Научная статья на тему 'Особая технико-внедренческая зона «Дубна»: проблемы функционирования и инновационные ожидания'

Особая технико-внедренческая зона «Дубна»: проблемы функционирования и инновационные ожидания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ОСОБЫЕ ЗОНЫ / РЕЗИДЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зельднер Алексей Григорьевич, Смотрицкая Ирина Ивановна

Обобщены результаты обследования предприятий-резидентов особой технико-внедренческой зоны «Дубна». Рассмотрены проблемы функционирования особых технико-внедренческих зон и обоснованы предложения по повышению эффективности их функционирования. Исследована роль особых экономических зон как центров инновационного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особая технико-внедренческая зона «Дубна»: проблемы функционирования и инновационные ожидания»

Статьи

Пространственная Экономика 2011. № 2. С. 7-21

УДК 338

А. Г. Зельднер, И. И. Смотрицкая

ОСОБАЯ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ ЗОНА «ДУБНА»: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ

Обобщены результаты обследования предприятий-резидентов особой технико-внедренческой зоны «Дубна». Рассмотрены проблемы функционирования особых технико-внедренческих зон и обоснованы предложения по повышению эффективности их функционирования. Исследована роль особых экономических зон как центров инновационного роста.

Инновации, экономические барьеры, особые зоны, резиденты, эффективность, земельные отношения.

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны возможно только на постоянно обновляющейся инновационно-технологической основе, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. Однако «...государственная власть пока в целом неинновационна и, при этом, не достигла значимых успехов в создании «инновационного климата» в стране» [3].

Для страны, отрасли, любой фирмы выживание в конкурентной среде означает постоянное обновление инновационных технологий. При этом наряду с поддерживающими инновациями должен идти постоянный поиск прорывных инновационных технологий, обеспечивающих появление новых товарных групп, способных удовлетворить постоянно растущие потребности.

© Зельднер А. Г., Смотрицкая И. И., 2011

Это предполагает участие всех факторов производства, включая совокупность управленческих приемов для постоянного совершенствования качественных характеристик товара в целях удовлетворения постоянно возрастающих потребностей покупателей. При прочих равных условиях, основополагающим для развития инновационной деятельности предприятий выступает наличие источников финансирования процесса разработки и внедрения инновационной продукции, а также наличие соответствующего потребительского спроса.

В то же время результаты проведенного обследования деятельности предприятий-резидентов технико-внедренческой зоны (ТВЗ) «Дубна» показали, что преобладающим финансовым источником развития инновационной деятельности у подавляющего числа предприятий (74,47% опрашиваемых резидентов) выступают собственные средства. Кредитные средства банков в качестве основного источника финансирования назвали только 10,64% предприятий. Следует также отметить, что среди источников финансирования инновационной деятельности небольшая часть предприятий-резидентов ТВЗ (8,51%) выделили бюджетное финансирование.

Складывающаяся ситуация отражает одну из ключевых проблем развития инновационной деятельности в российской экономике — недостаточное обеспечение длинными, относительно дешевыми деньгами процесса разработки и реализации инновационных проектов и очень слабое участие в этом процессе частных инвестиций в ТВЗ — около 1,5% от планируемого объема. Незначительное снижение ставок по кредитам в современный посткризисный период не имеет принципиального значения для инновационной деятельности предприятий. Ведь для них одинаково недоступны кредиты и под 20, и под 14%, и даже под якобы низкие 10—12%. При этом долгосрочные кредиты имеют низкий удельный вес в общей структуре кредитования, в то время как новые технологии для своей окупаемости требуют десятилетия. В современных условиях коммерческие банки не заинтересованы вкладывать средства в долговременные и к тому же рискованные инновационные проекты.

Важное условие модернизации и инновационного обновления при ограниченности бюджетных средств вследствие дефицита большинства региональных и муниципальных бюджетов — привлечение частного капитала для финансирования формирования инновационной и производственной инфраструктуры.

