Научная статья на тему 'ГОРОД ВО ВРЕМЕНИ. ИРКУТСК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЁВА'

ГОРОД ВО ВРЕМЕНИ. ИРКУТСК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЁВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
380
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСК / СИБИРЬ / ГОРОД / ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / АРХИТЕКТУРА / МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сысоева Наталья Сергеевна, Аверьянова Мария Александровна

Статья посвящена анализу визуально-художественного образа сибирского города Иркутска в работах художников XVIII-XXI вв. в коллекциях живописи и графики Иркутского областного художественного музея (ИОХМ) им. В. П. Сукачёва. Особое внимание уделено развитию городского пейзажа с акцентом на локальные и общероссийские исторические события. Выделяются ведущие темы, сюжеты, зависящие от широты восприятия и осмысления Иркутска значительным кругом авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CITY THROUGHOUT THE TIME. IRKUTSK IN PAINTINGS AND GRAPHICS FROM THE COLLECTION OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV

The article is dedicated to the analysis of the visual and artistic image of the Siberian city of Irkutsk in the works of artists ofXVIII-XXI centuries in the collections of paintings and graphics of the Irkutsk Regional Art Museum named after V P. Sukachev. Special attention is paid to the development of the urban landscape with an emphasis on local and all-Russian historical events. The leading themes and subjects that depend on the breadth of perception and understanding of Irkutsk by a significant circle of authors are highlighted.

Текст научной работы на тему «ГОРОД ВО ВРЕМЕНИ. ИРКУТСК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЁВА»

УДК 711.01/09+7.047

Н. С. Сысоева М. А. Аверьянова

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва Иркутск, Россия

ГОРОД ВО ВРЕМЕНИ.

ИРКУТСК

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЁВА

Статья посвящена анализу визуально-художественного образа сибирского города Иркутска в работах художников ХУ111-ХХ1 вв. в коллекциях живописи и графики Иркутского областного художественного музея (ИОХМ) им. В. П. Сукачёва. Особое внимание уделено развитию городского пейзажа с акцентом на локальные и общероссийские исторические события. Выделяются ведущие темы, сюжеты, зависящие от широты восприятия и осмысления Иркутска значительным кругом авторов.

Ключевые слова: Иркутск; Сибирь; город; городской пейзаж; художественный образ; архитектура; музей.

А. С. Шипицын. Весеннее солнце. 2000.

Бумага, офорт. И 12,8x13,8. Д 14,7x15,5. Л 22,7x28,5

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

Иркутский областной художественный музей осенью 2020 года представил масштабный выставочный проект «Иркутск. Город во времени». Выставка, открывшаяся в залах Галереи сибирского искусства, показала Иркутск в исторической перспективе и была приурочена к празднованию предстоящего в 2021 году 360-летнего юбилея столицы Восточной Сибири (1661 год - дата основания Иркутского острога).

В процессе подготовки экспозиции была проведена серьезная научная работа. Тщательно отбирались произведения из музейных фондов (живописного и графического), скрупулезно исследовались документы (биографии художников, письма, воспоминания), хранящиеся в архиве музея. Это, в свою очередь, позволило полно и многопланово продемонстрировать иркутский городской пейзаж в его естественном историческом и изобразительном

развитии на протяжении четырех столетий (XVIII - начало XXI вв.), сложившийся и продолжающий формироваться усилиями многих поколений художников.

«Город Иркутской, расположенный приблизительно в восьми милях от берега Байкальского моря, построен несколько лет тому назад; он снабжён крепкими деревянными башнями и имеет большое предместье; мяса и рыбы можно достать в изобилии. Вокруг этого города до самого Верхоленска в избытке растёт рожь, земля там очень плодородна, и многие московиты поселились здесь... Малая река по названию Иркут впадает здесь в Ангару, вблизи расположен монастырь» [2]. Так описывает голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама Николаас Витсен сибирский град в своей книге «Северная и Восточная Тартария» в 1692 году.

В год празднования 360-летия Иркутска читать эти строки важно и интересно. Городу во многом удалось сохранить исторический центр и первоначальную планировку, основа которой - несколько сложившихся комплексов, состоящих из памятников каменной и деревянной архитектуры.

Спасская церковь, построенная на территории Иркутского острога вместе с Богоявленским собором, образует древнейший архитектурный ансамбль Иркутска [1, с. 49].

