Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ИРКУТСКА В ИЗУЧЕНИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОДНОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРСКОГО СЕВЕРА И ПРИБАЙКАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

УЧАСТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ИРКУТСКА В ИЗУЧЕНИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОДНОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРСКОГО СЕВЕРА И ПРИБАЙКАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ СЕВЕР / ПРИБАЙКАЛЬЕ / ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ / МУЗЕИ / ВЫСТАВКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

В статье на основе разноплановых источников из фондов Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева охарактеризована деятельность представителей художественной интеллигенции Иркутска и близких к ней коллекционеров по изучению и популяризации сибирской природы, включая водные артерии и водоемы, во второй половине XIX - начале XX в. Художники входили в состав гидрографических экспедиций, в том числе тех, которые организовывал Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, влияли на формирование образа Севера и Байкальской Сибири среди современников. Близкие к художникам иркутские коллекционеры приобретали и выставляли в музеях и на различных площадках живописные полотна, изображавшие виды сибирских рек, озер, Северного Ледовитого океана. Выявленные учредительные и сопроводительные документы, отчеты, планы, афиши, объявления позволяют в деталях восстановить историю создания иркутянами обширных собраний предметов искусства, реализацию крупных выставочных проектов, осветить роль художников и коллекционеров в изучении и популяризации природных богатств Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPATION OF THE ARTISTIC INTELLIGENTSIA OF IRKUTSK IN THE STUDY AND POPULARIZATION OF THE WATER SPACE OF THE SIBERIAN NORTH AND BAIKAL REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article, based on diverse sources from the collections of the State Archive of the Irkutsk Region and the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev, describes the activities of representatives of the artistic intelligentsia of Irkutsk and collectors close to it in the study and popularization of Siberian nature, including waterways and reservoirs, in the second half of the 19th - early 20th century. The artists were part of hydrographic expeditions, including those organized by the East Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society. They influenced the formation of the image of the North and Baikal Siberia among contemporaries. Irkutsk collectors close to the artists acquired and exhibited paintings depicting views of Siberian rivers, lakes, and the Arctic Ocean in museums and at various venues. The revealed constituent and accompanying documents, reports, plans, posters, announcements allow us to reconstruct in detail the history of the creation of vast collections of art objects by Irkutsk residents, the implementation of large exhibition projects, to highlight the role of artists and collectors in the study and popularization of the natural resources of Siberia.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ИРКУТСКА В ИЗУЧЕНИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОДНОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРСКОГО СЕВЕРА И ПРИБАЙКАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

В В. Ткачев* УЧАСТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

ИРКУТСКА В ИЗУЧЕНИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОДНОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРСКОГО СЕВЕРА И ПРИБАЙКАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Выходные данные для цитирования:

Ткачев В.В. Участие художественной интеллигенции Иркутска в изучении и популяризации водного пространства Сибирского Севера и Прибайкалья во второй половине XIX - начале XX века // Исторический курьер. 2022. № 3 (23). С. 114-123. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-09.pdf

V.V. Tkachev* THE PARTICIPATION OF THE ARTISTIC INTELLIGENTSIA

OF IRKUTSK IN THE STUDY AND POPULARIZATION OF THE WATER SPACE OF THE SIBERIAN NORTH AND BAIKAL REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19th -EARLY 20th CENTURIES

doi:10.31518/2618-9100-2022-3-9 How to cite:

Tkachev V.V. The Participation of the Artistic Intelligentsia of Irkutsk in the Study and Popularization of the Water Space of the Siberian North and Baikal Region in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries // Historical Courier, 2022, No. 3 (23), pp. 114-123. [Available online: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-3-09.pdf]

Abstract. The article, based on diverse sources from the collections of the State Archive of the Irkutsk Region and the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev, describes the activities of representatives of the artistic intelligentsia of Irkutsk and collectors close to it in the study and popularization of Siberian nature, including waterways and reservoirs, in the second half of the 19th - early 20th century. The artists were part of hydrographic expeditions, including those organized by the East Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society. They influenced the formation of the image of the North and Baikal Siberia among contemporaries. Irkutsk collectors close to the artists acquired and exhibited paintings depicting views of Siberian rivers, lakes, and the Arctic Ocean in museums and at various venues. The revealed constituent and accompanying documents, reports, plans, posters, announcements allow us to reconstruct in detail the history of the creation of vast collections of art objects by Irkutsk residents, the implementation of large exhibition projects, to highlight the role of artists and collectors in the study and popularization of the natural resources of Siberia.

