УДК 72.035.2 (571.16)
КУРТУКОВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, аспирант, [email protected]
САВЕЛЬЕВ МАТВЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, аспирант, [email protected]
КРЮКОВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, магистрант, [email protected]
ШАГОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, канд. техн. наук, доцент, [email protected]
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯНОЙ АРХИТЕКТУРЕ Г. ТОМСКА
В статье излагается общая государственная политика по упорядочению пространственной структуры крупных и малых городов России во второй половине XVIII и первой половине XIX столетия. Ориентация на строительство образцовых проектов в г. Томске имеет свои особенности. Своеобразие заключается в массовом применении деревянных материалов для строительства зданий различного назначения в стиле классицизма. В настоящее время отсутствует глубокая изученность перехода от традиционной народной архитектуры к профессиональному решению фасадов в Сибири. В статье приводятся характерные примеры сохранившихся зданий, малых архитектурных форм (ворот) и строительных деталей. Дается их анализ и систематизация.
Ключевые слова: классицизм; регулярная застройка; генеральный план; образцовый проект; ворота; архитектурный стиль; наличник; дом.
KIRILL A. KURTUKOV, P.G., [email protected] MATVEY V., SAVELJEV, P.G.,
YULIA E. KRYUKOVA, master student,
NIKOLAY V. SHAGOV, Ph.D., Assoc. Prof., [email protected]
Tomsk State University of Architecture and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003 Russia
CLASSICISM IN WOODEN ARCHITECTURE OF TOMSK
The paper describes the general state policy on regulation of the spatial structure of cities and towns of Russia in the second half of XVIII and in the first half of XIX centuries. Orientation to the construction of "model" projects in Tomsk has its own characteristics and uniqueness. This originality consists in extensive use of wooden materials for the construction of various buildings in the classical style. The transition from traditional national architecture to the professional solution of facade in Siberia is of great interest. There is no deep study of this sub-
© К.А. Куртуков, М.В. Савельев, Ю.Е. Крюкова, Н.В. Шагов, 2013
ject. The article gives specific examples of preserved buildings, small architectural forms (gates), and construction details. Their analysis and classification are presented here.
Keywords: classicism; regular building; master plan; model project; gates; architectural style; casing; house.
Во второй половине XVIII и первой половине XIX в. в градостроительной политике России были совершены колоссальные преобразования, затрагивающие не только столичные города, но и все периферийные населенные пункты. Эти нововведения коснулись основ правил градостроительного искусства, потребовавших пересмотреть принципы застройки, характер возводимых сооружений, условия развития проектного дела. Создание новой столицы - Санкт-Петербурга - на пустом месте - один из невиданных шагов строительства в мировой практике того времени. Профессиональная деятельность зодчих затрагивала не отдельные планировочные элементы, а целую градостроительную структуру крупного поселения. Ориентация на повторную застройку с прямыми улицами дала значительный импульс в развитии данного направления по всей стране. Во второй половине XVIII в. в России развернулась масштабная работа по перепланированию крупных и малых городов. Для этих целей в Санкт-Петербурге 11 декабря 1762 г. была создана Комиссия, которую возглавил действительный тайный советник, президент Академии художеств И.И. Бецкий [1, 2]. Этой комиссией за 34 года было перепланировано и упорядочено 416 городов из 497 значившихся на тот период в России. Во всех случаях перепланировка городов рассматривалась как единый пространственный организм. Требования Комиссии предусматривали, «чтобы улицы были широки и прямы, площади большие, публичные здания на способных местах...» [3].
Ориентация пространства в России на квартальную застройку совпала по времени с обращением многих стран Европы к истокам античной архитектуры. Ее содержание формировалось пропорциями, ясностью и логичностью в построении конструкций. Подобная архитектура хорошо вписывалась в концепцию градостроительной регулярности в России.
Первый регулярный план застройки г. Томска был разработан архитектором И.Е. Старовым в 1773 г.* (табл. 1). Его регулярность с квартальной разбивкой территории города относилась к району Белого озера - для застройки каменными домами и территории, расположенной под Воскресенской горой (район Пески) - для деревянных домов.
