13. Vladimirova O.A. Rabochaya programma discipliny. «Slushanie muzyki» dlya DMSh i DShI. Sankt-Peterburg: Kompozitor Sankt-Peterburg, 2006.
14. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Sankt-Peterburg, 2007.
15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
16. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.
17. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
18. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2016: materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2017: 44 - 51.
Статья поступила в редакцию 07.02.18
УДК 378
Lapteva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Head of Interdepartmental Educational Laboratory for Development of Additional Education, senior lecturer, Department of Music Arts and Education, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]
THE MUSICAL PEDAGOGICAL COMPETENCE AS A PROFESSIONAL QUALITY OF A MODERN TEACHER. Organization of the adequate sound space in education demands special professional and personal qualities from a teacher. The main quality out of them is a musical pedagogical competence. The author of the article believes that all representatives of the educational community must have this quality without exception. The study describes an approach to the formation and development of musical pedagogical competence of teachers whose profession doesn't relate to music. The work shows forms of organization of activities, which contribute to the development of musical pedagogical competence, criteria of its formation, conditions, which are necessary for its improvement. The role of the teacher-musician is defined (music teacher, musical director), who is able to become a competent advisor for his colleagues.
Key words: musical pedagogical competence, music education, sound education space.
В.А. Лаптева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, зав. межкафедральной учебной лабораторией развития дополнительного образования, Курский институт развития образования; доц. каф. музыкального искусства и образования, ФБГОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Организация адекватного звукового пространства образования требует от педагога необходимых профессиональных и личностных качеств, главным из которых является музыкально-педагогическая компетентность, которой, по мнению автора статьи, должны обладать все представители педагогического сообщества, без исключения. В статье представлен подход к формированию и развитию музыкально-педагогической компетентности у педагогов, для которых музыка не является профессией: формы организации деятельности, которая способствует развитию этого качества, критерии его сформирован-ности, условия, необходимые для его совершенствования. Также определена роль педагога-музыканта (учителя музыки, музыкального руководителя), который способен стать компетентным консультантом для своих коллег.
Ключевые слова: музыкально-педагогическая компетентность, музыкальное образование, звуковое пространство образования.
Музыкально-педагогическая компетентность может рассматриваться и как профессиональное и как личностное качество, поскольку гармоничное взаимодействие со звуковым пространством - естественное состояние человека практически с момента сотворения мира. Наши первобытные, а потом уже и не очень первобытные предки точно знали, что если они не споют ритуальную песню и не станцуют соответствующий ей танец, то боги не пошлют им удачи ни в чем: ни в войне, ни в охоте, ни в сборе урожая, ни в рождении и воспитании детей.
На протяжении последнего столетия, сознательное вступление в контакт с миром звуков стало для человека (если он не музыкант по профессии, или обучающийся детской школы искусств), скорее исключением, чем правило. Совсем короткий исторический период отделяет нас от того времени, когда, музыкальная и «немузыкальная» сферы человеческой деятельности стали не только различными ипосатсями бытия, но и оказались даже в некоторой оппозиции по отношению друг к другу.
Однако и сейчас никто не станет отрицать, что особенности и качество звучаний, сопровождающих те или иные жизненные ситуации, безусловно, оказывает влияние на их развитие и результаты деятельности. Каждый человек может определить для себя звучности, которые его радуют, расслабляют, раздражают и т. д. Взаимодействие со звуковой средой находится в зависимости от рода профессиональной деятельности и личных эстетических потребностей и симпатий, а также может возникать стихийно, ситуативно, непроизвольно. В настоящее время все это
уже достаточно профессионально учитывают специалисты-маркетологи, работающие, например, над созданием звукового пространства для многочисленных торговых и развлекательных центров. Водителям в общественном транспорте запрещается громко включать музыку, чтобы не травмировать ею пассажиров и т. д. Но все эти и подобные им места люди могут посещать или сделать какой-то иной выбор. Обучающийся же, включенный в систему основного образования, особенно дошкольник и младший школьник, не может позволить себе самостоятельно покинуть пространство, где осуществляется образовательная деятельность и если звуковая среда там неблагоприятна, здоро-вьесберегающие технологии не соблюдаются, то и последствия могут быть весьма плачевны, а в ряде, случаев, когда, как отмечает музыковед М.Л. Космовская, звучания становятся оружием или аудио-наркотиками [1], непоправимы.
Поэтому организация адекватного звукового пространства образования - задача, которую необходимо решать каждому педагогу, соответственно, музыкально-педагогическая компетентность является необходимым профессиональным качеством любого учителя, воспитателя, преподавателя.
Но если для педагога-музыканта (учителя или преподавателя музыки, музыкального руководителя детского сада, педагога дополнительного образования, реализующего программы художественной направленности, связанные непосредственно с обучением музыке в самых разных проявлениях) необходимость этого качества очевидна как ему самому, так и профессиональ-
ному сообществу, то для другой - гораздо большей части педагогов - необходимость формирования музыкально-педагогической компетентности понятна не всегда. Здесь мы условно будем называть этих педагогов, ориентируясь на профессиональную принадлежность, «немузыкантами» (хотя, по нашему убеждению, каждый человек рождается, чтобы быть музыкантом, только для кого-то это профессия, а для других что-то иное).
Значимость музыкально-педагогической компетентности в данной части педагогического сообщества, чаще или реже, подвергается сомнению. Например, учитель на курсах повышения квалификации может заявить, что он урок музыки не ведет и «все это» ему не нужно, однако, разъяснения по поводу того, что речь пойдет не о том, «как вести музыку» и последующие лекционно-практические занятия развеивают появившиеся сомнения.
