Научная статья на тему 'Союзы художников Восточной Сибири и их деятельность в 1971-1980 годы (на примере Иркутской, Красноярской и Читинской организаций)'

Союзы художников Восточной Сибири и их деятельность в 1971-1980 годы (на примере Иркутской, Красноярской и Читинской организаций) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
374
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОЮЗЫ ХУДОЖНИКОВ / ТВОРЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ARTISTS' UNIONS / ARTISTIC CULTURE / FINE ARTS / CREATIVE QUALIFICATION / EXHIBITION ACTIVITIES / CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Марина Владимировна

Обосновывается особое место творческой интеллигенции в политике государства в 1970-е начале 1980-х гг. на примере Союзов художников (СХ) Иркутской, Читинской областей и Красноярского края. Предлагается осуществить единый анализ деятельности художников в теории и практике изобразительного искусства и его синтеза с архитектурой, повышении роли художественной критики и искусствознания в дальнейшем развитии изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTS' UNIONS OF EASTERN SIBERIA AND THEIR ACTIVITIES IN 1971-1980 (ON EXAMPLE OF IRKUTSK, KRASNOYARSK AND CHITA ORGANIZATIONS)

The article proves the special place of creative intelligentsia in the state policy in the 1970s early 1980s on the example of the Artists' Unions of the Irkutsk region and Krasnoyarsk Krai. It is proposed to perform a unified analysis of the activity of artists in the theory and practice of fine arts and its synthesis with architecture, enhancement of the role of art criticism and art studies in the further development of fine arts.

Текст научной работы на тему «Союзы художников Восточной Сибири и их деятельность в 1971-1980 годы (на примере Иркутской, Красноярской и Читинской организаций)»

во ЛГУ, 1991. 106 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. http:// www. Eidos. ru /journal/2006/0505. htm

5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Академия, 2007. 352 с.

УДК 374.7:93(571.5)

СОЮЗЫ ХУДОЖНИКОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1971-1980 ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ, КРАСНОЯРСКОЙ И ЧИТИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ)

М.В. Михайлова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обосновывается особое место творческой интеллигенции в политике государства в 1970-е - начале 1980-х гг. на примере Союзов художников (СХ) Иркутской, Читинской областей и Красноярского края. Предлагается осуществить единый анализ деятельности художников в теории и практике изобразительного искусства и его синтеза с архитектурой, повышении роли художественной критики и искусствознания в дальнейшем развитии изобразительного искусства.

Ключевые слова: художественная культура; изобразительное искусство; Союзы художников; творческая квалификация; выставочная деятельность; народные промыслы.

ARTISTS' UNIONS OF EASTERN SIBERIA AND THEIR ACTIVITIES IN 1971-1980 (ON EXAMPLE OF IRKUTSK, KRASNOYARSK AND CHITA ORGANIZATIONS) M.V. Mikhailova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article proves the special place of creative intelligentsia in the state policy in the 1970s - early 1980s on the example of the Artists' Unions of the Irkutsk region and Krasnoyarsk Krai. It is proposed to perform a unified analysis of the activity of artists in the theory and practice of fine arts and its synthesis with architecture, enhancement of the role of art criticism and art studies in the further development of fine arts.

Key words: artistic culture; fine arts; artists' unions; creative qualification; exhibition activities; crafts.

Изобразительному искусству, как одному из самых наглядных средств эстетического воспитания, всегда отводилось особое место в работе государства. Основные направления и принципы политики в области изобразительного искусства были определены в 1970-е годы. Важнейшими из них являлись:

- создание условий для развития многообразных реалистических форм, стилей и жанров изобразительного искусства;

- повышение эффективности использования в этих целях системы государственных и общественных заказов, расширение выставочной деятельности и внедрение в практику ее организации и проведения перспективного тематического планирования;

- коренное улучшение работы с творческой молодежью, создание условий для ее гражданского и профессионального становления, выделение средств на закупку у молодых художников художественных произведений и организацию выставок;

- углубление научных исследований по актуальным проблемам теории и практики изобразительного искусства и его синтеза с архитектурой, повышение роли художественной критики и искусствознания в дальнейшем развитии изобразительного искусства;

- обеспечение дальнейшего развития и пропаганды самодеятельного художественного творчества и традиционных народных художественных промыслов;

- широкая пропаганда достижений изобразительного искусства в иллюстрированных монографиях, альбомах и других публикациях, в документальных, научно - популярных и учебных фильмах, теле - и радиопередачах и т.д.

