Научная статья на тему 'ИНТЕРПОЛ КАК КЛЮЧЕВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ИЗОБЛИЧЕНИЯ ЛИЦ ИХ СОВЕРШИВШИХ'

ИНТЕРПОЛ КАК КЛЮЧЕВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ИЗОБЛИЧЕНИЯ ЛИЦ ИХ СОВЕРШИВШИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
701
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРПОЛ / ООН / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПНИК / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РОЗЫСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Иванова Юлия Александровна, Шохов Кирилл Евгеньевич

Интерпол - международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPOL AS A KEY INTERNATIONAL ORGANIZATION IN THE FIELD OF COMBATING ENVIRONMENTAL CRIMES AND EXPOSING THEIR PERPETRATORS

Interpol is an international organization whose main task is to unite the efforts of the national law enforcement agencies of the participating countries in the fight against ordinary crime.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПОЛ КАК КЛЮЧЕВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ИЗОБЛИЧЕНИЯ ЛИЦ ИХ СОВЕРШИВШИХ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-67-75 © Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Шохов К.Е., 2021

Научная специальность 12.00.06 - природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

ИНТЕРПОЛ КАК КЛЮЧЕВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ИЗОБЛИЧЕНИЯ ЛИЦ ИХ СОВЕРШИВШИХ

Нодари Дарчоевич Эриашвили,

профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

доктор экономических наук, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Юлия Александровна Иванова, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности»,

кандидат юридических наук, доцент Российский технологический университет - МИРЭА (119454, Москва, Проспект Вернадского, д. 78)

E-mail: [email protected]; Кирилл Евгеньевич Шохов, юрисконсульт

Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России

(121170, Москва, ул. Поклонная, 17) E-mail: [email protected]

Аннотация. Интерпол - международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Ключевые слова: Интерпол, ООН, международная организация, экология, окружающая среда, экологические преступления, преступник, расследование преступлений, розыск.

INTERPOL AS A KEY INTERNATIONAL ORGANIZATION IN THE FIELD OF COMBATING ENVIRONMENTAL CRIMES AND EXPOSING THEIR PERPETRATORS

Nodari D. Eriashvili,

Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Process,

Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor, Laureate of the Prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Yuliya A. Ivanova,

Associate Professor of the Department «Legal Support of National Security», Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Russian Technological University - MIREA (119454, Moscow, Prospect Vernadskogo, d. 78);

Kirill Е. Shokhov, Legal Adviser

Center of Special Purpose in the field of Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(121170, Moscow, ul. Poklonnaya, 17)

Abstract. Interpol is an international organization whose main task is to unite the efforts of the national law enforcement agencies of the participating countries in the fight against ordinary crime.

Keywords: Interpol, UN, international organization, ecology, environment, environmental crimes, criminal, investigation of crimes, search.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Шохов К.Е. Интерпол как ключевая международная организация в области противодействия экологическим преступлениям и изобличения лиц их совершивших. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):67-75.

Интерпол, как и любая другая организация, действует на основании Устава, который вступил в силу в 1956 году. Устав Интерпола закрепляет основные задачи, цели, структуру и компетенцию органов, условия вступления в эту международную организацию, а также права и обязанности ее стран-участников. В соответствии с Уставом Международная организация уголовной полиции состоит из пяти действующих органов:

- Генеральная Ассамблея,

- Исполнительный комитет,

- Генеральный секретариат,

- Национальные центральные бюро,

- Советников [7, с. 607-617].

Согласно Уставу, Генеральная Ассамблея является высшим органом Интерпола, в состав которого входят делегаты, избираемые Членами Организации. Каждый Член Организации может быть представлен в ней одним или несколькими делегатами. Однако делегация каждой страны должна иметь только одного руководителя, назначаемого компетентным правительственным органом этой страны. При этом Устав говорит о том, что Организация носит специфический характер, поэтому каждое государство должно выдвигать делегации в лице должностных лиц, выполняющих полицейские функции.

Для более точного и полного взаимодействия и сотрудничества между государствами-участниками согласно статье 32 Устава Интерпола каждая страна должна создать на своей территории Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, указав орган, который будет действовать в качестве данного структурного подразделения Интерпола.

