Научная статья на тему 'Научно-практический семинар «Организация звукового пространства образования: история и современность» как форма совершенствования музыкально-педагогической компетентности педагогов'

Научно-практический семинар «Организация звукового пространства образования: история и современность» как форма совершенствования музыкально-педагогической компетентности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL PEDAGOGICAL COMPETENCE / SOUND EDUCATION SPACE / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗВУКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева В. А.

Музыкально-педагогическая компетентность как профессиональное качество, необходимое, по мнению автора статьи, каждому педагогу, независимо от его профессиональной принадлежности к музыке, должна быть не просто сформирована, но и постоянно совершенствоваться. В статье представлен один из подходов к реализации рассматриваемой формы совершенствования данной компетенции в рамках деятельности научно-практического семинара, участниками которого могут быть представители всех педагогических профессий. Также представлены: тематика проблем, обсуждаемых на семинаре, формы организации научной, методической и практической педагогической деятельности в рамках образовательного процесса Курского института развития образования и организаций общего, дошкольного и дополнительного образования Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEIENTIFIC-PRACTICAL SEMINAR ‘THE ORGANIZATION OF A SOUND SPACE IN THE EDUCATION: THE PAST AND THE PRESENT’ AS A FORM OF IMPROVING OF TEACHERS' MUSICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

Musical and pedagogical competence as a professional quality, which is necessary for all teachers despite of their professional music affiliation, by the opinion of the author, must be not only formed, but regularly improved. The paper presents one of the approaches to the introduction of the considered form of improving this competence in the framework of the activities of the scientific-practical seminar (every teacher may be a seminar participant). There are also topics of issues which are discussed at the seminar and forms of organization of scientific, methodological and practical pedagogical activities in the framework of the educational process of the Kursk Institute of Educational Development of the organization of general, pre-school and additional-education of Kursk Region.

Текст научной работы на тему «Научно-практический семинар «Организация звукового пространства образования: история и современность» как форма совершенствования музыкально-педагогической компетентности педагогов»

14. Морозова Т.Д. Социология образования. Москва, 2010.

15. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности. Казань, 2004.

16. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2002.

17. Кудашов Г.Н. Актуальность, сущность и цели педагогики социального творчества молодежи в современных условиях. Молодёжь и общество. 2009; 2: 58 - 78.

18. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.

References

1. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti. Volgograd, 2011.

2. Aktual'nye napravleniya vospitaniya lichnosti v sisteme professional'no-tehnicheskogo i srednego special'nogo obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii. Pod redakciej O.S. Popova. Minsk, 2011.

3. Lazutina A.L. Problemy formirovaniya detskogo kollektiva. Nizhnij Novgorod, 2015.

4. Umanskij A.P. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva. Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2004.

5. Hanin Yu.L. Psihologiya ipedagogika. Moskva, 2011.

6. Chekunova E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve shkol. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2016; 6: 239 - 247.

7. Schukina M.A. Psihologiya samorazvitiya lichnosti: sub'ektnyjpodhod. Dissertaciya doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.

8. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspekty postroeniya. Moskva, 2006.

9. Puchkov N.P., Avdeeva A.V. Organizaciya vospitatel'noj raboty v vuze po formirovaniyu liderskih kachestv obuchayuschihsya. Tambov, 2009.

10. Rogov E.I. Psihologiya gruppy. Moskva, 2007.

11. Sbitneva V.B. Pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskih kachestv podrostkov v detskom obschestvennom ob'edinenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2006.

12. Ponomarev A.V. Vospitatel'naya deyatel'nost' vuza: mezhdisciplinarnyj podhod. Ekaterinburg, 2009 s.

13. Krajnik V.L., Dedlovskaya M.V. Problema formirovaniya motivacionnoj gotovnosti shkol'nikov k zanyatiyu ffzicheskoj kul'turoj v sovremennoj obrazovatel'noj paradigme. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6: 311 - 314.

