ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.6 ББК 67.400
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
РОЗЫСКА ПРЕСТУПНИКОВ ПОЛИЦИЕЙ (МИЛИЦИЕЙ) В СТРАНАХ СНГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы организации межгосударственного розыска преступников полицией (милицией) в странах СНГ как основного фактора противодействия деятельности организованной преступности и борьбы с террористическими организациями,запрещенные в России.
Ключевые слова: организованная преступность, террористические организации, преступность, розыск, обвиняемые, подсудимые, осужденные, подозреваемые, без вести пропавшее.
Annotation. the article deals with topical issues of illegal migration as the main factor in the creation and activities of organized crime on the territory of the Russian Federation.
Keywords: illegal migration, organized crime, illegal migration, migration processes.
Разыскная работа как разновидность правоохранительной деятельности, основанной на комплексном применении оперативно-разыскных и уголовно-процессуальных мер, является одновременно частью ОРД и частью уголовного судопроизводства1.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел государств СНГ является установление и задержание преступников, находящихся в межгосударственном розыске. Значимость вопроса укрепления сотрудничества между органами дел государств-участников СНГ и России в сфере межгосударственного розыска лиц в современных условиях сложно переоценить. Необходимость такого взаимодействия обусловлена «прозрачностью» государственных границ, существующим безвизовым режимом передвижения между государствами СНГ, увеличением миграционных потоков в страну2.
Анализ оперативной обстановки на территории РФ свидетельствует о том, что определенное негативное влияние на нее оказывают преступления с участием граждан СНГ.3 Министерством внутренних дел Российской федерации продолжаются организованные и практические мероприятия по совершенствованию разыскной работы, том числе ее правовых аспектов. С целью имплементации положений международного уголовного права в уголовное законодательство России, 5
мая 2014 г. был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О ратификации Договора государств-участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц»4.
Разбор статистических данных показывает, что каждый десятый разыскиваемый обвиняемый не является гражданином России. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы организации межгосударственного розыска5.
Межгосударственный розыск лиц - это комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий министерств внутренних дел, осуществляемых в соответствии с международными соглашениями и национальным законодательством с использованием Межгосударственного информационного банка и направленных на обнаружение в целях последующего ареста или предоставление информации о всех категориях разыскиваемых, находящихся за пределами государства-инициатора розыска, но в пределах территории государств-участников СНГ6.
1. Межгосударственный розыск осуществляется в отношении лиц:
а.) обвиняемых, подсудимых, осужденных, подозреваемых;
б.) без вести пропавших;
в.) утративших связь с родственниками;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
г.) не способных: сообщить о себе установочные данные;
д.) а также при идентификации неопознанных трупов.
При межгосударственном розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-разыскных учетов информационных центров и адресных бюро министерств внутренних дел7. Межгосударственный (по СНГ) розыск осуществляется одновременно с федеральным, если есть основания полагать, что подозреваемый (обвиняемый) находится за пределами Российской Федерации.
Формирование и ведение централизованного информационного массива межгосударственного розыска осуществляется Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации» в рамках МИБ, функционирующего в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 3 августа 1992 г. и Инструкцией по информационному обеспечению сотрудничества по линии Интерпола8.
Для приведения в соответствие разыскных учетов информационных подразделении министерств внутренних дел (или иных уполномоченных органов, выполняющих данные функции в соответствии с национальным законодательством) с централизованным учетом Межгосударственного информационного Банка (МИБ) проводятся ежегодные сверки. Порядок и сроки проведения сверок устанавливаются ГИАЦ МВД России.
Основными формами взаимодействия при межгосударственном розыске являются:
а) подготовка материалов по розыску обвиняемых, подсудимых и осужденных в соответствии с требованиями действующей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;
б) выработка и внесение в органы государственной власти государств-участников СНГ, а также в Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ предложений по устранению причин и условий, затрудняющих проведение согласованных мероприятий межгосударственного розыска;
в) обмен оперативно-разыскной, оперативно-справочной, идентификационной, криминалистической и иной информацией (в режиме запросов и инициативно), в том числе о передовых формах и методах реализации разыскных задач;
г) оказание содействия сотрудникам правоохранительных органов государств-участников СНГ, направляемым в служебные командировки по согласованию взаимодействующих, сторон.
