УДК 069.02:7
Т. П. Огородникова
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва Иркутск, Россия
ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ
В СОБРАНИИ
ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЁВА
Статья посвящена владельческим коллекциям XX века в собрании Иркутского художественного музея. Рассмотрены коллекции П. П. Сукачёва, М. Я. Лейбовича, В. В. Величко, Ю. В. Невзорова, П. Е. Корнилова, Б. М. Кербеля, Ф. Е. Вишневского, передавших в дар музею около трех тысяч произведений художников России, стран Европы и Востока. Выявлены особенности каждой коллекции как цельного художественного явления, определено значение подаренных произведений для развития национальных школ и повышения художественного уровня музейного собрания. Большее внимание уделено коллекции Ф. Е. Вишневского, чьи подаренные работы сыграли значительную роль в формировании музея.
Ключевые слова: владельческие коллекции; дарители; Ф. Е. Вишневский; Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва.
К. Е. Маковский. Савояр. 1872. Холст, масло. 39x31
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (далее - ИОХМ). Из собрания В.П. Сукачёва, 1920
Богатейшее в Сибири и на российском Дальнем Востоке собрание Иркутского художественного музея сегодня объединяет более 23 тысяч произведений мирового изобразительного искусства. Достаточно обратиться к истории музея, чтобы убедиться в крайне важной роли дарителей и коллекционеров в его формировании. Наряду с различными многочисленными источниками поступлений в XX веке,
очень многими экспонатами музей обязан дарителям — людям самых разных профессий и увлечений. Среди них особой ценностью обладают коллекции, подаренные музею в разные десятилетия прошлого столетия известными собирателями Иркутска, Москвы, Ленинграда (Петербурга). В общей сложности они безвозмездно передали музею около трех тысяч произведений русских, европейских художников и ведущих мастеров
стран Востока. Естественный путь формирования музея распределил ранее единые коллекции дарителей по разным отделам и направлениям, по экспозициям. Проект «Владельческие коллекции в собрании музея» предполагает углубленное изучение каждой коллекции как цельного и самобытного художественного явления. В результате научной систематизации произведений определяется их место в искусстве национальных школ и значение в собрании музея; раскрываются творческие предпочтения и неповторимые грани личности бывших владельцев. Итогом изучения становятся каталоги их коллекций.
Истоки формирования личных коллекций Иркутского художественного музея мы находим в далеком Петербурге начала 1870-х годов, когда студент университета юридического факультета, иркутянин Владимир Сукачёв приобрел для себя первую картину. С начала 1880-х годов все желающие уже посещали Сукачёвскую галерею в двухэтажном доме его новой усадьбы на углу улиц Ланинской и 1-й Иерусалимской, где разместилось несколько десятков картин. Назвав ее «одной из редкостей Сибири», французский профессор Бордоского университета Жюль Легар справедливо отмечал почти исключительно русский ее состав. Чем бы ни занимался В. П. Сукачёв (1847-1920) как городской голова Иркутска и председатель Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО), крупнейший меценат и благотворитель Сибири, его не покидала мысль о строительстве специального здания для галереи и передаче ее городу. Мечта не осуществилась при жизни В. П. Сукачёва, но именно его картинная галерея в 1920 году послужила основой крупнейшего музея Сибири. Около ста произведений блистательной по составу коллекции, среди которых шедевр И. Е. Репина, полотна К. А. Трутовского, Л. И. Соломаткина, В. Е. Маковского, А. К. Айвазовского, К. Е. Маковского, А. П. Боголю-
бова, и сегодня остаются золотым фондом Иркутского художественного музея.
Первая личная коллекция, сформированная в 1920-е годы, принадлежала иркутскому купцу, до революции владельцу типографии, а в советское время почтовому служащему Минею Яковлевичу Лейбо-вичу (1874?-1938). В его коллекции - более 40 произведений русских и иностранных художников рубежа XIX-XX веков, которые отражают повышенный интерес М. Я. Лейбовича к современному для него искусству. Миней Яковлевич был активным участником выставок при музее ВСОИРГО, проводимых заведующим астрономической обсерваторией отдела Р. С. Пророковым, помогал в организации выставок Иркутского общества художников, в которых, кроме иркутян, участвовали живописцы и графики из разных городов Сибири, Москвы, Петрограда и художники - военнопленные Первой мировой войны. М.Я. Лейбович был знаком со многими из них. Не удивительно, что его коллекция объединила прекрасные работы М. Авилова, А. Ясинского, А. Яким-ченко, М. Гермашева. Есть в ней чудесные акварели К. Сомова, М. Добужинского, В. Борисова-Мусатова, замечательная пастель И. Репина, работы сибиряков Б. Лебединского и В. Вучичевича-Сибирского, немецких военнопленных М. Малитца и Р. Шейна, картины живописцев Италии и Франции.
М. М. Гермашев.
Осенний пейзаж с
домиком.
Начало XX века.
Холст, масло.
53x70
иохм.
Дар М.Я. Лейбовича, 1930
Беседа Христа с
книжниками
(Преполовение).