14. Morozova T.D. Sociologiya obrazovaniya. Moskva, 2010.

15. Maslennikova V.Sh. Sovremennaya ideologiya vospitaniya social'no-orientirovannojlichnosti. Kazan', 2004.

16. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B., Neudahina N.A. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v professional'nojpodgotovke specialistov. Barnaul, 2002.

17. Kudashov G.N. Aktual'nost', suschnost' i celi pedagogiki social'nogo tvorchestva molodezhi v sovremennyh usloviyah. Molodezh'iobschestvo. 2009; 2: 58 - 78.

18. Krasnokutskaya S.N. Formirovaniesocial'nojkompetentnostistudentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.

Статья поступила в редакцию 31.07.19

УДК 378

Lapteva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education; senior lecturer, Department of Music Education and Performance, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]

THE SEIENTIFIC-PRACTICAL SEMINAR "THE ORGANIZATION OF A SOUND SPACE IN THE EDUCATION: THE PAST AND THE PRESENT" AS A FORM OF IMPROVING OF TEACHERS' MUSICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE. Musical and pedagogical competence as a professional quality, which is necessary for all teachers despite of their professional music affiliation, by the opinion of the author, must be not only formed, but regularly improved. The paper presents one of the approaches to the introduction of the considered form of improving this competence in the framework of the activities of the scientific-practical seminar (every teacher may be a seminar participant). There are also topics of issues which are discussed at the seminar and forms of organization of scientific, methodological and practical pedagogical activities in the framework of the educational process of the Kursk Institute of Educational Development of the organization of general, pre-school and additional-education of Kursk Region.

Key words: musical pedagogical competence, sound education space.

В.А. Лаптева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ОГБУДПО «Курский институт развития образования», доц. каф. музыкального образования и исполнительства, ФБГОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, E-mail: [email protected]

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» КАК ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Музыкально-педагогическая компетентность как профессиональное качество, необходимое, по мнению автора статьи, каждому педагогу, независимо от его профессиональной принадлежности к музыке, должна быть не просто сформирована, но и постоянно совершенствоваться. В статье представлен один из подходов к реализации рассматриваемой формы совершенствования данной компетенции в рамках деятельности научно-практического семинара, участниками которого могут быть представители всех педагогических профессий. Также представлены: тематика проблем, обсуждаемых на семинаре, формы организации научной, методической и практической педагогической деятельности в рамках образовательного процесса Курского института развития образования и организаций общего, дошкольного и дополнительного образования Курской области.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая компетентность, звуковое пространство образования.

Научно-практический семинар «Организация звукового пространства образования: история и современность» проводится в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» с 2016 г Целью этого ежегодного мероприятия является изучение форм и способов внедрения идей организации звукового пространства образования, популяризируемых в системе повышения квалификации, в практическую педагогическую деятельность. К участию в семинаре приглашаются ученые, руководители и педагоги общеобразовательных организаций, организаций дошкольного и дополнительного образования, аспиранты и студенты, а также все заинтересованные лица, но большинство участников на протяжении трех лет -это практические педагоги разных профессий, работающие с детьми и подростками в муниципальных образовательных организациях Курской области.

С 2019 г деятельность семинара стала осуществляться также в русле реализации инновационного проекта кафедры дошкольного и начального образования Курского института развития образования на тему: «Организация звукового пространства образования в ДОО и начальной школе» [1]. В соответствии с целевыми ориентирами национального проекта «Образование» [2], в ходе реали-

зации проекта решаются задачи, направленные на повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс обучающихся, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Это так же актуально и с точки зрения подходов к организации современных научных изысканий. Как отмечают исследователи И.Б. Горбунова, А.А. Пан-кова: «Процесс выявления, развития и выстраивания путей к взаимопониманию в рамках гуманитарно-научного педагогического сообщества ускорит процесс становления методологии комплексного социокультурного анализа...» [3, с. 229].