Одной из причин, способствующих росту количества объявляемых в розыск преступников, является применение в отношении них мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. Зачастую не арестовываются обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления, ранее судимые и лица, не имеющие постоянного места жительства, граждане других государств. Извест-
но, что подобный выбор меры пресечения отрицательно сказывается на эффективности мероприятий межгосударственного розыска и не позволяет своевременно претворить наделе принцип неотвратимости наказания за совершенные преступные деяния.
Взаимодействие органов внутренних дел по вопросам организации межгосударственного розыска осуществляется через их центральные аппараты.
Определенный вклад в стабилизацию криминогенной обстановки вносит проведение широкомасштабных оперативно-профилактических мероприятий «Розыск». Их полезность не вызывает сомнений9. Так, если в среднем по России ежедневно задерживаются 300-350 разыскиваемых преступников, то в дни проведения операции - в четыре-пять раз больше. Преступления, связанные с иностранными гражданами и лицами без гражданства, за январь-декабрь 2014 г.: преступления совершены иностранными гражданами и лицами без гражданства 45538 (-5.4А1 IIII ) в том числе гражданами государств-участников СНГ 39438 (-4,7АППГ); зарегистрировано преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 17309(-6,1АППГ). Преступления, связанные с иностранными гражданами и лицами без гражданства, за январь-октябрь 2015 г.: преступления совершены иностранными гражданами и лицами без гражданства 40967 (+ 3,4% АППГ) в том числе гражданами государств-участников СНГ 35776 преступлений (+4,1%АППГ); зарегистрировано преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 14459 (+18,9 %)10.
Служебная переписка по вопросам осуществления межгосударственного розыска проводится непосредственно между соответствующими территориальными подразделениями органов внутренних дел. Подобные целевые мероприятия прочно вошли в практику совместной работы правоохранительных органов стран СНГ11.
Ориентировки и разыскное задания, направляемые в центральные аппараты министерств внутренних дел и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств территориальными органами внутренних дел, исполнению не подлежат.
В случаях, когда надлежащим образом оформленные разыскные задания не исполнены (исполнены некачественно или не в полном объеме), инициатор розыска вправе направить соответствующий запрос в вышестоящий орган внутренних дел. При этом информация в министерство внутренних дел запрашиваемой стороны и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств направляется только через министерство внутренних дел, являющееся инициатором розыска.
Проверка разыскиваемых и устанавливаемых лиц по учетам без вести пропавших, неопознанных трупов и лиц, которые не могут сообщить о себе установочные данные, осуществляется посредством направления за-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
просов с приложением опознавательных карт в информационные центры центральных аппаратов органов внутренних дел (или иные уполномоченные органы, выполняющие данные функции в соответствии с национальным законодательством) государств-участников СНГ12. После проверки по учетам информационных центров, указанные запросы направляются в ГИАЦ МВД России, откуда возвращаются инициатору запроса с отметкой о результатах проверки.
К опознавательным картам обязательно прилагаются фотографии форматом 4x6 см. Не допускается изготовление фотоотпечатков с использованием копировально-множительной техники. При наличии технической возможности опознавательные карты заполняются в электронном виде и направляются по магистральной сети передачи данных.
Органами внутренних дел запрашиваемой стороны могут не даваться ответы на ориентировки общего характера, не содержащие конкретной информации, нуждающейся в проверке.
Каналы Интерпола не используются для решения задач межгосударственного розыска.
Сотрудники органов внутренних дел одной стороны на основании соответствующих запросов и после получения разрешения могут направляться на территорию другой стороны без оружия для получения или оказания консультативной помощи при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Оперативно-разыскные мероприятия проводятся сотрудниками органов внутренних дел запрашиваемой Стороны в соответствии с ее законодательством и международными договорами13.
Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры розыска, предпринятые государством инициатором розыска, не привели к установлению или задержанию разыскиваемого и имеются основания предполагать, что разыскиваемое лицо выехало или намеревалось выехать в другое государство СНГ, или имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.
Межгосударственный розыск подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, лиц, без вести пропавших или уклоняющихся от исполнения решений судов по искам, объявляется постановлением, которое выносится органом внутренних дел, осуществляющим розыск14.
К постановлению может прилагаться дополнительная информация о разыскиваемых лицах, которая будет способствовать розыску, в том числе фотографии. При наличии технической возможности дополнительная информация должна поступать по МСПД в электронном виде, в формате, установленном ГИАЦ МВД России.