Следующий план «Тобольской губернии уездного города Томска с показания на оном ныне стоящего строения и вновь прожектированного расположения» был разработан архитектором И.М. Леймом в 1797 г. В новом плане старая градостроительная схема была откорректирована и расширена в северном и южном направлениях. Минимальная ширина улиц первых планов не превышала 25 м, а кварталы имели одинаковые размеры со сторонами
‘Многие официальные источники авторство настоящего генерального плана приписывают И. Лейму (И. Лем). Однако единоличная роль архитектора Комиссии в планировочном решении планов с 1762 по 1772 гг. принадлежала А. Квасову, с 1762 по 1774 гг. - И. Старову, а с 1774 г. - И. Лейму [9].
в 130x150 м [4]. К данному проекту прилагались рекомендации и «фасады примерных» домов в один или два этажа. Каждый чертеж, посылаемый на место, снабжали подписью: «наружные украшения и внутреннее расположение оставить хозяевам на волю, кто какия пожелает...» [2, с. 61].
Таблица 1
Регулярные планы г. Томска, виды кварталов и усадеб
Название
Общий вид
Характеристика
Первый регулярный план Томска
1773 г.
Разработан архитектором И.Е. Старовым Его регулярность с квартальной разбивкой в районе Белого озера - для застройки каменными домами и в районе Воскресенской горы
План
губернского
города
Томска
1930 г.
Разработан архитектором В.В. Гесте В новом плане градостоительная схема была веерная Было разработано 17 видов кварталов
Планы
кварталов
1930 г.
В генеральном плане архитектора В.В. Гесте предложена разбивка города на кварталы Основные виды:
а) квадратной формы - 30 шт.
б) вытянутой формы - 54 шт. в) сложной формы - 41 шт.
План усадьбы крестьянина К. В. Блошкина
1. Дом одноэтажный с жилым подвалом.
2. Сени. 3. Навес.
4. Погреб. 5. Сени. 6. Сарай.
7. Одноэтажный флигель.
^. Сени. 9. Конюшня и коровник. 10. Птичник. 11. Навес.
12. Конюшня. 13. Заводня.
14. Навес. 15. Заводня.
16. Конюшня. 17. Птичник
В 1804 г. Томск становится губернским городом. За период с 1810 по 1830 гг. в Томске и Петербурге Комиссией было составлено несколько его регулярных планов. Значительное место среди них занимает план В.И. Гесте,
в основу которого была заложена веерная градостроительная структура с центром на Юрточной горе (Новособорная площадь). Кварталы имели разные размеры, которые колебались от 200x200 до 200x300 м. Каждый квартал включал в себя 12-14 усадеб с различными размерами по площади (табл. 1).
После утверждения проект стал определяющим документом для осуществления плана. Контроль за его соблюдением был возложен на Строительную комиссию. Вместе с утвержденным проектом, как правило, отправлялись гравированные альбомы, изданные в 1809-1812 гг. Альбомы были оформлены под общим названием «Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи». В Томск были направлены III и IV альбомы, автором которых являлся известный русский архитектор В.П. Стасов, о чем свидетельствуют материалы, хранящиеся в Государственном архиве Томской области. Все пять альбомов содержали 224 проекта, включая проекты заборов и ворот, и были запроектированы в стиле русского классицизма.
Рекомендованные для массового применения «апробированные» фасады проектировались для строительства жилых, общественных и хозяйственных построек из каменных материалов. Однако во многих малых и крупных городах страны они не находили широкого применения, т. к. основным строительным материалом являлось дерево. Даже в Москве после пожара 1812 г. деревянная застройка московского ампира преобладала над каменной. В период с 1813 по 1816 гг. в Москве было построено 238 каменных и 4486 деревянных строений [5]. На фоне небольших одноэтажных особняков, определяющих основной облик города, выделялись деревянные постройки дворцового типа, которых на тот период было значительное количество. Отличительной чертой этих домов являлась наружная обработка фасадов под каменную классику. Толстый слой штукатурки, нанесенный на войлочную обшивку, создавал прекрасную имитацию камня (рис. 1) [6]. В настоящее время все сохранившиеся деревянные дома этого периода вошли в свод памятников архитектуры Москвы [7].
