Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности творческих союзов Иркутской области в 1930-1950-х гг'

Правовые основы деятельности творческих союзов Иркутской области в 1930-1950-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / ПОЛИТИКА / УСТАВЫ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / CREATIVE UNIONS / POLICY / CHARTERS / LEGAL BASIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыкунов Григорий Александрович, Шашкова Татьяна Владимировна

Рассматриваются правовые основы создания и деятельности творческих союзов СССР и их региональных организаций Иркутской области. Отмечается роль союзов в идеологической и культурной политике советского государства. Анализируются Уставы Союза писателей СССР, Союза художников СССР, Союза композиторов СССР, Союза архитекторов СССР, их цели, функции, организационная структура, права и обязанности членов. Особое внимание уделяется руководящим органам союзов, порядку их избрания, полномочиям. Прослеживаются изменения во внутренней структуре союзов, руководящих органах, системе управления. При рассмотрении финансовой деятельности творческих союзов выявляются основные источники финансирования: государственные ассигнования, уплата вступительных и членских взносов, доходы от деятельности организаций и предприятий, подведомственных союзам, поступления в творческие фонды. Прослеживается политика и практика центральных и местных органов власти по улучшению жилищно-бытовых условий, продовольственного снабжения, пенсионного обеспечения работников творческих союзов и членов их семей. Анализируются вопросы заключения договоров с творческими деятелями на создание различных художественных произведений, приемки готовой продукции, условий оплаты труда. Делается вывод об огосударствлении творческих организаций в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цыкунов Григорий Александрович, Шашкова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF CREATIVE UNIONS OF THE IRKUTSK REGION IN 1930-1950s

The legal basis for creation and functioning of creative unions of the USSR, and their regional organization in Irkutsk region are considered. The role of such unions in ideological and cultural policy of the Soviet state is defined. The Charters of the Union of Writers of the USSR, Union of Artists of the USSR, Union of Composers of the USSR, Union of Architects of the USSR, their objectives, functions, organizational structures, rights and duties of members are analyzed. Particular attention is paid to governing bodies of the unions, their election procedures and powers. Changes and alterations that took place in internal structures of the unions, their governing bodies and management systems are observed. While considering the financial activity of creative unions the main sources of financing are designated which are state assignations, entrance and membership fees, incomes from organizations and enterprises subordinated to the unions, receipts to the creative funds. The policy and practice of central and local authorities intended to enhance the housing conditions, food supply, providing of retirement pensions to members of creative unions and their families are carefully studied. The procedure of conclusion of contracts with art figures on various artistic works development, finished goods acceptance, remuneration conditions are scrutinized. It is concluded that the creative organizations were nationalized in the considered period of time.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности творческих союзов Иркутской области в 1930-1950-х гг»

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 340.15(571.53) Г. А. ЦЫКУНОВ

доктор исторических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права

Т. В. ШАШКОВА

Байкальский государственный университет экономики и права

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 1930-1950-х гг.

Рассматриваются правовые основы создания и деятельности творческих союзов СССР и их региональных организаций Иркутской области. Отмечается роль союзов в идеологической и культурной политике советского государства. Анализируются Уставы Союза писателей СССР, Союза художников СССР, Союза композиторов СССР, Союза архитекторов СССР, их цели, функции, организационная структура, права и обязанности членов. Особое внимание уделяется руководящим органам союзов, порядку их избрания, полномочиям. Прослеживаются изменения во внутренней структуре союзов, руководящих органах, системе управления. При рассмотрении финансовой деятельности творческих союзов выявляются основные источники финансирования: государственные ассигнования, уплата вступительных и членских взносов, доходы от деятельности организаций и предприятий, подведомственных союзам, поступления в творческие фонды. Прослеживается политика и практика центральных и местных органов власти по улучшению жилищно-бытовых условий, продовольственного снабжения, пенсионного обеспечения работников творческих союзов и членов их семей. Анализируются вопросы заключения договоров с творческими деятелями на создание различных художественных произведений, приемки готовой продукции, условий оплаты труда. Делается вывод об огосударствлении творческих организаций в рассматриваемый период.

Ключевые слова: творческие союзы; политика; уставы; правовые основы.