Keyword: Siberian North, Baikal region, hydrographic expeditions, artistic intelligentsia, collectors, museums, exhibitions.

The article has been received by the editor on 11.01.2022. Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. В статье на основе разноплановых источников из фондов Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева охарактеризована деятельность представителей художественной интеллигенции Иркутска и близких к ней коллекционеров по изучению и популяризации сибирской природы, включая водные артерии и водоемы, во второй половине XIX - начале XX в. Художники входили в состав гидрографических экспедиций, в том числе тех, которые

* Виталий Викторович Ткачев, аспирант, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

Vitaliy Viktorovich Tkachev, Post-Graduate Student, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

doi:10.31518/2618-9100-2022-3-9 УДК 94(571.53):316.477-055.2

организовывал Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, влияли на формирование образа Севера и Байкальской Сибири среди современников. Близкие к художникам иркутские коллекционеры приобретали и выставляли в музеях и на различных площадках живописные полотна, изображавшие виды сибирских рек, озер, Северного Ледовитого океана. Выявленные учредительные и сопроводительные документы, отчеты, планы, афиши, объявления позволяют в деталях восстановить историю создания иркутянами обширных собраний предметов искусства, реализацию крупных выставочных проектов, осветить роль художников и коллекционеров в изучении и популяризации природных богатств Сибири.

Ключевые слова: Сибирский Север, Прибайкалье, гидрографические экспедиции, художественная интеллигенция, коллекционеры, музеи, выставки.

Статья поступила в редакцию 11.01.2022

Многие современные исторические исследования направлены на то, чтобы восстановить историю освоения северных территорий Сибири и Прибайкалья во второй половине XIX - начале XX в., роль в этом процессе представителей различных категорий населения1. В пореформенное время в региональном сообществе все более проявлялся интерес к изучению сибирской речной системы, росло понимание необходимости интенсификации развития водных транспортных артерий. Одним из тех, кто затратил большие силы и средства на изучение речной системы, был иркутский купец А.М. Сибиряков, который в 18701880-х гг. разработал «грандиозный проект оживления и расширения сибирской торговли на севере и северо-востоке Сибири», видя при этом главную задачу «в изучении возможности судоходства по сибирским рекам с целью поиска и прокладки путей сообщения с Европой»2 (рис. 1).

Однако не только купцы, представители администрации и ученые беспокоились о состоянии водных коммуникаций Сибири. Активное участие в этом процессе принимали и представители региональной художественной интеллигенции, а также близкие к ним коллекционеры.

1 См., напр.: Гузенков С.В. К вопросу об организации пароходного сообщения на Ангаре // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»: сб. ст. Иркутск, Тальцы, 2021. Вып. 11. С. 98-101; Гимель-штейн А.В. Выставки и краеведческая деятельность ВСОРГО. 1851-1931 гг. Иркутск, 2012; Кочкина Е.И., Вдовин А.С. «.. .Под пылающим северным сиянием»: иностранные исследователи Енисейского Севера в конце XIX - начале XX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24, № 3. С. 18-22; Гаврилова Н.И. Купеческий род Сибиряковых: страницы истории. Иркутск, 2017; Комлева Е.В. Сибирское купечество: вклад в хозяйственное освоение и изучение Северо-Восточной Евразии (конец XVIII - XIX век). Новосибирск, 2018; Дикун А.С. Династия купцов Сибиряковых и ее роль в развитии Восточной Сибири в XVIII - начале XX века. М., 2021.

2 Шахеров В.П. Исторический опыт участия иркутского купечества в эффективном развитии сибирской экономики XIX в. // Сибиряковские чтения. Материалы VII Всеросс. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию со дня рождения Н.Н. Муравьева-Амурского и 170-летию со дня рождения А.М. Сибирякова. Иркутск, 2020. С. 143-156.

ш

4

Рис. 1. А.И. Корзухин (1835-1894). Портрет иркутского купца А.М. Сибирякова.

(Из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева)

Художественная интеллигенция Иркутска постепенно присоединялась к исследовательской работе. Так, в изучаемый период деятели искусства участвовали в гидрографических экспедициях. Также художники и коллекционеры поддерживали проекты по созданию общественных и научных центров: Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСО ИРГО), Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии (ОРНОиНР). Сотрудничество сибиряков с москвичами и петербуржцами способствовало накоплению и распространению знаний о северо-восточной части Российской империи среди широких слоев населения.

