Научная статья на тему 'Зарисовки малых архитектурных форм Томска 1920-1921 гг. Как источник по изучению архитектурных традиций'

Зарисовки малых архитектурных форм Томска 1920-1921 гг. Как источник по изучению архитектурных традиций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРИСОВКИ / СИБИРСКАЯ АРХИТЕКТУРА / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Донцова Анна Александровна

Статья посвящена деятельности структур Томского губернского отдела народного образования в 1920-1921 гг. по выявлению и регистрации особо ценных памятников зодчества. Наряду с целыми зданиями фиксировались элементы декора и малые архитектурные формы. Наибольшее внимание уделялось калиткам и воротам, влияющим на восприятие городского пространства и отражающим архитектурные традиции населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sketches of Architectural Details Made in Tomsk in 1920 - 1921 as a Source of Studying Architectural Traditions

This article reports about an official program of revelation and registration of the most valuable Tomsk architectural monuments made by governmental structures in 1920 1921. There were examined both whole buildings and their decorative elements and architectural details. Much attention was paid to gates and wickets made in local architectural traditions. These details also created an atmosphere of the urban space.

Текст научной работы на тему «Зарисовки малых архитектурных форм Томска 1920-1921 гг. Как источник по изучению архитектурных традиций»

УДК 72(571.16) ББК 85.11(2РОС-4ТОМ)

А.А. Донцова, г. Томск Научный руководитель: О.М. Рындина

Зарисовки малых архитектурных форм Томска 1920-1921 гг. как источник по изучению архитектурных традиций

Аннотация

Статья посвящена деятельности структур Томского губернского отдела народного образования в 1920-1921 гг. по выявлению и регистрации особо ценных памятников зодчества. Наряду с целыми зданиями фиксировались элементы декора и малые архитектурные формы. Наибольшее внимание уделялось калиткам и воротам, влияющим на восприятие городского пространства и отражающим архитектурные традиции населения.

Ключевые слова: зарисовки, сибирская архитектура, малые архитектурные формы.

С августа 1920 г. в Томске действовал подотдел по делам музеев, охраны памятников искусства и старины, преобразованный постановлением Томского губернского отдела народного образования из секции охраны памятников искусства и художественной старины [3]. Первоначально подотдел вел работу по трем направлениям охраны культурного наследия: археологическому, художественному и музейному.

В октябре 1920 г. в подотделе была выделена архитектурная секция [5]. Ее возглавил архитектор А.Л. Шиловский. Являясь идейным вдохновителем секции и фактическим исполнителем большей части ее начинаний, Шиловский поставил дело охраны памятников архитектурной старины Томска на должную высоту. Под его руководством секция начала работу по выявлению и регистрации памятников архитектуры, с этой целью организовывались обходы города. Особо ценные здания ставились на учет и подлежали обязательной охране. Параллельно велись работы по фотографированию и зарисовкам. Есть сведения о том, что всего с 1920 по 1921 г. было проведено 20 обходов, из них 19 — по деревянной архитектуре и 1 — по каменной [16]. Всего членами подотдела было обследовано около 50 улиц.

К сожалению, найти полные описания по каждому обходу не удалось — сохранились лишь отдельные документы, — но по имеющимся архивным материалам известно, что за 20 обходов было сделано 4 обмера, 158 зарисовок карандашом, тушью, пастелью и акварелью. Было зафиксировано 517 объектов, среди которых встречались как целые здания, так и их архитектурные детали. Из объектов к разряду художественно ценных причислили 75 [2].

Помимо фиксации зданий художники уделяли внимание и малым архитектурным формам. Выполняя утилитарные функции, они являются важным декоративным элементом, влияющим на восприятие отдельно взятого архитектурного ансамбля и городской среды в целом. Особый интерес у художников вызывал такой элемент, как ворота. Листы с их изображением составляют около 20% от общего числа зарисовок г. Томска. Практически каждый из художников, принимавший участие в обходах, уделил им свое внимание. То, что этот вид малых архитектурных форм воспринимался ими как «высокохудожественное недвижимое имущество республики», подлежащее охране наряду с целыми зданиями, говорит и опубликованный подотделом список деревянных сооружений. В нем отдельным пунктом выделены 9 номеров ворот, подлежащих постоянной охране, и 20 — временной, с указанием адресов, где они были расположены [4].

В фондах Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова, в коллекции зарисовок подотдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины, имеются изображения ворот, обозначенных в указанном охранном списке. Рассмотрим, какие типы ворот выделялись

архитектурной секцией подотдела как особо ценные.

