Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА МВД РОССИИ КАК УЧАСТНИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ'

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА МВД РОССИИ КАК УЧАСТНИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПОЛ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахматов А.В., Скоков И.Е.

В современном мире вместе с развитием информационных и коммуникационных технологий получила широкое распространение и преступность соответствующего направления. Преступления в указанной сфере, используя современные технологии, можно совершить в одном государстве, при этом находиться на территории другого. Практика показывает, что межнациональные преступные группы, успешно использующие последние достижения технической мысли, могут причинить значительный ущерб, совершая серьезные преступления, для противодействия которым требуется серьезная подготовка. В настоящее время Интерпол является эффективным механизмом международного сотрудничества по вопросам борьбы в том числе и с такими преступными проявлениями. В статье рассмотрены предпосылки и история создания подразделений международной полиции в начале ХХ века. Рассмотрены этапы становления этого международного правоохранительного института, его цели в настоящее время. Проводится анализ сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. Авторами рассмотрены актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, приведены примеры, в том числе и положительные, деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России. В ходе анализа современного состояния Национального центрального бюро Интерпола МВД России авторы приходят к выводу о необходимости скорректировать определенные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Национального центрального бюро Интерпола МВД России. В статье изложены предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CENTRAL BUREAU OF INTERPOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A PARTICIPANT IN COUNTERING INTERNATIONAL CYBERCRIME

In the modern world, along with the development of information and communication technologies, the same type of crime has become widespread. Crimes in this area using modern technologies can be committed in one state, while being on the territory of another. Practice shows that transnational criminal groups successfully using the latest advances in technical fields can cause significant damage by committing serious crimes, which require serious preparation to counteract. Now days, Interpol is an effective mechanism of international cooperation in the fight against, among other things, such criminal cases. The article examines the preconditions and history of the creation of international police units at the beginning of the 20th century. The stages of the formation of this international law enforcement institution, its current goals are considered. The analysis of cooperation between states in combating crimes in the field of information technology is carried out. The authors consider topical issues of international cooperation in the fight against crime, give examples, including positive activities of the national central bureau of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the course of analyzing the current state of the NCB of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the authors come to the conclusion that it is necessary to adjust certain normative legal acts regulating the activities of the NCB ‘‘Interpol’’ of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article contains proposals for improving the legal regulation of the activities of the NCB of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА МВД РОССИИ КАК УЧАСТНИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ»

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА МВД РОССИИ КАК УЧАСТНИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ

NATIONAL CENTRAL BUREAU OF INTERPOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A PARTICIPANT IN COUNTERING

INTERNATIONAL CYBERCRIME

УДК 343.8

А.В. ШАХМАТОВ,

доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России, Россия, Санкт-Петербург) a-shahmatov @yandex.ru

ALEKSANDR V. SHAKHMATOV,

Doctor of Law, Professor (Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint-Petersburg, Russia)

И.Е. СКОКОВ

(Санкт-Петербургский университет МВД России, Россия, Санкт-Петербург) iga-spb74@mail.ru

IGOR Е. SKOKOV

(Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint-Petersburg, Russia)

Аннотация: в современном мире вместе с развитием информационных и коммуникационных технологий получила широкое распространение и преступность соответствующего направления. Преступления в указанной сфере, используя современные технологии, можно совершить в одном государстве, при этом находиться на территории другого. Практика показывает, что межнациональные преступные группы, успешно использующие последние достижения технической мысли, могут причинить значительный ущерб, совершая серьезные преступления, для противодействия которым требуется серьезная подготовка. В настоящее время Интерпол является эффективным механизмом международного сотрудничества по вопросам борьбы в том числе и с такими преступными проявлениями.

В статье рассмотрены предпосылки и история создания подразделений международной полиции в начале хХ века. Рассмотрены этапы становления этого международного правоохранительного института, его цели в настоящее время.

Проводится анализ сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. Авторами рассмотрены актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, приведены примеры, в том числе и положительные, деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России. В ходе анализа современного состояния Национального центрального бюро Интерпола МВД России авторы приходят к выводу о необходимости скорректировать определенные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Национального центрального бюро Интерпола МВД России. В статье изложены предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России.

