Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.И. ЛЕБЕДИНСКОГО (1891-1972) В ИРКУТСКОМ ОБЩЕСТВЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ НАЧАЛА XX ВЕКА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.И. ЛЕБЕДИНСКОГО (1891-1972) В ИРКУТСКОМ ОБЩЕСТВЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ СИБИРИ / Б.И. ЛЕБЕДИНСКИЙ / ИСТОРИЯ ИРКУТСКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев В.В.

В статье представлена деятельность Б.И. Лебединского (1891-1972) в иркутском обществе молодых художников начала XX века. Приведена историография изучения жизни мастера исторической живописи, основные этапы творческой деятельности иркутского художника. Описана деятельность иркутского общества художников: выставочная, просветительская, общественная работа. Представлена история развития исторической живописи в творчестве иркутского художника Б.И. Лебединского. Отмечается важность изучения исторической живописи для реконструкции событий прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.И. ЛЕБЕДИНСКОГО (1891-1972) В ИРКУТСКОМ ОБЩЕСТВЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ НАЧАЛА XX ВЕКА»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 94(57):75.044

В.В. Ткачев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.И. ЛЕБЕДИНСКОГО (1891-1972) В ИРКУТСКОМ ОБЩЕСТВЕ МОЛОДЫХ

ХУДОЖНИКОВ НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье представлена деятельность Б.И. Лебединского (18911972) в иркутском обществе молодых художников начала XX века. Приведена историография изучения жизни мастера исторической живописи, основные этапы творческой деятельности иркутского художника. Описана деятельность иркутского общества художников: выставочная, просветительская, общественная работа. Представлена история развития исторической живописи в творчестве иркутского художника Б.И. Лебединского. Отмечается важность изучения исторической живописи для реконструкции событий прошлого.

Ключевые слова: историческая живопись; историография; история Сибири; Б.И. Лебединский; история Иркутска.

Художник как любой исследователь, работая над картиной, изучает источники, собирает образы, делает эскизы. Даже если автор не был свидетелем события, может создать исторический сюжет, обозначить идею. Примером может служить творчество сибирского, отечественного художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) [7, с. 154-177]. Василий Иванович изучал исторические источники, связал прошлое, настоящее и будущее государства. В своих работах он показал исторический образ Петра I, боярыни Морозовой, Степана Разина. В Сибири известен ещё один художник, который создавал исторические сюжеты. Борис Иванович Лебединский изучал архитектуру русских городов, быт народов, интересовался и историей освоения Сибири [8, с. 87-105].

Отечественная историография о жизни и деятельности Б.И. Лебединского (1891-1972). О художнике писали газеты и журналы, к каждой выставке выпускались каталоги, буклеты и альбомы. Так о Борисе

© Ткачев В.В., 2019.

Научный руководитель: Маджаров Александр Станиславович - доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный университет, Россия.

Ивановиче писали статьи в литературно-художественном и общественно-политическом альманахе «Ангара», общественно-политической газете «Областная» и других. В 1929 г. вышел альбом «Иркутский острог», где автор сделал краткий исторический иллюстрированный очерк. В этом году составляет альбом «Московские ворота города Иркутска», в котором художник представил краткое историческое описание с автолитографией по камню. В 1929 г. выпускается работа Бориса Ивановича «Из наблюдений над крестьянским зодчеством Иркутского округа дер. Грановщина». В 1931 г. выходит альбом автолитографий по камню «Аршан». В 1947 г. создаётся альбом Б.И. Лебединского «Байкал», а в 1962 г. альбом «Иркутск» [6, с. 2].

О творчестве Бориса Ивановича пишет в своей статье В.В. Фалинский «Художники РФ: Б.И. Лебединский» (1962). Также В.В. Фалинский составляет брошюру-каталог по выставке Б.И. Лебединского и в 1961 г. передаёт в Публичную библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Первое исследование жизни и деятельности художника проводил искусствовед, заслуженный работник РФ, почетный гражданин г. Иркутска, член Союза художников РФ А.Д. Фатьянов. Алексей Дементьевич подробно описывал историю картин из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, привёл биографию сибирского художника. Исследователь в 1971 г. подготовил статью к каталогу, посвящённого 80-летию со дня рождения художника. А.Д. Фатьянов описывал творческую деятельность Бориса Ивановича: «Наибольшее место отведено работам старейшего офортиста Сибири Б.И. Лебединского, начавшего работать в этой манере ещё в первые годы советской власти и являющегося сейчас ведущим мастером графики Сибири. Офорты, литографии и рисунки Б.И. Лебединского исполнены с большим профессиональным мастерством и совершенной техникой» [1]. Творчество иркутского художника изучает Лариса Васильевна Тихонова и подробно описывает его жизненные периоды в работе «Заслуженный деятель искусств РСФСР Б.И. Лебединский (1891-1972)» (1974). В 1983 г. выходит обширное биографическое исследование жизни и деятельности Б.И. Лебединского Ларисы Васильевной «Резцом и кистью: очерк жизни и творчества художника Б.И. Лебединского».

