Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремизму'

Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2836
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / EXTREMISM / COUNTERING / CONCEPT / INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGISLATION / FORECASTING / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилов Т. А.

В статье анализируются современное состояние и тенденции развития экстремизма, актуальные вопросы правового регулирования международного сотрудничества в предупреждении преступности экстремистского характера, исследуется зарубежный опыт противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation in combating extremism

This article analyzes the current state and trends of extremism, the topical issues of legal regulation of international cooperation in extremist crime prevention, and examines international experience in countering extremism

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремизму»

Криминалистика, криминология

УДК 343.3 Т.А. Корнилов*

Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремизму

В статье анализируются современное состояние и тенденции развития экстремизма, актуальные вопросы правового регулирования международного сотрудничества в предупреждении преступности экстремистского характера, исследуется зарубежный опыт противодействия экстремизму.

Ключевые слова: экстремизм, противодействие, концепция, международное и национальное законодательство, прогнозирование, безопасность.

T.A. Kornilov*. International cooperation in combating extremism. This article analyzes the current state and trends of extremism, the topical issues of legal regulation of international cooperation in extremist crime prevention, and examines international experience in countering extremism.

Keywords: extremism, countering, concept, international and national legislation, forecasting, security.

Результаты анализа современного состояния и тенденций развития экстремизма показали, что эффективно противодействовать данному явлению возможно только совместными усилиями государств и всего мирового сообщества, т.е. развивая международное сотрудничество.

Борьба с экстремизмом является приоритетным направлением деятельности различных форматов СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Римской/Лионской группы экспертов «Восьмерки», Комитета экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом, группы экспертов России-НАТО и т.д.

В рамках Организации Объединенных Наций, которая выполняет роль главного координирующего центра международных антитеррористических усилий, совместно с МИД России проводится работа по имплементации универсальных антитеррористических договоров и соответствующих резолюций Совета Безопасности, прежде всего основополагающей резолюции 1373 (2001) и резолюции 1624 (2005). В рамках работы по имплементации Глобальной контртеррористической стратегии ООН особое внимание уделяется активизации работы на таких приоритетных направлениях, как предупреждение радикализации общественных настроений, «воспроизводства» идеологии экстремизма и насилия.

По линии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 г. проведен целый ряд важных мероприятий по вопросам противодействия экстремизму и терроризму1 .

После распада СССР Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. стал первым документом о создании новой организации по поддержанию коллективной безопасности на базе СНГ. Принятые на базе названого договора международные соглашения в рамках созданной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) регламентируют практически все важнейшие вопросы, связанные с коллективной безопасностью2.

ОДКБ развивается как многопрофильная и многофункциональная международная структура. Одним из направлений деятельности Организации является формирование эффективной системы противодействия политическому и религиозному экстремизму, терроризму, наркобизнесу, незаконной миграции.

В 2000 г. в г. Астане главы пяти государств — членов Таможенного союза (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана), подведя итоги работы Таможенного союза, объявили о переходе к новому, третьему этапу полномасштабной интеграции — созданию Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Между государствами-членами данного сообщества заключены отдельные договоренности в области безопасности, в т.ч. и в сфере противодействия экстремизму. Наиболее важным из них является Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств — членов ЕврАзЭС от 21 февраля 2003 г.3.

* Корнилов, Т.А. Соискатель ФГКУ «ВНИИ МВД России». Адрес: Россия, 123995, Москва, Г-69 ГСП-5, ул. Поварская, д. 25. Телефон: (495) 667-15-15.

* Kornilov, T.A. Aspirant of the federal state treasury agency «Research Institute of the Russian Interior Ministry». Address: Russia,

123995, Moscow, G-69 GSP-5, Str. Povarskaya, 25. Phone: (495) 667-15-15.

Статья поступила в редакцию 25 июля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Криминалистика, криминология

Следующим в ряду международно-правовых актов, направленных на противодействие экстремизму, является Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Цель ШОС — укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической и иных областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построение нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

23 мая 2002 г. в Астане руководители правоохранительных органов и спецслужб государств — участников Шанхайской организации сотрудничества обсудили и одобрили проект Соглашения о Региональной антитеррористической структуре и высказались за необходимость его подписания и последующей разработки документов по его развитию.

Важным результатом в борьбе государств с проявлениями экстремизма стало принятие в рамках ШОС Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом4.

В соответствии с данной Конвенцией, другими международными обязательствами, а также с учетом их национального законодательства Стороны осуществляют сотрудничество в области предупреждения, выявления и пресечения экстремизма.

Конвенция предусматривает обмен опытом, обмен нормативными правовыми актами и информацией о практике их применения.

В качестве одного из направлений сотрудничества Конвенция указывает достижение по взаимному согласию сторон договоренностей об иных формах взаимодействия, включая оказание в случае необходимости практической помощи в пресечении деяний терроризма, сепаратизма и экстремизма и ликвидации их последствий.

По вопросам сотрудничества в противодействия терроризму и другим проявлениям экстремизма 26 августа 2005 г. Совет глав государств СНГ принял «Решение о концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма»5.