НЦБ Интерпол осуществляет связь: а) с разными учреждениями в стране; б) с учреждениями в других государствах, действующими как Национальные центральные бюро; в) с Генеральным секретариатом Интерпола.

На национальном уровне НЦБ являются постоянно действующими органами Интерпола в данной стране и одновременно учреждениями своей страны, наделенными полицейской властью. Таким образом, НЦБ является структурным звеном сразу двух систем: Интерпола и национальной полицейской службы страны-члена организации. И с этой точки зрения его можно рассматривать как своего

рода феномен в практике международных отношений государств.

Национальное центральное бюро - это рабочий аппарат, который создает у себя каждое государство-участник организации для поддержания постоянной связи с Генеральным секретариатом и НЦБ других стран. НЦБ обычно действует в составе органа, которому государство делегировало полномочия представлять в Интерполе свои интересы. Основное назначение НЦБ Интерпола - взаимодействие всех структурных подразделений в международной борьбе с уголовными преступлениями. Это содействие выражается в форме обмена информацией о «международных преступниках», проведения необходимых расследований, передачи соответствующим ведомствам своей страны запросов, направляемых органами полиции других стран, контроля за ведением розыска преступников, а также их задержанием, экстрадиции задержанных преступников и т.д.

Национальное центральное бюро согласно статье 32 Устава устанавливает и поддерживает связи с различными ведомствами внутри страны, с национальными центральными бюро Интерпола других стран, с Генеральным секретариатом Интерпола. Каждое НЦБ должно не только осуществлять взаимодействие с подразделениями национального бюро расследования других государств, но и в каждом конкретном случае придерживаться тех международных соглашений по борьбе с преступностью, участниками которых являются оба представляемых ими государства.

На сессиях Генеральной ассамблеи Интерпола неоднократно обращалось внимание на огромное количество положительных моментов установления прямых контактов между всеми НЦБ, существующими в странах-участниках. Взаимоотношения между полицией различных стран в рамках Интерпола развиваются в основном именно по этому пути. Всем странам при этом предложено обозначать материалы (запрашиваемые или направляемые) грифом «Интерпол». Тем самым как бы подтверждается, что обмен корреспонденцией осуществляется в рамках Интерпола. Но главная задача всех НЦБ - поддерживать постоянные связи с Генеральным секретариатом Интерпола. Как правило, руководитель НЦБ включается в состав делегации,

направляющейся на сессии Генеральной ассамблеи Интерпола.

НЦБ выполняют чрезвычайно большой объем работы особенно в странах, где руководство органами полиции децентрализовано. В уставе Интерпола нет положений, которые закрепляли бы особенности подчинения НЦБ, какую-либо организационную структуру и функции. Каждая страна имеет право свободного выбора формы сотрудничества с Интерполом, поэтому организация и структура НЦБ являются внутренним делом каждого государства. В Великобритании, например, НЦБ действует в составе столичного департамента полиции - Скотланд-Ярда, а в Бельгии функции НЦБ выполняет орган, прямо не имеющий отношения к делам полиции, -генеральный секретариат судебных представителей министерства юстиции. В Соединенных Штатах Америки НЦБ Интерпола также действует в составе министерства юстиции, в Испании НЦБ Интерпола относится к Генеральному комиссариату уголовных расследований.

Согласно Уставу Интерпола данная международная организация была создана в целях обеспечения и развития широкого взаимного сотрудничества всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также создания и развития учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью [7, с. 607-617].

К основным функциям Интерпола можно отнести следующие: 1) оперативная поддержка полицейских ведомств; 2) предоставление оперативной информации и доступа полицейским органам к базам данных; 3) предоставление защищенного канала связи для обмена полицейской информацией государствами-членами Интерпола и Генеральным Секретариатом; 4) обучение и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов государств-членов в том числе посредством проведения специальных семинаров-тренингов [6, с. 27].

На сегодняшний день деятельность Интерпола и его структурных подразделений в основном направлена на: а) регистрацию сведений об уголовных преступлениях международного характера; б) розыск преступников и без вести пропавших на международном уровне; в) розыск подозреваемых

с целью контроля их перемещений; г) розыск похищенных предметов (произведений искусства, оружия, транспорта и др.).