Данная работа раскрывает деятельность художественной интеллигенции Иркутска по изучению водного пространства северных территорий Сибири и Прибайкалья во второй половине XIX - начале XX в., пропаганде природных богатств данных областей. На основе документов Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева мы попытаемся осветить участие художников и коллекционеров в работе гидрографических экспедиций, научных и творческих объединений, просветительных центров, провести анализ выявленных свидетельств о деятельности иркутских коллекционеров, художников-исследователей, изучить собрания предметов искусства, с которыми, благодаря их усилиям, знакомились жители, восстановить историю организации некоторых художественных мероприятий, выделить трудности и особенности в процессе планирования и реализации выставочных проектов. Особый интерес представляют личные дела из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, а также делопроизводственные документы общественных и научных объединений. Эти источники подтверждают активную деятельность коллекционеров и художников, которые принимали участие в гидрографических исследованиях, в частности Ф.М. Белкина и Н.А. Андреева, в подробностях восстанавливают процесс организации экспедиций по освоению водного пространства Сибирского Севера и Прибайкалья и по их результатам реализацию выставочных проектов во второй половине XIX - начале XX в.

Жизнь и деятельность разных представителей художественной интеллигенции изучали многие сибирские исследователи. В трудах В.Ф. Чиркова3, Б.С. Шостаковича4, Л.Н. Снытко5, Т.Г. Ларевой6 и других восстанавливается история создания собраний произведений сибирского искусства, но о том, как мастера участвовали в экспедициях по изучению и освоению северных территорий Сибири и Прибайкалья, написано довольно мало. Организация научных исследований и участие в них художественной интеллигенции Иркутска рассматривались в подробных исследованиях В.П. Шахерова7, Н.И. Гавриловой8 и других авторов. Особенности формирования социокультурных связей, художественной жизни города Иркутска во второй половине XIX - начале XX в., историю проведения выставок, участие в данных событиях иркутян изучали исследователи разных направлений. Так, о создании и реализации выставочных проектов в общедоступных местах, работе коллекционеров сообщали в своих трудах А.Д. Фатьянов9, Ю.П. Лыхин10 и др. Большинство работ известного искусствоведа, историка А.Д. Фатьянова, было посвящено восстановлению свидетельств о включении мастеров в состав научных экспедиций по изучению истории коренных жителей Прибайкалья и северных территорий Сибири, выявлению особенностей

3 Чирков В.Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв.: словарь-указатель: в 2 т. Тобольск, 2014. Т. 1. С. 134.

4 Завещано потомкам: художественная коллекция В.П. Сукачева в Иркутске: художественный альбом / сост. Л.Н. Снытко. Иркутск, 2009. С. 8-13.

5 Снытко Л.Н. «Рожденный в стране изгнания» // Традиции и современность. Художественная жизнь Иркутска XIX - начала XXI века. Мат-лы науч. конф. «Сукачевские чтения - 2012». Иркутск, 2012. Вып. 11. С. 19-21.

6 Ларева Т.Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX - начала XXI века. Иркутск, 2015.

7 Шахеров В.П. Губернский городской социум: формирование общественного пространства и инициатив // Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX - начала XX веков. Иркутск, 2019. С. 230-273.

8 Гаврилова Н.И. Купеческий род Сибиряковых... С. 15-17.

9 Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. Иркутск, 1990. С. 10-14.

10 Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск, 2002. С. 15-16.

природных объектов. Также автор прослеживал судьбы воспитанников Академии художеств, изучал живописные полотна из фондов Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева11.

Таким образом, с одной стороны, историки в разные годы постепенно собирали материал о выставочной, экспедиционной работе, отвечали на спорные вопросы, связанные с жизнью сибирских коллекционеров и мастеров. С другой - на данный момент в историографии отсутствуют обобщающие труды, которые восстановили бы в деталях участие иркутян в изучении и освоении водного пространства Сибирского Севера и Прибайкалья во второй половине XIX - начале XX в. Базируясь на анализе новых материалов, настоящая работа освещает историю участия отдельных представителей художественной интеллигенции в научных экспедициях.

Изучая культурные особенности Иркутска, исследователи обратили внимание на то, что в городе формируются уникальные и редкие коллекции предметов искусства, появляются хранители культурного наследия и ведущие ученые, которые изучали экспонаты. Они состояли и активно присоединялись к процессу по реализации научных проектов известных общественных научных объединений: ВСО ИРГО и ОРНОиНР12 (рис. 2). Данные интеллектуальные центры проводили выставки, экспедиции, экскурсии и другие просветительские мероприятия. Все это дает возможность подробно рассмотреть как их работу, так и участвовавших в их деятельности художников и коллекционеров.

