УДК 75.049.6 А. И. Голято
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва Иркутск, Россия
КОЛЛЕКЦИЯ
РУССКОГО НАТЮРМОРТА
В СОБРАНИИ
ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
ИМ. В. П. СУКАЧЁВА
Статья посвящена коллекции русского натюрморта в собрании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва (ИОХМ). В статье анализируется структура коллекции. Рассматривается развитие русского натюрморта с середины XIX века до начала XXI века. Отдельное внимание уделяется анализу сибирского натюрморта.
Ключевые слова: русский натюрморт; сибирский натюрморт; коллекция ИОХМ им. В. П. Сукачёва; натюрморт в живописи; натюрморт в графике; натюрморт в декор ативно-при-кладном искусстве.
Собрание музея включает произведения русского искусства XVII-XX вв. столичных художников и авторов из регионов России, сибирский натюрморт (1930-1950-е гг., 1960-2000-е гг.).
Произведения иконописного искусства датируются XVII-XVIII вв.
Русское искусство XVIII-XIX вв. - это такие авторы, как П. Калмынин, Ф.П. Толстой, В.М. Максимов, К. Тарбеев, В.Е. Маковский, М.П. Клодт, М.В. Добужинский, Е.П. Самокиш-Судковская, A.B. Средин,
А. Г. Костовский. Август. 1988. Холст, масло. 106x103
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (Иркутск)
Коллекция русского натюрморта Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва
богата и разнообразна: более 100 произведений, включая живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. Это и собственно натюрморт, и натюрморт, являющийся составной частью композиции жанровой картины или портрета. Коллекция позволяет проследить развитие русского натюрморта за период с середины XIX века и до нашего времени.
В.В. Переплётчиков, A.B. Сукачёва, Н.В. Сукачёва и др.
Коллекцию русского искусства XX века представляют П.П. Кончаловский, A.B. Куприн, C.B. Малютин, П.И. Котов, П.Н. Крылов, О.С. Малютина, М.С. Сарьян, Е.А. Ма-леина, H.A. Удальцова, Н.И. Андронов, П.В. Кузнецов, А.Г. Тышлер, Д.А. Налбандян, Б.Ф. Домашников, А.Г. Поздеев.
Иркутский натюрморт вошел в коллекцию во всем своем многообразии: это работы художников 1930-1950-х гг. А.П. Жибинова,
A.Р. Мадиссон, Г.И. Дудина, А.Ш. Закирова и авторов, чьё творчество пришлось на 19602000-е годы, - А.П. Крылова, В.В. Тетеньки-на, А.Ф. Рубцова, В.А. Кузьмина, Г.Ю. Кузьмина, А.Г. Костовского, Г.Е. Новиковой, H.H. Вершинина, А.О. Погребного, А.Н. Пурлика,
B.Г. Смагина, Г.А. Драгаева, A.A. Цыбиковой, Л.А. Имшенецкой.
Натюрморты коллекции можно структурировать не только хронологически, но и содержательно: в иконах XVII-XVIII вв.; обманка; с дичью, с дарами моря; таёжный; цветы, овощи и фрукты; посуда и кухонная утварь; с атрибутами искусств; в интерьере; в портрете; сюжетно-тематический; декоративный; аллегорический, метафорический и символический; вещь и предмет в жизни и искусстве.
Прежде чем говорить подробно о произведениях, находящихся в коллекции, обратимся к истории русского натюрморта. Развитие и проблематику жанра исследовали такие авторы, как Ю.Я. Герчук [1], И.Н. Пружан и В.А. Пушкарев [3], М.М. Ракова [4], А.К. Антонова [5], А.Т. Ягодовская [6], Л. Мочалов [2].
Ряд исследователей сходятся во мнении, что истоки русского натюрморта берут начало в искусстве Древней Руси. В брошюре «О натюрморте» А.Т. Ягодовская пишет о том, что «в древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым
выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету» [6, с. 6].