В Томске к началу масштабного внедрения в строительство так называемых типовых проектов преобладала народная архитектура. Одноэтажные дома без обшивки, поставленные на высокий подклет из бревен большого диаметра (40 см), создавали общий фон городской застройки.
Начало XIX столетия для Томска было ознаменовано не только изменением административного статуса, но и началом новой градостроительной политики, развернувшейся по всей стане. Требования столицы строить «.все дома, в одной улице стоящие, надлежит на всю улицу с обеих сторон, до самого пересечения другой улицы, одною сплошною фасадою» [3] заставили местные строительные органы пересматривать не только планировочные принципы городской усадьбы, но и возводимые на ней постройки.
К этим обстоятельствам надо добавить изменение психологии людей, их потребность в новом, неизвестном до этого времени стиле, принципах конструктивного и художественного формирования жилища. То, что складывалось и впитывалось веками, необходимо было переосмыслить и воплотить в широких масштабах в деревянных конструкциях. Уход от традиционной рубленой
клети к созданию образа каменного жилого дома в дереве - существенный фактор в перестройке сознания людей того периода. Отмеченные обстоятельства сказались на том, что с 1814 по 1830 гг. по «апробированным» фасадам в городе не было построено ни одного дома [4].
а
Рис. 1. Деревянный с наружной штукатуркой дом Н.В. Поливанова в Москве:
а - проект реставрации; б - общий вид дома после ремонта 1952-1953 гг.
Вместе с тем в этот период начинается поиск возможностей использовать дерево в данном стиле. Эти поиски были выражены в архитектурных решениях отдельных деталей, таких как карнизы, наличники, входные узлы и другие элементы построек (рис. 2). К важным достижениям в решении данного вопроса следует отнести логичное сложившееся к тому периоду народное жилище -дом со связью и пятистенок с архитектурно-композиционными канонами античной архитектуры. Конструктивная основа клетей позволила возводить одно- и двухэтажные дома нередко с мезонинами по центральной части [4].
Важное место в строительстве деревянных домов начинает занимать вопрос - как в дереве создать, передать каменную структуру фасада. Именно здесь народный опыт и профессионализм талантливых томских архитекторов
позволили выработать свой стиль ампира только для сибирских условий, что по праву можно отнести к «сибирскому классицизму».
Рис. 2. Деревянный дом по ул. Никитинской (Никитина). Фото начала ХХ столетия
Степень изученности настоящего вопроса минимальна. Особенно в области сути процесса перехода. Это обстоятельство можно объяснить тем, что интерес ученых в столь значительном реорганизационном процессе архитектуры возник тогда, когда уже произошла утрата основного массива построек, возведенных на первых порах зарождения классицизма в Томске. Те образцы, которые еще встречаются на старых улицах города, относятся к более позднему этапу - этапу затухания данного стиля в европейской части России и расцвета его в Сибири.
Единение несущего остова и фасадной структуры из дерева шло постепенно и последовательно - от открытого бревна к обшивке со штукатуркой** (рис. 3). Этот последовательный процесс имел достаточное количество вариантов. Сруб с дополнительной обшивкой нашел наибольшее распространение (рис. 3, Ш-У).
II III IV V
бревно по драни по драни по драни по драни
Рис. 3. Конструкция деревянных стен
В данном конструктивном решении многие собственники обнаружили дополнительное преимущество, связанное с защитой внутренних помещений
** В сибирских городах, в том числе и в Томске, настоящий прием практически не встречается. Широкое распространение он получил в европейских городах, в том числе и в Москве.
от суровых сибирских зим. Многослойная конструкция деревянной наружной стены стала важным фактором не только в архитектурно-художественном решении, но и новым, ранее не применяемым способом продления срока службы строения, а также дополнительным сокращением расхода топлива на обогрев помещения. Энергосбережение, как принято говорить в настоящее время, сибиряки почувствовали на себе. Подобный конструктивный прием позволил в дальнейшем уменьшить диаметр бревна для устройства сруба (25-27 см), а также использовать необработанные бревна.
