессе обсуждения находится вопрос о присоединении к «Эгмонт» еще и Туркменистана.

Предпринятые меры ЕАГ в отношении стран-членов позволили снять с режима особого мониторинга Кыргызстан, Китай, Узбекистан и Туркменистан и исключить из «черных» списков 22 октября 2010 г. [29] Узбекистан, который был внесен в список «некооперативных» стран, опубликованный 28 февраля 2008 г. [30]. На данный момент, благодаря последовательной работе ЕАГ из «черных» списков исключили Туркменистан (дата внесения - 28 февраля 2008 г.), Таджикистан (дата внесения - 24 июня 2011 г.) [31] и Кыргызстан (дата внесения - 16 февраля 2012 г.) [32].

Одним из самых важных достижений ЕАГ является также формирование «поясов финансовой безопасности» вокруг Афганистана, которое было достигнуто не только благодаря становлению систем ПОД/ФТ в странах-членах ЕАГ, граничащих с Афганистаном: Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане и Индии - но и благодаря согласованию в ходе 11-го пленарного заседания 7-9 декабря 2009 г. в Гуйлине (Китай) Меморандума о взаимопонимании между ЕАГ и КСОПН ОДКБ [33], подписание которого ориентировано на развитие сотрудничества двух организаций и повышение эффективности совместных усилий по противодействию незаконному обороту наркотиков и легализации доходов от наркоторговли и укрепление поясов антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана.

В то же время, деятельность ЕАГ не обходится без проблем. Среди основных проблем следует выделить отсутствие единых критериев «подозрительности» и пороговой суммы, которые служили бы основанием для отчетности о финансовых операциях [27], а также единого перечня лиц и организаций, причастных к террористической деятельности. Разность подходов юрис-дикций в этом направлении предоставляет террористам поле для маневрирования. Так, среди организаций, террористический статус которых по-разному воспринимается в странах-членах ФАТФ, можно выделить такие, как: «Асбат аль-Ансар», «Священная война», «Аль-Гамаа аль-Исламия», «Братья-Мусульмане», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Джамаат-и-Ислами», «Исламская партия Туркестана» (ИПТ, ранее «Исламское движение Узбекистана» ИДУ), «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Лашкар-и-Тайба», «Общество социальных реформ», «Общество возрождения исламского наследия», «Дом двух святынь», «Джунд аш-Шам», «Исламский джихад - джа-маат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Нурджулар», «Имарат Кавказ», «Таблиги Джамаат», «Исламская партия Восточного Туркестана» («Исламское движение Восточного Туркестана») и «Курдский народный конгресс». В 2012 г. ЕАГ была предпринята попытка разработать концепцию формирования и использования государствами-членами ЕАГ единого Регионального Перечня террористических и экстремистских организаций. Однако, данная концепция в силу политических разногласий не была реализована [34].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На современном

этапе ЕАГ за годы своего существования с 2004 г. стала полноценной региональной структурой ФАТФ, которая в рамках своей деятельности осуществляет эффективное взаимодействие с ключевыми международными партнерами и оказывает государствам, входящим в группу, необходимое техническое и консультационное содействие в развитии их систем ПОД/ФТ, внося, в свою очередь, немалый вклад в укрепление безопасности финансовых поясов мира. ЕАГ закрепила за собой статус фундаментальной организации в рамках режима ПОД/ФТ, которая собирает воедино все региональные инициативы в предметной области, сформировав многоуровневую систему взаимоотношений. Прогресс стран, входящих в ЕАГ, по линии ПОД/ФТ стал результатом активного сотрудничества и обмена опытом между всеми участниками Группы, включая политические круги, правоохранительные структуры, частный сектор и экспертное сообщество, что отражается в документах ЕАГ и ФАТФ, принятых национальных законодательных мерах и приведении их в исполнение. Акцент ЕАГ на работе с ПФР, частным сектором и национальными ведомствами государств свидетельствует о признании ЕАГ роли внутренних групп как агентов взаимозависимости.

Более того, посредством проведения секторных исследований, мероприятий по повышению знаний относительно предметной области и ее деятельности, а также организации специализированных рабочих групп, объединяющих экспертов, представителей правительств и иных заинтересованных лиц, вовлеченных в борьбу с финансированием терроризма, ЕАГ играет важную роль в процессе обучения. ЕАГ сумела создать структуру, благодаря которой особое значение играют эпистемные сообщества. Именно они делегитимизируют финансирование терроризма и связанные с ним преступления и посредством лоббирования через ЕАГ и взаимодействия с экспертами ФАТФ влияют на восприятие всех акторов (в том числе, не входящих непосредственно в ФАТФ) и формирование их идентичности в рамках режима. ЕАГ взяла на себя ключевую роль и в активизации более широкого процесса повышения сознательности в отношении важности продолжающейся борьбы с финансированием терроризма, сформировав образ необходимой специализированной структуры в долгосрочной перспективе.