Одна из зарисовок ворот, располагавшихся по адресу ул. Загорная, 68 и подлежащих временной охране, принадлежит руке Н.И. Жегалова (рис. 1). Ворота устроены в глухом заборе между двумя постройками на красной линии улицы. По зарисовке трудно понять, расположены они между смежными дворами или между домом и хозяйственными сооружениями. Ворота имеют симметричную композицию, основанием служат четыре квадратных в плане столба, обшитые со стороны улицы досками «под руст». Большой въездной проем — двухстворчатый, по сторонам от него расположены калитки. Левая, вероятно, ложная, но поскольку на зарисовке зафиксированы уже покосившиеся и разрушающиеся ворота, то этого однозначно утверждать нельзя. Над калитками устроены небольшие карнизы. Подкарнизные части декорированы полуфронтонами из реек, с ромбовидным углублением посредине. Калитки имеют филенчатые створки. Полотнища ворот — гладкие, без филенок и каких-либо декоративных украшений. Поскольку рисунок выполнен карандашом, сказать, какого они были цвета, нельзя [10].

Другие ворота, внесенные в список временной охраны, зарисованы А.Н. Тихомировым (рис. 2). Рисунок скомпонован таким образом, что на фоне дома видна лишь левая часть ограды и калитка, поэтому общая композиция ворот неясна. Видимые столбы расширенны книзу и оформлены наподобие контрфорсов, вверху украшены рельефными розетками. Ближний к въездному проему столб выше, декорирован резной колонной с капителью. Перемычка калитки оформлена необычно: она состоит из двух параллельных брусьев, между ними укреплены невысокие столбики, большая часть которых утрачена. Над перемычкой располагается треугольный фронтон. Филенчатая калитка в верхней части имеет накладной декор в виде розетки в центре и радиальных вставок по углам. Особое значение зарисовке придает то, что она исполнена в цвете, и, если художник достоверно изобразил действительность, то здание и ограда имели зеленый цвет, приближенный к салатовому [6].

Яркое цветовое решение характерно и для ворот, зарисованных А.Л. Шиловским на ул. Солдатской, №53 (рис. 3). Они имеют симметричную композицию с широкой проезжей частью и двумя калитками по бокам, установленными на четырех квадратных в плане столбах-устоях. Центральная часть ворот акцентирована повышенными вертикалями столбов. Устои ворот соединяются «филигранно отделанными дугами, между ними сквозная железная резьба» [12], придающая ощущение воздушности массивной конструкции, в несколько раз превышающей человеческий рост. Оформление столбов филенками, небольшими карнизами и резными растительными формами в верхней части также зрительно облегчает конструкцию. Полотнища ворот в средней части собраны «в елку», так же как и верхние части калиток. По краям карнизов и перемычек, соединяющих устои, проходят рельефные полосы. Ворота покрашены в темно-красный цвет, что в совокупности с размерами делает их не просто вспомогательным, утилитарным сооружением, а центральным звеном архитектуры жилого комплекса, обращающим на себя внимание.

Следующие ворота, не менее яркие, но уже с более компактными пропорциями, располагавшиеся по адресу ул. Загорная, 10, привлекли внимание сразу нескольких художников. А.В. Лобановым в цвете был исполнен общий вид ворот [8], а Н.И. Жегалов сделал более подробную графическую зарисовку декора [9]. Ворота насыщенного коричневого цвета симметричной композиции устроены на четырех столбах. Большой въездной проем имеет две створки, с двух сторон обрамленные калитками. Левая, вероятно, ложная, создана для поддержания симметрии. Над прямоугольными перемычками калиток устроены крупные, выступающие карнизы. Под ними располагается декоративная полоса из перекрещивающихся колец. Такая же декоративная полоса находится над въездным проемом. Над нею помещен фронтон с разорванным карнизом, декорированным розетками в технике выемчатой резьбы. На створках центральной части и полотнищах калиток декор отсутствует.

Все описанные выше ворота были взяты под временную охрану. Судя по опубликованным А.Е Ащеп-ковым материалам по западносибирской архитектуре [1] томские образцы ворот были довольно типичны для региона в целом. Следовательно, охрана архитектурного наследия предполагала фиксацию и сохранение не только оригинальных, но и типичных памятников.

Единственные ворота, включенные в список постоянной охраны, изображение которых сохранилось, находились по адресу Монастырский луг, 4 [11]. Они заметно выбиваются из общего ряда и по строению, и по способу декорирования. Ворота имеют ассиметричную композицию, при этом

въездной проем устроен на двух столбах, значительно превышающих не только ограду, но и все надворные постройки. Столбы перекрыты массивным карнизом, под которым располагается решетчатая перемычка. На некотором расстоянии располагаются створки въездного проема, разделенные на три равные части, причем одна часть крепится к правому столбу, а две другие — к левому. Вероятно, ворота складывались «книжкой». Они также сделаны из решетки, только ее ячейки несколько большего размера по сравнению с верхней частью ворот. С левой стороны примыкает глухая калитка. Использование решетки вместо сбитых вместе досок имело функциональное значение: такая конструкция не подвержена перекосам (рис. 4).

