9. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
9.1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ткачук Татьяна Алексеевна, к.ю.н.
Владимирский юридический институт ФСИН России, кафедра криминалистики, доцент
Аннотация. В работе дан анализ современного состояния межгосударственного и международного розыска. Автором обоснована целесообразность осуществления в рамках розыска комплексного взаимодействия субъектов розыска с государственными и международными организациями, предложены конкретные пути решения возникающих на практике проблем.
Ключевые слова: международный розыск, межгосударственный розыск, раскрытие преступления, расследование преступления, международное сотрудничество
MODERN PROBLEMS OF INTERSTATE AND INTERNATIONAL DETECTION AND WAYS TO SOLVE THEM
Tkachuk T.A., assistant professor of the Forensic Studies Department, Vladimir Law Institute of the Federal Service for Execution of Penal Sentences
Annotation: The paper presents an up-to-date survey of interstate and international detection of criminals. The author contends that there is an expediency to take coordinated measures by those involved in search activities and interstate/international organizations; specific measures to solve practical problems are also offered.
Keywords: international search and detection, interstate detection, crime solving, crime investigation, international cooperation
Уже на рубеже 1XX-XX веков преступность стала приобретать международный характер. Так, Лист Ф. писал, что «мы живем в эпоху, когда профессиональный вор или мошенник чувствует себя как дома в Париже, Вене или Лондоне, когда фальшивые рубли выпускаются во Франции или в Англии и переправляются
в Германию, когда банды преступников подолгу ору-
1
дуют в нескольких странах сразу» .
Понимая сложившуюся ситуацию, полицейские многих стран пытались противостоять преступности, налаживая между своими ведомствами необходимые контакты, однако в то время, они зачастую носили личностный, неофициальный характер. Отсутствие системы официальных, регулируемых правом межгосударственных отношений, крайне негативно сказывалось на результатах борьбы с международной преступностью и ведения розыска скрывшихся от правосудия лиц. Уже тогда, отмечает Я.М. Бельсон, была необходима «строгая процессуальная унификация розыска и за-
1 Лист Ф. Международное право. Юрьев, 1909.
держания скрывшихся преступников, юридической документации и опознания, а так же согласование порядка выдачи преступников (экстрадиции)»2.
Объективная оценка реалий международной преступности, тенденций и перспектив её развития побудили в 1889 году выдающихся криминологов того времени Ф. Листа, А. Принса и Г. Ван Гаммеля инициировать создание Международного союза уголовного права. Одной из основных целей деятельности данного союза являлось создание эффективной уголовно -правовой базы борьбы с преступностью не только на территории отдельных государств, но и на межгосударственном уровне.
Уже в 1905 году на конференции в Буэнос-Айресе руководителями ряда полицейских служб латиноамериканских государств принимается совместное решение о оказании взаимной помощи в борьбе с преступностью, и прежде всего в розыске скрывшихся преступников, что, в свою очередь создает условия для созыва в 1914 году в Монако Первого международный конгресс криминальной полиции, по результатам работы которого представители 24 единодушны в необходимости упрощения системы выдачи разыскиваемых преступников, а также создания единой организации для централизации определенных видов информации, которая может быть использована полицейскими всех стран3. Однако, отсутствие единых взглядов и наличие слишком большого количества мнений по реализации данных предложений в рассматриваемый период не позволили достичь желаемых результатов по всем обсуждаемым проблемам, а последующие войны, массовые миграционные процессы значительно обострили проблемы борьбы с преступностью, в том числе международной.
Созданная в столь сложный период (1924 г.) Международная комиссия уголовной полиции (МКУП), по сути становится основанием зарождения и формирования Интерпола, обозначенного в таком виде только в 1956
4
году .
Основное предназначение Интерпола с момента его создания всеми его участниками представляется в ускорении и упрощении обмена информацией между полицейскими различных стран. В дополнение к этому через свои представительства в странах - членах Интерпола, он аккумулирует в себе их информационные потоки, создавая, таким образом, самый большой банк данных. Помимо доступа к учетам стран - участниц Интерпол имеет свои информационные системы, которые формируются на основании запросов, поступающих как из НЦБ стран в Генеральный секретариат, так и в НЦБ самих стран.