G. A. TSYKUNOV

Doctor habil. (Historical Sciences), Professor, Baikal State University of Economics and Law

T. V. SHASHKOVA

Baikal State University of Economics and Law

LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF CREATIVE UNIONS OF THE IRKUTSK REGION IN 1930-1950S

The legal basis for creation and functioning of creative unions of the USSR, and their regional organization in Irkutsk region are considered. The role of such unions in ideological and cultural policy of the Soviet state is defined. The Charters of the Union of Writers of the USSR, Union of Artists of the USSR, Union of Composers of the USSR, Union of Architects of the USSR, their objectives, functions, organizational structures, rights and duties of members are analyzed. Particular attention is paid to governing bodies of the unions, their election procedures and powers. Changes and alterations that took place in internal structures of the unions, their governing bodies and management systems are observed. While considering the financial activity of creative unions the main sources of financing are designated which are state assignations, entrance and membership fees, incomes from organizations and enterprises subordinated to the unions, receipts to the creative funds. The policy and practice of central and local authorities intended to enhance the housing conditions, food supply, providing of retirement pensions to members of creative unions and their families are carefully studied. The procedure of conclusion of contracts with art figures on various artistic works development, finished goods acceptance, remuneration conditions are scrutinized. It is concluded that the creative organizations were nationalized in the considered period of time.

Keywords: creative unions; policy; charters; legal basis.

© Г. А. Цыкунов, Т. В. Шашкова, 2014

В первое десятилетие советского государства развитие литературы и искусства носило неоднозначный и противоречивый характер, что являлось прямым отражением общественных процессов периода поиска путей социалистической модернизации. Деятели культуры занимали различные творческие направления, создавали многочисленные объединения в области литературы, театра, музыки, изобразительного искусства и культуры. Их развитие проходило в острой борьбе по осмыслению современности, в которой апробировались новые стили и формы, рождались талантливые произведения. Подобное положение в творческой среде не устраивало правящую элиту, стремящуюся к установлению партийного контроля над ней.

Начало идеологизации литературы и искусства было положено в известном постановлении ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором давалось указание всем писателям объединиться в единый союз писателей с коммунистической фракцией в нем [2, с. 44].

С выходом этого партийного решения все существующие творческие организации были ликвидированы. Взамен им началось создание всесоюзных и республиканских отраслевых союзов, а также региональных отделений. Формирование творческих союзов в Иркутске проходило на основе различных постановлений и нормативно-правовых документов, в которых определялись принципы их функционирования, структура, взаимоотношения с другими организациями. Основным из них был Устав организации, закреплявший задачи, функции союзов, права и обязанности членов.

Главной политической задачей творческих союзов являлось создание произведений высокого идейно-художественного уровня, содействующих строительству социализма в стране. Основным творческим методом в уставах союзов писателей, художников объявлялся метод «социалистического реализма». Следующая группа задач уставов союзов была посвящена творческим вопросам. Например, в них предписывалось организовать творческое соревнование писателей, художников1, но при этом не уточнялось,

1 Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. р-2802. Оп. 1. Д. 156 (а). Л. 9.

как именно они должны были соревноваться в своем творчестве, не были определены и критерии соревнования. Уставы закрепляли также основные формы деятельности творческих союзов: открытые конкурсы, творческие совещания, доклады и дискуссии, экскурсии, обсуждения новых произведений, картин, проектов, построек и др. Наконец, союзы должны были заботиться о воспитании творческой смены.

Прием в члены Союза писателей, художников производился на основании заявления, к которому должны были быть приложены рекомендации трех членов данных организаций. Писатель, желающий вступить в Союз, должен был иметь две опубликованные книги и две рецензии на них, художник обязан предоставить художественное произведение или искусствоведческие труды2. Архитектор должен был иметь «самостоятельно выполненные проекты и постройки, а также самостоятельные научные или научно-исследовательские работы в области архитектуры, а композитор — заниматься систематическим творческим трудом, имеющим самостоятельное художественное, или научное (применительно к музыковедческим работам) значение» [5, с. 274]. Главным уставным требованием для всех представителей творческих союзов являлось участие в социалистическом строительстве. Исключение из членов союзов производилось в случае: лишения членов союзов избирательных прав; противоречия деятельности задачам и целям союзов; совершения антисоветских и антиобщественных поступков; длительного бездействия; неуплаты в установленные сроки членских взносов и, наконец, по собственному желанию.

