Научная статья на тему 'Правовые основания международного сотрудничества в розыске лиц, совершивших преступления'

Правовые основания международного сотрудничества в розыске лиц, совершивших преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКА / THE INTERNATIONAL SEARCH OF THE CRIMINAL / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / INTERNATIONAL LEGAL CERTIFICATES / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT BODIES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РОЗЫСКЕ ЛИЦ / AND THE INTERNATIONAL COOPERATION IN SEARCH OF PERSONS COMMITTED A CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матчанов Алимжан Атабаевич

В статье рассматриваются международно-правовые аспекты розыска лиц, совершивших преступления, и особенности сотрудничества правоохранительных органов в международном розыске преступников, сотрудничества субъектов розыска с международными организациями, осуществляющими борьбу с общеуголовной преступностью. А также освещена сущность таких понятий как «международный розыск преступника», «международно-правовые акты», «правоохранительные органы», «международные организации», «международное сотрудничество в розыске лиц, совершивших преступление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основания международного сотрудничества в розыске лиц, совершивших преступления»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОЗЫСКЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Матчанов А.А. Email: [email protected]

Матчанов Алимжан Атабаевич - кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и практики прав человека, Академия Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются международно-правовые аспекты розыска лиц, совершивших преступления, и особенности сотрудничества правоохранительных органов в международном розыске преступников, сотрудничества субъектов розыска с международными организациями, осуществляющими борьбу с общеуголовной преступностью.

А также освещена сущность таких понятий как «международный розыск преступника», «международно-правовые акты», «правоохранительные органы», «международные организации», «международное сотрудничество в розыске лиц, совершивших преступление».

Ключевые слова: международный розыск преступника, международно-правовые акты, правоохранительные органы, международные организации, международное сотрудничество в розыске лиц, совершивших преступление.

LEGAL GROUNDS OF THE INTERNATIONAL COOPERATION IN SEARCH OF PERSONS COMMITTED CRIMES Matchanov A.A.

Matchanov Alimjon Atabaevich - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF THEORY AND PRACTICE OF HUMAN RIGHTS, ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in article international legal aspects of search of persons committed crimes and features of cooperation of law enforcement bodies in the international search of criminals are considered, cooperation of subjects of search with the international organizations which are carrying out struggle with common criminality.

And also the essence of concepts as «international search for a criminal», «international legal acts», «law enforcement bodies», «international organizations», «international cooperation in the search for persons committing a crime» are covered. Keywords: the International search of the criminal, international legal certificates, law enforcement bodies, the international organizations, and the international cooperation in search of persons committed a crime.

УДК 34.037

Узбекистан - динамично развивающаяся страна, в которой государством уделяется большое внимание различным сторонам жизни гражданского общества. Реформы затрагивают различные стороны жизни общества и направлены на дальнейшее совершенствование правовых основ деятельности государственных органов и граждан. Одним из направлений реформирования общества является и такая специфическая деятельность государства, как борьба с преступностью. Следует признать, что преступность приобретает транснациональный характер и возникает

необходимость международного сотрудничества в борьбе с этим негативным социальным явлением. В этом отношении особое значение имеет использование международного опыта, который систематизируется и аккумулируется в различных конвенциях и иных нормативно-правовых актах.

Разновидностей преступлений, имеющих международный характер, становится все больше. Это связано с расширяющимися международными связями в различных сферах деятельности человеческого общества.

Одним из средств борьбы с этими видами преступлений является своевременное выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния. Каждый преступник должен быть привлечен к ответственности и понести соответствующее, соразмерное его преступному деянию, наказание. Это непосредственно связано с осуществлением принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление, которое предполагает установление лиц виновных, а в тех случаях, когда они умышленно скрываются и местонахождение неизвестно, в их розыске.

Содержание розыска преступников выражается в установлении их местонахождения и задержании. Нередко разыскиваемые обвиняемые покидают страну проживания и скрываются на территории других государств. Для эффективного их розыска национальные правоохранительные органы должны взаимодействовать и сотрудничать между собой.

В настоящее время Узбекистан стал полноправным членом международного сообщества и вопросы борьбы с преступностью, как в стране, так и во всем мире, в том числе розыск лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда за рубежом, стали актуальными. Это «требует активного взаимодействия правоприменительных органов и судебных властей различных стран не только в рамках ставших уже традиционными форм правовой помощи по уголовным делам, но также путем создания и развития новых правовых институтов, необходимых практике, одним из которых является международный розыск, арест и конфискация (изъятие) полученных преступным путем денежных средств и имущества» [1, с. 139].

Следует отметить, что международное сотрудничество имеет комплексный, многоотраслевой характер, предусматривает необходимость имплементации международных норм в национальное законодательство страны. Кроме этого оно предусматривает координацию деятельности соответствующих правоохранительных органов государств, а также соответствующих международных организаций в борьбе с преступностью. При этом нормативно-правовые взаимоотношения международных организаций и внутригосударственных органов, непосредственное взаимодействие правоохранительных органов государств между собой, выражаются во взаимном выполнении компетентными правоохранительными органами государств, процессуальных, организационно-тактических, а при необходимости и оперативно-розыскных действий.

По существу международное сотрудничество стран в борьбе с преступностью, в том числе и в розыске, экстрадиции (выдаче) обвиняемых, предусматривается в заключенных договорах и соглашениях, а также в учредительных нормативно -правовых актах или уставах соответствующих межгосударственных организаций. При этом они, в зависимости от выполняемых задач осуществляют деятельность, направленную на прямое противодействие преступности и, в частности, на международный розыск лиц, совершивших преступления. Основными представителями таких организаций являются Интерпол и Европол (международная организация уголовной полиции). Наряду с ними имеются и другие международные организации, деятельность которых в целом направлена на разрешение иных задач, но при их выполнении имеются некоторые аспекты, которые затрагивают проблемы борьбы с преступностью и розыском лиц, совершивших преступления.