В настоящий момент в органы управления Интерпола входят Генеральная ассамблея, которая является высшим руководящим звеном, а контроль за выполнением её решений осуществляет Исполнительный комитет во главе с Президентом. Следующей, одной из основных структурных единиц Интерпола является Генеральный секретариат во главе с Генеральным секре-
2 Бельсон Я.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М., Наука, 1989, С.81.
3 Бреслер Ф. Интерпол./ Пер. с анг. - М., «Центрполиграф», 1996. - С. 21 - 22.
4 См.: Овчинский В.С. Интерпол. М., 2000. С. 15-35; Овчинский
В.С.Интерпол в вопросах и ответах. М., «Инфра». М., 2001. С. 1418.
тарем. Именно он притворяет в жизнь решения Генеральной ассамблеи и Исполнительного комитета, одновременно являясь международным информационным центром5 в борьбе с преступностью.
Основу структуры Интерпола составляют три департамента: информации и технологий; тяжких преступлений; корпоративного управления, которые возглавляются заместителями директора Интерпола. В каждый из них входит секретариат и ряд отделов. В частности, в департаменте по тяжким преступлениям это отделы по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с наркотиками, по борьбе с преступлениями против личности; по борьбе с финансовыми и имущественным преступлениями, по борьбе с терроризмом, по борьбе с фальшивомонетничеством, аналитический отдел6. Одной из основных их задач является розыск преступников.
В настоящее время в эту организацию входит 186 стран, в которых созданы Национальные центральные бюро Интерпола. В России (в СССР) такое бюро стало действовать с января 1991 года во исполнение постановления Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол», принятого на основе соответствующего решения 5 9-ой сессии генеральной Ассамблеи Интерпола от 27 сентября 1990г. На конец 2009 года на территории России было зарегистрировано 77 НЦБ Интерпола7.
С целью обеспечения информационного взаимодействия соответствующих органов внутренних дел с правоохранительными органами других государств по борьбе со всеми видами тяжких преступлений - в МВД, ГУВД, УВД 69-ти субъектов Федерации созданы подразделения (филиалы) НЦБ, которые имеют двойное подчинение: руководству полиции(милиции) собственного государства и Международной организации уголовной полиции8.
Заметим, что согласно уставным требованиям, Интерпол и его НЦБ в странах - участницах непосредственно не осуществляют оперативно - розыскные мероприятия в целях раскрытия и расследования преступлений и розыска скрывшихся преступников, а лишь обеспечивают информационное, правовое и организационное сопровождение данной деятельности, выступая как «большой и чрезвычайно оперативный банк информации о преступлениях и преступниках» как «почтовое отделение», получающее и пересылающее данные о международной преступности.9
5 Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. // 3-е изд. М., «Международные отношения». 1990; Овчинский В.С.Интерпол в вопросах и ответах. М., «Инфра». М., 2001. С. 19-54.
6 См. Дубровин И. С. Информационно - поисковые системы отечественных, зарубежных и международных служб правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МПГУ, 2007. - С. 38.
7 См.: «Обзор о состоянии информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных органов по каналам Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской федерации». Приказ МВД РФ № 1/2117 от 18.13.10.»Об активизации работы филиалов НЦБ Интерпола». С. 1-2.
8 См.: Гасымов Н. Г. Организация и тактика международного розыска в системе Интерпола. Дис. . . . канд. юрид. наук. - М.: Акад. управ. МВД РФ, 1997. - С. 19-21; Бреслер Ф. Интерпол. - М.: Центрполиграф, 1996. - С. 12 - 22; Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1995. С. 98-122; Путова И. В. Международный розыск преступников: Правовые, организационные, оперативно -тактические аспекты. Дис. . . . канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 2627.