Постановления об объявлении межгосударственного розыска и сведения о разыскиваемых лицах (в том числе о предполагаемых государствах пребывания) инициатором розыска направляются в информацион-
ный центр центрального аппарата органа внутренних дел (или иной уполномоченный орган, выполняющий данные функции в соответствии с национальным законодательством) государства-участника СНГ, откуда поступают в ГИАЦ МВД России15.
Одновременно сведения о разыскиваемых лицах инициатором розыска могут направляться в соответствии с внутренним законодательством в национальные органы пограничного контроля.
На без вести пропавших лиц, одновременно с постановлением об объявлении межгосударственного розыска, в ГИАЦ МВД России направляется опознавательная карта для размещения в учете лиц, без вести пропавших, неопознанных трупов и лиц, которые не могут сообщить о себе установочные данные.
Незамедлительно объявляются в межгосударственный розыск обвиняемые, подсудимые, осужденные и лица, без вести пропавшие, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами министерств внутренних дел (или иными уполномоченными органами, выполняющими данные функции в соответствии с национальным законодательством) передаются в ГИАЦ МВД России шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок постановлений на объявление межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных и лиц, без вести пропавших.
В шифротелеграмме для объявления в межгосударственный розыск в обязательном порядке должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, статья обвинения, мера пресечения, номер и дата заведения разыскного дела, инициатор розыска, при наличии - номер и дата уголовного дела, вид и номер документа, удостоверяющего личность). Для лиц, без вести пропавших, статья обвинения и мера пресечения не указываются.
Информацию на разыскиваемых лицах ГИАЦ МВД России передает в информационные центры всех министерств внутренних дел (или иные уполномоченные органы, выполняющие данные функции в соответствии с национальным законодательством) для последующего размещения в оперативно-справочных картотеках информационных центров и адресных бюро в течение одного месяца. В этой связи ориентировки о разыскиваемых лицах в подразделения уголовного розыска министерств внутренних дел не направляются.
Учетные документы - опознавательные карты на лиц, пропавших без вести, неопознанные трупы граждан, в том числе ставших жертвами преступлений, и лиц, которые не могут сообщить о себе установочные данные, ставятся на централизованный учет в ГИАЦ МВД России в случаях, когда в течение 3 месяцев принятыми мерами на территории государства-инициато-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ра розыска не удалось установить местонахождение без вести пропавшего, идентифицировать труп или установить личность граждан, которые не могут сообщить о себе установочные данные.
Сотрудники органов внутренних дел одной Стороны по прибытии на территорию государства другой стороны обязаны поставить отметку в территориальных органах внутренних дел, куда откомандированы.
Сотрудники органов внутренних дел одной стороны, прибывшие в установленном порядке на территорию другой стороны, в соответствии с положениями настоящей Инструкции выполняют свои функции согласно законодательству стороны пребывания и условиям, регламентирующим порядок их пребывания и выполнения задания. Сотрудникам органов внутренних дел одной из сторон разрешается присутствовать при проведении оперативно-разыскных мероприятий на территории другой стороны в том случае, если у данной стороны отсутствуют возражения.
Присутствие при проведении оперативно-разыскных мероприятий возможно только при соблюдении следующих условий:
а) лица, присутствующие при проведении оперативно-разыскных мероприятий, не имеют права проводить оперативно-разыскные мероприятия самостоятельно на территории другой стороны;
б) лица, присутствующие при проведении оперативно-разыскных мероприятий, обязаны выполнять требования Инструкции, соблюдать законодательство стороны, на территории которой они находятся, а также подчиняться законным требованиям представителей правоохранительных органов стороны пребывания;
в) лица, присутствующие при проведении оперативно-разыскных мероприятий, по требованию органов внутренних дел стороны, на территории которой осуществляется оперативно-разыскные мероприятия, обязаны представить полученную ими информацию.
Присутствие при проведении оперативно-разыскных мероприятий прекращается как только соответствующий компетентный правоохранительный орган стороны, на территории которой оно осуществляется, выдвинет об этом требование.
Задержание лица, находящегося в межгосударственном розыске, осуществляется сотрудниками органов внутренних дел государства, на территории которого он установлен.
Данные, содержащие процессуальные основания для задержания, представляются в органы внутренних дел стороны, на территории которой осуществлено задержание, в сроки, предусмотренные ее законодатель-ством16.