Прежде всего надо сказать, что ВСО ИРГО и ОРНОиНР выступали организаторами гидрографических экспедиций, в которых активное участие принимали представители региональной художественной интеллигенции. Выбор высококвалифицированных живописцев, выпускников Академии художеств, для научной работы происходил на заседаниях экспедиционных групп, учредителей и членов научных обществ, среди которых были известные ученые. На принятие решения о включении в состав экспедиции и назначении на ту или иную должность влияли следующие факторы: образование, опыт работы в экспедициях и военно-морской службы. В обязанности художников входила фиксация на бумаге природных объектов, ландшафта, водных просторов севера Сибири и Прибайкалья.

Первый художник, на котором мы остановимся, - Федор Михайлович Белкин (р. 1869), известный военный моряк, гидрограф, исследователь Онежского озера (1894 г.) и озера Байкал (1897, 1900-1902 гг.), Северного Ледовитого океана (1898-1899 гг.), Балтийского моря (1907-1909 гг., 1913-1917 гг.), один из первых русских офицеров-подводников, изобретатель и художник13. Федор Михайлович родился в 1869 г. в имении Белкино Ярославской губернии. В начале 1897 г. он приезжает в Иркутск. С этого момента и до 1902 г. был связан с городом, работает с иркутскими учеными, изображает в своих работах природные объекты и явления Прибайкалья и севера Сибири. Ф.М. Белкин участвовал в научных гидрографических экспедициях, которые организовывало ВСО ИРГО. 6 января 1897 г. был подписан «высочайший приказ по флоту» о назначении подполковника Ф.К. Дриженко начальником экспедиции, а 22 января помощник начальника гидрографической экспедиции Байкальского озера мичман Ф.М. Белкин уже отправился в с. Лиственничное, чтобы «озаботиться»

11 Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. Иркутск, 1967. С. 11-12.

12 Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск, 1995. С. 20-21.

13 Колотило Л.Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению оз. Байкал в XVШ-XX вв. СПб., 2004. С. 104.

И ркутскъ,—1гкои'.чк.

Лу»о1 —Мойв.

Рис. 2. Здание музея Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Иркутск. Открытка начала XX в.

подготовкой судовых средств для будущих работ. Его главной задачей было наблюдение за постройкой в мастерских по сборке парома восьми гребных судов (четырех весельных катеров и четырех весельных ялов). Кроме того, мичман должен был проконтролировать приготовления к плаванию парохода «Иннокентий» и заняться наймом рабочих. В результате подробного изучения местного ландшафта, водного пространства, коренного населения он создавал живописные полотна, которые затем демонстрировались жителям на общедоступных выставках в музее ВСО ИРГО. В память о трудовом подвиге моряков вернувшийся из экспедиции лейтенант Ф.М. Белкин напишет картину с видом скалы Большая Колокольня. Работа будет находиться в доме Ф.К. Дриженко в Петербурге.

В научных экспедициях ВСО ИРГО по изучению сибирских рек Енисея, Ангары, Лены, Северного Ледовитого океана, озера Байкал проявил себя и известный сибирский художник, исследователь Николай Андреевич Андреев (1889-1938). Активно принимал участие в выставках Иркутского общества художников, показывал свои работы не только в Иркутске, Красноярске, Новосибирске, но и далеко на Севере - в Якутске. Н.А. Андреев был одним из создателей общества «Новая Сибирь», также поддерживал инициативу об учреждении единого Союза советских художников в Иркутске в 1932 г. Сохранились живописные полотна художника, которые создали образ севера Сибири: «Якуты» (1924 г.), «На крайнем Севере» (1922 г.) (рис. 3), «Пуговичник (Такмосит)» (1925 г.) (рис. 4), «Тунгусы» и «Собаки Севера» (1935 г.) и др.

_

Рис. 3. Н.А. Андреев (1889-1938). «На Крайнем Севере», 1922 г.

(Из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева)

В ходе полярной гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан в 1921 г. мастер выбирал обширные виды с берегов рек, океана, чтобы зрителям хорошо было видно знаменитые северные пейзажи. Многие сюжеты узнавали и гидрографы. По результатам научной работы произведения Н.А. Андреева были представлены на осенней выставке Иркутского общества художников в 1919 г., где их высоко оценила общественность. Вот какими словами характеризовали его современники: «Н.А. Андреев, как художник, много работал над собой, он любил Север. Чтобы лучше изучить его, весной нанимался в организацию продавцом на торговые судна и плыл на них до Якутска, с остановкой на пристанях для торговли. В Иркутск возвращался с последним пароходом. Такие путешествия повторялись несколько лет. Во время плавания он зарисовывал особо интересные и нужные ему места на Лене для задуманной им картины»14. Таким образом, Николай Андреевич создавал уникальные живописные полотна, которые вошли в состав фондов научных музеев и частных коллекций.