9 См.: Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфи-
скация полученных преступным путем денежных средств и иму-
щества (правовые основы и методика). М., «Юрлитинформ»,
В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, важно всем участникам сотрудничества пользоваться едиными понятиями и терминами для однозначного отношения к методам борьбы и профилактики международной преступности. Отметим, что в отечественной юридической науке в настоящее время нет единого мнения о понятии международного розыска, о его организаторах и субъектах. Так, Н. Г. Гасымов, рассматривая вопросы международного розыска скрывшихся преступников, придерживается позиции, что международный розыск объявляет Интерпол, а подлинно международным он считается только тогда, когда объявлен «из одного оперативного и специализированного центра, которым также осуществляется руководство им и
10 |—\
принимается решение о прекращении розыска» . В тоже время И.В. Путова, выступая с противоположенным мнением утверждает, что решение об объявлении международного розыска и его прекращении, относится к компетенции национальных органов государств -членов Интерпола и именно он (национальный орган), осуществляет контроль за результатами его проведения, а также принятие решения о возможности, вообще, проведения такого розыска на территории стра-11
ны .
По нашему мнению, при этом следует различать функции Интерпола и его НЦБ. Последние, права И. В. Путова, совместно с органом полиции (милиции), осуществляющим розыск на территории страны, инициируют международный розыск, оформляют и представляют в Интерпол соответствующие материалы, они же организуют розыск по заданию Интерпола на территории своей страны. В то время как Интерпол, и здесь ближе к истине Н. Г. Гасымов, принимает решение об организации международного розыска на основе материалов, поступающих из НЦБ одной страны и направляет их для организации розыска в НЦБ других стран. И в этом смысле Интерпол объявляет международный розыск, распространяя его на территории стран - членов Интерпола.12
Таким образом, организация международного, как и межгосударственного розыска, базируется, прежде всего, на возможностях Интерпола в части координации соответствующих действий органов полиции (милиции) и их информационного обеспечения. Заметим, что международный розыск может быть объявлен в случае, если НЦБ Интерпола получены данные:
-о выезде разыскиваемого (вывозе разыскиваемых предметов) за пределы РФ;
-о наличии у разыскиваемого родственных, дружеских и иных связей за пределами РФ;
-об имевшемся у разыскиваемого намерения выехать из РФ с деловой или иной целью.
20000; Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1995. С. 122; Путова И. В. Международный розыск преступников: Правовые, организационные, оперативно - тактические аспекты. Дис. . . . канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 26-27.
10 Гасымов Н. Г. Организация и тактика международного розыска в системе Интерпола. Дис. . . . канд. юрид. наук. -М.: Акад. управ. МВД РФ, 1997. - С. 21.
11 Путова И. В. Международный розыск преступников: Правовые, организационные, оперативно - тактические аспекты. Дис. . . . канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 33 - 34.
12 Инструкция «Об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола», утверждена приказом МВД России от 28 февраля 2000 года №221; «Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола», объявленная приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСНК России и ФТС России №786/310/470/454/333/971 от 6 октября 2006г.
По нашему мнению, в качестве основания для объявления в международный розыск может и должен служить сам факт наличия у разыскиваемого заграничного паспорта, справедливости ради следует отметить, что такая практика имеет место в некоторых регионах нашей страны. Так, по сведениям ГИАЦ МВД России по состоянию на 1 января 2009 года в международном розыске находилось 1194 обвиняемых и осужденных лиц и 165 лиц, пропавших без вести13. Наиболее активно используют возможности Интерпола в розыске лиц НЦБ по г.Москва (277человек), по г. Санкт-Петербург и Ленинградская область (69человек); по республикам Дагестан (72 человека); Татарстан (40 человек); по Свердловской области (30 человек); по Кемеровской области (22 человека); по Хабаровскому краю (37 человек). Помимо прочих оснований и данных о личности разыскиваемых, одним из основных аргументов необходимости объявления в международный розыск послужил положительный ответ из Консульского департамента МИД России о выдаче указанным лицам заграничных паспортов.
