Научная статья на тему 'СИБИРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

СИБИРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / МУЗЕИ / ВЫСТАВКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

В статье представлена история развития взглядов жителей Иркутской губернии на художественную жизнь в начале XX в. Рассматриваются источники периодической печати, которые раскрывали с разных сторон художественные выставки. Газеты и журналы, с одной стороны, отражают участие художников в создании живописных полотен, а с другой - подробно описывают результаты проведения художественных мероприятий, реакцию посетителей на произведения искусства. События начала XX в. способствовали развитию общественного мнения о живописи, творчестве известных мастеров. Постепенно расширялся кругозор знаний о культуре России. Для художников появляется возможность творчески развиваться и представлять свои работы на выставках в музеях и галереях. В процессе знакомства с живописными полотнами известных мастеров России общество активно проявляло интерес к актуальным социальным проблемам. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Периодические издания Иркутской губернии - «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», юмористический еженедельник «Сибирский альманах» и другие позволяют воссоздать панорамную картину художественной жизни региона в начале ХХ в. Издания раскрывают активную просветительскую деятельность как творческих организаций, так и мастеров, показывают место и роль в жизни региона художественных выставок, динамику представлений о художественной жизни у местных жителей. Кроме того, через тематические иллюстрации в периодической печати удается более точно определить степень влияния известных мастеров на городское общество. Определено значение источников периодической печати для изучения художественной жизни городского пространства Иркутской губернии в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIBERIAN PERIODICALS N THE ARTISTIC LIFE IN THE IRKUTSK PROVINCE IN THE EARLY 20TH CENTURY

The article presents the history of development of the Irkutsk province residents’ perception of the artistic life at the beginning of the 20th century. Periodical press sources, which reported on art exhibitions in different ways, are considered. On the one hand newspapers and magazines reflect participation of artists in creation of picturesque canvases. On the other hand they describe results of art events and visitors’ reaction to works of art in detail. The events of the early 20th century fostered public opinion about painting and the work of famous masters. Gradually the knowledge of Russian culture broadened. Artists were given the opportunity to develop their creativity and present their work at exhibitions in museums and galleries. In the process of acquaintance with the paintings of famous masters of Russia, the public became actively interested in current social problems. The study allows us to draw the following conclusions. Periodicals of the Irkutsk province - “Eastern review”, “Siberia”, “Siberian weekly”, “Siberian newspaper for all”, “Messenger of Monday”, humorous weekly “Siberian almanac” and others allow reconstructing a panoramic picture of artistic life in the region in the early 20th century. The editions reveal active educational activities of both creative organizations and masters, show the place and role of art exhibitions in the life of the region, and the dynamics of perception of artistic life among the locals. Besides, through thematic illustrations in periodicals it is possible to determine the degree of influence of famous masters on the urban society more precisely. The significance of the periodical press sources for the study of artistic life in the urban space of the Irkutsk province at the beginning of the 20th century is determined.

Текст научной работы на тему «СИБИРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

В.В. Ткачев*

Сибирская периодическая печать о художественной жизни в Иркутской губернии в начале XX века

doi:10.31518/2618-9100-2021-2-15 УДК 94(571.53):316.477-055.2 Выходные данные для цитирования: Ткачев В.В. Сибирская периодическая печать о художественной жизни в Иркутской губернии в начале XX века // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 178-183. URL: http://istkurier.ru/data/ 2021/ISTKURIER-2021-2-15.pdf

V.V. Tkachev*

Siberian Periodicals on the Artistic Life in the Irkutsk Province in the Early 20th Century

doi:10.31518/2618-9100-2021-2-15

How to cite:

Tkachev V.V. Siberian Periodicals n the Artistic Life in the Irkutsk Province in the Early 20th Century // Historical Courier, 2021, No. 2 (16), pp. 178-183. [Available online:] http://istkurier.ru/ data/2021/ISTKURIER-2021-2-15.pdf