Таким образом, в 1970-е гг. государство намеревалось серьезно поддержать развитие изобразительного искусства в стране. Поддержать, но только при условии строгого следования канонам социалистического реализма. Развитию альтернативного искусства в Постановлении не нашлось места. Видимо, слишком сильна была память о «бульдозерных выставках», о выставке в Манеже, о многих молодых талантливых художниках, покинувших страну в поисках своего пути в искусстве.

Практика перестройки экономических отношений и политических институтов во второй половине 1980-х годов показала, что на ее ход большое влияние имела позиция творческой интеллигенции. Но в 1980-е г. принимаются Постановления, заключающие творческую интеллигенцию в определенные рамки и также

1Михайлова Марина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: 89148756013. Mikhailova Marina, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: 89148756013.

отказывающие в полной свободе творчества.1

Тем не менее, развитие изобразительного искусства в изучаемое десятилетие привнесло свой вклад в развитие художественной культуры, в том числе и в Сибири, где оно получило едва ли не самое приоритетное развитие.

Одной из ведущих в Сибири и на Дальнем Востоке в 1970-е г. была Красноярская организация художников. К 1972 г. она насчитывала сорок четыре члена Союза художников РСФСР, из которых в г. Красноярске проживало 34 человека. К тому же имелся творческий актив 60 человек, работающих художниками на предприятиях и в организациях края, в основном в Красноярских производственных мастерских, с филиалом в г. Абакане. Только за 1972 г. в Союз художников РСФСР было принято четырнадцать и рекомендовано еще двенадцать человек.2 К концу 1970-х организация насчитывала уже более шестидесяти членов.3

Другие организации также были заметны на фоне художественных организаций страны.

Иркутская организация художников к концу 1970-х становится одной из самых массовых. В области работало свыше двухсот живописцев, графиков, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Тридцать семь из них были членами Союза Художников РСФСР. Кроме Иркутска, профессиональные коллективы имелись в городах Ангарске и Братске.4

В эти же годы Читинское отделение Художественного Фонда РСФСР насчитывало 69 человек. Из них 52 - это художники, скульпторы, а остальные - административно - управленческий аппарат. Как правило, работники фонда - это люди, получившие специальное художественное образование (9 человек - высшее) и только 5 из них - художники-практики.5

Будучи самой крупной организацией художников в Сибири и на Дальнем Востоке, Красноярская организация творчески также была одной из самых дееспособных. По числу участников в выставках ей не было равных в Зауралье. В начале 1970-х гг. в ее составе был первый и единственный в этой зоне член-корреспондент Академии художеств СССР Б.Я. Ряузов, два заслуженных деятеля искусств, три заслуженных художника РСФСР. Красноярские художники располагали значительной материальной базой, созданной в 60-70 годы: Домом художника в г. Красноярске с выставочным залом, салоном - магазином художественной продукции, творческими и производственными мастерскими, скульптурными мастерскими в помещении бывшей церкви, рядом мансард в жилых домах, картинной галереей и училищем искусств. Художники Хакассии в 1970 г. получили новое помещение под творческие и производственные мастерские,

1 Постановление ЦК КПСС от 21.08.86 №1014. Художественная жизнь современного общества. Государственная политика в документах и материалах Спб. 2001. Т. 4. Кн. 1. С. 36.