Интерпол является уникальной международной организацией, которая обладает самостоятельной структурой, огромной базой правовой информации, современным техническим оснащением, которое помогает своевременно и рационально взаимодействовать со всеми государствами-участниками. Это ведущая организация в области международной борьбы с общеуголовными преступлениями, на базе которой трудится колоссальное количество квалифицированных сотрудников со всего мира.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» учреждено, что в России таким органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России. В настоящее время, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2011 г. на должность начальника НЦБ Интерпола МВД России назначен генерал-майор полиции Прокопчук Александр Васильевич, который также является Вице-президентом Интерпола.

На территории Российской Федерации деятельность НЦБ Интерпола регламентирована: международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971.

Национальное Центральное Бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением Центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, которое осуществляет в

пределах своей компетенции тесное сотрудничество с НЦБ Интерпола других государств-членов Международной организации уголовной полиции. Бюро выполняет функции главного оперативного подразделения МВД России, которое осуществляет взаимодействие с Интерполом и Европолом. Оно осуществляет международный обмен информацией об уголовных преступлениях, обеспечивает содействие в выполнении запросов правоохранительных органов иностранных государств об осуществлении розыска, задержание и экстрадицию лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений, а также розыск и арест перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов, ценностей и документов.

Структура НЦБ Интерпола МВД РФ определяется министром МВД РФ по представлению заместителя министра ответственного за деятельность Бюро. На сегодняшний день НЦБ Интерпола МВД РФ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Заместители начальника Бюро назначаются на должность и освобождаются от должности Министром по представлению заместителя Министра, а начальники отделов - заместителем Министра по представлению начальника Бюро1.

Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 80 субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день они являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях.

Значимым моментом на сегодняшний является то, что для борьбы с преступлениями в сфере защиты окружающей среды было создано специальное подразделение - Environmental Security Unit (Отдел Экологической Безопасности). Главное назначение данного подразделения - возглавлять глобальные усилия для борьбы с преступлениями против нашей планеты. Отдел Экологической Безопасности объ-

1 Приказ МВД России от 31.03.2012 № 305 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=LAW&n=347849&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.15300618345385275#07458673932020794.

единяет усилия следующих субъектов: государств-участников Интерпола, международных правительственных и неправительственных организаций, представителей частного сектора и гражданских сообществ.

Данный отдел содержит в себе четыре глобальные правоохранительные команды, которые занимаются непосредственной ликвидацией преступных сообществ и организаций, которые стоят за совершением экологических преступлений. Эти группы делятся в зависимости от области экологических преступлений следующим образом: Fisheries (Рыболовство), Forestry (Лесное хозяйство), Pollution (Загрязнение окружающей среды and Wildlife (Дикая природа)2. Указанные группы предоставляют правоохранительным органам государств наиболее подверженных тем или иным экологическим преступлениям опыт, средства и инструменты, которые необходимы для изобличения преступников в целях защиты окружающей среды от ее эксплуатации с их стороны. Помимо этого, предоставляется поддержка в рамках уголовного судопроизводства по делам, осложненным иностранными элементами. Осуществляется поддержка по раскрытию дел и достижению целей, поставленных правоохранительными органами государств. Особое внимание уделяется координации проводимых операций и обмену информацией между правоохранительными органами. Также государствам предоставляется помощь в проведении аналитической работы в экологических криминальных сетях.

От Таиланда до Кении, от Франции до Аргентины, данные группы присутствуют в офисах Интерпола по всему миру в целях оперативного реагирования на очаги преступлений. Также данные группы способствуют в реализации региональных нужд по борьбе с экологическими преступлениями. Предоставляется адекватная аналитическая и следственная поддержка.

Возглавляет четыре команды - Strategy Team (Стратегическая Команда). Она помогает этим четырем командам функционировать во взаимозависимом мире, где международная политика и партнерство необходимы для достижения конечных

2 Environmental Compliance and Enforcement Committee Advisory Board // Официальный сайт Интерпол. URL: https:// www.interpol.int/Crimes/Environmental-crime/Our-response-to-environmental-crime (дата обращения: 15.01.2020).

целей и поддержания инновационного подхода к правоохранительной деятельности.

