Алифанова Е.Н.,
профессор, д.э.н., заведующий кафедрой финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: [email protected] Евлахова Ю.С.,
доцент, д.э.н., профессор кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: [email protected] Захарченко Е.С.,
к.э.н., доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: [email protected] Ильин А.В.,
аспирант кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: [email protected]
МЕТААНАЛИЗ ОЦЕНОК
ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ПОД/ФТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН: ИДЕНТИФИКАЦИЯ УЯЗВИМОСТИ НА НАДНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В работе пойдет речь о современном состоянии международной системы ПОД/ФТ по результатам оценок эффективности национальных систем ПОД/ФТ на примере некоторых стран Европы. В статье также приведены отличия от Методологии оценки 2004 года от Методологии оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ 2013 года. Проведенный графический анализ данных позволил авторам сделать аргументированные выводы об эффективности систем ПОД/ФТ европейских стран.
Ключевые слова: международная система ПОД/ФТ, национальная система ПОД/ФТ, оценка эффективности, рейтинг соответствия, промежуточные и непосредственные результаты оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ.
E.N. Alifanova, Yu.S. Evlakhova, E.S. Zakharchenko, A.V Ilyin
THE EUROPEAN COUNTRIES AML/CFT SYSTEMS EFFECTIVENESS META-ANALYSIS: VULNERABILITY IDENTIFICATION AT THE SUPRANATIONAL LEVEL
The article is a review of the international AML / CFT system current state based on the national AML / CFT systems effectiveness evaluations results using some European countries as an example. The article also describes the differences between the 2004 Assessment Methodology from the Methodology for assessing technical compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of national AML / CFT systems in 2013. The graphical data analysis allowed the authors to make reasoned conclusions about the European countries AML / CFT systems effectiveness.
Keywords: international AML / CFT system, national AML / CFT system, efficiency evaluation, compliance rating, intermediate and direct results of the national AML / CFT systems effectiveness evaluating
Одним из принципов функционирования международной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является отсутствие уязвимо-стей, то есть национальных экономик, в которых система ПОД/ФТ отсутствует либо имеет существенные слабости и уязвимости. В целях предотвращения уязвимо-стей ФАТФ разработан и реализуется комплекс мероприятий, который можно считать механизмом, обеспечивающим эффективное функционирование международной системы ПОД/ФТ, а именно: разработка и усовершенствование международных стандартов ПОД/ФТ, известных как Рекомендации ФАТФ, проведение взаимных оценок соблюдения странами данных стандартов и принятие соответствующих мер, стимулирующих страны к более полному и точному соблюдению стандартов.
Целью данной статьи является исследование отличительных аспектов современной методологии взаимных оценок национальных систем ПОД/ФТ и выявление тех сфер ПОД/ФТ, которые могут рассматриваться как уязвимости международной системы ПОД/ФТ на основе анализа проведенных оценок эффективности национальных систем ПОД/ФТ европейских стран.
С точки зрения разработанности исследуемой проблемы в научной литературе она является слабо изученной. Методология взаимных оценок эффективности национальных систем ПОД/ФТ изложена в соответствующем документе ФАТФ[1]. Также исследователями ФАТФ разработаны сопутствующие документы, разъясняющие отдельные аспекты оценочной методологии и организации оценки.
В отечественной литературе проблемное поле взаимных оценок эффективности национальных систем ПОД/ФТ считается узкоспециализированным, потому публикаций немного. Следует отметить статью Сорокина К.Г. [2], в которой содержится анализ условий, необходимых для организации процедуры оценки. Отдельного внимания заслуживают комментарии к рейтингам технического соответствия и оценок эффективности, полученным 31 страной мира в соответствии с итогами взаимных оценок национальных систем ПОД/ФТ по состоянию на апрель 2017 года [3]. Особенности проведения оценочной миссии ФАТФ (в рамках подготовки российской системы ПОД/ФТ к взаимной оценке) освещены в работах Чоп В.И., Фильчаковой Н.Ю.[4] Результаты сравнительного анализа рекомендаций ФАТФ в привязке к непосредственным результатам в рамках взаимной оценки ФАТФ представлены в работе Каминской Т.Е., Аль Мади Султанбек [5].
В отличие от существующих публикаций в данной статье краткая характеристика методологии взаимных оценок ФАТФ сочетается с результатами анализа уже проведенных страновых оценок.