Москва, XV век.
Дерево, темпера.
78хбб
ИОХМ.
Дар Н.К. Величко, 1991
С 1960-х годов новая страница в истории музея отмечена качественным изменением его собрания. До начала 1990-х годов сотни произведений разных видов и жанров художников России, стран Европы и Востока из личных коллекций Москвы и Ленинграда мощно вливались в музейное собрание, ломали привычный порядок экспозиции, открывали новые имена художников. В этом замечательном потоке дарения - безусловная заслуга Алексея Дементьевича Фатьянова (1915-2001), директора музея в то время, отдавшего ему более пятидесяти лет своей жизни.
По словам В. Г. Распутина, «говорить об А. Д. Фатьянове общеизвестные вещи в том роде, что он горячий патриот своего города и края, строгий ценитель и вдохновенный пропагандист искусства, его чернорабочий и ученый, - мало: по отношению к нему все эти понятия надо возводить в степень и в особое, совсем не общего свойства, качество» [12, с. 9].
Близко знакомый с Ф. Е. Вишневским, Н. К. Величко, Ю. В. Невзоровым, П. Е. Кор-
ниловым, А. Д. Фатьянов буквально околдовывал их своей любовью и преданностью музею и получал для него многие ценные работы. Воспоминания Алексея Дементьевича об этих людях и сегодня греют искренним преклонением перед их щедростью и живым участием в формировании собрания музея.
С 1965 по 1991 год более двух тысяч произведений XV — начала XX века и редких книжных изданий передал в дар музею москвич Николай Кириллович Величко (1902-1997). Коллекция объединяет более 150 икон Москвы, Ярославля, Пскова, Новгорода, «северных писем», Афона, изделий златокузнецов России и Германии, картины и графические работы, в том числе сотни листов гравюры, русских и европейских художников. В нее входят работы И. Репина, В. Серова, И. Шишкина, А. Бенуа, Н. Гончаровой, Н. Кузьмина, Т. Мавриной, голландца Ф. Ваувермана и француза К. Тройона, редкие в музеях России пастели импрессионистов К. Моне и К. Писсарро. Некогда эта коллекция входила в обширное, уникальное по составу и ценности собрание Валериана Вадимовича Величко (1874—1956). Врач по профессии, «доктор», как называли его близкие, в Москве он был известен как страстный любитель и собиратель старинных вещей и произведений искусства. Наследник его коллекции, Николай Кириллович, по завещанию владельца передавал работы и книги музеям, библиотекам университетов Москвы, Петербурга, Новгорода, Кишинева, Нового Иерусалима, Соловков, Иркутска. Иконы, кроме музеев, дарил епархии. Н. К. Величко был крупнейшим меценатом, который оставил яркий след в истории культуры прошлого столетия.
В 2018 году издан каталог книжной коллекции В. В. Величко и Н. К. Величко, объединившей 103 печатных издания и рукописных книг с конца XV века по 1983 год, в числе которых книги кирилловского шрифта, издания XVII-XVIII веков, а также книги по истории искусства, иконографии, древнерусскому искусству XIX-XX веков.
Коллекция известного московского собирателя Юлия Владимировича Невзорова (1913-2019) - более восьмидесяти произведений (главным образом русских и некоторых зарубежных мастеров XIX-XX столетий) - сформировалась в музее в 1960-1980-е годы. Подаренные им рисунки П. Федотова, А. Рябушкина, А. Саврасова, Ф. Малявина, В. Серова, иллюстрации К. Рудакова, акварели Альберта Бенуа, картины Г. Кравченко-Гук, С. Виноградова и итальянского импрессиониста Ф. Зандоменеги свидетельствуют не только о разнообразных собирательских интересах Ю. В. Невзорова. Известен он и как пытливый исследователь, написавший множество статей по атрибуции произведений русских художников. В «Автобиографии и библиографии собрания» он пишет: «...в моей собирательской деятельности меня больше всего всегда интересовали поиски и исследования: поиски "пропавших без вести" произведений...» [4]. С Иркутском у Юлия Владимировича связаны самые светлые воспоминания: здесь он родился, в семь лет увлекся рисованием, посещал студию И. Копылова и жил до 1924 года, когда семья переехала в Москву. В «Автобиографии» он признается в «моей большой любви к Иркутску, все возрастающей с... годами» [4]. Не случайно среди его подарков музею - картина иркутского художника И. Померанцева «Иркутский Кремль» 1908 года, купленная его матерью Юлией Михайловной в Иркутске.