Имеются зарисовки и других ворот, не взятых под охрану, но заинтересовавших художников своим конструктивным или декоративным решением. Так, Г. Фатеевым сделаны зарисовки ворот, у которых левая калитка выше правой [13], или вместо центральных увеличены вертикали крайних столбов, а перемычки имеют дугообразную форму [14]. Им же зарисованы ворота, располагавшиеся на ул. Загорная, 60 (рис. 5). Они имели фронтоны сложной формы, напоминающей кокошник, с пропильной резьбой, столбы, украшенные накладными витыми колоннами и ряд арочных проемов, придающих ощущение еще большей воздушности [15]. Еще одни ворота, имеющие богатый декор, располагались на ул. Черепичной, 5 и имели привлекающие взор резные треугольные фронтоны, накладной декор на столбах и филенчатых створках [7].

На основе анализа всего массива зарисовок можно говорить о том, что для Томска 1920-х гг. были характерны ворота двух типов. Первый — с ассиметричной композицией, на трех столбах, практически без декора. В большинстве случаев такие ворота изображались на зарисовках вместе с домом. Второй тип ворот отличает симметричная композиция, опора на четырех столбах, широкий центральный въездной проемом и калитки по бокам, причем одна из них вводилась исключительно как декоративный элемент. Такие ворота художники зарисовывали на отдельных листах. Что касается декора, то наиболее часто встречается накладная резьба в форме розеток, бордюров из растительных мотивов и переработанных элементов барокко, классицизма и ампира, причем иногда декор комбинируется. Ворота нередко окрашивали. Цвета, которые выбирали горожане, были довольно насыщенными — желтые, красные, зеленые. Вместе с тем встречались и иные, нетрадиционные для Томска, ворота со своеобразными конструктивными и декоративными решениями.

Рис. 1. Н.И. Жегалов. Ул. Загорная, 68. 16 августа 1920 г. ТОКМ 1419

Рис. 2. А.Н Тихомиров. Ул. Черепичная, 9. ТОКМ 1367

£ , г» «е

Рис. 3. А.Л. Шиловский. Ул. Солдатская, 53. 6, 9, 20 июля 1920 г. ТОКМ 1912/51

Рис. 4. А.Л. Шиловский. Монастырский луг. 30 августа 1920 г. ТОКМ 1912/2

б

Рис. 4. А.Л. Шиловский. Монастырский луг. 30 августа 1920 г. ТОКМ 1912/2

Список использованных источников

1. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. — М.: Академия архитектуры. СССР, 1950. — С. 112-120.

2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 1224. Л. 22

3. ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 2. Л. 5.

4. Знамя Революции. — 1920. — 28 октября.

5. Сенюкова Н.Л., Яковлев Я.А. Об охране историко-культурного наследия в Томской губернии в 1919—1924 гг. // Кузнецкая старина. — Новокузнецк, 1999. — Вып. 4. — С. 121.

6. Томский областной краеведческий музей (ТОКМ), инв. ном. 1367.

7. ТОКМ 1392.

8. ТОКМ 1393.

9. ТОКМ 1412.

10. ТОКМ 1419.

11. ТОКМ 1912/2.

12. ТОКМ 1912/51.

13. ТОКМ 1917/1.

14. ТОКМ 1917/4.

15. ТОКМ 1917/8.

16. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. — Т. 1. — Томск, 1927. — С. 4.

УДК УДК.72.035/036 ББК 85.113 (2)

В.Г. Залесов, г. Томск

Деревянная застройка городов Сибири в строительном законодательстве России в XIX — начале XX в.

Аннотация

В статье рассматривается строительное законодательство России, которое непосредственно касалось деревянной застройки в городах Сибири в XIX — начале XX в. Используются оригинальные материалы Полного собрания свода законов Российской империи, в частности, императорские и правительственные указы и Строительного устава, из которого извлечены статьи, касающиеся как деревянной застройки городов, так и ее нормирования и регламентирования.

Ключевые слова: архитектура, градостроительство, строительное законодательство, деревянная застройка, деревянная архитектура, города Сибири, XIX век, ХХ век.

Понимание исходных правовых законов царской России дает возможность более детально изучить процесс организации архитектурно-градостроительного дела в государстве, применить его для решения современных проблем. Данная тема различными ее аспектами неоднократно обозначалась в историко-архитектурной науке, но конкретно для Сибири российское строительное законодательство XVIII — начала XX в. по деревянной застройке рассматривается впервые [1].

Первые государственные законодательные акты по «строительному укладу» относятся к концу XVI — началу XVII в. и связаны с перестройкой архитектурно-строительного дела в Московском государстве. В основном они касались правил каменного строительства и регулирования деревянной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.