НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
THE NATIONAL CENTRAL BUREAU OF INTERPOL AND ITS OPPORTUNITIES IN THE FIGHT AGAINST CRIME
УДК 34
Н.В. ДЬЯКОВ,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) nic_bui@mail.ru
N.V. DIYAKOV,
associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью на положительных примерах деятельности НЦБ Интерпола.
Ключевые слова: НЦБ Интерпола, Генеральный секретариат Интерпола, территориальные органы МВД России, международный розыск.
Abstract: the article deals with the contemporary problems of international collaboration in the area of fighting crime taking into concideration good practices of the Interpol's NCB.
Keywords: the Interpol's NCB, territorial divisions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, international detection.
Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола сегодня является мировым центром по выработке совместной стратегии и тактики борьбы с преступностью.
Вместе с тем образованию Интерпола предшествовали различные международные форумы.
В 1898 году состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права. Его участники констатировали появление «международной преступности» и призывали полицейские службы разных стран к согласованным действиям по ее подавлению.
В 1905 году на международной конференции криминалистов германоязычных стран предпринята попытка объединить усилия в борьбе против международной преступности.
Проблемы борьбы с международной преступностью обсуждались на конференциях и конгрессах: в 1905 году (Буэнос-Айрес), в 1909 году (Мадрид), в 1912 году (Сан-Пауло), в 1913 году (Вашингтон).
С 3 по 6 сентября 1923 года в Вене состоялся Международный полицейский конгресс. На нем была принята резолюция, которая содержала широкий круг полицейских проблем борьбы с международной преступностью. Конгресс учредил Международную комиссию уголовной полиции (МКУП). Таким образом, 1923 год считается датой рождения Международной организации уголовной полиции - Интерпола, хотя до 1956 года официально она называлась Международная комиссия уголовной полиции. Именно в 1956 году в Вене на юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи МКУП был
принят новый Устав Организации, где в статье 1 закреплено ее новое название - Международная организация уголовной полиции (МОУП)-Интерпол.
Организация объединенных наций (ООН) признала Интерпол межправительственной организацией в 1971 году. Интерпол является юридическим лицом по международному праву, с собственными правами и в своей работе подчиняется международному праву, а не законам различных стран. Интерпол включает в себя:
- Генеральную Ассамблею;
- Исполнительный комитет;
- Генеральный секретариат;
- Национальное центральное бюро;
- Советников [1].
Сегодня в Международную уголовную полицию входит 190 государств.
Штаб-квартира организации с 1989 года находится в г. Лионе (Франция).
СССР стал полноправным членом этой организации с 27 сентября 1990 года. Ее правопреемницей является Российская Федерация.
Сегодня структурно НЦБ Интерпола состоит из следующих подразделений:
- отдел организационно-методического обеспечения и международно-правового взаимодействия;
- отдел информационной безопасности и компьютерных технологий;
- отдел противодействия международной преступности;
- отдел обработки и обмена оперативно-розыскной информацией;
- отдел делопроизводства и режима;
- группы кадров и государственной службы;
- организационное отделение;
- отделение аналитической разведки;
- секретариат и архив.
Интерпол обеспечивает сотрудничество правоохранительных органов стран мира даже в тех случаях, когда между ними отсутствуют дипломатические отношения.
Каждой стране предоставлено право определять орган, который будет выступать в качестве национального центрального бюро, осуществляющего взаимодействие с различными учреждениями своей страны, НЦБ стран-членов и Генеральным секретариатом Организации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» в России таким органом является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России. В своей деятельности Организация руководствуется Положением об НЦБ Интерпола, утвержденным приказом МВД России от 31 марта 2012 года № 305.
По состоянию на 1 января 2015 года территориальные подразделения НЦБ Интерпола МВД России функционируют в 80 регионах: 9 из них имеют статус отделов, 20 - отделений и 50 - групп [2].
Подразделения Интерпола являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях.