Ключевые слова: Интерпол, международное сотрудничество, международная преступность, киберпреступления.

Для цитирования: Шахматов А.В., Скоков И.Е. Национальное центральное бюро Интерпола МВД России как участник противодействия международной киберпреступности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 3. С. 46-51.

Abstract: in the modern world, along with the development of information and communication technologies, the same type of crime has become widespread. Crimes in this area using modern technologies can be committed in one state, while being on the territory of another. Practice shows that transnational criminal

groups successfully using the latest advances in technical fields can cause significant damage by committing serious crimes, which require serious preparation to counteract. Now days, Interpol is an effective mechanism of international cooperation in the fight against, among other things, such criminal cases.

The article examines the preconditions and history of the creation of international police units at the beginning of the 20th century. The stages of the formation of this international law enforcement institution, its current goals are considered.

The analysis of cooperation between states in combating crimes in the field of information technology is carried out. The authors consider topical issues of international cooperation in the fight against crime, give examples, including positive activities of the national central bureau of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the course of analyzing the current state of the NCB of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the authors come to the conclusion that it is necessary to adjust certain normative legal acts regulating the activities of the NCB "Interpol" of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article contains proposals for improving the legal regulation of the activities of the NCB of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: Interpol, international cooperation, international crime, cybercrime.

For citation: Shakhmatov A.V., Skokov I.E. National Central Bureau of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a participant in countering international cybercrime // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3. P. 46-51.

В настоящее время противодействие преступлениям, совершаемым с использованием сети Интернет, становится одной из важнейших задач правоохранительных органов практически всех государств. Не является исключением и Российская Федерация.

Киберпреступность — одна из наиболее серьезных угроз нашего века. Решить эту проблему на уровне отдельных стран не получится: преступные группировки распределены, порой одновременно осуществляют свою деятельность из разных стран и подпадают под юрисдикцию целого ряда государств. Разный уровень технологического развития, зрелости правовой базы в этой области и геополитическая турбулентность осложняют процесс взаимодействия и успешной борьбы с киберпреступностью.

Очевидно, что для эффективного противодействия преступлениям данного вида недостаточно работы полиции только на национальном уровне. Значительную роль будет занимать объединенная работа правоохранительных органов разных стран, и здесь на главную позицию выходит Интерпол как международная правоохранительная организация, координирующая деятельность национальных правоохранительных органов, в том числе и по линии борьбы с киберпреступностью.

Необходимость международной организации по борьбе с преступностью в целом возникла уже достаточно давно. Это было обусловлено расширением масштабов преступности, ее быстрой интернационализацией, увеличением ущерба, причиняемого не только непосредственно жертвам, но и интересам общества и государства [1].

Сама по себе проблематика необходимости создания организации, координирующей сотрудничество разных стран в сфере противодействия международной преступности, начала обозначаться еще в конце XIX века.

Одной из версий того, что явилось толчком к созданию подразделения по координированию действий полиции разных стран, является желание герцога Монако Альберта Первого найти и наказать похитителей его имущества, которые после совершения кражи скрылись в Италии. Раздосадованный таким обманом, он собрал представителей правоохранительных органов из более 20 стран. Событие под названием Международный съезд сотрудников уголовной полиции прошло в Монако в 1914 году. В результате работы съезда было принято решение о создании процедуры ускоренной выдачи преступников среди стран - участниц съезда и общего банка данных по преступлениям.

Следующий съезд планировалось провести в 1916 году [2], но начавшаяся Первая мировая война этому помешала.

После окончания войны вопрос об объединении усилий полицейских в борьбе с международной преступностью встал с новой силой, вследствие ухудшения общей экономической обстановки в послевоенной Европе увеличилось и количество криминальных проявлений.

В 1923 году по инициативе руководителя полиции Вены Йогана Шобера в Австрию были приглашены представители полиции европейских стран. В результате встречи была учреждена Международная комиссия уголовной полиции (Интерпол) со штаб-квартирой в Вене.