Занятия со слушателями курсов повышения квалификации (педагогами дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, учителями начальных классов [2], педагогами по ОРКСЭ) в Курском институте развития образования способствуют формированию у педагогов-«нему-зыкантов» музыкально-педагогической компетентности для решения их педагогических задач, а также для личностного роста самих учителей и воспитателей. В последующем педагогу, реализующему свою профессиональную деятельность за рамками урока музыки, также необходимо осуществлять работу в двух направлениях. Первое из них связано с саморазвитием, второе - с развитием образовательной среды.
Саморазвитие педагога-«немузыканта» может быть обеспечено получением, а, затем, совершенствованием своего музыкального образования (здесь важное значение имеет осуществление социокультурных практик [3]) в различных формах деятельности:
• участие в образовательных и просветительских мероприятиях;
• методическая деятельность;
• исследовательская работа.
В своем практическом воплощении эти виды деятельности могут иметь несколько взаимосвязанных уровней реализации:
• образовательные и просветительские мероприятия, организуемые для педагогов-«немузыкантов» с целью формирования их музыкально-педагогической компетентности;
• методическая работа, направленная на создание программ, реализующих технологию организации звукового пространства общего образования;
• внедрение программ и методик организации звукового пространства в образовательный процесс;
• исследовательская работа педагогов-«немузыкантов» в русле избранных ими направлений методической работы.
Следует отметить, что важнейшим условием формирования и совершенствования музыкально-педагогической компетентности является неформальная приобщенность педагога к музыкальной культуре. Исследователь В.П. Саранин [4], изучая музыку с философской точки зрения, как «смыслообразующую константу» жизнедеятельности человека, рассуждает о погруженности любого из нас в мелодическое пространство, «мелодический воздух», который может возникать как целенаправленно, так и стихийно.
Приобщенность к музыкальной культуре педагога рассматривается нами как совокупность взаимосвязанных профессиональных и личностных качеств:
• стойкая тенденция к саморазвитию в звуковом пространстве и развитию этого пространства вокруг себя;
• потребность к включению музыки и иных звучаний в образовательную и другую деятельность (методические взгляды педагога);
• осознание необходимости осуществления общего образования обучающегося в контексте музыкально-художественной культуры (независимо от профиля деятельности) и целенаправленная реализация данного направления в педагогическом процессе.
О степени приобщенности педагога к музыкальной культуре можно, на наш взгляд, судить по двум группам показателей.
Показатели осознания себя субъектом звукового пространства:
• собственное мнение о наличии (отсутствии) и степени приобщенности (неприобщенности) к звуковому пространству;
• выделение интересующих направлений взаимодействия со звуком;
• представление о цели, возможностях, способах развития необходимых личностных (и профессиональных) качеств.
Показатели наличия потребности быть адекватным деятелем в звуковом пространстве:
• собственное мнение о наличии этих потребностей, осознание и обоснованность личностной значимости деятельности в звуковом пространстве;
• полноценность представления о звуковой среде;
• обращение к исследованию собственных интересов в области общения с миром звуков;
• адекватная цель выбора направления самосовершенствования как субъекта звукового пространства;
• представление о последствиях взаимодействия со звуком.
Совершенствование педагога по названным критериям будет способствовать развитию образовательной среды для адекватного взаимодействия ее субъектов со звуковым пространством. Но если речь идет об организации звукового пространства образования, то здесь должна быть четко выстроенная система, допускающая, естественно, некоторую стихийность, но, в целом, развивающаяся по вполне определенным правилам и организуемая посредством специальных методических подходов к учебно-воспитательному процессу, которые непременно должны учитывать:
• фактические возможности организации звукового пространства для адекватной развивающей среды;
• психологические (возрастные и индивидуальные) особенности обучающихся;
• особенности влияния музыкально-художественного образа на познавательный процесс.
Еще одним важнейшим условием для формирования музыкально-педагогической компетентности педагога-«немузы-канта» является возможность получения консультационной помощи компетентного специалиста. В процессе осуществления эффективного диалога педагога-музыканта и педагогов -специалистов в области других образовательных направлений, основной и системообразующей формой совместной деятельности должна стать научно-методическая работа, в процессе осуществления которой необходим учет следующих факторов:
• роль учителя музыки в процессе организации других уроков;
• совместная работа учителей музыкантов и «немузыкантов» во внеурочной деятельности;
• организация звукового пространства образования как педагогическая технология и ее реализация в осуществлении разнообразных видов образовательной и другой деятельности и в содействии этому процессу учителем музыки;
• осуществление обратной связи и коррекции.
Следует также отметить, что музыка в немыслимой гонке современной жизни не только позволяет образованию сохранить его «живую душу», т.к. способна выполнять адаптирующую, познавательную, эстетическую, воспитательную, социализирующую и многие другие функции. Причем, именно в таком русле традиционно происходило обучение детей с момента зарождения системы образования практически в каждой национальной культуре. Недаром, еще Древние Греки говорили, что «образование должно быть похоже на праздничную церемонию, где есть что посмотреть и что послушать» [5, с. 18].
Определённый вклад в обозначенную проблематику внесён группой исследователей учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, изучающих возможности формирования музыкально-педагогической компетентности как профессионального качества современного педагога с использованием музыкально-компьютерных технологий (см., например, работу [6]).
Таким образом, процесс формирования музыкально-педагогической компетентности современного педагога предполагает:
• обеспечение педагогов-«немузыкантов» соответствующим методическим инструментарием, программным обеспечением, техническими и другими средствами обучения, позволяющими«донести»музыкунауроке (занятии)дообучающе-гося;