Иркутск оставил незабываемый след и в жизни Петра Евгеньевича Корнилова (18961981), ленинградского собирателя и тонкого знатока искусства, кандидата искусствоведения, долгие годы работавшего научным сотрудником Государственного Русского музея. В Иркутске он останавливался в 1920 году вместе с частями 5-й Красной Армии, в которой служил. В конце своей жизни Петр Евгеньевич написал А. Д. Фатьянову: «Я Ваш город вспоминаю с удовольствием, но теперь, наверное, не узнал бы» [3]. За редким исключением, его коллекция состоит из произведений мастеров начала и первой
половины XX века: акварели, беглые зарисовки, наброски, эскизы, карандашные портреты, иллюстрации сохранили первые импульсы творческого вдохновения авторов. Работы А. Рылова, А. Остроумовой-Лебедевой, Д. Киплика, К. Рудакова, В. Замирайло, Д. Кардовского, живописные этюды Р. Шей-на (с ним, как и с немецкими, австрийскими, венгерскими военнопленными художниками, он общался в Иркутске), эскиз обложки журнала «Пламя революции», изданного в Иркутске в 1920 году, - всего более восьмидесяти произведений - подарил П. Е. Корнилов музею в 1960-1970-е годы.
В Иркутске хорошо знали Бориса Михайловича Кербеля (1910-1992): долгие годы он работал в отделе по делам строительства Иркутского облисполкома, был главным архитектором области. Его постоянно видели на выставках в музее, дружил он с писателями и художниками. Собирал библиотеку по искусству, но не многим было известно увлечение произведениями изобразительного искусства. В 1991 году он передал в дар
С. А. Виноградов. Сад (Усадьба в июне. Пионы в цвету). 1900-е. Картон, смешанная техника. 96x96 ИОХМ.
Дар Ю.В. Невзорова, 1965
музею четыре десятка буддийских скульптур и ваз XIX - начала XX века мастеров Центральной и Юго-Восточной Азии, фарфоровые изделия малой пластики XX века известных заводов Дании и Германии. Коллекция Феликса Евгеньевича Вишневского
Мое собирательство, так же, как и связь с музеями, не прекращалось всю жизнь Ф.Е. Вишневский [1] Среди владельческих коллекций XX столетия Иркутского художественного музея совершенно особое место занимает коллекция Феликса Евгеньевича Вишневского (1902-1978).
В 2019 году музей издал каталог его даров, который объединил около двухсот произведений живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства России, стран Европы, Ближнего Востока, Китая, Японии XVII - начала XX века, поступивших от Ф. Е. Вишневского в течение двух неполных десятилетий (19601976). Разнообразные по стилям, направлениям, видам и жанрам, его дары с удивительным постоянством ежегодно вливались в музейное собрание, органично входили в круг произведений современников и постоянные экспозиции музея.
А. П. Остроумова-Лебедева. Интерьер. 1913. Бумага, карандаш, акварель. 17,5x23,5 иохм.
Дар П.Е. Корнилова, 1975
Ф. Е. Вишневский - один из немногих коллекционеров советского времени, кто понимал, как остро нуждаются в пополнении своих фондов музеи городов, отдаленных от центра страны. По предварительным подсчетам, около 900 произведений он подарил не только музеям Москвы, но и музеям Перми, Курска, Рязани, Горловки, Якутска, Иркутска и бывших союзных республик.
По многообразию и ценности подаренных Иркутску произведений Алексей Де-ментьевич ставил имя Ф. Е. Вишневского «в один ряд с именем В. П. Сукачёва» [14, с. 56]. Их знакомство произошло в начале 1960 года, а в мае Ф. Е. Вишневский пишет А. Д. Фатьянову: «Согласно нашего с Вами разговора о передаче Вашему музею в дар нескольких произведений живописи и скульптуры, хочу сообщить Вам следующее: я подготовил для этого ряд вещей в несколько большем объеме, чем обещал» [2]. Уже в конце года музей принимает первые двадцать работ. Среди них - «Портрет Александры Федоровны» Т. А. Неффа, рисунки француза Т. Гюдена и швейцарца А. Калама, копии с древнеримских скульптур Аполлона Бельведерского и бюст императора Августа, редкие гравюры с изображением русских правителей, изделия отечественного и европейского прикладного искусства.
В следующие годы поступают произведения отсутствующих в музее авторов, а работы имеющихся мастеров дополняются новыми. Самым многочисленным стал раздел русского искусства XVIII-XX веков - более ста работ отечественных художников, что придало коллекции музея цельность и позволило отразить все важнейшие периоды в развитии национальной школы изобразительного искусства.
Так, в 1961 году Ф. Е. Вишневский подарил «Портрет военного» О. А. Кипренского - первую, давно ожидаемую в музее работу художника. Тогда же поступил и «Портрет дамы» И. Е. Репина, а в 1973 году появилась его «Итальянка»: вместе с «Нищей», шедевром из собрания В. П. Сукачёва, картины разносторонне стали представлять творче-
ство знаменитого живописца. Появились в коллекции живописные работы ХУШ-Х1Х столетий Д. Скотти, П. Орлова, Р. Судков-ского, В. Сурикова, И. Левитана, В. Верещагина, А. Боголюбова, К. Рейхеля.
