УДК 330.341
А. Н. Платонова, В. В. Авилова СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА МАШИНОСТРОЕНИЯ ВНУТРИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА РТ
Ключевые слова: кластеры, инновационная экономика, малый и средний бизнес, кооперация.
Исследованы основные проблемы российского машиностроительного комплекса, определены роль и значение инноваций в развитии предприятий отрасли. Отдельное внимание уделено развитию инфраструктуры взаимодействия малых и средних и якорных предприятий машиностроения Республики Татарстан на основе кластерного подхода. Выделены основные факторы повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса машиностроительного кластера, в том числе предложены направления по развитию отраслевой и межотраслевой кооперации с крупными предприятиями.
Keywords: clusters, innovation economy, small and medium enterprises, co-operatives.
This article describes the basic problems of the Russian machine-building, the role and importance of innovation in the development of the industry. Special attention is paid to the development of infrastructure interaction of small and medium-sized businesses and anchor enterprises of Tatarstan on the basis of the cluster approach. Main factors increased the competitiveness of small and medium-sized businesses cluster were marked, including directions for the development of sectoral and inter-sectoral cooperation with large enterprises.
Введение
Мировой опыт свидетельствует, что доля машиностроительных производств в общем объеме выпуска промышленной продукции оказывает прямое влияние на возможность своевременного технического перевооружения всех отраслей промышленности. Так, например, в Германии этот показатель составляет - 53,6 %, Японии - 51,5%, Англии -39,6%, Италии - 36,4%, Китае - 35,2%. В России данный показатель (даже в относительных величинах) почти в 2 раза ниже, что является основной из причин постепенного отставания национальной промышленности по техническому уровню от развитых стран. При этом доля продукции машиностроения в валовом внутреннем продукте (ВВП) стран Евросоюза составляет 36-45%, в США - 10% (в РФ машиностроение обеспечивает 18% ВВП) [1] .
Отсутствие усовершенствования оборудования и технологий, а также неэффективные механизмы продвижения перспективных разработок в производство являются следствием недостаточных инвестиций в основной капитал и низкого уровня инновационной активности предприятий машиностроительных производств.
Эти и другие факторы, приводят к постепенному вытеснению национальных производителей с рынка иностранными конкурентами, поставляющими свою продукцию на более выгодных и привлекательных условиях по соотношению цена/качество, а также имеющих узнаваемый бренд.
Российская Федерация взяла курс на создание и поддержку территориальных инновационных кластеров. В 2012 году правительством РФ был утвержден перечень 25 инновационных территориальных кластеров, относительно которых будут сформированы меры государственной поддержки. Республика Татарстан активно включилась в эти тенденции: с 2012 года на территории региона появился Камский инновационный территориально - произ-
водственный кластер (КИТПК), который сформировался объединением исторически сложившихся
отраслевых кластеров:
«нефтехимия и нефтепереработка» и «автомобилестроение». Создание кластера происходило по инициативе ключевых предприятий региона ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Татнефтехи-минвест-холдинг», ОЭЗ ППТ «Алабуга», а также «Казанского национального исследовательского технологического университета [2].
По инициативе и при поддержке КИТПК, Министерства экономики Республики Татарстан в 2014 году создается машиностроительный кластер малых и средних предприятий.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью проведения научных исследований использования кластерного подхода в машиностроении.
Инновационная экономика - важный ресурс развития промышленности РФ
На сегодняшний день ряд предприятий машиностроительного кластера Республики Татарстан (РТ) обладает современными производственно -технологическими линиями и передовым оборудованием (прежде всего это якорные предприятия отрасли). Однако на многих заводах отрасли станочный парк не обновлялся с 60-70-х годов. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 90-е годы, составляет только 8%.
Проблемы машиностроения образуют следующую последовательность: изношенные фонды -низкое качество выпускаемой продукции - низкая конкурентоспособность - низкие объемы продаж - недостаточные обороты по финансам - нехватка денежных средств на обновление оборудования - острый дефицит квалифицированных кадров. Отсюда вытекает отсутствие возможностей не только для инноваций,
но и для сохранения темпов роста производства на достаточно высоком уровне (табл. 1) [3].
