Научная статья на тему 'Формирование творческого объединения советских художников в Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. : по материалам Иркутского областного Союза советских художников'

Формирование творческого объединения советских художников в Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. : по материалам Иркутского областного Союза советских художников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ / ИСТОРИЯ ИРКУТСКА / HISTORY OF EASTERN SIBERIA / HISTORY OF PAINTING / CIVIL WAR / WAR COMMUNISM / HISTORY OF IRKUTSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Виталий Викторович

Статья посвящена истории становления творческого объединения советских художников в Восточной Сибири. В статье анализируются протоколы правления и общих собраний Иркутского областного союза советских художников за 1930-е гг. Отдельно рассматривается возникновение советской системы управления творческих организаций в рамках Сибирского края, где отмечаются особенности Восточной Сибири. Рассматривается история создания союза, принятие решений, проведение заседаний правлений и общих собраний, организация и проведение выставок, составление смет и планов, принятие новых членов и исключение старых. Представлена общественная, выставочная деятельность иркутских художников в 1920-1930-е гг. Также отмечаются экономические, хозяйственные, кадровые вопросы, которые поднимались на организационных собраниях художников Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CREATIVE ASSOCIATION OF SOVIET ARTISTS IN EASTERN SIBERIA IN 1920-1930S: ON THE MATERIALS OF THE IRKUTSK REGIONAL UNION OF SOVIET ARTISTS

The article is devoted to the history of the formation of the creative association of Soviet artists in Eastern Siberia. The article analyzes the protocols of the board and general meetings of the Irkutsk Regional Union of Soviet Artists for the 1930s. Separately, the emergence of the Soviet management system of creative organizations within the Siberian Territory, where the features of Eastern Siberia are noted, is considered. The history of the creation of the union, decision-making, meetings of boards and general meetings, organization and holding of exhibitions, drawing up estimates and plans, the adoption of new members and the exclusion of old ones are considered. The public, exhibition activity of Irkutsk artists in the 1920-1930s is presented. It also notes the economic, personnel issues that were raised at the organizational meetings of artists of Eastern Siberia.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого объединения советских художников в Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. : по материалам Иркутского областного Союза советских художников»

УДК 94(57) УДК 7.011: 94(57)

В. В. Ткачев

Исторический факультет, Иркутский государственный университет,

Иркутск, Россия, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 1920-1930-Е ГГ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ

ХУДОЖНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена истории становления творческого объединения советских художников в Восточной Сибири. В статье анализируются протоколы правления и общих собраний Иркутского областного союза советских художников за 1930-е гг. Отдельно рассматривается возникновение советской системы управления творческих организаций в рамках Сибирского края, где отмечаются особенности Восточной Сибири. Рассматривается история создания союза, принятие решений, проведение заседаний правлений и общих собраний, организация и проведение выставок, составление смет и планов, принятие новых членов и исключение старых. Представлена общественная, выставочная деятельность иркутских художников в 1920-1930-е гг. Также отмечаются экономические, хозяйственные, кадровые вопросы, которые поднимались на организационных собраниях художников Восточной Сибири.

Ключевые слова: история Восточной Сибири; история живописи; гражданская война; военный коммунизм; история Иркутска.

V.V. Tkachev

Faculty of History, Irkutsk State University,

Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected]

FORMATION OF THE CREATIVE ASSOCIATION OF SOVIET ARTISTS IN EASTERN SIBERIA IN 1920-1930S: ON THE MATERIALS OF THE IRKUTSK REGIONAL UNION OF SOVIET ARTISTS

Annotation. The article is devoted to the history of the formation of the creative association of Soviet artists in Eastern Siberia. The article analyzes the protocols of the board and general meetings of the Irkutsk Regional Union of Soviet Artists for the 1930s. Separately, the emergence of the Soviet management system of creative organizations within the Siberian Territory, where the features of Eastern Siberia are noted, is considered. The history of the creation of the union, decision-making,

meetings of boards and general meetings, organization and holding of exhibitions, drawing up estimates and plans, the adoption of new members and the exclusion of old ones are considered. The public, exhibition activity of Irkutsk artists in the 1920-1930s is presented. It also notes the economic, personnel issues that were raised at the organizational meetings of artists of Eastern Siberia.

Keywords: history of Eastern Siberia; history of painting; Civil War; war communism; history of Irkutsk.