Союзы советских писателей, художников, архитекторов согласно уставам наделялись правами юридического лица. К ним относились владение и приобретение имущества, заключение договоров, иск и ответ перед судом, получение денежных средств, наличие расчетных и других счетов и т. д. Организации освобождались от государственных и местных налогов, сборов и пошлин, также, что особенно важно, не взимался местный налог со зрелищ, вечеров и спектаклей, устраиваемых творческими союзами. После юридического оформления, закончившегося на организационных съездах

2 Там же. Л. 7.

Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)

союзов, высшими руководящими органами союзов являлись съезды.

В период между съездами высшими руководящими органами являлись правления союзов, которые считались исполнительными органами. Правление в свою очередь избирало председателя и президиумы (секретариаты), ведущих текущую организационную и контролирующую работу. Также избиралась Центральная ревизионная комиссия, в обязанности которой входило наблюдение за выполнением устава союза, проведение проверок финансовой и материально-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за правильным расходованием и хранением средств.

Структурными подразделениями союзных и республиканских творческих союзов были областные (краевые) писательские, художественные, архитектурные, композиторские, журналистские организации со структурой, аналогичной центральной организации.

Структуру руководящих органов местных творческих организаций можно рассмотреть на примере Иркутского отделения Союза советских художников. Высшим органом этого союза являлось общее собрание, в ведении которого находилось: установление общих идеологических основ деятельности союзов; рассмотрение и утверждение сметы; выборы членов правления, ревизионной комиссии. Общее собрание избиралось один раз в полгода. Другим руководящим органом было правление, которое избиралось сроком на один год и состояло из председателя, заместителя и ответственного секретаря. Председатель правления избирался путем тайного голосования составом правления1.

Каждый союз сам определял свою внутреннюю структуру, которая периодически изменялась. Так, при образовании Иркутского областного Союза писателей организацией руководило Правление, во главе которого стоял председатель (с 1935 г. — М. М. Басов, с 1937 г. — А. Н. Губанов). Однако в 1937 г. по решению Правления Союза советских писателей СССР была проведена реорганизация областных Союзов писателей, когда вместо правлений были выбраны уполномоченные. В 1939 г. Президиум Союза советских писателей упраздняет институт уполномоченных и вновь создает коллективное руководство в

1 ГАНИИО. Д. 7. Л. 4.

Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)

лице избираемого бюро в количестве 3-5 чел. и ответственного секретаря. В результате тайного голосования в члены бюро были избраны писатели И. Молчанов-Сибирский, А. Калиниченко, Г. Марков, кандидатами — К. Седых и Г. Кунгуров. Секретарем бюро был избран И. Молчанов-Сибирский, заместителем — А. Калиниченко2.

Средства союзов согласно уставам складывались в основном из вступительных и членских взносов; ассигнований государственных органов, доходов от деятельности организаций и предприятий, подведомственных союзам; из поступлений в соответствующие фонды союзов (Художественный, Литературный, Музыкальный, Архитектурный). Эти фонды оказывали содействие творческой деятельности членам союзов путем улучшения их культурно-бытового обслуживания и материальных условий. Для примера сошлемся на устав Литературного фонда Союза ССР, утвержденного Постановлением СНК Союза ССР от 20 февраля 1935 г. В нем, в частности, говорится, что на Литературный фонд СССР возлагается оказание своим членам и их семьям материальной помощи в случае нуждаемости, временной утраты трудоспособности и инвалидности путем выдачи пособий, ссуд и стипендий; организация для своих членов и их семей медицинской помощи, в частности санаторно-курортного лечения; организация культурно-бытового обслуживания своих членов и их семей и проведение мероприятия по улучшению их жилищных условий; а также содействие в развертывании творческой работы своих членов путем предоставления им заимообразно необходимых материальных средств на время создания новых художественно-литературных произведений, организации и финансирования поездок для собирания литературного материала и т. п.3

В постановлениях о фондах союзов были определены также источники пополнения средств. Сравнение источников финансовых поступлений в творческие фонды показывает, что наиболее прибыльными были Литературный и Музыкальный фонды, а меньше всего средств получал Художественный фонд. К примеру, Литературный фонд имел пять источников поступлений4, из которых наибо-

2 Там же. Ф. р-2862. Оп. 1. Д. 10. Л. 36.