«Белый дом» на набережной Ангары в стиле русского классицизма, служивший вплоть до 1917 года резиденцией иркутских генерал-губернаторов, и «мавританский замок», в котором располагался музей Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (сейчас Отдел истории Иркутского областного краеведческого музея), по сей день являются важными визуальными и историческими объектами. Они определяют помпезный дух и задают эстетически выверенный общий градостроительный тон главным улицам: Большой (ул. Карла Маркса) и Амурской (ул. Ленина). Именно на них преимущественно сосредоточены памятники каменного зодчества XIX-XX вв.

Еще одна историческая зона - Преображенская церковь и деревянный комплекс зданий, среди которых дома декабристов Трубецкого и Волконского, дом Шасти-ных (ныне «Дом Европы», или «Кружевной дом»).

До настоящего времени особое место в городской архитектуре занимают культовые сооружения: православные храмы и соборы, католический костел, мечеть, синагога -все они являются знаковыми доминантами среди окружающей малоэтажной застройки и неизменно привлекают внимание многих художников. Образ храма - важная составляющая городского пейзажа: зачастую храм

А. Рудаков. Вид города Иркуцка (Иркутска). Россия. Бумага, резец. И 14,5x44,5. Д 36x49,5. Л 43x52.

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

Т. Салъваторе (Николай Иванович Тончи). Портрет поэта Гавриила Романовича Державина на фоне г. Иркутска. XVIII век. Холст, масло. 274x179

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

становится композиционным центром в произведениях живописцев и графиков.

Несмотря на красоту архитектуры, общая атмосфера города противоречива: Иркутск выглядит одновременно столичным и провинциальным, европейским и азиатским. Поэтому понять дух места непросто, но можно - во многом благодаря искусству, произведениям художников, со временем пополнившим собрание Иркутского областного художественного музея, где сформировалась интересная тематическая коллекция, включающая более 200 работ. Она ценна и в изобразительном плане (колористический строй, композиционные поиски, мастерство исполнения), и в историческом (документальная фиксация знаковых видов и панорам, свидетельство реальных событий).

Коллекция дает представление о генезисе и эволюции художественных решений городского пейзажа, характерных для развития русского искусства. От жанро-во-бытовой тематики, где город - объект, географический населенный пункт, до интимно-личностной рефлексии художника,

рассматривающего пространство мегаполиса и жизнь человека как органическую взаимопроникающую целостность.

К теме города обращаются и иркутские живописцы и графики, и столичные авторы, создавая произведения на основе своих впечатлений от увиденного. Коллекция музея свидетельствует, что первые запечатленные изображения Иркутска относятся к первой половине XVIII столетия. Распространение графического пейзажа, исполненного в традициях академической ведуты, в этот период связано с приездом художников-картографов - участников научных экспедиций, выпускников зарубежных академий, занимавшихся созданием планов местности и изображением сибирских городов.

В собрании музея хранятся гравюра с рисунка немецкого художника Иоганна Вильгельма Люрсениуса (гравер А.Г. Рудаков), который выполнил зарисовку, находясь в Иркутске в составе Второй Камчатской экспедиции академика Миллера 1733-1743 гг., и литография француза Франсуа де Кювилье с изображением Иркутска. Позже выпускник Академии А.Е. Мартынов в 1805 году в составе Русской миссии графа Ю.А. Головкина, долгие месяцы ожидая в Иркутске разрешения на въезд в Китай, выполнил несколько натурных рисунков, в том числе авторский офорт «Вид Иркутска», входящий в коллекцию музейной графики [4, с. 48-49]. Все они решены в едином стилистическом ключе. Пейзажи, преимущественно архитектурные и панорамные, выверены композиционно, исполнены с фотографической точностью.

Виды Иркутска органично входят в графические серии, посвященные сибирским городам, и имеют огромное историческое значение. В них отдается приоритет документальной фиксации с целью представить облик населенного пункта и подчеркнуть цивилизованный статус отдаленных, но уже освоенных территорий Российской империи.

Ранние живописные произведения, связанные с Иркутском и хранящиеся в собрании музея, относятся к ХУП1-Х1Х вв. Они

представлены именами выпускников Академии художеств Е.Е. Мейера, Н.Ф. Добровольского, а также творчеством ссыльных польских художников Станислава Вронского, Юзефа Беркмана. Городской панорамный пейзаж, где построенное человеком соединяется с естественным природным окружением, в дальнейшем стал разновидностью жанра, в котором работали многие мастера.

