Научная статья на тему 'К вопросу об управлении творческим процессом в Иркутском областном Союзе советских художников в 1930 годы'

К вопросу об управлении творческим процессом в Иркутском областном Союзе советских художников в 1930 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ / ИСТОРИЯ ИРКУТСКА / HISTORY OF EASTERN SIBERIA / SOURCE STUDY / HISTORY OF PAINTING / CIVIL WAR / MILITARY COMMUNISM / HISTORY OF IRKUTSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев В. В.

Рассматривается история становления творческого объединения советских художников в Восточной Сибири. Анализируются протоколы заседаний правления и общих собраний Иркутского областного союза советских художников за 1930 годы. Отдельно рассматриваются возникновение советской системы управления творческими организациями в Сибирском крае, история создания союза, принятые решения, организация и проведение выставок, составление смет и планов, принятие новых членов и исключение старых. Показана общественная, выставочная деятельность иркутских художников в 1920-1930 годы. Представлены экономические, хозяйственные, кадровые вопросы, которые поднимались на собраниях художников Восточной Сибири

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ткачев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MANAGING A CREATIVE PROCESS IN THE IRKUTSK REGIONAL UNION OF SOVIET ARTISTS IN THE 1930S

The article is devoted to the history of the creative association formation of Soviet artists in Eastern Siberia. The article analyzes the protocols of the board and general meetings of the Irkutsk Regional Union of Soviet Artists during the 1930s. The emergence of the Soviet management system of creative organizations within the Siberian Territory, where the features of Eastern Siberia are noted, is considered. The history of the union creation, decision-making, meetings of the boards and general meetings, exhibitions’ organization, estimates and plans drawing up, the adoption of new members and the exclusion of old ones are considered. The public and exhibition activities of Irkutsk artists in 1920-1930 are presented. It also notes economic, economical and personnel issues that were raised at meetings of Eastern Siberia artists.

Текст научной работы на тему «К вопросу об управлении творческим процессом в Иркутском областном Союзе советских художников в 1930 годы»

УДК 94(57)

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ИРКУТСКОМ ОБЛАСТНОМ СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В 1930 ГОДЫ

В. В. Ткачев

Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Российская Федерация)

Рассматривается история становления творческого объединения советских художников в Восточной Сибири. Анализируются протоколы заседаний правления и общих собраний Иркутского областного союза советских художников за 1930 годы. Отдельно рассматриваются возникновение советской системы управления творческими организациями в Сибирском крае, история создания союза, принятые решения, организация и проведение выставок, составление смет и планов, принятие новых членов и исключение старых. Показана общественная, выставочная деятельность иркутских художников в 1920-1930 годы. Представлены экономические, хозяйственные, кадровые вопросы, которые поднимались на собраниях художников Восточной Сибири.

Ключевые слова: история Восточной Сибири, источниковедение, история живописи, гражданская война, военный коммунизм, история Иркутска.

TO THE QUESTION OF MANAGING A CREATIVE PROCESS IN THE IRKUTSK REGIONAL UNION OF SOVIET ARTISTS IN THE 1930S.

V. V. Tkachev

Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation)

The article is devoted to the history of the creative association formation of Soviet artists in Eastern Siberia. The article analyzes the protocols of the board and general meetings of the Irkutsk Regional Union of Soviet Artists during the 1930s. The emergence of the Soviet management system of creative organizations within the Siberian Territory, where the features of Eastern Siberia are noted, is considered. The history of the union creation, decision-making, meetings of the boards and general meetings, exhibitions' organization, estimates and plans drawing up, the adoption of new members and the exclusion of old ones are considered. The public and exhibition activities of Irkutsk artists in 1920-1930 are presented. It also notes economic, economical and personnel issues that were raised at meetings of Eastern Siberia artists.

Keywords: history of Eastern Siberia, source study, history of painting, civil war, military communism, history of Irkutsk.