Конечно, это еще не натюрморт в полном смысле этого слова. Внимание к вещи, предмету начинается в искусстве значительно раньше возникновения натюрморт -ного жанра. «Искусство вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла» [6, с. 4]. Изображения сосудов и фруктов встречаются на античных мозаиках и фресках задолго до определения жанровых границ. В начале IV века иконописцы начинают включать натюрморты в алтарные композиции и иконы.
Часть музейной коллекции составляют иконы «Рождество Богоматери» (XVII в.
Троица
Ветхозаветная, с Бытием. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота. 53,3x44,3x2,7
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (Иркутск)
(?)), «Воскресение - Сошествие во ад» (конец XVII в.), «Троица Ветхозаветная, с Бытием» (вторая половина XVIII в.), «Тайная вечеря» (вторая половина XIX в.). Предметы здесь играют роль атрибутов, включённых в общую композицию. В большинстве своем они имеют ярко выраженное символическое значение. Так, к примеру, в иконе «Троица Ветхозаветная, с Бытием» важную роль играет изображение жертвенной чаши с головой тельца - это прообраз евхаристической чаши с агнцем, принесенным в жертву ради спасения человеческого рода.
В русском искусстве начала XVIII века изображение предметов используется в эмблемах государственных органов управления (Юстиц-коллегии и Камер-коллегии казенных сборов), декоративных росписях дворцовых залов, в создании десюдепор-тов. В это время в Голландии натюрморт процветает, появляются различные жанровые подвиды. В России же развитие проис-
Б. М. Максимов. По примеру старших. 1864. Холст, масло. 43x36
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (Иркутск)
ходит гораздо медленнее, это объясняется в первую очередь тем, что натюрморт был не востребован. В монографии Л. Моча-лова «Три века русского натюрморта» говорится о том, что «в системе жанров петровского времени натюрморт оказывался жанром не самым насущным. Пока, если не считать эмблематических изображений и полудилетантских, почти ремесленных имитаций их облика, он жил неявно, включаемый в другие жанры. Это прежде всего относится к портрету, имевшему традиции в парсуне» [2, с. 51]. В музейном собрании хранятся парсуны «Портрет царя Михаила Федоровича» и «Портрет Ермака». Первый царь из династии Романовых изображен в торжественной одежде, на груди висит массивный крест. Ермак показан в кольчуге, в шапке с изогнутыми полями и перьями, с панагией, копьем и саблей с эфесом в виде птичьей головы. Главным в парсунах является, конечно же, портретируемый. Но и изображению предметов уделяется определенное внимание. Они помогают раскрыть характер человека, говорят о его сословной принадлежности, указывают на род деятельности.
С развитием светского искусства влияние натюрморта особенно ярко прослеживается в жанре портрета. Портрет Екатерины II кисти Д.Г. Левицкого тому подтверждение. Императрица изображена около своего любимого письменного стола, за которым проводила большую часть свободного времени. Предметы, лежащие на столе, - чернильный прибор и стопка бумаг - указывают на увлечения поклонницы Вольтера и Дидро.
Как самостоятельный жанр натюрморт впервые появляется в России в начале XVIII века в виде «обманок». Этот тип приходит из западноевропейской живописи и предполагает создание на бумаге оптической иллюзии трехмерного предмета. Он ярко проявился в акварелях художника XIX столетия Федора Толстого («Птичка на ветке липы», 1831). Незатейливые сюжеты создаются с таким мастерством, что, кажется,
можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, увидеть, как взлетит бабочка или вспорхнет птичка.
Вплоть до конца XIX века натюрморт рассматривается в качестве «низшего» жанра. В этот период он играет роль учебной постановки. Изображение предметов также используется в жанровой картине, интерьерных композициях и портрете.