Введение

В 1920-е гг. в Восточной Сибири работали известные художники: М. И. Авилов, А. Стражник, Л. Ф. Лагутина, Б. И. Лебединский, К. И. Померанцев, Н. А. Андреев, С. Д. Бигос, М. И. Дубинский, Н. В. Лодейщиков и др. Авторы уделяли внимание таким темам, как революция, гражданская война, исторические пейзажи сибирских городов. Николай Васильевич Лодейщиков (1881-1943) пишет картины «Ледокол «Байкал» (1906), «Успенская площадь около семинарии», «С вершины Синюшиной горы», «Интендантский сад», «Хайтинская фабрика» (1927) [19, с. 35]. Произведения создают образ сибирского региона, показывают место людей в жизни города, культуру и быт местного населения. В картине «Вступление в Иркутск частей 5-ой армии» отражено событие 10 марта 1920 г. Художник как свидетель исторического события показал в своей работе приход в Иркутск новой власти, которая несёт изменения во всех сферах жизни [1]. Борис Иванович Лебединский (1891 -1972) в работах «Избы», «Новгородские стены» (1913), акватинтах «Московские ворота», «Иркутский острог XVII в.», «Иркутск - город древний», «Сергиевская башня», «Улица старого Иркутска», «Глухая башня» прослеживает историю г. Иркутска, Иркутского острога [18, с. 19]. Художник изучает архивные документы, иркутские летописи, карты и планы домов. Собирает все эскизы и создаёт образ старого сибирского города. Также Б. И. Лебединский изучает историю и архитектуру городов Древней Руси. 10 марта 1920 г. в Иркутск вошли части 5-й Красной армии. М. И. Авилов, А. Стражник, Л. Ф. Лагутина, Б. И. Лебединский, К. И. Померанцев занимались оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. В 1923 г. создаётся Иркутское литературно-художественное объединение. 1 января 1924 г. проходит выставка Н. А. Андреева, С. Д. Бигоса, М. И. Дубинского, Н. В. Лодейщикова. В 1927 г. создаётся объединение «Хлам» (художники, литераторы, артисты, музыканты) [17, с. 9].

Идея об объединении иркутских художников возникла с первых выставок в музее Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО). Намерение о сплочении в «кружок» было объявлено в программе выставки 1909 г. Во время проведения 3-й музейной выставки в 1911 г. вновь заговорили о «кружке художников». Однако ни одно из этих намерений не было реализовано, как и не был создан при музее ВСОИРГО художественный отдел [16, с. 33]. В 1909 г. было создано Томское

общество любителей художеств. Объединение организовало «Первую сибирскую передвижную выставку картин томских художников». После её проведения в Иркутске (28 апреля - 9 мая 1910 г.) в среде местных художников появилась мысль об объединении по подобию томичей. К осени 1914 г. был разработан устав общества. Он был рассмотрен губернской администрацией, и 19 декабря 1914 г. иркутское общество художников было «внесено в реестр обществ и союзов под №84» [2].

Членами-учредителями общества стали пять человек: любители искусств

- ветеринарный врач И. Ф. Астраханцев, служащий К. К. Грюнберг и художники

- А. В. Овчинников, К. И. Померанцев, Н. М. Чистяков. Общество стремилось объединить сибирских художников и любителей искусства, распространить художественные идеи в широкой публике (организация выставок, лекций, экскурсий, чтение докладов). В своей деятельности новое объединение опиралось на опыт Томского общества любителей художеств [3].

