Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОНКУРСАХ КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОНКУРСАХ КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Звуковое пространство / элементарное музицирование / музыкально-педагогическая компетентность / конкурсная деятельность педагогов. / Sound space / basic music playing / musically-pedagogical competence / competition activities of teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева В. А.

Статья посвящена анализу возможностей музыкальной конкурсной деятельности педагогов, являющейся одной из эффективных форм развития музыкально-педагогической компетентности, поскольку создает уникальные условия для совершенствования в элементарном музицировании, которые невозможно создать ни в одном другом виде музыкальной деятельности. Эти компетенции может успешно развивать каждый педагог, независимо от профессиональной принадлежности к музыке, участвуя во всероссийском конкурсе-фестивале «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптева В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPATION OF TEACHERS IN PERFORMANCE CONTESTS AS A FORM OF THEIR MUSICALLY-PEDAGOGICAL COMPETENCE IMPROVEMENT

The article is dedicated to the analysis of the musical competitive activity opportunities of the teachers. This activity is one of the most effective forms of the musically -pedagogical competence development because it creates unique conditions for the improving skills in sphere of basic music playing which cannot be created during another type of the musical activity. These competencies may be developed successfully by every teacher (the professional affiliation to the music does not matter) while taking part in the All-Russian contest-festival «The Reedpipe is an Instrument of the Peace, Health and Happiness».

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОНКУРСАХ КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

УДК 78

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОНКУРСАХ КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ИХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© 2021 В. А. Лаптева

канд. пед. наук доцент кафедры дошкольного и начального образования e-mail: veronika_lapteva@mail.ru

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» Курский государственный университет

Статья посвящена анализу возможностей музыкальной конкурсной деятельности педагогов, являющейся одной из эффективных форм развития музыкально-педагогической компетентности, поскольку создает уникальные условия для совершенствования в элементарном музицировании, которые невозможно создать ни в одном другом виде музыкальной деятельности. Эти компетенции может успешно развивать каждый педагог, независимо от профессиональной принадлежности к музыке, участвуя во всероссийском конкурсе-фестивале «Свирель - инструмент мира, здоровья и радости».

Ключевые слова: звуковое пространство, элементарное музицирование, музыкально-педагогическая компетентность, конкурсная деятельность педагогов.

THE PARTICIPATION OF TEACHERS IN PERFORMANCE CONTESTS AS A FORM OF THEIR MUSICALLY-PEDAGOGICAL COMPETENCE IMPROVEMENT

© 2021 V. A. Lapteva

Candidate of Pedagogic Science, Associate Professor of Preschool and Primary Education Department of Regional State Budgetary of Continuing Education «Kursk Institute of Education Development»

e-mail: veronika_lapteva@mail.ru

Kursk State University

The article is dedicated to the analysis of the musical competitive activity opportunitie s of the teachers. This activity is one of the most effective forms of the musically -pedagogical competence development because it creates unique conditions for the improving skills in sphere of basic music playing which cannot be created during another type of the musical activity. These competencies may be developed successfully by every teacher (the professional affiliation to the music does not matter) while taking part in the All-Russian contest-festival «The Reedpipe is an Instrument of the Peace, Health and Happiness».

Keywords: sound space, basic music playing, musically -pedagogical competence, competition activities of teachers.

Элементарное музицирование, независимо от степени профессиональной принадлежности к музыке, - необходимая для педагога компетенция, которая позволяет осуществлять грамотную организацию звукового пространства образования

[Лаптева 2019]. Одно из наиболее ярких ее проявлений - участие в конкурсной деятельности, не только связанное с подготовкой обучающихся, но и личное.

Участие в данной деятельности, как и любой другой в системе образования, предполагает учет региональных особенностей (регионального компонента). Для Курского края это методика музицирования на свирели модификации Э.Я. Смеловой, которая успешно развивается благодаря деятельности доктора искусствоведения, профессора, завкафедрой музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета М.Л. Космовской. Ею инициирован и начиная с 2014 г. ежегодно проводится Всероссийский с международным участием конкурс-фестиваль «Свирель - инструмент мира, здоровья и радости» [Свирель... ].