3 URL : http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-zakony/ u6o.htm.

4 ГАНИИО. Ф. р-2839. Оп. 1. Д. 31. Л. 55.

лее доходными были: взносы из производимых издательствами художественной литературы и редакциями журналов отчислений в размере, равном 10 процентам от суммы авторского гонорара, выплаченного за оригинальные и переводные художественно-литературные произведения; из производимых зрелищными предприятиями отчислений от валового сбора со спектаклей (поспектакль-ные отчисления) в размере 2 % со спектаклей большой сцены и 1/2 % с постановок малых форм (скетчи, одноактный водевиль и пр.)»1.

Из пяти статей доходов Художественного фонда основная доля поступлений приходилась на производимые всеми государственными, кооперативными и общественными учреждениями, организациями и предприятиями отчислений в размере 3 % на вознаграждение, выплачиваемое художникам (живописцам, скульпторам, графикам, оформителям и художникам промышленности) за выполняемые ими по своей специальности работы.

Учрежденный Советом Народных Комиссаров СССР порядок отчислений в Литературный, Художественный, Музыкальный, Архитектурный фонды предполагал их централизацию на едином счете, независимо от места получения. В первую очередь это касалось обязательных отчислений от авторских гонораров и публичных исполнений со всей территории Советского Союза. В письме Правления Союза советских писателей СССР Иркутскому отделению Союза писателей отмечалось, что вступительные и членские взносы «надлежит вносить (ежемесячно, или по мере поступления) в доход бюджета, или договориться с местным финансовым органом об использовании их для нужд организации ССП»2. Следовательно, можно утверждать, что часть поступлений, например членские взносы, могла накапливаться на счетах местных отделений союзов и использоваться ими по назначению. Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью фондов осуществляла ревизионная комиссия соответствующих союзов.

Следует признать, что советское правительство принимало специальные постановления по обеспечению писателей, художников достойными жилищными условиями. В целях создания условий для наиболее плодотворной творческой деятельности писатели и худож-

1 ГАНИИО. Ф. р-2839. Оп. 1. Д. 31. Л. 55.

2 Там же. Д. 33. Л. 77.

ники в отношении жилищных прав были приравнены к научным работникам. На них распространялось действие постановления ЦИК и СНК СССР от 27 марта 1933 г., согласно которому представители Союза советских художников и Союза советских писателей «имеют право на дополнительную отдельную комнату для занятий, а при отсутствии таковой — на дополнительную площадь в размере не менее 20 кв. метров»3. Интересно отметить, что в настоящее время действие рассмотренных постановлений распространяется на художников и скульпторов, являющихся членами соответствующих союзов.

В большинстве своем у представителей творческих союзов не было фиксированным рабочее время. Исключением являются «Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих Правления ССП СССР», введенные постановлением СНК от 18 января 1941 г. По данному распорядку рабочий день начинался в 10.00, обед с 14.00 до 14.30, окончание работы в 18.30. За прогул или опоздание более 20 мин без уважительной причины, безделье во время работы следовало дисциплинарное взыскание или предание суду. Самовольный уход с рабочего места был запрещен. Уход и приход работников в рабочее время должен был регистрироваться в особом журнале с личной распиской работников4.

Необходимо отдать должное советскому правительству, которое в условиях «острейшего дефицита материалов, сырья, товаров, трудовых ресурсов в социально-бытовой сфере» [3, с. 164] в годы Великой Отечественной войны вводит льготное обеспечение определенных категорий населения, в том числе представителей творческих союзов. В марте 1942 г. Народный Комиссариат СССР издает приказ о порядке улучшения снабжения работников науки, искусства и литературы. Согласно ему заслуженные деятели искусства были приравнены в снабжении к рабочим инженерно-технических предприятий особого списка, а члены Союза советских писателей, Союза советских художников, Союза советских архитекторов, Союза советских композиторов — к рабочим промышленности, транспорта и связи5. Для

3 Там же. Д. 44. Л. 7.

4 Там же. Ф. р-2892. Оп. 1. Д. 23. Л. 16.