С момента принятия рекомендаций ФАТФ и их признания в качестве между-
народных стандартов в сфере ПОД/ФТ встала проблема «принуждения» стран к их соблюдению. ФАТФ, как и другие международные стандартоустанавливающие организации (МВФ, Всемирный банк, Совет по финансовой стабильности), была вынуждена прибегать к так называемому методу "name&shame"[6]. Такой метод принуждения состоит в проведении оценки соблюдения стандартов странами и принятии мер (поощрительных и др.) по результатам такой оценки.
Система взаимных оценок базировалась долгое время на специальной Методологии ФАТФ, принятой в 2004 году, измененной и дополненной в 2009 году, основу которой составляла оценка технического соответствия Рекомендациям ФАТФ, проводившаяся до 2013 года на базе «Методологии оценки соответствия 40 Рекомендациям и 9 специальным рекомендациям ФАТФ» (2007 год). После принятия в 2012 году новой редакции Рекомендаций ФАТФ в феврале 2013 года была утверждена обновленная Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ, главным отличием которой стала оценка эффективности национальных систем ПОД/ФТ.
Отличительные черты Методологии взаимных оценок ФАТФ 2013 года заключаются в следующем.
В отличие от Методологии оценки 2004 года, в новой (2013 года) Методологии оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ различных стран (национальных систем ПОД/ФТ) имеется новая структура, включающая:
1) обзор методологии оценки;
2) критерии оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ;
3) результаты, данные и показатели, а также другие факторы, принимаемые во внимание при оценке эффективности применения Рекомендаций ФАТФ.
При этом в Методологии 2013 года методика оценки технического соответствия в целом совпадает с методикой 2004 года, что позволяет говорить о преем-
ственности и эволюционном развитии оценочных методологий. Вместе с тем в методике оценки технического соответствия с 2013 года появились новые характеристики, которые заключаются в следующем:
A) существенные критерии, выделяемые для каждой Рекомендации в целях определения ее уровня соответствия, подвергаются процедуре взвешивания по их важности в страновом контексте;
Б) один и тот же недостаток, влияющий на оценку нескольких Рекомендаций, учитывается при формировании уровня соответствия по каждой из таких Рекомендаций («каскадный эффект»);
B) вместо понятия «уровень соответствия» используется термин «рейтинг», «рейтинг соответствия».
Оценка эффективности применения Рекомендаций ФАТФ подразумевает применение оценочного подхода, ориентированного на иерархию результатов: цель -промежуточные результаты - конечные результаты. В качестве начального момента требуется понимание страновых рисков и странового контекста (характер и степень рисков ОД/ФТ, модель экономики страны и ее финансового сектора).
Оценку эффективности национальных систем ПОД/ФТ могут проводить: ФАТФ; региональные группы по типу ФАТФ самостоятельно либо совместно с ФАТФ; ФАТФ совместно с МВФ.
Результаты оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ принято разделять на промежуточные и непосредственные взаимосвязи содержания которых приведены в таблице 1. Иерархия промежуточных и непосредственных результатов, в наглядном виде представленная в таблице 1, формирует новый ракурс анализа, что дает возможность системно оценить степень эффективности, учитывая одновременно и процесс, и результаты функционирования национальной системы ПОД/ФТ.
С учетом изложенного результаты проведения процедуры оценки эффективности и технического соответствия в целом дают комплексный и полный срез анали-
тического характера степени соответствия национальной системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ, а также степени поддержания ее устойчивости, как того требуют Рекомендации ФАТФ. Основным документом, который отражает данное соответствие / несоответствие, является отчет о проведении взаимных оценок, ключевой характеристикой которого для совершенствования системы ПОД/ФТ страны является его открытость и публичность.
В 2017 году [8] начат четвертый раунд взаимных оценок, ключевыми характеристиками которого являются:
- оценка систем ПОД/ФТ всех государств на основе Рекомендаций ФАТФ редакции 2012 года с учетом примечаний;
- указание в отчете корректив в отношении недавно внесенных поправок в стандарты;
- обеспечение равенства обращения и защиты международных финансовых систем как часть последующего процесса непрерывного наблюдения.
Рассмотрим результаты оценок эффективности национальных систем ПОД/ФТ ряда стран Европы, осуществленных в рамках четвертого раунда взаимных оценок. По Методологии взаимных оценок ФАТФ 2013 года к 24.09.2018 года процедуру взаимных оценок прошли 52 страны (из общего количества стран, оценка систем ПОД/ФТ которых запланирована ФАТФ совместно с региональной группой по типу ФАТФ, - 204). Из них к странам, расположенным в Европе, то есть в европейской части Евразии, относится 15 стран1 (всего в Европе расположено 44 страны, таким образом, оценку эффективности национальных систем ПОД/ФТ прошло 34% европейских стран). Исследование проведено на основе консолидированных данных о полученных в ходе оценки рейтингах.