Таблица 1 - Динамика инновационной активности организаций РФ (удельный вес организаций, осуществлявших инновации), %
Отрасль 2009 2010 2011 2012 2013
Обрабатывающие производства 13,3 13,0 13,3 13,4 13,3
Производство машин и оборудования 17,3 17,1 17,7 16,7 15,9
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 27,3 26,0 26,5 27,9 26,9
Производство транспортных средств и оборудования 22,6 21,4 21,4 21,8 21,5
В 2013 году впервые за последние четыре года произошел спад производства в российском машиностроении. Совокупный индекс производства в машиностроительных отраслях, согласно оценке экспертов составил 97.0% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В последний раз спад производства в машиностроительном комплексе был зафиксирован в кризисном 2009 году.
Учитывая данные факты, возможность обеспечения машиностроительным кластером других отраслей экономики современным оборудованием и техникой, отвечающим актуальным тенденциям рынка, вызывает некоторые опасения. Это означает, что особую важность приобретает быстрое решение комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в различных областях.
Машиностроению РТ необходимо создание современных мобильных производств, производящих конкурентоспособные товары (услуги) промышленного характера на основе инноваций (табл. 2) [3]. Повышение эффективности путем модернизации и инноваций не имеет технологических и временных ограничений. Инновации - единственный процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Инновационная политика государства призвана обеспечить увеличение валового регионального продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, и расширения рынков сбыта продукции РТ (рис. 1) [4].
Особая роль для решения данной задачи должна быть отведена субъектам малого и среднего бизнеса кластера, как основных драйверов роста и интенсификации промышленных инноваций. При этом крупные предприятия также должны быть заинтересованы в развитии субъектов МСП, прежде всего как основных поставщиков автокомпонентов, а также партнеров в реализации прорывных иннова-
ционных проектов. Проблема развития поставщиков особа актуальна для крупных предприятий, так как лишь около 5% российских поставщиков соответствуют мировым стандартам, большая часть поставщиков немасштабны, их издержки на 10-15% выше, чем за рубежом.
трл.руб
2010 2011 2012 2013 2014 2015 • Доля инновационной продукции в общем обьеые
проыышп е иного пр о иже детва,% ■ Пр о изводит ельно гть труд а б conocí авииых ценах в %к предыдущему году
Рис. 1 - Динамика роста ВРП РТ и доли инновационной продукции
Таблица 2 - Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших инновации, по субъектам РФ), %
2009 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1
ПФО 12,8 12,3 12,7 11,9 11,7
Башкортостан 13,4 11,1 13,5 13,1 12,3
Марий Эл 6,9 7,9 8,6 10,6 8,8
Мордовия 10,6 9,4 12,4 13,1 16,9
Татарстан 14,5 14,9 18,1 19,1 21,0
Удмуртия 11,9 11,6 15,1 13,0 10,3
Чувашия 14,1 15,7 15,2 20,9 18,8
Нижегородская область 18,4 17,7 17,7 14,7 15,4
Оренбургская область 15,2 14,4 15,2 12,7 12,5
Пензенская область 8,2 9,2 11,0 11,4 15,6
Самарская область 12,3 12,1 9,8 6,3 5,4
]] о Е Е a i £ £ з = а I oí ¡E h о о й ° о * О и СП r^ff fi? Eí £ Í Ё- = С- Р ü Е С 22 S 5 = I и к Е £ il о 5 || •-Ó г в t Ё 5" ^ Й О = 1 = - е Б ~ I С в <м
Прошлая практика
ИЗЕФД1 U,4^,6,7,8
Поставщики шЯШтЯЯШЖ- 34
Ú п 3 JífflJS.S ОСТЭЕП Нэстояще - ® Л 1.6.7,3
Рис. 2 - Передача традиционных функций автопроизводителей поставщикам
Несмотря на это крупным предприятиям необходимо развивать производственный аутсорсинг, оставляя за собой только ключевые виды деятельности. Во всем мире главный интегратор проек-
та занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное передается малому и среднему бизнесу (рис.2).