С поступлением в музей пейзажей Семена Щедрина и Сильвестра Щедрина впервые стало возможным представить в собрании музея два ранних периода в развитии отечественного пейзажа. Сквозь условные классические приемы в «Пейзаже с озером» Семена Щедрина прорывается искренность и свежесть поэтического переживания. «Вид Неаполя» Сильвестра Щедрина, как и его знаменитые «террасы», оживлен отдыхающими людьми, наполнен свежестью морского воздуха, пленительной итальянской природой. Иркутская работа является вариантом картины из Тульского художественного музея («Неаполь ночью»).
Дополнением к представленным в музее полотнам знаменитого автора морских пейзажей и баталий А. Боголюбова стал этюд к его поздней картине «Пожар на пароходе». Появились в коллекции и два этюда И. Левитана к раннему пейзажу «Осенний день. Сокольники» из Государственной Третьяковской галереи.
Среди подарков Ф. Е. Вишневского - разнообразные по техникам исполнения произведения русской графики. Они объединили карандашные рисунки - романтический «Морской вид» И. Айвазовского, два эпических пейзажа И. Шишкина и сохранивший свежесть восприятия натуры «Женский портрет» Л. Пастернака, а также исполненные сепией натурщицы Б. Кустодиева и К. Сомова. «Эскиз росписи в доме Носовых» В. Серова и альбом с набросками, этюдами, эскизами и иллюстрациями к произведениям русских классиков Г. Савицкого, как и коллекция в целом, значительно повысили художественный уровень раздела русской графики.
Особо стоит остановиться на русской гравюре XVIII - начала XIX века: в ее составе листы известных русских и иностранных граверов, работавших в России. Как пра-
вило, оригиналами для многих гравюр служили произведения западноевропейских художников. Так, исполненная по миниатюрам Ж.-А. Беннера знаменитая серия гравюр «Романовская сюита» представлена портретами Петра II, Анны Иоанновны и великого князя Николая Павловича. Ряд гравированных портретов талантливых русских резчиков - «Портрет Федора Борисовича» А. Афанасьева, «Портрет гетмана Д. А. Апостола» М. Воробьева, «Петр Великий» А. Осипова - принадлежат к школе, созданной издателем, библиографом и историком П. П. Бекетовым. Портрет видного деятеля эпохи Просвещения И. И. Бецкого немецкий гравер А.-Х. Радиг исполнил по живописному оригиналу А. Рослина. Автор многочисленных портретов членов императорской семьи и видных деятелей России, английский гравер Т. Райт представлен «Портретом графа Кочубея» с живописного оригинала Дж. Доу. Качественно дополнили раздел гравюра резцом «Вид города Мангазеи» (с оригинала Люрсениуса) И. Бугреева, анонимные литографии сатирических карикатур войны с Наполеоном и более десятка автолитографий из серии «Виды города Загорска» (1922) К. Юона.
Достоянием раздела русского декоративно-прикладного искусства стали ценные изделия начала XX века - две женские обнаженные фигуры из бисквита известных мастеров Императорского фарфорового за-
С. Ф. Щедрин. Вид Неаполя. Год неизв.
Картон на холсте, масло. 19,5x28,5 иохм.
Дар Ф.Е. Вишневского, 1973
вода А. В. Вернер и А. К. Тимуса и тарелки из сервиза «Три розы» с росписью выдающегося художника-стилиста и декоратора С. В. Чехонина.
Феликс Евгеньевич из бесед с Алексеем Дементьевичем имел представление об особенностях собрания европейского искусства музея и несистематическом характере его формирования, о чем озабоченно писал и А. Д. Фатьянов. Примечательно, что Ф. Е. Вишневский как опытный собиратель и знаток музеев из года в год дарил произведения все более известных мастеров Европы, что повышало художественный уровень собрания европейского искусства музея. В целом европейская коллекция Ф. Е. Вишневского составляет свыше семидесяти произведений художников Италии, Германии, Австрии, Голландии, Фландрии, Франции, Чехии, Польши, Норвегии, Швеции XVII - начала XX века. Многие картины при поступлении сразу же входили в постоянную экспозицию, в которой, наряду с «Призванием апостолов» великого классициста Н. Пуссена (из собрания В. П. Сукачёва), «Увенчанием Христа терниями» крупнейшего утрехтского караваджиста X. Тербрюггена, представлено около двадцати полотен из его коллекции.
Важным дополнением искусства золотого века Голландии стал пейзаж «На канале» известного мариниста из лейденского семейства живописцев В. ван де Вельде Младшего, прославленного видами спокойного моря и морскими баталиями. В иной стилистике написан пейзаж из музея, в котором величественная и умиротворенная природа обитаемого канала и протекающая мирная жизнь прибрежного поселения воспринимаются как образ самой Голландии. Редко встречаются в российских музеях картины харлемского живописца С. Ромбаутса. «Опушка леса» создана художником в Италии, где прошла вторая половина его недолгой жизни. Этот романтический лесной пейзаж отличают свойственные голландской живописи ясная композиция, сдержанная тональная гамма, тонкость письма
и лирическое настроение южного мотива. Обе картины дополнили пейзажный жанр малых голландцев, представленный в музее прекрасными работами Ф. Мушерона, Н. Берхема, А. де Кроса.