При создании живописного полотна 1867 года «Вид города Иркутска» художники Е.Е. Мейер и В.М. Резанов используют классические приемы академической живописи, размещая на переднем плане большие красивые деревья, не заслоняющие общего вида города на правом берегу Ангары. Их силуэты, написанные темными красками, подчеркивают воздушную перспективу, тонально переходящую в светлый горизонт.

Станислав Вронский при реставрации портрета Г.Р. Державина кисти итальянского живописца Сальваторе Тончи, принадлежащего в то время генерал-губернатору М.В. Сибирякову, сумел вписать вместо амуров на дальнем плане вид зимнего Иркутска с узнаваемым изображением Чудотворской, Спасской, Тихвинской церквей, собора Богоявления и Московских ворот.

Ранние пейзажи Н.Ф. Добровольского с видами Иркутска создают поэтически идеализированный образ города на Ангаре. Одна из примет романтизма - любовь к таинственному ночному освещению - проявляется в его картине «Ангара ночью». На полотне «Переправа через Ангару в Иркутске», написанном в 1886 году, изображены работы по восстановлению города после большого пожара 1879 года. Справа от Московских ворот — собор Богоявления в строительных лесах. «За аркой просматривается архитектура уже восстановленного Владимирского собора; правее стоит архиерейский дом, а еще дальше за ним - Чудотворская церковь» [4, с. 64].

Преимущественный интерес художников к архитектурному облику Иркутска сохраняется в XX веке. Их произведения, разные по техникам и стилистически отличные

Н. К. Добровольский. Переправа через Ангару в Иркутске. 1886. Холст, масло. 70x80

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

К. И. Померанцев. Иркутский кремль. 1922. Холст, темпера. 89x111

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

Б. И. Лебединский. Иркутск в 1817 году (Галиот. 1817 год). 1969. Бумага, офорт. И 36x54,5. Д 39,5x58. Л 52,5x64,5

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

друг от друга, тематически объединяет пристальное внимание к визуальной рукотворной городской среде. Именно она, по мнению авторов, создает неповторимый облик, определяет идентичность.

В картинах и этюдах Николая Лодейщи-кова, Константина Померанцева, Валентина Федорова, написанных с натуры в 1915-1922 гг., изображен величественный, удивительно красивый Казанский кафедральный собор, возвышавшийся на главной площади города очень непродолжительное время, всего 40 лет (взорван в 1932 году) [3]. Художник К. Померанцев исполняет «Иркутский кремль» в экспериментальной живописной манере и включает главный на тот момент иркутский храм в общую композицию архитектурных городских акцентов, расположенных на правом берегу Ангары. Художник ставит цель не столько передать реалистический облик (хотя изображенные строения угадываются даже современным зрителем), сколько отобразить исторический дух этого места, определить доминанту, с которой начинался город.

Схожее визуальное решение можно найти в печатной графике сибирского художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса Лебединского: альбом «Иркутский острог. Краткий исторический иллюстрированный очерк», изданный Восточно-Сибирским географическим обществом в 1929 году, «Иркутск в 1817 году», «Иркутск в 1917 году», «Иркутск. 1969 год» (1960-е). Автор реконструирует облик старинного города и рассматривает его жизнь в развитии, скрупулезно погружаясь в исторические детали. В графических работах из альбома «Иркутский острог» Борис Лебединский, используя старинные документы, воссоздает панораму деревянного острога XVII века с отдельными улицами и сторожевыми башнями. Предельно точно воспроизводя силуэты строений, художник создает панегирический образ старинного острога. Виды Иркутска Бориса Лебединского, исполненные в традициях искусства классической гравюры,

являются образцами «высокого стиля» в собрании музея.