Относительно участия международных организаций в вышеуказанном процессе И.В. Очкасова отмечает: «Важнейшей формой сотрудничества является выдача лица, совершившего преступление, и в этой сфере, как мы видим, нельзя обойтись без деятельного участия международных организаций. Они выполняют координационную функцию, обеспечивая эффективность предпринимаемых государствами усилий в раскрытии, предупреждении преступлений, а также розыске, задержании и наказании виновных в их совершении» [2, с. 140]. С ее мнением нельзя не согласиться и в свою очередь дополнить, что международные организации играют координирующую роль в деятельности национальных правоохранительных органов в розыске лиц совершивших различного вида общественно-опасных деяний.

При рассмотрении проблемы сотрудничества государств в осуществлении международного розыска лиц, совершивших преступления, необходимо учитывать особенности нормативно-правового регулирования в этой области.

Как и в любой сфере международного сотрудничества и здесь основными формами нормативно-правового регулирования розыска лиц, совершивших преступления, являются двухсторонние и многосторонние договоры (соглашения).

Двухсторонние договоры регламентируют процессуальный порядок (процедуру) правоотношений, возникающих между компетентными правоохранительными органами государств в оказании взаимной помощи (сотрудничества) в розыске скрывшихся за пределами страны преступников. В этих нормативно-правовых актах не всегда имеется прямое указание на розыск, но по логике он предполагается, например, по договорам, предусматривающим экстрадицию, как средство обеспечения присутствия лица, подлежащего выдаче.

К договорам, где розыск прямо предусмотрен, можно отнести Минскую Конвенцию о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года. В статье шестой Дополнительного Протокола к этой Конвенции (подписан в 1997 году), в качестве самостоятельного действия, был внесен «розыск лиц» в перечень видов правовой помощи.

Международным соглашением, регулирующим розыск лиц, совершивших преступления, является договор государств -участников Содружества независимых государств «О межгосударственном розыске лиц», заключенный в Москве 10 декабря 2010 года [3], который вступил в силу для Республики Узбекистан 24 августа 2011 года.

В практической деятельности правоохранительных органов стран СНГ розыск подразделяется на три вида: местный - в пределах территории страны; межгосударственный - в пределах стран, входящих в Содружество независимых государств (СНГ), и международный - в странах дальнего зарубежья, то есть практически во всем мире.

А.В. Дунаева определяет, что «межгосударственный розыск - это разновидность международного розыска, который осуществляется теми же мероприятиями, средствами и с той же целью, но на территории двух государств по инициативе правоохранительных органов одного из указанных государств» [4, с. 85].

Общепризнанными формами многосторонних договоров в международном праве являются конвенции, которые направлены на определение общих правил и стандартов для координации национальных нормативно-правовых средств борьбы с преступлениями, создание максимально сходной правовой базы в каждом из государств для их эффективного участия в международной борьбе с преступностью. В сущности подобные конвенции направлены на регулирование международного сотрудничества и в розыске лиц, совершивших преступления, хотя в них нет прямого указания на розыск, но он по логике подразумевается, так как виновные, если они умышленно скрываются от правосудия за пределами страны проживания, должны быть разысканы и впоследствии выданы государству выступающего инициатором запроса об экстрадиции. На это указывает п. 9 ст. 16 («Выдача») Конвенции ООН

против транснациональной организованной преступности 2000 года, где указано, что государства должны принять «надлежащие меры для обеспечения присутствия этих лиц в ходе процедуры выдачи»1. И если преступник скрывается от правосудия, то единственным средством предусмотренного обеспечения является розыск лица, совершившего преступление.

В борьбе с преступностью успех каждой страны и всего мирового сообщества в целом слагается из общего количества расследованных преступлений, завершившихся успешным розыском и наказанием виновных. Часто это бывает невозможно из-за неизвестности места пребывания лица совершившего преступление, намеренно скрывающегося в других странах. Если достоверно будет установлен факт его местопребывания за рубежом, то возникает необходимость осуществления международного розыска, установление, задержание его с целью привлечения к уголовной ответственности и решения вопроса об экстрадиции. Вступление Республики Узбекистан в Интерпол, в системе которого международный розыск преступников осуществляется с первых лет возникновения данной международной организации, значительно расширило возможности страны в этой сфере.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что успешный международный розыск лиц, совершивших преступления, в том числе и розыск, проводимый в рамках Интерпола, межгосударственный розыск, осуществляемый в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), является одним из эффективных средств борьбы с преступностью. На наш взгляд необходимо комплексно исследовать уголовно-процессуальные, криминалистические аспекты, оперативно-розыскное обеспечение, международно-правовое регулирование, организацию международного розыска лиц обвиняемых и выработать необходимые теоретические и практические рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества в этой области.

Список литературы /References

1. Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М., 2002.

2. Очкасова И.В. Международный розыск преступников с целью экстрадиции в рамках современных международных организаций / И.В. Очкасова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право», 2007. № 2.

3. Сборник международных договоров Республики Узбекистан, 2012 г. № 1-2.

4. Дунаева А.В. О понятиях межгосударственного и международного видов розыска/ А.В. Дунаева // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013. № 1. С. 85.

'Генеральной Ассамблеей ООН были приняты: «Типовой договор о выдаче» (резолюция 45/116) и «Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия» (резолюция 45/117), в текстах каждого из которых имеются положения о розыске лиц, совершивших преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.