Одним из механизмов привлечения частных инвестиций выступают различные формы государственно-частного партнерства (ГЧП), в частности, особые экономические зоны, хорошо зарекомендовавшие себя в развитых и развивающихся странах. Как показывает мировой опыт, в результате приме-

нения комплекса льгот норма прибыли в особой (свободной) экономической зоне составляет 30—35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских особых зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются сроки окупаемости инвестиционных проектов (для свободных зон считается нормальным, когда они не превышают 4—5 лет) [8]. ГЧП является эффективной формой усиления взаимодействия государства с частным бизнесом по вопросам стимулирования инновационного развития, что предполагает создание эффективной системы «обратной связи», позволяющей государству корректировать проводимую экономическую политику в соответствии с информацией о ее результативности, полученной от независимых профессиональных экспертов.

В данной статье приводятся результаты комплексного исследования инновационной деятельности предприятий-резидентов ТВЗ на территории г. Дубна, которая создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 21.12.2005 г. На начало 2008 г. в этой зоне был зарегистрирован 31 резидент, на начало 2010 г. — 50 резидентов, по состоянию на 01.01.2011 г. в зоне количество предприятий-резидентов возросло до 71. Основные технико-экономические показатели, характеризующие ТВЗ «Дубна», представлены в таблице 1.

Показатели, характеризующие состояние особых экономических зон технико-внедренческого типа России

Таблица 1

Наименование Количество рези- ден- Количество рабочих мест, соз- Объем осуществленных инвестиций резидентов, млн руб. ** Объем производства товаров (работ, услуг) резидентами, млн руб.** Производственные затраты на строительство инфраструктуры за счет средств бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, млн руб. **

тов* данных резидентами всех в т. ч. на 1 резидента всего в т. ч. на 1 резидента всего в т. ч. на 1 резидента

ОЭЗ ТВТ в г. Москва 35 789 557 15,9 3207 91,6 11 206 320,2

ОЭЗ ТВТ в г. Санкт-Петербург 37 8 148 4,0 0 — 3431 9,3

ОЭЗ ТВТ «Дубна» 71 380 694 9,8 464 6,5 8027 11,3

ОЭЗ ТВТ «Томск» 53 517 2560 48,3 397 7,5 4839 91,3

Итого по типу ОЭЗ 196 1694 3959 20,2 4068 20,8 27 503 140,3

Примечания: * по состоянию на 01.01.2011 г.; ** по состоянию на 01.10.2010 г.

В рамках исследования, обобщенного в статье, на основе анкетирования и социологических опросов был проведен мониторинг различных аспектов функционирования ТВЗ и получена экспертная оценка рисков, необходимых условий и перспектив развития зоны.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТВЗ

Повышение инновационной активности предприятий ТВЗ предполагает развитие институтов и механизмов финансового рынка.

Финансовые услуги (кредитование, управление активами, страхование, лизинг и т. д.) должны стать доступными для инновационных предприятий, в первую очередь для средних и малых, так как в соответствии с мировой практикой именно они составляют наиболее значительную и активную долю предприятий, осуществляющих технологические инновации. Например, в развитии инновационных технологий в Израиле задействованы многочисленные малые предприятия. Так, по числу компаний, работающих в сфере ИТ-индустрии (более 4 тыс.), Израиль уступает только США. Малый бизнес в сфере высоких технологий обеспечивает более 11% всего валового внутреннего продукта, это самый высокий показатель среди 30 ведущих стран.

В то же время российская банковская система финансирует в основном крупный бизнес и в гораздо меньшей степени малые и средние предприятия. Крупным банкам они неинтересны с точки зрения объема привлекаемых средств, для небольших банков — не имеют необходимого залогового обеспечения. При этом инновационные предприятия не могут использовать в качестве залога движимое имущество, оборотные средства, а ряд активов (например, земля) вообще исключены из финансового оборота.

