Научная статья на тему 'Образы сибирской архитектуры в графике 1920-х гг. Из собрания новосибирского государственного художественного музея'

Образы сибирской архитектуры в графике 1920-х гг. Из собрания новосибирского государственного художественного музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ ГРАФИКА / ХХ ВЕК / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ИРКУТСКА / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ТОМСКА / НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голикова Светлана Павловна

Статья посвящена архитектурным мотивам в графике сибирских художников 1920-х годов: Вадима Матвеевича Мизерова (Томск), Магдалины Брониславовны Властовой-Вериго-Чудновской (Томск), Бориса Ивановича Лебединского (Иркутск). На примере произведений, хранящихся в фондах Новосибирского государственного художественного музея, рассматриваются стилистические особенности архитектурных зарисовок и архитектурного исторического пейзажа в наследии этих авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of Siberian architecture in the graphic collection of 1920s in Novosibirsk State Art Museum

The article examines architectural themes in graphics of Siberian artists of 1920s. They are Vadim Mizerov and Magdalene Vlastova-Verigo-Chudnovskaya from Tomsk and Boris Lebedinskii from Irkutsk. Stylistics of architectural sketches and landscapes is considered on the examples of these authors' works kept in the collection of Novosibirsk State Art Museum.

Текст научной работы на тему «Образы сибирской архитектуры в графике 1920-х гг. Из собрания новосибирского государственного художественного музея»

С.П. Голикова* г. Новосибирск

Образы сибирской архитектуры в графике 1920-\ гг. из собрания Ноноеибирскпго государственного художественного музея

* V

Одной из ведущих тенденций в художественной культуре Сибири первой трети XX в, стал поиск регионального своеобразия в изобразительном искусстве. Эта тенденция принимала мною-

-121-

образные формы, соответствующие как дарованиям разных авторов, так и содержанию общественной деятельности в различных городах Сибири* Она находила выражение в интересе художников к этнографическим темам, побуждавшем их к работе и научно-исследовательских экспедициях п созданию многочисленных серии документальных зарисовок; в обращении к фольклорным мотивам, связанном с попытками формирования особого «сибирского стиля». Еще одной линией этих поисков, важных для развития местного искусства названного времени, оказываются и рои зведення, посвященные истории сибирской архитектуры*

Архитектурная тема особенно цельно и значительно реализовалась в творчестве художников, живших в Томске и Иркутске, городах, чей облик служил для нее неисчерпаемым источником, и где активно действовали н ау чно-про свети тел ьские объединения, видевшие свою цель в сохранении н изучении памятников зодчества. Графический фонд Новосибирского государетвенного художество н ноі о музея располагает небольшой і рун пой произведений, позволяющих увидеть различные стилистические варианты архитектурного пейзажа в наследии томских и иркутских авторов 1920-х гг.

Творчество В.М. Мизсрова (ІК89 1954). воспитанника Казанской художественной школы* работавшего в Томске с 1920 г., стало одним из самых талантливых отражений стиля модерн в сибирском искусстве. Присущие его манере камерность, изящество, утонченная лиричность образов проявились и в графических диетах с архитектурными мотивами, хранящихся в новосибирской коллекции.

Три рисунка, исполненные в окрестностях Томска (старинных селах Каштак и Семилужки), объединены как общими техническими приемами, так и выразительностью художественного решения. эмоциональностью, гармонично входящей в натурный этюд, В птпх листах ясно ощутим искренний интерес художника к красоте народной деревянной архитектуры. Теплый оттенок коричневатой бумаги, ее чуть шероховатая фактура, мягкие градации тона графитного карандаша, штрихи белого мела, воспроизводящие блики солнечного света в дверных и оконных проемах домов, определяют живописный характер изображений. Сходные

-1 ээ

композиции этюдов «Дворик» и «Сенцы» фрагментарны и в то же время монументальны. Низкие, покосившиеся проемы и выщербленные двери не противоречат здесь общему впечатлению добротности и Прочности построек, создающемуся грубоватой мощью крупной бревенчатой кладки, чередованием замкнутых и открытых пространственных планов. В рисунке «Село Сем плужки» привлекает внимание его ритмическая цельность: разрушающийся старый дом словно подхвачен вверх вихревыми линиями облаков, вовлечен в их движение.

Другая грань графического почерка В.М. Милерова - интерес к выразительным возможностям силуэта и гибкой контурной линии воплощена в работах «Улица Гоголя. Томск», «Купола и листья», «Ун и пере н чет». В акварели «Купола и лиетья», предположительно определенной как изображение Троицкой церкви в Гомике [1], подчеркивается контраст бирюзово-синей храмовой кровли и желтом осенней лиегвы, в свою очередь ярко выделяющейся на фоне темной хвои елей. Особая декоративность такого сопоставления достигается локальностью больших цветовых пятен и изысканной условностью их очертаний, выполненных черной тушью. Рисунок «Университет» также основан на контрасте темных, четких силуэтов деревьев, ограды, фигурок людей, с одной стороны, и светлого, тающего фасада в глубине с другой.