Проблемное поле семинара определено тематикой направлений работы: музыкально-просветительская деятельность, организуемая педагогами-музыкантами в своих организациях для своих коллег - других педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность за рамками уроков музыки, музыкальных занятий и других форм организации музыкальной деятельности; организация звукового пространства «немузыкальной» деятельности уроков и занятий педагогами, для которых музыка не является профессией; подготовка

музыкально-краеведческих программ в соответствии с особенностями музыкальной культуры разных районов региона.

В ходе работы семинара представляются так же различные ракурсы деятельности, посвященной организации звукового пространства образования и осуществляемой в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». В первую очередь, это занятия со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, для которых разработаны, реализуются и постоянно обновляются базовые лекции - для представителей разных педагогических профессий (педагогов дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, музыки, ОРКСЭ, педагогов дополнительного образования), а также адресные лекции. В рамках организации музыкально-просветительской деятельности проводятся также и публичные лекции.

Тематика выступлений и публикаций педагогов в рамках трех направлений обсуждаемых проблем разнообразна. Учителями музыки и музыкальными руководителями, а также педагогами дополнительного образования, способствующими совершенствованию музыкально-педагогической компетентности своих коллег, были освещены темы: «Шумовой оркестр как средство взаимодействия со звуком педагогов-"немузыкантов"»; «Роль коммуникативных танцев-игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии ребёнка»; «Мастер-класс по обучению игре на свирели»; «Практика обучения педагогов дополнительного образования игре на деревянных ложках»; «Влияние профессиональной деятельности музыканта-педагога на педагогический коллектив образовательной организации».

Педагоги, для которых музыка не является профессией, представляют разнообразные формы организации звукового пространства «немузыкальной деятельности»: «Роль внеклассных музыкальных мероприятий в организации звукового пространства современного образования»; «Детские народные музыкальные игры как средство органического и всестороннего развития личности ребёнка»; «Музыка - желанная гостья на занятиях по модульному оригами»; «Музыкальное пространство на занятиях в детских объединениях "Натуралисты" и "Живая планета"»; «Организация звукового пространства логопедических занятий в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры»; «Развитие творческих способностей обучающихся с помощью музыкально-ритмических движений».

Спектр тематики выступлений на семинаре расширяется и благодаря инициативе педагогов, например, неожиданным, но вполне соответствующим тематике семинара, стало выступление на тему: «Аудиокнига как пример освоения звукового пространства (из опыта работы по созданию аудиокниги "Сказки найденного времени")».

Представление музыкально-краеведческих программ по материалам разных районов Курской области в ходе семинара определило возможности и для тех, педагогов, которые подобных программ не создавали, но их музыкальное творчество, само по себе, может стать элементом такой программы. В их числе, Гимн г Курска, сочиненный членом Союза композиторов Российской Федерации Ю.К. Пятковским на стихи курского поэта В.Н. Корнеева и песня «Курские дворики», музыку которой на стихи того же автора написал Заслуженный работник

Библиографический список

культуры Российской Федерации, педагог дополнительного образования Дворца пионеров и школьников г Курска В.Н. Шевцов. Самодеятельное творчество педагогов также может быть включено в содержание музыкально-краеведческих программ, например, песня «Курская дуга», сочиненная директором Рыльского Дома детского творчества В.И. Серых, исполняя которую на всероссийском фестивале «Соловьиная трель», он занял I место в номинации «Автор».

Особый интерес представляют проекты, реализуемые в образовательных организациях Курской области, целью которых является фиксация и сохранение музыкальных традиций, носители которых являются нашими современниками. В их числе Проект «Успеть», инициированный в Черницинской средней общеобразовательной школе Октябрьского района Курской области.

Конкурсная деятельность, организуемая в регионе, также представлена в работе семинара. Конкурс-фестиваль «Свирель - инструмент мира, здоровья и радости» [4], созданный доктором искусствоведения, профессором, зав. кафедрой музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета М.Л. Космовской - явление современной музыкальной культуры Курского края.