В табл. 2 представлены дома, возведенные уже после отказа от обязательного применения образцовых проектов. К этому времени в городах Сибири, и особенно в Томске, сложилась своя школа, сформировались свои каноны по проектированию и строительству деревянных домов в стиле классицизм. Многие постройки уже отошли от рекомендованных образцовых сооружений, однако освоенные и закрепленные годами правила позволяли создавать прекрасные образцы «сибирского классицизма».
Здания, рассматриваемые нами, - не богатые барские особняки и парадные дворцы, а рядовые деревянные жилые дома. Но, несмотря на это, дома украшены резьбой, на многих сохранились колонны входных узлов, интересные наличники и другие элементы, подчеркивающие принадлежность строений к стилю «сибирского классицизма». Также дополнительную эстетику создавала окраска обшивки здания и его элементов.
Жилые дома, ворота и ограды, а иногда и хозяйственные постройки издавна красили масляными красками. Цвет покраски специально регламентировался, поэтому из Петербурга направляли «дощечку» с указанием цвета.
Таблица 2
Жилые дома в стиле классицизм в г. Томске
£
Реконструкция
Общий вид
Характеристика
тс
тен
ва
О
О м
Одноэтажный дом ___________
1. Деревянное здание, обшитое деревянной доской под камень
2. Арх-худ. характеристики - главный фасад симметричен относительно центральной оси
3. Данные об утратах -достоверных данных нет
ан
вр
оар
рв иь <2 ч . у
л й
у
Дом на кирпичном
цоколе
1. Деревянное здание, обшитое деревянной доской под камень
2. Арх-худ. характеристики - главный фасад симметричен относительно центральной оси
3. Данные об утратах -достоверных данных нет
£
Реконструкция
Общий вид
Характеристика
я
аа
вк
ес
шв
шо
§* Й р
. М £ *
у
Двухэтажный дом
1. Деревянное здание, обшитое деревянной доской под камень
2. Арх-худ. характеристики - главный фасад не симметричен относительно центральной оси
3. Данные об утратах -фрагментарно утрачена обшивка, оконные запол-
сн
ье
рс
кр
с
о
т
Двухэтажный дом на кирпичном цоколе
1. Деревянное здание, обшитое деревянной доской под камень
2. Арх-худ. характеристики - главный фасад симметричен относительно центральной оси
3. Данные об утратах -фрагментарно утрачена обшивка, оконные заполнения, резные парапеты
е
С
.ер
п
л
у
Дом с мезонином
1. Деревянное здание, обшитое деревянной доской под камень
2. Арх-худ. характеристики - главный фасад не симметричен относительно центральной оси, Т-образный мезонин
3. Данные об утратах -фрагментарно утрачена обшивка, оконные запол-
нения
нения
В архивных материалах Томска хранятся сведения «...все стены окрасить на масле в два раза светложелтой краской, швы между рустиков, карнизы, арки, аттики, наличники, косяки дверные и оконные и две пирамиды билилами. А сверх того на составе светложелтою краскою и прочие все заборы» [11]. Чаще всего применяли охру или киноварь с белым, светло-серый, голубой, синий цвета. Вместе с тем часто можно было встретить некоторые детали (крыльцо, наличники и др.), окрашенные в несколько цветов (желтый, зеленый, красный, синий).
С введением регулярной застройки в России ставилась задача создания целостного архитектурного облика города. Улица становилась главным архитектурным ансамблем. Организация объемно-пространственного решения
улицы потребовала как нового взгляда на композицию владельческого участка, так и нового художественного построения протяженного пространства. Эта квартальная развертка формировалась чередованием домов со службами, расстояние между которыми требовало единого решения на всем протяжении. Для этих целей в столице были разработаны чертежи, составившие V альбом «Собрание фасадов», куда были включены проекты заборов и ворот. Содержащиеся в альбоме проекты предназначались для использования их между домами в роли архитектурных «вставок». Это обеспечивало единство пространственной структуры улицы. Сохранившиеся участки деревянной застройки г. Томска (ул. Дзержинского, Татарская, Кузнецова и др.) отражают общую тенденцию, направленную на единую организацию участков для различных социальных групп населения. Дом не становится господствующим элементом улицы, а вместе с другими постройками находится в прямой зависимости от нее.