Финансовый рынок также должен формировать благоприятные условия для развития инновационной деятельности, в том числе на основе активизации специальных венчурных фондов как базовых институтов для финансирования научно-технологических разработок, наделяемых, в частности, правом предоставлять кредиты предприятию даже при отсутствии у последнего активов для залога. Однако функционирующая венчурная система ориентируется в основном на уже функционирующие инновационные предприятия, производящие и реализующие продукцию. Практически неохваченным остается сектор малых инновационных предприятий, так называемой «посевной» стадии, которые и составляют значительную часть резидентов ТВЗ «Дубна». Так, только 6,38% от общего числа предприятий в качестве финансового источника разработки инновационной продукции указали средства венчурного фонда и соответствующие гранты.

Структура финансирования особой технико-внедренческой зоны «Дубна» отражает то, что происходит с инвестированием инновационной деятельности в целом по России. Затраты на технологические инновации в организациях промышленности и сферы услуг в среднем по стране более чем на 80% обеспечиваются собственными средствами этих организаций [2]. Еще 12—13% составляют прочие источники финансирования, включая кредит. Средства федерального и региональных бюджетов не превышают 4%, а иностранные инвестиции — 2%, что отражает общую тенденцию снижения доли иностранных инвестиций в российской экономике. Если до кризиса на них приходилось 10% от общих инвестиций в основной капитал, то в настоящее время их доля упала до 5%[7]. При этом затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 0,3% в общем объеме инвестиций [1, с. 42] в нефинансовые активы в целом по России.

Нехватка инвестиций, предназначенных на инновации и модернизацию, заставляет крупные предприятия ориентироваться преимущественно на закупку технологий, машин и оборудования. Государство, обремененное социальными проблемами и передавшее в частные руки большую часть основных фондов1, ограничено в объемах инвестирования в модернизацию и инновации.

Выходом может служить проведение финансово-кредитной политики, обеспечивающей доступ инновационных предприятий к кредитным ресурсам. Однако это предполагает изменение ситуации с динамикой денежной массы, объем которой искусственно ограничивается государством, что объясняется необходимостью контролировать темп инфляции. Так, например, удельный вес денежной массы М2 в ВВП (коэффициент монетизации) в начале кризиса в 2008 г. составил 32,8%. В это же время в Китае уровень монетизации составил 201%, в Израиле — 120%, в Канаде — 162%.

Занижение уровня монетизации экономики и завышение ставки рефинансирования лишают российскую экономику инвестиционных ресурсов [12, с. 22—24]. В свою очередь, снижение ставки рефинансирования и повышение коэффициента монетизации способны активизировать экономическую роль государства в стимулировании инновационных процессов. Такая активизация необходима, так как в целом российские компании тратят на инновации значительно меньше своих зарубежных конкурентов в соответствующих секторах. В рейтинге 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены только 3 российские компании: Газпром — доля затрат на исследования и разработки в общем объеме выручки составляет 0,6%, АвтоВАЗ — 0,8%, ОАО «Ситроникс» — 2,6%. В то

1 По данным на начало 2009 г., в структуре основных фондов удельный вес государства составлял 22%, в негосударственной собственности находилось 78% (в 1990 г. соответственно 91 и 9%) [9, с. 329].

же время аналогичный показатель для «Дженерал Моторс» составляет 4,4%, «Тойота» — 3,9%.

Это во многом объясняет то, что, по данным российских экспертов, почти 75% тех предприятий, которые считаются инновационными, на самом деле занимаются воспроизводством уже существующих технологических решений. 30% из них осуществляют лишь технологические заимствования, приобретая за рубежом машины и оборудование. Еще 45% имитируют инновации — покупают технологии в виде патентов или лицензий. Создают новые знания и пытаются конкурировать на российских рынках 8%. Соответственно, компаний-инноваторов, которые ведут стратегию, позволяющую выходить на глобальный рынок, не более 7% [6].

Недостаточный объем финансирования развития инновационно-технологической сферы приводит к нарастающему снижению конкурентоспособности России на мировом рынке. По самым оптимистическим оценкам, доля России в сегменте высоких технологий составляет сегодня всего 0,5%. Удельный вес отечественных гражданских машин и оборудования в общем мировом экспорте не превышает 0,3%. Степень износа основных фондов в 2009 г. в среднем по России 45,3%, в том числе в обрабатывающих производствах — 45,6%. Износ машин и оборудования в коммерческих организациях — 50,6% [9, с. 331—332].