Появление натюрморта в бытовом жанре тесно связано с творчеством художника А. Венецианова. Он сделал главной темой своего творчества изображение крестьянского быта, которое не могло быть полным без изображения предметов, являющихся частью жизни крестьян. Своих учеников Венецианов учил работать с натуры, внимательно относиться к небольшим деталям. Влияние венециановской школы ощущается в работе A.A. Боброва «Внутренний вид комнаты». В ней художник раскрывает тему простого человеческого счастья. Предположительно на полотне изображен дом самого автора. Интерьер насыщен деталями: иконы, посуда, тряпочки, игрушки, картины. Сюжет незатейлив: хозяйка дома, сидя на полу, перебирает вещи, извлечённые из шкафа. Эти предметы дополняют картину быта и образа жизни хозяев дома.
В 1846 году открывается Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое становится центром демократического искусства. С ним связано возникновение нового направления - критического реализма. Он появляется в противовес классицизму, который царил в Академии. Для критического реализма характерны полотна с ярко выраженной сюжетной линией. Предметы здесь играют немаловажную, а иной раз и одну из ключевых ролей - с их помощью раскрывается сюжет. В коллекции музея хранится картина «Помещики-политики» К.Е. Трутовского. Это небольшая многофигурная композиция, на которой изображены помещики, бурно обсуждающие отмену крепостного права. Они сидят за столом, на котором лежит
газета. Именно из нее они узнали поразившую всех новость. Натюрморта здесь как такового нет, но роль предмета - газеты -заметно возрастает.
Для объединения художников-передвижников, возникшего в 1870 году, главными жанрами становятся картина и портрет. Натюрморт по-прежнему играет второстепенную роль, хотя некоторые члены товарищества уже обращают внимание на этот «малый» жанр. Но по-прежнему натюрморты используются ими в качестве «разминочных упражнений» либо становятся частью композиции картин. На полотне В.М. Максимова «Бедный ужин» показана крестьянская семья, собравшаяся после тяжелого рабочего дня за столом. Художник изображает на столе скудный ужин крестьян, и этот предельно лаконичный натюрморт задает настроение всей картине. В небольшой работе «По примеру старших» раскрывается тема детского пьянства. Главный герой, увидев, что взрослые ушли, решает тайком выпить: правой рукой он придерживает рюмку, а в левой сжимает бутылку со спиртным. Натюрморт дополняют оставленные на столе чашки и блюдца. Все предметы выписаны очень тонко и искусно, несмотря на небольшой размер картины.
В. Д. Поленов - художник-передвижник, который одним из первых среди соратников обратил внимание на жанр натюрморта. Находясь под впечатлением от путешествия во Францию и знакомства с французской живописью, он пишет И.Н. Крамскому: «У нас главным образом имеет значение, что сделано, а тут, как сделано. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да ещё в придачу считают сего медных дел мастера первым живописцем и, пожалуй, не без резону» [2, с. 125].
К жанру натюрморта обращаются И.Н. Крамской, К.Е. Маковский, И.Е. Репин. В коллекции музея хранится этюд И.Е. Репина к картине «Садко». Художник создает натюрморт с изображением подводного
А.Ю. Никич-Криличевский. Семена и клубни. 1963. Холст, масло. 80x115
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (Иркутск)
мира - он воспринимается законченно, несмотря на то, что является подготовительной работой.
Натюрморт в русском искусстве XIX -начала XX вв. достигает наивысшей точки развития. «Начало нового века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди других жанров» [3, с. 16]. К этому времени натюрморт приобретает большую значимость в искусстве. Для него характерно композиционное, стилистическое и тематическое разнообразие. Часть коллекции русского искусства XIX - начала XX вв. включает в себя самые разные типы натюрмортов: «Цветы, овощи и фрукты», «Посуда и кухонная утварь», «Декоративный натюрморт», «Аллегорический, метафорический и символический натюрморт».
