УДК 343.9
А.Е. Шалагин М.Ю. Гребенкин
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
CURRENT INTERNATIONAL COOPERATION IN FIGHT AGAINST CRIME
Б статье рассматривается деятельность правоохранительных органов, направленная на международное сотрудничество в сфере предупреждения, предотвращения и 260 пресечения уголовно наказуемых деяний. Особое внимание обращено на противодействие 260 транснациональной преступности, а также способы и меры международного взаимодействия в данной области. Приводятся примеры международных организаций, показана их роль в противодействии преступности.
Ключевые слова: преступление, международное сотрудничество, взаимодействие, предупреждение, противодействие, пресечение, экстрадиция, транснациональная преступность
Для цитирования: Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Международное сотрудничество в сфере противодействия преступности на современном этапе // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. № 2(10). С. 260 - 268.
The article examines the activities of law enforcement agencies aimed at international cooperation in the field of prevention and suppression of criminal acts. Special attention is paid to combating transnational crime, as well as ways and measures of international cooperation in this area. Examples of international organizations are given and their role in combating crime is shown.
Keywords: crime, international cooperation, interaction, prevention, counteraction, suppression, extradition, transnational crime
For citation: Shalagin A. E., Grebenkin M. Yu. Current International Cooperation in Fight Against Crime // Scientific notes of the Kazan Law Institute of MIAof Russia. 2020. V. 5 . No. 2(10). Pp. 260 - 268.
К числу приоритетных направлений международного сотрудничества относятся: обеспечение общепризнанных прав и свобод человека (гражданина), предупреждение и противодействие преступности, обращение с лицами, совершившими уголовно наказуемые деяния, в системе уголовной юстиции, защита жертв (потерпевших) от преступных посягательств. Системное развитие международно-правовых норм в сфере предотвращения и пресечения преступлений стало ответом на современные мировые угрозы, трансформацию преступности в XXI веке, посягающей на охраняемые общественные отношения, государственный правопорядок, национальные интересы и межгосударственную безопасность [1, с. 7 - 8].
По мнению М.В. Андреева, «глобализация, информационная открытость, 261 развитие современных технологий, повышение качества жизни, с одной стороны, вызовы экстремизма, религиозного фундаментализма, трансграничной организованной преступности - с другой, неизбежно требуют качественного переосмысления происходящих общественных процессов, определения эффективных стратегий, как национального развития, так и формирования устойчивого миропорядка» [2, с. 117]. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации не может основываться только на внутригосударственном законодательстве, а требует коллективных усилий, опирающихся на международные конвенции, декларации, пакты, соглашения, договоры (ООН, БРИКС, ОДКБ, ШОС и др.).
Результативная деятельность в сфере противодействия транснациональной организованной преступности может осуществляться на основе политических решений, общих усилий заинтересованных стран и их правоохранительных органов. Осуществление международного сотрудничества в рамках уголовного судопроизводства зависит от уровня взаимоотношений государств (органов), вов-
леченных в данный процесс. Чем выше этот уровень, тем ответственнее будут исполняться принципы обеспечения законности, и соблюдаться требования, предъявляемые к международным обязательствам [3, с. 3].
В большинстве случаев это связано со специфическими характеристиками преступлений, которые носят транснациональный организованный характер. Активизация международного сотрудничества в борьбе с преступностью была вызвана возрастанием фактов незаконного оборота наркотиков и оружия, незаконной миграции, терроризма, торговли людьми и человеческими органами, кражами и контрабандой автомобилей [4, с. 242].
Деятельность транснациональных организованных преступных формирований охватывает широкий спектр общественно опасных противоправных действий: похищение человека, исполь- 261 зование рабского труда, легализацию доходов, полученных преступным путем, незаконные операции с древесиной, природными ископаемыми, драгоценными камнями и металлами, захват заложников, распространение порнографии, хищение исторических и культурных ценностей, экологические и компьютерные преступления и др.[5, с. 104]
В теории международного права существует несколько мнений относительно целей международного сотрудничества в сфере противодействия преступности. Необходимо отметить, что одними из приоритетных целей являются предупреждение и пресечение преступлений, экстрадиция преступников, взаимодействие государств (органов) в области уголовной юстиции.
Так, пандемия COVID-19 оказывает серьезное воздействие на многие социальные процессы, в том числе трансформацию преступности. Аналитики Европола отмечают, что преступники используют кризисную ситуацию в своих целях, адаптируя способы совершения преступлений или изобретая новые
криминальные схемы. Особенно выделяются четыре направления преступной деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (киберпреступность, мошенничество, реализация контрафактной продукции, активные действия организованных преступных сообществ) [6, с. 95-97]. Существует потенциальная опасность стихийных массовых беспорядков (погромов).