В рамках Интерпола действует Environmental Compliance Enforcement Committee (Комитет по соблюдению Природоохранного Законодательства). В него входят должностные лица исполнительного уровня и лица, принимающие решения, представляющие интересы стран-членов. Environmental Compliance Enforcement Committee устанавливает и определяет приоритеты по реагированию на возникающие тенденции в области экологических преступлений. Также он выступает в качестве форума для сотрудников правоохранительных органов для обмена опытом и знаниями и обсуждения новых стратегий.

Другим структурным подразделением является National Environmental Security Task Force (Национальные целевые силы экологической безопасности) (далее - NEST). NEST объединяет полицию, таможню, природоохранные органы, прокуратуру, неправительственные организации и межправительственных партнеров в целях сосредоточения усилий по борьбе с экологическими преступлениями в международной сети Интернет и преступлениях, которые особенно затрагивают отдельно взятое государство.

NEST позволяют правоохранительным органам получать поддержку от научных экспертов, чьи знания и доступ к ресурсам имеют неоценимое значение в борьбе с экологическими преступниками. NEST использует мандаты каждого агентства, участвующего в борьбе с экологическими преступлениями со всех углов: от незаконного браконьерства на местах совершения преступления до расследования финансовых и налоговых дел преступных сообществ.

Одним из элементов противодействия экологическим преступлениям является проведение Regional Investigative and Analytical Case Meetings (Региональных встреч по расследованию и анализу дел). Данные мероприятия позволяют следователям из разных стран встречаться лицом к лицу для рассмотрения текущих дел, а также для обмена разведданными и проведения анализа, помогая им быстрее решать дела. Они собираются по просьбе государства, и сотрудники Интерпола могут оказать экспертную помощь в случае необходимости.

В структуре Интерпола существуют Investigative Support Teams (Следственные команды поддержки). Интерпол направляет группы специализированных сотрудников правоохранительных органов для поддержки национальных органов государственной власти в их расследованиях. Эксперты оказывают помощь во многих аспектах расследования, проводят цифровые экспертизы, осуществляют руководство по тайным операциям, а также предоставляют языковую и техническую поддержку при допросе подозреваемых.

Интерпол активно проводит тренинги и мероприятия по наращиванию потенциала правоохранительных органов государств-членов в борьбе с экологическими преступлениями. Учебные мероприятия на региональном и национальном уровнях в Африке и Азии привели к более успешным операциям по борьбе с экологическими преступлениями1. Аналитики Интерпола изучают данные, связанные с преступниками, подозреваемыми, инцидентами, проблемами и тенденциями. Они выявляют связи между различными преступлениями в разных местах, а затем проводят аналитическую работу, чтобы проводить расследования, операции и стратегии и влиять на международную политику.

Мощным союзом для ведения эффективной борьбы с преступлениями против дикой природы является The International Consortium on Combating Wildlife Crime (Международный консорциум по борьбе с преступлениями против дикой природы) (далее - ICCWC). Данный альянс оказывает решительную и скоординированную поддержку правоохранительным органам, помогая осуществлять эффективные действия на местах совершения экологических преступлений и привлекать преступников к ответственности. Созданный в 2010 году он объединяет в себе Интерпол, Секретариат Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), Всемирный банк и Всемирную таможенную организацию (ВТО).

1 Environmental Compliance and Enforcement Committee Advisory Board // Официальный сайт Интерпол. URL: https:// www.interpol.int/Crimes/Environmental-crime/Our-response-to-environmental-crime (дата обращения: 15.02.2020).

Экологическая преступность во всех ее формах представляет собой серьезную международную проблему и растущую угрозу миру, безопасности и стабильности. Исходя из содержания «Stratégie Report: Environment, Peace and Security - A Convergence of Threats», можно прийти к выводу, что экологическая преступность занимает четвертое место по объему от всей мировой преступной деятельности. Ее доходность оценивается в 258 миллиардов долларов США и рост указанной преступной деятельности ежегодно составляет от 5 до 7 процентов1. Экологические преступления тесно переплетаются с иными видами преступной деятельности и в результате этого их раскрытие становится большой проблемой для правоохранительных органов множества государств мира. Именно по этой причине Интерпол активно развивает механизмы противодействия данному виду преступности. Интерпол и его стратегические партнеры из года в год осуществляют совместную работу для изобличения преступников, извлекающих выгоду из широко спектра экологических преступных деяний.