Учитывая ограниченные возможности роста бюджетных инвестиций, выход следует искать на пути активного привлечения частного капитала к инновационным процессам, в том числе в форме формирования особых экономических зон как точек роста российской экономики. В настоящее время в особых экономических зонах созданы институты и экономические механизмы (налоговые и таможенные льготы, различные преференции) аналогичные тем, которые существуют в развитых странах, и позволяющие им эффективно выполнять инвестиционные и инновационные задачи. Проведенный анализ деятельности резидентов ТВЗ позволяет оценить, в какой мере данные институты и механизмы способствуют инвестиционной привлекательности зон и реализации инновационных проектов1.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ-РЕЗИДЕНТОВ ТВЗ

Для оценки результативности этой деятельности было проведено анкетирование резидентов ТВЗ «Дубна» с включением в анкеты показателей, отражающих состояние инновационной деятельности предприятий:

1 Следует отметить, что за рамками исследования осталась проблема соответствия выделяемых бюджетных средств целям и задачам развития технико-внедренческих зон.

виды инновационной деятельности; доля инновационной продукции в общем объеме производства; соотношение собственных и заемных средств при финансировании инновационных разработок; устойчивость спроса на инновационную продукцию и ряд других. В статистической выборке оказалась весьма велика доля предприятий, для которых инновационная деятельность заключается в научных исследованиях и разработках (66% всех предприятий), подавляющее большинство предприятий осуществляют инновационную деятельность в области вычислительной техники и информационных технологий (соответственно 49%).

Среди видов инновационной деятельности в анкете были также выделены: транспорт (2,13% предприятий ОЭЗ); связь (4,26%); образование (6,38%). Около 13% предприятий были включены в «другие виды инновационной деятельности», такие как: доклинические исследования по международным стандартам токсикологии и безопасности лекарственных средств; несерийное изготовление сложных измерительных и аналитических приборов; микро- и наноэлектроника; нанотехнологии; инжиниринговые услуги и экспертиза промышленной безопасности.

В то же время на собственно внедрение инновационных разработок как вид инновационной деятельности указало только 19% предприятий-респондентов.

Оценка состояния инновационной деятельности резидентов ОЭЗ осуществлялась на основе измерения доли продукции (товаров, работ, услуг), относимой к инновационной, в общем объеме производимых товаров, работ, услуг на предприятиях. По значению данного показателя выделено три группы предприятий:

• с долей инновационной продукции свыше 50% (44,68% предприятий);

• с долей инновационной продукции от 25 до 50% (6,38% предприятий);

• с долей инновационной продукции до 10% (6,38% предприятий).

То, что более 40% анкетировавшихся предприятий-резидентов на данный вопрос не дали ответа, интерпретируется как тот факт, что значительную часть резидентов ОЭЗ «Дубна» составляют инновационные предприятия так называемой «посевной» стадии. Кроме того, следует отметить, что часть предприятий-резидентов, не обладая соответствующим научно-техническим потенциалом, не занимаются инновационной деятельностью, по сути, формально являясь предприятиями-резидентами технико-внедренческой ОЭЗ. Присутствие таких предприятий препятствует развитию ОЭЗ и в определенной мере сдерживает приход в зону крупных резидентов, способных привлечь реальные инвестиции.

«Посевной» проект — это только формирующийся бизнес, когда производство только создается, активно ведется НИОКР, рыночный спрос толь-

ко складывается, а риски инвестора максимальны. Как показали результаты проведенного опроса, именно НИОКР является основной инновационной деятельностью у подавляющего большинства (66%) респондентов, а собственно производство только у 19% предприятий. В некоторой степени это объясняет причины низкого объема частных инвестиций в ТВЗ (около 1,5% от запланированного объема).