Действительно, свирель представляет широкие возможности для каждого педагога, который на ней заиграет. Это еще и исполнительская традиция, связанная с музицированием на элементарных русских народных инструментах.

Об игре на тех из них, которые зазвучали в Великорусском оркестре, созданном В.В. Андреевым, в начале XX в. писал музыкальный критик В.П. Коломийцев: «Выучиться играть на них - дело сравнительно очень легкое и всем доступное: в этом смысле с ними не может конкурировать ни один из существующих народных инструментов других культурных стран. А в такой общедоступной простоте и заключается главное значение и смысл всякого народного инструмента. Ведь едва ли не все люди, за редкими исключениями, были бы рады активно "слагать созвучия", то есть играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но далеко не все имеют возможность посвятить себя и своё время изучению трудного инструмента» [Коломийцев 1909: 12].

А в начале XXI в. «общедоступная простота» свирели инициировала создание ежегодного конкурса-фестиваля «Свирель - инструмент мира, здоровья и радости» для всех желающих принять участие. Это именно тот инструмент, который предоставляет возможность заиграть на нём без особого труда. Затем, при желании, можно совершенствоваться, а также учиться играть на других инструментах, расширяя свои исполнительские возможности.

Сама свирель тоже совершенствуется. М.Л. Космовская отмечает: «Полвека бытования в России детских пластиковых игрушек-свирелей привело к существенной эволюции как конструкции, так и отношения к этому простейшему музыкальному инструменту» [Космовская 2018: 93].

Возможности таких музыкальных инструментов, несмотря на их кажущуюся простоту, достаточно велики. Профессор кафедры народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры Д.А. Рытов отмечает: «Социокультурный потенциал народных музыкальных инструментов может рассматриваться:

- в сфере их функционального применения;

- в плоскости многомерного и комплексного влияния на развитие ребенка» [Рытов 2019: 117].

Качество влияния во многом зависит и от личного участия, примера педагога в музицировании, и не только на занятии, но и в конкурсной деятельности. Автор данной статьи убеждалась в этом неоднократно, используя примеры собственных выступлений, представленных для участия в конкурсе и подтвержденных дипломами для работы в студенческой аудитории факультета искусств и арт-педагогики Курского государственного университета и в ходе занятий со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки Курского института развития образования.

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60)

Возможности для участия в конкурсе-фестивале предоставлены взрослым коллективам и солистам начиная со второго года проведения. Именно тогда были полностью сняты возрастные ограничения для участников, что предоставило возможность показать свои исполнительские возможности не только обучающимся. Конкурс-фестиваль создал условия не только для совершенствования музыкально-педагогической компетентности педагогов в подготовке обучающихся, но и для оттачивания собственного мастерства и последующего личного участия.

Разумеется, педагоги выступают и вместе со своими обучающимися, аккомпанируя им. Ежегодно таким образом принимают участие в фестивале учителя музыки школ Курской области В.Н. Михалев - руководитель ансамбля «Свирелька» Глебовской средней общеобразовательной школы Фатежского района, А.А. Ляпустин -руководитель ансамбля «На все лады» Рыльской средней общеобразовательной школы № 4.

Педагоги выступают и в составе организованных ими ансамблей. В 20162019 гг. в конкурсе-фестивале принимали участие С.Ю. Захарьянц и К.Н. Зарудный -руководители ансамбля «Радуга» Курского педагогического колледжа, а в 2020 г. К.Н. Зарудный принял участие в Дуэте свирелей не только как руководитель, но и как исполнитель. В 2018 г., а затем в 2021 г. в составе семейного дуэта, с дочерью Ариной, выступил ДА. Рытов - профессор кафедры народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 97» в номинации «За вдохновение и педагогический артистизм», Лауреат премии президента РФ.

Педагоги участвуют в конкурсе-фестивале также и отдельно от детских коллективов и солистов, которых они готовят. С 2015 г. таким образом предоставляет музыкальные номера педагог дополнительного образования Центра детского творчества Курчатовского района Курской области Н. В. Скриплев.