Термин «эко-мафия» все чаще применяется международными полицейскими организациями и природоохранными агентствами. Это подчеркивает, насколько сильно организованная преступность вовлечена в данную преступную деятельность.

Wildlife Crime Working Group (далее - WCWG) отвечает за разрешение вопросов касающихся незаконного сбора диких растений, браконьерства, оборота диких видов животных и растений.

Основные цели WGWG следующие: 1) консультирование Интерпола о возникающих проблемах правоприменения и несоблюдения законодательства, угрожающих дикой природе; 2) организация проектов и операций для поддержки правоохранительных органов государств, борющихся с экологическими преступлениями; 3) выступать в качестве форума с целью объединения правоохранительных структур различных государств, их образовательных учреждений, а также представителей гражданского сообщества по разработке стратегий противодействия экологическим преступлениям и распространения актуальных зна-

1 Composition of the Forestry Crime Working Group // Официальный сайт Интерпол. URL: https://www.interpol.int/Crimes/ Environmental-crime/Our-response-to-environmental-crime (дата обращения: 25.02.2020).

ний для достижения лучших практически значимых результатов.

Большое внимание на сегодняшний день, уделяется борьбе за сохранность исчезающих видов животных и растений, перечисленных в Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Данная группа также противодействует лесным преступлениям и незаконной торговле отдельных видов животных и растений. В качестве рабочей группы WCWG умствуют такие проекты как LEAF (лесная преступность), Wisdom (браконьерство слонов и носорогов), Predator (защита крупных животных семейства кошачьих).

Благодаря множеству текущих операций правоохранительных органов и основных ежегодных собраний, WCWG дает значимые результаты. Ярким примером является операция Thunderbird, проводимая с 2015 по 2017 год. Результатами данной операции стало изъятие большого количества незаконно срубленной древесины, незаконно вывозимой фауны (и ее частей), в том числе и морской. В период с 30 января по 19 февраля 2017 года правоохранительные органы почти в четырех десятках государств на всех континентах были мобилизованы для достижения эффективных результатов.

Другой знаковой операцией WCWG является Ring (Кольцо). Данная операция сплотила правоохранительные органы государств, пострадавших от незаконной торговли shahtoosh - шерсти из вымирающей тибетской антилопы.

Ежегодное собрание WCWG - это единственная конференция, посвященная развитию законодательства и правоприменительной практики во всем мире по борьбе с преступлениями против дикой природы. Данная конференция объединяет 120 экспертов из более чем 40 государств, включая правоохранительные органы.

Fisheries Crime Working Group (далее - FCWG) инициирует и ведет проекты по выявлению и борьбе с преступностью, связанной с незаконной ловлей рыбы и ее дальнейшей продаже. Работой данной группы руководят правительства следующих государств: Норвегии, Индонезии и Фиджи. Они определяют, направляют и развивают группу FCWG по реализации ее деятельности. FCWG реализует два основных проекта. Первый из них направлен на ве-

дение разведки в целях борьбы с преступностью. Второй связан с ведением правовой пропаганды и наращиванием информационного потенциала.

Основные цели FCWG следующие: а) укреплять и развивать правоохранительный потенциал государств, создавать платформу для ведения сотрудничества государств-участников по обеспечению соблюдения правовых режимов ловли рыбы и противодействию преступлениям в данной области; б) поощрять и поддерживать обмен информации (в том числе полученной оперативно-разыскным путем), связанной с преступлениями в области рыболовства среди государств-членов; в) оказывать аналитическую и оперативную поддержку государствам-участникам в обеспечении соблюдения законодательства о рыболовстве; г) поощрять и облегчать создание сетевых каналов связи и обмен техническими знаниями между государствами-членами для обеспечения соблюдения федерального законодательства.