По мнению большинства респондентов, повышение инвестиционной и инновационной активности в особой экономической зоне возможно при соблюдении следующих основных принципов ее функционирования:

• стабильности экономического, налогового режима и нормативно-правовой базы деятельности ТВЗ, неотвратимости наказания за срыв договорных обязательств по строительству инфраструктуры;

• возможности расширения определенных льгот и преференций (например, в области амортизации, лизинга, земельных и других отношений);

• выполнения государством своих обязательств по формированию инфраструктуры в ТВЗ;

• содействия в финансовом обеспечении инновационной деятельности;

• стимулирования спроса предприятий и населения на инновационную продукцию.

Относительно благополучно обстоит дело с оценкой перспектив динамики спроса на продукцию предприятий-резидентов. Почти 49% резидентов оценивают спрос как устойчиво растущий или достаточно высокий. Как нестабильный, но в целом удовлетворительный оценивают спрос 23,4% респондентов. Лишь немногим более 2% респондентов оценивают спрос как низкий. Это позволяет в целом позитивно оценить инновационный потенциал технико-внедренческой свободной экономической зоны, но в то же время достаточно остро ставит вопрос о причинах низкой инвестиционной активности частного бизнеса.

Возможно, одной из причин является то, что инновационный бизнес вынужден ориентироваться преимущественно на частный спрос. Так, например, хотя в 2010 г. из федерального бюджета было выделено 1,1 трлн руб. (10% расходов бюджета) на поддержку инноваций, только 15% предприятий ТВЗ «Дубна» имеют государственный заказ. Между тем именно предприятия-резиденты, имея возможность пользоваться преференциями и налоговыми льготами при разработке и производстве инновационной продукции, по сути, должны иметь определенные конкурентные преимущества для получения (на конкурсной основе) государственного контракта на поставку товаров, работ, услуг. 42,5% респондентов считают, что именно отсутствие государственных заказов на поставку товаров, работ, услуг выступает одним из основных сдерживающих факторов развития технико-внедренческих зон.

Для оценки причин, препятствующих участию предприятий-резидентов ТВЗ в системе закупок для государственных нужд, был проведен анкетный опрос резидентов, которым было предложено ранжировать имеющиеся проблемы по степени важности. В результате опроса выявлены следующие закономерности.

1. Основной сдерживающий фактор при получении (или участии в реализации) государственных контрактов предприятиями-резидентами ТВЗ — высокий уровень коррупции в системе государственных / муниципальных закупок. Таково мнение 55% респондентов.

2. Недостаточен уровень организации маркетинговой деятельности и менеджмента на предприятиях-резидентах ТВЗ, так как почти 30% респондентов пожаловались на «недостаток информации о проведении закупок». Однако в настоящее время действует обширная и достаточно доступная электронная информационная система в сфере государственных (муниципальных) закупок.

3. Одной из основных причин, ограничивающих возможность участия в выполнении государственных (муниципальных) заказов, являются экономические условия их размещения, которые не соответствуют экономическим (финансовым) возможностям предприятий-резидентов ОЭЗ, на что указали почти 50% респондентов.

4. Отсутствует дифференцированная и четко регламентированная система преференций для инновационной продукции на рынке государственных закупок, а также параметры оценки инновационного качества продукции (товаров, работ, услуг), в частности, ценовой фактор имеет очевидный приоритет по сравнению с квалификацией исполнителей.

Таким образом, для увеличения инновационной составляющей в государственных и муниципальных закупках необходимо сформировать адекватные институциональные условия и разрешительные механизмы, позволяющие инновационной продукции быть конкурентоспособной. Одновременно необходимы новые институциональные подходы к снижению коррупционной составляющей в этой сфере на основе привлечения независимых профессиональных институтов к организации мониторинга и контроля на всех этапах размещения и реализации государственных заказов.

РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При организации опроса ставилась задача определить риски участия в функционировании ТВЗ и характер поддержки со стороны государства (федеральный, региональный и муниципальный уровень), в которой нуждаются предприятия-резиденты.

При этом выделялись следующие риски:

• внезапное повышение цен и тарифов;

• падение спроса на производимую продукцию;

• изменение нормативно-правовой базы функционирования ТВЗ;

• изменение условий бюджетного (со)финансирования инфраструктуры;

• изменение условий налогообложения;

• нехватка квалифицированных кадров;

• рост коррупции;

• недовольство населения;

• изменение условий банковского кредитования;

• ужесточение экологических требований.