Город как объект максимально интересен известному иркутскому художнику, графику и иллюстратору Анатолию Аносову, много лет проработавшему в Восточно-Сибирском книжном издательстве. Знаковые места Иркутска, отдельные виды и мотивы, панорамы города — всё в равной степени нашло отражение в его произведениях, хранящихся в Иркутском областном художественном музее. Гравюры «Большой проспект», «Иркутск», «Дом декабриста С. П. Трубецкого», «Дворец пионеров» филигранно исполнены в технике гравюры на пластике, требующей твердости руки, точности движений и педантичного отношения к работе и позволяющей добиться тонкости штриха и особой проработки деталей. Интересны листы «Иркутск исторический», «Иркутск». В пространство листа художник помещает известные каждому горожанину архитектурные достопримечательности: Спасская церковь, Польский костел, каменный двухэтажный особняк XIX века - «Белый дом», деревянная усадьба семьи декабриста С. П. Трубецкого дополнены образами сибирской таежной природы. Внимательный зритель пытливо ищет знакомое в многоплановых, сложных по композиции сюжетах, подобно участнику квеста разгадывая ту или иную загадку. В целом Иркутск Анатолия Аносова - изысканная сибирская столица, представленная памятниками архитектуры, особняками в стиле ампир, величественными соборами. Это лучшая иллюстрация к словам Антона Чехова о том, что «Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный. [...] Совсем Европа» [5].

Образ города как современной, живой, но вместе с тем художественно-исторической среды создан в произведениях «Памятники архитектуры» Анатолия Костовского, «Вечный огонь» Аркадия Гутерзона (1976), «Главная улица города» Льва Гимова (1995).

Отдельная страница в истории отечественного искусства - индустриальный пейзаж, который появился в СССР в 1960-

е, когда шло послевоенное развитие страны: интенсивное преобразование всех отраслей промышленности, масштабное освоение новых территорий, открытие Всесоюзных строек и появление новых сибирских городов, микрорайонов. Проникаясь героическим духом и динамикой перемен, художники отправлялись в творческие командировки по стране. Эпические произведения, созданные ими на основе впечатлений от увиденного, позднее пополнили собрание Иркутского областного художественного музея как знаковые авторские высказывания о настроении и событиях тех лет.

Так, строительство Иркутской ГЭС запечатлели советские художники Иван Стасе-вич (Минск), Анатолий Тимофеев (Москва), Михаил Каманин (Нижний Новгород). В Иркутске индустриальный пейзаж наиболее ярко воплотился в творчестве Виталия Рогаля («Иркутская ГЭС. Сибирские огни», «Основное русло Иркутской ГЭС»); неожиданно он приобрел лирическую интонацию в работе «Рассвет над Ангарой». Несмотря на политизированность темы, картины Виталия Рогаля из этого цикла практически все вошли в коллекцию музея. Автор воплотил свою убежденность в необходимости большого идейного содержания пейзажной живописи, органически соединенного с поисками полнокровной насыщенности цвета, монументальности композиции.

Внимание художников 1960-х обращено на преобразования городской среды в век технического прогресса, стремление запечатлеть их в своих произведениях. Нарядные, торжественные, топографически точные виды города пишут иркутские художники Анатолий Костовский и Владимир Кузьмин: «Завод им. Куйбышева» (1963), «Ангарский мост» (1963). Работа Евгения Шпирко «Ново-Ленино. Конечная» входит в его серию городских пейзажей, посвященных строительству и жизни одного из новых иркутских микрорайонов. «Ново-Ленино. Конечная» - квинтэссенция духа времени и собственной жизни художника.

Примечательны небольшие по размеру цветные гравюры московского художника А.И. Калашникова («Институт иностранных языков», «Дом Советов на площади им. Кирова» и другие). Графическая серия создана в 1961 году и подарена автором Иркутскому областному художественному музею. Так, в работе «Иркутск. Мост через Ангару» запечатлен один из самых известных иркутских видов, открывающийся каждому приезжающему в сибирский город по железной дороге. Не случайно именно его Калашников выбирает для марки, изданной Министерством связи СССР в честь 300-летнего юбилея Иркутска и разошедшейся многотысячным тиражом по всей стране. Небольшая по размеру, вытянутая в длину ксилография выполнена искусно и тонко. Изогнутая линия рисует очертания Ангарского моста (сейчас Глазковский мост), соединяющего два берега, новый и старый город. Первый, в свою очередь, исполнен условно: многоэтажные дома слегка намечены, образуют панораму. Разнонаправленный динамичный штрих усиливает движение общественного транспорта на мосту, катеров и лодок, курсирующих по реке. Иркутск выглядит современным и развивающимся городом, в

А. Г. Костовский. Памятники архитектуры. 1965.