Начало XX века отмечено возникновением множества самых разнообразных направлений в искусстве и появлением различных художественных объединений. «Мир искусства» - одно из них. Представители этого направления нередко в своем творчестве обращались к традициям XVIII века. «Портрет Н.К. фон Мекка» Б.М. Кустодиева, одного из мирискусников, является образцом следования живописным традициям прошлого: лессировочное письмо, поза портретируемого, его торжественная одежда. Предметы здесь не только указывают на род деятельности человека, но и показывают зрителю его увлечения. Перед фон Мекком на столе лежат железнодорожные схемы, и это не случайно: он занимал должность председателя Московско-Казанской железной дороги. Сам он сидит в старинном антикварном кресле, поодаль стоит неболь-
шая скульптура из майолики, и несколько картин висят на стене. Эти предметы указывают на пристрастие фон Мекка к искусству. Мирискуссники зачастую изображали вещи, имевшие определенную культурную ценность, - в этом видится уважение к искусству прошлых столетий, осознание его ценности.
Интересен яркий живописный натюрморт М.С. Сарьяна «Плоды каменистых склонов Арагаца» (1958), представителя объединения «Голубая роза». Декоративная стилизация, характерная для голуборозов-цев, ярко проявилась в творчестве Сарьяна. Натюрморт, находящийся в музейной коллекции, написан сочными, чистыми цветами. Красочный слой тонкий, словно светящийся изнутри. Развернутая ковровая композиция натюрморта позволяет показать фруктовое изобилие Армении.
Отдельного внимания заслуживают работы художников объединения «Бубновый валет» - «Натюрморт» (1918) П.П. Конча-ловского и «Натюрморт с синим кувши-
ном» (1931) A.B. Куприна. На авторов, как и на художников-голуборозовцев, большое влияние оказала современная французская живопись, преимущественно творчество таких мастеров, как Анри Матисс и Поль Сезанн, а также влияние различных художественных течений, пришедших из Франции. В полотне П. Кончаловского явно прослеживается влияние кубизма. Он изображает предметы, находящиеся в мастерской, угловатыми, разбитыми по плоскостям и уплощёнными. В работе А. Куприна заметно влияние постимпрессионизма - в особом отношении к цвету, декоративности подачи, фактурной живописи. Помимо влияния французских художников, здесь также видится влияние фольклорного искусства - в выборе самих предметов: синий кувшин, центр композиции, небольшая вазочка и чашечка с блюдцем украшены русскими народными росписями.
A.A. Осьмеркин, еще один представитель бубнововалетцев, в натюрморте «Восточные инструменты» (1947) изобража-
ла Е. Синишина-Шпирко. Натюрморт с тыквой (Натюрморт с красным чайником). 2001. Бумага
тонированная,
гуашь.
50x70
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (Иркутск)
ет предметы искусства раскиданными по яркому, украшенному орнаментом ковру, дополняет их типичным для южного быта глиняным сосудом. Для полотна характерна точно вымеренная гармония, композиция и деликатная цветовая гамма.
Надо отметить, что возникновение авангардистских течений в русском искусстве начала XX века было связано не только с влиянием европейских мастеров - здесь немаловажное влияние оказали и политические события, которые происходили в стране. Художники зачастую переходили из одного объединения в другое, пробовали себя в разных направлениях. Возможности жанра обеспечивали эксперимент, поиски нового и попытки переосмысления старого.
Натюрморт вновь включается в другие жанры, в том числе в сюжетно-тематиче-скую картину. В коллекции музея хранится «Ужин трактористов» (1956) A.A. Пластова. Художник опирается на традиции объединения «Союза русских художников», которым, в свою очередь, были близки идеи передвижников. Натюрморт, включенный в картину, в само её название, играет одну из главных ролей в сюжете - выполняет роль композиционного центра, вокруг которого выстраивается действие.
На рубеже 1950-1960-х возникает новое направление в советской живописи, получившее название «суровый стиль». Представители его создавали картины, воспевающие жизнь современников, обращались к образу человека труда. Часть художников пошла в другом направлении - они отошли от сюжетной картины и реализовали себя в «низших» жанрах: в портрете, пейзаже и натюрморте.