Исследовательские направления педагогической деятельности освещаются в сборниках материалов, представленных участниками семинара [5; 6]. Следует отметить, что речь идет «обо всех дисциплинах, о звучании всего педагогического процесса» [7, с. 19].

29 апреля 2019 г в рамках деятельности научно-практического семинара «Организация звукового пространства образования: история и современность» стартовал заочный педагогический фестиваль «Музыкальный символ школы». Основными задачами Фестиваля являются: использование возможностей песенной культуры в формировании звукового пространства образовательной организации; мотивирование к педагогическому творчеству, направленному на популяризацию деятельности своей образовательной организации, укрепление традиций образовательной организации; формирование банка информации о музыкальных символах образовательных организаций Курской области.

Для предоставления материалов участника фестиваля предложены три номинации. Песня, специально созданная для общеобразовательной школы, дошкольной образовательной организации, организации дополнительного образования (или педагогического коллектива, класса, группы, детского объединения данной организации) как музыкальный символ, (в том числе, сочиненная на мелодию известной песни). Известная ранее песня, ставшая музыкальным символом образовательной организации или педагогического коллектива, класса, группы, детского объединения в составе образовательной организации. Мелодии, звуковые сигналы или иные звучания, являющиеся визитной карточкой для конкретной образовательной организации.

Материалы, представленные участниками Фестиваля, размещаются на сайте ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» [8], а организации, представившие их, будут отмечены дипломами в ходе очередного регионального научно-практического семинара «Организация звукового пространства: история и современность», который, при условии участия в нем педагогов и исследователей из других регионов, может приобрести статус всероссийского.

1. Лаптева ВА Организация звукового пространства в ДОО и начальной школе как один из аспектов общекультурной функциональной грамотности педагогов. Педагогический поиск. 2019; 5. 32 - 34.

2. Паспорт национального проекта «Образование». Утв. 03.09.2018 протоколом № 10 Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам. Available at:https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1793&mat_id=81529

3. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Проектирование дополнительных образовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи: разработка цифровой образовательной среды, организация самостоятельной работы магистрантов. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 229 - 232.

4. Свирель - инструмент мира, здоровья и радости. Available at:: https://svirel.biz/stati/V-festival_start

5. Организация звукового пространства образовани я: история и современность - 2017: материалы регионального научно-практического семинара. Ред.-сост., вст. статья ВА Лаптевой. Курск: Издательство ООО «Учитель», 2018.

6. Организация звукового пространства образования: история и современность - 2018: материалы III регионального научно-практического семинара. Ред.-сост., вст. статья ВА Лаптевой. Курск: Издательство ООО «Учитель», 2019.

7. Космовская М.Л. Возможности инструментального музицирования в формировании гражданской идентичности. Формирование патриотизма и гражданской идентичности в процессе приобщения детей и подростков к музицированию: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный редактор М.Л. Космовская. Курск. Изд. Курск. гос. ун-та, 2018: 9 - 22.

8. Организация звукового пространства образования: история и современность. Available at: http://kiro46.ru/extensions/site-news/2659

References

1. Lapteva V.A. Organizaciya zvukovogo prostranstva v DOO i nachal'noj shkole kak odin iz aspektov obschekul'turnoj funkcional'noj gramotnosti pedagogov. Pedagogicheskijpoisk. 2019; 5. 32 - 34.

2. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie». Utv. 03.09.2018 protokolom № 10 Prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i proektam. Available at:https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1793&mat_id=81529

3. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Proektirovanie dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm dlya odarennyh detej i talantlivoj molodezhi: razrabotka cifrovoj obrazovatel'noj sredy, organizaciya samostoyatel'noj raboty magistrantov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 229 - 232.

4. Svirel'- instrument mira, zdorov'ya iradosti. Available at:: https://svirel.biz/stati/V-festival_start

5. Organizaciya zvukovogo prostranstva obrazovaniya: istoriya i sovremennost' - 2017: materialy regional'nogo nauchno-prakticheskogo seminara. Red.-sost., vst. stat'ya V.A. Laptevoj. Kursk: Izdatel'stvo OOO «Uchitel'», 2018.