В соответствии со статьей 3 Устава Интерпола запрещается Организации осуществлять какое либо вмешательство или деятельность политического, военного религиозного или расового характера.
Главными задачами НЦБ Интерпола являются:
- обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступниках;
- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.
Деятельность НЦБ Интерпола регламентирована Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договора-
ми, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 6 октября 2006 г. № 786.
Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами стран - членов Организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, похищенным и утраченным документам. Информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надёжно защищёнными.
Обмен информацией с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на основных официальных языках Организации (английском, французском, испанском).
Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами - членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система 1-24/7, в основе которой лежат самые современные информационные технологии.
Анализ работы последних лет показал, что информационный обмен между территориальными подразделениями НЦБ Интерпола составляет более 250 тыс. документов в год, основная часть которых подготовлена на одном из рабочих языков Интерпола.
В Генеральном секретариате Интерпола функционируют базы данных, формируемые на основе информации, предоставленной странами - членами, а также полученной из открытых источников:
- база данных по линиям причастных к террористической деятельности;
- база данных по разыскиваемым преступникам;
- база данных отпечатков пальцев лиц, подозреваемых, обвиняемых, или осужденных за совершение преступлений, а также отпечатков неизвестных лиц, изъятых с мест совершенных нераскрытых преступлений;
- база данных профилей ДНК преступников, потерпевших, жертв стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений;
- база данных похищенных /утраченных/ проездных документов (загранпаспортов);
- база данных изображений детей, подвергшихся сексуальному насилию;
- база данных огнестрельного оружия, изъятого национальными правоохранительными органами;
- база данных похищенных автотранспортных средств.
Одним из приоритетных направлений деятельности НЦБ Интерпола МВД России и территориальных подразделений является информационное обеспечение международного розыска.
По состоянию на 31 декабря 2014 года в розыске по каналам Интерпола значилось 2222 обвиняемых / осужденных, объявленных в международный розыск по инициативе российских правоохранительных органов. Из них с целью ареста и выдачи разыскивается 2154 обвиняемых / осужденных (2149 обвиняемых и 5 осужденных), с целью установления места нахождения - 64 обвиняемых.
При содействии НЦБ Интерпола осуществлено 46 экстрадиций и депортаций (АППГ-52) [2].
Благодаря Интерполу резко возросли возможности российских правоохранительных органов в розыске преступников и без вести пропавших лиц. Совместными усилиями полицейских органов ежегодно по всему миру задерживается до 5 тысяч преступников. Только в первой половине 2014 года удалось вернуть в Россию для привлечения к уголовной ответственности более 20 преступников [4]. Так, например, совместными усилиями российской и австрийской полиции задержан Радченко А.Л., лидер организованного преступного сообщества «Трунова», специализирующийся на организации заказных убийств; находящийся в международном розыске Ма-тусов А. по кличке «Басмач», за совершение убийств в составе организованной преступной группы, в ходе совместных усилий таиландских и российских правоохранительных органов.
На территории России установлено местонахождение 98 обвиняемых и 70 арестовано, выдано и депортировано - 20 преступников, находящихся в международном розыске по каналам Интерпола. В 2015 году в Россию выдано более 25 обвиняемых, находящихся в международном розыске [5].
Значительный объем оперативно-информационного обмена НЦБ Интерпола и его территориальных подразделений с российскими и зарубежными партнерами приходится на сферу противодействия отдельным видам транснациональной преступности и международного терроризма.
Только в 2014 году по инициативе оперативных подразделений территориальных органов МВД и органов ФСБ России НЦБ Интерпола и его подразделениями на местах проведены
проверки в отношении 300 фигурантов с целью установления фактов их пребывания на территории Сирии, Турции, Египта, Ливии, Ирака для участия в террористической и экстремистской деятельности.
Интерпол достаточно активно используется при оперативном сопровождении уголовных дел по преступлениям в сфере экономической безопасности и коррупционной направленности. В результате взаимодействия с НЦБ Интерпола зарубежных стран получены сведения об участии в коммерческих структурах, наличии объектов недвижимого имущества, гражданства или вида на жительство за рубежом у лиц, подозреваемых в совершении должностных преступлений [3].
