Научная статья на тему 'Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, на территории Содружества Независимых государств: проблемы и пути их решения'

Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, на территории Содружества Независимых государств: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13039
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / FUGITIVES FROM INVESTIGATION AND TRIAL / THE INTERSTATE WANTED LIST / THE INTERNATIONAL WANTED LIST / COOPERATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / EXTRADITION OF PERSONS / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЛИЦА / СКРЫВАЮЩИЕСЯ ОТ СЛЕДСТВИЯ И СУДА / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОЗЫСК / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ВЫДАЧА ЛИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вагин П. А.

Самым легким способом ухода от ответственности остается перемещение преступника на территорию сопредельного государства, а в случае с Российской Федерацией -чаще всего на территорию государства участника СНГ. Именно в этом направлении работы правоохранительных органов имеются многочисленные затруднения нормативно-правового и организационного характера. Показаны дефекты правового регулирования взаимодействия правоохранительных органов участников СНГ в вопросе розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда. Имеющиеся договоры и соглашения о сотрудничестве не позволяют действовать оперативно, безотлагательно, а значит, эффективно. отсутствует возможность пересечения сотрудниками оВД приграничных регионов границ сопредельных государств при преследовании преступников по горячим следам, не разрешено вести наблюдение на территории сопредельного государства. С учетом географического положения стран СНГ, свободы пересечения границ, сохранившихся межличностных связей предлагается заключение многостороннего договора, регламентирующего все формы взаимодействия правоохранительных органов. Названные проблемы законодательства могли бы получить свое разрешение в федеральном законе, регламентирующем выдачу лиц. Необходимость принятия закона обусловлена ростом количества разыскиваемых и выдаваемых правоохранительным органам лиц, а также действием Европейской конвенции о выдаче. В нормативных правовых актах, регламентирующих межгосударственный и международный розыск, предлагается определить случаи автономного и параллельного объявления и осуществления обоих видов розыска. Поскольку разыскиваемые лица могут находиться как на территории СНГ, так и в иных странах, при этом почти все государства участники Содружества стали членами Интерпола, постольку межгосударственный розыск лиц будет сливаться с международным розыском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search for fugitives from investigation and trial on the territory of the commonwealth of Independent States: problems and ways of their solution

The easiest way for criminals to avoid responsibility is moving on the territory of neighboring states, in case of the RF mostly on the territory of CIS member states. This area of law enforcement agencies' activities is characterized by numerous difficulties of legal and organizational nature. Defects of legal regulation of cooperation between law enforcement agencies of the CIS members concerning the issue of searching fugitives from investigation and trial are shown. Existing treaties and cooperation agreements don't allow to act quickly, and thus effectively. There's no possibility of crossing the border regions of neighboring states by police officers chasing the criminals in hot pursuit. Conducting surveillance on the territory of a neighboring state isn't allowed. Taking into account the geographical position of the CIS countries, freedom of border crossing, preserved interpersonal relations, it's proposed to conclude a multilateral treaty regulating all forms of cooperation between law enforcement agencies. The mentioned legislation problems could be solved by federal law regulating extradition of persons. The need for adoption of such law is caused by the increasing number of want© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode). ed and extradited persons, as well as the European Convention on Extradition. It's proposed to define the cases of autonomous and parallel declaring and carrying out both types of search (interstate and international) in the normative legal acts regulating interstate and international wanted list. The wanted persons can stay on the territory of CIS and other countries. Almost all CIS members are Interpol member countries. So the interstate wanted list can be similar to the international one.

Текст научной работы на тему «Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, на территории Содружества Независимых государств: проблемы и пути их решения»

ВАГИН П.А., [email protected] Кафедра оперативно-разыскной деятельности

и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

VAGIN P.A.,

[email protected]

Chair of detective activities

and crime detection technical actions

of the internal affairs bodies;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,

Russian Federation

РОЗЫСК ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ ОТ СЛЕДСТВИЯ И СУДА, НА ТЕРРИТОРИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Реферат. Самым легким способом ухода от ответственности остается перемещение преступника на территорию сопредельного государства, а в случае с Российской Федерацией — чаще всего на территорию государства — участника СНГ. Именно в этом направлении работы правоохранительных органов имеются многочисленные затруднения нормативно-правового и организационного характера. Показаны дефекты правового регулирования взаимодействия правоохранительных органов участников СНГ в вопросе розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда. Имеющиеся договоры и соглашения о сотрудничестве не позволяют действовать оперативно, безотлагательно, а значит, эффективно. Отсутствует возможность пересечения сотрудниками ОВД приграничных регионов границ сопредельных государств при преследовании преступников по горячим следам, не разрешено вести наблюдение на территории сопредельного государства. С учетом географического положения стран СНГ, свободы пересечения границ, сохранившихся межличностных связей предлагается заключение многостороннего договора, регламентирующего все формы взаимодействия правоохранительных органов. Названные проблемы законодательства могли бы получить свое разрешение в федеральном законе, регламентирующем выдачу лиц. Необходимость принятия закона обусловлена ростом количества разыскиваемых и выдаваемых правоохранительным органам лиц, а также действием Европейской конвенции о выдаче. В нормативных правовых актах, регламентирующих межгосударственный и международный розыск, предлагается определить случаи автономного и параллельного объявления и осуществления обоих видов розыска. Поскольку разыскиваемые лица могут находиться как на территории СНГ, так и в иных странах, при этом почти все государства — участники Содружества стали членами Интерпола, постольку межгосударственный розыск лиц будет сливаться с международным розыском.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств; лица, скрывающиеся от следствия и суда; межгосударственный розыск; международный розыск; взаимодействие правоохранительных органов; выдача лиц.

SEARCH FOR FUGITIVES FROM INVESTIGATION AND TRIAL ON THE TERRITORY OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Abstract. The easiest way for criminals to avoid responsibility is moving on the territory of neighboring states, in case of the RF — mostly on the territory of CIS member states. This area of law enforcement agencies' activities is characterized by numerous difficulties of legal and organizational nature. Defects of legal regulation of cooperation between law enforcement agencies of the CIS members concerning the issue of searching fugitives from investigation and trial are shown. Existing treaties and cooperation agreements don't allow to act quickly, and thus effectively. There's no possibility of crossing the border regions of neighboring states by police officers chasing the criminals in hot pursuit. Conducting surveillance on the territory of a neighboring state isn't allowed. Taking into account the geographical position of the CIS countries, freedom of border crossing, preserved interpersonal relations, it's proposed to conclude a multilateral treaty regulating all forms of cooperation between law enforcement agencies. The mentioned legislation problems could be solved by federal law regulating extradition of persons. The need for adoption of such law is caused by the increasing number of want© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).

ed and extradited persons, as well as the European Convention on Extradition. It's proposed to define the cases of autonomous and parallel declaring and carrying out both types of search (interstate and international) in the normative legal acts regulating interstate and international wanted list. The wanted persons can stay on the territory of CIS and other countries. Almost all CIS members are Interpol member countries. So the interstate wanted list can be similar to the international one.

Keywords: commonwealth of Independent States; fugitives from investigation and trial; the interstate wanted list; the international wanted list; cooperation of law enforcement agencies; extradition of persons.

Организация розыскной работы в отношении лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, является одной из важнейших составляющих деятельности правоохранительных органов. Задержание преступника и его привлечение к уголовной ответственности несет в себе обеспечение реализации важнейшего принципа неотвратимости наказания. Одним из проблемных вопросов остается установление и розыск преступников из числа иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - ЛБГ), а также лиц из числа этнического (некоренного) населения.

В результате распада СССР, последующих кризисных политических, экономических и социальных изменений в Россию хлынул поток мигрантов из бывших союзных республик. Столкнувшись с проблемами в отношениях с коренным населением, языковым и культурным барьером, социальной неустроенностью, многие из них встали на путь противозаконной деятельности.

Преступники из числа иностранных граждан, ЛБГ, этнических групп оказывают существенное влияние на оперативную обстановку, что обусловлено низкой эффективностью контроля за нелегальными мигрантами со стороны правоохранительных органов, жесткой конкуренцией с местными преступными группами, наличием тесных связей со своими диаспорами, способностью организовать противоправную деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом. Кроме этого, тесные связи с исторической родиной, затруднения при проведении опознания потерпевшими позволяют им надежно скрываться от преследования и уголовной ответственности на территории республик. Благодаря клановости, закрытости, изолированности национальных диаспор преступникам удается уходить от уголовного преследования. Отсутствие информации, отказ от контакта с правоохранительными органами, сложности в переводе с национального языка обеспе-

чивают им возможность надежно укрыться в своих диаспорах, не боясь выдачи в руки правосудия.

На территории Тюменской области в 2014 году иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 476 преступлений, что составляет около 5 % от общего количества зарегистрированных преступлений. Основными видами совершаемых ими преступлений остаются: убийства (5), кражи (141), незаконный оборот наркотиков (55), причинение тяжкого вреда здоровью (20), разбойные нападения (6), грабежи (32), мошенничество (7), прочие (210).

Большая часть преступлений совершена гражданами Таджикистана (102), Азербайджана (71), Казахстана (64), Узбекистана (56), Армении (20), ЛБГ (61)*.

Розыск, беспрепятственно осуществлявшийся до распада СССР правоохранительными органами на территории одного государства, фактически вышел за его пределы. Было необходимо найти наиболее оптимальные пути организации розыска преступников в рамках взаимодействия со странами, входящими в СНГ, простые и эффективные формы сотрудничества правоохранительных органов, используя отсутствие существенных различий в их законодательстве и схожесть принципов и методов розыскной работы.

На основе заключенных государствами - участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска лиц, ограниченный территориальными рамками государств Содружества. Этот вид розыска стал называться межгосударственным**.

На сегодняшний день весь массив правовых норм, регулирующих осущест-

* Данные ИЦ УМВД по Тюменской области за 2014 год.

** Появление этого термина, возможно, связано и с необходимостью рабочего разграничения понятий международного розыска в целом и в рамках СНГ в частности.

вление межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, рассредоточен в многочисленных, а потому труднообозримых источниках - международных* и внутригосударственных. Данный вид розыска наиболее актуален, так как основные экономические, политические, социальные связи объединяют между собой в первую очередь страны Содружества. Большинство разыскиваемых преступников из числа иностранцев и из этнических групп - это граждане государств, входящих в СНГ.

Основы сотрудничества государств

- участников СНГ в борьбе с преступностью закреплены, в частности, в принятом Решением Совета глав государств СНГ (Минск, 22 января 1993 г.) Уставе Содружества Независимых Государств, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), двусторонних и многосторонних межправительственных договорах. Российской Федерацией заключено также большое количество межгосударственных двусторонних соглашений с государствами

- участниками СНГ, а также со странами Балтии по проблемам взаимодействия, в том числе в деле розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда**. Такие договоры со-

* В соответствии с Конституцией РФ правила, установленные международными договорами, в случае вступления их в противоречие с российскими законами обладают приоритетом. При этом следует учитывать, что международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами.

** Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 25 февраля 1993 г.); Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Москва, 18 мая 1995 г.); Договор между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Бишкек, 14 сентября 1992 г.) и т.д.

держат, как правило, типовые положения межгосударственных договоров о правовой помощи.

В той или иной степени вопросы сотрудничества правоохранительных органов стран, входящих в СНГ, в целях осуществления межгосударственного розыска затрагивают межведомственные многосторонние соглашения: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел государств - участников СНГ в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашгабад, 1993 г.), Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу (Ашгабад,

1994 г.), Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван,

1995 г.) и др.

Параллельно с созданием правовой базы сотрудничества правоохранительных органов стран Содружества на многостороннем уровне шло формирование основ сотрудничества по заключению двусторонних соглашений. Министерство внутренних дел Российской Федерации заключило такие соглашения со всеми МВД государств

- участников СНГ. В их числе не только соглашения общего характера, но и соглашения о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов.

Без осуществления взаимодействия с правоохранительными органами государств

- участников СНГ розыск преступников на их территории будет невозможен.

По состоянию на 1 марта 2015 года в федеральном розыске в Управлении уголовного розыска УМВД России по Тюменской области находились 86 лиц из числа иностранцев и представителей этнических народностей. На рисунке 1 показано распределение остатка преступников по национальному признаку.

Рис. 1. Распределение исследуемой выборки в зависимости от национальности преступника

Итак, самое большее количество разыскиваемых преступников - азербайджанцы (17), граждане среднеазиатских республик: таджики (15), киргизы (12), узбеки (12), украинцы (11), грузины (8) и молдаване (5). Большинство из них скрывается на исторической родине, использует документы на другое имя, границу с Россией не пересекает.

В Российской Федерации на национальном уровне правовую основу розыска преступников составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации*, а также дру-

* Приказ МВД России от 5 мая 1993 г. N 213 дсп, утвердивший Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел; приказ МВД России от 21 авг. 2000 г. N 820 дсп «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел»; приказ МВД России от 26 янв. 1996 г. N 41, утвердивший Наставление по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; приказ МВД России от 7 дек. 1998 г. N 797, утвердивший Положение о Главном информационном центре МВД России; приказ МВД России от 12 июля 2000 г. N 752 дсп, утвердивший Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ и т.д.

гих ведомств, иные нормативные правовые акты [1].

Несмотря на не прекращающийся процесс нормотворчества, действующие и подготавливаемые международные и внутригосударственные нормативные правовые акты нуждаются в существенных изменениях и доработке.

Отдельный раздел центрального международного договора о правовой помощи СНГ - Минской конвенции - посвящен правовой помощи по уголовным делам. Нетрудно заметить, что розыск лиц упоминается как в статье об объеме оказываемой государствами друг другу правовой помощи, так и в разделе о правовой помощи по уголовным делам только «в приложении» к выдаче лиц. Таким образом, Конвенция не затрагивает напрямую вопросов объявления и проведения такого розыска, не выделяет его в качестве самостоятельного вида правовой помощи по уголовным делам. В связи с этим государства - участники Конвенции в марте 1997 года в Москве подписали Протокол**, вносящий в Конвенцию определенные изменения, в том числе касающиеся проведения розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда. Розыск лиц в Протоколе выделен в качестве самостоятельного вида

** О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года: федер. закон от 8 окт. 2000 г. N 124-ФЗ // Рос. газ. 2000. 10 окт.

правовой помощи, здесь же определен порядок его проведения. В соответствии с п. 13 Протокола, получив требование о выдаче, запрашиваемая сторона должна немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется (за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена). Но в большинстве случаев проведение розыска не терпит отлагательства, связанного с оформлением требования о выдаче лица, поэтому в п. 14 Протокола предлагается дополнить Конвенцию статьей 61-1 «Розыск лица до получения требования о выдаче», в соответствии с которой осуществление розыска лица производится и до получения требования о его выдаче при наличии оснований полагать, что это лицо может находиться на территории запрашиваемой стороны. В этом случае розыск начинается с момента получения запрашиваемой стороной ходатайства об установлении разыскиваемого лица с просьбой о его задержании и указанием о том, что требование о выдаче этого лица будет представлено дополнительно.

На данном этапе очень важно обеспечить организацию работы по горячим следам. Так, в конце 2013 года в г. Тюмени возле ночного клуба «Мираж» было совершено убийство Б. с использованием ножа как орудия преступления. В ходе проведенных первоначальных оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что преступление совершил некто

Ш., гражданин Российской Федерации, по национальности чеченец. Сразу после совершения преступления он скрылся на территории Республики Казахстан. Благодаря оперативным действиям сотрудников полиции была незамедлительно собрана доказательственная база, которая позволила Следственному управлению Следственного комитета РФ по Тюменской области вынести постановление об объявлении его в международный розыск. Была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, начался процесс организации международного розыска. После получения информации о его возможном месте нахождения было подготовлено ходатайство в МВД Республики Казахстан. При проведении оперативно-технических мероприятий фигурант был задержан. В дальнейшем организовано взаимодействие с органами прокуратуры области о подготовке экстрадиции, которая была успешно выполнена на основе поданных соответствующих документов. На рисунке 2 показано распределение разыскиваемых преступников в зависимости от квалификации совершенных ими преступлений. Как мы видим, большинство преступников - разыскиваемые за кражу имущества и подделку документов, значительное количество преступников находится в розыске за совершение преступлений против личности. До 1 года в розыске состоит 36 подозреваемых, от 1 года до 3 лет - 21, более 3 лет - 29.

Рис. 2. Распределение разыскиваемых лиц в зависимости от квалификации совершенных ими преступлений (статьи Уголовного кодекса РФ)

С утверждением на заседании Совета министров внутренних дел государств

- участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (г. Баку, 12 сентября 1997 года) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. Утверждению Инструкции предшествовало принятие Решения Совета Министров внутренних дел государств

- участников СНГ о едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска в рамках СНГ, в соответствии с которым министерствам внутренних дел государств - участников СНГ было рекомендовано усилить контроль за своевременным объявлением разыскиваемых лиц в межгосударственный розыск, отмечалась также недопустимость направления органами внутренних дел ходатайств в генеральные прокуратуры своих государств об организации розыска и задержании на территории другого государства лиц, не объявленных в межгосударственный розыск.

Некоторые положения, закрепленные в статьях Временной инструкции, представляются достаточно спорными. Так, в данной инструкции дается юридическое определение межгосударственного розыска как комплекса оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий министерств внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но в пределах территории государств - участников СНГ, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров (ИЦ) и адресных бюро министерств внутренних дел. Таким образом, согласно Временной инструкции межгосударственный розыск следует рассматривать как комплекс мероприятий, направленный лишь на обнаружение разыскиваемых лиц. Однако цели такого розыска шире: обнаружение, арест, экстрадиция. Следовательно, межгосударствен -ный розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, можно определить как комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий, проводимых правоохранительными органами государств - участников СНГ, направленный на обнаружение в целях возможного

ареста и последующей выдачи (экстрадиции) или принятия иного решения в отношении разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства - инициатора розыска, но предположительно в пределах территорий государств - участников СНГ, проводимый в соответствии с внутренним законодательством участвующих в розыске государств, а также на основе заключенных государствами - участниками СНГ международных договоров.

Говоря об обмене министерствами внутренних дел информацией как одной из форм взаимодействия министерств внутренних дел, Инструкция упоминает лишь «оперативно-розыскную и иную» информацию, хотя было бы целесообразно конкретизировать, что законодатель имеет в виду под такой информацией. Вероятно, помимо оперативно-розыскной, взаимодействующие в деле розыска лиц стороны заинтересованы в обмене оперативно-справочной, криминалистической и иной необходимой для розыска лиц информацией*. Перечисляя формы взаимодействия, Инструкция, как и проект новой инструкции**, не упоминают о самом исполнении поручений о розыске. Не предусмотрена также возможность проведения совместных мероприятий по розыску и задержанию разыскиваемого лица на территории запрашиваемого государства.

В такого рода инструкции необходимо предусмотреть и возможность принятия органами внутренних дел запрашиваемого государства неотложных мер по обнаружению разыскиваемого лица по оперативным запросам до объявления его в межгосударственный розыск, в частности, в том случае, если в процессе осуществления внутригосударственного розыска органы внутренних дел запрашивающего государства получат информацию о вероятном выезде разыскиваемого лица на территорию другого государства - участника СНГ, поскольку в таких случаях проведение

* Предложения о внесении изменений и дополнений во Временную инструкцию о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц // Архив НИЦ N 1 ВНИИ МВД России.

** Проект разработан во исполнение Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года.

розыска не терпит отсрочек, связанных с оформлением требования о выдаче лица. Такое предложение в полной мере соответствует рассмотренным выше положениям п. 14 Протокола к Минской конвенции, связанным с возможностью осуществления розыска лица до получения требования о его выдаче «при наличии оснований полагать, что это лицо может находиться на территории запрашиваемой стороны».

Как действующая Инструкция, так и проект называют в качестве основания для прекращения межгосударственного розыска лишь «обнаружение разыскиваемого лица». Вероятно, к основаниям прекращения межгосударственного розыска следовало бы отнести состоявшуюся выдачу, привлечение разыскиваемого лица к уголовной ответственности, прекращение уголовного дела, акт амнистии, изменение меры пресечения, документально подтвержденный факт смерти разыскиваемого, задержание разыскиваемого в стране - инициаторе розыска.

В соответствии с комментарием к Временной инструкции (указание МВД России от 25 декабря 1997 г. N 1/22744) на территории Российской Федерации межгосударственный розыск аналогичен существующей системе федерального розыска, установленной Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, и не подменяет собой международный розыск. Однако в указанной Инструкции в части, касающейся розыска, «выходящего» за пределы Российской Федерации, назван только международный розыск. В связи с этим в Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел следует ввести отдельную главу, регламентирующую вопросы организации и тактики межгосударственного розыска лиц. Необходима также доработка и скорейшее принятие новой инструкции о порядке осуществления межгосударственного розыска лиц.

Наиболее легким способом ухода от ответственности для преступника является оставление территории государства совершения преступления и выезд на территорию сопредельного государства, поэтому органы внутренних дел должны иметь механизмы противодействия таким попыткам. В связи с этим очень важным

положением, закрепленным в статьях Типового соглашения и уже заключенных некоторыми странами СНГ соглашениях о сотрудничестве оВД приграничных регионов, является предусмотренная решимость немедленно сообщать друг другу информацию о лицах, находящихся в розыске, если имеются основания полагать, что они находятся или могут находиться на территории приграничного региона сопредельного государства.

основным недостатком заключенных соглашений такого рода является отсутствие в них положений о возможности пересечения сотрудниками органов внутренних дел приграничных регионов границ сопредельных государств при преследовании преступников по горячим следам и о продолжении ведения наблюдения на территории сопредельного государства.

При построении взаимоотношений с правоохранительными органами стран - участниц СНг может быть использован опыт, накопленный государствами Шен-генского соглашения. С учетом географического положения стран Содружества, свободы пересечения границ, сохранившихся межличностных связей граждан стран СНГ и т.д. заключение многостороннего договора, который регламентировал бы подобные формы взаимодействия между правоохранительными органами стран СНГ, представляется объективно необходимым и злободневным.

однако государства Содружества, не так давно ставшие независимыми, все еще «подвержены эйфории самостийности и, прикрываясь надуманными предлогами, фактически игнорируют просьбы своих коллег о правовой помощи» [2, с. 64]. В связи с этим уместно привести слова инициатора проведения I Международного конгресса судебной полиции (Монако, 1914 г.) французского профессора Лорно: «Мы должны понять, что можем поступиться некоторой долей своего суверенитета, и если у нас есть хотя бы крупицы сомнения в этом, то они абсолютно не оправданны в области борьбы с преступностью» [3, с. 6].

Существующие в национальном законодательстве Российской Федерации пробелы, касающиеся, в частности, вопросов розыска, таких как определение оснований, порядка, сроков задержания и

ареста лиц, разыскиваемых зарубежными правоохранительными органами, и других, позволило бы устранить принятие закона о выдаче. Количество разысканных правоохранительными органами Российской Федерации и выданных странам СНГ лиц ежегодно увеличивается. Необходимость такого закона продиктована также вступлением в 2000 году в силу Европейской конвенции о выдаче*.

В нормативных правовых актах, касающихся осуществления межгосударствен-

* Конвенция подписана в Страсбурге 13 декабря 1957 г., ратифицирована Российской Федерацией (см.: О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней: федер. закон от 25 окт. 1999 г. N 190-ФЗ // Рос. газ. 1999. 28 окт.

ного и международного розыска, необходимо четко определить случаи автономного и параллельного объявления и осуществления обоих видов розыска. На сегодняшний день межгосударственный розыск лиц, несомненно, является самостоятельным видом розыска, однако, учитывая тот факт, что в большинстве случаев разыскиваемые лица с одинаковой долей вероятности могут находиться как на территории СНг, так и в иных странах, а также принимая во внимание то, что почти все государства -участники Содружества стали членами Интерпола - организации, которая за долгие годы своего существования нашла наиболее оптимальные приемы розыска преступников по всему миру, не исключено, что со временем межгосударственный розыск лиц может слиться с международным.

Список литературы

1. Межгосударственный розыск лиц на территории государств - участников Содружества Независимых Государств: сб. нормативных правовых актов / сост.: Горяинов К.К., Исиченко А.П., Королькова О.А. М.: ВНИИ МВД России, 2000. 104 с.

2. Горяинов К.К., Исиченко А.П., Кондратюк Л.В. Транснациональная преступность: проблемы и пути их решения: монография. М.: ВНИИ МВД России, 1997.

3. Выступление президента МОУП (Интерпола) г-на Б. Эриксона на 24 Региональной Европейской конференции Интерпола (Любляна, 10-12 мая 1995 г.) // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в Российской Федерации. 1995. N 14.

References

1. Mezhgosudarstvennyy rozysk lits na territorii gosudarstv - uchastnikovSodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv: sb. normativnykh pravovykh aktov [International wanted persons on the territory of states - participants of the Commonwealth of Independent States. Collection of normative legal acts]. Moscow, All-Russian Research Institute of the Russian Interior Ministry, 2000. 104 p.

2. Goryainov K.K., Isichenko A.P., Kondratyuk L.V. Transnatsional'naya prestupnost':problemy iputi ikh resheniya [Transnational crime: problems and solutions]. Moscow, All-Russian Research Institute of the Russian Interior Ministry, 1997.

3. Vystuplenieprezidenta MOUP (Interpola) g-na B. Eriksona na24 Regional'noy Evropeyskoy konferentsii Interpola (Lyublyana, 10-12 maya 1995g.) [Speech by President of ICPO (Interpol) Mr. B. Erikson 24 European Regional Conference of Interpol (Ljubljana, 10-12 May 1995)]. Informatsionnyy byulleten' NTsB Interpola v Rossiyskoy Federatsii - Newsletter Interpol in the Russian Federation, 1995, no. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.