6. Organizaciya zvukovogo prostranstva obrazovaniya: istoriya i sovremennost' - 2018: materialy III regional'nogo nauchno-prakticheskogo seminara. Red.-sost., vst. stat'ya V.A. Laptevoj. Kursk: Izdatel'stvo OOO «Uchitel'», 2019.

7. Kosmovskaya M.L. Vozmozhnosti instrumental'nogo muzicirovaniya v formirovanii grazhdanskoj identichnosti. Formirovanie patriotizma i grazhdanskoj identichnosti v processe priobscheniya detej i podrostkov k muzicirovaniyu: materialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor M.L. Kosmovskaya. Kursk. Izd. Kursk. gos. un-ta, 2018: 9 - 22.

8. Organizaciya zvukovogo prostranstva obrazovaniya: istoriya i sovremennost'. Available at: http://kiro46.ru/extensions/site-news/2659

Статья поступила в редакцию 01.08.19

УДК 373.33

Pavlova E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Pavlova V.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF CREATIVE RESIDENCE IN THE PROBLEM OF PERCEPTION OF ART WORKING BY JUNIOR SCHOOLCHILDREN. The article reveals problems of perception of artwork by younger schoolchildren and a role of creative retelling in it. The authors present results of experimental work carried out in a primary school. In connection with the rapid progress, social requirements of society for the knowledge, skills, personal qualities that elementary school graduates must master are changing. Personal development of students in primary school is directly related to the information they receive. A huge role in formation of a personality is the reading of works of art of younger students. The objective of the study is to increase the level of perception by younger schoolchildren of work of art in literary reading lessons through creative retelling. The hypothesis of the study is the assumption that raising the level of perception of a work of art by younger students through creative retelling will be successful if the teachers take into account peculiarities of the perception of younger students and implement activity and creativity. In the course of practical part of the study, the researchers develop a set of lessons for the third classes in order to develop the level of perception of fiction. The results of the study are the achievement of the goal and the experimentally tested hypothesis.

Key words: perception, artwork, junior schoolchild, creative retelling, literary reading.

Е.П. Павлова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

В.А. Павлова, студент 4 курса, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕСКАЗА В ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

В статье раскрываются проблемы восприятия художественного произведения младшими школьниками и роль творческого пересказа в нём, представлены результаты проведённой опытно-экспериментальной работы в начальных классах. В связи со стремительным прогрессом меняются и социальные требования общества к знаниям, умениям, личностным качествам, которыми должны овладеть выпускники начальной школы. И личностное развитие учащихся в начальной школе напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играет чтение художественных произведений младших школьников. Целью исследования было повышение уровня восприятия младшими школьниками художественного произведения на уроках литературного чтения посредством творческого пересказа. Гипотезой исследования было предположение о том, что повышение уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками посредством творческого пересказа будет успешным, если: учитывать особенности восприятия младших школьников; реализовывать деятельностный и творческий подходы. В ходе практической части исследования нами разработан комплекс уроков для третьих классов с целью развития уровня восприятия художественной литературы. Результатами исследования стали достижение поставленной цели и экспериментально проверенная гипотеза.

Ключевые слова: восприятие, художественное произведение, младший школьник, творческий пересказ, литературное чтение.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в числе прочих, и «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Дети в младшем школьном возрасте должны научиться понимать и осознавать художественное произведение. Одной из важнейших задач обучения на уроках литературного чтения является воспитание учащихся как вдумчивых читателей. Наряду с общими проблемами восприятия младшими школьниками художественных произведений и в свете языковых особенностей детей местного населения и детей-мигрантов, проживающих в нашей республике, нередко встает проблема билигвальности. М.В. Горгадзе, А.А. Кожурова с точки зрения билингвальной языковой среды отмечают проблему формирования навыка осознанного чтения у младших школьников в восприятии художественного произведения [1, с. 46].