Деятельность комиссии на первоначальном этапе и до начала Второй мировой войны была направлена на борьбу с фальшивомонетничеством, торговлей женщинами, карманным воровством, кражей предметов искусства, международными убийствами, аферами и многими другими преступлениями [3].

В целом деятельность Международной комиссии уголовной полиции в период с ее создания и до начала Второй мировой войны велась очень активно, разносторонне и эффективно, однако, не вдаваясь в подробности ее анализа, следует отметить, что главной целью создания Интерпола в первой половине ХХ века стало объединение усилий полиции более 125 государств нашей планеты в их общей борьбе против международной преступности.

После начала Второй мировой войны деятельность организации была полностью прекращена.

В 1946 году, понимая сложность криминогенной обстановки в послевоенной Европе, правительство Бельгии созвало в Брюсселе конгресс Международной комиссии уголовной полиции. В дальнейшем данные конгрессы стали проводиться регулярно.

В 1956 году на очередной сессии Международной комиссии уголовной полиции представители 55 стран-участниц приняли документ об изменении названия на Интерпол и принятии нового устава организации, который с небольшими изменениями, внесенными в 1986 году, действует до сих пор1.

В последующие годы организация получила позитивное развитие, приобрела влияние на международной арене, повысился ее авторитет и значимость. Так, в 1966 году Интерпол был официально признан Организацией Объединенных Наций в качестве международной организации, а в 1971 году - и в качестве межправительственной. В 1989 году штаб-квартира Интерпола переместилась из Парижа в Лион, где находится и в настоящее время [3].

В современном государстве и обществе Интерпол играет немаловажную роль в обеспечении правопорядка и соблюдения законности, на что прямо указывают его цели. Мероприятия, закрепленные в Уставе, направлены на реализацию целей организации, их можно разделить на несколько видов [4].

Вопросами кибербезопасности Интерпол занимается с конца 80-х годов ХХ века. Рост использования 1Т-технологий при совершении престу-

1 Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

плений, в том числе в сфере международного терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [5], заставил руководство Интерпола уделить этому направлению деятельности повышенное внимание, и в апреле 2015 года в Сингапуре открылся Глобальный инновационный комплекс Интерпола - научно-исследовательский центр по выявлению преступлений и преступников, действующих в сети Интернет, инновационному обучению и оперативной поддержке национальных представительств стран - участниц Интерпола.

В рамках взаимодействия с Европейским союзом в данном центре создается инструмент блокчейн-аналитики "GraphSense", который позволит отслеживать криптовалютные транзакции. Этот механизм предоставит правоохранительным органам возможность устанавливать криптовалютные адреса, теги и транзакции, выявлять кластеры, связанные с адресом, и, следовательно, «следить за деньгами» в ходе своих расследований.

Разрабатывается аналитический комплекс под названием "Darkweb Monitor", который будет собирать данные о преступной деятельности в даркнете и использовать их для предоставления действенных разведданных для поддержки полицейских расследований по всему миру.

Нахождение правоохранительной структуры государства в Интерполе предоставляет доступ к базам данных Генерального секретариата Интерпола, позволяет осуществлять оперативную связь с правоохранительными органами других стран - членов организации.

Национальные центральные бюро выступают структурным звеном сразу двух систем:

- международной организации уголовной полиции - Интерпола;

- национальной правоохранительной структуры страны - члена организации [6].

В рамках координации действий полиции по обеспечению кибербезопасности можно привести пример взаимодействия с полицией Аргентины, в результате которого было выявлено лицо, использующее IP-адрес российского сегмента сети Интернет для рассылки противоправного контента. В результате проведенных мероприятий предполагаемого педофила удалось идентифицировать. На основании сведений, фактически полученных с другого конца света по линии Интерпола, на территории нашей страны возбуждено уголовное дело и изобличен преступник2.

2 Интервью главы НЦБ Интерпола генерал-майора полиции А.В. Прокопчука 25.03.2019 [Электронный ресурс] // АН «Интерфакс». - URL: https://www.interfax.ru/ interview/655568

Наша страна, в силу политической ситуации и господствующей идеологии, долгое время игнорировала вступление в Интерпол. Сыскные отделения Советской России и Российской империи заложили фундамент для создания современных подразделений уголовного розыска и иных оперативных подразделений, в обязанности которых входит раскрытие международных преступлений и розыск скрывшихся преступников. Однако необходимость сотрудничества на международном уровне все же была назревшей и предопределила вступление СССР в Интерпол.