5 Там же. Ф. р-2802. Оп. 1. Д. 25. Л. 47.

Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)

них организовывались закрытые столовые с буфетами, дополнительно выдавались кофе, шоколад [4, с. 60].

Для творческих союзов устанавливались специальные нормативы для принятия художественной продукции. Так, отдел искусств при Исполкоме Иркутского областного совета депутатов трудящихся принимает Приказ № 120, который устанавливал особый порядок принятия изобразительной продукции у художников. Необходимость утверждения данной меры была также связана с проведением идейно-политических кампаний в стране. Согласно документу «все произведения изобразительного искусства: живописи, графики и скульптуры» прежде чем поступить к массовому зрителю, подлежали обязательному контролю со стороны органов Главрепертко-ма, который ставил на разрешенном произведении свой штамп. Особый контроль устанавливался для новых оригинальных портретов классиков марксизма-ленинизма, членов политбюро ЦК ВКП (б) и других руководителей партии и правительства СССР1.

Одним из главных стимулирующих факторов, оказывающих влияние на творческую деятельность представителей союзов, являлось получение гонораров, которые нередко были единственными источниками дохода. Большое значение для писателей и композиторов имела разработка и совершенствование законодательства об авторских гонорарах. В целях ликвидации обезлички в оплате литературного труда и поощрения писателей Совет Министров 15 июля 1947 г. РСФСР принимает постановление «Об авторском гонораре за литературно-художественные произведения».

В соответствии с постановлением были утверждены три категории оплаты произведений писателей, в зависимости от их идейно-художественной ценности. «I категория — выдающиеся произведения; II — хорошие, удовлетворяющие идейно-художественные требования; III — произведения начинающих писателей, удовлетворительные произведения»2. Согласно документу предусматривалось массовое издание некоторых видов произведений, т. е. издание их повышенным тиражом и с повышенным авторским гонораром. Так, издания произведений художественной прозы (тираж 15 тыс. экз.)

1 ГАНИИО. Ф. р-2802. Оп. 1. Д. 63. Л. 1.

2 Там же. Ф. р-2862. Оп. 1. Д. 42. Л. 17.

Известия ИГЭА 2014. № 2 (94)

оплачивался по 1 500, 300 или 400 р. за авторский лист, а массовое издание тех же произведений (тираж 75 тыс. экз.) мог оплачиваться только по последним двум, более высоким ставкам — 3 тыс. или 4 тыс. р. за авторский лист [1, с. 208].

В целях активизации работы писателей в обществе Совет Министров СССР 4 октября 1948 г. издает постановление «Об установлении гонорара за публичные выступления писателей» и разрешает Союзу Советских писателей выплачивать писателям гонорары за публичные выступления. Самая большая оплата до 700 р. предусматривалась за выступления писателей на индивидуальных творческих вечерах, за доклады на темы общественно-политического и литературного характера — от 300 до 500 р. За выступления в цехах заводов, фабрик и в кинотеатрах перед сеансами писателям выплачивался гонорар до 200 р. Данные суммы выплачивались при условии, что перечисленные публичные выступления будут устраиваться без взимания входной платы3.

В 1957 г. Постановлением Совета Министров СССР «Об авторском гонораре за драматические и музыкальные произведения» были введены процентные отчисления с валового сбора, поступающего от продажи билетов театрально-зрелищными предприятиями. Авторы оригинальных произведений согласно новому закону стали получать большие отчисления. Так, были установлены предельные нормы гонорара в пользу автора на срок до десяти лет в следующих размерах: первые 100 тыс. р., начисленные с валового сбора от продажи билетов за исполнение одного произведения, выплачивались автору полностью, из вторых 100 тыс. р. — выплачивалось 60 %, из третьих — 50 %, четвертых и пятых — по 40 %, из шестых и последующих — по 30 %4.

В послевоенные годы распространение получает практика заключения договоров с композиторами, драматургами, художниками на создание музыкальных, музыкально-драматических произведений, а также произведений изобразительного искусства. В договорах, заключенных между заказчиками и художниками, исполнителям обозначались сроки исполнения заказа, фиксировалась стоимость

3 Там же. Д. 63. Л.20.