Кроме того, обязательным условием объявления лица в международный розыск является избрание в отношении него по месту производства предварительного следствия меры пресечения в виде заключения под стражу. Прокурор субъекта РФ, безотлагательно изучив представленные материалы, при необходимости истребует дополнительные сведения и документы для составления заключения о достаточности доказательств виновности в совершении преступления скрывшимся лицом, после чего направляет все материалы (кроме уголовного дела) в Генеральную прокуратуру РФ, в чью компетенцию и входит дать соответствующее поручение об объявлении в розыск НЦБ Ин-
14
терпола.
О поручении Генеральной прокуратуры на объявление международного розыска уведомляются орган дознания (как инициатор розыска) и следователь (в чьем производстве находится уголовное дело)15. После чего, орган дознания высылает на имя начальника НЦБ Интерпола (либо его филиала) запрос об объявлении международного розыска лица.
Учитывая, что не во всех странах разысканные лица берутся под стражу или надзор полиции, мероприятия по установлению их места нахождения, по нашему мнению, необходимо проводить вплоть до окончательного принятия компетентным органом соответствующего государства решения об их экстрадиции. Так, по инициативе ГУВД г. Москва более пяти лет находятся в розыске гр. Бейлин Ю.А. и Бром Л.В., соответственно, по обвинению в незаконном предпринимательстве и мошенничестве в крупном размере16. Информация о месте их пребывания по каналам Интерпола передается инициатору, однако, решение об их выдаче (экстрадиции) государствами, на территории которых они обнаружены, без объяснения при-
13 См.: Обзор по розыскной и идентификационной деятельности подразделений уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской федерации за 2008 год. Департамент уголовного розыска МВД России. №6/1765 от 02.03.2009. С.8.
14 Копия соответствующего поручения в пятидневный срок должна быть направлена в Главное следственное управление.
15 См.: Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18.10.2008 г. № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения».
16 См.: http:// 112. ru.; http: // www. interpol. int.
чин, не принимается. Подобные ситуации не только препятствуют осуществления правосудия, но и способствуют дальнейшему продолжению преступной деятельности разыскиваемых лиц.
К тому же достаточно подробно прописанный на бумаге алгоритм международного розыска, на практике зачастую не работает, либо приводит к проблемным ситуациям в силу имеющихся различий и противоречий в законодательствах стран - членов Интерпола,
17
чем успешно пользуются преступники .
Так, в отношении разыскиваемого по инициативе УВД г. Владимира Штейнбаха А.И., в НЦБ Интерпола было направлено ходатайство об издании уведомлений с «красным углом», что позволило активизировать розыск и 23 сентября 2008 года, на основании изданного Генеральным секретариатом Интерпола указанного уведомления, гр. Штейнбах А.И. при пересечении итальянской границы был арестован в аэропорту г. Рима. Однако, уже на следующий день, после рассмотрения итальянским судом представленных российскими правоохранительными службами документов, Штейнбах А.И. был освобожден из-под стражи в связи с истечением срока давности по делу в соответствии с итальянским законодательством. В настоящее время имеется информация о нахождении разыскиваемого в США, однако, в связи с отсутствием двустороннего соглашения о выдаче между нашими государствами, - экстрадиция указанного лица невозможна, а, значит, указанный гражданин по-прежнему значится в розыске 8
Несколько иначе обстоит дело с межгосударственным розыском в пределах СНГ, который регламентирован Инструкцией о едином порядке осуществления
19
межгосударственного розыска лиц . В соответствии с этой Инструкцией, при осуществлении межгосударственного розыска используется сигнальная система всех оперативно - справочных учетов и адресных бюро министерств внутренних дел стран СНГ, регламентирована деятельность главного информационноаналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации20 в рамках межгосударственного информационного банка 1. И, что немаловажно для реализации всех потенциальных возможностей розыска, - розыскные мероприятия могут проводиться совместно сотрудниками органов внутренних дел запрашивающей и запрашиваемой Сторон в соответствии с законодательством последней и международными договорами22.
Международный розыск, как и межгосударственный не заменяют федеральный и могут (должны) осуществляться параллельно с ним. По нашему убеждению,
17 См.: IP MOSCOW 10012959 от 09.04. 2010. Циркуляр отн. работы по организации розыска: «О состоянии работы по организации розыска лиц по каналам Интерпола».
18 Филиал НЦБ Интерпола УВД по Владимирской области. Справка о состоянии работы по международному розыску лиц по состоянию на 02.03.2009.С.2; http// www. prizuv. ru. «Призыв» № 84 от 10.06.2009. «Интерпол женихов не проверяет». С.3.
19 Решением Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 7 сентября 2007 года в г.Баку утверждена новая редакция «Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц». См.: МВД России Департамент уголовного розыска. О направлении СМВД СНГ. № 6/8825 от 25.10.07.
20 Далее - «гИАц МВД России»
21 Далее - «МИБ»
22 См.: «Инструкция о едином порядке осуществления межгосу-
дарственного розыска лиц».// Утверждена 7 сентября 2007 года в
г.Баку. МВД России Департамент уголовного розыска. О направ-
лении СМВД СНГ. № 6/8825 от 25.10.07. п.12.1, п.46-47.
сама организация розыска предполагает не только одновременно производимые розыскные мероприятия на федеральном, межгосударственном и международном уровнях, но и обязательное тесное взаимодействие субъектов розыска, обмен информацией о месте нахождении разыскиваемых объектов, о необходимости продолжения или прекращения розыска, о финансовых операциях разыскиваемых лиц и их потенциальной возможности пересечения Государственной границы.
Хорошей иллюстрацией к сказанному является тот весомый вклад в стабилизацию оперативной обстановки и повышения эффективности межгосударственного и международного розыска, который вносит ежегодно проводимая совместно с министерствами внутренних дел (полиций) государств-участников СНГ широкомасштабная операция «Розыск»23. Так, в ходе проведения указанной операции только за 2008 год было задержано 14758 лиц, находящихся в розыске, 6634 лица, пропавших без вести, идентифицировано 2144 неопознанных трупа24.
Тем не менее, проблемы с выдачей (депортацией) обнаруживаемых объектов розыска на территории стран-членов Интерпола, возникают постоянно и наглядно это демонстрирует статистика, согласно которой, например, по инициативе российских правоохранительных органов в 2009 году объявлено в международный розыск - 245 обвиняемых (осужденных), из них установлено место нахождения - 143, задержано 72 человека, выдано (депортировано) - 41 обвиняемый и 6 осужденных. В России по инициативе зарубежных НЦБ Интерпола направлены запросы о розыске обвиняемых и осужденных на территории иностранных государств - 197, из них установлено место нахождения
- 70, задержано -42, выдано (депортировано) лиц -2125.
В этой связи, на наш взгляд, представляет определенный интерес создание условий для оформления уже на начальной стадии расследования, после принятия решения следователем о необходимости розыска, к примеру, подозреваемого (обвиняемого) "международного ордера на арест, который" принципиально отличается от выносимого российскими органами постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Такой документ обязательно имеет номер. В нем излагается фабула дела (место, время, способ совершения преступления), упоминается причиненный ущерб, дается квалификация деяния в соответствии с национальным законодательством, причем приводится текст закона, предусматривающий ответственность за преступление, совершенное разыскиваемым лицом, и сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное деяние, указываются полные установочные данные разыскиваемого и основания, по которым в отношении него был вынесен международный ордер на арест.
Орган, выносящий "международный ордер на арест",
23 См.: Методические рекомендации по проведению комплексной оперативно-профилактической операции под условным наименованием «Розыск». От 24 марта 2008 года Деп УР МВД России за исх.№602282.
24 См.: Обзор по розыскной и идентификационной деятельности подразделений уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской федерации за 2008 год. Департамент уголовного розыска МВД России. №6/1765 от 02.03.2009. С.8.
25 См.: IP MOSCOW 10012959 от 09.04. 2010. Циркуляр отн. работы по организации розыска: «О состоянии работы по организации розыска лиц по каналам Интерпола». Основные показатели оперативно-служебной деятельности НЦБ Интерпола при МВД России по линии международного розыска за последние 5 лет.
оценивает достаточность имеющихся в деле доказательств вины разыскиваемого, а также возможность обращения в зарубежные компетентные органы с запросом об экстрадиции и подтверждает, что при обнаружении разыскиваемого за рубежом его выдача будет запрошена
В рассматриваемом аспекте с удовлетворением можно отметить, что в 2009 году совместно с Генеральным секретариатом Интерпола успешно реализован проект «Модернизация сети Интерпола в России» (по программе Еврокомиссия ТАСИС), благодаря которому правоохранительным органам 39-ти субъектов Российской Федерации через филиалы НЦБ обеспечен прямой доступ к информационным ресурсам Интерпола26. Теперь в режиме реального времени можно осуществить проверку физического и юридического лица, автомобилей и иных потенциальных объектов розыска. По итогам 2009 года, то есть сразу, после реализации проекта, филиалами НЦБ по запросам взаимодействующих субъектов розыска было проверено свыше 5,4 млн. объектов27.
Аналогичные проверки проводятся и на территории Российской Федерации по запросам зарубежных правоохранительных органов, в 2009 году на 67% возросло поступление в Бюро таких запросов по сравнению с предыдущим годом. Только разыскиваемых за рубежом автомашин в результате произведенных проверок на территории России обнаружено в 2009 году - 368; установлено место нахождения: 70 обвиняемых, совершивших преступление на территории иностранных государств и 6 без вести пропавших лиц, разыскивающихся НЦБ Интерпола зарубежных стран2 .
Поводя итого сказанному, следует отметить, что одним из приоритетных направлений в области борьбы с преступностью, а в частности, в розыске объектов, имеющих важное значение для установления истины по расследуемому событию, должно стать международное сотрудничество. Открытость границ, а порой полное их отсутствие, либерализация процесса выдачи виз29, дают возможность любому участнику уголовного судопроизводства с легкостью скрыться от правоохранительных органов. Несовершенство национального законодательства, а порой его несоответствие международным требованиям во многом препятствует осуществлению розыска скрывшихся преступников и иных объектов.
Организация международного, как и межгосударственного розыска, базируется, прежде всего, на возможностях Интерпола в части координации соответствующих действий органов полиции (милиции) и их информационного обеспечения. Полагаем, что необходи-
26 В филиалах НЦБ установлены аппаратно-программные комплексы (АПК), позволяющие осуществлять проверки различных объектов с использованием информационных ресурсов Интерпола.
27См.: «Обзор о состоянии информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных органов по каналам Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской федерации». Приказ МВД РФ № 1/2117 от 18.03.10.Юб активизации работы филиалов НЦБ Интерпола». С.5.
28 См.: IP MOSCOW 10012959 от 09.04. 2010. Циркуляр отн. работы по организации розыска: «О состоянии работы по организации розыска лиц по каналам Интерпола»; «Обзор о состоянии информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных органов по каналам Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской федерации». Приказ МВД РФ № 1/2117 от 18.03.10.Юб активизации работы филиалов НЦБ Интерпола».
С.4.
29 В настоящее время в более чем 50 стран можно выехать без оформления визы в посольстве принимающей стороны.
мо расширить перечень оснований для объявления лица в международный розыск и представить его следующим образом:
-данные о выезде разыскиваемого (вывозе разыскиваемых предметов) за пределы РФ;
-сведения о наличии у разыскиваемого родственных, дружеских и иных связей за пределами РФ;
- информация об имевшемся у разыскиваемого намерения выехать из РФ с деловой или иной целью
-факт наличия у разыскиваемого заграничного паспорта.
Международный розыск, как и межгосударственный не заменяют федеральный, а, значит, могут и должны осуществляться параллельно с ним. По нашему убеждению, сама организация розыска предполагает не только одновременно производимые розыскные мероприятия на федеральном, межгосударственном и международном уровнях, но и обязательное тесное взаимодействие субъектов розыска, обмен информацией о месте нахождении разыскиваемых объектов, о необходимости продолжения или прекращения розыска, о финансовых операциях разыскиваемых лиц и потенциальной возможности пересечения Государственной границы и др.
В этой связи, на наш взгляд, представляет определенный интерес создание условий для оформления уже на начальной стадии расследования, после принятия решения следователем о необходимости розыска, к примеру, подозреваемого (обвиняемого) «международного ордера на арест», который позволит: субъектам розыска обратиться в зарубежные компетентные органы с запросом об экстрадиции и подтвердить, что при обнаружении разыскиваемого за рубежом его выдача будет запрошена; после соответствующего закрепления в УПК РФ, - станет основанием для задержания разыскиваемого за рубежом, а так же будет способствовать усовершенствованию поэтапной системы объявления розыска (от местного до международного).
По крайней мере, целесообразно рассмотреть вопрос о дополнении формы выносимых в настоящее постановлений либо определений об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей еще одним обязательным для заполнения разделом, в котором бы указывалось, будет ли запрашиваться выдача обвиняемого (подсудимого, осужденного) в случае обнаружения его за рубежом. Это исключит необходимость вынесения дополнительного процессуального документа и будет способствовать конкретизации цели международного розыска преступников еще до принятия решения о его объявлении. Исходя из реалий сегодняшней ситуации, когда преступники часто и легко покидают пределы России после совершения преступления, внесение такого раздела в указанные документы является весьма целесообразным и обоснованным.
Список литературы:
1. Глушков А.И. Теоретические, правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: ВНИПИ МВД РФ, 2003.
2. Гасымов НД Международный розыск: вопросы теории и практики. Авторе ф. дисс. док.юр .наук. -М., 2005.
3. Дубровин И.С. Информационно-поисковые системы отечественных, зарубежных и международных служб правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Дис.. канд. юрид. наук. - М., МПГУ, 2007.
4. Есин С.Н. Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда. Дис. канд. юрид. наук. - М., 2008.
5. Закатов А.А. Криминалистическое учение о розыске: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Волгоград, ВСШ МВД СССР, 1987.
6. Илларионов В.П., Путова И.В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. Учебное пособие. - М., 1999.
7. Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). - М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Путова И.В. Междунарожный розыск преступников: Правовые, организационные, оперативно-тактические аспекты. Дисс... канд . юрид. наук. - М., 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
Современные достижения научно-технического прогресса активно используются правоохранительными органами всех стран, приоритетным направлением деятельности последних, безусловно, является борьба с международной преступностью. При этом определяющее значение имеет информация о разыскиваемых лицах, поскольку в конечном итоге конкретное лицо является субъектом преступления или потерпевшим, свидетелем.
Представленная на рецензирование статья может быть интересна в указанном аспекте для изучения студентам юридических ВУЗов и практическим сотрудникам, занятых раскрытием и расследованием преступлений. Статья отвечает всем предъявляемым требованиям. При подготовке статьи авторами изучен значительный объем литературы, использован анализ практики международного и межгосударственного розыска, что, несомненно, положительно сказалось на качестве рецензируемого материала. В работе показана актуальность изучаемой проблемы, ее значение для практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Особый интерес представляют собой продемонстрированные в работе возможности единых банков данных в осуществлении розыскной деятельности.
Представленная на рецензию статья может быть рекомендована к публикации, а так же для использования в учебном процессе при изучении курсов: уголовно-процессуальное право, криминалистика и основы оперативно-розыскной деятельности.
ВГГУ, кафедра
государственно-правовых дисциплин
профессор, д.ю.н. И.Д. Борисова