Первая выставка иркутского общества художников состоялось 20-29 марта 1915 г. в помещении гимназии Е. А. Горцейт по Большой улице. На ней было представлено около 300 картин [14, с. 18]. Кроме нескольких иркутян (И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев и Н. М. Чистяков) её участниками были томичи В. Д. Вучичевич-Сибирский, Д. И. Ильин, В. И. Лукин, М. М. Поляков, З. А. Рокаческий, Н. Ф. Смолин, Н. П. Ткаченко, П. Ф. Федоровский, алтаец Г. И. Гуркин, семипалатинский художник В. Н. Белослюдов, красноярец А. Ф. Ефремов, а также множество членов Петроградского общества художников [15, с. 32]. Эта была первая выставка, которая проводилась самостоятельно от музея Географического общества. Вторая выставка проходила с 9 по 17 апреля 1916 г., в которой приняли участие иркутяне (И. В. Булатов, А. Ф. Вербов, В. А. Гончаревский, Е. И. Лифшиц, Н. В. Лодейщиков, Н. Ф. Николаев, А. В. Овчинников, И. С. Осипов, К. И. Померанцев), томичи (Н. Игнатовская, Д. И. Ильин, В. И. Лукин, Е. Мако-Тюменцева, М. М. Поляков, Н. Ф. Смолин) и красноярцы (А. Ф. Ефремов, Д. И. Караганов, А. Г. Попов, А. С. Сергеев, И. Г. Шешунов) [4]. Также на выставке присутствовали картины Г. И. Гуркина и В. Н. Белослюдова. В целом было представлено 25 авторов, представивших 205 живописных, графических и скульптурных произведений. 30 марта - 14 апреля 1917 г. в 1-м Общественном собрании состоялась третья выставка общества и в связи с революционными событиями не была освещена в прессе. Её авторский состав расширился. В ней участвовало 36 художников из Иркутска, Верхоленска, Красноярска, Томска, Саратова, Казани и Алтая, выставивших 230 картин и рисунков. Выставочная деятельность Иркутского общества художников не ограничилась устройством ежегодных коллективных выставок [13, с. 10]. 24 сентября - 9 октября 1916 г. была организована персональная выставка проезжего художника И. Л. Калмыкова. Члены общества участвовали в выставках Томска и Красноярска. И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев были участниками VI, VII, VIII и IX периодических выставок Томского общества

любителей художеств, проходивших с декабря 1913 по январь 1917 г. В Красноярске иркутяне (И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев) участвовали в «Первой Сибирской передвижной выставке» в феврале - марте 1916 г [5].

Активность действий Иркутского общества художников в 1916 г. не получила достойного продолжения в следующем году из-за происходивших в стране событий: сокращалось количество выставок и художников, которые входили в общество. В 1920 г. прошла персональная выставка В. Фёдорова. В 1922 г. в последний раз представители общества совместно выставляли свои работы [6]. В 1923 г. было создано литературно-художественное объединение «ИЛХО», организовавшее выпуск литературно-художественного журнала «Красные зори». Осенью 1927 г. появилось объединение художников, литераторов, артистов и музыкантов «ХЛАМ» под руководством С. Д. Бигос, К. И. Мозылевский, Д. А. Болдарев-Казаринов. Именно иркутские художники первыми выразили идею совместной работы во всесибирском масштабе, предприняв организацию всесибирской выставки в 1925 году. Инициатором этого события был Б. И. Лебединский, который письмами и через газету обратился с приглашением к художникам Новониколаевска, Омска, Томска, Красноярска, Кузнецка, Барнаула и Мариинска [12, с. 21]. В 1927 г. состоялся съезд сибирских художников, в работе которого от Иркутска участвовали Б. И. Лебединский, Н. А. Андреев, И. Л. Копылов. Многие предложения, выдвинутые делегатами съезда, были утопичны, предлагаемый размах творческой деятельности не имел государственной поддержки, во взглядах художников не было единства, не существовало также жизнеспособной организационной структуры [7].

В центральной части России после утверждения советской власти, образования государственных органов и структур по разным направлениям деятельности, в том числе и культуре, было принято решение и о создании организации, которая должна контролировать деятельность художников. Первая выставка общества «Союз Советских художников» открылась 15 апреля 1931 года в Москве в помещении выставочного зала товарищества «Художники». Союзы советских художников в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах образовались в разное время на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» [8].

В соответствии с постановлением, все разрозненные творческие группировки были упразднены, а художники, писатели, архитекторы, театральные деятели, композиторы, журналисты должны были образовать единые творческие союзы и общества. С этого времени в Иркутске было начато создание творческих союзов, перед которыми ставились задачи «создания высокоидейных и художественно совершенных произведений», усиления идейно-воспитательной работы в обществе, «участия в осуществлении культурной политики партии и культурно-воспитательной функции государства,