Великолепная «Городская набережная» живописца XIX века К. Я. Бера вступила в своеобразный диалог с двумя поэтическими пейзажами голландских городов с жанровыми сценками С. Л. Вервера. В отличие от своего современника, К. Я. Бер точной передачей архитектуры и перспективы уходящей вдаль улицы следует традициям старых голландских мастеров.
Важным приобретением для музея стало большое полотно известного антверпенского живописца Г. Зегерса (Сегерса) «Игроки» (одна из четырех картин фламандских художников XVII века музея). От Ф. Е. Вишневского она поступила как работа голландца Годфрида Схалькена. Принадлежность картины Г. Зегерсу установила специалист по голландской и фламандской живописи из Эрмитажа И. В. Линник. Одним из важных аргументов для исследователя стала гравюра с «Игроков», исполненная Н. Лауренсом, современником художника. Как отметила Ирина Владимировна, «гравюра дошла до нас, а картина считалась пропавшей» [9]. Картина исполнена в ранний период увлечения художником искусством Меризи да Караваджо с характерной полуфигурной композицией в натуральную величину. В свое время известный биограф художников, теоретик искусства и живописец Иоахим фон Зандрарт писал, что видел в мастерской Г. Зегерса большие полотна с изображениями солдат, музыкантов, певцов. Однако в настоящее время картина музея является единственной известной работой фламандского мастера на бытовую тему.
Великолепным дополнением раздела итальянского искусства стал «Большой канал в Венеции» М. Мариески, известного мастера городского пейзажа венецианской живописной школы XVIII века. Рядом с праздничным и карнавальным городом в картинах его знаменитых современников ведуты
Мариески выглядят весьма скромно: старинный город в картине предстает в неторопливом течении своей будничной жизни.
В разделе итальянской графики музея появился и прекрасный, исполненный в стиле барокко «Рисунок для алтаря» неизвестного итальянского мастера, датированный при поступлении XVIII веком. Однако особенность бумаги с характерным для более раннего периода водяным знаком дает основание отнести рисунок к XVI веку.
Произведения художников Франции из коллекции Ф. Е. Вишневского существенно обогатили раздел искусства этой великой европейской школы. Выдающемуся художнику-романтику XVIII века Г. Роберу принадлежит картина «Площадь с обелиском ночью», созданная в ранний период его пребывания в Риме. В изображении площади собора Св. Петра со знаменитым обелиском и колоннадой Д. Л. Бернини уже угадываются особенности творческой манеры зрелого периода популярного в Европе и России «живописца руин».
Романтические пейзажи прославленного мариниста XIX века Т. Гюдена - живописный «Морской вид с портом и маяком» и рисунок тушью «Морской пейзаж» - по-
зволяют оценить его мастерство в передаче разного состояния природы, цельность композиции, прекрасный колорит и тонкое чувство гармонии тонов.
Салонная живопись Франции, представленная в музее разными жанрами XIX века, дополнена из собрания Ф. Е. Вишневского картинами постоянных участников парижских салонов этого столетия: аллегорическим полотном «Поющие нимфы (Ноктюрн)» Н. О. Лоренса, ученика знаменитого в свое время Т. Кутюра, и сентиментальной прелестной картиной «Девушка у ручья» Ж. К. Каве.
Замечателен легкой виртуозной манерой исполнения карандашный рисунок «Жанровая сцена»: по аналогии с рисунком «Продавец уксуса» [15, с. 89] из собрания Государственного Эрмитажа, возможно, он принадлежит одному из ярких представителей рококо Франсуа Буше.
В коллекции Ф. Е. Вишневского произведения мастеров Германии самые многочисленные по составу, стилистически и жанрово разнообразные. Знаменитым немецким архитекторам и живописцам Н. Ф. Торету и К. Ф. Шинкелю принадлежат два пейзажа. Величественный образ природы исполнен в классических традициях XVIII века в картине «Нахождение Моисея» Н. Ф. Торета (1796). Картина поступила от Ф. Е. Вишневского как работа К. Ф. Шинкеля, но в результате музейной реставрации в 1980 году на обороте холста была обнаружена немецкая подпись с именем художника и годом. Также известно, что «Нахождение Моисея» художник написал в Риме, где изучал архитектуру и жил по приглашению герцога Карла Евгения Вюртембергского с 1793 по 1796 год.
В превосходном полотне К. Ф. Шинкеля «Пейзаж с фигурами под деревом» (1815), идеальном сочиненном ландшафте с обществом рыцарей и кавалеров проявились черты немецкого романтизма с его интересом к средневековью, что особенно ценили современники в картинах художника. Наряду с портретами А. Пэна, И. Г. Беккера, Г.
77. О. Пастернак. Женский портрет. 1899. Картон, карандаш. 33,7x28,5 иохм.
Дар Ф.Е. Вишневского, 1962.
Вайсмана, X. В. Дитриха, эти пейзажи отражают значительные достижения немецкого искусства второй половины XVIII - начала XIX столетия.
