Научная статья на тему 'Технико-внедренческие особые экономические зоны и кластеры, как объекты инфраструктуры инновационной системы'

Технико-внедренческие особые экономические зоны и кластеры, как объекты инфраструктуры инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1403
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СУБЪЕКТЫ РФ / КЛАСТЕР / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / INNOVATIONS / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / CLUSTER / TECHNICAL-INNOVATIVE SPECIAL AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиш Евгений Сергеевич

В статье представлены основные цели создания технико-внедренческих зон и кластеров, определены задачи и проанализированы условия создания на текущий момент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL-INNOVATIVE SPECIAL AREAS AND CLUSTERS AS OBJECTS OF INFRASTRUCTURE OF THE INNOVATIVE SYSTEM

The main objectives of the creation of free economic areas and clusters are presented in the article. We also defined the problems and creation conditions at the current moment.

Текст научной работы на тему «Технико-внедренческие особые экономические зоны и кластеры, как объекты инфраструктуры инновационной системы»

УДК 332 УДК 338 ББК 65.050.2

Кулиш Е.С.

ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И КЛАСТЕРЫ, КАК ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Kulish E.S.

TECHNICAL-INNOVATIVE SPECIAL AREAS AND CLUSTERS AS OBJECTS OF INFRASTRUCTURE OF THE INNOVATIVE SYSTEM

Ключевые слова: инновации, субъекты РФ, кластер, технико-внедренческие особые экономические зоны.

Key words: Innovations, subjects of the Russian Federation, cluster, technical-innovative special areas.

Аннотация

В статье представлены основные цели создания технико-внедренческих зон и кластеров, определены задачи и проанализированы условия создания на текущий момент.

Annotation

The main objectives of the creation of free economic areas and clusters are presented in the article. We also defined the problems and creation conditions at the current moment.

Правительство Российской Федерации в последние годы активно работает над развитием национальной инновационной системы (далее - НИС) и ее инфраструктуры. Существенно расширена институциональная база (НИС) - принят ряд новых законов, постановлений Правительства Российской Федерации, других регламентов, которые призваны стимулировать инновационную активность участников рынка. Основными документами, регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации в области управления инновациями, являются:

- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года №Пр-576 (далее - Основы политики);

- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005года №2473п-П7 (далее - Основные направления).

Данными документами введены отдельные понятия и определения.

Инновационная деятельность - выполнение работ и оказание услуг, направленных:

- на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

- на создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

- на применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Инновационная продукция - результат инновационной деятельности (в виде товаров, работ, услуг), предназначенный для реализации.

Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, осуществляющих предоставление услуг по созданию и реализации

инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся особые экономические зоны технико-внедренческого типа, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды.

1. Технико-внедренческие особые экономические зоны

Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает создание особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа (ТВТ).

Создание технико-внедренческих ОЭЗ направлено прежде всего на новое качественное развитие экономики регионов и Российской Федерации в целом путем улучшения условий для инновационного бизнеса и создания устойчивых конкурентных преимуществ для субъектов, действующих в сфере науки, образования и передовых технологий.

Основные цели создания особых экономических зон ТВТ:

- содействие созданию инновационной экономики, новых сегментов рынка;

- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

- развитие производства новых видов продукции;

- сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научнотехнических и рабочих кадров;

- коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

Основные задачи функционирования особых экономических зон ТВТ:

- развитие территорий новой экономики, создание инновационной среды;

- содействие реализации стратегических конкурентных преимуществ для сектора исследований и разработок на прорывных направлениях технологического развития;

- развитие эффективной инновационной инфраструктуры и содействие комплексному научно-техническому развитию и технологическому перевооружению экономики на основе государственно-частного партнерства;

- создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств;

- создание дружественной среды администрирования, социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры;

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, в первую очередь молодежи;

- создание комфортных условий для работы и отдыха.

Основными условиями создания технико-внедренческих особых экономических зон в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

- размещение (ОЭЗ) не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не превышает трех квадратных километров;

- особая экономическая зона не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;

- территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

- срок существования ОЭЗ - не более 20 лет. Механизм функционирования техниковнедренческих зон предполагает предоставление для их резидентов преференций по трем направлениям, важным для ведения инновационного бизнеса:

- предоставление налоговых и таможенных льгот;

- государственное финансирование строительства объектов внешней и внутренней инфраструктуры;

- формирование дружественной среды администрирования.

Законодательством Российской Федерации для резидентов ОЭЗ ТВТ предусмотрено освобождение на определенный срок от налогов на имущество, от транспортного и земельного налогов.

Резиденты ОЭЗ могут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

(НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены (п. 2 ст. 262 НК РФ).

В технико-внедренческих особых экономических зонах действует таможенный режим свободной таможенной зоны. Для них внедряется система предоставления государственных услуг резидентам ОЭЗ по системе «одно окно». Создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ТВЗ производится на средства, выделенные из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена технико-внедренческая зона. Резидентами технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением государственного унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. Резидент вправе осуществлять на территории ОЭЗ только технико-внедренческую деятельность, в том числе:

- создание и реализацию научно-технической продукции, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий;

- создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений;

- оказание услуг по внедрению и обслуживанию программных продуктов и систем.

Технико-внедренческие зоны должны стать ключевыми элементами развития

инновационного потенциала сектора исследований и разработок, а также его реализации в производственном секторе экономики.

2. Особенности кластерной политики.

Кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года №249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 года №116-ФЗ.

Предпосылки для образования новых территориально-производственных кластеров создаются также в рамках реализации проектов «промышленной сборки»,

осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 года №166.

Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 года №70-ФЗ.

Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

- приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

- получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

- получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высоко конкурентные международные рынки.

Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импорто-замещению и росту локализации сборочных производств, а также - повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены:

2.1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.

2.2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

- поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

- инновационной и технологической политики;

- образовательной политики;

- политики привлечения инвестиций;

- политики развития экспорта;

- развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

- развития отраслей экономики.

2.3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Результатами реализации кластерной политики должны стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социальноэкономического развития регионов базирования кластеров.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

2. Колошин, А., Разгуляев, К., Тимофеева, Ю., Русинов, В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Текст] / А. Колошин, К. Разгуляев, Ю. Тимофеева, В. Русинов. - СПб., 2009.

3. Инновационный портрет России. [Текст] / Комитет Совета Федерации по образованию и науке. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.