Введение. В рамках данного исследования поставлена цель — представить историю формирования творческого объединения советских художников в Восточной Сибири в 19201930 годы, опираясь на материалы Иркутского областного союза советских художников. В данной работе рассмотрены союзы Енисейской, Иркутской и Якутской губерний. Хронологически исследование охватывает период от организации различных творческих объединений художников Восточной Сибири в 1920 годы до создания Восточно-Сибирского краевого союза советских художников (1933 год) и Иркутского областного союза советских художников (1937 год). В работе использованы документы государственного архива Иркутской области: личный фонд В. В. Флинского (ГАИО. Ф. Р-3518. Оп. 1-4), государственного архива новейшей истории Иркутской области: постановления, решения, материалы по выставкам Иркутского отделения

Союза художников РСФСР (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 1. Д. 173), личное дело Б. И. Лебединского (ГАНИИО. Ф. Р-2802. Оп. 2. Д. 41. Л. 65).

В 1920 годы в Восточной Сибири работали известные художники: М. И. Авилов, А. Стражник, Л. Ф. Лагутина, Б. И. Лебединский, К. И. Померанцев, Н. А. Андреев, С. Д. Бигос, М. И. Дубинский, Н. В. Лодейщиков и др. Они уделяли внимание таким темам, как революция, гражданская война, историческим пейзажам сибирских городов. Николай Васильевич Лодейщиков (1881-1943) пишет картины «Ледокол «Байкал» (1906), «Успенская площадь около семинарии», «С вершины Синюшиной горы», «Интендантский сад», «Хайтинская фабрика» (1927) [1]. Произведения создают образ сибирского региона, показывают место людей в его жизни, культуру и быт местного населения. В картине «Вступление в Иркутск частей 5-ой армии» художник как свидетель исторического события показал приход в Иркутск новой власти, которая принесла изменения во все сферы жизни [2].

Борис Иванович Лебединский (1891-1972) в работах «Избы», «Новгородские стены» (1913), акватинтах «Московские ворота», «Иркутский острог XVII в.», «Иркутск — город древний», «Сергиевская башня», «Улица старого Иркутска», «Глухая башня» прослеживает историю Иркутска, Иркутского острога [3]. Художник изучает архивные документы, летописи, карты и планы домов. Он создаёт образ старого сибирского города. Также Б. И. Лебединский изучает историю и архитектуру городов Древней Руси.

10 марта 1920 года в Иркутск вошли части Красной армии, и М. И. Авилов, А. Стражник, Л. Ф. Лагутина, Б. И. Лебединский, К. И. Померанцев занимались оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1923 году создаётся Иркутское литературно-художественное объединение. 1 января 1924 года проходит выставка Н. А. Андреева, С. Д. Бигоса, М. И. Дубинского, Н. В. Лодейщикова. В 1927 году создаётся объединение «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты, музыканты) [4].

История создания Иркутского областного союза советских художников. Идея об объединении иркутских художников возникла с первых выставок в музее Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО). Намерение о «сплочении в кружок» было объявлено в программе выставки 1909 года. Во время проведения 3-й музейной выставки в 1911 году вновь заговорили о «кружке художников». Однако ни одно из этих намерений не было реализовано, как и не был создан при музее ВСОИРГО художественный отдел [5].

В 1909 году было создано Томское общество любителей художеств. Объединение организовало первую сибирскую передвижную выставку картин томских художников. После её проведения в Иркутске (28 апреля — 9 мая 1910 года) в среде местных художников появилась мысль об объединении по подобию томичей. К осени 1914 года был разработан устав общества. Он был рассмотрен губернской администрацией, и 19 декабря 1914 года иркутское общество художников было «внесено в реестр обществ и союзов под № 84» [6].