а также в общественно-политической жизни страны» [9]. После принятия постановления, многие художники были воодушевлены перспективой «нового, свободного» искусства. 14 апреля 1933 г. прошла I краевая конференция художников. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. в Иркутске был организован Иркутский Союз Советских художников, избрано оргбюро, в мае избрано правление ССХ в составе Радихина, Н. А. Андреева, Тушинского, Дубинского, Каратониса [11, с. 14]. В состав ревизионной комиссии вошли Герман и Гвоздев. Председателем был избран сначала Радихин, а с 5 ноября - Н. А. Андреев. Членами Иркутского отделения в 1933 г. были 34 человека, из них 20 - члены Союза Советских художников и 14 - кандидаты. В феврале 1933 г. был проведён отчёт правления и проведены перевыборы. Первым шагом в работе Иркутского городского союза стала подготовка к созданию Восточно-Сибирского Краевого Союза советских художников (ВСКРаССХа). В этом году была создана новая организация с Иркутским, Красноярским, Улан-Удэнским и Читинским филиалами. Председателем краевого правления был избран художник А. И. Вологдин. В 1937 г. в связи с административно-территориальным делением Восточной Сибири, ликвидацией края и проведением конференции художников Восточно-Сибирского края, был преобразован в Иркутский областной Союз советских художников. 15 ноября

1937 г. на общем собрании художников Иркутской области было избрано правление Иркутского областного Союза советских художников. Председатель правления Союза - Востоков К. П. Правление Союза - Бортников, Маличенко, Востоков К. П., Лигачев А. И., Гулецкий В. В., Развозжаев и Дудин Г. И. Ревизионная комиссия: Жибинов А. П., Бройдо С. А., Серянов И. А. К 4 января

1938 г. в Иркутском отделении Союза советских художников состояло 338 человек [10, с. 12].

Цель и задачи

В рамках данного исследования поставлена цель - представить историю формирования творческого объединения советских художников в Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. на материалах Иркутского областного союза советских художников. В соответствии с целью поставлены задачи: изучить историю создания союза в регионе; провести анализ протоколов общих собраний и правления Иркутского областного союза советских художников, подтверждающих организацию и проведение собраний иркутских художников; изучить литературу по теме; выделить проблемы, с которыми сталкивались художники при создании новых органов власти.

В Сибири в 1920-1930-е гг. происходят административно-территориальные преобразования. Данная работа включает следующие географические рамки: Енисейскую, Иркутскую и Якутскую губернии. Хронологически исследование охватывает период от организации различных творческих объединений художников Восточной Сибири в 1920-е гг. до создания Восточно-Сибирского Краевого Союза советских художников (1933) и Иркутского областного союза советских художников (1937). В работе

используются документы Государственного архива Иркутской области: личный фонд В. В. Флинского (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1-4), Государственного архива новейшей истории Иркутской области: постановления, решения, материалы по выставкам Иркутского отделения Союза художников РСФСР (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 173); личное дело Б. И. Лебединского (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65).

Методология исследования

Изучение истории формирования творческих объединений проводили историки, искусствоведы, культурологи и музейные работники. Общественную и творческую деятельность художников рассматривает в своих статьях В. В. Фалинский. Ему удалось собрать уникальный материал, дела по иркутским художникам. В 1960-е годы он приступает к многолетней работе над диссертацией «Художники Сибири». Материал собирался и изучался по всем лучшим архивам Советского Союза. Это Иркутск и Чита, Красноярск и Минусинск, Томск и Львов, Москва и Ленинград и даже Варшава. Во Львове -исторический архив имени Оссолинских, архив при национальной библиотеке, в Москве - ЦГАЛИ, Ленинка, Центральный партархив. В Ленинграде - архив Русского музея, Петровская кунсткамера, архив Академии художеств, библиотека имени Салтыкова - Щедрина.

Первое исследование жизни и деятельности художников проводил искусствовед, заслуженный работник РФ, почетный гражданин г. Иркутска, член Союза художников РФ А. Д. Фатьянов. Алексей Дементьевич подробно описывал историю картин из собрания Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, привёл биографии сибирских художников. В 1958 г. он написал историю Иркутского художественного музея, затем подготовил издания: «Судьба сокровищ», «Загадка старой картины», «Иркутские сокровища». В 1995 г. написал книгу «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии». История образования и деятельности Иркутского областного союза художников изложена в небольшом методическом пособии, подготовленном А. Д. Фатьяновым «Иркутские художники за 50 лет Советской власти». В нем автор описывает наиболее значимые для союза события, например, историю создания союза, выставочную и общественную работу, рассмотрен и кадровый состав союза.