Принято считать, что международное сотрудничество по противодействию преступности - это совместная деятельность субъектов международного права и внутригосударственных правоотношений, регулируемая нормами права, по обеспечению защиты личности, общества, государств и мирового сообщества от преступлений, имеющих международный характер, а также транснациональ-262 ных преступлений [7, с. 15]. Международное сотрудничество по противодействию преступности - это скоординированная деятельность субъектов международного права, проявляющаяся в реализации мер по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию противоправных деяний, наказанию виновных лиц, оказание взаимной помощи по уголовным делам, а также розыску лиц, минимизации последствий преступных действий, выработке стандартов в данной сфере [8, с. 60]. Международные правоохранительные объединения можно определить как совокупность организаций и их структурных подразделений, которые наделены специальными полномочиями в сфере противодействия транснациональной преступности.
Во второй половине XX в. взаимодействие (сотрудничество) государств в борьбе с преступностью получило документальное нормативно-правовое закрепление в связи с существенно возросшим значением этой деятельности для мирового сообщества. В настоящее время в системе документооборота, регулирующего вопросы международного со-
трудничества в сфере противодействия преступности, важное место занимают нормативные акты Организации Объединенных Наций - резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Конвенция против коррупции, Итоговый документ 30-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по проблеме наркотиков в мире и др. [9, с. 362]
В рамках ООН ведущую роль играет Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого функционирует Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию [10, с. 140]. Комиссия с 1955 года проводит Конгрессы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Это одно из крупнейших мероприятий подобного рода в мировой практике. Политические деятели, ученые, 262 практические работники, занимающиеся вопросами предупреждения преступности и уголовного правосудия, съезжаются на Конгрессы ООН с целью определения стандартов в сфере уголовного правосудия и выработки единой стратегии противостояния современным криминальными угрозам [11, с. 18-19]. В Конгрессе принимают участие представители органов власти, межправительственных организаций и гражданского общества. Участники обмениваются опытом и обсуждают новые тенденции и проблемы в данной сфере деятельности.
Под эгидой ООН создан и действует Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП), содействующий укреплению международного сотрудничества в сфере профилактики и минимизации преступлений. ЦМПП оказывает поддержку развитию систем уголовного правосудия и помогает государствам-участникам решать задачи по преодолению угроз, возникающих в связи с изменением структуры и характера транснациональной организованной преступности [12, с. 551].
Исследованию взаимодействия различных международных организаций по вопросам противодействия преступности свои труды посвятили: М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, А.Г. Волеводз, РС. Галиев, В.Д. Зоркин, РА. Каламкарян, А.Р О.С. Капинус, Каюмова, В.Е. Квашис, М.П. Клейменов, П.Н. Кобец, А.А. Костин, А.И. Колташов, Д.А. Курочкин, Е.С. Ларина, В.В. Лунеев, В.С. Овчинский, Ф.М. Решетников, В.А. Уткин, РА. Шарифуллин и др.
В качестве приоритетных направлений международного сотрудничества в сфере предупреждения и противодействия преступности можно выделить: а) криминализацию и декриминализацию уголовно-правовых норм; б) определение тактики и стратегии в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; в) заключение международных пактов, соглашений, договоров и проч.; г) экстра-263 дицию лиц, находящихся в международном розыске, уголовное преследование по запросам иностранных государств, розыск похищенных культурных ценностей, угнанных автомобилей и т.п.; д) деятельность международных судов (Международного уголовного суда в Гааге, Европейского суда по правам человека в Страсбурге, Стокгольмского экономического арбитража, Спортивного арбитражного суда в Лозанне и др.); е) международную помощь в предупреждении, предотвращении и пресечении преступлений (материальная, техническая, научная, образовательная, практическая и др.)
Во взаимоотношениях между органами внутренних дел России с иностранными правоохранительными организациями применяются различные формы сотрудничества:
1) обмен имеющимися процессуальными и оперативно-розыскными данными о лицах, совершивших преступление, и общественно опасном, противоправном деянии;
2) проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий (операций и акций);
3) международный розыск лиц, совершивших преступление; экстрадиция преступников, то есть выдача их другому государству;
4) выполнение отдельных поручений по запросам иностранных полицейских органов, осуществляющих международное сотрудничество с органами внутренних дел Российской Федерации;
5) проведение совместных конференций, научных семинаров по проблеме международного сотрудничества в области предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений.