Членами-учредителями общества стали пять человек: любители искусств ветеринарный врач И. Ф. Астраханцев, служащий К. К. Грюнберг и художники А. В. Овчинников, К. И. Померанцев, Н. М. Чистяков. Общество стремилось объединить сибирских художников и любителей искусства, распространять художественные идеи среди широкой публики (организация выставок, лекций, экскурсий, чтение докладов) и организовать изучение художественного творчества местного населения. В своей деятельности новое объединение опиралось на опыт Томского общества любителей художеств [7].

Молодой исследователь Дона [РУД! №4(25) 2020

Первая выставка иркутского общества художников прошла с 20 по 29 марта 1915 года в помещении гимназии Е. А. Горцейт на Большой улице. На ней было представлено около 300 картин [8]. Кроме нескольких иркутян (И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев и Н. М. Чистяков), её участниками были томичи В. Д. Вучичевич-Сибирский, Д. И. Ильин, В. И. Лукин, М. М. Поляков, З. А. Рокачевский, Н. Ф. Смолин, Н. П. Ткаченко, П. Ф. Федоровский, алтаец Г. И. Гуркин, семипалатинский художник В. Н. Белослюдов, красноярец А. Ф. Ефремов, а также члены Петроградского общества художников [9]. Эта была первая выставка, которая проводилась без участия музея Географического общества. Вторая выставка проходила с 9 по 17 апреля 1916 года, в ней приняли участие иркутяне (И. В. Булатов, А. Ф. Вербов, В. А. Гончаревский, Е. И. Лифшиц, Н. В. Лодейщиков, Н. Ф. Николаев,

A. В. Овчинников, И. С. Осипов, К. И. Померанцев), томичи (Н. Игнатовская, Д. И. Ильин,

B. И. Лукин, Е. Мако-Тюменцева, М. М. Поляков, Н. Ф. Смолин) и красноярцы (А. Ф. Ефремов, Д. И. Каратанов, А. Г. Попов, А. С. Сергеев, И. Г. Шешунов) [10]. Также на выставке были выставлены картины Г. И. Гуркина и В. Н. Белослюдова. В целом было представлено 25 авторов, 205 живописных, графических и скульптурных произведений. С 30 марта по 14 апреля 1917 года в первом общественном собрании состоялась третья выставка общества, но в связи с революционными событиями не была освещена в прессе. Её авторский состав расширился. Участвовали 36 художников из Иркутска, Верхоленска, Красноярска, Томска, Саратова, Казани и Алтая, выставивших 230 картин и рисунков.

Выставочная деятельность Иркутского общества художников не ограничилась устройством ежегодных коллективных выставок [5]. С 24 сентября по 9 октября 1916 года прошла персональная выставка художника И. Л. Калмыкова. Члены общества участвовали в выставках в Томске и Красноярске. И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев были участниками VI, VII, VIII и IX периодических выставок Томского общества любителей художеств, проходивших с декабря 1913 по январь 1917 года. В Красноярске иркутяне (И. В. Булатов, Н. В. Лодейщиков, А. В. Овчинников, К. И. Померанцев) участвовали в первой Сибирской передвижной выставке, которая состоялась в феврале-марте 1916 года [11].

Активность Иркутского общества художников в 1916-м не получила достойного продолжения в следующем году из-за происходивших в стране событий: сократилось количество выставок и художников - членов общества. В 1920 году прошла персональная выставка В. Фёдорова. В 1922 году в последний раз представители общества совместно выставляли свои работы [12].

В 1923 году было создано литературно-художественное объединение «ИЛХО», организовавшее выпуск литературно-художественного журнала «Красные зори». Осенью 1927 года появилось объединение художников, литераторов, артистов и музыкантов «ХЛАМ» под руководством С. Д. Бигоса, К. И. Мозылевского, Д. А. Болдырева-Казарина. Именно иркутские художники первыми выразили идею совместной работы во всесибирском масштабе, предприняв организацию всесибирской выставки в 1925 году. Инициатором этого события был Б. И. Лебединский, который письмами и через газету обратился с приглашением к художникам Новониколаевска, Омска, Томска, Красноярска, Кузнецка, Барнаула и Мариинска [13]. В 1927 году состоялся съезд сибирских художников, в работе которого от Иркутска участвовали Б. И. Лебединский, Н. А. Андреев, И. Л. Копылов. Многие предложения, выдвинутые делегатами съезда, были утопичны, предлагаемый размах творческой деятельности не имел государственной поддержки, во взглядах художников не было единства, не существовало также жизнеспособной организационной структуры [14].