Более широко представлены в коллекции Ф. Е. Вишневского произведения немецких художников XIX - начала XX века. Среди них «Портрет старухи на фоне пейзажа» Ю. Шнорра фон Карольсфельда, в ранние годы входившего в группу мастеров, объединившихся в Риме в «Союз Св. Луки» и получивших название «назарейцы» [10]. Живописная манера художника основана на преобладающей контурной линии и локальном цвете, что свойственно единому стилю, единой манере в живописи и рисунке художников-назарейцев.
Неизвестный итальянский художник. Рисунок для алтаря. XVI в. Тушь, перо, карандаш, сангина. 31x24,3 ИОХМ.
Дар Ф.Е. Вишневского, 1965
Ряд картин и рисунков коллекции принадлежит авторам, чье искусство развивалось в разных городах Германии, но стилистически связано с ее ведущими художественными центрами - Берлином, Дюссельдорфом, Мюнхеном.
К произведениям художников берлинской школы относится южный пейзаж «Закат солнца» (1850) крупнейшего живописца Эдуарда Хильдебрандта. Чарующий красотой эпический южный пейзаж художник написал по рисункам и этюдам, созданным в Бразилии в 1844-1845 годах во время своего кругосветного путешествия.
Полотно «Прусские кирасиры атакуют французскую линейную пехоту. Война 1813-1814 годов» популярного баталиста Карла Фридриха Шульца - один из эпизодов войны союзников с армией Наполеона. В 1847 году художник приезжал в Россию, где снискал батальными полотнами популярность при дворе Николая I.
Среди картин живописцев прославленной дюссельдорфской школы - исполненный в традициях бидермейера выразительный образ монаха в картине «В погребке» А. фон Вилле, «Пейзаж с часовней» И.-В. Шир-мера, одного из основателей дюссельдорфской школы, а также пейзажи А.-Ф. Зигерта и А. Флама.
С искусством знаменитой мюнхенской школы знакомят историческая картина «Инквизиторы ведут Яна Гуса и его соратников на казнь» ректора Мюнхенской академии художеств А. фон Келлера, рисунки «Горный пейзаж» Франса Кобелля (начало 1790-х) и «Морской пейзаж» К. Роттмана, известного живописца эпических альпийских видов.
Одним из последних поступлений от Ф. Е. Вишневского в 1976 году стало полотно «Кентавры и наяды» живописца, скульптора и выдающегося мастера графического искусства, представителя немецкого символизма Макса Клингера. Созданная 26-летним художником картина входила в состоящий из двенадцати частей фриз его декоративной росписи вестибюля виллы
Альберс в Берлине-Штеглице, темой которого является море. Уже через четыре года после завершения Клингером работы декоративные полотна были убраны и попали в Национальную галерею в Берлине и в Кун-стхалле в Гамбурге. Как отмечают немецкие специалисты, здесь Клингеру «впервые удалось воплотить свое представление о полифоническом, т.е. охватывающем различные художественные формы, произведении искусства» [11, с. 44].
В коллекцию Ф. Е. Вишневского входят работы художников других национальных школ Европы, ранее не представленных в музее. Среди них «Портрет неизвестной в красной шали» австрийского портретиста Й. Грасси; два портрета норвежского художника 3. И. Даля, более известного как анималист; символическое полотно прославленного в Польше В. Прушковского «Скорбь (Смерть) Ангелли» о польских ссыльных в Сибири по поэме Ю. Словацкого; «Игра в карты» жанриста и мастера натюрморта чеха Эдуарда Штеффена.
Из собрания Ф. Е. Вишневского поступили работы мастеров Китая, Японии и Ближнего Востока XIX века: богато орнаментированные кумганы, девять свитков на бумаге и два великолепных фрагмента шелковой ширмы с разнообразными сюжетами живописи китайских мастеров, а также японские вазы этого времени.
Однако главным итогом подвижнической деятельности Ф. Е. Вишневского стал подаренный столице музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Он открылся в Замоскворечье 11 февраля 1971 года в одноэтажном доме с мезонином, некогда принадлежащем ученому и любителю искусства профессору Н. Г. Петухову и по его завещанию перешедшем в собственность Ф. Е. Вишневского. В «Автобиографии» Феликс Евгеньевич писал: «С нач[ала] 1960 гг. у меня появилась мысль о создании в Москве музея В. А. Тропинина на основе собранной мною художественной коллекции» [1].
Мечта Ф. Е. Вишневского осуществилась: его уникальная коллекция русского искусства ХУП1-Х1Х и начала XX века получила музейный статус. До конца жизни Феликс Евгеньевич оставался в музее его главным хранителем и главным собирателем.
Как продолжатель традиций отечественного коллекционирования великих собирателей прошлого, он повторил подвиг П. М. Третьякова и дарителей Румянцевского музея [13] и навсегда вписал свое имя в историю отечественной культуры второй половины XX века.
В отличие от больших дореволюционных коллекций, собрание Ф. Е. Вишневского формировалось в сложное для частных коллекций время и имело непростую судьбу, как и собственная жизнь его владельца. Но он не только сохранил, но и приумножил свою коллекцию.