Благодаря ЕАГ, страны, не являющиеся членами ФАТФ, получили возможность включиться в общую борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма через механизмы взаимодействия внутри группы, что является единственной на сегодняшний день превентивной мерой в борьбе с международным терроризмом. Более того, ЕАГ играет незаменимую роль в повышении доверия среди участников, снижения информационной асимметрии, конструировании иерархии ценностей государств в рамках борьбы с финансированием терроризма, продвижении стандартов ФАТФ за его пределы с учетом специфики Евразийского пространства с точки зрения его вовлеченности в зону исламского банковского финансирования и рисков легализации доходов от афганского наркотрафика.

Безусловно, на данный момент сложно говорить о сложившейся единой эффективной системе ПОД/ФТ в Евразийском регионе. Национальные системы ПОД/ФТ членов ЕАГ находятся на разных стадиях развития. До сих пор присутствуют проблемы выявления подозрительных операций на региональном уровне в связи с отсутствием унифицированного подхода в данном направлении. Однако, несмотря на ряд проблем технического характера, создание ЕАГ обеспечило политическое сотрудничество в сфере ПОД/ФТ, задействовав все уровни взаимодействия, и способствовало объединению потенциала для снижения угрозы терроризма, с одной стороны, и повышения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, с другой стороны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мелкумян К.С. ФАТФ в противодействии финансированию терроризма (специфика подхода) / К.С. Мелкумян // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. -№ 1. - С. 88-96.

2. Представление Россией доклада о выполнении резолюции 1373 СБ ООН «О борьбе с международным терроризмом» // Дипломатический вестник. - 2002. - № 1. - С. 88.

3. FATF Members and Observers [Электронный ресурс] // FATF. URL: http://www.fatf-gafi.org/about/mem-bersandobservers/#d.en.3147 (дата обращения 15.03.2017)

4. FATF Annual Report 2007-2008 [Электронный ресурс] // FATF. June, 2008. URL: http://www.fatf-gafi. org/media/fatf/documents/reports/2007-2008%20ENG.pdf (дата обращения 15.03.2017)

5. Countries [Электронный ресурс] // FATF. URL: http://www.fatf-gafi.org/countries/ (дата обращения 15.03.2017)

6. Corral L.U. Effective global AML/CFT system depends on work of regional groups [Электронный ресурс] // FATF. URL: http://www.fatf-gafi.org/document/18/0,37 46,en_32250379_32236879_46657106_1_1_1_1,00.html (дата обращения 15.03.2017)

7. Декларация об учреждении Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма [Электронный ресурс] // ЕАГ. Москва, 6 октября, 2004 г. URL: http://eur-asiangroup.org/files/documents/eag/declaration.pdf (дата обращения 15.03.2017)

8. Информация о ЕАГ [Электронный ресурс] // ЕАГ. URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag_detail.php (дата обращения 15.03.2017)

9. Годовой отчет ЕАГ - 2015 г. [Электронный ресурс] // ЕАГ. URL: http://www.eurasiangroup.org/ files/Annual%20reports/PLEN_2016_2_rus.pdf (дата обращения 15.03.2017)

10. Заявление ШОС и Афганистана по проблемам борьбы с терроризмом, оборотом наркотиков и преступностью от 27 марта. [Электронный ресурс] // ЕАГ. Москва, 30 марта 2009 г. URL: http://www.eurasiangroup. org/ru/additionally/detail/eag_v_smi/zayavlenie_shos_i_ afganistana_po_problemam_borbi_s/ (дата обращения 15.03.2017)

11. World Drug Report 2011 [Электронный ресурс] // UNODC. URL: http://www.unodc.org/documents/da-ta-and-analysis/WDR2011/WDR2011-ExSum.pdf (дата обращения 15.03.2017)

12. Техническое содействие и обучение [Электронный ресурс] // ЕАГ. URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/ techmcal_assistance.php (дата обращения 15.03.2017)

13. Информационно-коммуникационная стратегия Евразийской группы. [Электронный ресурс] // ЕАГ. Москва, 2010 г. URL: http://www.eurasiangroup.org/files/ documents/eag/eag_strategy_2010_ru.doc (дата обращения 15.03.2017)

14. Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) [Электронный ресурс] // Информационный вестник для Центральной Азии. УНП ООН. Всемирный Банк. 2009. №27. С. 4-6. URL: http://www.imolin.org/doc/ Issue_27_2C_Dec-Feb_2009_Russian.pdf (дата обращения 15.03.2017)

15. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета по финансовому мониторингу Министерства Финансов Республики Казахстан. URL: http://www.kfm. gov.kz/ru/cooperation/international-organizations/eag-kfm/ (дата обращения 15.03.2017)