В центральной части России после утверждения советской власти и создания государственных органов и структур по разным направлениям деятельности, в том числе и культуре, была предпринята попытка организации объединения художников. Первая выставка общества «Союз Советских художников» открылась 15 апреля 1931 года в Москве в помещении выставочного зала товарищества «Художники». Союзы советских художников в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах образовались в разное время на основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» [15].

В соответствии с этим постановлением все разрозненные творческие группировки были упразднены, а художники, писатели, архитекторы, театральные деятели, композиторы, журналисты должны были образовать единые творческие союзы и общества. С этого времени в Иркутске начали создаваться творческие союзы, перед которыми ставились задачи «создания высокоидейных и художественно совершенных произведений», усиления идейно-воспитательной работы в обществе, «участие в осуществлении культурной политики партии и культурно-воспитательной функции государства, а также в общественно-политической жизни страны». Принятие программных документов, создание творческих организаций определили общие направления в живописи, деятельности художников в рамках единой политики государства [16].

После принятия постановления многие художники были воодушевлены перспективой «нового, свободного» искусства. 14 апреля 1933 года прошла первая краевая конференция художников. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года в Иркутске был организован Иркутский союз советских художников, избрано оргбюро, в мае избрано правление ССХ в составе Радихина, Н. А. Андреева, Тушинского, Дубинского, Каратониса [17]. В состав ревизионной комиссии вошли Герман и Гвоздев. Председателем был избран сначала Радихин, а с 5 ноября — Н. А. Андреев. Членами Иркутского отделения в 1933 году были 34 человека, из них 20 — члены Союза Советских художников и 14 кандидаты. В феврале 1933 года состоялся отчёт правления и проведены перевыборы. Первым шагом в работе Иркутского городского союза стала подготовка к созданию Восточно-Сибирского краевого союза советских художников (ВСКРаССХа). В этом году была создана новая организация с Иркутским, Красноярским, Улан -Удэнским и Читинским филиалами. Председателем краевого правления был избран художник А. И. Вологдин. В 1937 году в связи с ликвидацией Восточно-Сибирского края союз был переименован в Иркутский областной союз советских художников. 15 ноября 1937 года на общем собрании художников Иркутской области было избрано правление Иркутского областного союза советских художников. Председателем правления союза стал К. П. Востоков, членами правления — Бортников, Маличенко, А. И. Лигачев, В. В. Гулецкий, Развозжаев и Г. И. Дудин. В состав ревизионной комиссии вршли А. П. Жибинов, С. А. Бройдо, И. А. Серянов. К 4 января 1938 года в Иркутском отделении Союза советских художников состояло 338 человек [18].

Протоколы заседаний правления и общих собраний Иркутского областного союза советских художников в 1930 годы. Документы сопровождают всю деятельность иркутских художников: выставочную, общественную, просветительскую. Протоколы собраний за первый период существования объединения (1937-1938 гг.) сохранились в государственном архиве новейшей истории Иркутской области в фонде Р-2802 Иркутского отделения Союза художников РСФСР. В фонде с общей численностью 514 ед. хр. с 1937 по 1998 год представлены протоколы общих собраний организации, заседаний правления, уставы союза и областной организации (1938, 1957, 1992), планы работы, отчёты о работе союза, его правления и секций, о выполнении постановления обкома КПСС «О работе Иркутского отделения Союза художников РСФСР» (1968). Сохранились личные дела творческих работников, известных художников, таких

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

как Б. И. Лебединский. В фонде находятся протокол конференции сибирских художников, состоявшейся в Новосибирске с участием иркутских художников (1946), списки работ иркутских художников, представленных на выставке в Москве (1966).