Концепция содержит цели и задачами сотрудничества государств — участников СНГ, которыми являются:

— обеспечение защиты государств — участников СНГ, их граждан и других лиц, находящихся на их территориях, от угроз терроризма и экстремизма;

— ликвидация угроз терроризма и экстремизма на территориях государств — участников СНГ;

— создание атмосферы неприятия терроризма и экстремизма в любых их формах и проявлениях;

— выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма на территориях государств — участников СНГ, а также ликвидация последствий преступлений террористического и экстремистского характера;

— укрепление международного антитеррор истическо го сотрудничества;

— выработка согласованных подходов государств — участников СНГ к вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, в т.ч. по вопросам их предупреждения;

— совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитие и гармонизация национального законодательства государств — участников СНГ с принципами и нормами международного права;

— усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества в условиях нарастающих угроз терроризма и экстремизма и др.

Основными направлениями сотрудничества являются:

—развитие антитеррористического потенциала государств — участников СНГ и Содружества в целом;

— предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений террористического и экстремистского характера, а также минимизация их последствий;

— содействие неотвратимости наказания за преступления террористического и экстремистского характера;

— совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

— анализ факторов и условий, способствующих возникновению терроризма и экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территориях государств — участников СНГ;

— оказание помощи в реабилитации лиц, пострадавших от преступлений террористического и экстремистского характера;

— взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации в целях повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму;

— противодействие пропаганде терроризма и экстремизма и др.

В рамках Концепции предусмотрены основные формы сотрудничества государств — членов ШОС по вопросам противодействия международному экстремизму, которые базируются на проведении согласованных профилактических мероприятий, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, совместных антитеррористических мероприятий, обмене оперативно-розыскной, справочной, криминалистической информацией, создании банков данных и систем связи, оказании правовой помощи и других действиях.

В рамках Содружества Независимых Государств осуществляются мероприятия, предусмотренные «Программой сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011-2013 годы».

Большая проблема в сфере противодействия экстремизму на международном уровне — развитие инфотелекоммуникационных систем. Решение проблемы аутентификации телекоммуникационного оборудования и персонификация его пользователя в настоящее время является первоочередной задачей для правоохранительных органов как в рамках национальных государств, так и при организации международного противодействия экстремизму.

Как показывает практика, бороться с рассматриваемым явлением в рамках одного государства невозможно. Примером тому может служить деятельность международной террористической организации «Хизб Тахрир аль-Ислами» («Партия возрождения ислама»). Эта организация, как известно, зародилась в Турции, и к середине 60-х гг. прошлого столетия ее деятельность уже была запрещена. В нашей стране ее деятельность судебные органы запретили только в 2006 г. Более чем за 40 лет эта организация перешагнула государственно-национальные границы и успешно действовала на территории нашей страны, адаптировав к своей противоправной деятельности новейшие достижения науки и техники, в т.ч. в области телекоммуникаций. Данный пример подтверждает, что противодействовать этому злу необходимо на международном уровне, сообща.

Россия ведет активную работу по налаживанию международного сотрудничества как с правоохранительными органами других стран, так и со всеми заинтересованными организациями, целью которых является противодействие киберпреступности и распространению идей терроризма и экстремизма в глобальной информационной среде.

В конце января 2008 г. в рамках военно-политического союза ОДКБ состоялось заседание экспертов-специалистов в области информационной безопасности. Представители спецслужб государств — членов ОДКБ, решающие задачи борьбы с преступностью в сфере информационных технологий, определили наиболее важные направления сотрудничества. В частности, было запланировано активизировать взаимодействие спецслужб в использовании информационных технологий по обеспечению обороноспособности государств — членов ОДКБ в целом и критически важных объектов инфраструктуры, в частности.

В настоящее время в ряде регионов РФ складывается практика судебного запрета существования Интернет-сайтов, контенты которых содержат признаки экстремизма. Вместе с тем эти судебные постановления трудноисполнимы в силу ряда причин. Так, в случае регистрации сайта на сервере иностранного государства российские государственные органы лишены возможности оперативно принять меры для его закрытия. МВД России на постоянной основе через каналы международного сотрудничества осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами в данном направлении. С 2007 по 2010 гг. ими направлено 43 уведомления в отношении 148 ресурсов, содержащих экстремистские материалы. Однако ответы поступили только в отношении 5 ресурсов со ссылкой на несоответствие требований запроса национальному законодательству.

Сложившимся положением в данной области активно пользуются представители экстремистских и террористических сообществ. Более 90% всех русскоязычных сайтов экстремистской и террористической направленности находятся на технических площадках за рубежом и, следовательно, за пределами российского правового поля.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта, по мнению некоторых практических сотрудников6, для совершенствования организационных мер противодействия экстремизму в информационном пространстве могут быть рекомендованы следующие меры:

— создание и обеспечение бесперебойного функционирования механизмов, гарантирующих полную идентификацию личности любого пользователя инфотелекоммуникационных сетей, в т.ч. Интернета;

— организация и проведение постоянного наблюдения за Интернет-ресурсами, осуществляющими пропаганду идей экстремизма, ксенофобии, терроризма с целью сбора и документирования всей оперативной информации по тематике экстремизма, в т.ч. для выявления физического расположения лидеров экстремистских движений, сведений о наиболее активных членах и предстоящих акциях;

— скорейшая разработка и ратификация материальных и процессуальных норм международного права, направленных на создание консолидированных и эффективных правовых подходов в противостоянии экстремизму и терроризму в телекоммуникационном пространстве;

— совершенствование информационного взаимодействия правоохранительных органов на базе Национальных контактных пунктов.