4 Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного совета и постановлений Правительства РСФСР. М., 1959. Т. 6. С. 149.

работы, условия оплаты труда. Расчет с художниками проводился поэтапно Управлением культуры Иркутского облисполкома. На первом этапе при подписании договора художнику выплачивали аванс в сумме 25 %; на втором — по определению Художественным советом готовности на 50 %, автору выплачивалось 50 % от суммы договора; на третьем — после принятия Художественным советом готового произведения выплачивались остальные 25 %'.

В 1957 г. Совет Министров Союза ССР принял специальное постановление о выплате членам творческих союзов пенсий по старости и по инвалидности, а также членам их семей: пенсии по случаю потери кормильца, по нормам и в порядке, предусмотренным для рабочих и служащих. При назначении пенсий членам творческих союзов в стаж работы включался весь период творческой деятельности работников, начиная со дня опубликования, или первого

1 Государственный архив Иркутской области. Ф. р-2823. Оп. 1. Д. 25. Л. 38.

публичного исполнения, или публичного показа произведения данного автора. Устанавливалось, что пенсии членам творческих союзов, а также их семьям должны были исчисляться «из среднемесячного заработка (авторского гонорара) за последние 12 месяцев или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией»2.

Таким образом, деятельность творческих союзов СССР и их региональных организаций находилась под контролем партийно-советских органов. Действующая нормативно-правовая база во многом определялась идеологическими установками советского государства. Тем не менее, она позволяла решать многие организационные, финансовые, материальные вопросы творческих союзов. Несмотря на господствующее положение «социалистического реализма», советские писатели, музыканты, архитекторы, художники сумели создать произведения мирового значения.

2 ГАНИИО. Ф. 2802. Оп. 2. Д. 10. Л. 50.

Список использованной литературы

1. Антимонов Б. С. Авторское право / Б.С. Антимонов, Е. А. Флейшиц. — М. : Юрид. лит., 1957. — 280 с.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК / под ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. — М. : Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1984. — Т. 5. — 446 с.

3. Шалак А. В. Социальные проблемы населения Восточной Сибири (1940-1950 гг.) / А. В. Шалак. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 356 с.

4. Щербинин М. Ф. Культура Сибири в годы Великой Отечественной войны / М. Ф. Щербинин. — Иркутск : Изд-во Иркут. пед. ин-та, 1996. — 171 с.

5. Энциклопедический словарь : в 3 т. / гл. ред. Б. А. Введенский. — М. : Большая советская энциклопедия, 1955. — Т. 3. — 744 с.

References

1. Antimonov B. S., Fleishits E. A. Avtorskoe pravo [Copyright]. Moscow, Juridical Literature Publ., 1957. 280 p.

2. Egorov A. G., Bogolyubov K. M. (ed.) KPSS vrezolyutsiyakh i resheniyakh s'ezdov, konferentsii iplenumov TsK [CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and central committee plenums of the Central Committee]. Moscow, Institute of Marxism-Leninism of the Central Committee of CPSU Publ., 1984. Vol. 5. 446 p.

3. Shalak A. V. Sotsialnye problemy naseleniya Vostochnoi Sibiri (1940-1950 gg.) [Social problems of the population of Eastern Siberia (1940-1950)]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2000. 356 p.

4. Shcherbinin M. F. Kultura Sibiri v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Culture of Siberia during World War II]. Irkutsk Pedagogical Institute Publ., 1996. 171 p.

5. Vvedenskii B. A. (ed.) Entsiklopedicheskii slovar [Encyclopedic Dictionary]. Moscow, The Great Soviet Encyclopedia Publ., 1955. Vol. 3. 744 p.

Информация об авторах

Цыкунов Григорий Александрович — доктор исторических наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. e-mail: [email protected].

Шашкова Татьяна Владимировна — соискатель, кафедра истории, экономических и политических учений, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. e-mail: [email protected].

Authors

Tsykunov Grigorii Alexandrovich — Doctor habil. (Historical Sciences), Professor, Chair of Theory and History of State and Law, Baikal State University of Economics and law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia, e-mail: [email protected].

Shashkova Tatiana Vladimirovna — candidate for a degree, Chair of History, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia, e-mail: [email protected].

Известия ИГЭА. 2014. М 2 (94)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.