Ф. Е. Вишневский родился в богатой московской семье потомственных купцов и русско-польских дворян, художников и коллекционеров Вишневских. Ранний интерес к собирательству поощрялся отцом, Евгением Феликсовичем Вишневским (?—1923) - архитектором и мастером прикладного искусства, вместе с братьями владевшим бронзо-литейной фабрикой [5].
Старинные вещи и произведения искусства Феликс Вишневский начал собирать со школьного возраста и «уже в 1920 г. имел коллекцию из 100 вещей, на которую получил от Советского государства Охранную грамоту. Коллекция значительно пополнилась после смерти отца...» [1].
После революции Ф. Е. Вишневский включается в культурную жизнь молодого государства: участвует в организации Первого Пролетарского музея в Москве, открытого 7 ноября 1918 года. С 17 лет работает в Антикварно-художественном отделении Горпродукта, затем экспертом (эмиссаром) в Коллегии по делам музеев Наркомпроса. С 1925 года работает сотрудником Государственного исторического музея (ГИМ), одновременно учится в Московском уни-
верситете и Московском лесотехническом институте.
Из-за своего происхождения закончить учебу Ф. Е. Вишневскому не удалось: в 1928 году он был лишен избирательных прав и сослан в Кострому. Значительная часть семейной коллекции была изъята и передана в ГИМ. С собой в Кострому он привез небольшую часть из сохранившихся вещей и несколько ящиков с книгами. В «Автобиографии» он скупо фиксирует свою жизнь в Костроме: «Работал научным сотрудником Костромского Государственного] базового
К. Ф. Шинкелъ. Германия. Пейзаж с фигурами под деревом. 1815. Холст, масло. 70x95 иохм.
Дар Ф.Е. Вишневского, 1976
музея. С начала 1934 г. - в период разгрома музеев - ушел на работу в деревообрабатывающую промышленность...» [1]. Его связь с музеями прервалась почти на четверть века. С 1948 года он перебирается поближе к столице и живет на Лосиноостровской даче.
Г. Д. Кропивницкая, первый директор Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, вспоминает о Ф. Е. Вишневском тех лет: «С начала 1950-х годов причастные к собирательству москвичи помнят высокого, худощавого и немолодого человека... с неизменной ...сумкой в руках. Его маршруты по Москве ежедневно повторялись: поездом или автобусом из Лосиноостровской на Сретенку, Арбат, Тишинский,
Велозаводский, Преображенский рынки, Кузнецкий мост и Столешников переулок, улицы Герцена, Горького... Это были хорошо известные старым собирателям места. Там находились антикварные, книжные и комиссионные магазины, неприметные палатки по продаже "случайных вещей" из госфондовских баз... Многие продавцы-антиквары ...знали ...Феликса Евгеньевича Вишневского» [8]. Ф. Е. Вишневский недорого приобретал приглянувшиеся ему, на первый взгляд «пропавшие» вещи. В те годы он не мог себе позволить купить произведения известных авторов или работы хорошей сохранности: стоили они дорого. Приобретая, он радовался маленьким или большим удачам. Также находил их на чердаках, у старожилов; рваные загрязненные холсты приносили ему дворники.
В почерневших и ветхих холстах он не раз открывал забытые или «исчезнувшие» картины, возвращал имена их авторов и изображенных лиц, спасал из небытия. Досконально изучал каждую вещь, знал почерки художников, стили и материалы. По возможности отдавал картины на реставрацию художнику А. Д. Корину.
Со второй половины 1950-х годов Ф. Е. Вишневский участвовал в выставках из частных коллекций в московском Центральном доме работников искусств, организовывал персональные выставки из своего собрания в Москве, Рязани, Курске и других городах страны, при этом подаренные им работы сразу же входили в экспозиции музеев.
В 1958 году для музеев Москвы Ф. Е. Вишневского как универсального собирателя, консультанта, знатока частных собраний открыл А. 3. Крейн, директор московского музея А. С. Пушкина. Александр Зиновьевич вспоминал, как после знакомства с Вишневским и его коллекцией, «оправившись от первого потрясения, мы пришли к единственному заключению, что без Вишневского.. . не можем жить. Энциклопедические знания этого человека, его способность находить и определять вещи, его энтузиазм - что для нас в тот период могло быть важ-
нее! Мы предложили Феликсу Евгеньевичу стать нашим сотрудником. Он согласился. Числясь рядовым сотрудником, Ф. Е. Вишневский фактически занимал должность Главного Собирателя. И Учителя» [7, с. 61].
В 1950-1960-е годы Ф. Е. Вишневский один из немногих стал покупать картины европейских художников (в конце 1940-х - начале 1950-х годов появилось большое количество антиквариата из Германии). В дальнейшем полотна и рисунки мастеров разных стран Европы стали достоянием многих музеев Советского Союза.