В 2000 г. Советом глав государств СНГ была утверждена Программа государств — участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, на основании которой был образован антитеррористический центр (АТЦ) СНГ.

Этим по инициативе России было положено начало созданию системы противодействия транснациональному терроризму. АТЦ стал действующей структурой информационноаналитического характера. В его функции входит координация взаимодействия компетентных служб стран СНГ в борьбе с терроризмом, организация информационного обмена, концентрация оперативных данных, организация профессиональной подготовки сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, взаимодействие с другими антитеррористическими структурами на глобальном и региональном уровнях.

В своей работе АТЦ взаимодействует с другими координационными органами, созданными в рамках СНГ: Советом министров внутренних дел (СМВД), Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Криминалистика, криминология

— участников СНГ (БКБОП), Советом министров обороны (СМО), Советом командующих пограничными войсками (СКПВ), Координационным советом генеральных прокуроров и их рабочими органами. В АТЦ создан специальный банк данных, в котором формируются информационные массивы в отношении лиц, объявленных в международный розыск, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма, в финансировании террористических и экстремистских организаций.

Хотелось бы упомянуть о роли международных организаций, вносящих большой вклад в разработку мер профилактики экстремизма. В данном случае необходимо сказать о сотрудничестве России с Интерполом.

Глобальные масштабы международного терроризма и экстремизма постоянно находятся в сфере внимания Интерпола, в структуре которого создана группа антитерроризма (ТЖ-группа). Каналы Интерпола активно используются для обмена информацией о терроризме и экстремизме.

Таким образом, есть достаточные основания говорить о наличии положительного опыта работы по созданию нормативно-правовой базы сотрудничества в сфере противодействия экстремизму. Это выражается в заключенных двусторонних, многосторонних межгосударственных, договорах и соглашениях о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, принятых межгосударственных программах по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Особое значение для этого аспекта сотрудничества имеет процесс унификации и гармонизации законодательств государств. Этот процесс позволяет устранить препятствующие факторы правового характера, возникающие из-за различий в национальных законодательствах, сформировать единые подходы к основам политики государств в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности.

1 По инициативе России в г. Астана (Казахстан) 14-15 октября 2010 г. была проведена конференция на тему «Успешные стратегии, эффективная политика и наилучшая практика предупреждения терроризма», ставшая ключевым антитеррористическим мероприятием года в рамках указанной Организации.

2 См.: Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 203-Ф3 «О ратификации протокола о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года» // С3 РФ, 1999. № 47. Ст.5621; Федеральный закон от 29.11.2001 № 159-Ф3 «О ратификации соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами — участниками договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года» // С3 РФ. 2001. № 49. Ст. 4565; Федеральный закон от 26 мая 2003 № 56-Ф3 «О ратификации Устава организации договора о коллективной безопасности» // С3 РФ. 2003. № 22. Ст. 2061; Федеральный закон от 26.05.2003 № 57-Ф3 «О ратификации соглашения о правовом статусе организации Договора о коллективной безопасности» // С3 РФ. 2003. № 22. Ст. 2062;

3 Договор заключен между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

4 Принята 15 июня 2001 г. Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 3-Ф3. Шанхайская конвенция вступила в силу для Российской Федерации 29 марта 2003 г. Сторонами Шанхайской конвенции являются Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

5 Решение совета глав государств СНГ «О концепции сотрудничества государств-участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма» (принято в г. Казани 26 августа 2005 г.).

6 См.: Материалы семинара Россия — Европол по проблеме «Терроризм и экстремизм в Интернете», прошедшего в ВИПК МВД России 25-28 ноября 2008 г.

УДК 343.972 Ю.В. Новикова*

Предупредительное воздействие судебной процедуры на несовершеннолетних, совершивших повторные преступления

В статье рассматривается механизм специально-криминологической профилактики при рассмотрении судами дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними. Автор анализирует актуальные проблемы профилактики во взаимосвязи с особенностями личности несовершеннолетних преступников.

Ключевые слова: криминологическая профилактика, подростковая преступность, воспитательно-предупредительное воздействие, судебная процедура.

* Новикова, Юлия Викторовна, соискатель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, судья городского суда г. Санкт-Петербурга, моб. тел. (8-921-994-41-00). Россия, 191028, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 16. E-mail: [email protected]

* Novikova, Julia Victorovna. St. Petersburg City Court, Judge. Sphere of scientific interests is violent juvenile crime. Contact information for correspondence: 16, emb. of the river of Fontanka, 191028, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 17 июня 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.