Картон, масло. 69x85

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

В. С. Рогаль. Рассвет над Ангарой. 1955. Холст, масло. 80x159

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

котором жизнь течет быстро, подобно течению Ангары.

В городском пейзаже художники выражали свое ощущение эпохи, встречи минувшего с настоящим. Одна из наиболее значимых работ, раскрывающих эту тему, - «Усолье-Си-бирское», написанная в 1973 году ленинградским художником Владимиром Френцем. Ясным художественным приемом диагонального деления холста на старый и новый город автор противопоставляет патриархальный уклад жизни и наступающую цивилизацию, одноэтажную застройку - и современные микрорайоны с типовыми хрущевками, которые отличаются только цветом, но в тот период воспринимались как символ комфортной жизни.

Индустриальный пейзаж не утратил своей актуальности и в XXI веке, хотя лишился романтизма и идеализации изображаемого внешнего мира. Интересно художественное решение иркутского художника Игоря Смирнова в картине «Зимний вид. Промзо-на». Городские окраины написаны в грязной серо-белой цветовой гамме. Они безжизненные и неуютные. Это нелицеприятный визуальный итог остановившегося развития сибирских городов в XXI веке.

«Иркутск уходящий» с его старинными деревянными домами, украшенными резными наличниками, ставнями, обильным декором, с тихими улочками, постепенно заполняющимися «прелестью запустения»,

- еще одна знаковая и неисчерпаемая тема, нашедшая отражение в местном городском пейзаже. Именно ей посвящено наибольшее количество живописных и графических произведений, хранящихся в Иркутском художественном музее.

Круг авторов, обращающихся к данному сюжету, обширен, характер и настроение их работ разнообразны. Многим тема близка не только из-за внешней красоты изображаемого мира, но и потому, что тесно связана с повседневной жизнью: мастерские и дома, в которых работали и жили художники, зачастую располагались в «старом городском фонде». Деревянный Иркутск, любимые дома и улицы, церкви, городские задворки

- всё это находит отражение в живописных и графических произведениях иркутских авторов.

Понимание и принятие города как органической и естественной среды, места личных историй и сокровенных мыслей, внимание к ретроспективности, осмысленной художником исходя из собственного опыта

А. И. Калашников. Иркутск. Мост через Ангару. 1961. Бумага, цветная ксилография (с 3 досок). И 7,1x13,6. Л 12,3x17,1

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

и взглядов на жизнь, характерны как для локальной изобразительной школы, так и в целом для русского искусства второй половины - последней четверти XX века.

Городские зарисовки известного сибирского художника-графика Николая Шаба-лина, ученика И.Л. Копылова и К.С. Пе-трова-Водкина, «Уголок старого Иркутска» (1959), «Старинный уголок Иркутска. У планетария», «Краеведческий музей в Иркутске» проникнуты спокойствием и лиричным настроением.

Диптих «Иркутск уходящий» (1970) Галины Курочкиной-Домашенко отличают психологизм, драматизм и интерес к традиционному бытовому укладу старого города. Композиция вытянута по горизонтали; пространство листа многопланово, заполнено изображением подобно орнаменту: линии, подчеркивающие предметную декоративность архитектурных деталей и формирующие пространство текстур, ассоциативно отсылают к образу разбитого зеркала, паутины. Эстамп, отображающий жизнь города, похож на выцветающую черно-белую фотографию, он о красоте и запустении.

Акварели Владимира Шипунова «Иркутск в октябре» (1990), «Иркутск. Набережная. Сумерки» (1988), «Уголок Иркутска»

(1989) ностальгические и немного тревожные по колориту. В них автор размышляет о родном городе как о пространстве, знакомом с детства, предчувствует разлуку, пытаясь сохранить в памяти и на листе дорогое и близкое сердцу (в 1990-е гг. художник покинет Сибирь).

Безупречные офорты Александра Шипи-цына, заслуженного художника Российской Федерации, живого классика гравюры, также проникнуты размышлениями об исчезающем старом Иркутске. «Старая улица», «Весеннее солнце», «Мой любимый дом», «Голландский дом» - личное художественное высказывание. Это не документальные свидетельства, несмотря на узнаваемость ракурсов и перспектив; это произведения, в которых проявлен сложносочиненный образ, сложившийся из наложенных друг на друга смыслов, текстур, нелинейного восприятия времени.