2 ЦХДНИКК. Ф. 26. Оп. 9. Л. 1, 3.

3 ЦХДНИКК. Ф. 17. Оп. 15. Д. 7, Л. 9.

4 ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 130. Л. 38.

5 ГАЧО. Ф. 3. Оп. 36. Д. 134. Л. 10, 11._

административные службы и выставочный зал. В начале 1970-х гг. современную мастерскую со всеми производственными условиями получил от красноярских строителей скульптор Ю.П. Ишханов. В 1975 г. красноярские художники получили производственные мастерские площадью 3 200 м2. Также было построено шесть мастерских для скульпторов. Тогда же члены СХ получили семь творческих мастерских, а в 1976 г. был построен дом, в котором для художников было создано еще шестнадцать творческих мастерских.6

Основной формой повышения творческой квалификации художников являлась работа в Домах творчества СХ СССР и СХ РСФСР. В 1976 г. в Домах творчества побывало восемь красноярских художников. Тогда же в творческой группе СХ СССР «Художники Северу и флоту» работали члены Союза художников СССР Степанов С.А. и Серегин В.А. При Красноярской организации СХ РСФСР работала студия по повышению творческой квалификации художников. Авторитет организации поддерживался активным участием в ее деятельности лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента АХ СССР, заслуженного деятеля искусств - Б.Я. Ряузова, заслуженного деятеля искусств РСФСР - Р.К. Руйги, а также заслуженных художников РСФСР - Ю.П. Шиханова, Н.П. Лостя, Т.В. Ряннела, В,И. Мешкова и др.7

К 1980 г. избираются новые правления Союза Художников, в которых были созданы секции критики и искусствознания. В Иркутской организации СХ РСФСР, как и во всех организациях Сибири, тоже была создана такая секция. Одной из главных задач, стоящих перед секцией, была пропаганда и научное обоснование качества произведений художников, анализ существующей модели отношений: художник -произведение - критик - зритель. Художники понимали, что весомость и значимость социально - гуманистического содержания их творчества остро нуждается в поддержке, заботе, внимании критики и пропаганды. Это было важно не только для самих художников, но и для зрителя. Создание действительно профессиональной секции критики было большой проблемой, так как во главе должен стоять профессионал-искусствовед со специальным образованием. Иркутский СХ такой возможности не имел, и главой секции был назначен не критик, а художник Анциферов Г.В. Члены секции активно участвовали в телепроектах. Например, по Иркутскому телевидению шли передачи, посвященные художникам: «Дороги творчества» - о художниках Н. Башарине, А. Вычугжанине, В. Миро-ненко, В. Адове, Л. Имшенецкой и обсуждение персональной выставки А. Костовского, (принимали участие в подготовке Анциферов Г.В., Драница Т.Г. и др.); передачу «Память Сибири» вела Т.Г. Драница. Она же провела большую работу по пропаганде творчества художницы Г. Новиковой. Более ста работ художницы экспонировались в Улан-Удэ, в музее им. Сампилова. Доклады иркутских искусствоведов были заслушаны

6 ЦХДНИКК, Ф. 26. Оп. 9. Д. 62. Л. 2, 28. |7ЦХДНИККиФ.2^Оп112711Ди7>Л19__

на межзональной музейной конференции «Проблемы изучения искусства Сибири» (Иркутск, 1980).8

Несмотря на активную работу секции критики и искусствоведения, она носила характер скорее пропагандистский, чем научно-критический. Критикой и изучением творчества не было охвачено большинство членов Союза художников, в том числе и молодежь. Но художнику требуется профессиональный анализ его творчества, беспристрастное исследование, в котором серьезно рассматривались бы художественные и эстетические достоинства и недостатки деятельности мастера. А непрофессиональный, дилетантский разбор чаще всего мешал выявлению объективной оценки. Нельзя выносить приговор по первому впечатлению, по первому взгляду на произведение. Необходимо, чтобы критическая статья в прессе, касающаяся творчества или нового произведения художника, была написана на высоком профессиональном уровне, с анализом всех акцентов совершившегося художественного факта.