14 Архив Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева (Архив ИОХМ). Личное дело Н.А. Андреева. Л. 4.

Также в научных экспедициях принимал участие Борис Иванович Лебединский (18911972) - известный иркутский график, живописец, создатель исторических полотен, долгое время работал в Комитете Севера (19241935). Борис Иванович активно сотрудничал с западными и местными мастерами, которые вместе с ним принимали участие в исследованиях водного пространства Прибайкалья и Севера. Большинство живописных полотен (пейзажи сибирских рек, оз. Байкал, портреты коренных жителей), созданных во время научных экспедиций в начале XX в., демонстрировалось на выставках Общества поощрения художеств (с 1910 г.) и в музее ВСО ИРГО на выставках Иркутского общества художников (с 1920 г.). Среди наиболее известных работ художника: «Багульник в Саянах» (1922 г.), «Горный пейзаж», «Река», «Аршан» (1931 г.), «Тайга сибирская» (1947 г.), «Байкал» (1947, 1958, 1966 гг.), «Сказ о Байкале» (1969 г.).

В организации мероприятий, где показывали живописные полотна художников, исследователей Севера и Прибайкалья, также принимали участие коллекционеры, зачастую малоизвестные сегодня, в собраниях которых продолжительное время находились многие работы вышеупомянутых живописцев. Одни из них - Алексей Петрович Богословский, инженер путей сообщения, художник. А.П. Богословский активно занимался общественной работой, связал свою жизнь с искусством. Алексей Петрович участвовал в организации региональных и международных мероприятий ВСО ИРГО, так как состоял его членом с 1894 г.15, собирал исторические, этнографические материалы, изучал музейные коллекции, публиковал свои статьи в издании ВСО ИРГО. Также он устраивал выставки работ Ф.М. Белкина, С.Е. Вронского, Б.И. Лебединского, Н.В. Лодейщикова и других художников-исследователей. С 1903 г. Алексей Петрович, разбираясь во многих вопросах и обладая независимостью суждений, состоял и постоянно поддерживал деятельность ОРНОиНР.

Сохранилась запись о том, что 6 июня 1900 г. после долгого обсуждения был принят устав общества и утверждена общая программа его деятельности. В создании организации принимали участие известные ученые и общественные деятели В.И. Вагин и В.А. Николаев. Изучая историю организации, можно заметить, что деятельность ОРНОиНР по приобщению иркутян к искусству была разделена на несколько направлений: проведение лекций, художественных выставок, концертов и спектаклей с демонстрацией живописных полотен и развитие художественного образования. Свою деятельность ОРНОиНР основывало на предварительном изучении состояния дел в сфере образования, культурной среде Иркутска. После завершения экспедиций, проведения опроса, анализа полученных данных на общем собрании общества магистр богословия Иоанн Дроздов предложил провести для иркутян и жителей Иркутской губернии серию лекций по истории искусства.

В рамках второго направления деятельности ОРНОиНР, заключавшегося в приобщении иркутян к искусству, организовывались концерты, спектакли, вечера, где демонстрировались живописные полотна сибирских мастеров. ОРНОиНР поддерживало также учебные заведения и просветительские организации. В отчете за 1900-1901 гг. сообщалось: «Почин к открытию рисовальной школы был положен художником Н.И. Верхотуровым и учителем рисования М.А. Рутченко, исходатайствовавшими уже разрешение господина иркутского

15 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 293. Оп. 1. Д. 282. Л. 20.

** ж

ш

Рис. 4. Н.А. Андреев (1889-1938). «Пуговичник (Такмосит)», 1925 г. (Из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева)

гражданского Губернатора. Желая придать большую прочность предприятию, они обратились к обществу, чтобы школа была открыта от его имени и с некоторой гарантией предстоящих издержек»16. Инициативу создания учебного заведения поддержал и А.П. Богословский.