О важности ограды и составляющих ее элементов (столбов, калиток, ворот) в регулярной застройке говорит тот факт, что к их проектированию были привлечены такие талантливые архитекторы, как Л.И. Руска и В.П. Стасов. К этой работе они приступили в октябре 1810 г., а к июлю следующего года был подготовлен комплект гравированных чертежей под названием «Собрание фасадов Его Императорским Величеством высочайше апробированных для заборов и ворот к частным строениям в городах Российской империи». По выходу данного издания комплекты чертежей были разосланы на места для применения их при строительстве [9]. Все проекты Стасова отличались простотой, хорошими пропорциями и были рассчитаны на использование в провинциальных городах при возведении малопрофессиональными мастерами.
Первое появление деревянных ворот в стиле классицизм в г. Томске можно отнести к 20-м гг. XIX столетия. Архитектурная часть составляет несколько этапов - ранний, зрелый и поздний (табл. 3). Архитектура фасадов на каждом этапе отражает характер подхода к выявлению каменной классицистической архитектуры в деревянном исполнении. Томск по сравнению с другими городами Сибири имел широкую палитру таких деревянных ворот (входных узлов, включающих ворота, калитку и декоративную калитку) [10]. Можно даже утверждать, что в Томске входные узлы, при большом их количестве и разнообразии, достигли совершенства в архитектурно-художественном решении за счет простоты, ясности в построении несущих и несомых элементов и логичности функционального назначения. Так, причиной отказа от единого антаблемента над воротами стала практическая необходимость: с ним запряженная лошадь не могла пройти по высоте во двор.
Используемые приемы периода расцвета (табл. 3, рис. 2, 3) наиболее полно передают (имитируют) каменную архитектуру. Широко применяются горизонтальные глубокие русты, имитация замкового камня входной и декоративной калиток, филенчатые дверные полотна, скобяные и кованые изделия и профили античной архитектуры. Высокий уровень исполнения позволяет отнести настоящие входные элементы городской среды к объектам культурного наследия, обладающим безусловной исторической ценностью.
Последующие этапы развития входных узлов демонстрируют вкрапление в общую цельную структуру элементов народного творчества.
При этом художественные элементы народного зодчества обогащают сформировавшуюся четкую структуру, как правило, в меру и тактично (что всегда отличало русских мастеров). Столбы оформляются накладными % колонками, а подантаблементная доска - арочными и циркульными профилями (табл. 3, рис. 4).
Подводя итог данной части статьи, следует признать, что по многим архитектурно-композиционным качествам входные узлы и ограды превзошли деревянные постройки домов, выполненных в стиле классицизма.
Таблица 3
Деревянные калитки и ворота
£
Реконструкция
Общий вид
Характеристика
.ро еХ пе . р ер п
Рисунок П. Л. Драбкина
1. Четыре столба
2. Симметричная композиция
3. Декоративные калитки присутствуют
4. Ворота и калитки по высоте расположены на одной линии
5. Столбы калиток связаны антаблементами и одним общим атаблементом
с кровлей, перекрывающим весь входной узел
6. Используются элементы классицизма
1. Четыре столба
2. Симметричная композиция
3. Декоративные калитки отсутствуют
4. Калитки по высоте являются доминантными
5. Столбы калиток связаны антаблементами со скатными кровлями. Ворота имеют свою плоскую кровлю
6. Используются элементы классицизма
8 §
кс
л я
бес
яе
£ к
тз
коз
° т
Фото Прибытковой 1920 г.
1. Четыре столба
2. Симметричная композиция
3. Декоративные калитки отсутствуют
4. Калитки по высоте являются доминантными
5. Столбы калиток связаны антаблементами, подантаб-лементными досками
и скатными кровлями. Ворота без кровли
6. Используются элементы классицизма
£
Реконструкция
Общий вид
Характеристика
тен
ва
ол
и м .л .ул
Фото Прибытковой 1920 г.
1. Четыре столба
2. Симметричная композиция
3. Декоративные калитки отсутствуют
4. Калитки по высоте являются доминантными
5. Столбы калиток связаны антаблементами, подантаб-лементными досками
и скатными кровлями. Ворота без кровли
6. Используются элементы классицизма
Это можно объяснить тем, что их незначительные размеры, а также стоимость возведения позволяли застройщикам и архитекторам наиболее полно использовать те принципы формообразования классического колонного ордера, которые четко определяли структуру, пропорции и характер деталей [11].