Pollution Crime Working Group (далее - PCWG) объединяет в себе следователей и других экспертов в области противодействия преступлениям, связанных с загрязнением окружающей среды для обсуждения складывающейся текущей обстановки. Разбираются основные проблемы и предлагаются практические действия по их устранению. Ежегодные встречи позволяют членам рабочей группы обсудить новые возникающие опасности в данной сфере и выработать механизмы по раннему выявлению, сдерживанию, противодействию нарушениям, способствующих загрязнению окружающей среды. Преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, имеют явное и крайне негативное воздействие на здоровье человека из-за воздействия опасных веществ. Кроме того, незаконное захоронение радиоактивных отходов или иных чрезвычайно вредных веществ рядом с водными путями или в земле, наносят ощутимый вред всему сообществу и препятствуют уполномоченным субъектам законно обрабатывать данные отходы. Это ведет к потере будущего производства вторсырья, то есть несет и экономические угрозы в долгосрочной перспективе. Влияние таких видов загрязнений на окружающую среду является глобальной проблемой, необходима борьба с ним путем проработки и последующих реализаций международных стратегий.

Проекты и мероприятия PCWG предназначены для: 1) ведения борьбы с незаконной перевозкой и торговлей радиоактивных отходов и вредных веществ; 2) защиты качества окружающей среды.

Эти проекты помогают государствам-участникам в их усилиях по защите окружающей среды посредством планирования совместных оперативно-разыскных мероприятий и обменом информацией.

Успешное мероприятие было проведено PCWG в июне 2017 года. Операция носила название «30 Days of Action», и на тот момент времени была крупнейшей в мире правоприменительной акцией против организованной преступной деятельности, связанной с выбросами и перепродажей вредных отходов. В ней были задействованы полицейские, таможенные, пограничные и природоохранные органы из 43 государств-участников.

Целью этой синхронизированной инспекционной кампании было: 1) выявить преступные деяния при незаконном удалении и вывозе опасных отходов; 2) укрепить коммуникационный и правоприменительный потенциал для борьбы с национальными и международными преступлениями, связанных с загрязнением окружающей среды; 3) скоординировать межведомственные усилия правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений, связанных с загрязнением природы вредными отходами, в том числе с участием с представителями гражданского общества; 4) улучшить связь, сотрудничество и координацию между государствами происхождения, транзита и места назначения результатов преступной деятельности организованных групп; 5) повысить осведомленность общественности о преступлениях, связанных с загрязнением окружающей среды вредными отходами.

PCWG осуществляет уголовно-процессуальную и аналитическую поддержку данного рода операций. Криминологическая оценка показывает, что Азия и Африка являются основными местами назначения незаконно вывезенных из стран Европы и Северной Америки опасных загрязняющих веществ. Такое явление характерно и внутри Европейского Союза. Так, в одном случае государственные власти Нидерландов выявили факт незаконной вывозки 10 000 тонн отходов в другие государства данного интеграционного объединения. Помимо

других государств-участников Европейского союза эти отходы были также направлены в государства Западной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Карибского бассейна.

Содействие сотрудничеству в способах выявления экспорта и импорта вредных отходов позволило выявить новые маршруты их транснациональной торговли. Это разрешило выявить факт попытки перевозки около 300 тонн опасных веществ из Кипра в Мексику. Данная операция также подтвердила ранее имеющуюся информацию о наличии криминальной структуры, основным профилем которой является совершение преступлений в данной области на территории Центральной Америки, ранее не подверженной данному преступному явлению.

PCWG в рамках ежегодных совещаний рассматривает вопросы, связанные с эффективным применением разведывательных и финансовых механизмов по противодействию преступлениям в данной области. Передача позитивного и передового опыта является неотъемлемым элементом данной группы. Количество делегатов из года в год увеличивается. Так, в 2015 году в Ниме присутствовало 54 делегата из 24 стран, в 2016 году в Глазко было уже 70 делегатов из 30 стран, а в 2017 году в Риме присутствовал 81 делегат из 34 стран. Правоохранительные структуры государств Центральной Америки и Азии все активнее принимают участие в данных мероприятиях.

Forestry Crime Working Group (далее - FoCWG) предоставляет Интерполу рекомендации по ведению стратегии в области противодействия преступным организациям, занимающимся незаконной рубкой и незаконной международной торговлей древесины. Членство в данной рабочей группе открыто для сотрудников правоохранительных подразделений, имеющих опыт и соответствующую квалификацию в предупреждении, выявлении и пресечении преступлений в лесохозяйственной области.