Многие художественные мероприятия Иркутска проводил известный собиратель предметов искусства и исследователь региона Руфин (Руфим) Самойлович Пророков (1858-1936) -член распорядительного комитета ВСО ИРГО, заведующий астрономической обсерваторией. С 1908 по 1917 г., в течение десяти лет, при музее обсерватории он устраивал художественные выставки, привлекая для участия в них не только местных профессиональных художников, но и любителей. В последующем привлекал на мероприятия мастеров и из других городов Сибири и даже С.-Петербурга. На этих выставках он приобретал произведения и для своей личной коллекции. В его собрании были работы сибиряков В.Д. Вучичевича-Сибир-ского, Г.И. Гуркина, Н.В. Лодейщикова, И.Г. Шешунова, этюды В.И. Сурикова. Многие из живописных полотен этих авторов формировали образ Сибирского Севера и Прибайкалья, отображали речную систему региона. После кончины его вдова передала Иркутскому художественному музею несколько картин из его коллекции, а также весь архив Р.С. Проро-кова, связанный с организацией выставок, переписку с художниками, фотографии отдельных картин и экспозиции в музее ВСО ИРГО, каталоги и списки экспонированных произведений с оценкой их стоимости для продажи. Под его руководством в Иркутске было проведено девять художественных выставок с 1909 по 1917 г.17

Сведения о работе Руфина Самойловича в Иркутске можно встретить в переписке

A.Н. Турунова с сотрудниками Иркутского областного художественного музея им.

B.П. Сукачева. Анатолий Николаевич Турунов (1893-1954) - известный сибирский историк, исследователь истории художественного пространства Байкальской Сибири. Писал научные статьи по искусству, раскрывал жизнь и творчество многих сибирских мастеров, которые участвовали в научных экспедициях по освоению региона. Также Анатолий Николаевич известен как активный участник художественных событий: выставок живописных полотен, скульптур и других ценных и редких предметов. В фондах Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева представлены следующие акварели художника, раскрывающие особенности региона: «Голод», «Лама», «Крестьянин» и «Могилы».

В одном из писем к сотрудникам Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева А.Н. Турунов сообщал интересные сведения о сибирских художниках и работах, которые выставлялись коллекционерами в Иркутске в начале XX в.: «Уважаемые товарищи! Ваш ответ на запрос о работах художника М.И. Пескова получил. Благодарен за сообщенные сведения и обещание прислать фотоснимки с имеющихся у Вас двух художественных работ М.И. Пескова. Было бы интересно собрать в Вашем музее фотоснимки всех известных работ этого художника. Возможно, что в Иркутске можно найти и другие его работы. Я уже сообщал Вам, что на выставке "Старый Иркутск" (кажется, в 1914 г.) экспонировались два портрета его работы "Лаврентьевых" (из собрания Собакарёва). Возможно, что они и сейчас имеются в семье Собакарёвых. Жена Собакарёва урожденная Лаврентьева. Хорошо бы сфотографировать эти портреты. Собакарёвы жили где-то в районе улицы Желябова (б. Мало-Трапезниковая). На выставку "Старый Иркутск" приходила сестра М.И. Пескова и обещала дать сведения о художнике, но тогда никто не заинтересовался и даже не спросили ее адреса. Позднее в местной газете печатали вызов к работам М.И. Пескова, но никто на него уже не откликнулся»18. Историк сообщает также о том, что недавно в Иркутске умер Р.С. Пророков (1936 г.), который много лет заведовал астрономической обсерваторией. Он сохранил записи о сибирских художниках и о создании своих живописных полотен, так как принимал активное участие в устройстве художественных выставок и общался со многими мастерами в начале XX в.

16 ГАИО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 4. Л. 6.

17 Архив ИОХМ. Личное дело Р.С. Пророкова. Л. 6.

18 Там же. Личное дело А.Н. Турунова. Л. 3.

Также художественные мероприятия проводил коллекционер М.Я. Лейбович. Моисей Яковлевич - сын иркутского купца. Известно, что он собирал редкие и уникальные книги, был поклонником изобразительного искусства. Ему удалось сохранить богатую книжную коллекцию, а собранные им картины были отданы на хранение в фонды Иркутской картинной галереи. В коллекции М.Я. Лейбовича находились произведения видных французских, итальянских, испанских живописцев конца XIX в. (испанского художника Хоакина Пальяреса-и-Альюстанте (подписывался как И. Паллар), итальянского художника Аттилио Прателла и др.) и рисунки русских мастеров В.Э. Борисова-Мусатова, М.В. Добужинского, Л.О. Пастернака, И.Е. Репина, К.А. Сомова, а также иркутян. В собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева находится более тридцати картин и рисунков русских и иностранных художников, подаренные М.Я. Лейбовичем в 1921, 1925, 1928 и 1930 гг. Также в состав коллекции входили работы, которые были созданы во время научных экспедиций.