В 1968-1969 г. выходит пятитомный научный труд «История Сибири», подготовленный Сибирским отделением АН СССР. В это издание также включены материалы по изобразительному искусству Сибири, в том числе сведения по Иркутску. Здесь были собраны материалы по некоторым известным иркутским художникам, их персональные биографические справки, сведения о выставках, о коллекции картин В. П. Сукачева, об образовании рисовальных школ в городе и т. д. Но в этом издании не достаточно широко было представлено исследование развития изобразительного искусства в Сибири, в Иркутске.

В 1989 г. выходит каталог «Сокровища Иркутского художественного музея», который составляли С. Н. Баранова, Т. Г. Драница, И. А. Бордовская, Е. С. Зубрий, Л. Н. Снытко, Л. Н. Кузнецова и др.

В последнее десятилетие вышло несколько работ, посвящённых художественной жизни в Восточной Сибири. В монографии «История изобразительного искусства Приангарья XX - начала XXI в.» (2015) Т. Г. Ларева раскрывает основные направления развития изобразительного искусства, историю создания работ и школ. В 2015 г. защищается диссертация Шашковой Татьяны Владимировны «История творческих союзов Иркутской области в 1930 - первой половине 1960-х гг.». В работе автор рассматривает деятельность творческих организаций Иркутской области: общественную, выставочную, просветительскую.

Таким образом, не смотря на обширные исследования по истории живописи в Сибири и в Иркутске, историки подробно не изучают направления деятельности Иркутского областного союза советских художников: организационная, выставочная, общественная и т.д. В полной степени не изучены архивные документы организации: нормативно-правовые документы, протоколы, отчёты, сметы, планы, переписка художников и т.д.

Анализ и результаты

Протоколы - официальные документы Иркутского областного союза советских художников, подтверждающие организацию и проведение собраний иркутских художников. Документы сопровождают деятельность иркутских художников: выставочную, общественную, просветительскую. Протоколы за первый период существования объединения 1937-1938 гг. сохранились в Государственном архиве новейшей истории Иркутской области в фонде Р-2802 Иркутского отделения Союза художников РСФСР. В фонде с общей численностью 514 ед. хр. с 1937 по 1998 гг. представлены протоколы общих собраний организации, заседаний правления, Уставы Союза и областной организации (1938, 1957, 1992), планы работы, отчёты о работе Союза, его правления и секций, о выполнении постановления обкома КПСС «О работе Иркутского отделения Союза художников РСФСР» (1968). Сохранились личные дела творческих работников, известных художников, таких как Б. И. Лебединский. В фонде находится протокол конференции сибирских художников в г. Новосибирске с участием иркутских художников (1946), списки работ иркутских художников, представленных на выставке в Москве (1966).

За 1937 г. составлено 18 протоколов Восточно-Сибирским Краевым Союзом советских художников и 4 протокола Иркутским отделением Союза советских художников. Историю Союза в 1937 г. можно поделить на две половины, так как 15 ноября 1937 г. на общем собрании художников Иркутской области было избрано правление Иркутского областного Союза советских художников. 4 января 1938 г. на основании программных документов Москвы был принят устав Союза. Руководящим органом Союза было правление. Плавление состояло из председателя, секретариата и общего состава. Оно

организовывало деятельность Союза и осуществляло выполнение решений общего съезда, устанавливало принципы и нормы представительства на общем съезде, вносило изменения в структуру с последующим утверждением на общем съезде, рассматривало и утверждало отчеты Секретариата. Возглавлял правление Союза председатель. С 1933 по 1937 гг. председателем Восточно-Сибирского краевого Союза советских художников был А. И. Вологдин. В 1938 г. председателем был избран К. П. Востоков