Abstract. The article presents the history of development of the Irkutsk province residents' perception of the artistic life at the beginning of the 20th century. Periodical press sources, which reported on art exhibitions in different ways, are considered. On the one hand newspapers and magazines reflect participation of artists in creation of picturesque canvases. On the other hand they describe results of art events and visitors' reaction to works of art in detail. The events of the early 20th century fostered public opinion about painting and the work of famous masters. Gradually the knowledge of Russian culture broadened. Artists were given the opportunity to develop their creativity and present their work at exhibitions in museums and galleries. In the process of acquaintance with the paintings of famous masters of Russia, the public became actively interested in current social problems. The study allows us to draw the following conclusions. Periodicals of the Irkutsk province - "Eastern review", "Siberia", "Siberian weekly", "Siberian newspaper for all", "Messenger of Monday", humorous weekly "Siberian almanac" and others allow reconstructing a panoramic picture of artistic life in the region in the early 20th century. The editions reveal active educational activities of both creative organizations and masters, show the place and role of art exhibitions in the life of the region, and the dynamics of perception of artistic life among the locals. Besides, through thematic illustrations in periodicals it is possible to determine the degree of influence of famous masters on the urban society more precisely. The significance of the periodical press sources for the study of artistic life in the urban space of the Irkutsk province at the beginning of the 20th century is determined.

Keywords: history of Siberia; source study; periodicals; artistic life; museums; exhibitions.

The article has been received by the editor on 13.03.2021.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. В статье представлена история развития взглядов жителей Иркутской губернии на художественную жизнь в начале XX в. Рассматриваются источники периодической печати, которые раскрывали с разных сторон художественные выставки. Газеты и журналы, с одной стороны, отражают участие художников в создании живописных полотен, а с другой - подробно описывают результаты проведения художественных мероприятий, реакцию посетителей на произведения искусства. События начала XX в. способствовали развитию общественного мнения о живописи, творчестве известных мастеров. Постепенно расширялся кругозор знаний о культуре России. Для художников появляется возможность

* Ткачев Виталий Викторович, аспирант, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

Tkachev Vitaliy Viktorovich, Post-Graduate Student, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru

творчески развиваться и представлять свои работы на выставках в музеях и галереях. В процессе знакомства с живописными полотнами известных мастеров России общество активно проявляло интерес к актуальным социальным проблемам. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Периодические издания Иркутской губернии -«Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», юмористический еженедельник «Сибирский альманах» и другие позволяют воссоздать панорамную картину художественной жизни региона в начале ХХ в. Издания раскрывают активную просветительскую деятельность как творческих организаций, так и мастеров, показывают место и роль в жизни региона художественных выставок, динамику представлений о художественной жизни у местных жителей. Кроме того, через тематические иллюстрации в периодической печати удается более точно определить степень влияния известных мастеров на городское общество. Определено значение источников периодической печати для изучения художественной жизни городского пространства Иркутской губернии в начале XX в.

Ключевые слова: история Сибири; источниковедение; периодическая печать; художественная жизнь; музеи; выставки.

В начале XX в. в Иркутской губернии просветительской деятельностью занимались музеи, частные галереи. Пополнялись собрания музея Восточно-Сибирского отдела русского географического общества, частной картинной галереи В.П. Сукачева (1849-1920), музеев и выставочных комнат учебных заведений1. Они знакомили горожан с историей региона, коллекциями уникальных предметов: живописи и графики и т.д. Одним из способов приобщения жителей городов к искусству являлись выставки. На данных мероприятиях можно было познакомиться с отечественной и зарубежной живописью, творчеством художников, приобрести понравившиеся работы. Большинство выставок организовывались по инициативе коллекционеров, где демонстрировались предметы искусства западных художников. В дальнейшем в процессе создания творческих объединений появляется возможность показывать творчество и местных мастеров. Данные события обсуждались в обществе: свое мнение общественные деятели выражали в воспоминаниях, определенную оценку художественных выставок давали и авторы статей в сибирских газетах.

Периодическая печать начала XX в. отражает, с одной стороны, события, связанные с городской культурной жизнью, с другой - впечатления, мнения участников мероприятий. Изучение художественной жизни Иркутской губернии на основе материалов периодической печати дает возможность определить ценностные ориентиры в городском обществе: роль изобразительного искусства в жизни людей и значение творческой, общественной деятельности мастеров, значение художественных выставок для развития культуры в регионе.