Особое внимание уделяется противодействию преступлениям против несовершеннолетних, в том числе связанных с размещением материалов порнографического содержания на веб-сайтах российского сегмента сети Интернет. Бюро и его территориальными подразделениями в 2014 году проведена проверка в отношении 678 подобных сайтов. Поступившая информация способствовала установлению лиц, причастных к размещению в Интернете нелегального контента, а также закрытию соответствующих веб-ресурсов. Проводится профилактическая работа в отношении иностранных граждан (ранее судимых и состоящих на учете лиц, склонных к совершению преступлений сексуального характера против несовершеннолетних), въезжающих на территорию Российской Федерации.
Важным направлением работы НЦБ Интерпола и его территориальных подразделений является обеспечение участия российских государственных органов в международных проектах и операциях Интерпола по борьбе с отдельными видами международной преступности.
Одним из ключевых мероприятий в 2014 году стала международная полицейская операция под эгидой Интерпола «Пангея», проводимая по противодействию распространению контрафактной продукции.
Оперативно-профилактические мероприятия:
- по противодействию преступным посягательствам на культурные ценности. В частности, такие мероприятия осуществлялись в Республике Башкортостан («Раритет»), Костромской области («Волга»), Владимирской области («Мономах). За последние 20 лет благодаря использованию возможностей НЦБ Интерпола в Россию удалось вернуть более 250 культурных ценностей;
- по выявлению поддельных лекарственных средств, медицинских изделий (косметологиче-ское и стоматологическое оборудование, рентген-аппараты, имплантаты, линзы и др.).
Имеются положительные результаты в про-
ведении совместных операций по выявлению и пресечению деятельности международных преступных сообществ, занимающихся производством и сбытом фальшивых денежных знаков. В 2010 году в результате совместных оперативно-розыскных мероприятий, проведенных российскими, греческими, литовскими и болгарскими правоохранительными органами, у преступников легендированно приобретены поддельные евро и задокументирована деятельность фальшивомонетчиков. Задержано 5 лидеров преступной группы.
Одним из приоритетных направлений деятельности Интерпола является борьба с незаконным распространением наркотиков. Российское Бюро Интерпола на постоянной основе в работе Международного координационного штаба региональной антинаркотической операции «Канал», проводимой участниками ОДКБ, участвует с 2011 года. Использование возможностей базы данных НЦБ Интерпола МВД России и Генерального секретариата по идентификации и проверке задержанных в ходе операции позволяет эффективно раскрывать и расследовать преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Используя каналы Интерпола, в 2014 году на территории Российской Федерации обнаружена 431 автомашина, разыскиваемая правоохранительными органами зарубежных стран.
При активном участии территориальных подразделений МВД РФ и Генерального секретаря Интерпола сформированы списки членов международных организованных преступных групп, специализирующихся на криминальном автобизнесе. Благодаря использованию каналов Интерпола в рамках сопровождения уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 158, 166, 326, 327, 194 УК РФ и оперативных проверок через заводы-изготовители идентифицировано более 850 автомобилей с измененными номерами агрегатов. Из них 565 находилось в федеральном розыске, 18 - в международном розыске, также установлено 16 автомобилей-двойников.
В настоящее время территориальные подразделения НЦБ Интерпола оснащены оборудованием для осуществления удаленного доступа к учетам Генерального секретаря Интерпола. В рамках его эксплуатации осуществляется проверка юридических и физических лиц, автотранспорта, а также документов.
Положительным примером служит создание в международном аэропорту «Кольцово» Свердловской области экспериментального пункта по проверке пассажиров международных авиарейсов в режиме реального времени.
Используя информационные ресурсы Интерпола, правоохранительные органы РФ в 2014 году установили 113 лиц, разыскиваемых дальним и ближним зарубежьем.