Иные по стилю исполнения, но близкие по духу, преломленные сквозь призму личных взглядов, мнений и чувств карандашные образы города в рисунках и пастелях графика Светланы Гаращук. Город она наблюдает в разное время года, суток, состояний, интересуясь бесхитростными бытовыми деталями. Подвижными лини-

И. В. Смирнов. Зимний вид. Промзона. 2010. Холст, масло. 70,2x119,7

Иркутский областной художественный музей им. В. II. Сукачёва (Иркутск)

ями-штрихами, заполняющими всё пространство листа, рисует заброшенные, но не лишенные жизни старые дома, кладовки, дворы. В ряде работ автор изображает храмы: Крестовоздвиженская, Спасо-Преобра-женская церкви в окружении деревянных домиков неотделимы от «тела» города. Городские пейзажи Гаращук - это во многом жизнь лирической героини (самой Светланы) в собственном, придуманном ею городе, где реальные черты Иркутска кажутся грамотно построенной декорацией, в которой органично живут персонажи: пробегающая собачка, дворник, убирающий двор, случайный прохожий.

Отдельный раздел в музейной коллекции, посвященной Иркутску, составляют произведения, в котором город является местом, где происходили важные исторические события, и соответственно служит фоном для них. В работах художников отразились драматичные явления в истории России и Сибири, в частности: выступление декабристов, революции, Белое движение, Гражданская и Великая Отечественная войны.

Восстанию декабристов посвящена серия гравюр Николая Домашенко (лист «Приезд в Иркутск», 1969). Революционные события

в живописном полотне «19 ноября 1917 года в Иркутске» Бориса Корнеева происходят на фоне дома купца Второва, одного из красивейших зданий Иркутска, выполненного в стиле псевдорусского барокко. В этом же ключе решены линогравюры «Вступление Красной Армии в Иркутск 5 января 1920 года» (1969) читинского графика Юрия Кру-глова и гуаши «Уборевич и Сухэ-Батор в Иркутске в 1921 году» (1967), «Разгром юнкеров» (1967) омского художника Кондратия Белова из собрания музея. Многочисленные рисунки тушью театрального художника Евгения Орлова, частично входящие в альбом «Силуэты старой Сибири», посвящены революции и последовавшей после нее братоубийственной междоусобице. Иркутск как конечная точка «верховного правления Россией» А. В. Колчака - декорация, в которой произошло одно из ключевых событий истории XX века.

Прошлое интересно не только великими историческими свершениями, но и каждодневным течением городской жизни. За тканью визуальных воспоминаний личностного характера ощущаются фактура и интонация ушедшей эпохи. Интерес к историческому быту ГОрОДа В ПрОИЗВедеНИЯХ ГО-

раздо серьезнее, чем это может показаться на первый взгляд: за внешними проявлениями жизни открывается живая душа эпохи. Примером могут служить графическая серия «Пасхальные увеселения на Тихвинской площади» Александра Муравьева и серия «Семейный альбом» Галины Курочки-ной-Домашенко.

«Фото на память», «Кукольный театр», «Балаган» (1979) А. Муравьева вводят в атмосферу безмятежного праздничного веселья. Забавные выразительные персонажи, почти карикатурные, сложные по композиции сценки вызывают желание долго их рассматривать, пробуждают в зрителях чувство соприсутствия и радостного сопереживания. Дореволюционный город многолюден, наполнен шумом и движением.

«Сестры, матери», «Отцы, деды», «Воспоминание», «Свадьба» Г. Курочкиной-До-машенко повествуют о сменяющейся череде событий и периодах жизни: детстве, молодости, зрелости, старости. При всей уникальности каждой истории вместе они составляют калейдоскоп лиц - задумчивых, грустных, строгих, веселых, дружелюбных. Стилистически графические листы напоминают кадры старых фотографий, оформленные в серию «Семейный альбом».