В статьях, опубликованных в сибирских газетах, отмечается то, что творческая интеллигенция из городской среды активно включалась в художественное пространство Иркутской губернии. Они проявляли свои позиции как носители культуры, исследователи региона, реставраторы и педагоги. Жители городов уважительно относились к творческим людям, обращались к ним за советами, заказывали портреты и пейзажи для своих домов, помогали в приобретении необходимых материалов.

В начале XX в. частные галереи и музеи Иркутской губернии увеличивали число выставок для горожан. Рост количества мероприятий был связан с активной просветительской деятельностью музеев, творческих организаций2. Результаты этой работы были представлены в газетах «Восточное обозрение», «Сибирь», «Сибирский еженедельник», «Сибирская газета для всех», «Вестник понедельника», юмористическом еженедельнике «Сибирский альманах»3. Давалась характеристика разнообразных мероприятий, связанных с

1 Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск, 2002. С. 12-14.

2 Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. Иркутск, 1967. С. 21-25.

3 Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск, 1995. С. 6-7.

художественной жизнью Иркутской губернии. Среди них: выставки, лекции и экскурсии, тематические встречи, проведение концертов и праздников, развитие образования в сфере искусства4.

Газета «Восточное обозрение» активно отражала культурную жизнь региона. В разных номерах обсуждались новые постановки спектаклей в городском театре, общественные мероприятия и праздники, размещались объявления об очередных собраниях творческих объединений. В номере газеты «Восточное обозрение» за 6 января 1900 г., в частности, сообщалось: «Правление иркутского общества любителей музыки и литературы покорнейше просить гг. членов общества пожаловать на общее собрание, назначенное в помещении общественного собрания в субботу 8 января, в 7 часов вечера, для выслушивания доклада председателя правления об изменившихся отношениях общества к музыкальной теме A.A. Гинита-Пилсудскаго и для дополнительных выборов кандидатов по членам правления. Если к назначенному часу достаточного по уставу числа членов общества не соберется, в субботу 15 января, в 7 час. вечера, назначается вторично общее собрание, на котором вопросы будут решены наличным числом членов общества. Председатель правления Н. Оглоблин»5.

Рис. 1. Иркутск, ул. Амурская. Здание Общественного собрания.

(Оцветненная копия с оригинала начала XX в.).

Многие статьи рассказывали о том, что в городе устраивались тематические вечера и концерты. В оформлении торжественных залов участвовали известные мастера того времени. В зале частной музыкальной школы А.Ю. Гиниты-Пилсудского по воскресным и праздничным дням проводились спектакли, концерты и свадьбы. Оформлением помещения занимался Н.И. Верхотуров. Мастер выполнял заказы, писал картины, занимался и преподавательской деятельностью. Известно, что совместно с М.А. Рутченко-Короткоручко он открыл рисовальную школу в Иркутске. Николай Иванович участвовал в выставке 1900 г. и демонстрировал свои работы: портреты А.П. Богословского, В.В. Оглоблина и др. Его деятельность активно представлялась в периодической печати, в т.ч. и в газете «Восточное обозрение». Редакторы писали об общественной, творческой работе мастера, отмечали его роль в распространении народного образования, изучении региона.

4 Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994. С. 9-10.

5 В общественном собрании // Восточное обозрение. 1900. № 3. С. 2.