За 1937 году составлено 18 протоколов Восточно-Сибирским краевым союзом советских художников и 4 протокола — Иркутским отделением союза советских художников. Историю союза за 1937 год можно поделить на две части, так как 15 ноября 1937 года на общем собрании художников Иркутской области было избрано правление Иркутского областного союза советских художников. 4 января 1938 года был принят устав союза. Руководящим органом союза было правление. Плавление состояло из председателя, секретариата и общего состава. Оно организовывало деятельность союза и осуществляло выполнение решений съезда, устанавливало принципы и нормы представительства на съезде, вносило изменения в структуру с последующим утверждением на съезде, рассматривало и утверждало отчеты секретариата. Возглавлял правление союза председатель. С 1933 по 1937 год председателем Восточно-Сибирского краевого союза советских художников был А. И. Вологдин. В 1938 году председателем был избран К. П. Востоков.

Протоколы состояли из нескольких частей: вводной (дата проведения, председатель, присутствующие, повестка дня), основной (выступление руководителей и членов собрания), заключительной (принятие решения, планы организации, подписи). Собрания и заседания правления проходили каждый месяц. Так, в марте 1937 года было проведено одно собрание по вопросам: творческие задачи художников, о контрактации, разные. Председателем собрания был Радихин, секретарём — Богданов. В апреле 1937 года проведено два собрания по вопросам: информация о контрактации, об общем состоянии союза и кооператива художников и их работе, смета и план, о картинной галерее, о проработке нового устава союза художников. В мае 1937 года было проведено одно совещание актива — членов союза советских художников ВосточноСибирской области по докладу председателя союза художников А. И. Вологдина и текущим вопросам работы художников по подготовке к выставке «20 лет Октября». В июне 1937 года проведено три собрания по вопросу о проведении выставки «20 лет Октябрьской революции». В июле 1937 года прошло два собрания по вопросам: о работе союза за 1937 год, принятие в союз и исключение из членов союза, летняя работа и подготовка к выставке. В сентябре 1937 года проведено одно собрание. В октябре 1937 года — шесть собраний по вопросам: о подготовке к выставке, посвященной 20-летнему юбилею Октябрьской революции, об избрании оргбюро по делам Иркутского областного союза советских художников, информация о подготовке выставкомом организации материальной части выставки. В ноябре 1937 года проведено пять собраний по вопросам: доклад председателя оргбюро А. П. Жибинова о деятельности союза, содоклад технического секретаря Богданова о финансах союза, выборы правления союза советских художников, доклад художника из Москвы Быковского. 8 декабря проведено последнее собрание за 1937 год [11].

За 1938 год Иркутским отделением союза советских художников составлен 21 протокол. В январе 1938 года было проведено три собрания по вопросам: рассмотрение и принятие нового устава Иркутской области союза советских художников, о творческой работе членов союза и товарищества, утверждение сметы на 1939 год, об итогах контрактации художников, выборы комиссии по перерегистрации. 3 февраля 1938 года проведено общее собрание художников по вопросу подготовки к юбилейной выставке, посвященной 20-летию Красной Армии. 1 апреля 1938 года проведено заседание правления союза советских художников Иркутской области по текущим делам. Остальные собрания и заседания проведены во второй половине 1938 года,

обсуждались вопросы о работе художников в Иркутском товариществе художников, о работе студии, текущие дела [12].

