модернизация на инновациях
участие малого и среднего предпринимательства
в модернизации экономики
_Аннотация
В статье рассматриваются вопросы интенсификации процесса модернизации российской экономики путем вовлечения в него предприятий малого и среднего бизнеса. Обсуждаются пути снижения предпринимательских рисков предприятий инновационной направленности.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, технико-внедренческая зона, развитие, инновации, субконтрактация, тиражирование бизнеса
В последние годы широко обсуждается необходимость перехода российской экономики на путь инновационного развития. При этом основное внимание уделяется фундаментальным исследованиям и основывающимся на них - опытно-конструкторским разработкам. Следствием такого подхода становится то, что различные налоговые преференции, материально-техническая поддержка и т.д. предоставляется предприятиям, уже располагающим наукоемкими технологиями на основе права интеллектуальной собственности, либо вкладывающим ресурсы в разработку таких технологий. При этом из инновационного процесса исключается широкий круг его потенциальных участников, а именно: предприятия малого и среднего бизнеса.
Как показывают статистические данные, удельный вес произведенной продукции, работ и услуг малыми предприятиями по отраслям экономики в процентом отношении к затратам по разделу «Наука и научное обслуживание» составляет лишь 2% [2]. В Москве, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, по объему вклада в суммарную
Фигурко А.А.
доцент факультета экономики и менеджмента, Томский
государственный архитектурный университет [email protected]
_
_
ледует ожидать
от среднего
тем более малого
бизнеса участия в инновационном „процессе на его
ранних стадиях
ьнн я
выручку отрасли «Наука и научное обслуживание» составляет 3% [3].
Компании, ориентирующиеся на максимизацию прибыли, вынуждены избирать краткосрочную стратегию, что особенно ярко проявляется в кризисные периоды. Так, по итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, по крупным и средним предприятиям - на 5%., по малым и средним предприятиям - более чем на 40%. [4] Причина такого положения кроется в ресурсной ограниченности субъектов малого и среднего бизнеса (МиСБ), приводящей к их неспособности и нежеланию финансировать долгосрочные высокорискованные проекты.
Приведенные цифры подтверждают идею о том, что не следует ожидать от среднего и тем более малого бизнеса участия в инновационном процессе на его ранних стадиях. Необходимость последующего доведения научных идей до промышленного и рыночного применения - задача для этой категории предпринимателей заведомо непосильная. Любопытны в данном контексте данные патентно-;едомства КНР, согласно которым на начало 2006 а только три из 10 тыс. китайских предприятий являлись обладателями интеллектуальной собственности на основные технологии выпускаемой ими продукции [5]. Впечатляющий рост китайской экономики связан не столько с достижениями отечественной науки, сколько с импортом готовых к внедрению импортных технологий. Для китайской экономики, опирающейся на малый и средний бизнес (доля МиСБ в общей численности занятых составляет 81,9% [6]), мизерные вложения предпринимателей в исследования и разработки естественны ввиду упоминавшихся уже ресурсных ограничений.
Роль малого бизнеса
Какова же роль массового малого предпринимательства в формировании инновационной экономики? Очевидно, на разных этапах инновационного процесса вклад может быть различен. На начальном этапе (фундаментальные исследования) роль малого и среднего бизнеса не может быть значительной. Механизм окупаемости таких иссле-
еативная экономика, 2010, № 5
дований включает в себя ресурсы, далеко выходящие за пределы возможностей предприятий малого и среднего бизнеса, и сроки такой окупаемости находятся далеко за пределами горизонта планирования таких предприятий.
При этом в отечественной литературе стало уже общим местом ставить знак равенства между научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами и инновационной деятельностью. Между тем, в соответствии с проектом ФЗ «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенном 23 октября 2009 на рассмотрение в Государственную Думу, к инновационной деятельности относятся, в частности, «производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта».
По сути, под это определение подпадает практически любое техническое переоснащение производства. Малый и средний бизнес, безусловно, может и должен принимать участие в модернизации экономики именно на этом этапе. Почему же этого не происходит?
Роль экономических зон
Существующая на сегодняшний день система особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа подразумевает опять-таки создание условий скорее для опытных работ, нежели для их широкого внедрения. Такие зоны становятся полигонами, где творческие коллективы доводят свои научные и технические идеи до практического воплощения.