В 2018 г. в фестивале принял участие ансамбль (септет) «Дебют» - коллектив педагогов детского сада № 33 из г. Череповца Вологодской области, организованный музыкальным руководителем Е.Г. Горшковой. В 2020 г. эстафетную палочку принял ансамбль «Играй, свирель», объединивший педагогов детского сада комбинированного вида № 3 г. Курска под руководством музыкального руководителя М.И. Баснаревой, а в 2021 г. - ансамбль «Задоринка», организованный музыкальным руководителем Л.И. Лебедевой на дошкольной образовательной площадке «Остафьево», действующей в структуре школы № 2083 г. Москвы.

В VII конкурсе-фестивале также приняли участие и солисты - педагоги дошкольных образовательных организаций П.Ю. Брехова - музыкальный руководитель детского сада комбинированного вида № 96 г. Курска и М.А. Анпилогова -музыкальный руководитель детского сада «Ромашка» г. Поныри Курской области.

Таким образом, конкурсная деятельность педагогов, содержанием которой является элементарное музицирование, предоставляет возможность реализовать еще одну грань их творческого потенциала. Однако количество «взрослых» участников фестиваля сравнительно невелико. Вопрос создания мотивации для действующих педагогов остается открытым [Лаптева 2019]. Привлечение к конкурсному движению в качестве исполнителей будущих учителей, которые еще со студенческой скамьи могут освоить эту форму совершенствования музыкально-педагогической компетентности и в последующем будут ее использовать, разумеется, до некоторой степени мотивирует к участию. Но необходимо продолжение формирования мотивации у дипломированных специалистов - действующих педагогов.

Таким потенциалом обладает современная система повышения квалификации педагогов в Курском институте развития образования:

- инициация и поддержка творческих проектов педагогов, посвященных использованию возможностей элементарного музицирования в профессиональной деятельности, независимо от их профессиональной принадлежности к музыке;

- транслирование опыта включения в образовательные и воспитательные практики, организованные посредством музицирования на свирели, в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Организация звукового пространства образования: история и современность».

Так, в 2018-2020 гг. и автор статьи стала участником конкурсов-фестивалей как исполнитель на свирели, блокфлейте и духовом пианино в составе дуэта «Трелико» («Трель и К°») совместно с педагогом средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского г. Курска Э.В. Русановым [Лаптева Русанов 2018, 2021], а в 2021 г., в условиях непростой эпидемиологической ситуации и сложности организации совместных репетиций, выступила с сольной программой, которая стала методическим руководством для педагогов Курской области.

Таким образом, участие в конкурсе-фестивале «Свирель - инструмент мира, здоровья и радости» может стать эффективной формой совершенствования музыкально-педагогической компетентности учителя, воспитателя, преподавателя, выявившего потенциал элементарного музицирования для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

Коломийцев В.П. В.В. Андреев и его «Великорусский оркестр»: очерк. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1909. 55 с.

Космовская М.Л. Семидырочная свирель: история и предыстория // Формирование патриотизма и гражданской идентичности в процессе приобщения детей и подростков к музицированию: материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции / отв. ред. М.Л. Космовская. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2020. С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41816371 (дата обращения: 12.10.2021).

Лаптева В.А. Организация звукового пространства образования в ДОО и начальной школе как один из аспектов общекультурной функциональной грамотности педагогов // Педагогический поиск. 2019 № 5. С. 32-34. URL: https://www.elibrary.ru/item .asp?id=38222462 (дата обращения: 12.10.2021).

ЛаптеваВ.А., Русанов Э.В. «А я знаю... "куда вьюн положить...", или Импровизация ансамбля «Трелико» («Трель и К°») на тему русской народной песни // Формирование патриотизма и гражданской идентичности в процессе приобщения детей и подростков к музицированию: материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции / отв. ред. М.Л. Космовская. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2018. С. 53-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36652535&pf=1 (дата обращения: 12.10.2021).

Лаптева В.А., Русанов Э.В. Педагогический проект «Трелико» («Трель и К°»). Курск: Издательство ООО «Учитель», 2021. 16 с. (Серия «Организация звукового пространства образования».)

Свирель - инструмент мира, здоровья и радости: Всероссийский с международным участием конкурс-фестиваль. URL: https://www.svirel.biz/ (дата обращения: 12.10.2021).

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60)

Рытов Д.А. Культурно- развивающий и образовательный потенциал народных музыкальных инструментов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39). С. 116-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38568455 (дата обращения: 12.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.