В эти годы собрание Ф. Е. Вишневского значительно разрастается и принимает музейный характер. Еще в 1964 году он первым из коллекционеров добился постановки на государственный учет лучшей части своей коллекции - ста тридцати двух произведений.
В 1975 году ему было присвоено почетное звание заслуженного работника РСФСР.
Как и многие отечественные музеи, чьи собрания благодаря дарам Ф. Е. Вишневского стали неизмеримо богаче, Иркутский художественный музей особо чтит имя великого отечественного коллекционера, мецената и просветителя XX века.
Литература
1. Архив. Иркутский областной художественный музей (ИОХМ). Папка «Ф. Е. Вишневский». Автобиография. № 1670. Л. 1, 2, 3.
2. Архив. ИОХМ. Папка «Ф.Е. Вишневский». Письмо А. Д. Фатьянову, 30.05.1960. № 579. Л. 1.
3. Архив. ИОХМ. Папка «П. Е. Корнилов». Письмо А. Д. Фатьянову. Л. 1.
4. Архив. ИОХМ. Папка «Ю. В. Невзоров». Ав тобиография и библиография собрания. Л. 1, 2.
5. Евгений, Лев и Феликс Вишневские владели бронзолитейной фабрикой на ул. Ладожская, 12. Занимались изготовлением изделий из бронзы для богатых купеческих особняков и гостиниц. В бывшем особняке И. А. Второва (в настоящее время резиденция американского посла, Спасопесковский пер., 10) до сих пор висит бронзовая люстра их фабрики 1910-х годов. На фабрике отливались статуи и памятники, а также работы С. Коненкова, М. Врубеля, Н. Андреева (знаменитая скульптура Н. В. Гоголя стоит во дворе на Никит ском бульваре). На Всемирной выставке 1900 года в Париже изделия фабрики получили золотую медаль, в 1903 году экспонировались на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века Вишневские получили звание поставщиков Императорского двора. Фабрика просуществовала до 1917 года.
6. Западноевропейское искусство XVI - начала XX вв. Живопись, рисунок, скульптура : каталог / авт.-сост. А. Д. Фатьянов ; Иркут. обл. упр. культуры ; Иркут. обл. худож. музей. - Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1957. - 59 с.
7. Крейн, А. 3. Жизнь музея. - Москва : Сов. Россия, 1979. - 254 с.
8. Кропивницкая, Г. Д. Основатель музея. Воспоминания о Ф. Е. Вишневском // Наше наследие. - Москва, 1989. - № 1. - С. 48-49.
9. Линник, И. В. Вновь опознанные картины нидерландских караваджистов // Искусство. -
М. Клингер. Германия. Кентавры и наяды. 1884-1885. Холст, масло. 50,5x172 ИОХМ.
Дар Ф.Е. Вишневского, 1976
Москва, 1971. - № 6. - С. 54-59.
10. Назарейцы (нем. Nazarener) - официально «Союз Св. Луки» (нем. Lukasbund) - группа немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить религиозное монументальное искусство и манеру мастеров средневековья и Раннего Возрождения. Название произошло от легендарного места рождения Иисуса, города Назарета, или от древнееврейских назоре ев, известных своей праведностью, возможно, от традиционного названия прически с длинными волосами «alia nazarena», известной по автопортретам Дюрера и вновь введенной назарейцами в моду.
11. Шпрехер, Э. Немецкая живопись из Гамбургского Кунстхалле. - Лейпциг : Оффицин Пауль Хартунг, 1990. - 62 с.
12. Распутин, В. Г. Предисловие // Фатьянов, А. Д. Иркутские сокровища. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - С. 3-10.
13. Румяпцевский музей открылся в Москве в 1861 году на основе коллекции графа Н. П. Румян цева. Закрыт в 1924 году.
14. Фатьянов, А. Д. Иркутские сокровища. -Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - 160 с.
15. Шедевры французского рисунка XV-XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа : каталог выставки / Гос. Эрмитаж ; [сост. : И. С. Григорьева, А. К. Митин]. - Санкт-Петербург : Гос. Эрмитаж, 2008. - 143 с.
Об авторе
Огородникова Татьяна Петровна - научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва E-mail: [email protected]
OWNER'S COLLECTIONS IN THE COLLECTION ОГ THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV Ogorodnikova Tatyanu Petrovna Researcher, Irkutsk Regional Art Museum named al'ler V. P. Sukachev
Abstract: The article is devoted to the owner's collections of the twentieth century in the collection of the Irkutsk Art Museum. The collections of V. P. Sukachev, M. Ya. Leibovich, V. К Velichko, Yu. V. Nevzorov, P. E. Kornilov, В. M. Karhel, and F. E. Vishnevsky; who donated about three thousand works of artists from Russia, Europe, and the East to the museum, are considered. The features of each collection as an integral artistic phenomenon are revealed, and the significance of the donated works for the development of national schools and for increasing of the artistic level of the museum collection is determined. More attention is paid to the collection ofF. E. Vishnevsky, whose donated works played a significant role in its formation.
Keywords: owner's collections; donators; F. E. Vishnevsky; Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev.