Научная статья на тему 'Роль деятельности международных организаций и Интерпола в борьбе с преступностью'

Роль деятельности международных организаций и Интерпола в борьбе с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3714
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ИНТЕРПОЛ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / CRIME / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / INTERNATIONAL CRIME / INTERPOL / INTERNAL AFFAIRS BODIES / PREVENTION OF CRIMES / SUBJECTS OF PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Александр Александрович, Соломатина Елена Александровна, Ильинский Игорь Иванович

Статья посвящена анализу деятельности международных организаций, в частности Интерпола, в системе международного полицейского сотрудничества в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баранов Александр Александрович, Соломатина Елена Александровна, Ильинский Игорь Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of international organizations - Interpol in the fight against crime

The article analyzes the activities of international organizations, in particular Interpol, the international police cooperation in the fight against crime.

Текст научной работы на тему «Роль деятельности международных организаций и Интерпола в борьбе с преступностью»

УДК 34 ББК 67

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНТЕРПОЛА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БАРАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]; ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА СОЛОМАТИНА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;

ИГОРЬ ИВАНОВИЧ ИЛЬИНСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности международных организаций, в частности Интерпола, в системе международного полицейского сотрудничества в борьбе с преступностью.

Ключевые слова: преступность, международные организации, международная преступность, Интерпол, органы внутренних дел, предупреждение преступлений, субъекты профилактики.

Annotation. The article analyzes the activities of international organizations, in particular Interpol, the international police cooperation in the fight against crime.

Keywords: crime, international organizations, international crime, Interpol, internal Affairs bodies, prevention of crimes, the subjects of prevention.

В современном мире преступность как социальное явление все более приобретает международный, транснациональный и организованный характер. Мировые интеграционные процессы в области экономики, политики, права, социальных отношений, происходящие в рамках глобализации ставят весь мер перед проблемой противодействия таким нарастающим дестабилизирующим явлениям, как терроризм, торговля людьми, нелегальная миграция, незаконный оборот оружия и наркотиков, преступления в сфере киберпространства, отмывание денег, коррупция1.

Так, например, количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в 2016 г., по сравнению с январем — декабрем 2015 г. возросло на 2,5% и составило 28 тыс., преступлений террористического характера 2227 (+44,8%) и 1450 преступлений экстремистской направленности (+9,1).

Каждое второе (56,7%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Организованными группами или преступными сообществами совершено 12,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 43,9 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств—участников СНГ — 38,5 тыс. преступлений, их удельный вес составил 87,6%2.

В этой связи вполне очевидно, что международные организации на глобальном и региональных уровнях, государства и представляющие их право-

1 Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов А.В. и др. Криминальная среда (оперативно-разыскной аспект): Моногр. Хабаровск, 2017.

2 Состояние преступности в России за январь — декабрь 2016 г. // МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр».

охранительные ведомства уделяют большое внимание проблемам борьбы с преступностью.

Только в Отдел НЦБ Интерпола ГУ МВД России по г. Москве в 2016 г. поступило на исполнение 9464 документа, из которых 3578 запросов, 5256 ответов и 630 иных документов по линии информационного обмена по каналам Интерпола.

Эффективная борьба с этим злом возможна только на пути консолидации усилий всего международного полицейского сообщества, и Интерпол как ведущая международная правоохранительная организация приобретает здесь все более возрастающее значение.

На протяжении последних лет Российская Федерация значительно укрепила свои позиции в международном полицейском сообществе. За период своей деятельности НЦБ Интерпола МВД России удалось наладить эффективное взаимодействие со всеми странами—членами Организации, основанное на доверии, взаимопомощи и партнерстве.

НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения стали важными звеньями в системе международного полицейского сотрудничества, выполняющими функцию координации усилий российских правоохранительных органов в борьбе с новыми вызовами и угрозами.

Основная функция НЦБ — обеспечение оперативного обмена полицейской информацией между национальными правоохранительными органами и их коллегами за рубежом, а также с Генеральным секретариатом.

Наиболее активно по каналам Интерпола в 2016 г. взаимодействовали правоохранительные органы Украины, которыми направлено 285 документов (134 запроса, 151 ответ), Германии — 238 документов (116 запросов, 122 ответа), Грузии — 183 документа (83 запроса, 100 ответов), США — 123 документа (7 запросов, 116 ответов), Чехии — 120 документов (72 запроса, 48 ответов) и Латвии — 103 документа (60 запросов, 43 ответа)3.

Сотрудники НЦБ Интерпола принимают информацию от зарубежных партнеров, переводят ее на национальный язык, анализируют, проверяют по оперативно-справочным учетам и передают в виде запросов, ответов и сообщений в правоохранительные и иные государственные органы.

Информацию, поступившую от взаимодействующих органов, проверяют по базам и банкам данных НЦБ Интерпола, обобщают, переводят на один из

рабочих языков Интерпола и передают ее по каналам Интерпола зарубежным коллегам.

В соответствии с требованиями Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/9711, НЦБ Интерпола отказывают полностью или частично в удовлетворении запросов:

а) не относящихся к компетенции Интерпола;

б) связанных с преступлениями политического, военного, религиозного или расового характера;

в) выполнение которых повлечет за собой нарушение законодательства Российской Федерации или запрашиваемого государства;

г) если они оформлены в нарушение требований, указанных в п. 21, 22 Инструкции4.

Необходимо помнить, что НЦБ Интерпола осуществляет только информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола5. Не являясь органом дознания, НЦБ Интерпола не уполномочен осуществлять производство предварительного расследования по уголовным делам, а также рассматривать и принимать решения по сообщениям о преступлениях в порядке ст. 144—145 УПК РФ.

Оперативность взаимодействия российских правоохранительных органов с Генеральным секретариатом и странами—членами Интерпола обеспечивается электронным документооборотом с использованием сертифицированных аппаратно-программных средств переноса данных, позволяющих непрерывно в круглосуточном режиме осуществлять обмен информацией по каналам связи Интерпола.

Выполняя Директивные указания МВД России по противодействию международной преступности, Отдел НЦБ Интерпола реализует комплекс мер, на-

3 Из обзора использования каналов Интерпола в борьбе с международной преступностью органами внутренних дел города Москвы в 2016 г.

4 Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. (ред. от 22 сентября 2009 г.) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

5 Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И. и др. Особенности противодействия кибер преступности подразделениями уголовного розыска. М., 2016.

правленных на повышение эффективности международных связей с зарубежными партнерами в сфере противодействия трансграничной преступности.

Международное сотрудничество в сфере охраны правопорядка, обеспечения защиты прав и свобод человека6 в настоящее время осуществляется на трех уровнях:

♦ сотрудничество на двустороннем уровне, которое позволяет более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой проблеме. На данном уровне наибольшее распространение получило оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются7;

♦ сотрудничество государств на региональном уровне, которое обуславливается интересами и характером отношений этих стран (например, среди стран-членов Совета Европы, СНГ)8;

♦ сотрудничество государств в рамках многосторонних соглашений (договоров), поскольку некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества. Основным содержанием многосторонних соглашений (договоров) о совместной борьбе с отдельными преступлениями является признание сторонами этих деяний на своей территории преступными и обеспечение неотвратимости их наказания.

Одним из основных инструментов противодействия международной преступности являются созданные в ГС Интерпола базы данных, формируемые на основе информации, предоставляемой странами— участницами:

♦ база данных по лицам, причастным к террористической деятельности;

♦ база данных по разыскиваемым преступникам;

♦ база данных отпечатков пальцев лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений, а также отпечатков неизвестных лиц, изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений;

♦ база данных профилей ДНК преступников, потерпевших, жертв стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений;

♦ база данных похищенных/утерянных проездных документов (загранпаспортов);

♦ база данных изображений детей, подвергшихся сексуальному насилию;

♦ база данных огнестрельного оружия, изъятого национальными правоохранительными органами;

♦ база данных похищенных произведений искусства9;

♦ база данных похищенных автомототранспорт-ных средств.

ГС Интерпола осуществляет пополнение данных ресурсов соответствующей оперативной информацией, предоставляя доступ к ним национальным Бюро и другим заинтересованным компетентным органам10.

В рамках направляемых запросов имеется возможность проверять разыскиваемое лицо и его связи на предмет проживания, регистрации, пересечения границы, наличия сведений криминального характера, получать информацию о недвижимости, устанавливать абонентов телефонных номеров, запрашивать отдельные сведения о финансовой деятельности.

НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов РФ и правоохранительных органов иностранных государств — членов Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска лиц.

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после либо одновременно с объявлением федерального розыска.

Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск при условии, что они обвиняются в соверше-

6 Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 3—6.

7 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Взаимодействие криминальной полиции с оперативными подразделениям и службами других ведомств по вопросам незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 162—165.

8 Моргун Н.В., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Розыск преступников оперативными подразделениями в странах СНГ. В сб.: 30-летие Европейской хартии местного самоуправления: проблемы, тенденции и перспективы: Сб. мат. вузовского круглого стола профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, аспирантов, докторантов и соискателей. 2015. С. 148—157.

9 Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей в российской федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53—56.

10 Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. и др. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017.

нии преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

Международный розыск является одним из главных направлений международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и приоритетным направлением деятельности Отдела НЦБ Интерпола.

В 2016 г. Отделом НЦБ Интерпола только по материалам, представленным правоохранительными органами города Москвы, инициирован международный розыск с целью ареста и выдачи в отношении 122 обвиняемых/осужденных.

Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершивших побег из мест лишения свободы, а также лиц, пропавших без вести.

Так, по каналам Интерпола в 2016 г. была получена информация об установлении места нахождения 68 обвиняемых и осужденных, разыскиваемых правоохранительными органами г. Москвы, из которых 37 были задержаны на территории иностранных государств (Испании — 5; Германии — 4; Украины — 3; Болгарии, Кипра, Латвии, Литвы — по 2; Чехии, Македонии, Армении, США, Израиля, Словении, Монако, Азербайджана, Афганистана, Хорватии, ОАЭ, Грузии, Румынии, Франции, Перу, Венесуэлы и Черногории — по 1).

При содействии НЦБ Интерпола экстрадиро-вано/депортировано из-за рубежа в Российскую Федерацию 12 обвиняемых и осужденных, в том числе из Франции — 2, Испании — 2, Австрии — 1, Италии — 1, Сербии — 1, Черногории — 1, Украины — 1, США — 1, Германии — 1, Румынии — 111.

При этом, необходимо помнить, что международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий: получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации; получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Таким образом, на сегодняшний день существуют достаточно эффективные системы международного розыска преступников, которые, однако,

ограничены рамками отдельных регионов. Так, на территории стран Евросоюза действует Европейский ордер на арест, на территории стран СНГ — система межгосударственного розыска.

Также необходимо учесть, что если судом принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в дальнейшем для установления разыскиваемого лица на территории иностранного государства возможно лишь проведение проверки по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств — членов Интерпола.

Постановление и другие материалы, необходимые для объявления липа в международный розыск, передаются в Отдел НЦБ Интерпола, которым осуществляется проверка на предмет достаточности сведений и правильности оформления документов.

Актуальность проблемы розыска без вести пропавших лиц определяется тем, что их число из года в год увеличивается. В настоящее время неизвестна судьба многих тысяч без вести пропавших граждан, среди которых подавляющее большинство здоровых и трудоспособных. В тоже время, оперативными подразделениями практически не задействуются каналы Интерпола в организации оперативно-поисковых мероприятий по установлению местонахождения пропавших без вести на территории зарубежных стран.

Так, в 2016 г. в Отдел НЦБ Интерпола ГУ МВД России по г. Москве поступили уведомления о необходимости продолжения международного розыска в отношении 344 обвиняемых и осужденных, а также 15 лиц, пропавших без вести.

При этом основной проблемой в сфере организации международного розыска лиц по каналам Интерпола, по-прежнему, остается неудовлетворительное качество предоставляемой разыскными подразделениями информации, не содержащей конкретных сведений о регионах возможного пребывания разыскиваемых. После объявления лица в международный розыск по каналам Интерпола активные оперативно-разыскные мероприятия, направленные на

11 Из обзора использования каналов Интерпола в борьбе с международной преступностью органами внутренних дел города Москвы в 2016 г.

установление его возможного местонахождения за рубежом, а также отработку его связей, как правило, прекращаются, что не позволяет осуществлять целенаправленное взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств12.

Немаловажное значение в борьбе с преступностью и в розыске без вести пропавших придается идентификации и проверке лиц по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств, банку данных НЦБ Интерпола13.

В 2016 г. в Отдел НЦБ Интерпола поступило 289 запросов о проведении проверки лиц по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств, из них 242 в отношении лиц, скрывшихся от правоохранительных органов города Москвы и 47 в отношении лиц, пропавших без вести.

Установлено за рубежом 37 лиц, в том числе 30 обвиняемых и осужденных, 7 лиц, пропавших без вести.

Наибольшее количество лиц установлено на территории Украины — 18 или 48,6% от общего числа установленных. Также было установлено пребывание разыскиваемых на территории США (4), Грузии (4), Испании (2), Таиланда (2), Афганистана, Болгарии, Армении, Израиля, Австралии, Молдавии и Германии (по 1).

В тоже время, из-за допущенных нарушений требований Инструкции Отдел НЦБ Интерпола вынужден был вернуть на доработку 18 запросов.

Все запросы возвращены в связи с нарушением требований п. 102 Инструкции, согласно которой, при истребовании информации по каналам Интерпола в отношении физических лиц необходимо указывать:

♦ основание для проведения запрашиваемой проверки (п. 102.2);

♦ цель проверки, какую информацию необходимо получить (п. 102.3);

♦ перечень государств, по учетам которых требуется провести проверку (п. 102.4);

♦ в полном объеме данные проверяемых лиц (фамилия, имя, отчество, полная дата и место рождения, место жительства, гражданство) (п. 102.5);

♦ реквизиты паспортов проверяемых лиц: серия, номер, дата выдачи, выдавший орган; для граждан Российской Федерации — реквизиты заграничного паспорта; для иностранных граждан, по возможности, прилагается копия паспорта (п. 102.6);

♦ период времени, за который требуется провести проверку по иммиграционным учетам (п. 102.7);

♦ место, время, способ совершения преступления, причиненный ущерб и роль проверяемого лица в совершении преступления (фабула уголовного дела), а также решение, принятое следователем (дознавателем), в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, по вопросу о мерах, которые будут предприняты в случае получения информации о пребывании проверяемого лица на территории иностранного государства (п. 102.9);

♦ от кого и когда поступило заявление об утрате связи с близким родственником, степень родства, дата выезда из России лица, утратившего связь с близкими родственниками, последнее известное место проживания этого лица и его связи за пределами России (в запросах о проведении проверок по учетам Генерального секретариата Интерпола и национальным учетам иностранных государств лиц, утративших связь с близкими родственниками), (п. 102.10)14.

В целях осуществления скоординированной работы по установлению местонахождения лиц, участвующих в деятельности преступных сообществ, банд, незаконных вооруженных формирований, выявлению их связей и пресечению преступной деятельности через НЦБ Интерпола может быть использована разработанная Генеральным секретариатом специальная система международного обмена информацией15.