Деятельность международных организаций в области противодействия преступности можно разграничить на три сферы:
1. Международное сотрудничество в рамках ООН (Совет Безопасности, Управление ООН по наркотикам и преступности - UNODC со штаб - квартирой 263 в г. Вена (Австрия), Контртеррористический комитет, Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия в г.
Рим (Италия);
2. Взаимодействие в рамках Интерпола (Международной организации уголовной полиции), Европола (Европейской полицейской организации), Международной группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force - FATF). Важную роль в системе субъектов сотрудничества с ними занимают правоохранительные органы России, включая Национальное центральное бюро Интерпола МВД России (НЦБ) и Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмонито-ринг).
Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей структуре, правовой основе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество. Своими силами Интерпол не может вести самостоятельные
расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском преступников в различных странах. Но он выступает координатором полицейских операций, проводимых одной или несколькими странами, способствует их слаженности и одновременности, объявляет международный розыск скрывшегося преступника. Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью [13, с. 13].
НЦБ Интерпола в год обрабатывает около 140 тысяч запросов, участвует в проекте «Инвекс» по сотрудничеству с мировыми автопроизводителями в целях идентификации угнанных транспортных средств; в проектах «Калкан» и «Нексус» (борьба с терроризмом в Центральной Азии и Европе), «Миллениум» (противо-264 действие транснациональной преступности). В рамках проекта «Твиннинг» взято шефство над НЦБ Интерпола Сирии. По предложению НЦБ России Интерпол поддержал новый проект - «Увековечивание памяти полицейских, погибших на службе», на примере подвига М.Н. Нурбаган-дова1.
3. Сотрудничество в рамках региональных организаций (Содружество Независимых Государств, межгосударственное объединение БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества - ШОС; Организация Договора о коллективной безопасности - ОДКБ и др.)
Группа из пяти стран БРИКС (BRICS), включающая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, в год проводит более 100 встреч, из которых примерно 20 - на уровне министров, ежегодные саммиты на высшем уровне, где обсуждаются различные вопросы безопасности. Под председательством Российской
Федерации в 2020 году прошли заседания Антинаркотической рабочей группы БРИКС, Рабочей группы по вопросам безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий, Антикоррупционной рабочей группы, Форум Председателей Верховных судов стран БРИКС2.
В качестве практических мер, которые наработаны в формате ОДКБ, необходимо отметить ежегодно проводимые специальные оперативно-профилактические операции: «Канал» - по борьбе с наркопреступностью, «Нелегал» - по пресечению незаконной миграции. Для противодействия преступлениям, связанным с применением инновационных технологий, ОДКБ проводит ежегодную операцию «Прокси».
В ходе операции «Нелегал-2019» было возбуждено 2.200 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 264 238 за незаконный оборот оружия; 179 за попытку незаконного пересечения государственной границы и 51 по преступлениям экстремистской направленности и террористического характера3.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) основное сотрудничество по противодействию преступности осуществляется через Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ (СМВД), созданный в 1996 г. в целях взаимодействия и координации действий в борьбе с преступностью. В состав Совета входят министры внутренних дел Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана, представители Туркменистана принимают участие в отдельных заседаниях. На постоянной основе при Совете министров внутренних дел государств -участников СНГ действует аппарат Бюро
Национальное центральное бюро Интерпола. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/ Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola. (дата об-ращения 17.09.2020).
2Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 г. URL: https://brics -russia2020.ru. (дата обращения 17.09.2020).
3Организация Договора о коллективной безопасности. Взаимодействие с международными организациями. URL: https://odkb-csto.org/. (дата обращения 17.09.2020).
по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП), которое активно содействует обмену практическим опытом и информацией между министерствами внутренних дел.
Многосторонне сотрудничество по противодействию преступности в СНГ также осуществляют:
- Комитет глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб;
- Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников;
- Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований;
- Межгосударственный совет по промышленной безопасности;
- Межгосударственный совет по проти-265 водействию коррупции;
- Совет командующих пограничными войсками;
- Совет руководителей миграционных органов;
- Совет руководителей органов безопасности и специальных служб;
- Совет руководителей пенитенциарных служб;
- Совет руководителей подразделений финансовой разведки;
- Совместная комиссия государств -участников Соглашения о сотрудничестве по борьбе с незаконной миграцией;
- Антитеррористический центр государств - участников СНГ1.