Представляется, что одним из возможных путей повышения эффективности межгосударственного розыска является использование в этой работе потенциала департамента миграционного контроля Федеральной миграционной службы МВД России. Одним из резервов повышения эффективности работы по
розыску пропавших лиц является сотрудничество с волонтерскими организациями и общественными объединениями.
Оказание помощи в деле розыска скрывшихся на чужой территории правонарушителей и передачи их заинтересованному государству, является одним из направлений международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
1 См.: Богданов A.B., Хазов Е.Н. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71-75.
2 Федеральный закон от 5 мая 2014 г., № 87-ФЗ «О ратификации Договора - участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» Собрание законодательства РФ 12 мая 2014 г., № 19, ст. 2292. Договор государств-участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» от 10 декабря 2010 г. Федеральный закон от12. августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-разыскной деятельности» / СЗ РФ. 1995. 14 августа. № 33, Ст. 3349.
3 «Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц». Утвержденная на заседании Совета Министров внутренних дел 6 сентября 2007 г. Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России 1(135). М., 2009.
4 Федеральный закон от 5 мая 2014 г., № 87-ФЗ «О ратификации Договора - участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» Собрание законодательства РФ 12 мая 2014 г., № 19, Ст. 2292.
5 См.: Богданов А.В., Мартынюк В.М., Хазов Е.Н. Основные направления проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывающие от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно разыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С.148-152; Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно разыскная деятельность по противодействию в сфере незаконной миграции на территории Российской Федерации Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176-180.
6 См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г., № 87-ФЗ «О ратификации Договора - участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» Собрание законодательства РФ 12 мая 2014 г., № 19, Ст. 2292; Проект Указа Президента РФ « О компетентных органах Российской Федерации осуществляющих взаимодействие в рамках Договора - участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» по состоянию на 13 мая 2015 г. (подготовлен МВД России); Договор государств - участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» от 10 декабря 2010 г.
7 Федеральный закон от12. августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-разыскной деятельности» СЗ РФ. 1995. 14 августа. № 33, Ст. 3349.
8 Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКМ РФ № 333,, ФТС РФ 971 от 6 октября 2006 г. (ред. от 22 сентября 2009 г.) « Об утверждении
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Инструкции и информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. № 8437; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 47, 20 ноября 2006 г., 2 ноября 2009 г.
9БогдановА.В., ВолченковВ.В., Воронцов А.В., ЕфимкинМ.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., ЧиковаЯ.Н., ЭриашвилиН.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие: Монография / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . М., 2015. Сер. Научные издания для юристов. Ч. I. С. 178-182.
10 См.: Состояние преступности в России за январь - декабрь 2014 года. ФКУ ГИАЦ МВД России М.: 2015, С. 40-42; Состояние преступности в России за январь - октябрь 2015 года. ФКУ ГИАЦ МВД России М.: 2015, С. 38-40; Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98-101,
11 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и предупреждению преступлений , связанных с мошенничеством. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 276-279.
12 См.: ЗубовИ.Н., ХазовЕ.Н., ЭриашвилиН.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л.,
Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А., Конституционное право России: Учебник (для бакалавров) 7-изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
13 Федеральный закон от12 августа 1995 г., № 144-ФЗ (ред. то 29 июня 2015 г.) «Об оперативно-разыскной деятельности» СЗ РФ. 1995. 14 августа. № 33, Ст. 3349.
14 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Проблемы выявления и расследования преступлений в сфере налогообложения Вестник Московского университета МВД России. 2011. №7. С. 179.
15 «Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц». Утвержденная на заседании Совета Министров внутренних дел 6 сентября 2007 г. Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России 1(135) М., 2009.
16 См.: Договор государств - участников Содружества независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» от 10 декабря 2010 г. Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Ша-ламов Р.Г., Яковец Е.Н. « Противодействие органов внутренних дел киберпреступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-метод. пособ. Под ред. проф. Михайлова Б.П.. М., 2015.
УДК 34 ББК 67
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ ЕФИМКИН,
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, майор полиции;
ИВАН ВАЛЕНТИНОВИЧ БОЛЬШОВ, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, полковник полиции E-mail: [email protected] Научная специальность12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследованы вопросы представления и использования результатов оперативно-разыскной деятельности на современном этапе.
Ключевые слова: представление, использование, результаты, оперативно-разыскная деятельность.
Annotation. Questions of representation and use of results of operatively-search activity at the present stage are investigated. Keywords: representation, use, results, operatively-search activity.