Таким образом, целый ряд представителей сибирской художественной интеллигенции, а также близких к художникам проживавших в Иркутске коллекционеров проявили себя в изучении и популяризации природных богатств Сибирского Севера и Прибайкалья: поддерживали региональные общественные, творческие и научные объединения, входили в состав научно-исследовательских экспедиций, занимались коллекционированием и выставочной деятельностью. Участвуя в гидрологических экспедициях, художники не только составляли чертежи, набрасывали эскизы окрестностей речных систем, но и создавали масштабные живописные полотна, изображавшие природные богатства региона, традиционный уклад быта аборигенных народов. Большинство работ после показа их на публичных выставках в Иркутске оставалось в научном музее при ВСО ИРГО. В настоящее время они составляют основу живописного и графического собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.

Литература

Гаврилова Н.И. Купеческий род Сибиряковых: страницы истории. Иркутск: Оттиск, 2017. 151 с.

Гимельштейн А.В. Выставки и краеведческая деятельность ВСОРГО. 1851-1931 гг. Иркутск: ВостСибкнига, 2012. 240 с.

Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX -начала XX веков: колл. моногр. / науч. ред. Л.М. Дамешек. Иркутск: Оттиск, 2019. 612 с.

Гузенков С.В. К вопросу об организации пароходного сообщения на Ангаре // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» / отв. ред. Ю.П. Лыхин. Иркутск: Тальцы, 2021. Вып. 11. С. 98-101.

Дикун А.С. Династия купцов Сибиряковых и ее роль в развитии Восточной Сибири в XVIII - начале XX века. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. 165 с.

Завещано потомкам: художественная коллекция В.П. Сукачева в Иркутске: художественный альбом / сост. Л.Н. Снытко. Иркутск: Артиздат, 2009. 237 с.

Колотило Л.Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению оз. Байкал в XVIII-XX вв. СПб.: Наука, 2004. 559 с.

Комлева Е.В. Сибирское купечество: вклад в хозяйственное освоение и изучение Северо-Восточной Евразии (конец XVIII - XIX век). Новосибирск: Параллель, 2018. 398 с.

Кочкина Е.И., Вдовин А.С. «...Под пылающим северным сиянием»: иностранные исследователи Енисейского Севера в конце XIX - начале XX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24, № 3. С. 18-22.

Ларева Т.Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX - начала XXI века: науч. издание. Иркутск: Принт Лайн, 2015. 615 с.

Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: Тальцы, 2002. 340 с.

Снытко Л.Н. «Рожденный в стране изгнания» // Традиции и современность. Художественная жизнь Иркутска XIX - начала XXI века. Материалы науч. конф. «Сукачевские чтения - 2012». Иркутск: Изд-во ИОХМ, 2012. Вып. 11. С. 19-21.

Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1990. С. 10-14.

Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1967. 168 с.

Фатьянов АД. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1995. 192 с.

Чирков В.Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв.: словарь-указатель: в 2 т. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2014. Т. 1. 1648 с.

Шахеров В.П. Исторический опыт участия иркутского купечества в эффективном развитии сибирской экономики XIX в. // Сибиряковские чтения. Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию со дня рождения Н.Н. Муравьева-Амурского и 170-летию со дня рождения А.М. Сибирякова. Иркутск, 2020. С. 143-156.

References

Chirkov, V.F. (2014). Izobrazitelnoe iskusstvo Sibiri XVII - nachala XXI vv. [Fine Arts of Siberia of the 17th - Early 21st Centuries]. Tobolsk, Obshchestvennyy blagotvoritelnyy fond "Vozrozhdenie Tobolska". Vol. 1. 1648 p.

Dameshek, L.M. (Ed.). (2019). Gosudarstvennaya vlast' i obshchestvo: na materialakh gorodov Irkutskoy gubernii XIX - nachala XX vekov [State Power and Society: On the Materials of the Cities of the Irkutsk Province of the 19th - Early 20th Centuries]. Irkutsk, Ottisk. 612 p.

Dikun, A.S. (2021). Dinastiya kuptsov Sibiryakovyh i eyo rol' v razvitii Vostochnoy Sibiri v XVIII - nachale XX veka [The Dynasty of Merchants Sibiryakovs and Its Role in the Development of Eastern Siberia in the 18th - Early 20th Century]. Moscow, NITS INFRA-M. 165 p.

Fat'yanov, A.D. (1967). Sud'ba sokrovishch [The Fate of the Treasure]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo. 168 p.

Fat'yanov, A.D. (1990). Vladimir Sukachev [Vladimir Sukachev]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye kn. izd-vo. 352 p.

Fat'yanov, A.D. (1995). Khudozhniki, vystavki, kollektsionery Irkutskoy gubernii [Artists, Exhibitions, Art Collectors of the Irkutsk Province]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye kn. izd-vo. 192 p.