В 2000 г. Совет глав государств СНГ принял решение о создании Антитеррористического центра государств-участников СНГ - постоянно действующего специализированного органа, обеспечивающего координацию взаимодействия органов безопасности и специальных служб в области борьбы с международным тер-
роризмом и проявлениями экстремизма. За последние годы был значительно расширен спектр направлений совместной антитеррористической деятельности государств СНГ, активизированы усилия по информационному противодействию идеологии терроризма, использования в преступных целях беспилотных аппаратов, борьбе с финансированием и материально-техническим обеспечением террористических организаций с учетом их перехода в цифровое пространство2.
В Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в настоящее время «государствами-членами» являются восемь стран - Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан; четыре страны имеют статус «государства-наблюдателя» - Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия; шесть стран являются «партнёрами по диалогу» - Азербайджан, Армения, Камбоджа, 265 Непал, Турция, Шри-Ланка.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (от 14 июня 2001 г.) и Конвенция ШОС против терроризма (2009 г.; ратифицирована 2 октября 2010 г. № 253-ФЗ), закрепили единое нормативное правовое определение таких понятий, как «терроризм», «террористический акт», «террористическая организация» и др. В настоящий период проходит согласование проект Конвенции ШОС по противодействию экстремизму.
Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) создала базу данных на 2,5 тысячи особо опасных террористов и более 70 организаций, связанных с терроризмом. Структуры ШОС за год пресекли свыше 300 террористических и экстремистских преступлений. В настоящее время установлены контакты РАТС ШОС с Управлением ООН
1Интернет-портал СНГ. Сотрудничество в сфере безопасности. URL: https://e-cis.info/cooperation/2828. (дата обращения 17.09.2020).
2 Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств. Деятельность. URL: https://www.cisatc.org. (дата обращения 17.09.2020).
по наркотикам и преступности, Контртеррористическим комитетом СБ ООН, Интерполом, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Антитеррористическим центром государств - участников СНГ, Центрально азиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров1.
Стивен Хокинг (1942-2018), английский астрофизик, писатель, к числу наиболее опасных угроз для современной цивилизации относил: а) ядерное, химическое и биологическое оружие; б) экологическую или климатическую катастрофы; в) вышедшую из под контроля деятельность алгоритмов (искусственного интеллекта); г) столкновение земли с огромным асте-266 роидом; д) перенаселение планеты.
Все это указывает на то, что для того чтобы избежать губительного сценария для человечества, людям необходимо объединять совместные усилия в различных сферах деятельности. Приоритетом остается международное сотрудничество, обмен опытом, координация принимаемых решений, разрешение конфликтов исключительно цивилизованным путем.
Применительно к предупреждению и противодействию преступности значительный потенциал заложен в использовании современных информационных технологий и робототехники (искусственный интеллект, Большие данные, квантовая криптография, 3 и 4D-принтеры, использование дронов, распознание преступников, террористов, поиск людей, пропавших без вести, на базе нейронных сетей, психологические инновации, кри-миналистическиеисследованияит.д.)[14].
Осуществляя предупреждение и противодействие преступности, необходимо учитывать факторы, влияющие на транснациональную организованную преступность, а также экономическое, политическое, социальное, культурное положение стран. Необходимо достигнуть баланса между ограничительными, карательными, обеспечительными мерами с превентивными мероприятиями, миними- 266 зирующими преступность. В конечном итоге справедливому правосудию будут способствовать высокие стандарты этического поведения сотрудников правоохранительных органов, сочетание масштаба криминальных угроз и ответных полицейских мер, уровень профессионализма и компетентности при выявлении, расследовании и вынесении решений по уголовным делам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уткин В.А. Международное право борьбы с преступностью: учебное пособие. Томск: Изд-во НЛТ, 2017. 216 с.
2. Андреев М.В. Основы теории национальной и международной безопасности: курс лекций. Тегеран: Ketabe Rira Publication, 2018. 384 с.
3. Быкова Е.В., Выскуб В.С. Международное сотрудничество или политика? // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. № 3. С. 3-5.
4. Криминология: учебник / под ред. В.Ю. Голубовского, Е.В. Кунц. М.: Юрлитинформ, 2020. 264 с.
5. Шалагин А.Е., Рашитов Л.Р. Взаимосвязь транснациональной организованной преступности и незаконной миграции // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2018. № 1 (42). С. 102-106.
6. Овчинский В.С., Ларина Е.С. COVID-19: предчувствие апокалипсиса. М.: Книжный мир, 2020. 448 с.
1 О Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://rus.sectsco.org/about_sco/20151208/16789. html. (дата обращения 17.09.2020).
7. Волеводз А.Г. К вопросу о сущности и содержании международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2007. № 1. С. 11-20.
8. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: учебник / С.В. Троицкий [и др.]; ответ. ред. Р.А. Каламкарян. М.: Юрайт, 2020. 349 с.
9. Нигматуллин Р.В., Сулейманова Р.Р Стратегия ООН в борьбе с транснациональной организованной преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. № 2. Т.10. С. 358-368.
10. Шалагин А.Е. Транснациональная преступность: понятие, признаки, меры противодействия // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 3. С. 138-141.
11. Квашис В.Е. К XIV Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: основные проблемы, цели и задачи // Научный портал МВД России. 2019. № 3 (47). С. 16 - 21.
12. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: монография / П.В. Агапов, Г.В. Антонов-Романовский, В.К. Артеменков [и др.]; под общ. ред. Р.В. Жубрина. М.: Проспект, 2018. 656 с.
13. Овчинский В.С. Интерпол в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.
14. Овчинский В.С. Технологии будущего против криминала. М.: Книжный мир, 2017. 288 с.
REFERENCES
1. Utkin V.A. Mezhdunarodnoe pravo bor'by s prestupnost'yu: uchebnoe posobie. Tomsk: Izd-vo NLT, 2017. 216 s.
2. Andreev M.V. Osnovy teorii nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti: kurs lekcij. Tegeran: 267 Ketabe Rira Publication, 2018. 384 s. 267
3. Bykova E.V., Vyskub V.S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo ili politika? // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2018. № 3. S. 3-5.
4. Kriminologiya: uchebnik / pod red. V.YU. Golubovskogo, E.V. Kunc. M.: YUrlitinform, 2020. 264 s.
5. SHalagin A.E., Rashitov L.R. Vzaimosvyaz' transnacional'noj organizovannoj prestupnosti i nezakonnoj migracii // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 1 (42). S. 102-106.
6. Ovchinskij V.S., Larina E.S. COVID-19: predchuvstvie apokalipsisa. M.: Knizhnyj mir, 2020. 448 s.
7. Volevodz A.G. K voprosu o sushchnosti i soderzhanii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v bor'be s prestupnost'yu // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2007. № 1. S. 11-20.
8. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v bor'be s prestupnost'yu: uchebnik / S.V. Troickij [i dr.]; otvet. red. R.A. Kalamkaryan. M.: YUrajt, 2020. 349 s.
9. Nigmatullin R.V., Sulejmanova R.R. Strategiya OON v bor'be s transnacional'noj organizovannoj prestupnost'yu // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2016. № 2. T.10. S. 358-368.
10. SHalagin A.E. Transnacional'naya prestupnost': ponyatie, priznaki, mery protivodejstviya // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2016. № 3. S. 138-141.
11. Kvashis V.E. K XIV Kongressu OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i ugolovnomu pravosudiyu: osnovnye problemy, celi i zadachi // Nauchnyj portal MVD Rossii. 2019. № 3 (47). S. 16 - 21.
12. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniya prestupnosti na sovremennom etape razvitiya rossijskogo obshchestva: monografiya / P.V. Agapov, G.V. Antonov-Romanovskij, V.K. Artemenkov [i dr.]; pod obshch. red. R.V. ZHubrina. M.: Prospekt, 2018. 656 s.
13. Ovchinskij V.S. Interpol v voprosah i otvetah: uchebnoe posobie. M.: INFRA-M, 2008. 368 s.
14. Ovchinskij V.S. Tekhnologii budushchego protiv kriminala. M.: Knizhnyj mir, 2017. 288 s.
Сведения об авторах:
Шалагин Антон Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
Гребенкин Михаил Юрьевич, старший преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
© Шалагин А.Е., 2020 © Гребенкин М.Ю., 2020
Shalagin Anton Y., Head of Criminology and Penal Enforcement Law Department, the Kazan Law Institute of MIA of Russia, Candidate in Law (Research doctorate), Associate Professor e-mail: [email protected]
Grebenkin Mihail Y., Lecturer of Criminology and Penal Enforcement Law, the Kazan Law Institute
of MIA of Russia
e-mail: [email protected]
Статья получена: 28.08.2020. Статья принята к публикации: 02.11.2020. Статья опубликована онлайн: 16.11.2020.
Заявленный вклад авторов:
Шалагин Антон Евгеньевич - разработка концептуальных подходов исследования; поиск юридических и аналитических материалов в научных источниках; обобщение и систематизация 268 материалов исследования, итоговое редактирование. 268
Гребенкин Михаил Юрьевич - анализ научной литературы; подготовка первоначального варианта текста; формулирование выводов; оформление справочно-библиографического аппарата.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.