В искусстве рубежа XX-XXI вв. появляется новый тип обобщенного городского пейзажа, в котором отразились стилистические, композиционные и декоративные поиски. Это художественное направление связывает близких по духу, сходно чувствующих, одинаково понимающих цели и методы искусства мастеров. Все это в полной мере отражено в живописных произведениях иркутских художников, посвятивших городу ряд своих работ. Геннадий Кузьмин, Сергей Жилин, Наталья Довнич, Вячеслав Глинский, Виталий Смагин, Николай Вершинин легко удерживают цветовую и композиционную цельность холста, используя прием дробления формы. В то же время обобщенное пространство, сконструированное при помощи цветовых пятен и линий, ведет к созданию яркого, эмоциональ-

С. Н. Таращук. Дом на улице Декабрьских событий. 1980. Бумага, пастель. 68,5x69,5

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

Б. В. Корнеев. 19 ноября 1917 года в Иркутске. 1973. Холст, масло. 159,5x200

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

ного, но абстрагированного от реальности экспрессивного образа мира. Владимир Кузьмин в пейзажных композициях предпочитает контрастные сочетания, обобщенные выразительные силуэты, использует смещение форм, подчеркивая их контурной линией.

Новым явлением в современном искусстве стало создание метафорического или аллегорического изображения города, увиденного нередко с общепланетарных позиций. Емкие художественные обобщения с космогоническим философским подтекстом мы встречаем в триптихе «Святитель Иннокентий, митрополит Московский» Сергея Элояна, правую часть которого он посвящает Иркутску 1840 года, и произведение «Ангел-хранитель моей мамы» Марины Си-

С. Г. Жилин. Ночь над старым городом. 2017. Холст, масло. 100x100

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Иркутск)

нишиной. Их работы воспроизводят символическую «округлость мироздания», напоминают о божественных истоках Природы и Человека.

Основным предметом изображения в городском пейзаже являются улицы и здания, и в своем творчестве мастера создали собирательный «Портрет Иркутска». Он складывается из запечатленных достопримечательностей, характерных памятников архитектуры, его заповедных и исторических уголков. Каждый автор, создавая образ города, творил в соответствии с эстетической парадигмой времени, отразив свойственные городу черты и приметы, создав своеобразную изобразительную летопись его жизни. Их усилиями сформирован трансформирующийся во времени и пространстве коллективный портрет, новые прочтения которого займут со временем достойное место в собрании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва.

Литература

1. Иркутск. Город во времени : альбом-каталог / сост. Н. С. Сысоева; вступ. ст.: Н.С. Сысоева, А.И. Голято, М.А. Аверьянова, A.M. Свердлова-Александрова ; Мин. культ, и арх. Ирк. обл. - Иркутск : ИРО ВТОО «Союз художников России», ИРО ОТ-ПОО «Союз архитекторов России», ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачёва, 2020. - 392 с. : ил.

2. Иркутский острог, очерк истории // Информационный портал irkipedia.ru. - URL: http:// irkipedia.ru/content/irkutskiy_ostrog_ocherk_istorii. htm (дата обращения 20.01.2021).

3. Современные тенденции в архитектуре православных храмов Иркутска // Информационный портал nbpublish.com. - URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=27009.htm (дата обращения 20.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Фатьянов, А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. - 192 с.: ил.

5. Чехов, Антон. Произведения, биография, документалистика // Информационный портал chehov-lit.ru. - URL: http://chehov-lit.ru/chehov/ letters/1890-1892/letter-832.htm (дата обращения 20.01.2021).

Об авторах

Сысоева Наталья Сергеевна - искусствовед, директор Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, председатель Иркутского отделения Союза художников России E-mail: [email protected]

Аверьянова Мария Александровна - искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС), научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва E-mail: [email protected]

A CITY THROUGHOUT THE TIME.

IRKUTSK IN PAINTINGS AND GRAPHICS

FROM THE COLLECTION OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV

Sysoeva Natalya Sergeevna Art critic, director of the Irkutsk Regional Art Museum named after V P. Sukachev. Chairman of the Irkutsk branch of the Union of artists of Russia

Averianova Maria Alexsandrovna

Art critic, member of the Association of art critics and art historians, researcher at the Irkutsk Regional Art Museum named after V P. Sukachev

Abstract: The article is dedicated to the analysis of the visual and artistic image of the Siberian city of Irkutsk in the works of artists ofXVIII-XXI centuries in the collections of paintings and graphics of the Irkutsk Regional Art Museum named after V^ P. Sukachev. Special attention is paid to the development of the urban landscape with an emphasis on local and all-Russian historical events. The leading themes and subjects that depend on the breadth of perception and understanding of Irkutsk by a significant circle of authors are highlighted.

Keywords: Irkutsk; Siberia; city; urban landscape; artistic image; architecture; museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.