Это произошло уже на последнем этапе существования Советского государства - 27 сентября 1990 года - на сессии Генеральной Ассамблеи в Оттаве. В дальнейшем в МВД СССР для организации сотрудничества с полицейскими структурами других стран и Генеральным секретариатом Интерпола было создано Национальное центральное бюро3 Интерпола [7].

После распада Советского Союза правопреемником НЦБ МВД СССР, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола», в России является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России. В своей деятельности организация руководствуется Положением об НЦБ Интерпола4.

По состоянию на 1 января 2021 года территориальные подразделения НЦБ Интерпола МВД России функционируют в 80 регионах: 9 из них имеют статус отделов, 20 - отделений и 50 -групп. Подразделения Интерпола являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях5.

Главными задачами НЦБ Интерпола являются:

- обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступниках;

- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностран-

3 Далее - НЦБ.

4 Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола: Указ Президента Российской Федерации от 30.07.1996 № 1113 (ред. от 27.10.2011) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Сайт МВД России [Электронный ресурс]. - URL: https://

мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_

bjurojnterpola

ных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий6.

Подразделения НЦБ Интерпола в рамках приказа МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» входят в перечень подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, однако согласно п. 7 указанного приказа наделены ограниченными правами на проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий: это только опрос, наведение справок и отождествление личности7.

В настоящее время есть много примеров взаимодействия с правоохранителями других стран по линии Интерпола.

Так, одним из самых масштабных с точки зрения объединения усилий полицейских большого количества разных стран может быть пример взаимодействия полицейских в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Обмен информацией шел по большому количеству направлений - от информации о поведении фанатских группировок до предоставления данных о лицах, собирающихся посетить Россию с целью совершения краж имущества других болельщиков в общественных местах.

И это принесло свои плоды, так, например, в Москве это помогло выявить известные банды карманников-иностранцев. В своем интервью статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубов сообщил, что «были и задержания разыскиваемых преступников, выявлены меж-

6 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

дународные группы карманников, это не российские граждане»8.

Тем не менее решение проблем, связанных с обеспечением безопасности в сети Интернет, ставит перед подразделениями НЦБ Интерпола новые задачи и требует новых подходов.

В настоящее время подразделения НЦБ Интерпола на основании приказа от 6 октября 2006 г. № 786 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» фактически являются связующим звеном для передачи информации, имеющим ограниченные возможности в проведении оперативно-розыскных мероприятий, тогда как в современных условиях потеря времени, связанная с передачей информации в территориальные подразделения, может снизить интенсивность и качество сотрудничества в области раскрытия преступлений и информационного обмена. На проблему отсутствия функции в полном объеме проводить оперативно-розыскные мероприятия сотрудниками НЦБ Интерпола уже ранее обращали внимание другие авторы, так, еще в 2015 году опубликованы результаты опроса руководителей региональных подразделений НЦБ Интерпола, в которых часть из них указывает на то, что невозможность в полной мере проводить оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осложняет исполнение запросов, поступающих из других государств [8]. По данной проблеме были и другие публикации [9; 10].

По нашему мнению, НЦБ Интерпола в России должно стать не только главным координатором усилий субъектов оперативно-розыскной

8 Интервью статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубова [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/society/06/07/2018/5b3f 78199a79475567956530

деятельности страны в борьбе с международной преступностью, каковым оно сейчас и является, но и иметь возможность самостоятельно проводить весь объем оперативно-розыскных мероприятий.

Для решения этой проблемы предлагаем внести изменения в приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», а именно изложить п. 7 приложения данного приказа «Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность» следующим образом: «подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств -членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола - проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"...»