Для определения предпочтений показатели были сгруппированы по частоте попадания на 1—3-е места.

Важнейшими рисками респонденты определили риски, связанные с финансовыми и нормативно-правовыми условиями деятельности в ТВЗ: повышение цен и тарифов, изменение условий налогообложения (51% респондентов), изменение условий бюджетного финансирования инфраструктуры (30%).

Среди менее значимых, но участвующих в ранжировании были отмечены «риски, связанные с нехваткой квалифицированных кадров». Это отражает беспокойство части резидентов относительно возможности превращения проблемы отсутствия необходимых компетенций у менеджмента предприятий в сдерживающий фактор развития бизнеса.

Оценка мнений респондентов относительно желательной дополнительной поддержки со стороны государства (федеральный, региональный и муниципальный уровень) для развития инновационной деятельности показала, что респонденты считают наиболее важными следующие меры:

• налоговые льготы на инновационную деятельность;

• финансовая помощь в приобретении оборудования;

• финансовая помощь при проведении НИОКР;

• помощь в продвижении новой инновационной продукции (услуги) на рынок;

• содействие во внедрении в серийное производство;

• помощь в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ И ТАМОЖЕННЫ1Х ЛЬГОТ

В соответствии с действующим федеральным законом ТВЗ — это часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности, включающий облегченный административный ре-

жим и ряд налоговых льгот. Во всех ТВЗ работает принцип «одного окна». Это означает, что в едином операционном зале собраны представители тех министерств и ведомств, согласование с которыми требуется инвестору, чтобы получить статус резидента, разрешение на строительство и осуществить бухгалтерскую отчетность.

Предприятия, зарегистрированные на территории ТВЗ, получают ряд налоговых преференций по линии федерального и регионального законодательства. Региональные налоговые льготы даются на срок от 5 до 10 лет и касаются уменьшения налога на прибыль до 4,5%, налога на землю, транспортного налога. Инвесторы не платят налог на имущество с момента постановки его на учет. Только инвесторы ТВЗ выплачивают в уменьшенном размере (14%) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Имеются также льготы по арендной плате за помещения и за земельные участки. Статья 38 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» дает гарантию резидентам ОЭЗ от неблагоприятных изменений законодательства РФ о налогах и сборах. Правда, остается неясным — распространяются ли на резидентов положительные изменения налогового законодательства.

На территории ТВЗ введен режим свободной таможенной зоны, то есть иностранные товары в пределах зоны размещаются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Экспорт товаров и услуг с территории свободной экономической зоны также осуществляется в режиме свободной таможенной зоны.

Опрос резидентов зоны показал, что наличие льгот и преференций само по себе еще не является гарантией реального функционирования льготного режима и создания необходимых предпринимательских мотиваций.

Так, например, только 42,5% респондентов считают, что система регистрации документов по принципу «одного окна» реально работает, остальные либо считают, что она не работает, либо затрудняются с ответом (почти 45%), что также свидетельствует фактически о больших проблемах с функционированием самого принципа в зоне.

Всего 20% респондентов реально используют предоставляемые льготы по основным налогам и платежам (налог на имущество, земельный налог, арендная плата за землю, транспортный налог, налог на прибыль и другие налоги). Конечно, это свидетельствует в некоторой степени о проблемах правовой подготовленности резидентов. Но важной причиной является также невозможность для мелких резидентов доказать соответствующим контролирующим органам свое право на льготы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не лучше обстоит дело и с использованием таможенных льгот. Из 47 респондентов 42 предприятия (89,36%) не пользуется предусмотренным режимом свободной таможенной зоны, соответственно 41 предприятие (87,23%)

не пользуется льготой по отмене экспортной пошлины. Остальные предприятия-резиденты ТВЗ затрудняются ответить или у них нет ответа на данный вопрос. При этом больше половины респондентов (57,45 %) уверены, что в ТВЗ не существует ограничений по привлечению иностранных инвесторов, однако 38,3% вообще не смогли ответить на данный вопрос.