Важной составляющей в архитектурно-художественном решении жилых домов в стиле классицизм, кроме трактовки плоскости стены и античных деталей, становятся оконные проемы. В данном случае им отводится роль построения общего композиционного решения фасада. «Чтобы во всяком фасаде было на середине одно, три, пять, семь или более непарных число окон», -такой запиской сопроводил В.П. Стасов ряд проектов в Старый Оскол [9]. Нечетное количество окон, как правило, определяло общую композиционную ось всего фасада и в большой части делило его на два симметричных объема. Подобное решение находило свое отражение и в планах «образцовых» домов. Кроме этого, окна было принято делать в пропорциях 1:2, 1:1,5 и 2:3 в обычных домах, не уже 3 и не шире 5-6 футов (от 0,91 до 1,82 м) [12].
Приоритетное место при оформлении оконного проема в деревянной архитектуре г. Томска отводится наличнику. Использование деревянного материала в классицизме расширило общую структуру окна. В конце прошлого столетия кафедрой теории и истории архитектуры ТГАСУ были произведены обмеры наличников деревянных домов северной части города. Из общего количества видов наличников (более 161) 36 были отнесены к стилю классицизм. Как и сами дома, окна можно условно разделить на 3 периода: ранний, зрелый и поздний. Их отличительные особенности представлены в табл. 4. Наличники раннего периода характеризовались простыми лаконичными формами, символизирующими каменную архитектуру. В основной части таких наличников использовался традиционный народный прием - устройство ставень. Ставни играли не только архитектурную роль, в большей степени они решали бытовые и санитарно-гигиенические задачи. Они сохраняли тепло
помещений в зимнее время, защищали от внешнего шума, постороннего глаза, излишней солнечной радиации и сильных ветровых нагрузок.
Необходимо отметить, что размеры окон по высоте первого и цокольного этажей были на порядок меньше второго и имели пропорциональное отношение ширины к высоте 1:1. Верхние этажи имели в большей части прямолинейное очертание и создавались в пропорциях 1:1,5 (см. табл. 4, рис. 1). Наличники более позднего периода отличались дополнительным декорированием лобовой доски накладными элементами в виде простых геометрических фигур. В это время верхняя часть наличника часто заменялась сандриками, которые поддерживались по бокам одинарными или двойными кронштейнами. Ставни, как правило, изготавливались филенчатыми. Средняя филенка иногда декорировалась рельефной доской (табл. 4, рис. 2). Поздние наличники приобретают изысканный вид. Их пропорции достигают размеров 1:2, активно используется декор, обрамление боковых и нижних обвязок приобретает ступенчатый или ломаный характер. Лобовые доски над горизонтальным сандриком часто заканчивались навершием.
Рис. 4. Соотношение главных частей ордера и основных элементов деревянных наличников
В работе был произведен анализ общих пропорций наличников, а также отдельных его деталей. В основу анализа была положена ордерная система, в которой колонны со своими деталями, а также частями, расположенными над колоннами и под ними, составляют гармоничную систему с определенным расположением и в определенном порядке. Для определения пропорции окна «необходимо четыре величины, причем отношение одной пары величин равно отношению другой пары. Пропорция есть равенство отношений. На практике же словом “пропорции” мы привыкли определять то впечатление, которое производит на нас архитектурное произведение соотношением своих размеров [13]».
Приняв по Виньоле общую высоту полного ордера с соотношением 1/4:1:1/3 или приведя дроби к одному знаменателю, получим 3/12:1/12:4/12, т. е. отношение трех элементов будет 3:12:4. Общая сумма всех систем ордера со-
ставит 19 частей, т. е. верхняя часть (антаблемент) равна 3, тело колонны (фуст) - 12 и нижняя часть (пьедестал) - 4 единицам. Приняв высоту окна за высоту колонны, соответствующей 12 частям (модулям), верхняя часть наличника (антаблемента) должна быть в пределах трех частей. Нижняя часть деревянных наличников не акцентирует пьедестал. Однако в деревянных домах эту роль выполняет высота подоконной стены от цоколя или промежуточного карниза до подоконника и должна соответствовать 4 единицам (рис. 4).