Своеобразной и неожиданной интерпретацией архитектурного облика Томска отличаются произведения М.В. Властовой-Вериго-Чудновской (1892 1994), несколько образцов которых находятся в коллекции Новосибирского государственного художественного музея. Недолгое время жизни в Томске (1919 1921) стало Значительным и ярким эпизодом в творческой биографии этой художницы, изучавшей живопись в Одесском императорском художественном училище и в парижской академии Э. Ран сон а, где преподавали Ф. Валлотон и П. Боннар. В Томсесс, с 1920 г., она исполняла обязанности председателя секции ИЗО губернского отдела народного образования, деятельно способствуя основанию краевого му лея, организации плакатной мастерской, .устройству выставок и художественных конкурсов. Одной из сторон активной работы М. В. В ери го-Чудно вс кой было ее сотрудничество в Томском краевом музее в качестве художпика-зариеовщика па-123-

мятников архитектуры юрода [2, с, 110], Группа листов из новосибирского собрания относится к числу именно і а к их рисунков, хотя манера их исполнения полностью лишена ожидаемой в этом случае конкретности и подробности. Стилистика этих произведений прокомментирована самой художницей: «В своих зарисовках, как н к живописных пейзажах Томска, я стремилась передать не только и не столько архитектурные формы и их детали. Но главной \ioeii целью было дать общее впечатление красот ы этого города, стоящего на холмах, окруженного тайгой, изгибом! большой реки, простором воздуха, погруженного в свою особую цветовую атмосферу, полную отсветов воды и облаков. Цветы стен каменных зданий: белые, розоватые, охристые, оранжево-кирпичные гармонично сочетались с деревянными постройками, которым придавали воздушность резные украшения. Общая цветовая гамма города как-то приближалась к фрескам Дионисия* С впечатлением оі фресок ее сближали крупные планы открытых пространств» [2, с. 110, 111].

В набросках М. Б, Вери го-Чудно вс кой - с предельно упрощенными формами и условным колоритом - парадоксальным образом легко узнается Томск: его холмистый рельеф, здания магистрата и пожарной части в «Амбарах над Ушайкой», Почтамтская улица в «Городском пейзаже с телеграфными проводами», районы деревянной застройки в двух вариантах «Пейзажа с деревянными домами». Пространственные и пластические приемы, предпочитаемые этой художницей: выбор высоких гочек зрения, подчеркнутая напряженность, ломкость неровных контуров зданий и набережных, клубящиеся абрисі»] древесных крон передают ощущение динамичности, так отличающее ее восприятие города от созерцательных образов В.М. Мизерова.

Интерес к иному пласту сибирской архитектуры зодчеству

XVII XVIII вв., зримо воплощающему в себе историю освоения края, нашел яркое выражение в двух альбомах литографий и линогравюр Б,И, Лебединского (1891-1972) «Иркутский острог» и «Московские ворота города Иркутска», экземпляры которых хранятся в собрании Новосибирского государственного художественного музея. Ценность названных экспонатов определяется как их высокими художественными достоинствами, так и содержательное і ью ис і орнческого исследования.

-124-

ь, і і. леоедннскии получил оораювание в цеЕггральном училищетехнического рисования барона Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где преподавали А,А. Рыл он, 11. Я. Билибин п Н.К. Рерих; занимался в мастерской выдающегося гравера В.В. Матз. Переехав из Петербурга в Иркутск в 1917 г., о 11 привнес и местную художественную среду го понимание профессионализма и творческого кругозора, которое было свойственно сю учителям. В 1920-е гг, в работах художника утвердился его индивидуальный стиль, соедини пиши нос мри пятую им графическую школу с темами, подсказанными ему новыми сибирскими впечатлениями. Сложившийся почерк мастера ярко проявился и в двух названных альбомах.

Обосновавшись в Иркутске, Б.И. Лебединский увлеченно и деятельно включился в исследовательскую работу, посвященную истории юрода и старинной сибирской архитектуре. Оп вошел в состав Восточно-Сибирского отделения Российского Географического Общества и комиссии по охране памятников искусства и старины; сотрудничал в редакции Сибирской советской энциклопедии; участвовал в археологических раскопках на месте иркутской крепости; задумал графическую серию «Иркутск древний». Альбомы «Иркутский острог» и «Московские ворота» стали одним из результатов исторических изысканий художника,

Оба альбома были изданы секцией школьного и общего краеведения ВСОРГО к 1с>29 г тиражами 700 и 1100 экземпляров, В «Московских воротах города Иркутска» представлена одна автолитография, изображающая триумфальную арку, возведенную на главном въезде в Иркутск в 181л г в честь десятилетия царствования Александра I Литография сопровождается небольшой пояснительной стаз ьей, написанной Лебединским, в которой художник повествует об истории строительства ворот и размышляет об архитектурных особенностях этого памятника, позволяющих видеть в нем провинциальный вариант стиля ампир. Альбом «Иркутский острог» состоит из грех литографий с видами древних крепостных башен, линогравюры, показывающей один из образцов деревянной їаетройки старого города» и большой вкладной линогравюры с панорамой острога, открывающейся с Ангары. Элементы оформления этого издания заставки, концовки, ини-