16. Обучение госслужащих государств-членов ЕАГ [Электронный ресурс] // МУМЦФМ. URL: http://www. mumcfm.ru/Training/eag/ (дата обращения 15.03.2017)

17. Консультации с частным сектором [Электронный

ресурс] // ЕАГ. http://www.eurasiangroup.org/ru/ps_con-sultations.php (дата обращения 15.03.2017)

18. Каталог типологических отчетов ЕАГ [Электронный ресурс] // ЕАГ. URL: http://www.eur-asiangroup.org/ru/typology_reports.php (дата обращения 15.03.2017)

19. Первый отчет взаимной оценки/подробной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Кыргызская Республика [Электронный ресурс] // ЕАГ. 14 июня, 2007 г. URL: http://eurasiangroup.org/ru/restricted/eagkyrgyz.pdf (дата обращения 15.03.2017)

20. Первый отчет взаимной оценки/подробной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Китайская Народная Республика [Электронный ресурс] // ЕАГ. 29 июня, 2007 г. URL: http://eurasiangroup.org/ru/restricted/EAG_ ME_2007_2_China_rus_.doc (дата обращения 15.03.2017)

21. Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Россия [Электронный ресурс] // ЕАГ. Июнь, 2008 г URL: http://eurasiangroup.org/ru/restricted/russia.pdf (дата обращения 15.03.2017)

22. Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Республика Беларусь [Электронный ресурс] // ЕАГ. Декабрь, 2008 г. URL: http://eurasiangroup.org/ru/restrict-ed/belarus.pdf (дата обращения 15.03.2017)

23. Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Республика Таджикистан [Электронный ресурс] // ЕАГ. Декабрь, 2008 г. URL: http://eurasiangroup.org/ru/re-stricted/EAG_ME_2008_2_rus_.doc (дата обращения 15.03.2017)

24. Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Республика Узбекистан [Электронный ресурс] // ЕАГ. Июнь, 2010 г. URL: http://eurasiangroup.org/ru/restricted/ EAG_ME_2010_1_amended_final.doc(дата обращения 15.03.2017)

25. Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Республика Казахстан [Электронный ресурс] // ЕАГ. Июнь, 2011 г. URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/restricted/ MER_2011_1_KAZ_rev.1_rus.doc (дата обращения 15.03.2017)

26. Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Туркменистан [Электронный ресурс] // ЕАГ. Июнь, 2011 г. URL: http://eurasiangroup.org/ME_2011_2_rus_rev3.doc (дата обращения 15.03.2017)

27. Национальные особенности ПОД/ФТ в странах СНГ [Электронный ресурс] // ЕАГ. 8 июля, 2010 г. http:// www.eurasiangroup.org/ru/additionally/detail/eag_v_smi/ natcionalnie_osobennosti_pod_ft_v_stranah_sng/ (дата обращения 15.03.2017)

28. 19th Egmont Group Plenary - Press Release [Электронный ресурс] // Egmont Group of FIUs. July 15, 2011. URL: http://www.egmontgroup.org/news-and-events/ news/2011/7/18/19th-egmont-group-plenary-press-release (дата обращения 15.03.2017)

29. FATF Public Statement [Электронный ресурс] // FATF. October, 2010. URL: http://www.fatf-gafi.org/docu-ments/repository/fatfpublicstatement-22october2010.html (дата обращения 15.03.2017)

30. FATF Statement [Электронный ресурс] // FATF. February, 2008. URL: http://www.fatf-gafi.org/docu-ments/repository/name,1981,en.html (дата обращения 15.03.2017)

31. Improving Global AML/CFT Compliance: on-going process [Электронный ресурс] // FATF. June, 2011. URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/repository/improving-globalamlcftcomplianceon-goingprocess-24june2011.html (дата обращения 15.03.2017)_

32. Improving Global AML/CFT Compliance: on-going process [Электронный ресурс] // FATF. February, 2012. URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/repository/im-provingglobalamlcftcomplianceon-goingprocess-16febru-ary2012.html (дата обращения 15.03.2017)

33. Публичное заявление по итогам 11-го пленарного заседания ЕАГ [Электронный ресурс] // ЕАГ. 7-9 декабря, 2009 г. URL: http://eurasiangroup.org/files/docu-ments/eag/public_statements/XI_public_statement.pdf (дата обращения 15.03.2017)

34. 17-е Пленарное заседание ЕАГ [Электронный ресурс] // ЕАГ. Нью-Дели. 5-9 ноября, 2012 г. URL: http://www.eurasiangroup.org/files/Typologii%20EAG/ WGTYP_2012_9_rus.pdf (дата обращения 15.03.2017)

Статья поступила в редакцию 30.04.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.