Возможности НЦБ Интерпола активно используются при проведении международных спортивных мероприятий для проверки иностранных граждан, документов, по базам данных Интерпола.
Расширяются экспертно-криминалистические услуги, предлагаемые Интерполом странам - членам организации. Биометрические технологии открывают перед правоохранительными органами новые возможности по установлению личности лиц и раскрытию преступлений. Сотрудничество специалистов Интерпола по идентификации потерпевших привело к аресту в 2013 году гражданина США, подозреваемого в сексуальном насилии в отношении 8-летней девочки [2]. В этом мероприятии приняли участие представители правоохранительных органов многих стран.
Для привлечения участия общественности к решению вопросов глобальной безопасности Исполнительный комитет единогласно одобрил создание Фонда Интерпола «За более безопасный мир». Приоритетным направлением Фонда является продвижение деятельности Интерпола в борьбе с транснациональной оргпреступно-стью, разработка программ по борьбе с преступностью, проведение широкомасштабных кампаний информированности общества в вопросах международной безопасности, расширение сотрудничества с заинтересованными лицами и организациями. Ключевая цель Фонда - это контакты с партнерами в общественном и частном секторах, которые разделяют обязательства Интерпола по созданию более безопасного мира. Вовлекая всех заинтересованных лиц в борьбе с транснациональной преступностью, Фонд изыскивает пути создания глобальной сети сторонников, сотрудничающих друг с другом в сфере обмена ресурсами, знаниями и опытом.
При помощи Интегрированной оперативной группы по погранконтролю Интерпол координирует деятельность, предлагает подготовительные программы и развивает партнерские отношения с международными организациями с целью обеспечения всех национальных государственных границ.
Международная организация уголовной полиции - Интерпол инициировала новый проект «Ай-Чекит» (1-^ескИ), который предусматривает проверку подлинности документов, удостоверяющих личность, коммерческими предприятиями (авиакомпаниями, гостиницами, банками) по базе Интерпола, содержащей информацию о похищенных/утраченных проездных докумен-
тах [2]. База данных Интерпола по похищенным/ утраченным проездным документам содержит информацию о национальных загранпаспортах и их бланках, признанных недействительными ввиду утраты (кражи, потери и т.д.). Она позволяет оперативно выявлять лиц, использующих эти документы в преступных целях.
В соответствии с условиями данного проекта коммерческим предприятиям предлагается направлять в Генеральный секретариат Интерпола информацию о реквизитах документов, предъявляемых их клиентами при получении тех или иных услуг. Кроме того, предполагается также наладить взаимодействие с частным сектором в сфере проверки транспортных средств по учетам Интерпола.
В случае выявления документов (транспортного средства), числящего в базе данных Интерпола, сигнальное сообщение будет автоматически направляться в НЦБ Интерпола соответствующей страны для принятия соответствующих мер в рамках национального законодательства. Компании, желающие принять участие в данном проекте, обязаны будут получить аккредитацию в НЦБ Интерпола соответствующей страны. Предоставление Интерполом услуг осуществляется на возмездной основе.
Анализируя состояние работы НЦБ Интерпола МВД Российской Федерации, хотелось бы остановиться и на существующих недостатках и проблемах в работе территориальных органов МВД России и некоторых путях их решения.
Актуальным вопросом в сфере организации международного розыска лиц по каналам Интерпола является низкое качество предоставляемой розыскными подразделениями оперативной информации, не содержащей конкретных сведений о регионах возможного пребывания разыскиваемых. После объявления лица в международный розыск по каналам Интерпола активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление его возможного местонахождения за рубежом, а также отработку его связей, как правило, прекращаются, что не позволяет осуществлять целенаправленное взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств.
Положительным примером может служить регулярный выезд сотрудников группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области в розыскные подразделения территориальных органов МВД России на районном уровне с целью изучения розыскных дел и установления оснований для объявления в международный розыск, оказания помощи в оформлении документов на объявление меж-
дународного розыска, проведения проверки по учётам иностранных государств.