В работе подробно представлены основные этапы творческой деятельности иркутского художника, истории создания живописных полотен, альбомов и его участие в выставках городского, регионального, международного уровней. Л.В. Тихонова использовала для написания книги воспоминания, письма художника, документы фонда Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Автор использовал впечатления от многочисленных встреч с Б. И. Лебединским, страницы его воспоминаний, заметок об искусстве, а также адресованные ему письма художников-современников, отзывы о его произведениях специалистов и зрителей. Жизнь и деятельность Б.И. Лебединского изучала Т.Г. Ларева. В 1994 г. искусствовед составляет альбом «Художники Иркутска», где подробно описала основные этапы творческой деятельности художника. В 2012 г. выходит статья «Творчество Бориса Ивановича Лебединского» Сергея Николаевича Бригидина в ежегоднике Музея истории города Иркутска (2010 - 2011). В 2012 г. к 350-летию города Иркутска выходит календарь «Иркутск исторический в гравюрах Б. И. Лебединского». В 2016 г. выходит каталог выставки, посвященный 125-летию со дня рождения художника «Борис Лебединский». В каталоге представлена биография художника, история написания живописных полотен и его участие в выставках [5, с. 12].

На современном этапе исследования существует работы, статьи, каталоги и альбомы искусствоведов, культурологов, музейных работников, историков, которые раскрывают основные этапы жизни и деятельности Б.И. Лебединского Несмотря на обширную литературу, в данный период нет полных исследований по истории создания исторических альбомов, живописных полотен. Не описаны источники, на которые опирался художник в создании своих работ. Не изучен архив Б.И. Лебединского: письма, заметки, которые делал после многочисленных поездок по Сибири [2, с. 26-30].

Жизнь и деятельность Б.И. Лебединского (1891 - 1972). Борис Иванович Лебединский - мастер живописного пейзажа, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), автор известных графических серий по истории Иркутска: «Московские ворота города Иркутска» (1929), «Иркутский острог» (1929), «Аршан» (1931), «Тайга сибирская» (1947), «Байкал» (1947, 1958, 1966). Работы художника находятся в Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, ГРМ (Русский музей) в Петербурге, ИОХМ (Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева) и других музеях Сибири [3, с. 25].

Борис Иванович родился 17 октября 1891 г. в городе Луге Петербургской губернии в семье псаломщика. Отец был дъяконом, преподавал в церковноприходской школе и обучал детей грамоте, счёту и церковному пению, закону Божьему, чтению церковнославянских текстов. Он был человеком демократических убеждений, хорошо начитанным, тяготеющим к искусству. Родители художника хотели, чтобы сын посвятил свою жизнь духовной сфере, и отдали его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Борис Иванович ушёл из семинарии и поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге (1907). Затем учился в Рисовальной школе Императорского общества поощрения

художеств (1908 — 1913), специализируясь по классу офорта и гравюры в мастерской В.В. Матэ, у которого продолжал образование в 1913-1915 гг. Он занимался акварелью у А.Ф. Писемского, графикой у И.Я. Билибина, у Ф.В. Дмоховского изучал тонкости рисунка пером. У Н.П. Химона, а затем у А.А. Рылова брал уроки живописи, у Н.К. Рериха занимался композицией. Но главным учителем Б.И. Лебединского стал Василий Васильевич Матэ, мастер оригинальной и печатной графики [4, с. 9]. С 1909 года Борис Иванович участвует в выставках Рисовальной школы ОПХ. Первой серьёзной профессиональной вехой для художника стала всероссийская выставка молодых художников в 1912 году, организованная Художественно-артистической ассоциацией, членом и секретарём которой Борис Иванович являлся с 1911 года. На выставке русской графики в Лейпциге (1914) его работа «Новгородские стены» была удостоена медали. В 1914-1915 гг. он участвует в росписи храмов под руководством архитектора и профессора А.В. Прахова, для чего глубоко изучает русскую орнаментику. После окончания учёбы в 1917 г. Борис Иванович с братьями Георгием и Сергеем переехал в Иркутск, преподавал рисование и черчение в 3-м Реальном коммерческом училище и Григорьевской женской гимназии (1917 - 1926). Член Иркутского общества художников, участник его выставок. Председатель Совета картинной галереи (1924 - 1925), хранитель (1925 - 1928) [9, с. 122].