Что же должно последовать за внедрением перспективной разработки на территории одной отдельно взятой ОЭЗ? Безусловно, средних размеров компания получает возможность пожинать плоды своего успеха. Но при отсутствии развитой системы «тиражирования» выпуска инновационной продукции можно ожидать, что плоды такого успеха для экономики в целом не будет значительным. Резидентами, приступившими к осуществлению деятельности на территории технико-внедренческих зон (ТВЗ) на конец 2008 года было зарегистри-
впечатляющий рост китайской экономики связан не столько с достижениями отечественной науки, сколько с импортом готовых к внедрению импортных технологий
Литература
1. Медведев Д.А. Вступительное слово на совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ transcripts/4082.
2. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб. / Росстат. - М., 2005. - С. 356.
3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий в сфере малого бизнеса г. Москвы (2005) Аналитический отчет № 2/2005. [Электронный ресурс ]. -Режим доступа: http:// www.mbm.ru/content/ document_r_23F6B4CF-462E-4EA6-9CAB-3303-F2A90475.html.
4. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // «Российская экономика: тенденции и перспективы». - 2009. - №7.
- [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http:// smao.ru/ru/tp/analytics/ article_1023.html.
5. Шевцова Н. А., Формирование инновационного сектора экономики Китайской Народной Республики автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
ровано 1114 резидентов и создано 1183 рабочих места [7]. По состоянию на февраль 2010 года, по данным, публикуемым РосОЭЗ, общее число резидентов, зарегистрированных в четырёх российских ТВЗ составляет 161 предприятие. Очевидно, что для того, чтобы плоды деятельности этих предприятий стали действительно заметными, необходимо, чтобы результаты их разработок использовались в повседневной деятельности тысяч малых и средних предприятий. Рабочее место, созданное ТВЗ, должно инициировать создание гораздо большего количества таких мест за ее пределами.
Роль рисков в малом инновационном бизнесе
Одним из основных рисков, сдерживающих участие предприятий МиСБ в процессе широкого внедрения технических новшеств в производство, является негарантированный спрос на новую продукцию. Представляется рациональным снижение данного риска двумя путями.
1) На основе кластерного подхода.
В рамках кластеров осуществляется кооперация компаний, относящихся к различным размерным группам. В идеале такая кооперация должна сводиться к выполнению предприятиями различной размерности и различной ведомственной принадлежности наиболее свойственных им функций, исходя из преимуществ каждого вида собственности. Непременным условием успешной деятельности МиСБ в структуре кластера должна стать информационная поддержка, направленная на координацию деятельности предприятий различной размерности. Основную роль в консолидации кластеров должны играть центры субконтрактации, обеспечивающие взаимодействие крупного бизнеса, с одной стороны, и малого и среднего предпринимательства - с другой. Такие центры могут создаваться как в государственных структурах, ответственных за поддержку малого и среднего предпринимательства, так и структуре Торгово-промышленных палат регионов.
2) На основе прямого участия государственных органов, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, в формировании производственной ориентации создаваемых предприятий.
креативная экономика, 2010, № 5
Оценка заявок кандидатов в резиденты ТВЗ должна включать в себя развернутое маркетинговое исследование, рассматривающее, в частности, возможность последующего тиражирования результатов предполагаемых разработок. По результатам опытной внедренческой деятельности именно государству в лице администрации ТВЗ следует инициировать рыночное продвижение новых технологий и доведение их до малых и средних предприятий, которыми и будут достигаться действительно значимые для страны экономические результаты.
Вывод
В качестве механизма рыночного продвижения инновационной продукции рационально использовать механизма франчайзинга, когда франчайзи получает от франчайзера не только технологию производства, но и серьёзное обоснование объёмов сбыта. Такая форма сотрудничества, помимо снижения рыночных рисков малых инвесторов, должна создавать материальную заинтересованность компаний-разработчиков, отсутствие которой нередко приводит к тому, что хорошо проработанные и опробованные на практике технические идеи превращаются в готовый к коммерческому внедрению продукт за пределами страны.
Литература
6. Ян Сюань, Факторы и стратегии развития малого промышленного бизнеса, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
7. «В ОЭЗ промышлен-но-производственно-го типа инвестировано более 14 млрд. рублей», [Электронный ресурс]. -Режим доступа: - http:// www.metalinfo.ru/ru/ news/32510.
Figurko A.A.
Assistant Professor, Department of Economics and Management, Tomsk State Architectural University
The participation of small and medium enterprises in economic modernization
Abstract
The article deals with the intensification of the process of Russian economy modernization by involving small and medium size businesses into this process. The article discusses ways to reduce business risks of innovation oriented enterprises.
Keywords: small and medium business, special economic zone of technical innovation type, development, innovations, subcontracting, business replicating