Для формирования базы данных Генерального секретариата о физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности международных преступных сообществ или организованных преступных групп, НЦБ Интерпола представляет в Генеральный секретариат: установочные и паспортные данные лица, сведения о других его именах и кличках, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты, известные адреса и связи, род занятий, информацию о преступной деятельности, ее

12 Богданов A.B., Хазов Е.Н. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71—75.

13 Виды, основания и порядок проведения таких проверок содержатся в разд. XI Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. См.: Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. (ред. от 22 сентбря 2009 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Из обзора использования каналов Интерпола в борьбе с международной преступностью органами внутренних дел города Москвы в 2016 г.

15 Ендольцева А.В., ЭриашвилиН.Д. и др. Правоохранительные органы зарубежных стран: Учебник. М., 2013.

видах и регионах совершения, а также указывает, членом каких международных преступных сообществ или организованных групп является данное лицо16.

Для подготовки указанных сведений правоохранительные органы через территориальное подразделение НЦБ Интерпола передают сообщение о включении в базу данных Генерального секретариата лиц, причастных к деятельности международных преступных сообществ17.

Принимая во внимание высокий уровень общественной опасности противоправной деятельности вышеуказанных лиц, органам внутренних дел необходимо сосредоточить усилия на решении задач по развитию международного сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами по линии противодействия экстремизму, включая обмен информацией о лицах, причастных к террористической деятельности или подозреваемых в ее осуществлении18.

Информация о лицах, участвующих в деятельности международных преступных сообществ, банд и незаконных вооруженных формирований, используется Генеральным секретариатом для издания специальных уведомлений19.

Необходимость согласования национальных интересов государств, региональных объединений и международного сообщества при разработке и реализации целей и задач, средств, форм и методов совместной борьбы с преступностью обусловливает длительность и сложность этих процессов, дипломатичность формулировок международно-правовых документов в сфере борьбы с преступностью, несовпадение приоритетов в данной деятельности и другие проблемные ситуации, которые необходимо разрешать для эффективного со-трудничества20. Так, следует учитывать, что в международно-правовых документах определяются лишь общие направления, конкретизирующиеся в двусторонних и многосторонних договорах.

В целях реализации положений названных направлений международное сотрудничество в противодействии с преступностью должно осуществляться в следующих основных формах:

♦ обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

♦ исполнение запросов о проведении оперативно-разыскных мероприятий — розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц, без вести пропавших;

♦ обмен информацией о новых видах наркотиков, особенно о появившихся в незаконном обороте, технологиях их изготовления, а также о новых методах исследования и идентификации наркотиков21;

♦ обмен информацией в сфере миграции, в том числе незаконной миграции;

♦ розыск и возвращение в установленном порядке предметов, имеющих номера или специфические отличительные признаки, в том числе автотранспортных средств и огнестрельного оружия, а также ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности);

♦ обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций, семинаров и конференций;

♦ обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами;

♦ обмен на взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности сторон;

♦ обмен информацией о проведении мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях (карантины, массовые беспорядки, стихийные бедствия)22.

Необходимость расширения и углубления международного сотрудничества в предупреждении преступности обусловлена как качественными, так и количественными изменениями самой преступности. При осуществлении международного сотрудничества необходимо разрешить достаточно противоречивую ситуацию, когда, несмотря на интернационализацию преступности, средства и формы борьбы с ней остаются национальными (внутригосударственными).

16 Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В. и др. Криминальная среда как объект оперативно-разыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты). М., 2014.

17 Приложение № 4 к приказу МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. (ред. от 22 сентбря 2009 г.) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

18 Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика // Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95—99.

19 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176—179.

20 ЭриашвилиН.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н. и др. Национальная безопасность. М., 2017.

21 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 152—156.

22 Постановление Правительства РФ от 29 июня 1996 г. № 663 (с изм. на 21 февраля 2017 г.) «О заключении соглашений о сотрудничестве между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.