Роль инфраструктуры в развитии кластера
Развитие кооперации малого и крупного бизнеса может быть достигнуто посредством создания инфраструктуры поддержки взаимодействия этих разномасштабных структур. В международном опыте успешное решение подобных проблем происходит через формирование территориально-производственных кластеров. Кластер - сконцентрированная на ограниченной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций. Развитие кластеров сильно зависит от уровня поддержки, который они получают от органов власти, крупных компаний, бизнес сообщества в целом и сотрудничества всех заинтересованных сторон (рис.2).
Ключевыми факторами, влияющими на развитие кластера, являются:
• доступ к сырью;
• доступ к рынку и конкуренция;
• инфраструктура;
• финансовые ресурсы;
• человеческие ресурсы и компетенции;
• текущий уровень развития предприятий;
• административное регулирование.
Для развития кластерных инициатив субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе (Камского индустриального территориального инновационного технологического кластера) КИТПК, вовлечения их в реализацию кластерной политики Республики Татарстан создан Камский центр кластерного развития субъектов МСП (Камский ЦКР), призванный содействовать формированию и развитию отраслевых кластеров малого и среднего предпринимательства (рис.3). В 2014 году в рамках ЦКР создается машиностроительный кластер и кластер 1Т-кластер малых и средних предприятий, также разрабатываются программы и дорожные карты их развития [5].
Рис. 3 - Структура управления кластерами
Основные цели машиностроительного кластера:
• повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) сферы машиностроения РТ;
• привлечение инвестиций для развития предприятий-участников кластера;
• обеспечение эффективной государственной поддержки социально-экономического и инновационного развития;
• повышение качества жизни в регионе. Результатами развития машиностроительного кластера станут:
• повышение интенсивности развития предприятий МСБ в отрасли;
• создание конкурентоспособных технологий, продуктов и решений, имеющих стратегическое значение для государства;
• создание новых рабочих мест;
• рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер и отрасли, в которой он функционирует;
• повышение качества образования, инновационного и кадрового потенциала региона;
• активизация привлечения прямых инвестиций в отрасль кластера;
• обеспечение ускоренного социально-экономического развития региона.
Если говорить о Камском машиностроительном кластере, то речь идет, прежде всего, об автомобилестроении. Камский автомобильный кластер включает в себя производство грузовой, легковой автомобильной техники, производство автокомпонентов для республиканских, российских, в перспективе -зарубежных автомобильных заводов (рис. 4).
Первый уровень автомобильного кластера (его ядро) представляет группа автомобилестроительных заводов ОАО «КАМАЗ», крупнейший производитель спецтехники ОАО «ПО ЕлАЗ» и расположенные в городе Набережные Челны и ОЭЗ «Алабуга» автосборочные производства ОАО «Сол-лерс».
Второй уровень кластера (субъекты малого и среднего предпринимательства) включает поставщиков сложных автокомпонентов, технологической оснастки для их производства, а также сеть профильных технопарков, в том числе ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер».
АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАМСКОГО ЦКР
вну тренние и внешние поставщики корневой бшнес производство потребление
научное сопровождение мсппо производству .автокомпонентов 1 1
подготовка 1'» трон 1 1_1 Гпромыш
ОАО "КАМАЗ" ООО "ФОРД СОЛЛЕРС ХОЛДИНГ" ОАО "ПО "ЕлАЗ" ЛЕННЫЕ ПАРЕН И ЗАВОДЫ
ООО "РариТЭК"
[ инфраструктура
Рис. 4 - Структура автомобильного кластера
Третий уровень кластера составляют предприятия-поставщики смежных отраслей, научно-технические и сервисные центры, финансово-кредитные учреждения, взаимодействующие с про-
изводителями автокомпонентов высшие, средние специальные и средние технические учебные заведения. Подавляющая часть продукции машиностроения (около 90%) приходится на долю крупных и средних хозяйствующих субъектов, около 6% - на «малый» и «средний» бизнес, оставшиеся продукция отрасли выпускается промышленными предприятиями при непромышленных организациях (опытное производства).