1 Австрия, Андорра, Бельгия, Венгрия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Сербия, Словения, Украина, Швеция, Швейцария
Таблица 1 - Взаимосвязь промежуточных и непосредственных результатов оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ
Промежуточный результат 1
Политика, координация и взаимодействие снижают риски отмывания денег и финансирования терроризма
Соответствующие непосредственные результаты №1, 2
№ Содержание результата Характеристика эффективной системы
1 Риски отмывания денег и финансирования терроризма понимаются и, там, где это необходимо, на национальном уровне координируются действия по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Страна должным образом идентифицирует, оценивает и понимает свои риски отмывания денег и финансирования терроризма, координирует на национальном уровне реализацию мероприятий по снижению этих рисков, что постепенно снижает риски ОД/ФТ
2 Международное сотрудничество обеспечивает необходимую информацию, оперативные финансовые данные, доказательства и способствует деятельности, направленной против преступников и их активов. Страна предоставляет конструктивную и своевременную информацию и помощь в ответ на запросы других стран (вопросы, касающиеся экстрадиции, ареста, а также иной запрашиваемой информации).
Промежуточный результат 2
Преступным доходам и денежным средствам на поддержку терроризма препятствуют в проникновении в финансовый и другие сектора, либо сами сектора их выявляют и извещают об этом
С оотв ет ст вую щи е н е пос редстве н н ые резул ьтаты № 3 -5
№ Содержание результата Характеристика эффективной системы
3 Надзорные органы должным образом осуществляют надзор, контролируют и регулируют финансовые учреждения и УНФПП в части выполнения требований по ПОД/ФТ соразмерно имеющимся рискам. Надзорные органы предоставляют финансовым учреждениям и УНФПП адекватную обратную связь и руководство по соблюдению требований в сфере ПОД/ФТ, что постепенно повышает уровень законопослушности.
4 Финансовые учреждения и УНФПП должным образом применяют превентивные меры в сфере ПОД/ФТ соразмерно их рискам, и сообщают о подозрительных операциях. Финансовые учреждения и УНФПП понимают характер и уровень своих рисков отмывания денег и финансирования терроризма; разрабатывают и применяют политику в сфере ПОД/ФТ (включая групповую политику), внутренний контроля и программы для адекватного снижения этих рисков; применяют соответствующие меры НПКдля идентификации и проверки своих клиентов (включая бще^ищ^щных собственников), осуществляют текущий мониторинг; должным образом выявляют подозрительные
5 Предотвращено использование в противозаконных целях юридических лиц и образований для отмывания денег и финансирования терроризма, а информация касательно бене^щищного владения ими беспрепятственно доступна компетентным органам. Базовая информация находится в публичном доступе, а информация о бенефщищном владении доступна компетентным органы. Лица, нарушающие эти меры, подвергаются эффективным, соразмерным и сдерживающим санкциям. Это делает юридические лица и образования непривлекательными для использования преступниками в целях отмывания денег или финансирования терроризма.
Промежуточный результат 3
Угрозы отмывания денег обнаруживаются и блокируются, а преступники наказываются и лишаются незаконных доходов. Угрозы финансирования терроризма обнаруживаются и блокируются, террористы лишаются ресурсов, а те, кто финансируют терроризм, н а каз ы в а юте я, что с п ос обе тву ет п ред отвра щен и ю те р рори ст и ч ее ких а ктов
Соответствующие непосредственные результаты №6-11
№ Содержание результата Характеристика эффективной системы
6 Оперативные данные фщшшвшиэШЕШШ и вся другая относящаяся к делу информация должным образом используется компетентными органам для проведения расследований по фактам отмывания денег и финансирования терроризма. Широкий спектр оперативных финансовых данных и иной соответствующей информации собирается и используется компетентными органами при проведении расследований отмывания денег, сопутствующих предикатных преступлений и финансирования терроризма. Это даёт достоверную, точную и актуальную информацию; и компетентные органы обладают ресурсами и навыками использования такой информации для проведения анализа и финансовых расследований по идентификации и отслеживанию активов, и при разработке оперативного анализа.