Интересные методы наказания и поощрения читинских художников применяли органы управления Художественного Фонда. Так, к нарушителям дисциплины применялись меры морального и материального наказания. Например, за период с 1977 по 1979 г. несколько художников были переведены (на различные сроки) на работу по меньшим расценкам. Это возымело свое действие, и нарушений стало фиксироваться значительно меньше. Интересную инициативу переняли руководители ХФ у работников промышленности. Они ввели звание «Почетный ветеран труда», которое можно было заслужить не просто долголетней работой в Фонде (25 лет), но только тогда, когда не было нарушений дисциплины и были определенные успехи в творчестве. Это звание давало определенные льготы: предоставление очередного отпуска в любое время года по требованию, выдача дефицитных материалов вне очереди, предоставление льготных путевок на курорты и в санатории. Руководство Фонда считало, что это звание имело большое воспитательное значение как для ветеранов (за нарушения оно могло быть снято), так и для всех членов СХ.9

Союзы художников Российской Федерации территориально подразделялись на одиннадцать зон. Как правило, выставки проходили по зонам, например: «Советский Север», «Сибирь социалистическая», «Художники центральных областей», «Художники Московской области», «Советский юг», «Большая Волга», «Край черноземный», «Урал социалистический».

Сибирские художники активно участвовали в выставочной деятельности. Прошла целая серия значительных выставок, в которых участвовали художники всего региона. Принимая участие в так называемых «официозах» - официальных выставках, посвященных той или иной дате, художники, в своем большинстве, не были «заорганизованными». Их работы были по - настоящему талантливыми, а не формальными отписками к годовщинам. В 1970 г. в Красноярском

8 ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 212. Л.1-3.

9 ГАЧО. Ф. 3. Оп. 36. Д. 134. Л. 11, 12.

крае впервые была проведена III Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая», посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Она пользовалась большой популярностью, и за время ее работы на выставке побывали около ста тысяч красноярцев, что вряд ли произошло бы, если бы на ней были представлены только «парадные» картины, формальные «отписки» к годовщинам, не несущие части души своих создателей.10 Иркутские художники на этой выставке были представлены 158 произведениями пятидесяти четырех авторов. В 1971 г. в Москве была устроена II Выставка произведений художников Урала, Сибири, Дальнего Востока. У иркутян было принято на нее 108 произведений тридцати трех авторов (на первой выставке «Урал - Сибирь - Дальний Восток», прошедшей в 1926 г., участвовал только один иркутский художник.).11 В 70-е г. в зональных и республиканских выставках «Сибирь социалистическая» (Томск), «Советская Россия», «Слава труду» приняли участие, в общей сложности, более ста двадцати художников из Красноярска, экспонировалось свыше двухсот пятидесяти работ. Во Всесоюзной художественной выставке «Страна родная» приняли участие одиннадцать красноярцев.12 Только за два года, с 1976 по 1978 г., красноярские художники провели двадцать две выставки, на которых были представлены их лучшие работы. 13

В конце 1970-х г. родилась новая форма работы -бригадная. Иркутские и красноярские художники объединялись для отображения в своих произведениях производственной темы. Это был, так сказать, «социальный заказ» государственных органов - показать «пафос строительства сибирских электростанций». Но произведения, посвященные энергетикам Сибири, пользовались большой популярностью не только в Сибири и Европейской части страны, но и за рубежом. Отдельные произведения иркутян и красноярцев экспонировались в Швеции, Норвегии, Финляндии, Чехословакии, Венгрии, Японии, Кубе и других странах.14