Деятельность Б.И. Лебединского в иркутском обществе художников (1910-1922). Идея об объединении иркутских художников возникла с первых выставок в музее Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО). Намерение о сплочении в «кружок» было объявлено в программе выставки 1909 г. Во время проведения 3-й музейной выставки в 1911 г. вновь заговорили о «кружке художников». В 1909 г. было создано Томское общество любителей художеств. Объединение организовало «Первую сибирскую передвижную выставку картин томских художников». После её проведения в Иркутске (28 апреля - 9 мая 1910 г.) в среде местных художников появилась мысль об объединении по подобию томичей. К осени 1914 г. был разработан устав общества. Он был рассмотрен губернской администрацией и 19 декабря 1914 г. иркутское общество художников было «внесено в реестр обществ и союзов под №84» [3, с. 47].

Первая выставка иркутского общества художников состоялось 20-29 марта 1915 г. в помещении гимназии Е.А. Горцейт по Большой улице. На ней было представлено около 300 картин [10, с. 12]. Кроме нескольких иркутян (И.В. Булатов, Н.В. Лодейщиков, А.В. Овчинников, К.И. Померанцев и Н.М. Чистяков) её участниками были томичи В.Д. Вучичевич-Сибирский, Д.И. Ильин, В.И. Лукин, М.М. Поляков, З.А. Рокаческий, Н.Ф. Смолин, Н.П. Ткаченко, П.Ф. Федоровский, алтаец Г.И. Гуркин, семипалатинский художник В.Н. Белослюдов, красноярец А.Ф. Ефремов, а также множество членов Петроградского общества художников [4, с. 10].

Члены общества активно участвовали в освоении территории. Они разговаривали с местным населением, изучали историю, читали книги и знакомились с документами. Большинство работ, представленных на выставках общества, показывают историю Сибири с разных сторон. На выбор темы повлияла деятельность приезжих художников из Москвы, Петрограда, военнопленных 1914-1917 гг. (мадьяр, австрийцев). Многие работы сибирских художников они увозили в Америку, Данию, Швецию [5, с. 3].

Таким образом, иркутское общество художников влияло на развитие исторической живописи в Сибири. Б.И. Лебединский изучал историю Сибири, своего города, знакомился с литературой и документами, фиксировал те события, с которыми сам сталкивался. Выставочная, просветительская, общественная деятельность общества смогла развивать не только художественные направления и расширить знания об искусстве, но и познакомить с историческими живописцами запада, такими как М.И. Авилов (1882-1954).

Библиографический список

1. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65

2. Борис Лебединский : каталог выставки, посвященной 125-летию со дня рождения художника / сост.: Н. Сысоева, Т. Огородникова ; ред. М. Ткачева ; ГБУК "Иркут. обл. худ. музей им. В. П. Сукачёва". - Иркутск : Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, 2016. - 80 с.

3. Ларёва Т.Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX начала XXI века: научное издание / Т. Г. Ларёва. - Иркутск : Принт Лайн, 2015. - 615 с.

4. Лебединский Б.И. Из наблюдений над крестьянским зодчеством Иркутского округа дер. Грановщина / Б. И. Лебединский. - Иркутск : Власть труда, 1929. - 12 с.

5. Лебединский Б.И. Иркутский острог : краткий исторический иллюстрированный очерк / Б. И. Лебединский. - Иркутск : Изд. Вост. Сиб. Географ. об-ва, секция школьного и общего краеведения, 1929. - 6 с.

6.Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.) / Ю.П. Лыхин. - Иркутск : 2002. -

336 с.

7. Маджаров А.С. История России в теории цивилизации: монография / А.С. Маджаров ; [под ред. Л.М. Даме-шека]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. - 211 с.

8. Маджаров А.С. «Русская история» В. И. Сурикова и отечественная историография второй половины XIX в. (к 165-летию со дня рождения художника) / А.С. Маджаров // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». Т.2. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. - 105 с.9. Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х гг. / П.Д. Муратов. - Л.: Художник РСФСР, 1974. - 144 с.

10. Тихонова Л.В. Резцом и кистью: очерк жизни и творчества худож. Б. И. Лебединского / Л. В. Тихонова. -Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. - 112 с.

ТКА ЧЕВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ - магистрант, Иркутский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.