7 Преступления и деятельность, связанные с отмыванием денег расследуются, а правонарушители преследуются по закону и подвергаются эффективным, соразмерным и оказывающим сдерживающее воздействие санкциям. Ешш&аошша приносящих доход крупных преступлений; преступники успешно преследуются в судебном порядке; суды применяют эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции в отношении осужденных.
8 Преступные доходы и средства совершения преступлений конфискуются. Преступники лишаются доходов и средств совершения преступлений (как национальных, так и зарубежных) или имущества в эквивалентном объёме (конфискация).
9 Преступления и деятельность, связанные с финансированием терроризма, расследуются, а лица, Деятельность, связанная с финансированием терроризма, расследуется; преступники успешно преследуются по закону; суды
52
Финансовые исследования № 4 (61) 2018
финансирующие терроризм, преследуются по закону и подвергаются эффективным, соразмерным и оказывающим сдерживающее воздействие санкциям. применяют эффективные, соразмерные и сдерживающие меры к осужденным.
10 Террористам, террористическим организациям и тем, кто их финансирует, препятствуют в сборе, перемещении и использовании денежных средств, а также в использовании в противозаконных целях сектора НКО. Страна хорошо понимает риски финансирования терроризма и предпринимает необходимые и соразмерные действия по снижению этих рисков, включая меры по предотвращению сбора и перемещения денежных средств способами или через организации, которые подвержены наибольшему риску злоумышленного использования террористами, что приводит к сокращению потоков финансирования терроризма.
11 Лицам и организациям, причастным к распространению оружия массового уничтожения, препятствуют в сборе, перемещении и использовании денежных средств, согласно соответствующим Резолюциям Совета Безопасности ООН. Целевые финансовые санкции реализуются безотлагательно в полном объёме и надлежащим образом; ведется мониторинг их исполнения; в достаточной мере осуществляется сотрудничество и координация между заинтересованными ведомствами в интересах предотвращения уклонения от санкций, а также разработки и реализации политики и действий в целях борьбы с финансированием распространения ОМУ.
Источник: [7]
В целях графического анализа данных качественным критериям рейтингов соответствия были присвоены количественные значения, а именно:
Анализ профиля эффективности систем ПОД/ФТ европейских стран, представленный на рис.1, позволяет сделать следующие выводы:
1) высокие уровни эффективности достигнуты только двумя европейскими странами (Швеция - НР2, Испания - НР6) и только по двум непосредственным результатам (НР2 - международное сотрудничество, НР6 - использование информации для проведения расследований по фактам ОД/ФТ);
2) уровень эффективности - не выше умеренного - во всех европейских странах достигнут по одному непосредственному результату (НР4 - выполнение финансовым сектором и сектором УНФПП
-высокому уровню эффективности соответствует 4;
- значительному (существенному) - 3;
- умеренному - 2; —низкому - 1.
требований по ПОД/ФТ). Это позволяет считать область первичного финансового мониторинга в европейских системах ПОД/ФТ слабым местом, уязвимостью, негативно влияющей на международную систему ПОД/ФТ;
3) по остальным непосредственным результатам в большинстве рассмотренных европейских стран достигнут значительный уровень эффективности.
Сопоставим результаты проведенного исследования с анализом рейтингов технического соответствия и оценок эффективности, полученных 31 страной мира по итогам проведения взаимных оценок национальных систем ПОД/ФТ (состояние - апрель 2017 года). Согласно результатам
Рисунок 1 - Профиль эффективности систем ПОД/ФТ европейских стран Источник: составлен и рассчитан авторами по данным [9]
анализа данных 2017 года «наиболее низкие рейтинги присвоены по непосредственному результату 3 (надзор за финансовым сектором и сектором УНФПП) и 4 (выполнение сектором УНФПП, а также финансовым сектором требований к системам ПОД/ФТ). Так, ни одна страна не получила рейтинг высокого уровня эффективности, четырем странам присвоен рейтинг значительного уровня эффективности по непосредственному результату 3 (у Испании, Канады, Кубы и Малайзии), и лишь Армения получила рейтинг значительный уровень эффективности по непосредственному результату 4»[3].
Прежде всего, в отличие от ситуации в 2017 г. анализ данных европейских стран в 2018 г. показывает, что появились страны с высоким уровнем эффективности системы ПОД/ФТ. Вместе с тем как по данным 2017 г., так и по данным 2018 г., непосредственный результат 4 (выполнение финансовым сектором и сектором УНФПП требований по ПОД/ФТ) является результатом с низшим рейтингом.