Произведения сибиряков, показанные за рубежом, получали самые положительные отзывы. В 1973 г. иркутские художники были участниками двух выставок -вернисажей: в Японии и Монголии. На международной выставке «Страны бассейна Японского моря» в японском городе Канадзава экспонировалось пятьдесят одно произведение двадцати трех иркутских художников. На нее были отобраны портреты, пейзажи, натюрморты, созданные в основном в 60-70-е г. Это полотна «Ликбез» В. Кузьмина, «Бульдозеристы» Э. Мотаковой, «Мать» Е. Конева, «Портрет сталевара», «Любочка» В. Тетенькина и др. Также были представлены пейзажи известных сибирских живописцев И. Юшкова, А. Руденко, Е. Симонова, А. Костовского и др. В этой выставке приняли участие и полотна четырех красноярских художников. Картины знакомили

10 ЦХДНИКК. Ф. 26. Оп. 8. Д. 2. Л. 112.

11 ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 130. Л.38.

12 ЦХДНИКК. Ф. 26. Оп. 9. Д. 62. Л. 26.

13 ЦХДНИКК. Ф. 17. Оп. 15. Д. 7. Л. 9.

14 ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 130. Л. 39.

японского и монгольского зрителя с пейзажами Прибайкалья, Приангарья, Саянским горным краем. Японские зрители очень эмоционально восприняли эту выставку. После ее окончания сорок семь человек подали заявления о вступлении в общество советско-японской дружбы.15 В июне 1976 г. в Париже с успехом прошла персональная выставка Заслуженного художника РСФСР, красноярца В.И. Мешкова.16

В октябре 1980 г. в г.Чите произошло два события, пожалуй, равных по значению. Это сдача нового выставочного зала и открытие в нем V Зональной художественной выставки «Советский Дальний Восток». Открытию выставки предшествовала большая подготовительная работа. Были выпущены буклеты, рассказывающие о жизни и деятельности всех организаций художников Дальневосточной зоны, пригласительные билеты, пресс-справка и каталог работ художников. Большая серия материалов была опубликована до и во время проведения выставки в читинских областных газетах под единой рубрикой. В день открытия выставки вышел специальный красочный выпуск газеты «Забайкальский рабочий». Основную работу по проведению выставки выполнил выставочный комитет, во главе которого стоял председатель Якутской организации Союза художников РСФСР А.Н. Осипов. На выставке было представлено 1700 произведений всех видов изобразительного искусства. Это и театрально-декорационное, и декоративно-прикладное и народное искусство. Участвовало 530 авторов из Магадана и Якутии, Бурятии и Приморья, Камчатки и Хабаровского края, Забайкалья. Выставка явилась творческим отчетом работы художников за пятилетие. Более трети участников выставки были дебютантами, совсем недавно вошедшими в Союз художников из молодежных творческих объединений. Достойное место заняли на выставке работы читинских художников. Выставочный комитет принял к участию в выставке 157 работ живописи, графики, прикладного искусства, скульптуры от сорока трех мастеров. Это была самая представительная выставка в г. Чите за 16 лет. Она стала основой для создания экспозиции создаваемого в г. Чите художественного музея. Художественным Фондом России было передано читинцам 262 работы. Произведения искусства местных художников были приобретены областным управлением культуры и

17

также вошли в экспозицию музея.

Помимо выставочной деятельности, которая тоже, безусловно, является формой пропаганды изобразительного искусства, художники Сибири активно занимались шефской и просветительской деятельностью. Так, красноярские художники поддерживали тесную связь со строителями Саяно-Шушенской ГЭС. Только за 1975 г. на строительство был организован выезд двух творческих групп. Во время этих творческих командировок художники встречались со строителями, организовывали выставки, помогали в оформлении

15 ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 130. Л.50.

16 ЦХДНИКК. Ф. 17. Оп. 15. Д. 15. Л. 8.

17 ГАЧО. Ф. 3. Оп. 42. Д. 76. Л. 6-12.