Таким образом, реальный потенциал мотивации инновационной деятельности в зоне существенно отличается от декларируемого законом.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Комплекс земельных проблем при формировании государственно-частного партнерства оказывается весьма запутанным.

Во-первых, многие земельные участки, на которых предполагается инфраструктурное строительство, заранее скуплены, что приводит к росту затрат на строительство.

Во-вторых, используемые в России положения земельного, водного, градостроительного, жилищного законодательства недостаточно точно регулируют процессы формирования и предоставления земельных участков, изъятие зданий и сооружений для государственных и муниципальных нужд. Законодательно не урегулирована схема государственной регистрации обременения и уведомления владельцев земель при принятии решения об изъятии земельных участков или решений о резервировании земель для государственных нужд.

В-третьих, отсутствие генеральных планов городов, схем развития инженерных инфраструктур, полноценной градостроительной документации также тормозит строительство, препятствует переводу земель из одной категории в другую. Не всегда должным образом оформлена государственная собственность, что обусловливает необходимость предварительных инвестиций в проведение работ по оформлению всей требуемой документации еще до начала сотрудничества в рамках различных проектов.

Интересно, что чувствительность респондентов к состоянию земельных отношений и их влиянию на перспективы и результаты бизнеса не столь велика, как в случае с оценкой рисков или налоговыми и таможенными преференциями. Более половины (55,3%) опрашиваемых резидентов ТВЗ считают, что их предприятие вообще не нуждается в какой-либо поддержке с точки зрения улучшения земельных отношений. Но и остальные 44,7% респондентов не драматизируют ситуацию, полагая лишь, что изменение земельных отношений может положительно влиять на работу их предприятий.

Вместе с тем почти 65% респондентов хотели бы, чтобы земельный участок был безвозмездно передан им в собственность. Это связано с тем, что

его стоимость отражается на балансе предприятия по рыночной стоимости, существенно повышая стоимость его активов и залоговую значимость. С одной стороны, стоимость земли в Московской области достаточно высока, с другой стороны, при безвозмездной передаче финансовые ресурсы предприятия не отвлекаются из оборота. Передача эффективно работающим инновационным предприятиям земельных участков в собственность на безвозмездной основе с правом их капитализации и использования в качестве залогового актива была бы весьма чувствительной льготой.

Еще одним способом активизации инвестиционной и инновационной деятельности в ТВЗ является регулирование ставок и сроков аренды земельных участков со стороны властей. Здесь возможны следующие варианты. Во-первых, дифференциация ставок. На этапе создания и в течение первых 3—5 лет функционирования резидентов в ТВЗ следовало бы отказаться от арендной платы. Во-вторых, использовать положительный опыт регулирования ставок арендной платы. Так, например, Министерство транспорта РФ своим приказом от 26 апреля 2010 г. № 105 определило, что для компании «Российские автомобильные дороги» ставка арендной платы за пользование земельными участками составляет 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.

Однако следует учесть, что кадастровая стоимость земли периодически переоценивается, и, как правило, в сторону увеличения. Арендную плату целесообразно фиксировать на весь срок функционирования ТВЗ. Аналогичная ситуация и с земельным налогом. Как известно, земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли, помноженной на ставку-коэффициент, которая по закону не должна превышать 0,3% кадастровой стоимости, и периодически пересчитывается, а уровень в 0,3% остается, что, как правило, автоматически ведет к росту расходов резидентов.