Совпадение рейтингов по непосредственному результату 4 и при исследовании всех стран, прошедших оценку в 2017 г., и при исследовании европейских стран, прошедших оценку в 2017-2018 г., дает основание считать, что выполнение УНФПП и финансовым сектором требований по ПОД/ФТ осуществляется в странах на таком уровне, что это превратилось в уязвимость международной системы ПОД/ФТ.
Таким образом, проблемы с соблюдением требований о применении финансовыми учреждениями и УНФПП должным образом превентивных мер в сфере ПОД/ФТ соразмерно рискам, а также сообщения о подозрительных операциях следует рассматривать не как проблемы отдельных национальных систем ПОД/ФТ, а как вопросы, которые требуют общего наднационального регулирования и должны оказаться в центре внимания международных организаций, прежде всего ФАТФ и МАНИВЭЛ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ. Не-
официальный перевод подготовлен Международным учебно-методическим центром по финансовому мониторингу [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/ documents/methodology/FATF%20Methodol ogy%2022%20Feb%202013.pdf.
2. Сорокин, К.Г. Инструменты повышения эффективности участия России в ФАТФ и РГТФ // Финансовая безопасность. - 2014.- №5. С.77-79
3. Рейтинг соответствия // Финансовая безопасность. - 2017- №17 С.41-42
4. Чоп, В.И. Ключевые вопросы повышения эффективности принимаемых мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в преддверии оценочной миссии ФАТФ [Текст] / В.И. Чоп, Н.Ю. Фильчакова // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансированию терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности». Под редакцией А.У. Альбекова. - 2017. - М.: Издательство: Российская академия естественных наук.
5. Каминская, Т.Е. Международные стандарты и методология оценки эффективности национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов [Текст] /Т.Е. Каминская, Аль Мади Сул-танбек // Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики». под ред. Е.А. Карловской. - 2018. - Издательство: Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск)
6. Худякова, Л.С. Новые подходы к глобальному финансовому регулированию [Текст]: монография. - Москва: ИМЭМО РАН, 2015
7. Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем
ПОД/ФТ/ Официальный сайт ФАТФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/publications/ fatfrecommendations/documents/fatfissuesnew mechanismtostrengthenmoneylaunderingandte rroristfinancingcompliance.html, свободный.
8. Четвертый раунд взаимных оценок /Официальный сайт ФАТФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/methodology/F ATF -4th-Round-Procedures.pdf
9. Рейтинги соответствия ФАТФ [Электронный ресурс]: // режим доступа: http://www.fatf-
gafi.org/publicati ons/mutualevaluations/docu ments/assessment-ratings.html
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. FATF Methodology for assessing technical compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems. Updated February 2018.
2. Sorokin, K.G. Tools to increase the effectiveness of Russia's participation in the FATF and the RGTF [Text] / KG Sorokin // Financial Security. - 2014.- №5. Pp.77-79
3. Compliance rating [Text] // Financial security. - 2017- №17 P.41-42
4. Chop, V.I. Key issues of improving the effectiveness of measures taken to counter the legalization of proceeds from crime and the financing of terrorism in the run-up to the FATF assessment mission [Text] / V.I. Chop, N.Yu. Filchakova // Collection of reports of the All-Russian scientific-practical conference "Improving the effectiveness of forms and methods of disseminating knowledge among the population on the economic and financial
security of Russia, the fight against shadow incomes, countering the financing of terrorism, extremism, anti-state and destructive activities." Edited by A.U. Albekov. - 2017. - M .: Publisher: Russian Academy of Natural Sciences.
5. Kaminsky, T.E. International standards and methodology for assessing the effectiveness of the national system for countering the laundering of criminal proceeds [Text] /T.E. Kaminskaya, Al Madi Sultanbek // Collection of materials of the international student scientific-practical conference "Problems of finance, credit and accounting in the context of economic reform". by ed. E.A. Karlovskaya. - 2018. -Publisher: Pacific State University (Khabarovsk).
6. Khudyakova, L.S. New approaches to global financial regulation [Text]: monograph. - Moscow: IMEMO RAN, 2015
7. Methodology for assessing technical compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of national AML / CFT systems / FATF official website [Electronic resource] - mode .
8. The fourth round of mutual assessments / FATF official website [Electronic resource] - Access mode: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/ docu-ments/methodology/FATF-4th-Round-Procedures.pdf
9. FATF Consolidated assessment ratings [Electronic resource]: // access mode: http://www.fatf-
gafi.org/publicati ons/mutualevaluations/docu ments/assessment-ratings.html