Межправительственные и неправительственные организации и другие заинтересованные участники могут участвовать в качестве наблюдателей на групповых встречах с открытым статусом для гражданского общества. Это обусловлено желанием FoCWG обеспечить максимально широкое вовлечение участников из различных географических регионов. Также данная группа призывает государства подключиться

к работе вне зависимости от наличия тех или иных административных или уголовных санкций.

Необходимо проанализировать какие специальные операции и мероприятия были проведены данной группой, и каковы результаты были достигнуты.

Операция «Amazonas II» (2015) - борьба с незаконной вырубкой и торговлей древесины в Южной и Центральной Америке. В результате данной операции было изъято более 47 млн. долларов США и 328 лиц были задержаны в результате совершения ими экологических преступлений.

Операция «Log» (2015), основная цель которой заключалась в выявлении фактов крупной продажи лесоматериалов в Западной Африке. В результате данной операции произошло изъятие палисандровых (розовых) деревьев на сумму в 90 млн. долларов США. При этом 21 лицам было предъявлено уголовное обвинение.

Руководство по передовой практике криминалистической экспертизы по идентификации отдельных видов древесины 2016 (ICCWC) - цель данного мероприятия заключалась в создании специального вспомогательного руководства по проведению различных экспертиз. Это обуславливалось желанием повысить качество доказательственной базы при расследовании данных преступлений. Также были указаны специальные методы и процедуры, необходимые для выполнения в течение всего следственного процесса.

Региональный тренинг 2017 (ILEA) - цель данной обучающей программы заключалась в проведение специализированных курсов по противодействию незаконных рубок деревьев и иной «лесной» преступности. Этот недельный курс проходил в Международной Правоохранительной Академии, расположенной на территории Будапешта в Венгрии. Эксперты из Министерства сельского хозяйства США, Лесной службы США и Департамента правосудия обучали следователей новым методам борьбы с данными преступными деяниями.

Субрегиональные учебные семинары по борьбе с лесной преступностью для государств-членов ENPI FLEG1 в Кишиневе (2016) - ключевая цель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Прим. Полное наименование - European Neighborhood and Partnership Instrument (ENPI) East Countries Forest Law Enforcement and Governance (FLEG).

была в передаче многогранного накопленного опыта между различными представителями субъектов борьбы с лесной преступностью. В данных семинарах принимали участие представители Всемирного банка, консорциума ICCWC, отдельных подразделений Интерпола. Программа также ставила пред собой задачу в повышении качества правоприменительной деятельности на территориях государств Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины и России. Участниками от данных государств были государственные служащие, практики ведения лесных хозяйств и их руководителей, представители лесной промышленности, работники образовательных учреждений и представители зависимых от лесов общин.

Роль Интерпола и его структурных подразделений в формировании и развитии международных стандартов в области охраны окружающей среды на сегодняшний день достаточно значима и результативна. В данном случае речь идет именно о практической составляющей борьбы с экологическими преступлениями. А также, хотелось бы отметить, что значительное количество проводимых специальных операций и научно-образовательных мероприятий повышают уровень способности правоохранительных органов различных государств противостоять данным преступным явлениям.

Литература

1. Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А. Роль и значение международного сотрудничества по вопросу охраны и защиты окружающей среды. // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 1.

2. Ахмедов Р.М. Иванова Ю.А., Шохов К.Е. К вопросу о международно-правовых стандартах в области охраны атмосферы, включая озоновый слой. // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.

3. Ахмедов Р.М. Иванова Ю.А., Шохов К.Е. Международно-правовые стандарты охраны окружающей среды в арктическом и антарктическом регионах. // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 151-153.

4. Иванова Ю.А. Функции современно российского государства: актуальные аспекты. Государственная служба и кадры 2015. № 4. С. 33-34.

5. Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р. Правовые аспекты противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в окружающей среде. В сборнике: Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, приуроченной к 20-летию принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. 2019. С. 48-52.

6. Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международная организация уголовной полиции: история и современность. М.: Вестник Московского университета МВД России 2016. С. 27.

7. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.1986) // Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 607-617.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.