Часть резидентов ТВЗ считают также важным условием развития своего бизнеса выкуп земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России создана широкая сеть фондов, институтов, различных форм ГЧП, направленных на активизацию инновационно-модернизацион-ных процессов. Однако отсутствует четкая взаимосвязь между перспективами развития промышленности, возможностями ее модернизации и приоритетами инновационного прорыва. Как отмечает эксперт-консультант Всемирного банка по инновациям П. Линдхольм, «...парадокс очевиден: с одной стороны, огромный научный потенциал, а с другой — множество не

связанных между собой инициатив, осуществленных в последние годы. Каждый раз, когда предпринимается новая инициатива, все надеются на определенные решения, но в итоге общество в очередной раз разочаровывается, его скептицизм усиливается» [11, с. 35]. В этой связи возникает вопрос: какова цель формирования ТВЗ — реальное участие в формировании научно-технической базы, постоянной инновационной модернизации экономики или имитация борьбы за инновационное развитие страны?

Особая экономическая зона, за исключением портовой, создается на двадцать лет. И этот срок продлению не подлежит. Зона «Дубна» существует уже пять лет. Однако ее формирование еще не завершено и, учитывая снижение бюджетного финансирования на 2011—2013 гг., вряд ли будет завершено и в последующие 5 лет (Управляющей компании ОАО «Особые экономические зоны» на период 2011—2013 гг. выделяется из бюджета 27,73 млрд руб.) [5].Но еще более важно, что развитие ТВЗ не синхронизировано с общими стратегическими и инновационными направлениями экономического развития страны. Без четкой долговременной цели, критериев оценки и мониторинга функционирования вся работа по созданию и регулированию функционирования ТВЗ может превратиться в имитацию инновационной деятельности с локальными прорывами. Например, цель китайских зон технико-экономического развития изначально состояла в содействии программе модернизации. Поэтапная реализация цели включала освоение резидентами территории, а затем использование новых технологий в ее промышленном и структурном развитии.

В условиях снижения бюджетного финансирования окупаемость государственных инвестиций во многом будет определяться размещением крупных резидентов, стимулирующих развитие ТВЗ на основе реализации масштабных инновационных проектов и формирования региональных и межрегиональных инновационно-технологических кластеров. Для их привлечения необходимо снижать административные барьеры и обеспечивать качественную бизнес-инфраструктуру. Тогда управляющая компания зоны будет вправе ожидать прихода в зону крупнейших зарубежных и российских компаний, носителей востребованных технологий [4].

В условиях ограничения возможности внутренних инвестиций возрастают роль и значение привлечения иностранных инвестиций и технологий. Как показывает опыт функционирования китайских зон технико-экономического развития, обеспечение максимальной открытости и гарантия налоговых и таможенных льгот стимулировали их эффективное развитие за счет привлечения иностранных инвестиций и технологий. Доля китайских зон технико-экономического развития в привлечении иностранных инвестиций составила 18%, в ВВП — 5%, в экспорте — 10,1% [10, с. 3].

Привлечение иностранных инвестиций и технологий сдерживается фрагментарностью инвестиционного законодательства в России. Законодательная и нормативная база инвестиционной деятельности в России находится в компетенции федеральных властей, однако не существует единого координирующего центра для разработки и реализации инвестиционной политики, предусматривающей формирование благоприятных условий на федеральном и региональном уровне. В частности, для ТВЗ важно предусмотреть возможность установления дополнительных льгот для инвесторов, например, за счет установления твердых тарифов на газ, электроэнергию, воду, теплоснабжение и другие коммунальные услуги для предприятий-резидентов зон. Особое значение имеет система гарантий, которые должны касаться не только возмещения ущерба, но и компенсации упущенной выгоды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инвестиции в России. М.: Росстат. 2009.

2. Индикаторы инновационной деятельности. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

3. Проект «Инновационная Россия — 2020». М.: Минэкономразвития, 2010. http://www.economy.gov.ru.

4. Российская бизнес-газета. 14.12.2010.

5. Российская газета. 17.12.2010.

6. Российская газета. 28.10.2010.

7. Российская газета. 25.11.2010.

8. Российский вестник. 2007. № 9.

9. Российский статистический ежегодник. М., 2009.

10. Цянъшэн П., Ким В. Опыт китайских зон технико-экономического развития / СПб университет. СПб., 2006.

11. Экономические стратегии. 2010. № 9.

12. Якунин В. И. Инновация как социальная, технологическая и управленческая категория. М.: Научный эксперт. 2010. Вып. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.