Gavrilova, N.I. (2017). Kupecheskiy rod Sibiryakovykh: stranitsy istorii [The Merchant Family of the Sibiryakovs: Pages of History]. Irkutsk, Ottisk. 151 p.

Gimel'shteyn, A.V. (2012). Vystavki i kraevedcheskaya deyatel'nost' VSORGO. 18511931 gg. [Exhibitions and Local History Activities of the VSORGO. 1851-1931]. Irkutsk, VostSib-kniga. 240 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Guzenkov, S.V. (2021). K voprosu ob organizatsii parokhodnogo soobshcheniya na Angare [On the Question of Organization of Steamship Communication on the Angara]. In Izvestiya Arkhitekturno-etnograficheskogo muzeya Tal'tsy. Irkutsk, Tal'tsy, iss. 11, pp. 98-101.

Kochkina, Ye.I., Vdovin, A.S. (2017). "...Pod pylayushchim severnym siyaniem": inostran-nye issledovateli Yeniseyskogo Severa v kontse XIX - nachale XX vv. [".Under the Blazing Northern Lights": Foreign Explorers of the Yenisei North in the Late 19th - Early 20th Centuries]. In Gumanitarnyye nauki v Sibiri. Vol. 24, No. 3, pp. 18-22.

Kolotilo, L.G. (2004). Voennye moryaki Baykala: problemy istoricheskoy rekonstruktsii deya-telnosti voennykh moryakov rossiyskogo flota po fiziko-geograficheskomu izucheniyu i osvoeniyu oz. Baykal v XVIII-XX vv. [Naval Sailors of Baikal: Problems of Historical Reconstruction of the Activities of the Naval Sailors of the Russian Fleet in the Physical and Geographical Study and Development of the Lake Baikal in the 18th-20th Centuries]. St. Petersburg, Nauka. 559 p.

Komleva, E.V. (2018). Sibirskoe kupechestvo: vklad v khozyaystvennoe osvoenie i izuchenie Severo-Vostochnoy Yevrazii (konets XVIII - XIX vek) [Siberian Merchants: Contribution to the Economic Development and Study of North-Eastern Eurasia (Late 18th-19th Centuries)]. Novosibirsk, Parallel. 398 p.

Lareva, T.G. (2015). Istoriya izobrazitel'nogo iskusstva Pribaykal'ya XX- nachala XXI veka: nauchnoe izdanie [History of the Fine Arts of the Baikal Region of the 20th - Early 21st Century]. Irkutsk, Print Layn. 615 p.

Lykhin, Yu.P. (2002). Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska (pervaya chetvert' XX veka) [Irkutsk Art Life (First Quarter of the 20th Century)]. Irkutsk, Tal'tsy. 340 p.

Shakherov, V.P. (2020). Istoricheskiy opyt uchastiya irkutskogo kupechestva v effektivnom razvitii sibirskoy ekonomiki XIX v. [Historical Experience of the Participation of the Irkutsk Merchants in the Effective Development of the Siberian Economy of the 19th Century]. In Sibiryakovskie chteniya. Materialy VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 210-letiyu so dnya rozhdeniya N.N. Murav'yeva-Amurskogo i 170-letiyu so dnya rozhdeniya AM. Sibiryakova [Sibiryakov Readings. Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference Dedicated to the 210th Anniversary of the Birth of N.N. Muravyov-Amursky and the 170th Anniversary of the Birth of A.M. Sibiryakov]. Irkutsk, Ottisk, pp. 143-156.

Snytko, L.N. (2012). "Rozhdennyy v strane izgnaniya" ["Born in the Country of Exile"]. In Traditsii i sovremennost'. Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska XIX - nachala XXI veka. Materialy nauchnoy konferentsii "Sukachevskiye chteniya - 2012" [Traditions and modernity. Artistic Life of Irkutsk of the 19th - Early 21st Century. Materials of the Scientific Conference "Sukachevsky Readings - 2012"]. Irkutsk, izd-vo IOKHM, iss. 11, pp. 19-21.

Snytko, L.N. (Ed.). (2009). Zaveshchano potomkam: khudozhestvennaya kollektsiya V.P. Sukacheva v Irkutske: khudozhestvennyy al'bom. Irkutskiy oblastnoy khudozhestvennyy muzey im. V.P. Sukacheva [Bequeathed to Descendants: Art Collection of V.P. Sukachev in Irkutsk: Art Album. Irkutsk Regional Art Museum Named after V.P. Sukachev]. Irkutsk, Artizdat. 237 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.