Протоколы состояли из нескольких частей: вводной (дата проведения, председатель, присутствующие, повестка дня), основной (выступление руководителей и членов собрания), заключительной (принятие решения, планы организации, подписи). В 1937-1938 гг. протоколы составлялись по общим собраниям членов Союза и заседаниям правления. Собрания и общие заседания правления проходили каждый месяц по случаю важности вопросов, проблем, повестки дня, предстоящих событий. Так, в марте 1937 г. было организовано 1 собрание по вопросам: «творческие задачи художников», «о контрактации», «разные». Председателем собрания был Радихин, секретарём - Богданов. В апреле 1937 г. проведено 2 собрания по вопросам: «информация о контрактации», «информация об общем состоянии Союза и Кооператива художников и их работе», «Смета и план», «о картинной галерее», «по проработке нового устава Союза художников». В мае 1937 г. было проведено 1 совещание актива-членов Союза советских художников Восточно-Сибирской области по докладу Председателя Союза художников Вологдина А. И. и текущим вопросам работы художников о подготовке к выставке «20 лет Октября». В июне 1937 г. проведено 3 собрания по вопросу о проведении выставки «20 лет Октябрьской революции». В июле 1937 г. организовано 2 собрания по вопросам: «о работе Союза за 1937 г.», «принятие и исключение членов Союза», «летняя работа и подготовка к выставке». В сентябре 1937 г. проведено 1 собрание. В октябре 1937 г. проведено 6 собраний по вопросам: «о подготовке к выставке 20-летнего юбилея Октябрьской революции», «об избрании орг-бюро по делам Иркутского областного Союза советских художников», «информация о подготовке выставкомом организации материальной части выставки». В ноябре 1937 г. проведено 5 собраний по вопросам: «Доклад Председателя Оргбюро Жибинова А. П. о деятельности Союза», «Содоклад технического секретаря Богданова о финансах Союза», «выборы правления Союза Советских художников», «доклад художника из Москвы Быковского». 8 декабря проведено последнее собрание за 1937 г [5].

За 1938 г. Иркутским отделением Союза советских художников составлен 21 протокол. В январе 1938 г. было проведено 3 собрания по вопросам: «рассмотрение и принятие нового устава Иркутской области Союза советских художников», «о творческой работе членов Союза и товарищества», «утверждение сметы на 1939 г.», «об итогах контрактации художников», «выборы комиссии по перерегистрации». 3 февраля 1938 г. проведено общее собрание художников по вопросу: «о подготовке к юбилейной выставке 20 лет

Красной Армии». 1 апреля 1938 г. проведено заседание правления Союза советских художников Иркутской области по текущим делам. Остальная часть собраний и заседаний проведена во второй половине 1938 года по вопросам: «о работе художников в Иркутском товариществе художников», «о работе студии», «текущие дела» [6].

Заключение

Таким образом, принимая программные документы, постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), создавая творческие организации с местными отделениями, художники были включены в одно направление, которое соответствовало политике партии и государства. В 1937 г. создаётся Иркутский областной союз советских художников, который координирует деятельность художников Восточной Сибири. Выделяются соответствующие органы и должностные лица, которые определяют творческую работу, контролируют деятельность художников, распределяют бюджет. После создания Иркутского областного союза советских художников определились темы, по которым художники должны создавать работы (революционные, социалистические). Это ограничило творческий выбор мастера. Средств на реализацию своих идей не хватало. Также отсутствовали свободные помещения для размещения мастерских и проведение выставок. За 1937-1938 гг. Иркутским отделением Союза советских художников и Восточно-Сибирским Краевым Союзом советских художников составлено 43 протокола. Документы раскрывают деятельность Союза за 1937-1938 гг.: выставочная, общественная, просветительская. Протоколы содержат вопросы по организации и проведении выставок, финансовым расходам, по принятию новых членов и исключению старых, принятию программных документов, Устава Союза и другие. Документы отражают актуальные проблемы Союза: недостаток бюджета, организация выставок, взаимодействие с разными художниками и т.д.

Библиографический список

1. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1. Д. 1. Л. 3

2. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 2. Д. 2. Л. 12

3. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 3. Д. 181. Л. 12

4. ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 4. Д. 57. Л. 21

5. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 1. Л. 44

6. ГАНИИО. Ф. Р-2801. Оп. 1. Д. 2. Л. 12

7. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 7. Л. 62

8. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65

9. ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 173. Л. 23

10. Ларёва Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX

начала XXI века: научное издание / Т. Г. Ларёва. - Иркутск : Принт Лайн, 2015. 615 с.

11. Маджаров А. С. История России в теории цивилизации: монография / А.С. Маджаров ; [под ред. Л.М. Дамешека]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. 211 с.

12. Маджаров А. С. «Русская история» В. И. Сурикова и отечественная историография второй половины XIX в. (к 165-летию со дня рождения художника) / А.С. Маджаров // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». Т.2. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. 105 с.

13. «Музей в культурном пространстве Сибири. Коллекции, меценаты, выставки» : материалы научной конференции «Сукачевские чтения - 2015». Вып. 13. - Иркутск, 2016. 88 с.

14. Муратов П. Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х гг. / П.Д. Муратов. - Л.: Художник РСФСР, 1974. 144 с.