наглядной агитации. Было проведено сорок встреч художников со зрителями.18

Иркутская организация художников, совместно с управлением культуры облисполкома, приняла участие в организации студий изобразительного искусства в городах Иркутске, Шелехове, Братске, Усть-Илимске, пос. Усть-Ордынском. Иркутские художники курировали работу этих студий, оказывали методическую и практическую помощь, а наиболее талантливые дети имели преимущество при поступлении в областное училище искусств.19 Большое значение в общественной работе имело творческое сотрудничество писателей с художественными организациями. Традиции такого сотрудничества уходят корнями еще в 20-е годы.

В 1923 г. в Иркутске были созданы первые объединения демократической интеллигенции. При газете «Власть труда» было создано ИЛХО (Иркутское литературно - художественное общество), впервые объединившее писателей и художников одной целью. В 1973 г. ИЛХО исполнилось 50 лет. Все эти годы традиционное сотрудничество писателей и художников только укреплялось. Они были связаны общей работой над книгами, театральными постановками. В годы Великой Отечественной войны А. Ольхон, Е. Жилки-на, Ин. Луговской, И. Молчанов-Сибирский вместе с художниками Шабалиным, Развозжаевым и многими другими выпускали в Иркутске «Окна ТАСС». Важнейшим общим делом всех творческих Союзов стала конференция «Молодость, творчество, современность». Истоки ее уходят в конец 50-х годов, когда собирались вечера творческой молодежи, созываемые Иркутским ГК ВЛКСМ и Иркутским ОК профсоюзов работников культуры. Тогда же (в 1959 г.) начала готовиться ставшая традиционной в 70- 80-е гг. конференция «Молодость, творчество, современность». Благодаря сотрудничеству литераторов и художников в 70-е г. издавалась «Галерея Сибири» в альманахе, который последовательно, год за годом знакомил читателей с произведениями художников - иркутян. К этому времени окреп и значительно вырос Союз художников. В 70-е годы художники Сибири успешно проводили свои творческие семинары, «Среды», огромная работа проводилась и по устройству выста-вок.20

Самодеятельные художники и мастера прикладного искусства также не были забыты. Основным направлением политики в развитии народных промыслов, играющих особую роль в сохранении традиций отечественной культуры, было повышение роли и заинтересованности авторов и народных мастеров в выпуске высокохудожественных и уникальных изделий, а также выявление мастеров из числа самодеятельных художников.

В марте 1973 г. в Сибирском регионе прошли выставки самодеятельных художников. В Красноярске в залах Художественной галереи была открыта Краевая

18 ЦХДНИКК. Ф. 17. Оп. 15. Д. 15. Л. 27, 31.

19 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 104. Д. 22. Л. 58.

20 ГАИО. Ф. Р. 2828. Оп. 1. Д. 130. Л. 16.

выставка самодеятельных художников. На фоне этой выставки была проведена творческая конференция.21 В Иркутске также прошла выставка самодеятельных художников, в которой приняли участие тридцать два человека из разных районов области. Выставка прошла и в Усть-ордынском национальном округе, на которой было представлено пятьдесят две работы два-

22

дцати четырех художников и мастеров.

Недостатки в деятельности творческих организаций художников Сибири были практически одинаковыми. В Красноярском крае работало всего два критика-искусствоведа со специальным образованием по изобразительному искусству и четыре человека с опытом практической работы в этой области. Естественно, что они не были в состоянии оказать художникам необходимую помощь в анализе их деятельности и своевременно дать полезные для творчества мастеров советы. Однако правление не приглашало для этой цели искусствоведов из Москвы и других городов. Эта проблема была общей для всех творческих организаций Сибири, не только для Красноярска, и решаться (и то не всегда полностью) она начала только во второй половине восьмидесятых годов.

Довольно слабой была и связь художников с архитекторами, проектировщиками, строителями, что отрицательно сказывалось на решении задач художественного и архитектурного оформления городов и сел. Это было видно на примере г. Красноярска, где в проектировании районов новой застройки почти не участвовали художники. Архитектурно-художественный совет города был малочислен (в нем был всего один художник - Никифоров) и работал в отрыве от Красноярской организации художников. В других же районах края не было и такого Совета.

Центральные органы управления СХ РСФСР проводили проверки по различным организациям СХ, в том числе и в Сибири. В 1971 г. в результате комплексной ревизии творческо-производственной и финансово-хозяйственной деятельности художественно-производственных мастерских Иркутского отделения Художественного Фонда РСФСР были выявлены недостатки. Отмечалось, что производственные площади мастерских, расположенных в г. Иркутске, находились в неудовлетворительном состоянии. Средства, выделенные на их реконструкцию, не были использованы. В мастерских нарушался принцип оплаты труда художников. Расчеты с ними производились не по фактически выполненным объемам и характеру работ, а по предварительным сметам, составленным ориентировочно. Это приводило к искусственному завышению заработка отдельных категорий художников и перебору средств с заказчика. Только по проверенным нарядам переплаты составили свыше пяти тысяч рублей. Многие недостатки и нарушения в деятельности мастерских часто происходили из-за незнания ответственными исполнителями трудового законодательства, инструкций, положений, руководящих приказов и

21 ЦХДНИКК. Ф. 17. Оп. 15. Д. 7. Л. 8.

22 ГАИО, Ф. Р-2828. Оп. 1. Д. 132. Л. 4; ГАНИИО. Ф. Р-2802.

Оп. 2. Д. 212. Л. 16._

директив в области творческо-производственной и финансово-хозяйственной работы.23

Развитие многих видов искусства сдерживало отсутствие материальной базы, прежде всего, недостаточное количество художественно-производственных мастерских с соответствующим оборудованием. Также медленно решались вопросы развития монументально-декоративного искусства. При проектировании жилых и общественных зданий, памятников редко привлекались художники и народные мастера.2

Эта проблема не была уникальной. Практически во всех областях Восточной Сибири она также не решалась положительно. Художественно-оформительские работы зачастую не закладывались в про-ектно-сметные документации, не планировались расходы на их выполнение. Поэтому в городах практически не появлялись монументальные памятники, росписи, рельефы, которые могли бы украсить довольно унылый вид сибирских городов, особенно новостроек. Правления СХ обращали мало внимания на подготовку специалистов по монументальной росписи, хорошо владеющих техникой фрески, мозаики, граффито. Ни проектные институты, ни творческие организации архитекторов и художников, также как и заказчики, не использовали для оформления городов, новостроек многоцветные кирпичные панно, мозаичные рельефы. Мало создавалось и витражей-картин из цветного стекла.

В целом, выводы о деятельности Союзов художников в Восточной Сибири можно свести к следующему:

- выставки служили идеологическим установкам (были приурочены к юбилеям и крупным датам из жизни вождей и революционных событий), также были мощным стимулом к эстетическому воспитанию и воспитанию художественного вкуса у трудящихся и, прежде всего, у молодых людей. Эта просветительская функция была одной из самых главных в деятельности художников;

- несмотря на «заорганизованность», художники Сибири создавали произведения, ставшие в один ряд с лучшими произведениями русских живописцев и скульпторов. Это подтверждается как приятием этих произведений публикой на выставках, так и тем, что закупочные комиссии Художественного Фонда РСФСР и СССР практически на каждой крупной выставке отбирали лучшие полотна и изделия Сибирских художников для ХФ и крупнейших музеев страны;

- что касается недостатков, они были характерны практически для всех творческих Союзов, творческих коллективов художников. Скорее всего, это была не вина, а беда организаций, замкнутых в своей организационной и творческой деятельности в рамки партийной системы. Во главе творческих организаций часто оказывались люди, которые слабо разбирались в творчестве, но в своих решениях по вопросам творчества опирались на решения партии и правительства. Менять что-либо, оставаясь в системе, было просто

23 ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 118. Л. 293-298.

24 НАРБ. Ф. 1. Оп. 40. Д. 157. Л. 2,3._

невозможно. После 90-х г. ситуация начала меняться дожника, выходит защита прав самого художника, в и на первый план, при полной свободе творчества ху- том числе права на нормальные условия труда.

УДК 811.112.2282

ДИАЛОГИЗМ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП КЁЛЬНСКОЙ ДИАЛЕКТНОЙ ПЕСНИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА НЕМЕЦКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГРУПП «BAP» И «BLACK FOOSS»)

Н.И. Мокрова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается диалогизм, являющийся одной из важнейших черт песни как художественного сообщения. Доказывается, что процесс исполнения песни представляет собой коммуникативный акт и всегда подразумевает присутствие адресата. Описываются признаки диалогизма кёльнской диалектной песни, характер её адресован-ности и проявление диалогизма в языковом плане; демонстрируются маркеры диалога. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: диалогизм; диалог; текст; песня; адресат.

DIALOGISM AS A LEADING PRINCIPLE OF COLOGNE DIALECT SONGS (ON THE BASIS OF CREATIVE WORKS OF GERMAN MUSICAL GROUPS "BAP" AND "BLACK FOOSS") N.I. Mokrova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article considers dialogism that is one of the most important features of a song as an artistic message. It is proved that the process of singing a song is a communicative act, and always implies the presence of an addressee. The article describes the features of the dialogism of Cologne dialect songs, the nature of their targeting and the expression of dialogism in the language. Dialogue markers are demonstrated. 11 sources.

Key words: dialogism; dialogue; text; song; addressee.

Одной из важнейших черт песни как художественного сообщения является диалогизм. Диалогичность выделяется лингвистами как одна из категорий любого текста. Язык всегда ориентирован на диалог, и художественная коммуникация также раскрывает его диалогическую функцию. В любом речевом акте участвуют отправитель и получатель. Высказывание - это уже не единица языка, а единица речевого общения, имеющего не значение, а смысл, требующий ответного понимания, который всегда носит диалогический характер [3, с. 305]. «Говорить - это значит говорить кому-нибудь», любая речь «рождается в понимании и для понимания» [5, с. 140].

В диалоге между слушателем и автором состоит ценность песни. Суть и структура этого диалога, а также образ адресата песни заключён непосредственно в самом произведении. Причём данный диалог рассчитан не только на современного, но и на будущего слушателя. В отличие от адресата литературного произведения, публика во время прослушивания песни вовлечена непосредственно в ситуацию общения, от неё требуется оценка смысла и реакция на сообщение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим языковым признаком диалогизма

кёльнской песни является наличие в ней местоимений 2-го лица. Каждая песня предполагает наличие воспринимающего субъекта, каждое я (мы) в тексте подразумевает присутствие ты (вы). Адресованность в песне существенно отличается от адресованности реальной коммуникации. Песенному тексту присуща по-лиадресованность [7, с. 23]. Здесь необходимо различать реального современного слушателя (аудиторию), предполагаемого слушателя («идеального слушателя» [10, с. 113], «нададресата» [3, с. 305-306], «имплицитного читателя» [11]), который выступает в качестве собеседника абстрактного автора и активного посредника между автором и реальным слушателем в реализации авторских интенций, а также реального слушателя во временном континууме.

Внутри песенного текста разводятся понятия предполагаемого слушателя и адресата «говорящего «я», которому непосредственно направлено обращение. Появление такого адресата объясняется желанием автора конкретизировать некого абстрактного, обобщённого слушателя. Это проявляется в употреблении местоимения ты (реже вы) во всех падежных формах:

Du bes ze schön für eine Mann,

1Мокрова Наталья Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и романских языков, тел.: (3952) 391032, 89148703947, e-mail: mokrovan@rambler.ru

Mokrova Natalya, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of German and Romance Languages, tel.: (3952) 391032, 89148703947, e-mail: mokrovan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.