Восприятие художественных произведений детьми рассматривается в трудах Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, З.И. Романовская и других [2]. Определение понятие восприятие в психологической литературе имеет различные подходы. Так, Л.Д. Столяренко, А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум, рассматривают восприятие как некий психологический процесс отражения предметов и явлений [3, с. 1]. Вместе с тем, С.Л. Рубинштейн отмечает, что восприятие есть чувственное отражение предмета или явления. Подробное описание психологических особенностей восприятия младшими школьниками художественного произведения приведено в работах М.Р. Львова [4, с. 111].

В содержательном плане глубина и широта процесса восприятия литературах произведений учащимися неоспорима, так как охватывает ступени, начиная с чувственного познания вплоть до абстрактного мышления.

Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена» [5, с. 2]. Один из предметных результатов литературного чтения -«умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов».

В действительности, младшим школьникам сложно самостоятельно понять смысл содержания литературного произведения в меру их небольшого жизненного опыта, им сложно выделить и определить основную идею. В свете этого, роль учителя в разборе, понимании и анализе художественного произведения неоценима, но недостаточна в плане проникновения в его глубинные смысловые слои. В настоящее время наболевшей проблемой обучения чтению является развитие у младших школьников способности полноценного осознания и восприятия художественных текстов. Одним из решений этой проблемы видим в выявлении

и познании общих закономерностей восприятия школьников и разработки комплекса уроков в начальных классах с применением приемов для развития уровня восприятия художественной литературы.

В опытно-практической части исследования участвовали два третьих класса школы МОБУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2», экспериментальная и контрольная группы. На констатирующем этапе нами были проведены следующие методики диагностики: «Опиши стихотворение» и «Диагностика уровня восприятия литературного произведения младшими школьниками» по классификации М.П. Воюшиной [5].

Результаты первой диагностики показали, что практически не справилось с заданием большая часть и экспериментальной группы (15 учащихся из 30, 50%), и контрольной (14 учащихся из 30, 47%). Многие пункты в опросе были пропущены, даны краткие ответы. Имелись и пустые бланки. Это говорит о том, что ученики не смогли справиться с заданием за отведенное время. Средний уровень выявился у 12 учащихся из 30 (40%) в экспериментальной группе и 11 учащихся из 30 (37%) в контрольной. Это свидетельствует о том, что ученики смогли справиться с данным заданием за отведённое время, однако полнота и качество их ответов не дотягивало до высокого уровня. Также высокий уровень был выявлен только у 3 из 30 учащихся экспериментальной группы - 10%, и у 5 из 30 учащихся контрольной группы - это 16%. Они смогли за отведённое время дать полные и качественные ответы на поставленные вопросы.

Результаты второй диагностики показали, что только 7% (2 учащихся) экспериментальной группы и 10% (3 учащихся) контрольной достигли уровня героя. Они смогли за отведенное время задать большое количество вопросов, относящихся к мотивации персонажей. Преобладали вопросы на оценку героев и поиск причинно-следственных связей. Констатирующий уровень был выявлен у 13 учащихся экспериментальной группы (43%) и у 14 учащихся у контрольной группы (47%). Задавая вопросы к произведению, они стремились восстановить событийную сторону. Фрагментарный уровень был выявлен у 15 учащихся экспериментальной группы - 50%, и 13 учащихся контрольной группы - 43%. Учащиеся с фрагментарным уровнем восприятия художественных произведений плохо справились с заданием, ограничившись одним-двумя вопросами к заданному произведению. Следует также отметить, что в обеих группах отсутствуют результаты уровня идеи.

Главная цель формирующего этапа опытно-практической работы заключается в развитии уровня восприятия художественной литературы младшими школьниками посредством творческого пересказа. Нами были поставлены следующие задачи: сформирование устойчивого интереса к чтению; ознакомление с приёмами творческого пересказа; обучение навыкам пересказа и понимания произведений; развитие мышления, речи, творческих способностей и воображения у учащихся в процессе творческого пересказа. Таким образом, следующей сту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.