15. Традиции и современность. Художественная жизнь Иркутска XIX -начала XXI века : материалы научной конференции «Сукачевские чтения -2012». Вып. 11. - Иркутск, 2012. 106 с.

16. Художественная жизнь Иркутска. 1932-2000 гг. : научное издание / Л. Н. Малкина ; Иркутский нац. исслед. тех. ун-т. - Иркутск : Изд-во ИрНИТУ, 2015. 235 с.

17. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть ХХ века) / Ю. П. Лыхин ; Архитектур.-этнограф. музей Тальцы. - Иркутск, 2002. - 334 с.3. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Т. 20. Симбирская губерния. СПб. : Воен. тип., 1868. Ч. 2. 776 с.

18. Художники Иркутска: иллюстрированный альбом творчества художников / Т. Г. Ларева ; Авт. вступ. ст. А. Д. Фатьянов. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 414 с.

References

1. GAIO. F. R-3518. Op. 1. D. 1. L. 3

2. GAIO. F. R-3518. Op. 2. D. 2. L. 12

3. GAIO. F. R-3518. Op. 3. D. 181. L. 12

4. GAIO. F. R-3518. Op. 4. D. 57. L. 21

5. GANIIO. F. R-2802. Op. 1. D. 1. L. 44

6. GANIIO. F. R-2801. Op. 1. D. 2. L. 12

7. GANIIO. F. R-2802. Op. 1. D. 7. L. 62

8. GANIIO. F. R-2802. Op. 2. D. 41. L. 65

9. GANIIO. F. R-2802. Op. 1. D. 173. L. 23

10. Lareva T. G. Istoriya izobrazitel'nogo iskusstva Pribaykal'ya XX nachala XXI veka: nauchnoe izdanie / T. G. Lareva. - Irkutsk : Print Layn, 2015. 615 s.

11. Madzharov A. S. Istoriya Rossii v teorii tsivilizatsii: monografiya / A.S. Madzharov ; [pod red. L.M. Damesheka]. - Irkutsk : Izd-vo IGU, 2014. 211 s.

12. Madzharov A. S. «Russkaya istoriya» V. I. Surikova i otechestvennaya istoriografiya vtoroy poloviny XIX v. (k 165-letiyu so dnya rozhdeniya khudozhnika) / A.S. Madzharov // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoriya». T.2. - Irkutsk : Izd-vo IGU, 2013. 105 s.

13. «Muzey v kul'turnom prostranstve Sibiri. Kollektsii, metsenaty, vystavki» : materialy nauchnoy konferentsii «Sukachevskie chteniya - 2015». Vyp. 13. - Irkutsk, 2016. 88 s.

14. Muratov P. D. Khudozhestvennaya zhizn' Sibiri 1920-kh gg. / P.D. Muratov. - L.: Khudozhnik RSFSR, 1974. 144 s.

15. Traditsii i sovremennost'. Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska XIX -nachala XXI veka : materialy nauchnoy konferentsii «Sukachevskie chteniya -2012». Vyp. 11. - Irkutsk, 2012. 106 s.

16. Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska. 1932-2000 gg. : nauchnoe izdanie / L. N. Malkina ; Irkutskiy nats. issled. tekh. un-t. - Irkutsk : Izd-vo IrNITU, 2015. 235 s.

17. Khudozhestvennaya zhizn' Irkutska (pervaya chetvert' KhKh veka) / Yu. P. Lykhin ; Arkhitektur.-etnograf. muzey Tal'tsy. - Irkutsk, 2002. - 334 s.3. Materialy dlya geografii i statistiki Rossii, sobrannye ofitserami general'nogo shtaba. T. 20. Simbirskaya guberniya. SPb. : Voen. tip., 1868. Ch. 2. 776 s.

18. Khudozhniki Irkutska: illyustrirovannyy al'bom tvorchestva khudozhnikov / T. G. Lareva ; Avt. vstup. st. A. D. Fat'yanov. - Irkutsk : Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1994. 414 s.

Сведения об авторе

Ткачев Виталий Викторович - магистрант 2 курса исторического факультета Иркутского государственного университета. Занимается изучением проблем истории культуры и искусства Сибири.

Тел.: 89647522016;

E-mail: [email protected]

About the author

Tkachev Vitaliy Viktorovich - 2nd year undergraduate of the History Department of Irkutsk State University. Engaged in the study of the problems of the history of culture and art of Siberia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.