Заключение. Таким образом, принимая программные документы, в частности, постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), создавая творческие организации с местными отделениями, художники шли в ногу с политикой партии и государства. В 1937 году создан Иркутский областной союз советских художников, который координировал деятельность художников Восточной Сибири. За 1937-1938 годы Иркутским отделением союза советских художников и Восточно-Сибирским краевым союзом советских художников составлено 43 протокола собраний и заседаний. Документы раскрывают деятельность союза за это время: выставочную, общественную, просветительскую. Решались вопросы организации и проведения выставок, о финансовых расходах, принятии новых членов и исключении старых, о принятии программных документов, устава союза и другие. Документы фиксируют актуальность вопросов по разным направлениям деятельности организации и поднимают проблемы союза: недостаток бюджета, трудности в организации выставок, взаимодействии с разными художниками и т. д.

Библиографический список

1. Лыхин, Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть ХХ века) / Ю. П. Лыхин ; Архитектур.-этнограф. музей Тальцы. — Иркутск : ИП Макаров С. Е., 2002. — 334 с.

2. Личный фонд В. В. Флинского // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. Р-3518. — Оп. 1. — Д. 1. — Л. 3

3. Малкина, Л. Н. Художественная жизнь Иркутска, 1932-2000 гг. : монография / Л. Н. Малкина ; М-во образования и науки РФ ; Иркутский нац. исследовательский технический ун-т. — Иркутск : Изд-во Иркутского нац. исследовательского технического ун-та, 2015. — 235 с.

4. Ларева, Т. Г. Художники Иркутска: иллюстрированный альбом творчества художников / Т. Г. Ларева. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. — 414 с.

5. Ларева, Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья ХХ-начала XXI века / Т. Г. Ларева. — Иркутск : Принт Лайн, 2015. — 616 с.

6. Реестр обществ и союзов, № 84 // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-3518. — Оп. 2. — Д. 2. — Л. 12.

7. Томское общество любителей художеств // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. Р-3518. — Оп. 3. — Д. 181. — Л. 12.

8. Музей в культурном пространстве Сибири. Коллекции, меценаты, выставки : материалы научной конференции «Сукачевские чтения-2015». — Вып. 13. — Иркутск, 2016. — 88 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Традиции и современность. Художественная жизнь Иркутска ХЕХ-начала XXI века : материалы научной конференции «Сукачевские чтения-2012». — Вып. 11. — Иркутск, 2012. — 106 с.

10. Вторая выставка иркутского общества художников // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. Р-3518. — Оп. 4. — Д. 57. — Л. 21.

11. Первая Сибирская передвижная выставка // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). — Ф. Р-2802. — Оп. 1. — Д. 1. — Л. 44.

12. Персональная выставка В. Фёдорова // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). — Ф. Р-2801. — Оп. 1. — Д. 2. — Л. 12.

13. Муратов, П. Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П. Д. Муратов. — Ленинград : Художник РСФСР, 1974. — 144 с.

L4QQ/J

14. Съезд сибирских художников // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). — Ф. Р-2802. — Оп. 1. — Д. 7. — Л. 62.

15. Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). — Ф. Р-2802. — Оп. 2. — Д. 41. — Л. 65.

16. Задачи творческих союзов // Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). — Ф. Р-2802. — Оп. 1. — Д. 173. — Л. 23.

17. Маджаров, А. С. «Русская история» В. И. Сурикова и отечественная историография второй половины XIX в. (к 165-летию со дня рождения художника) / А. С. Маджаров // Известия Иркутского государственного университета. Серия : История. — 2013. — Т. 2. — С. 87-105.

18. Маджаров, А. С. История России в теории цивилизации : монография / А. С. Маджаров ; под ред. Л. М. Дамешека. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. — 211 с.

Об авторе:

Ткачев Виталий Викторович, магистрант кафедры «История России» исторического факультета Иркутского государственного университета (664025, РФ, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

Authors:

Tkachev Vitaliy Viktorovich, master's degree student, the Department of «Russian History», Historical Faculty, Irkutsk State University (Chkalova st. 2, Irkutsk, 664025, RF), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.