С учетом изменений законодательства, а также сменой кадрового состава розыскных подразделений территориальных органов МВД России можно предложить как вариант переподготовку оперуполномоченных УР в образовательных организациях системы МВД России.
Одним из наиболее острых вопросов по линии борьбы с преступлениями в сфере экономики с использованием каналов Интерпола является реализация информации, поступающей от зарубежных правоохранительных органов.
Оперативные подразделения полиции зачастую ограничиваются проверкой лиц по региональным информационно-справочным учетам, игнорируя конкретные вопросы зарубежных партнеров и не проводя при этом необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
В территориальных органах МВД России существует проблема возврата автомототранс-портного средства (далее АМТС) владельцу (потерпевшему) и снятия с учета международного розыска. Согласно п. 76 «Инструкции по организации информационного обеспечения по линии Интерпола», утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 года №786/310/470/454/333/971, территориальные органы МВД России информируют НЦБ Интерпола об обнаружении АМТС. В то же время информации из НЦБ Интерпола о намерении владельца вернуть АМТС не поступает (или поступает не своевременно) в территориальные органы МВД России. АМТС с международного розыска не снимаются или снимаются не своевременно. Выход из данной ситуации - внесение изменений в законодательные акты. По мнению сотрудников НЦБ Интерпола территориальных органов МВД России, если в течение года от инициатора розыска информации о возврате АМТС не поступает, то его с международного розыска целесообразно снимать.
Несмотря на недостатки и проблемы, существующие в НЦБ Интерпола, организация является единственным механизмом взаимодействия российских правоохранительных органов с партнерами зарубежных стран в борьбе с преступностью. Интерпол охватывает практически весь криминальный спектр: экономическую преступность, в том числе связанную с хищением автотранспорта и предметов, представляющих художественную, культурную и историческую ценность, незаконный оборот наркотиков и огнестрельного оружия.
Литература
1. Инструкция по организации информационного обеспечения по линии Интерпола (утверждена приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 года №786/310/470/454/333/971).
2. Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). - М.: ИНФРА-М, 2001. С. 21.
3. Обзор состояния информационного обеспечения сотрудничества по каналам Интерпола в МВД по республикам, ГУ МВД, УМВД России по иным субъектам РФ по итогам 2014 года.
4. Обзор состояния информационного обеспечения сотрудничества по каналам Интерпола в МВД по республикам, ГУ МВД, УМВД России по иным субъектам РФ от 30.03.2015 года.
5. Интервью начальника НЦБ Интерпола МВД России генерал-майора полиции А.В. Прокопчука // Информационный бюллетень. Выпуск № 2 (17). 2014. С. 3.
6. Романов С. На новом уровне взаимодействия // Полиция России. 2015. № 9. С. 3.
References
1. Instruction for organization of information systems for Interpol (approved by order of the Ministry of internal Affairs of Russia, Ministry of justice of Russia, FSB of Russia, FSO of Russia, Federal drug control service of Russia, FCS of Russia dated 6 October 2006 № 786/310/470/454/333/971).
2. Ovchinsky V.S. Interpol (questions and answers). - M.: INFRA-M, 2001. Р. 21.
3. An overview of the status of information support of cooperation through Interpol channels in the Ministry of internal Affairs on republics, GU the Ministry of internal Affairs, Ministry of internal Affairs of Russia on other subjects of the Russian Federation by the end of 2014.
4. An overview of the status of information support of cooperation through Interpol channels in the Ministry of internal Affairs on republics, GU the Ministry of internal Affairs, Ministry of internal Affairs of Russia on other subjects of the Russian Federation from 30.03.2015.
5. Interview of the head of the Interpol NCB of the MIA of Russia the General-the major of police A. V. Prokopchuk // Newsletter. Issue № 2 (17). 2014. P. 3.
6. Romanov S. On a new level of interaction // Police Russia. 2015. № 9. P. 3.
(статья сдана в редакцию 29.01.2015)