Для создания и развития эффективных производств машиностроительного кластера особую роль играет наличие качественной и современной производственной инфраструктуры. В РТ работа в данном направлении уже началась: за последние годы был создан и продолжает свое развитие ряд промышленных и технологических парков, призванных стать точками роста для действующих и вновь создаваемых малых и средних предприятий отрасли, среди которых: ОАО «КИП «Мастер», IIII Инвестор, ПП База оборудования, ПП Развитие, НПНП « Технопарк Прикамье» и ряд других. Всего в РТ действует 14 технопарков, 5 бизнес-инкубаторов, специализированные технопарки для развития малого и среднего предпринимательства. С целью реализации производственной стратегии кластера необходимо полное использование данных структур, с исключением всех текущих проблем, связанных с доступом и тарифами на электроэнергию, логистикой и т.п., отмечаемыми действующими резидентами. Также необходимо планирование и создание новых промышленных площадок и парков с учетом дальнейшего развития и увеличения количества действующих предприятий МСБ отрасли.
Факторы повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ)
Развитие кооперации МСБ и крупного предприятий отрасли тесно связано с реализацией основных показателей производственной стратегии последних. Согласно стратегии развития ОАО «КАМАЗ» планирует разработку и постановку на производство автомобилей нового модельного ряда, рост экспортных поставок, развитие семейства автомобилей на газовом топливе, развитие парка поставщиков и общее увеличение объема продаж до с 45,5 тыс. шт. до 80 тыс. шт. к 2020 году. Совместное предприятие «Форд Соллерс» планирует довести выпуск автомобилей марки Ford в России до 350 тысяч автомобилей в год, из них 200 тысяч в Республике Татарстан.
Кооперация крупного (ОАО «КАМАЗ», ОАО «ПО «ЕлАЗ», ОАО «НЕФАЗ», ОАО «РАРИ-ТЭК», ООО «Соллерс») и малого и среднего бизнеса (поставщики отдельных узлов, агрегатов, систем комплектующих, запчастей и т.п.) в рамках кластера может происходить по следующим направлениям:
• реализация совместных программ по снижению себестоимости комплектующих;
• прямая техническая поддержка своим поставщикам, т. е. содействие в исправлении или доработке продукции, предоставление технической документации;
• привлечение поставщиков автокомпонентов к разработке и проектированию новых моделей (развитие системы ко-дизайна);
• помощь в разработке новой продукции предприятиями-поставщиками;
• содействие в сертификации производства поставщиков;
• совместная программа разработки автомобилей на альтернативных видах топлива;
• совместная реализация инновационных и стратегически важных внутрикластерных проектов.
Стоит отметить, что РТ уже реализует проекты по развитию отраслевой кооперации, пример создание ОАО «КИП «Мастер», являющегося промышленной площадкой для многих предприятий МСБ Камской зоны. Находясь на территории инфраструктурных организаций, резиденты имеют широкие возможности взаимодействия с другими производственными компаниями. ОАО «КАМАЗ» предоставляет резидентам гарантированный заказ, обеспечивает их конструкторско-технологической документацией и заготовками производства, а также предоставляет участникам ОАО «КИП «Мастер» собственную товаропроводящую сеть.
Со стороны государства необходимо содействие в развитии системы производственной кооперации, локализации, импортозамещения и субконтрактации с целью обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства заказами крупных предприятий (ОАО «КамАЗ», резиденты ОЭЗ «Ала-буга» и другие производства) на производство продукции (работ, услуг). Также имеет необходимость закрепление в организационно-распорядительных документах крупных торговых сетей РТ по автозапчастям и автоаксессуарам доли продукции местных товаропроизводителей в обороте торговой сети в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства торговыми площадями.
С целью обеспечения конкурентоспособности отечественной машиностроительной отрасли необходимо развернуть работу по организации частного - государственного партнерства по модернизации производственных мощностей, а также реализации проектов по внедрению новых продуктов и технологий. В этап науки и разработок инновационных проектов должен инвестировать государственный сектор за счет бюджетных и/или внебюджетных фондов и организаций, так как частный бизнес, особенно МСБ пока предпочитает получать разработки «готовые» к немедленному потреблению с быстрым выходом на гарантированную окупаемость. При этом государство, также как и экспертные группы, выбранные для реализации приоритетных проектов, должно разделить риски и ответственность, связанные с наиболее важными проектами. Такие проекты могут стать главным фактором дальнейшей консолидации усилий государства и частного бизнеса.
Для повышения конкурентоспособности, сохранения и усиления позиций на межрегиональном и международном рынке предприятиям малого и среднего бизнеса машиностроительного кластера РТ необходимо:
• выбрать стратегию диверсификации выпускаемой продукции, ориентируясь на перспективные ниши рынков;
• продолжить взаимодействие с крупными предприятиями по направлению развития как отраслевой (в рамках машиностроения), так и межотраслевой кооперации (в частности, с нефтегазовой и химической промышленностью);
• ориентироваться на поиск заказов платежеспособных потребителей и расширение рынков сбыта;
• разработать механизм перспективного планирования производственной деятельности;
• проводить модернизацию и техническое перевооружение производств;
• реализовывать программу повышения качества производимой продукции в соответствии и современными нормами и требованиями;
• оптимизировать структуру издержек в себестоимости товарной продукции, особое внимание, уделяя материальным затратам;
• наладить долгосрочные и надежные связи с основными поставщиками сырья (стальное литье, химическое сырье и прочее).
Значительный потенциал расширения производства тех или иных автокомплектующих определяется наличием в Республике Татарстан развитой нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. На сегодняшний день в РТ производится широкий спектр продукции нефтепереработки и нефтехимии: полиэтилены, полимеры, каучуки, карбонаты, поликарбонаты и многое другое. Пересечение крупнейших секторов экономики, соединение цепочек создаваемой добавленной стоимости в единую инновационную платформу создают синер-гетический эффект Камского кластера. Заявленные в кластере нефтеперерабатывающие проекты должны обеспечить сырьем нефтехимию, а реализация нефтехимических проектов позволит организовать новые и развить существующие автокомпонентные производства, основанные на применении современных полимерных и композиционных материалов.
Следует отметить, что российское машиностроение, в том числе, и предприятия машиностроительного комплекса Республики Татарстан, располагает значительным экспортным потенциалом. Несмотря на все экономические трудности и проблемы, оно по экспорту занимает в стране второе место после топливно-энергетического комплекса, что составляет в физическом объеме в год около 10-15 млрд. долларов. Если же за счет приоритетного развития наукоемких и конкурентоспособных производств будет осуществлен масштабный выход на мировые рынки, то экспорт продукции увеличится не менее чем в два раза.
Литература
1. Программа развития машиностроительного комплекса РТ на 2014-2016 гг. // Интернет-ресурс http://mpt.tatarstan.ru/
2. Программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года. // Интернет-ресурс http://www.kitpk-rt.ru/
3. Официальная статистика РФ.// Интернет-ресурс http://www.gks.ru
4. Программа социально-экономического развития РТ на 2011-2015 гг. (утверждена Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13-ЗРТ). // Интернет-ресурс http:// prav.tatarstan.ru
5. Концепция создания и обеспечения деятельности Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2014-2016 гг.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. // Интернет-ресурс http://economy.gov.ru/
7. Мифтахов А.Н. Развитие машиностроения в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития// Вестник Казанского технологического университета. -2008 г. - №2. - С.103-108.
8. Киселев, С. В., Стрекалова, Г.Р., Нугаева, Г.Р. Инновационная активность предприятий малого бизнеса Республики Татарстан / С. В. Киселев, Г Р. Стрекалова, Г. Р. Нугаева // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - 14. - С. 277-282.
9. Султанова Д.Ш., Бурганов Р.Ф. , Технологические и управленческие инновации как факторы роста производительности труда / Вестник Казанского технологического университета. 2012, т.15, в.21, с.203-207
© А. Н. Платонова - аспирант кафедры экономики КНИТУ, [email protected]; В. В. Авилова - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики КНИТУ, [email protected].
© A. N. Platonova, graduate student of economics KNRTU, [email protected]; V. V. Avilova, Doctor of economics, Professor, Head of the Department of Economics KNRTU, [email protected].