В музейной коллекции есть ряд натюрмортов, относящихся к суровому стилю, - это полотна А.Ю. Никич-Криличевского («Ткань, карты и сигары», 1971; «Натюрморт. Семена и клубни», 1963) и H.H. Андронова («Натюрморт с кружевом», 1966; «Зимнее окно», 1981). Характерные признаки этого направления - обобщенность, лаконичность, сдержанность. Художни-
ки выделяют контуры фигур, используют большие плоскости цвета, тем самым добиваясь наибольшей выразительности.
Ассоциативно-метафорический натюрморт, возникший в 1960-1970-е годы, берет свое начало, вероятно, в ванитас - аллегорическом натюрморте о суете сует и бренности, быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Ассоциативно-метафорический натюрморт представлен в коллекции музея картиной А.Г. Тышлера («Цветочная полка», 1966) и работами иркутских мастеров: Г.Е. Новиковой («Пейзаж с большой рыбой», 1978), А.И. Алексеева («Посвящение декабристам», 1990), А.Н. Пурлика («Натюрморт с патефоном», 1995), А.О. Погребного («Натюрморт с корягой», 1988).
Художники, остро переживающие разного рода события, будь то историческое прошлое или противоречия современного мира, выражают прочувствованное и увиденное на холсте. Так возникает образ умирающей на берегу моря рыбы на картине Г.Е. Новиковой «Пейзаж с большой рыбой», обращающейся к теме защиты окружающей среды; H.H. Вершинин в «Натюрморте с разбитой иконой» (1992) включает в композицию образ порушенной иконы; в картине «Посвящение декабристам» А.И. Алексеев изображает кандалы как символ ограничения свободы человека.
Представленный тип натюрморта позволяет зрителю насыщать его собственными смыслами и ассоциациями в виду отсутствия четко определенных значений, в отличие от его предшественника ванитас, где у каждого предмета был свой определенный подтекст.
В собрании музея обширно представлен сибирский натюрморт.
Распространенный сюжет - натюрморт с дарами природы. В русском искусстве такой натюрморт, как правило, символизирует красоту и богатство родного края. Среди сибирских художников, которые обращались к этой натюрмортной теме, выделяются имена А.Ш. Закирова, А.Г. Костовского,
А.Ф. Рубцова, А.И. Гутерзона и А.Г. Позде-ева.
В работе А.Ш. Закирова «Таежный натюрморт» художник изобразил всю щедрость даров сибирского леса - грибы, ягоды, шишки, ветки хвойных деревьев. Художник показывает сибирскую природу во всем своем многообразии.
В работе А.Г. Костовского «Август» берестяная ваза с букетом полевых цветов, туесок с ягодами, фон у натюрморта (по всей видимости, стена бревенчатого дома) не случайны: это сибирский натюрморт, так как художник использует предметы, характерные именно для этой местности.
«Геологический натюрморт» А.Ш. Закирова связан с сибиряками и их профессией. Художник включает в композицию натюрморта изображение минералов (чароит, нефрит, лазурит), а также предметы, которые геологи используют в своей работе, -лупу, карандаш, листы с записями.
Представлены в этой части и натюрморты других типов, такие как «Цветы, овощи и фрукты», «Посуда и кухонная утварь». В работе забайкальского художника Ю.А. Круглова «Подсолнухи» чувствуется явное влияние постимпрессионизма, картина перекликается с «Подсолнухами» Ван Гога. Художник экспериментирует, пробует себя в новом направлении, в результате чего и возникает полотно с применением декоративной стилизации, характерной для творчества художников-постимпрессионистов.
В картине иркутского живописца А.П. Жибинова «Натюрморт» интересно композиционное решение. Художник в изображении предметов выбирает ракурс сверху: зритель будто бы стоит над ним. Этим композиционным приемом автор вводит зрителя в композицию, делает его непосредственным участником этого события. С помощью необычной фактуры художник обыгрывает привычные зрителю предметы, и от этого салфетки, лимоны, сама поверхность стола начинают звучать по-новому на его полотне.