Таблица 4
Наличники деревянных домов г. Томска в стиле классицизм
£
Реконструкция
Общий вид
Основные характеристики окон
Возраст - старше ста лет По сложности исполнения - 2 По наличию ставень - 1 ставня По преобладающему виду резьбы - отсутствует Количество цветов покраски - в один цвет
£ 3 5 І
кп
ср
й К
Л п бк
в а % а
Оь . н
ло
^ м
Возраст - старше ста лет По сложности исполнения - 2 По наличию ставень - 2 ставни По преобладающему виду резьбы - имеются филенки на ставнях Количество цветов покраски - в один цвет
о
В
л
у
Возраст - старше ста лет По сложности исполнения - 2 По наличию ставень - без ставень По преобладающему виду резьбы - накладная Количество цветов покраски - в два цвета
2
Р
л
у
Фото Прибытковой 1920 г.
Возраст - старше ста лет По сложности исполнения - 2 По наличию ставень - 2 ставни По преобладающему виду резьбы - имеются филенки на ставнях Количество цветов покраски - в один цвет
Основные характеристики окон
Возраст - старше ста лет По сложности исполнения - 2 По ниличию ставень - без ставень По преобладающему виду резьбы - сквозная, накладная Количество цветов покраски - в один цвет
Результаты анализа обмеренных наличников показали, что при соотношении размеров ширины окна к высоте (1:1,5) большинство размеров наличников соответствуют следующим величинам: высота окна колеблется от 1200 до 1400 мм, ширина соответственно от 850 до 940 мм, боковое обрамление наличника - 120-140 мм и высота лобовой доски (антаблемента) - от 300 до 380 мм. Было отмечено, что чем больше была высота окна, тем больше размер лобовой доски приближался к 300 мм. Таким образом, общая высота лобовой доски наличника при высоте окна в 12 частей имеет 3,5 части. Размер обвязочной доски у 90 % наличников равняется 1 части (1/2 размера диаметра колонны). Ширина окна составляла 8-8,5 частей высоты окна.
В заключение следует отметить, что в настоящее время по истечении двух столетий представляется сложным дать оценку в развитии нового архитектурного направления, начатого в больших и малых городах России. Население Сибири не имело экономических и технических возможностей для выполнения тех задач, которые диктовали указы и распоряжения столицы. К важной составляющей в достижении положительных результатов по внедрению новой, малоизвестной архитектуры следует отнести перестройку сознания основной массы простого населения. Отказ от вековых традиций равносилен тому, чтобы поменять в кратчайший срок веру. Кроме перестройки сознания требовалось пересмотреть весь технологический принцип домостроения. В период ограниченного количества времени архитекторами в Томске были решены принципиально важные задачи, позволившие народным зодчим освоить каноны античной архитектуры и воплотить ее с новым осознанием на высоком профессиональном уровне в деревянном исполнении.
Библиографический список
1. Пыляев, М.И. Старый Петербург / М.И. Пыляев. - С.-Петербург : Типография А.С. Суворина, 1889. - 478 с.
2. Ожегов, С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII - XIX веках / С.С. Ожегов. - М., 1984. - 50 с.
3. Сваренская, Т.Ф. История градостроительного искусства / Т.Ф. Сваренская, Д.О. Швид-ковский, Ф.А. Петров. - М., 1989. - 140 с.
4. Попов, А.И. Томск / А.И. Попов. - М., 1959. - 22 с.
5. Будылина, М.В. Планировка и застройка Москвы после пожара 1812 г. / М.В. Будылина // Архитектурное наследство. - М., 1951. - № 1. - С. 157-173.
6. Ох, А. Новые исследования по деревянным жилым домам начала XIX в. в Москве / А. Ох, М. Фихнер // Архитектурное наследство. - 1955. - № 5. - С. 115-140.
7. Памятники архитектуры Москвы / Ю.И. Аренкова, М.И. Домшлак, Г.И. Мехова, П.Б. Розентуллер, Е.В. Трубецкая. - М., 1989. - 351 с.
8. ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1652. Л. 77.
9. Пилявский, В.И. Стасов архитектор / В.И. Пилявский. - Л., 1963. - С. 27-30.
10. Савельев, М.В. Ретроспектива городской усадьбы Сибири (XII - начало XX в.) / М.В. Савельев, Ю.Е. Крюкова, Н.В. Шагов // Вестник ТГАСУ. - 2012. - № 3. - С. 54-64.
11. Соколов, А.М. Основные понятия архитектурного проектирования / А.М. Соколов. -Л., 1976. - 96 с.
12. Государственный исторический архив Московской области (ГИАМО), Ф. 105. Оп. 9. Д. 26. Л. 3.
13. Михайловский, И.Б. Теория классических архитектурных форм / И.Б. Михайловский. -М., 1940. - С. 188-192.
14. Манонина, Т.Н. Формирование застройки городов Западной Сибири в первой трети XIX в. / Т.Н. Манонина // Вестник ТГАСУ. - 2010. - № 3. - С. 59-69.
References
1. Pyljaev, M.I. Staryj Peterburg [Old Petersburg], - S.-Peterburg, Tipografija A.S. Suvorina, 1889. -478 p. (rus)
2. Ozhegov, S.S. Tipovoe i povtornoe stroitel'stvo v Rossii v XVIII - XIX vekah [Standard and repeated non-standard construction in Russia in XVIII - XIX centuries]. - Moscow, 1984. -50 p. (rus)
3. Svarenskaja, T.F., Shvidkovskij, D.O., Petrov, F.A. Istorija gradostroitel'nogo iskusstva [History of urban art]. - Moscow, 1989. - 140 p. (rus)
4. Popov, A.I. Tomsk. - Moscow, 1959. - 22 p. (rus)
5. Budylina, M.V. Planirovka i zastrojka Moskvy posle pozhara 1812 g. [Lay-out and construction of Moscow after the fire in 1812] // Arhitekturnoe nasledstvo [Architectural heritage]. -Moscow, 1951. - No. 1. - P. 157-173. (rus)
6. Oh, A., Fihner, M. Novye issledovanija po derevjannym zhilym domam nachala XIX v. v Moskve [New research on the wooden residential houses at the beginning of the XIXth century in Moscow] // Arhitekturnoe nasledstvo [Architectural heritage]. - 1955. - No. 5. -P. 115-140. (rus)
7. Arenkova, Ju.I., Domshlak, M.I., Mehova, G.I., Rozentuller, P.B., Trubeckaja, E.V. Pamjatniki arhitektury Moskvy [Architectural Monuments in Moscow]. - Moscow, 1989. - 351 p. (rus)
8. State Archive of Tomsk region. F. 6. Op. 1. D. 1652. L.77. Fund 6. Series 1. File 1652. P. 77. (rus)
9. Piljavskij, V. I. Stasov arhitektor [V.I. Stasov - an architect]. - Leningrad, 1963. - P. 27-30. (rus)
10. Savel'ev, M.V., Krjukova, Ju.E., Shagov, N.V. Retrospektiva gorodskoj usad'by Sibiri (XII -nachalo XX v.) [Retrospective Review of Urban Mansion in Siberia (XII - the beginning of the XXth centuries)] // Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. -2012. - No. 3. - P. 54-64. (rus)
11. Sokolov, A.M. Osnovnye ponjatija arhitekturnogo proektirovanija [The basic concepts of architectural designing]. - Leningrad, 1976. - 96 p. (rus)
12. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Moskovskoj oblasti (GIAMO). F. 105. Op. 9. D. 26. L. 3 [State Historical Archive of Moscow region]. Fund 105. Series 9. File 1842. P. 3. (rus)
13. Mihajlovskij, I.B. Teorija klassicheskih arhitekturnyh form [The theory of classical architectural forms]. - Moscow, 1940. - P. 188-192. (rus)
14. Manonina, T.N. Formirovanie zastrojki gorodov zapadnoj Sibiri v pervoj treti XIX v. [Urban construction in Western Siberia in the first third of the XIXth century] // Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. - 2010. - No. 3. - P. 59-69. (rus)