В газете «Восточное обозрение» писали и об открытии важных для городского общества художественных выставок. Так, была помещена информация о том, что 14-23 апреля 1900 г. в зале Общественного собрания г. Иркутска состоялась художественная выставка имеющихся в городе произведений искусства. Организацией выставки занимался А.П. Бого-любский и другие представители кружка любителей живописи, образовавшегося при Обществе любителей музыки и литературы в 1899 г. В экспозиции были представлены работы как отечественных, так и зарубежных художников: И.К. Айвазовского, М.М. Антокольского, А.Г. Варнека, А.И. Корзухина, К.Е. Маковского, С. Тончи, Л. Хофелиха, Р. Шульце, польских ссыльных С. Вронского и Ю. Беркмана, лейтенанта Ф.М. Белкина и др. В публикации подчеркивалось, что в результате проведения выставки появилась возможность и местным художникам демонстрировать свои творческие способности в разных направлениях искусства. Были представлены работы известных мастеров: Н.И. Верхотурова, М.И. Зязина, А.И. Кузнецова, В.Г. и И.Г. Шешуновых. Приведенные в статье данные о посещаемости выставки (за первые три дня ее посетило более 550 человек) свидетельствуют о проявленном к ней большом интересе населения Иркутска. Важное значение имело составление организаторами и мастерами подробного каталога, представленных произведений6.

В номерах газеты «Восточное обозрение» нашли отражение процессы и события, связанные и с музейной деятельностью. Так, 8 апреля 1901 г. вышла заметка об открытии на Тихвинской площади, в самом центре Иркутска «музея-паноптикума». В музее были представлены отделы: «художественно-скульптурный, исторический, научно-анатомический, большая художественная панорама и проч.». В панораме для публики демонстрировались «художественные картины», в т.ч. «всемирно-известная картина» «Нана» (по роману Э. Золя) работы художника Черепахина. Данное событие активно обсуждалось в городском обществе. Выражали свое мнение и профессиональные художники. Н.И. Верхотуров выступил с резкой критикой мероприятия в своей статье. Он оценил работы как «балаганное малевание» и «лжехудожество»'.

Газета «Восточное обозрение» также отмечала резкий рост интереса городского общества к зарубежной живописи. В номере от 28-29 мая 1902 г. сообщалось то, что в зале Общественного собрания г. Иркутска «эффективно» работала выставка французских гобеленов8. В экспозиции были представлены цветные и однотонные гобелены. Они были «исполнены или в подражание старинным знаменитым гобеленам или сделаны по образцу картин знаменитых художников. Данная выставка получилась яркой, интересной. Многие известные иркутяне пожелали покупать гобелены для своих домов. Они стремились не только приобрести гобелены, но и больше узнать о творчестве иностранных художников9.

В начале XX в. газета «Сибирь» публиковала в своих номерах истории, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии. В большинстве случаев описывались художественные выставки известных мастеров, творческих объединений, подчеркивалась общественная просветительская роль художественных выставок.

Авторы статей отмечают стремление местных художников создать свое творческое объединение по примеру других регионов, что в определенной степени стимулировалось проведением выставок из других регионов. В газете «Сибирь» за 1910 г. сообщалось, что в малом зале Общественного собрания г. Иркутска работала «1-я сибирская передвижная выставка картин томских художников»: А.П. Базановой, В.Д. Ложкина, В.И. Лукина, Н.П. Никифорова, З.А. Рокачевского, П.Г. Тарасова, П.С. Тарского и Н.П. Ткаченко - членов возникшего в 1909 г. Томского общества любителей художеств. Одной из задач нового общества было объединение художественных сил Сибири. С этой целью Томское общество любителей художников решило организовать ряд периодических передвижных выставок сибирских художников в крупных центрах Сибири. Выставка томских художников в

6 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 7. Л. 3.

7 Музей-паноптикум в Иркутске // Восточное обозрение. 1901. № 23. С. 2.

8 ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 7. Л. 3.

9 Там же. Л. 4.

Иркутске стала первым шагом в реализации этой идеи. В организации выставки большую роль сыграл Г.Н. Потанин10.

В газете «Сибирь» за 20 марта 1915 г. сообщается: «В Иркутске устраивается выставка картин недавно образовавшимся здесь "Обществом художников"11. Это первые шаги молодого общества и по многим причинам нельзя не пожелать этой новой общественной организации большого успеха». Автор статьи подчеркивает, что «задачи искусства всеобъемлющие и невозможно полно проследить всех видов воздействия искусства на человека и формы его жизни и деятельности, так как форма жизни отражается на росте и характере искусства, так и последнее служит творческим, действующим фактором и влияет на изменение формы быта»12.

Рис. 2. Иркутск, ул. Большая. Здание частной мужской гимназии Е.А. Горцейт (начало XX в.).