Графические декоративные натюрморты представлены такими авторами, как A.C. Ведерников («Натюрморт с арбузом»), Г.А. Курочкина-Домашенко («Натюрморт с цветами», «Букет», 1970), М.Е. Синиши-на-Шпирко «Натюрморт с тыквой» («Натюрморт с красным чайником», 2001). Эти работы объединяет богатство цветовой палитры, насыщенность оттенков.
Помимо живописных и графических работ, коллекция включает предметы декоративно-прикладного искусства иркутских авторов: О.Ю. Копёнкиной, H.A. Сериковой-Рубцовой, И.А. Паклиной, В.И. Соколова.
Композиция О.Ю. Копёнкиной «Разгадка рук - в создании мира» (1991) состоит из блюд, расписанных в сдержанной сине-ко-
М. С. Сарьян. Плоды каменистых склонов Арагаца. 1958. Холст, масло. 145x115
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (Иркутск)
О. Ю. Копенкина. Блюдо.
Из композиции «Разгадка рук - в создании мира... » 1991. Хайтинский фарфоровый завод. Фарфор, роспись. 37,5x5
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (Иркутск)
ричневой гамме. Образ рук выступает как связующее звено между внутренним миром и окружающим.
Декоративная композиция из трех блюд «Вечер» H.A. Сериковой-Рубцовой насыщена цветом, живопись плотная, фактурная. Эскизность рисунка придает работам живость и легкость. С помощью глубокого синего цвета фона, на котором выступают предметы - вазы, фрукты, цветы, неожиданный женский образ, художник раскрывает тему вечера.
Иркутский натюрморт самобытен, узнаваем, каждый автор обладает своим собственным почерком. В работах иркутских мастеров также прослеживается влияние отдельных художественных направлений.
Богатство и разнообразие коллекции Иркутского областного художественного музея позволяет увидеть, как менялся русский натюрморт: из малозначимого он вырастает в один из самых актуальных жанров в современном искусстве с многообразием
типов и разновидностей, воплощается в разных видах изобразительного искусства. Натюрморт сибирских художников является немаловажной частью русского искусства.
Литература
1. Герчук, Ю.Я. Живые вещи. - Москва : Сов. художник, 1977. - 142 с. : ил.
2. Мочалов, Л.В. Три века русского натюрморта. - Москва : Белый город, 2012. - 511 с.
3. Пружан, И.Н. Натюрморт в русской и советской живописи / И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев.
- Ленинград : Аврора, 1971. - [212 е.]
4. Ракова, М.М. Русский натюрморт конца XIX
- начала XX века : [альбом]. - Москва : Искусство, 1970. - 147 с. : ил.
5. Русский и советский натюрморт : каталог / Гос. русский музей ; [сост. А. К. Антонова, И. Н. Пружан]. - Ленинград : Советский художник, 1969. - 23, [2] е., [8] л. ил. : цв. ил.
6. Ягодовская, А.Т. О натюрморте. - Москва : Сов. художник, 1965. - 70 с.: ил.; 20 см. - (Беседы об искусстве).
Об авторе
Голято Алина Игоревна - научный сотрудник музея ГБУК «Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва»
E-mail: [email protected]
RUSSIAN STILL LIFE IN THE COLLECTION OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V P. SUKACHOV
Golyato Alina Igorevna
Researcher at the Irkutsk Regional Art Museum named after V P. Sukachov
Abstract: The article is devoted to Russian still life works in the collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after K P. Sukachov. The article analyzes the structure of the still life collection. The development of Russian still life from the middle of XIX century till the beginning of XXI century is considered. Special attention is paid to the analysis of the Siberian still life.
Keywords: Russian still life; Siberian still life; collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after K P. Sukachov; still life in painting; still life in graphics; still life in decorative art.