-125-

пиалы, выполненные по рисункам Лебединского, - стилизуют мотивы книжного декора XVII столетия и придают альбому образную цельность. В помещенном здесь пространном историческом очерке художник излагает обстоятельства основания иркутской крепости; приводит подробные архивные описания се сооружений, неоднократно перестраивавшихся на протяжении XVII и

XVIII вв.; рассказывает о постепенном возникновении города вокруг острога, В своем исследовании автор опирается на летописные источники и немногие доступные ему графические материалы, документально отразившие облик иркутского острога. Дополнением этих данных служат репродуцированные в альбоме линогравюры В.И, Лебединского с изображением уцелевших, построек илимской и якутской крепостей, способных дать живое представление о формах степ, глухих и падвратных башен, типичных для сибирского острожного з од честна-

Произведения, исполненные для этих изданий, основаны не на натурных впечатлениях, их темой становится не уходящее, но уже ушедшее. Ансамбль иркутского острога не сохранился до XX в,: почти все его сооружения были разобраны на рубеже XVIII—

XIX столетий. Поводом для выпуска альбома, посвященного Московским воротам, стал снос этого памятника в 1928 г. Альбомы Лебединского созданы прежде всею с просветительской целью, с побуждением оставить в памяти утраченное прошлое, но в то же время они обладают глубокой художественной выразительностью. Вошедшим в них листам присущи классическая ясность композиционных приемов и точность в использовании пластичс-с ко го языка разных графических техник. Они отличаются своеобразным соединением педантичной суховатости деталей и моцион ал ьно и насыщенности целого.

Линогравюра «Иркутский острог», приложенная к одноименному альбому, может быть отнесена к числу программных работ в наследии Б.И. Лебединского. В ней создан обобщенный образ сибирского исторического пейзажа, вбирающий в себя гемы бурного движения и величавого покоя, борения и торжества. Форма оттиска, подчеркнуто вытянутая по горизонтали, позволяет художнику показать панораму могучей крепости, выросшей вдоль речного берега. Статичность, воплощенная во фронтальном по-126-

ложен ии острога, в протяженности его крепких с те н, в мерном, уравновешенной ритме его башен, контрастирует с энергичным движением* выраженным в стремительном течении Ангары, в раздутых парусах летящих но волнам ладейЛ в очертаниях плот-пых кучевых облаков. Звучные пятна белого цвета в изображений острожных каменных палат, корабельных парусов, гребней волн усиливают впечатление приподнятой, драматический экспрессии Этого пейзажа.

Иные приемы построения пространства использованы художником в литографиях, помещенных в том же альбоме. Лист «Сергиевская башня» изображает центральную проезжую башню крепости, которая в начале XVIII в. служила колокольней Спасской церкви, расположенной па территории острога. Низкая точка зрения подчеркивает здесь величественные размеры строения, увенчанного шатром и шпилем е фигурой двуглавого орла, дает возможность оценить красоту его пропорций. Взгляд с большой высоты становится камертоном композиции «Глухая башня», позволяющей увидеть острог в широком, гармоничном пейзажном окружений. Композиция «Улицы старого Иркутска» с приближенным к первому плану изображением идущей женщины в высоком головном уборе с крупными височными украшениями непосредственно вовлекает зрителя в мир старинного сибирского юрода. Прекрасный знаток традиционной деревянной архитектуры, Лебединский останавливает пни мание на ее примечательных подробностях: слюдяном оконце в бревенчатой стене дома, резном украшении ворот, вышке над ними.

Избранный Б.И. Лебединским путь художественно-исторической реконструкции старины близок творческому методу А,М. Васнецова, синтезирующему знаточество и воображение, достоверность факта и убедительность образного решения.

Стилистическое разнообразие трактовки архитектурных мотивов в графических произведениях 1920-х гг из собрания Новосибирскою государственного художественного музея создает представление о многогранности и художественной значимости этой темы в сибирском искусстве названных лет

Ці '

ІіЯ

Ян

Ж

Рис. 1. I).И. Лебединский, Сергисвская башня, 1929. Лист тп альбома «Иркутский острог». Литография с гоном. Новосибирский государственный

художественный музей

Рис. 2. В,М. Мизеров, Купола и листья, бумага, акварель, тушь. Новосибирский государственный художественный мучен

Рис* 3. М.Б. Власова-Вериго-Чудповская, Городской пейзаже телеграфными ггроводамщ 1920. Бумага, акварель, графитовый карандаш, Новосибирский государственный художественный музей

Литература и примечания

1. Автор статьи благодарит старшего научного сотрудника Томского областного художественного музея Л.П. Овчинникову и художни-ка-реставратора 11овосибирского государственного художественного музея П.П. Добрынину за предложенную атрибуцию этот произведения.

2. См: Микуцкая Т.П. Художник поколения 1890-х гг. М.Б. Верит: биография и творчество /V История и культура Томской области / под ред. Я. Яковлева, Л. Овчинниковой. - Томск, 1998. - С. 110.

3. Цит. по: Микуцкая Т.П. Указ. соч. С. 110 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.