Изложенная позиция указывает на то, что городское общество интересуется положением творческих объединений, следит за их активностью, проведением выставок. Для общественности было важно не только организационное объединение мастеров, но и наличие помещения для демонстрации работ, художественные достоинства живописных полотен. В вышеназванном номере газеты «Сибирь» (20 марта 1915 г.) отмечается, что в городском обществе «...искусство и живопись в своем воздействии обслуживает не одни духовные, но через них и материальные нужды народа. Развитие вкуса, графических искусств находится под непосредственным влиянием живописи, а развитие в народе вкуса есть необходимое основание промышленного успеха. Главная задача Иркутского общества художников состояла в том, чтобы создать художественную галерею, которая будет способствовать развитию вкуса жителей Иркутской губернии в искусстве»13. Из публикации следует, что для выставки, организованной 20 марта 1915 г., В.Е. Маковский дал одну из любимых своих картин, являющуюся повторением картины, которая была приобретена Третьяковской галереей: «Варить варенье». Также в выставке активно приняли участие, по замечанию автора статьи, такие мастера, как Вельский, И.К. Бодаревский, H.H. Дубовской, В.И. Зарубин, К.Е. Маковский. Старшина Петроградского общества художников И.А. Вельц, объединив художников своего общества, принял на себя ответственность по отправке картин в Сибирь. Далее автор отмечает: «Такое начало дает возможность рисовать широкие перспективы

10 ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 282. Л. 10.

11 Художественная выставка // Сибирь. 1915. № 67. С. 1.

12 Там же. С. 2.

13 Там же.

устройства в близком будущем в Сибири сезонных и, в особенности, передвижных выставок «Товарищества Передвижных Художественных выставок», свято хранящего высокие заветы искусства»14.

Таким образом, в сибирской периодической печати в начале XX в. нашел отражение весь спектр художественной жизни в Иркутской губернии. Было показано, что активной просветительской деятельностью занимались музеи, частные галереи. Происходило увеличение количества выставок для горожан. Жители знакомились с коллекциями живописи зарубежных и местных художников. В периодической печати представлялись и взгляды жителей региона на художественные выставки.

В газетах «Восточное обозрение», «Сибирь» постоянно освещались разные мероприятия, связанные с художественной жизнью Иркутской губернии: выставки, творческая и общественная деятельность мастеров, лекции и экскурсии, тематические встречи, организация и проведение концертов и праздников, развитие образования в сфере искусства и т.д. Периодическая печать раскрывала значение художественных мероприятий, выставок для развития общества и общественных взглядов на искусство. Многие авторы статей высказывали положительные и отрицательные оценки событий, редакторы выражали свои пожелания организаторам мероприятий. Разноаспектность и оперативность публикуемой информации дает основания для использования материалов сибирской периодической печати как репрезентативного источника в изучении процессов художественной жизни Иркутской губернии в начале ХХ в. Это позволит определить ценностные ориентиры в городском обществе, роль изобразительного искусства в повседневной жизни людей, значение творческой, общественной деятельности мастеров, художников в Сибирском регионе.

Литература

Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2002. 340 с.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. 568 с.

Фатьянов АД. Судьба сокровищ. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967. 168 с.

Фатьянов АД. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995. 192 с.

References

Fatyanov, A.D. (1967). Sud'ba sokrovishch [The fate of the treasure]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo. 168 p.

Fatyanov, A.D. (1995). Khudozhniki, vystavki, kollektsionery Irkutskoy gubernii [Artists, exhibitions, collectors from Irkutsk province]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo. 192 p.

Lykhin, Yu.P. (2002). Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska (pervaya chetvert' XX veka) [Irkutsk Art Life (first quarter of the 20th century)]. Irkutsk, AEM "Tal'tsy". 340 p.

Romanov, N.S. (1994). Letopis' goroda Irkutska za 1902-1924 gg. [Annals of the city of Irkutsk, 1902-1924]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo. 568 p.

Статья поступила в редакцию 13.03.2021 г.

14 Выставка картин // Сибирь. 1915. № 73. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.