Усиление международных связей преступных групп и сообществ, в том числе и в области кибер-преступности, заставляет правоохранительные органы разных стран осуществлять более тесное сотрудничество. Работа НЦБ Интерпола в этом аспекте приобретает все более важное значение не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и со стороны будущего развития функции противодействия международному терроризму и международной киберпреступности, в связи с чем расширение полномочий НЦБ Интерпола МВД России как оперативного подразделения в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, безусловно, должно принести пользу обществу в деле противодействия преступности.

Литература

1. Травников А.В. Организационные основы межгосударственного розыска и процедуры, проводимые Интерполом // Юридическая наука: история и современность. - 2018. - № 12. - С. 118-123.

2. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. - Москва: Международные отношения, 1990. - 222 с.

3. НагдалянД.А. Историческое развитие Интерпола, современные направления его деятельности и структура // Аллея Науки. - 2018. - № 5 (21). - С. 192-197.

4. Колесников В.А. Международно-правовые основы сотрудничества по линии Интерпола // Вестник Воронежского института МВД России. - 2018. - № 2. - С. 29-36.

5. Белоусов С.В., Рязанова Е.Н. Тенденции развития наркоситуации и наркопреступности в современной России // Юридическая наука: история и современность. - 2020. - № 10. - С. 146-150.

6. Лещенко О.В., Джелали Т.И. Роль НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений в координации взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации при организации международного розыска обвиняемых и осужденных // Юристъ-Правоведъ. - 2015. - № 5 (72). - С. 104-108.

7. БельсонЯ.М. Россия в Интерполе: учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1995. - 240 с.

8. Митьков В.Н., Бабушкин А.А. Региональные подразделения НЦБ Интерпола МВД России как субъекты оперативно-розыскного противодействия транснациональной преступности в современных условиях // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 1 (4). - С. 60-64.

9. Бабушкин А.А. Некоторые правовые вопросы осуществления оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2011. - № 1 (3). - С. 76-79.

10. Самоделкин А.С. Современное состояние правового регулирования координации оперативно-розыскной деятельности // Общество и право. - 2015. - № 3 (53). - С. 218-223.

References

1. TravnikovA.V. Organizatsionnye osnovy mezhgosudarstvennogo rozyska i protsedury, provodimye Interpolom // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2018. - № 12. - S. 118-123.

2. Rodionov K.S. Interpol: vchera, segodnya, zavtra. - Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1990. - 222 s.

3. Nagdalyan D.A. Istoricheskoe razvitie Interpola, sovremennye napravleniya ego deyatel'nosti i struktura // Alleya Nauki. - 2018. -№ 5 (21). - S. 192-197.

4. Kolesnikov V.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva po linii Interpola // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - № 2. - S. 29-36.

5. Belousov S.V., Ryazanova E.N. Tendentsii razvitiya narkosituatsii i narkoprestupnosti v sovremennoi Rossii // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2020. - № 10. - S. 146-150.

6. Leshchenko O.V., Dzhelali T.I. Rol' NTsB Interpola MVD Rossii i ego territorial'nykh podrazdelenii v koordinatsii vzaimodeistviya pravookhranitel'nykh organov Rossiiskoi Federatsii pri organizatsii mezhdunarodnogo rozyska obvinyaemykh i osuzhdennykh // Yurist''-Pravoved''. - 2015. - № 5 (72). - S. 104-108.

7. Bel'son Ya.M. Rossiya v Interpole: uchebnoe posobie. - Sankt-Peterburg, 1995. - 240 s.

8. Mit'kov V.N., Babushkin A.A. Regional'nye podrazdeleniya NTsB Interpola MVD Rossii kak sub''ekty operativno-rozysknogo protivodeistviya transnatsional'noi prestupnosti v sovremennykh usloviyakh // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. - 2015. - № 1 (4). - S. 60-64.

9. Babushkin A.A. Nekotorye pravovye voprosy osushchestvleniya operativno-rozysknykh meropriyatii sotrudnikami Natsional'nogo tsentral'nogo byuro Interpola v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2011. - № 1 (3). -S. 76-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Samodelkin A.S. Sovremennoe sostoyanie pravovogo regulirovaniya koordinatsii operativno-rozysknoi deyatel'nosti // Obshchestvo i pravo. - 2015. - № 3 (53). - S. 218-223.

(статья сдана в редакцию 11.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.